Учебное пособие: Учебно-методическое пособие печатается по решению Методического совета вгипа
Маркова С.М.
Комплект
методического обеспечения
по учебной дисциплине
«Общая педагогика и основы педагогических технологий»
Волжская государственная инженерно-педагогическая академия
Кафедра «Профессиональная педагогика»
Методический отдел
Маркова С.М.
Комплект
методического обеспечения
по учебной дисциплине
«Общая педагогика и основы педагогических технологий»
(учебно-методическое пособие)
Н. Новгород – 2003
ББК 22.4
М – 25
Учебно-методическое пособие печатается по решению Методического совета ВГИПА
Маркова С.М. Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине «Общая педагогика и основы педагогических технологий». – Н. Новгород, ВГИПА, 2003. - 98 с.
В учебно-методическом пособии представлены методологические и методико-технологические средства, обеспечивающие организацию учебного процесса на основе системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов.
Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине включает авторскую программу, систему модулей, понятийно-терминологический аппарат, систему учебных ситуаций, критерии качества обучения.
Учебно-методическое пособие предназначено для педагогов, аспирантов, студентов, занимающихся научно-педагогической деятельностью.
Научный консультант: д.п.н., профессор Вазина К.Я.
@ Маркова С.М.
@ 2003
Содержание
1.
Авторская программа по учебной дисциплине
«Общая педагогика и основы педагогических технологий» 4
1.1.
Пояснительная записка 5
1.2.
Структурно-логические схемы 8
1.3.
Содержание программы 45
1.4.
Учебно – тематический план 52
2.
Система модулей по дисциплине 54
3.
Древа понятий 63
4.
Система технологических ситуаций 74
5.
Критерии качества обучения 92
Список литературы 96
1. Авторская программа по учебной дисциплине «Общая педагогика и основы педагогических технологий»
1.1. Пояснительная записка
Курс «Общая педагогика и основы педагогических технологий» является основополагающей дисциплиной психолого-педагогического цикла в системе профессиональной подготовки преподавателей экономико-управленческих дисциплин, обучающихся по специальности «Менеджер в образовании».
Содержание и организация обучения будущих педагогов отвечает новым требованиям образовательной политики, которая совершенствуется в следующих направлениях: гуманизация и демократизация образовательного процесса; дифференциация и интеграция; развивающий характер обучения; многоуровневость и непрерывность; личностно – ориентированное образование.
Педагогическое образование имеет целью создать оптимальные условия для сочетания общественных потребностей и профессиональных интересов студентов; развитие педагогических способностей; обеспечить большую гибкость при решении профессиональных ситуаций; повысить самостоятельную познавательную деятельность будущих педагогов.
Задачи курса состоят в том, чтобы обеспечить формирование общей педагогической культуры студентов; понимание педагогических закономерностей развития личности и деятельности; развитие профессиональных способностей, обеспечивающих осуществление управленческо – педагогической деятельности; развитие профессионально значимых и личностных качеств будущего педагога.
В основу формирования содержания курса положены такие принципы, как системно – деятельностный и личностно – ориентированный подходы, принципы гуманизации, интеграции, системности.
По содержанию курс «Общая педагогика и основы педагогических технологий» состоит из девяти органически связанных между собой разделов. В первом разделе «Введение в педагогическое пространство» раскрывается содержание и структура учебной дисциплины, ее роль и значение в общекультурной, профессиональной и педагогической подготовке студентов.
Во втором разделе «Педагог. Педагогическая профессия» дается общая характеристика педагогической профессии; описываются профессиональные требования к личности педагога, раскрывается содержание и структура профессиональной компетентности педагога.
В третьем разделе «Методологические основы педагогики» дается сущность науки педагогики, общая характеристика образования, как социального явления и педагогического процесса.
Четвертый раздел «Развитие личности как цель учебно-воспитательного процесса» раскрывает сущность процесса развития личности, определяет движущие силы развития личности и влияние внешних условий на развитие личности.
В пятом разделе «Теория обучения» раскрываются собственно педагогические основы обучения: сущность, структура, функции и принципы процесса обучения; методы, формы и средства организации процесса обучения, а также модели обучения и их основные характеристики.
Шестой раздел «Теория воспитания» определяет цели, содержание, принципы и методы процесса воспитания; сущность коллектива как объекта и субъекта воспитания.
В седьмом разделе «Педагогические технологии» дается основное понятие педагогической технологии, характеризуются педагогические технологии и педагогические задачи.
Раздел восьмой «Управление образовательными системами» раскрывает сущность понятий образовательной системы и педагогического управления; описывает основные функции управления и деятельности руководителей образовательных учреждений.
В девятом разделе «Актуальные проблемы педагогики» даются несколько актуальных тем, таких как «Педагогические новации», «Педагогика ценностных ориентаций» и др. для более полного изучения данного учебного курса.
Реализация содержания курса «Общая педагогика и основы педагогических технологий» осуществляется по технологии развивающего управления (Вазина К.Я.).
Сущность технологии развивающего управления заключается в создании развивающего пространства для каждого обучающегося. С этой целью организуется система проблемных ситуаций по курсу, в которых определены цели, прогнозируемый результат, точно дозированы действия и средства для них.
Содержанием ситуации является жизнедеятельность обучающихся в технологическом процессе. Основная идея, положенная в организацию технологического процесса, состоит в том, что управление осуществляется в активном взаимодействии педагога и обучающихся.
Технологический процесс состоит из трех развивающих пространств: целевого, поискового, рефлексивного.
Целевое пространство обеспечивает включение человека в систему отношений, актуализирует цели познавательной деятельности.
Поисковое пространство обеспечивает систему отношений человека с другим человеком, овладение средствами, развитие потребностей, способностей, самостоятельное добывание культурных знаний.
Рефлексивное пространство обеспечивает осознание норм отношений, установление ошибок, их причин и путей исправления, устанавливается соответствие целей и результата деятельности, выявляются затруднения, которые становятся целями последующего обучения.
Результатом жизнедеятельности обучающегося в ситуации является развитие познавательной деятельности и предметной (педагогической) способности, которая меняет его позиции, сознание, деятельность.
В данной работе представлено методическое обеспечение по учебной дисциплине «Общая педагогика и основы педагогических технологий».
В ее состав входят:
- программа учебной дисциплины;
- система модулей;
- древа понятий;
- система ситуаций.
1.2. Структурно-логические схемы
Схема 1
Введение в педагогическое
пространство
Педагог и педагогическая
профессия
Методологические основы
педагогики
Развитие личности как цель
учебно-воспитательного
процесса
Теория Теория
обучения воспитания
Педагогические
технологии
Управление образовательными
системами
Актуальные проблемы
педагогики
Схема 2
Основные педагогические категории
ЖИЗНЬ
ВОСПИТАНИЕ
САМОВОСПИТАНИЕ
ОБУЧЕНИЕ
САМООБУЧЕНИЕ
РАЗВИТИЕ
САМОРАЗВИТИЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
САМООБРАЗОВАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Схема 3
СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Уровень обучения
Сфера деятельности
Вид деятельности
V
Магистр
социум
человек
природа производство
научная
управленческая
социотехническая
IV
Специалист с высшим образованием
социум
человек
производство
инженер-педагог
III
Бакалавр
социум
человек
производство
инженер
менеджер
педагогический менеджер
творческая инженерная деятельность
II
Рабочий широкого профиля, рационализатор
производство
человек
машина
две и более рабочих профессии
творческий уровень профессиональной деятельности
I
Рабочий
человек - машина
по имеющимся рабочим профессиям
Схема 4
Педагогический процесс
Схема 5
Закономерности и принципы педагогического процесса
Закономерности педагогического процесса
Принципы педагогического процесса
ОТНОСЯЩИЕСЯ К ЧЕЛОВЕКУ
Единство духовного становления субъекта деятельности и общения
Единство врожденного и приобретенного
Единство природного, социального и всего того, что человеком усваивается активно и избирательно
Дифференцированность
Доступность
Наглядность
Интеллектуализация отношений
Правовая защита от окружающей среды
Единство рационального и эмоционального
ОТНОСЯЩИЕСЯ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ
Единство преподавания и учения
Определяющая роль деятельности и общения в развитии человека
Определяющая роль внешней деятельности перед внутренней
Взаимосвязь коллективной деятельности и индивидуальной при определяющей роли коллективной деятельности
Целенаправленность
Системность (целостность)
Непрерывность
Динамичность
Цикличность
ОТНОСЯЩИЕСЯ К СРЕДЕ
Соответствие внешних и внутренних условий и самого педагогического процесса
Целостный педагогический процесс детерминирован социально-экономическими потребностями общества
Педагогический процесс – как культурно-историческая ценность
Единство общей и индивидуальной культуры
Соответствие действий учебного заведения и образа жизни человека
Схема 6
ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Схема 7
Педагог
Схема 8
Учащийся – субъект педагогического процесса
Схема 9
модели обучения
Схема 10
педагогическая деятельность
Схема 11
структура педагогической деятельности
Схема 12
цели педагогической деятельности
Схема 13
система целей педагогической деятельности по развитию человека
(по Вазиной К.Я.)
Схема 14
педагогические цели
(по Безруковой В.С.)
Схема 15
критерии учебных целей в когнитивной области
Основные критерии учебных целей
Примеры обобщенных типов учебных целей
ученик
1
2
1. Знание:
запоминание;
воспроизведение;
припоминание соответствующих сведений.
Термины
Факты
ЗНАЕТ:
Методы
Основные понятия
Правила и принципы
2. Понимание:
преобразование материала из одной области в другую;
«перевод» его с одного языка на другой;
интерпретация (объяснение) предположение о дальнейшем ходе.
ПОНИМАЕТ
формы, правила
ИНТЕРПРЕТИРУЕТ
материалы, схемы
ПРЕОБРАЗУЕТ
словесный материал в математическое выражение
ОПИСЫВАЕТ
будущее, последствия
3. Припоминание:
применение правил;
методов;
понятий;
законов;
теорий.
ИСПОЛЬЗУЕТ
понятия … в новых ситуациях
ПРИМЕНЯЕТ
законы, теории в конкретных ситуациях
ДЕМОНСТРИРУЕТ
правильное применение метода …
1
2
4. Анализ:
вычленение частей целого;
выявление взаимосвязей между ними;
осознание принципов организации целого.
выделяет
скрытые предложения
видит ошибки
и упущения в логике рассуждений
приводит
различия, оценивает значимость
5. Синтез:
умение комбинировать элементы;
чтобы получить целое;
обладающее новизной.
Пишет
творческие сочинения
предлагает
план
использует
знания для решения той или иной задачи
6. Оценка:
умение оценивать;
значение материала через критерии (внутренние, внешние)
оценивает
логику построения материла, значимость
Схема 16
критерии учебных целей в аффективной области
Основные критерии учебных целей
Примеры обобщенных типов учебных целей
1. ВОСПРИЯТИЕ
Готовность и способность ученика воспринимать та или иные явления окружающего мира
Внимательно слушает высказывания, проявляет восприимчивость к проблемам людей
2. РЕАГИРОВАНИЕ
Активное проявление действия
Выполняет заданную работу, участвует в обсуждении вопросов, проявляет интерес к предмету
3. УСВАИВАНИЕ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
Отношение к чему-либо; принятие ценностной ориентации
Проявляет участливое желание
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
Принимает на себя ответственность за свои действия
Схема 17
содержание педагогической деятельности
Схема 18
СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ОПЫТА
(Безрукова В.С.)
Опыт физического развития
Опыт эстетического отношения к жизни
Опыт трудовой и профессиональной деятельности
Опыт познавательной деятельности
Опыт нравственного отношения
Физическое воспитание
Эстетическое воспитание
Трудовое
воспитание
Умственное воспитание
Нравственное воспитание
Основные направления содержания воспитания
Составные части каждого направления воспитания
Знания
Умения
Навыки
Отношения
Творческая деятельность
Структура составных частей содержания воспитания
Понятия
Категории
Принципы
Законы
Факты
Атрибуты
События
Символы
Идеи
Проблемы
Концепции
Гипотезы
Простые приемы деятельности, совмещенные приемы деятельности, приемы контроля, регуляции
Знания, навыки, умения, отношения, обеспечение творческой деятельности
Отношения и оценки различных сторон жизни и деятельности
Навыки, знания
Общеобразовательное содержание воспитания, профессиональное воспитание
Схема 19
Методы педагогической деятельности
Схема 20
СИСТЕМА методов ю.к. бабанского
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
словесные
наглядные
практические
индуктивные
дедуктивные
репродуктивные проблемно-поисковые
методы самостоятельной работы и работы под руководством педагога
источники
логика
мышление
управление
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
методы стимулирования и мотивации интереса к знанию
методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
Методы учетного контроля и самоконтроля
методы письменного контроля и самоконтроля
методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля
Схема 21
бинарная классификация методов обучения (М.И. Махмутов)
Методы преподавания
Методы учения
информационно-обобщающий
объяснительный
инструктивно-практический
объяснительно-побуждающий
побуждающий
исполнительный
репродуктивный
продуктивно-практический
частично-поисковый
поисковый
Система методов по источникам знаний
практические
наглядные
словесные
опыты
упражнения
учебно-производительный труд
иллюстрация
демонстрация
наблюдения
объяснение
разъяснение
рассказ
беседа
инструктаж
лекция
дискуссия
диспут
Схема 22
классификация методов на основе взаимопонимания педагога и обучающихся (модульного обучения)
Несоответствие прав и обязанностей; несоответствие правил поведения и действий
Этические отношения
сознание,
чувства,
поведение
Несоответствие общечеловеческих ценностей и личных потребностей; несоответствие убеждений и поведения
Эстетические отношения
красота,
гармония
Прекрасное - безобразное;
Недостаточное развитие чувствительности
Научные отношения
истина,
мировоззрение
Между истиной и ложью; между научным и обыденным мировоззрением
Религиозные отношения
вера
Вера – неверие
Схема 33
коллектив – механизм функционирования воспитательной системы
Схема 34
личность и коллектив
личность и коллектив
Схема 35
организация воспитательной системы
Схема 36
воспитательное дело
1.3. Содержание программы
Раздел 1.
Введение в педагогическое пространство
1.1. Создание педагогического пространства.
Содержание и структура учебной дисциплины «Общая педагогика и основы педагогических технологий». Роль и значение учебной дисциплины в общекультурной, профессиональной и педагогической подготовке студентов.
Раздел 2.
Педагог. Педагогическая профессия
2.1. Общая характеристика педагогической профессии.
Возникновение и развитие педагогической профессии. Возрастание социальной значимости педагогической деятельности в современном обществе. Социально и профессионально обусловленные функции педагога. Основные виды педагогической деятельности. Структура и содержание педагогической деятельности. Педагогический труд как специфическое общественное явление. Коллективный характер педагогической деятельности. Творческая природа учителя.
2.2. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Общая и профессиональная культура педагога.
Профессионально – педагогическая направленность личности педагога, познавательная и коммуникативная активность педагога. Педагогическое призвание и педагогические способности, психологические основы формирования профессионально значимых качеств личности педагога. Профессиональная этика педагога. Педагогический такт. Педагогическое мастерство, основные психолого – педагогические предпосылки и условия его формирования. Требования государственного образовательного стандарта к личности педагога.
45
2.3. Содержание и структура профессиональной компетентности педагога.
Понятие профессиональной компетентности педагога – психолога. Структура профессиональной компетентности педагога. Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство. Требования государственного образовательного стандарта к профессиональной компетентности педагога.
2.4. Профессиональная подготовка педагогических кадров.
Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога в системе непрерывного образования. Система профессиональной подготовки педагогических кадров. Цель, задачи, структура и содержание профессиональной подготовки педагогов в системе непрерывного педагогического образования. Профессиональное самовоспитание и его роль в становлении личности педагога. Психолого-педагогические основы процесса профессионального самовоспитания в становлении педагогического мастерства.
Раздел 3.
Методологические основы педагогики
3.1. Педагогика в системе наук о человеке.
Педагогика как наука. Объект, предмет и функции педагогики. Категориальный аппарат педагогики: образовательный процесс, самовоспитание, обучение, образование, социализация, педагогическая технология, педагогическая система, педагогическая деятельность. Педагогическая наука и педагогическая практика как единая система. Место педагогики в системе наук о человеке, связь педагогики с другими науками и ее структура. Новые отрасли педагогики (сравнительная, социальная)
3.2. Образование как общественное явление и педагогический процесс.
Образование как социальное явление и педагогический процесс. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Непрерывное многоуровневое профессиональное образование. Сущность, структура и функции многоуровневого образования.
46
3.3. Методология педагогики и методы педагогических исследований.
Понятие о методологии науки. Методология педагогической науки. Структура методологического знания: философский, общенаучный, конкретно – научный и технологический уровни. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики. Логика педагогического исследования. Общая характеристика методов научно – педагогического исследования. Методологическая культура педагога.
Раздел 4.
Развитие личности как цель учебно-воспитательного процесса
4.1. Процесс развития личности.
Понятие «процесса развития». Сущность понятий «личность» и «индивидуальность». Развитие человека: преобразование физических, психических и духовных характеристик личности. Свойства личности. Воспитание и социализация личности. Биологическое и социальное в структуре личности. Классификация потребностей, характеристика их видов. Движущие силы развития личности. Связь природных условий и форм человеческого развития.
4.2. Наследственность и развитие.
Понятие «наследственности». Врожденные и унаследованные предрасположения. Носители наследственности – гены. Наследование интеллектуальных, специальных и моральных качеств.
4.3. Влияние среды на развитие личности.
Понятие среды. Влияние внешних условий на развитие личности (географические, социальные, школьные, семейные и др.). Понятие факторов развития. Деятельность как фактор развития. Активность человека как необходимое условие развития его способностей.
Раздел 5.
Теория обучения
5.1. Образовательный процесс.
Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Образовательный процесс и процесс обучения. Инновационные образовательные процессы.
47
5.2. Сущность, структура и функции процесса обучения.
Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как творчество учителя и ученика. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функции обучения. Анализ современных дидактических концепций.
5.3. Закономерности и принципы обучения.
Закономерности обучения. Принципы обучения. Принцип целостности процесса обучения.
5.4. Содержание образования.
Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.
5.5. Методы, формы и средства обучения.
Понятия методов обучения. Классификация методов обучения. Критерии выбора методов обучения. Дидактические условия эффективности методов обучения. Формы организации процесса обучения. Общая характеристика классно – урочной системы обучения. Средства обучения. Классификация средств обучения.
5.6. Самостоятельная работа как составная часть процесса обучения.
Понятие самостоятельной работы. Цели, функции и виды самостоятельной работы. Самостоятельная работа в учебной и внеучебной деятельности.
5.7. Модели обучения.
Понятие модели обучения. Модели обучения: сообщающее, проблемное, программированное. Основные характеристики моделей обучения. Авторские модели обучения, созданные на современном этапе: развивающее и личностно-ориентированное обучение.
5.8. Система образовательных учреждений.
Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы.
Раздел 6.
Теория воспитания
48
6.1. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.
Воспитание как социально – педагогический феномен. Сущностные характеристики воспитания. Понятие цели воспитания. Иерархия целей воспитания и образования. Задачи воспитания. Основные направления воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, интернациональное и др. Соотношение понятий «воспитание» и «воспитательные процессы». Сущность воспитательного процесса и его диалектическое развитие. Противоречие как движущая сила воспитательного процесса в современных условиях. Логика воспитательного процесса.
6.2. Основные принципы и методы воспитания.
Принципы воспитания как отражение воспитательного процесса. Система принципов воспитания, их историко-педагогический анализ (принципы природосообразности, культуросообразности, дополнительности в воспитании, общественноценной целевой направленности воспитательного процесса, комплексности, связи с жизнью и др.). Единство и взаимосвязь принципов воспитания в целостном воспитательном процессе. Гуманизм как основа принципов воспитания. Понятие о методах воспитания. Методы воспитания и их основные классификации. Педагогические условия оптимального отбора и эффективного применения методов воспитания. Воспитательные системы и концепции воспитания. Понятие о воспитательных системах. Типология воспитательных систем. Основные педагогические идеи учителей-новаторов (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов и др.). Педагогический анализ авторских воспитательных концепций В.А. Караковского, И.П. Волкого, М.Л. Щетинина и др.
6.3. Коллектив как объект и субъект воспитания.
Сущность и структура воспитательного коллектива. Стадии развития воспитательного коллектива. Средства формирования коллектива. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Стили педагогического управления детским коллективом.
6.4. Воспитание культуры межнационального общения.
Цели и задачи воспитания культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма, интернациолизма, веротерпимости и толерантности.
Раздел 7
. Педагогические технологии
7.1. Понятие педагогических технологий.
«Педагогическая технология» как категория педагогической науки. Виды педагогических технологий.
49
7.2. Педагогические технологии и педагогические задачи.
Обусловленность педагогических технологий характером педагогических задач. Виды педагогических задач: стратегические, тактические, оперативные. Прогнозирование, проектирование и процесс решения педагогических задач.
7.3. Технологии управления образовательным процессом.
Технологии прогнозирования, проектирования и осуществления образовательного процесса. Технологии педагогического регулирования и коррекция образовательного процесса. Технологии контроля образовательного процесса.
Раздел 8.
Управление образовательными системами
8.1. Образовательные системы.
Сущность понятия «образовательная система». Типология образовательных систем. Школа как педагогическая система.
8.2. Сущность педагогического управления. Понятие педагогического менеджмента. Функции педагогического управления.
Управление как особая деятельность, вытекающая из разделения труда, его специализация и кооперация. Сущность понятия «управление» в кибернетике и в применении к социальным системам. Сущность понятия «педагогическое управление». Цели и содержание педагогического управления. Понятие «педагогический менеджмент». Управленческая деятельность, ее виды. Функции педагогического управления. Государственно – общественная система управления образованием. Службы управления образованием. Школа как объект управления.
8.3. Аналитическая деятельность руководителей школы.
Аналитическая деятельность как функция управления. Роль и значение педагогического анализа в повышении эффективности внутришкольного контроля. Принципы и методы педагогического анализа. Виды педагогического анализа.
8.4. Планирование как функция управления школой.
Характеристика планирования как функция управления. Прогнозирование развития школы. Принципы планирования. Программно – целевой метод как новый подход в планировании работы школы.
50
8.5. Организаторская деятельность руководителей школы и пути совершенствования.
Сущность и цель организации в управленческой деятельности руководителя. Службы управления образованием. Координационная деятельность руководителей школы. Специфика и роль данной функции в целостном управленческом цикле. Управленческая культура руководителей. Принципы и методы организационной деятельности руководителей школы. Содержание и формы организационно – педагогической деятельности руководителя. Повышение квалификации и аттестация работников школы.
8.6. Регулирование и коррекция во внутришкольном управлении.
Сущность понятий «регулирование» и «коррекция». Их роль и место в управленческом цикле. Регулирование как функция управления образовательным процессом. Принципы, методы и формы регулирования образовательного процесса.
8.7. Внутришкольный контроль.
Контроль как функция управления. Роль и место данной функции в управленческом цикле. Принципы внутришкольного контроля и требования, вытекающие из них. Нацеленность внутришкольного контроля на изучение конечных результатов работы школы. Содержание, виды, формы, методы, этапы внутришкольного контроля. Оптимальность сочетания государственного, общественно – государственного контроля и самоконтроля на всех уровнях управления.
8.8. Исследовательский подход в управленческой деятельности как путь повышения ее эффективности.
Актуальность задач, повышение научного уровня управления школой. Управленческая деятельность как деятельность, имеющая исследовательскую основу. Осуществление исследовательского подхода в подготовке, принятии и реализации управленческих решений. Основные направления исследований в управленческой деятельности руководителей школы на современном этапе.
Раздел 9.
Актуальные проблемы педагогики
9.1. Педагогические инновации.
9.2. Педагогика ценностных ориентаций и др.
51
1.4. Учебно-тематический план
Содержание
Количество часов
1. Введение в педагогическое пространство.
1.1. Создание педагогического пространства.
2. Педагог. Педагогическая профессия.
2.1. Общая характеристика педагогической профессии.
2.2. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Общая и профессиональная культура педагога.
2.3. Содержание и структура профессиональной компетентности педагога.
1. Педагогика – наука о жизнедеятельности человека.
2. Воспитание обеспечивает развитие качеств человека (самовоспитание).
3. Обучение обеспечивает передачу и усвоение культуры (самообучение).
4. Развитие обеспечивает духовное, интеллектуальное становление человека (саморазвитие).
5. Образование обеспечивает соответствующий уровень развития человека (самообразование).
6. Педагогика возникла с появлением человека.
7. Педагогика зависит от социально – экономического развития общества; от потребностей общества.
Исторические
Формации
Формы пед. знания
Первобытнообщинный строй
Рабовладельческий строй
Феодальный строй
Капиталистический
строй
Ситуация 4
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ЦЕЛЬ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Цели
Действия
Средства
Результаты
1. Осознание личности, как носителя сознания.
2. Понимание развития личности.
1. Организация творческих групп.
2. Обсуждение стадий развития личности.
3. Исследование понятий «личность» и «индивидуальность»
4. Обсуждение наследственных предрасположений.
5. Понимание влияния различных факторов на развитие личности.
6. Осознание своего опыта.
1. Определение собственной позиции на развитие личности.
Педагог, творческие группы обучающихся;
Ключевые слова:
«личность»,
«индивидуальность», «наследственность».
Стадии развития личности:
I. Стадия развития природных психических функций.
II. Стадия развития простейших культурных психических функций.
III. Стадия развития высших культурных психических функций.
1. Личность – это носитель сознания; формируется под влиянием общественных отношений путем целенаправленного и продуманного воспитания.
2. Процесс и результаты человеческого развития детерминируются совместным воздействием трех факторов:
- наследственности,
- среды,
- воспитания.
3. Педагогический аспект исследований закономерностей человеческого развития включает в себя три главные проблемы: наследование интеллектуальных, специальных и моральных качеств.
Ситуация 5
СИСТЕМА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Цели
Действия
Средства
Результаты
1. Осознание непрерывности и развивающего характера образования – самообразования
2. Понять систему общего и профессионального образования.
1. Организация творческих групп.
2. Обсуждение проблемы «образование», «образованный человек».
3. Понимание структуры общего образования.
4. Понимание структуры профессионального образования.
5. Понимание функции образования:
- Экономической;
- Социальной;
- Культурной.
6. Осознание собственного уровня образования.
7. Определение педагогической позиции на образование.
Педагог, обучающиеся;
Позиции обучающихся;
Ключевые слова:
«образование», «культура».
Таблица.
Система общего образования
1. Образованный человек – культурный человек.
2. Образование имеет непрерывный развивающий характер.
3. Социальные институты для получения общего образования (д/с, школы, гимназии); для получения профессионального образования (лицеи, колледжи, институты, университеты и т.д.)
4. Экономическая функция – обеспечение профессиональной компетентности человека; социальная функция – обеспечение отношений между людьми; культурная функция – обеспечение развития способностей человека.
Уровни общего образования
«Социаль-
ный институт»
Показатели
Образован-
ности»
- дошкольное
- начальное
- среднее
- высшее
Ключевые слова: «экономика»,
«социум»,
«культура».
Ситуация 6
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК СИСТЕМА
Цели
Действия
Средства
Результаты
1. Осознание взаимодействия как инвариантного способа жизни.
2. Понять сущность педагогического процесса как системы.
1. Организация творческих групп.
2. Исследование понятий «педагогический процесс», «процесс».
3. Сравнение двух подходов организации педагогического процесса (воздействия и взаимодействия):
- по типу связей;
- по функциональным обязанностям;
- по целям.
4. Осознание своего опыта.
5. Определение собственной позиции на организацию педагогического процесса.
4. Информация о принципах педагогической деятельности.
5. Виды педагогической деятельности.
6. Осознание своего опыта.
7. Определение педагогической позиции.
Педагог, обучающиеся
Ключевое слово:
«деятельность»
Структура педагогической деятельности:
Цель – Содержание – Методы/Средства – Результат – Рефлексия
Принципы:
- Сознательности и активности;
- Наглядности;
- Доступности;
- Научности;
Связь теории и практики.
1. Деятельность – инвариантный способ существования человека в мире.
2. Педагогическая деятельность состоит из целей, содержания, методов, средств, результата и рефлексии.
3. Принципами педагогической деятельности являются : сознательность, активность, наглядность, системность, доступность, научность, связь теории и практики.
4. Видами педагогической деятельности являются учебная, воспитательная, производственная и др.
Ситуация 8
ЦЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цели
Действия
Средства
Результаты
1.
Осознание целей как направляющей силы человека.
2. Понимание сущности педагогических целей.
1. Организация творческих групп.
2. Обсуждение целей образовательного пространства:
– Слагаемые целей;
– роль целей в жизнедеятельности человека.
3. Понимание внешних и внутренних целей.
4. Определение структуры целей по развитию человека.
1. Цели обеспечивают направление и регуляцию деятельности человека.
2. Внешние цели отражают исторический опыт жизнедеятельности человека.
3. Внутренние цели отражают реальный уровень развития мировоззренческой, общей, профессиональной культуры.
4. Система целей включает в себя развитие потребностей и развитие способностей человека.
Ситуация 9
СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цели
Действия
Средства
Результаты
1. Осознание содержания как системы способов взаимодействия человека с миром.
2. Понимание сущности содержания.
1. Организация творческих групп.
2. Исследование понятия «содержание».
3. Информация о содержании обучения:
- развитие содержания в педагогике;
- функции содержания на современном этапе;
- принципы построения содержания.
4. Понимание модульного содержания.
5. Понимание документов, определяющих содержание.
6. Определение педагогической позиции на содержание обучения.
Педагог, обучающиеся
Ключевое слово: «содержание».
ЧЕЛОВЕК и МИР
Ключевые слова: «модуль»,
«система».
1. Содержание обеспечивает развитие системы способов взаимодействия человека с миром.
2. Содержание обеспечивает реализацию аксеологической, информационной, операционной функций.
3. Принципами содержания являются:
- гуманистичность;
- систематичность;
- последовательность;
- интегративность;
- модульность;
- многоуровневость.
4. Модуль выступает как средство систематизации содержания.
Учебный план – сертификат учебного заведения, определяющий распределение предметов по годам; количество часов по предмету, по годам по неделям; продолжительность учебного года, каникул. Учебная программа отражает цели и объем содержания по предмету. Учебник должен выполнять мотивационную, информационную, контрольно – корректирующую функции.
Структура
Нормы
Методы
Результат
Учебный план, учебная программа, учебник
Ситуация 10
Методы педагогической деятельности
Цели
Действия
Средства
Результаты
1.Осознание роли методов для развития человека
2.
Понимание сущности и структуры методов
1. Организация творческих групп
2. Исследование понятия «метод»; определение роли методов в педагогической деятельности
3. Понимание классификаций методов:
по источникам познания;
по типу познавательной деятельности;
система методов Ю.К. Бабанского;
система методов взаимодействия педагога и обучающегося;
4. Определение функций методов для развития человека
5. Определение эффективности методов для:
интеллектуального развития;
социального развития;
самообразования
6. Осознание собственного опыта
7. Определение педагогической позиции
Педагог, обучающийся.
Ключевые слова: «метод», «классификация»
Таблица. Методы и их функции
1. Метод – способ достижения цели
2. Классификация методов – упорядоченная по определенному признаку их системы
3. Система методов по источникам познания: практические, словесные, наглядные
4. Система методов по типу познавательной деятельности: объяснительно-иллюстрированные; репродуктивные; проблемные; частично-поисковые; исследовательские
5. Система методов Ю.К. Бабанского, методы организации учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования, методы контроля, самоконтроля
6. Система методов взаимодействия: информационные, операционные, поисковые, самостоятельного учения
7.
Исследование методов в обучающем режиме зависит от целей педагогического процесса (развитие способов деятельности, передача знаний, самообучение)
Методы
Функции
Обеспечение знаний
Обеспечение способ. деятел.
Обеспечение мотивации
Таблица
Методы
Умение мыслительной деятельности
Срав-нивать
обоб-щать
выд. главное
дока-зывать
делать выводы
Таблица
Методы
Социальные способы деятельности
слушать
выражать свое мнение
прини-мать по-зицию другого
выражать свои чувства
Таблица
Методы
Самообразование
учись учиться
единство теории и практики
развитие познава-тельного интереса
проявле-ние акти-вной дея-тельности
Ситуация 11
СРЕДСТВА ПЕДАГОГИЧЕКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цели
Действия
Средства
Результаты
1.
Осознание роли средств для жизнедеятельности человека.
2. Понимание сущности средств педагогической деятельности.
1. Организация творческих групп.
2. Понимание сущности ключевого слова «средства»; взаимосвязь с методами.
3. Определение системы средств педагогической деятельности:
3.1 педагогические средства (Безрукова В.С.);
3.2 средства саморазвития человека (Вазина К.Я.).
4. Определение функции средств для развития человека.
5. Осознание своего опыта по исследованию средств в педагогическом процессе.
6. Определение собственной педагогической позиции.
Педагог, обучающиеся
Ключевое слово: «средство»
Педагогические средства
МТБ Дидактические
средства
Средства саморазвития человека
Био- Социо-
социальные технические
1. Средством выступают те «инструменты», с помощью которых человек осуществляет ту или иную деятельность.
3. К биосоциальным средствам относятся люди, сам человек, биологические средства (органы чувств) и психологические, социальные средства (чувства, мышление, сознание).
4. К социально – техническим средствам относятся понятия, графики, схемы, законы, формулы, а также технические средства.
Функция биосоциальных средств – обеспечение взаимодействия человека с природой и другими людьми. Функция социально-технических средств – обеспечение комфортной жизнедеятельности человека.
Ситуация 12
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цели
Действия
Средства
Результаты
1. Осознание взаимозави-симости формы и содержания.
2.
Понимание форм организации педагогичес-кого процесса.
1. Организация творческих групп.
2. Установление динамической зависимости «формы» и «содержания».
3. Понимание классификации форм организации обучения:
- индивидуальные;
- групповые;
- коллективные.
4. Сравнение данных форм с точки зрения эффективности педагогического процесса.
5. Какие роли выполняют педагог и обучающийся в различных формах обучения.
6. Осознание своего педагогического опыта.
7.
Определение педагогической позиции.
Педагог, обучающийся.
Ключевые слова:
«форма», «содержание».
Ключевые слова:
«индивидуальный», «групповой», «коллективный».
Форма
Цели - Результат
Обучения
Таблица.
Роли педагога и обучающегося в различных формах обучения.
1. Форма рассматривается как способ выражения содержания.
2. Формы организации обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности педагога и обучающегося, осуществляемое в определенном порядке и режиме.
3. Преимущество коллективных форм организации обучения для развития человека.
4. К групповым формам обучения относится классно – урочная форма. К коллективной форме – деловые игры, КВН, конференции, групповые дискуссии, творческие отчеты и т.д.
1. Осознание преимущества развивающей модели обучения.
2. Понимание сущности моделей обучения.
1. Организация творческих групп.
2. Обсуждение моделей обучения:
2.1 вербальная модель обучения;
2.2 прагматическая модель обучения;
2.3 развивающая модель обучения.
3. Сравнение моделей обучения.
4. Исследование педагогических моделей:
- сообщающая
- программированнная
- проблемная
- ситуационная
- личностно-ориентированная
- коллективно-индивидуальной мыследеятельности и др.
5. Осознание собственного опыта.
Определение педагогической позиции.
Педагог, обучающиеся
Ключевые слова:
«слово», «практика», «модель»
Ключевые слова:
«развитие», «программа»,
«проблема»,
«коллектив», «индивидуальность»
Таблица
Сравнение моделей обучения
1. Вербальная модель обучения обеспечивает передачу знаний, умений, навыков при активной деятельности педагога.
2. Прагматическая модель обучения обеспечивает формирование профессиональных умений, необходимых для жизнедеятельности человека.
3. Развивающая модель обучения обеспечивает развитие личностных качеств человека, общих и профессиональных способностей.
1
2
3
Цели
Содержание
Результат
Недостатки
Ситуация 14
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
Цели
Действия
Средства
Результаты
1. Осознание воспитательных систем как пространства жизнедеятельности человека.
2. Понимание сущности воспитательных систем.
1. Организация творческих групп.
2. Информация о воспитательных системах.
3. Выделение сущностных характеристик воспитательных систем.
4. Определение функций воспитательных систем.
5. Обсуждение принципов функционирования воспитательных систем.
6. Осознание принципов воспитательных систем.
7. Определение педагогической позиции.
Педагог, обучающиеся;
Ключевые слова:
«функции», «воспитательные системы».
Принципы:
1. Общественная направленность
2. Опора на положительное
3. Гуманизация
4. Личностный подход
5. Единство педагогических воздействий
Решение педагогических ситуаций.
1. Воспитательная система – система отношений между педагогом и обучающимися.
2. Воспитательная система – саморазвивающаяся система.
3. Особенностями воспитательной системы являются целенаправленность, длительность, непрерывность, комплексность, вариативность, единство учебной и внеучебной деятельности, деятельностный характер.
4. Функции воспитательной системы: интегрирующая, регулирующая, развивающая, функция компенсации, социальной защиты, гармонизации, самовоспроизводства.
5. Понимание принципов воспитательной системы.
6. Позиции обучающихся.
Ситуация 15
КОЛЛЕКТИВ – МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
Цели
Действия
Средства
Результаты
1.
Осознание коллектива как механизма функциониро-вания воспитательных систем.
2. Понимание сущности коллектива.
1. Организация творческих групп.
2. Исследование понятия «коллектив»; выделение признаков коллектива.
3. Понимание структуры коллектива.
4. Информация о законах развития коллектива.
5. Этапы развития коллектива.
6. Определение свойств коллектива.
7. Осознание коллектива как механизма развития воспитательных систем.
8. Определение педагогической позиции.
Педагог, обучающиеся;
Ключевое слово:
«коллектив».
Формальная группа,
Неформальная группа
Этапы развития коллектива
1 2 3 4
1. Коллектив – есть система отношений между людьми.
2. Признаки коллектива:
2.1. общая цель
2.2. общая совместная деятельность
2.3. отношения ответственной зависимости
2.4. сплоченность
2.5. психологический климат
3. Коллектив представляет собой единство формальной и неформальной групп.
4. Законы: движение – жизнь, остановка – смерть; чем больше требовательности к человеку, тем больше уважения к нему.
5. Этапы развития коллектива:
5.1. становление коллектива
5.2. жизнедеятельность коллектива
5.3. расцвет коллектива
5.4. обновление коллектива
6. Свойства:
- ответственность
- открытость
- организованность
- информированность
Ситуация 16
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Цели
Действия
Средства
Результаты
1. Осознание технологии как средство управления образовательным процессом.
2. Понятие сущности педагогической технологии как категории педагогической науки.
4. Понимание структуры процесса педагогической технологии и ее элементов.
5. Осознание своего опыта.
6. Определение собственной позиции на процесс педагогической технологии.
Педагог, творческие группы обучающихся;
Ключевые слова: «технология»,
«педагогическая технология».
Принципы педагогической технологии:
- Пр. социосообразности;
- Пр. природосообразности;
- Пр. гуманизации;
- Пр. доступности;
- Пр. интенсивности;
- Пр. завершенности обучения.
Структура педагогической технологии
Мотив
Деятельность Цель Деятельность
педагога учащегося
Содержание
Методы
Средства
Результат
Рефлексия
1. Технология – процесс обработки материала с целью изменения его свойств.
2. Педагогическая технология – составная часть комплексной совместной деятельности педагога и учащихся.
3. Педагогическая технология выступает в качестве организационно-методического средства осуществления педагогического процесса, в качестве системы указаний по достижению прогнозируемого результата.
4.
В структуру педагогической технологии входят: деятельность педагога (преподавание), деятельность учащихся (учение), дидактический процесс, реализуемый в различных формах взаимодействия педагога и учащихся.
Ситуация 17
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
Цели
Действия
Средства
Результаты
3. Осознание роли управления образователь-ными системами.
1. Образовательная система – совокупность преемственных образовательных программ и официальных стандартов общего и профессионального образования.
2. Управление – особая деятельность, вытекающая из разделения труда.
3. Педагогическое управление обеспечивает эффективность педагогической деятельности в системе управления образованием.
4. Педагогический менеджмент – управленческая деятельность, нацеленная на подготовку, принятие и реализацию управленческих решений в образовательной системе.
5. Понимание значения функций управления.
6. Контроль обеспечивает выполнение управленческой деятельности в образовательной системе, а также повышение эффективности управления образовательным процессом.
7. Позиции обучающихся.
5. Критерии оценки качества обучения
92
Тест
1. Что такое педагогика?
а) Педагогика изучает закономерности развития ребенка и определяет пути его воспитания.
б) Педагогика – это искусство воздействия воспитателя на воспитанника с целью формирования его мировоззрения.
в) Педагогика – это наука о воспитании, обучении и образовании человека.
г) Педагогика занимается изучением вопросов образования подрастающего поколения.
2. Какие задачи стоят перед педагогической наукой?
а) Воспитание и обучение подрастающего поколения.
б) Изучение воспитания как фактора духовного развития людей.
в) Исследование человеческой природы.
г) Познание законов воспитания, вооружение педагогов-практиков знанием теории учебно-воспитательного процесса.
3. Выберите группу понятий, в которой перечислены основные педагогические категории.
в) Формирование, образование, педагогическая деятельность.
г) Воспитание, развитие, рефлексия, деятельность.
4. Что называется обучением?
а) Обучение – это двусторонний целенаправленный процесс деятельности учителя и учеников, направленный на сознательное и прочное овладение системой знаний, умений и навыков.
б) Обучение – это общение учителя и учеников, в ходе которого происходит передача знаний, умений и навыков.
в) Обучение – это передача знаний от учителя к ученикам с целью подготовки их к жизни.
г) Обучение предполагает организацию самостоятельной работы учеников с целью овладения знаниями, умениями и навыками.
93
5. Укажите, в какую группу включены науки, входящие в систему педагогических
б) Общая педагогика, этика, эстетика, возрастная физиология, школоведение, история школы, дошкольная педагогика.
в) Общая педагогика, возрастная педагогика, социальная педагогика, методики изучения отдельных предметов, специальные педагогики, история педагогики.
г) Педагогика дошкольных учреждений, педагогика школы, педагогика высшей школы, педагогика профессионального образования.
6. Вместо многоточия вставьте по смыслу подходящее слово (словосочетание): характерные качества, зависимость, периодов, особенностей
1) Наблюдения показывают, что между возрастом и развитием человека существует ………………………….. .
2) Чтобы правильно управлять процессом развития, нужна классификация ………………… человеческой жизни.
3) Возрастная периодизация основывается на выделении возрастных ………………………………… .
4) Возрастными особенностями называются ………………………………. для определенного периода жизни анатомо – физеологические и психологические ……………………………………… .
7. Вместо многоточия вставьте по смыслу подходящее слово (словосочетание): развития; индивидуальных особенностей; знании и изучении; методов, средств, форм
1) Отечественная педагогика утверждает, что воспитание должно опираться на знание …………………………. личности.
2) Индивидуальный подход к обучаемым основан на ………………… личности.
3) Возникновение индивидуальных различий связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь ……………………… .
4) Индивидуальный подход проявляется не в приспособлении целей и содержания воспитания к каждому отдельному ученику, а в умелом выборе …………………………….. учебно – воспитательной работы.
94
8. Какие общие факторы влияют на постановку цели воспитания? Выберите пять правильных ответов
1) Требования родителей
2) Потребности общества
3) Идеал человеческого воспитания
4) Экономический уровень развития общества
5) Возможности учителей и воспитателей
6) Уровень развития педагогической науки и практики
7) Уровень цивилизованности общества
8) Возможности учебно – воспитательных учреждений
9) Потребности производства
10) Представление и стремления прогрессивно мыслящих людей.
28. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедии, 1993.
29. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. – М., 1997.
30. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: учебник для студентов высш.учеб.заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2002. – кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.
31. Профессиональная педагогика. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.
32.
97
Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. / Гл. ред. В.В. Давыдов – М.: Большая Российская Энциклопедия, 1991.
33. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
34. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: «Теория и методика воспитания». – М., 2000.
35. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика.// Учеб. пособие для студентов пед. уч. заведений – 3-е изд. – М.: Школа – Пресс, 2000. – 512с.
36. Словарь русского языка./ Гл.ред. Н.Ю. Шведова – М.: Рус.яз., 1990.
37. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М., 1995.
38. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М., 1984.
39. Ушинский К.Д. Избранные педагогические труды. – М., 1990.
40. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие – 4-е изд. перераб. и дополн. – М.: Гардарики, 2000. – 519с.
41. Шуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. – М, 1993.
42. Шуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М., 2002.
43. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.
44. Якиманская И.С. Развивающее обучение. – М., 1979.