Главная              Рефераты - Разное

Учебно методический комплекс дисциплины к урс - реферат

Специальность общая медицина

Кафедра нормальной анатомии

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

К УРС: I , II

ДИСЦИПЛИНА: АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА

Алматы, 200 8

содержание

1. Типовая программа дисциплины

2. Рабочая программа дисциплины

3. Силлабус

4. Лекционный комплекс

5. Методические рекомендации для практических занятий

6. Методические рекомендации для самостоятельной работы студента

7. Контрольно-измерительные средства

8. Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины

Специальность общая медицина

Кафедра нормальной анатомии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курс I , II

дисциплина анатомия

Алматы, 2007

Факультет – «Общая медицина»

«Утверждаю»

Проректор по УМ и ВР КазНМУ

_____________А.А.Шортанбаев

«__» ____________ 2007 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По нормальной анатомии человека Anat – 1(2)203

(наименование и код дисциплины)

Для специальности 051301 – общая медицина

(номер и наименование специальности)

Кафедра анатомии

Курс первый

Лекции 18 (часов) Семестр ІІ

Практические (семинарские)

занятия 126 (часов)

СРСП (часов)

Всего часов (кредитов) 216

Самостоятельная работа 72 (часов)

Форма контроля:

Зачет____ диф.зачет __ ІІ с. _

(семестр)

Экзамен ____ ІІІ _______

(семестр)

г. Алматы, 2007 г.

Программа дисциплины составлена профессором кафедры нормальной анатомии Романюк С.Н. на основании типовой программы по «Анатомии человека», утвержденной «15» июня 2007 г.

Рассмотрена на заседании кафедры нормальной анатомии

« 15 » июня 2007 г. Протокол №_17б ____

Зав.кафедрой, профессор Жаныбеков Д.Е.

Рабочая программа обсуждена цикловой методической комиссией медико-биологических дисциплин

« 15 » июня 2007 г. Протокол №__9 ___

Председатель ЦМК, профессор Юй Р.И.

Одобрена Советом (центральным методическим советом) Казахского национального медицинского университета имени С.Д.Асфендиярова

« » 2007 г. Протокол №_____

Председатель проф. А.А.Шортанбаев

1. Общие сведения

Наименование вуза Казахский национальный медицинский университет имени

С.Д.Асфендиярова

Кафедра нормальной анатомии

Дисциплина анатомия человека Anat – 1(2)203

Специальность 051301 «Общая медицина»

Объем учебных часов (кредитов) 216

Курс и семестр изучения 1 курс, ІІ семестр; 2 курс, ІІІ семестр

2. Программа:

Введение

Анатомия человека – наука о формах и строении, происхождении и развитии организма человека. Анатомия предусматривает систематическое описание формы, строения, положения и типографических взаимоотношений частей и органов тела с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей. Она широко использует данные эмбриологии, сравнительной анатомии, антропологии, выясняет влияние окружающей среды и социальных факторов, труда и спорта на строение организма человека. Анатомия является дисциплиной, составляющей фундамент медицинских знаний, без освоения которого, студент не может приступить к изучению прикладных клинических дисциплин, составляющих в основном надстройку медицинских знаний, необходимых практическому врачу.

Анатомия изучает не только строение современного человека, а также исследует, как сложился человеческий организм в его историческом развитии. Программа дисциплины Анатомия-1 направлена на изучение строения тела человека составляющих его систем, органов и тканей, на основе современных достижении макро-микроскопической анатомии, физиологии, биологии с учетом индивидуальных, половых и возрастных особенностей организма, включая пренатальное развитие; анатомо-топографических взаимоотношении органов.

Цель дисциплины : изучить строение органов тела человека, составляющих его систем, с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей, анатомо-топографических взаимоотношений органов и применять полученные знания на клинических кафедрах.

Задачи дисциплины:

· сформировать основу знаний о строении и топографии органов и систем органов для развития клинического мышления;

· выработать научное представление о взаимосвязи и взаимозависимости структуры и функции органов человека, организма в целом с изменяющимися условиями окружающей среды, труда и социальных факторов;

· уметь определять положение и проекцию органов и их частей для освоения навыков физикального осмотра и оказания первой неотложной медицинской помощи;

· проявлять уважительное и бережное отношение к органам человеческого тела и трупу, как биологическому материалу.

Конечные результаты обучения:

Студент должен

Знать :

· основные приемы работы с анатомическими препаратами и другими учебными пособиями;

· отличительные особенности костей скелета;

· виды соединений костей, классификацию и биомеханику суставов;

· анатомию, классификацию и функции мышц;

· топографию органов головы, шеи, конечностей, груди, живота и таза;

· анатомию и топографию органов пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой и мочеполовой систем, особенности их строения;

· строение спинного и головного мозга;

· анатомию органов чувств;

· формирование и функции спинномозговых и черепно-мозговых нервов, области их иннервации;

· анатомию и топографию кровеносной и лимфатической систем;

· строение, функции эндокринных желез;

· морфо-функциональную характеристику кожного покрова головы, шеи, туловища и конечностей;

· международную анатомическую номенклатуру на латинском языке.

Уметь:

· определять отличительные особенности костей черепа, туловища и конечностей;

· находить на анатомических препаратах структурные элементы соединений костей;

· демонстрировать на трупе мышцы головы, туловища и конечностей;

· находить органы головы, шеи, грудной, брюшной полостей и малого таза;

· показывать отделы спинного и головного мозга;

· показывать спинномозговые и черепно-мозговые нервы;

· демонстрировать на трупе сосуды головы, шеи, грудной, брюшной полостей, малого таза и конечностей;

· определять проекцию органов, сосудов и нервов на поверхностях тела человека.

Пререквизиты и постреквизиты дисциплины:

Пререквизиты: - школьная программа по биологии, анатомии человека.

Постреквизиты : - анатомия 2, гистология 2, физиология 2, патологическая анатомия 1, патологическая физиология 1 , введение в клинику 2, пропедевтика внутренних болезней, визуальная диагностика, общая хирургия.

Тематический план лекций, практических занятий, СРС

№ недели

№ пп

№ раздела анатомии

Тема

Форма проведения и продолжительность в часах

Балл

л

пр

срс

1.

1.

1.

Предмет и задачи анатомии. Общая характеристика тканей, органов, систем организма. Начальные стадии эмбриогенеза человека.

1

0,5

2.

1

Методы изучения анатомии на живом человеке: антропометрия. Типы телосложения.

3

*

3.

1.

Международная анатомическая номенклатура. Понятие об осях и плоскостях. Общий обзор скелета. Строение костей туловища: позвонки, грудина, ребра.

3

0,5

4.

1

Международная анатомическая номенклатура. Латинский анатомический глоссарий.

3

*

5.

1

Изучение особенности строения шейных, грудных, поясничных, крестцовых и копчиковых позвонков на анатомических препаратах.

2

*

2.

6.

1.

Общая анатомия опорно-двигательного аппарата. Кость как орган. Строение и развитие костей. Классификация костей. Роль социального и биологического факторов в развитии и строении скелета.

1

0,5

7.

1

Роль труда, спорта, социального и биологического факторов на строение костей.

3

*

8.

1.

Строение костей плечевого пояса и свободной верхней конечности.

3

0,5

9.

1

Определение принадлежности парных костей к правой или левой половине скелета.

2

*

10

1

Места прощупывания выступающих частей скелета на живом человеке, имеющих практическое значение.

2

*

3.

11

1.

Анатомия и топография черепа в целом. Развитие черепа человека. Возрастные, половые и типовые особенности строения человеческого черепа.

1

0,5

12

1

Изучение костей черепа в возрастном аспекте.

3

*

13

1.

Строение костей тазового пояса и свободной нижней конечности.

3

0,5

14

1

Изучение особенностей костей скелета в возрастном аспекте.

2

*

4.

15

2.

Понятие о соединениях костей. Развитие соединений. Виды соединений костей.

1

0,5

16

1.

Строение костей мозгового черепа.

3

0,5

5.

17

3.

Общая миология. Мышца как орган. Развитие мышц в онтогенезе. Классификация мышц. Вспомогательный аппарат мышц. Биомеханика мышц: анатомический и физиологический поперечники мышц. Подъемная сила. Внешние и внутренние силы, действующие на мышцы и суставы.

1

0,5

18

1.

Строение костей лицевого черепа.

3

0,5

19

1

Краниометрия. Определение индексов мозгового и лицевого черепа.

3

*

6.

20

4.

Понятие о нервной системе. Принципы организации нервной системы. Простая и сложная рефлекторные дуги. Формирование коры головного мозга. Понятие об анализаторах.

1

0,5

21

1.

Топография черепа.

3

0,5

7.

22

4

Анатомия и топография проводящих путей головного и спинного мозга.

1

0,5

23

2

Синдесмология.

Соединения костей головы и туловища: строение и функции.

3

0,5

24

2

Физиологические и патологические изгибы позвоночного столба.

2

*

25

2

Определение вида осанки в зависимости от степени выраженности изгибов позвоночника.

2

*

26

2

Определение формы грудной клетки.

2

*

8.

27

4

Функциональная анатомия черепно-мозговых нервов.

1

0,5

28

2

Соединения костей плечевого пояса и свободной верхней конечности: строение и функции.

3

0,5

29

2

Моделирование движений в суставах.

3

*

9.

30

4

Общая морфология вегетативной нервной системы. Понятие о симпатической и парасимпатической нервной системе.

1

0,5

31

2

Соединения костей тазового пояса и свободной нижней конечности: строение и функции.

3

0,5

32

2

Определение размеров большого и малого таза на препаратах таза, клиническое значение в акушерстве и гинекологии.

3

*

10.

33

7

Введение в учение о внутренних органах. Особенности строения и развития органов пищеварительной системы.

1

0,5

34

3

Миология.

Мышцы и фасции головы, шеи: строение, топография и функции.

3

0,5

35

3

Освоение метода препарирования различных областей тела человека.

3

*

11.

36

6

Особенности строения и развития органов дыхательной системы.

1

0,5

37

3

Мышцы и фасции туловища: строение, топография и функции.

3

0,5

38

3

Моделирование влагалища прямой мышцы живота.

3

*

39

3

Моделирование пахового канала.

3

*

12.

40.

Введение в ангиологию. Основные принципы строения, ветвления и классификация кровеносных сосудов. Микроциркуляторное русло. Коллатеральное кровообращение.

1

0,5

41.

3

Мышцы и фасции плечевого пояса и свободной верхней конечности: строение, топография и функции. Топография верхней конечности.

3

0,5

42.

3

Моделирование функций мышц на скелете.

3

*

13.

43.

6

Функциональная анатомия средца, развитие.

1

0,5

44.

3

Мышцы и фасции тазового пояса и свободной нижней конечности: строение, топография и функции. Топография нижней конечности.

3

0,5

45.

2

Своды стопы, механизмы, укрепляющие своды стопы. Плоскостопие.

3

*

46.

3

Моделирование бедренного канала.

3

*

14.

47.

Общая морфология и развитие лимфатической системы, ее роль в организме. Основные звенья этой системы, их строение.

1

0,5

48.

Рубежный контроль – коллоквиум.

3

4

15.

49.

Морфофункциональная характеристика органов эндокринного аппарата, их роль в регуляции деятельности органов и систем организма.

1

0,5

50.

4

Анатомия и топография головы и шеи.

Мозговой отдел головы: лобно-теменно-затылочная, височная и сосцевидная области. Общий обзор головного мозга. Топография корешков черепно-мозговых нервов на основании головного мозга. Оболочки головного мозга.

3

0,5

16.

51.

8

Особенности строения и развития органов мочевой системы.

1

0,5

52.

4

Продолговатый мозг, ромбовидная ямка, мост, мозжечок, четвертый желудочек: строение и функции.

3

0,5

53.

4

Ретикулярная формация ее роль в организме, лимбическая система.

3

*

17.

54.

8

Функциональная анатомия и развитие женских и мужских половых органов.

1

0,5

55.

4

Средний мозг, водопровод мозга: строение и функции. Промежуточный мозг, третий желудочек: строение и функции.

3

0,5

18.

56.

Морфофункциональная характеристика иммунной системы, центральные и периферические органы иммунной системы.

1

0,5

57.

4

Конечный мозг. Строение и функции. Полушария головного мозга. Плащ, обонятельный мозг. Мозолистое тело, свод, передняя мозговая спайка. Базальные ядра. Боковые желудочки. Анатомия и топография головы и шеи.

3

0,5

58

4

Циркуляция спинномозговой жидкости.

2

*

ІІІ СЕМЕСТР

№ недели

№ пп

№ раздела анатомии

Тема

Форма проведения и продолжительность в часах

Балл

л

пр

срс

1

1

4

Анатомия и топография головы и шеи.

Топографическая анатомия лицевого отдела головы: околоушная, жевательная и щечная области. Клетчаточные пространства лица. Полость рта. Язык, небо, зубы, слюнные железы: строение, топография, функции. Наружный нос. Полость носа: строение, топография, функции. Околоносовые пазухи.

2

0,5

2

4

Анатомия и топография органов чувств. Орган зрения. Зрительный (ІІ), глазодвигательный (ІІІ), блоковидный (ІҮ), отводящий (ҮІ) нервы. Проводящий путь зрительного анализатора.

2

0,5

2

3

4

Орган слуха и равновесия. Преддверно-улитковый нерв (ҮІІІ). Проводящие пути слухового и статокинетического анализаторов. Орган обоняния и вкуса, обонятельный нерв (І). Проводящие пути обонятельного и вкусового анализаторов.

2

0,5

4

4

Шея: деление на области. Глотка: строение, топография, функции. Гортань, трахея: строение, топография, функции. Щитовидная и паращитовидная железы: строение, топография, функции.

2

0,5

3

5

4

Общая, наружная, внутренняя сонные артерии: топография, проекция, ветви, области кровоснабжения.

2

0,5

6

4

Подключичная артерия: топография, проекция, ветви, области кровоснабжения. Кровоснабжение головного мозга.

Наружная, передняя, внутренняя яремные вены: топография, притоки. Подключичная вена: топография, притоки. Лимфатические сосуды, узлы головы и шеи.

2

0,5

4

7

4

Тройничный (Ү пара) нерв: ядра, ветви, связи с вегетативными узлами, области иннервации.

2

0,5

8

4

Лицевой (ҮІІ пара), языкоглоточный (ІХ пара) нервы: ядра, ветви, связи с вегетативными узлами, области иннервации.

2

0,5

5

9

4

Блуждающий (Х пара), добавочный (ХІ пара) и подъязычный (ХІІ пара) нервы: ядра, ветви, связи с вегетативными узлами, области иннервации.

2

0,5

10

4

Спинной мозг: форма, топография, строение. Оболочки спинного мозга. Формирование спинномозговых нервов. Шейное сплетение: топография, ветви, области иннервации.

2

0,5

6

11

4

Вегетативная иннервация органов головы и шеи.

2

0,5

12

Рубежный контроль – коллоквиум.

2

4

7

13

5

Сосуды и нервы конечностей.

Области верхней конечности. Артерии верхней конечности: топография, проекция, ветви, области кровоснабжения. Поверхностные и глубокие вены верхней конечности. Лимфатические сосуды и узлы верхней конечности.

2

0,5

14

5

Плечевое сплетение: формирование, топография, ветви, области иннервации.

2

0,5

8

15

5

Области нижней конечности. Артерии нижней конечности: топография, проекция, ветви, области кровоснабжения. Поверхностные и глубокие вены нижней конечности. Лимфатические сосуды и узлы нижней конечности.

2

0,5

16

5

Поясничное и крестцовое сплетения: формирование, топография, ветви, области иннервации.

2

0,5

9

17

Рубежный контроль – коллоквиум.

2

4

18

6

Анатомия и топография стенок и органов грудной полости.

Анатомия и топография стенок грудной клетки, межреберных промежутков, молочной железы. Трахея, бронхи, легкие: строение, топография, функции. Плевра, синусы плевры.

2

0,5

10

19

6

Пищевод: строение, топография, функция. Сердеце: строение, топография, функция. Средостение: классификация, стенки. Топография органов средостения.

2

0,5

20

6

Границы сердца и проекция клапанов сердца.

3

*

21

6

Аорта, ее части. Ветви дуги аорты: плечеголовной ствол, левая общая сонная и левая подключичная артерии. Грудная часть аорты: париетальные и висцеральные ветви, области кровоснабжения, анастомозы между ними.

2

0,5

22

6

Определение проекции крупных сосудов на поверхности тела, определение мест выслушивания и прижатия сосудов.

3

*

11

23

6

Вены большого круга кровообращения. Верхняя полая вена: формирование, притоки, топография. Непарная, полунепарная вены: топография, притоки.

2

0,5

24

6

Симпатический ствол, его грудной отдел. Нервы, отходящие от грудного отдела симпатического ствола. Вегетативная иннервация органов грудной полости. Лимфатические сосуды и узлы стенок и органов грудной полости. Грудной проток: формирование, топография. Правый лимфатический проток: формирование, топография.

2

0,5

12

25

Рубежный контроль – коллоквиум.

2

4

26

7

Варианты расположения червеобразного отростка.

2

*

27

7

Отличительные признаки толстой кишки от тонкой.

2

*

28

7

Анатомия и топография стенок и органов брюшной полости

Анатомия и топография переднебоковой и задней стенок брюшной полости. Желудок, тонкая кишка: строение, топография, функции. Толстая кишка: строение, топография, функции. Прямая кишка: строение, топография, функции.

2

0,5

13

29

7

Печень, желчный пузырь, поджелудочная железа: строение, топография, функции. Селезенка: строение, топография, функции.

2

0,5

30

7

Брюшина и ее производные. Ход брюшины. Полость брюшины.

2

0,5

14

31

7

Анатомия и топография брюшной аорты: непарные ветви, области кровоснабжения, анастомозы между ними. Парные париетальные и висцеральные ветви, области кровоснабжения, анастомозы между ними.

2

0,5

32

7

Система нижней полой вены: формирование, топография, притоки. Воротная вена: ее корни, топография. Кава-кавальные и порто-кавальные анастомозы.

2

0,5

33

Кровообращение плода.

2

*

15

34

7

Лимфатические сосуды и узлы стенок и органов брюшной полости. Иннервация стенок и органов брюшной полости.

2

0,5

35

7

Почка, мочеточник: строение, топография, функции. Мочевой пузырь, мочеиспускательный канал: строение, топография, функции. Надпочечник: строение, топография, функции.

2

0,5

16

36

Рубежный контроль – коллоквиум.

2

4

37

8

Анатомия и топография таза

Мужские половые органы (яичко, семенной канатик, семявыносящий проток, семенные пузырьки, предстательная железа, Куперовы железы, мошонка, половой член): строение, топография, функции.

2

0,5

17

38

8

Женские половые органы (яичник, матка, маточные трубы, влагалище, наружные половые органы): строение, топография, функции. Промежность: диафрагма таза, мочеполовая диафрагма, особенности их строения у мужчины и женщины.

2

0,5

39

8

Кровеносные сосуды таза. Общая, наружная, внутренняя подвздошная артерии: топография, ветви, области кровоснабжения. Вены таза. Анастомозы сосудов таза.

2

0,5

40

Морфофункциональная характеристика кожи, головы, шеи, туловища и конечностей.

2

*

18

41

8

Лимфатические сосуды и лимфатические узлы таза, пути оттока лимфы от стенок таза и органов малого таза. Иннервация стенок и органов таза.

2

0,5

42

Рубежный контроль – коллоквиум.

2

4

Распределение часов по видам занятии:

Виды занятии

Лекция

Практ.зан.

Рубежный контроль

СРС

Кол-во часов

18

126

72

Балл

9

24

24

3

Рубежный контроль:

- по аппарату движения – 14-нед. ІІ сем.

- по анатомии и топографии головы и шеи - 6-нед. ІІІ сем.

- по анатомии и топографии конечностей - 9-нед. ІІІ сем.

- по анатомии и топографии грудной полости - 12-нед. ІІІ сем.

- по анатомии и топографии органов брюшной полости - 16-нед. ІІІ сем.

- по анатомии и топографии таза - 18-нед. ІІІ сем.

Всего 216 час.

Максимальное количество баллов – 60 б.

Максимальное количество баллов итогового контроля (экзамена) – 40 б.

Итого максимальное количество баллов по дисциплине – 100 б.

Итого часов: лекции – 18 ч.

практ.зан. – 126 ч.

РК -

СРС – 72 ч.

Всего часов – 216 ч.

* Примечание:

Максимальный балл за

- лекции – 9 б. (1 лекция – 0,5 баллов, всего 18 лекции, итого 18х0,5═9 б.);

- практические занятия – 24 б. (1 пр. зан. – 0,5 б., всего 48 зан., итого 48х0,5═ 24 б.)

- СРС – 3 б. (1 СРС – 1 б., студент обязан выполнить не менее 3 СРС разного вида; итого 1 бх3═3 б.)

- Рубежный контроль – 24 б. (1 рубежный контроль 4 б., всего 6 рубежных контр., итого 4х6═24 б.)

Методы преподавания:

· Лекции: обзорные, проблемные.

· Практические занятия: работа с анатомическими препаратами, муляжами и планшетами, устный опрос, решение тестовых заданий, работа в малых группах, разбор и обсуждение 1-2 клинических случаев интегрированных со смежными дисциплинами.

· Самостоятельная работа студентов: работа с учебной и дополнительной литературой, с электронными носителями информации; самостоятельное решение тестовых заданий; подготовка рефератов; консультации с преподавателем по темам для самостоятельного изучения, подготовка презентаций, таблиц, стендов, демонстрационного материала (препарирование).

Методы оценки знаний:

· Текущий контроль: решение тестовых заданий, устный опрос с демонстрацией анатомических структур на трупе или анатомическом препарате, письменные работы, реферативные сообщения.

· Рубежный контроль: коллоквиум.

· Итоговый контроль: экзамен, включающий тестирование, прием практических навыков.

Рекомендуемая литература:

Основная:

На русском языке:

1. Сапин М.Р., Никитюк Д.Б., Швецов Э.В. Атлас нормальной анатомии человека, 2-х томах.М.: «МЕДПресс-информ», 2006.

2. Сапин М.Р. Анатомия человека, в 2-х томах М.: «Медицина», 2003

3. Сергиенко В.И., Петросян Э.А., Фраучи И.В. Топографическая анатомия и оперативная хирургия, в 2-х томах. М.: «ГЭОТАР-МЕД», 2001.

4. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека – І, ІІ, ІІІ, IV тома, М.: «Медицина», 1996.

5. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека, Л.: «Медицина», 1985.

6. Сапин М.Р. Анатомия человека в 2-х томах. М.: «Медицина», 1986.

7. Островерхов Г.Е., Лубоцкий Д.Н., Бомаш Ю.М. Курс оперативной хирургии и топографической анатомии. Курск, 1998.

8. Гайворонский И.В. Нормальная анатомия человека, в 2-х томах. СПб.: «СпецЛит», 2004.

Дополнительная:

На русском языке.

1. Сергиенко В.И., Петросян Э.А., Сухинин А.А. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по оперативной хирургии и топографической анатомии для студентов лечебного факультета. М.: «ГЭОТАР-МЕД», 2002.

2. Нурмухамбетов Б.Н. Функциональная анатомия лимфатической системы. Учебное пособие. Алматы, 2000.

3. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека: Учебник для мед. ВУЗов., СПб.: «СпецЛит», 2004.

Основная:

На казахском языке:

1. Рақышев А.Р. Адам анатомиясы І, ІІ том 2004

2. Рақышев А.Р. Адам анатомиясының атласы, І, ІІ том. Алматы: «Кітап», 2006

3. Жұмабаев Ү., Әубәкіров Ә.Б., Досаев Т.М. ж .т.б. Адам анатомиясы, атлас І, ІІ, ІІІ, IV том. Астана: «Фолиант», 2005.

Дополнительная:

На казахском языке.

1. Тебенов М.Е. Адам анатомиясы (ас қорыту және тыныс алу жүйесі). Оқу құралы. Қарағанды, 1993.

2. Нұрмұхамбетов Б.Н. Лимфа жүйесінің функционалдық анатомиясы. Оқу құралы. Алматы, 2007.

Основная:

На английском языке:

1. D.Chaurasia’s Human Anatomy. Regional and Applied, Dissection and Clinical. Fourth Edition, 2004.

2. Frank H. Netter, M.D. Atlas of Human Anatomy. Fourth Edition, 2004.

Дополнительная:

На английском языке.

1. Chummy S. Sinnatamby. Last’s Anatomy. Regional and Applied. Tenth Edition.

2. Kent M.Van De Graaf/ Stuart Ira Fox. Concepts of Human Anatomy and Phisiology. Second Edition.

3. Johabbes W. Rohen, Chihiro Yokochi, Elke Lutjen-Drecoll. Color Atlas of Anatomy. Fourth Edition. A. Photographic Study of the Human Body.

Специальность общая медицина

Кафедра нормальной анатомии

СИЛЛАБУС

Курс I,II

дисциплина анатомия

Алматы, 2007

Факультет – «Общая медицина»

СИЛЛАБУС

По нормальной анатомии человека Anat – 1(2)203

(наименование и код дисциплины)

Для специальности 051301 – общая медицина

(номер и наименование специальности)

Кафедра анатомии

Курс первый

Лекции 18 (часов) Семестр ІІ

Практические (семинарские)

занятия 126 (часов)

СРСП (часов)

Всего часов (кредитов) 216

Самостоятельная работа 72 (часов)

Форма контроля:

Зачет____ диф.зачет __ ІІ с. _

(семестр)

Экзамен ____ ІІІ _______

(семестр)

г. Алматы, 2007 г.

Силлабус разработан в соответствии с рабочей программой составленной профессором кафедры нормальной анатомии Романюк С.Н. на основании типовой программы по «Анатомии человека», утвержденной « » 2007 г.

Рассмотрена на заседании кафедры нормальной анатомии

« 15 » июня 2007 г. Протокол №__17б ___

Зав.кафедрой, профессор Жаныбеков Д.Е.

Рабочая программа обсуждена цикловой методической комиссией медико-биологических дисциплин

« 15 » июня 2007 г. Протокол №__9 ___

Председатель ЦМК, профессор Юй Р.И.

Одобрена Советом (центральным методическим советом) Казахского национального медицинского университета имени С.Д.Асфендиярова

« » 2007 г. Протокол №_____

Председатель УМК проф. А.А.Шортанбаев

1. Общие сведения

Наименование вуза Казахский национальный медицинский университет имени

С.Д.Асфендиярова

Кафедра нормальной анатомии

Дисциплина анатомия человека Anat – 1(2)203

Специальность 051301 «Общая медицина»

Объем учебных часов (кредитов) 216

Курс и семестр изучения 1 курс, ІІ семестр; 2 курс, ІІІ семестр

Сведения о преподавателях:

Ф.И.О.

Должность

Научные интересы

1

Рахишев А.Р.

Почетный зав.кафедрой, академик НАН РК, д.м.н.

Нейроморфология, создание медицинских терминов на казахском языке

2

Жаныбеков Д.Е.

Зав.кафедрой, д.м.н., профессор

Нейроанатомия, трансплантация эндокринных и нейроэндокринных органов (анатомич., эксперим., морфол. аспекты)

3

Романюк С.Н.

К.м.н., профессор

Эмбриология, коллатеральное кровообращение

4

Сарыева З.А.

К.м.н., доцент

Гипокинезия, гиподинамия

5

Косманбетов Т.С.

Ст.преподаватель

6

Джумабаев У.Д.

К.м.н., доцент

Возрастная морфология сосудов, коллатеральное кровообращение

7

Мусаева Г.А.

Доцент

8

Шакенов Б.Ш.

Доцент

Создание медицинских терминов на казахском языке

9

Дакенова К.Т.

К.м.н., доцент

Вопросы физического развития

10

Абилова А.А.

Ст.преподаватель

11

Байгамысова Д.С.

Преподаватель

12

Жолдыбаева А.А.

К.м.н., ст.преподаватель

Анатомия органов и тканей челюстно-лицевой области

13

Искакова Л.А.

Преподаватель

Контактная информация:

Раб.тел.: 2921796 г. Алматы, ул. Толе би-94, морфологический корпус, 1 этаж.

Политика дисциплины:

- не опаздывать на занятия;

- не пропускать занятия без уважительной причины, в случае отсутствия на занятии по уважительной причине, например, по болезни предоставить разрешение с деканата на отработку пропущенных занятий;

- пропущенные занятия отрабатывать в определенное время, назначенное преподавателем;

- активно участвовать в учебном процессе;

- все задания практических занятий должны быть выполнены соответственно требованиям;

- выполнять задания по СРС на достаточном уровне и сдавать их в установленные сроки;

- студенты, не сдавшие все рубежные контроли, к экзамену не допускаются;

- студенты допускаются к занятиям и лекциям только в белых халатах и калпаках.

2. Программа:

Введение

Анатомия человека – наука о формах и строении, происхождении и развитии организма человека. Анатомия предусматривает систематическое описание формы, строения, положения и типографических взаимоотношений частей и органов тела с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей. Она широко использует данные эмбриологии, сравнительной анатомии, антропологии, выясняет влияние окружающей среды и социальных факторов, труда и спорта на строение организма человека. Анатомия является дисциплиной, составляющей фундамент медицинских знаний, без освоения которого, студент не может приступить к изучению прикладных клинических дисциплин, составляющих в основном надстройку медицинских знаний, необходимых практическому врачу.

Анатомия изучает не только строение современного человека, а также исследует, как сложился человеческий организм в его историческом развитии. Программа дисциплины Анатомия-1 направлена на изучение строения тела человека составляющих его систем, органов и тканей, на основе современных достижении макро-микроскопической анатомии, физиологии, биологии с учетом индивидуальных, половых и возрастных особенностей организма, включая пренатальное развитие; анатомо-топографических взаимоотношении органов.

Цель дисциплины : изучить строение органов тела человека, составляющих его систем, с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей, анатомо-топографических взаимоотношений органов и применять полученные знания на клинических кафедрах.

Задачи дисциплины:

· сформировать основу знаний о строении и топографии органов и систем органов для развития клинического мышления;

· выработать научное представление о взаимосвязи и взаимозависимости структуры и функции органов человека, организма в целом с изменяющимися условиями окружающей среды, труда и социальных факторов;

· уметь определять положение и проекцию органов и их частей для освоения навыков физикального осмотра и оказания первой неотложной медицинской помощи;

· проявлять уважительное и бережное отношение к органам человеческого тела и трупу, как биологическому материалу.

Конечные результаты обучения:

Студент должен

Знать :

· основные приемы работы с анатомическими препаратами и другими учебными пособиями;

· отличительные особенности костей скелета;

· виды соединений костей, классификацию и биомеханику суставов;

· анатомию, классификацию и функции мышц;

· топографию органов головы, шеи, конечностей, груди, живота и таза;

· анатомию и топографию органов пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой и мочеполовой систем, особенности их строения;

· строение спинного и головного мозга;

· анатомию органов чувств;

· формирование и функции спинномозговых и черепно-мозговых нервов, области их иннервации;

· анатомию и топографию кровеносной и лимфатической систем;

· строение, функции эндокринных желез;

· морфо-функциональную характеристику кожного покрова головы, шеи, туловища и конечностей;

· международную анатомическую номенклатуру на латинском языке.

Уметь:

· определять отличительные особенности костей черепа, туловища и конечностей;

· находить на анатомических препаратах структурные элементы соединений костей;

· демонстрировать на трупе мышцы головы, туловища и конечностей;

· находить органы головы, шеи, грудной, брюшной полостей и малого таза;

· показывать отделы спинного и головного мозга;

· показывать спинномозговые и черепно-мозговые нервы;

· демонстрировать на трупе сосуды головы, шеи, грудной, брюшной полостей, малого таза и конечностей;

· определять проекцию органов, сосудов и нервов на поверхностях тела человека.

Пререквизиты и постреквизиты дисциплины:

Пререквизиты: - школьная программа по биологии, анатомии человека.

Постреквизиты : - анатомия 2, гистология 2, физиология 2, патологическая анатомия 1, патологическая физиология 1 , введение в клинику 2, пропедевтика внутренних болезней, визуальная диагностика, общая хирургия.

Краткое содержание дисциплины:

Предмет и задачи анатомии. Общая характеристика тканей, органов, систем организма. Общая анатомия опорно-двигательного аппарата. Роль социального и биологического факторов в развитии и строении скелета. Возрастные, половые и типовые особенности строения человеческого черепа. Виды соединений костей. Классификация мышц. Вспомогательный аппарат мышц. Понятие о нервной системе. Учение о внутренних органах. Сосудистая система. Эндокринная и иммунная системы.

Распределение часов по видам занятий

Темы (разделы)

лекции

Прак.занятия

СРС

1

Остеология

3

18

19

2

Синдесмология

1

9

7

3

Миология

1

15

15

4

Анатомия и топография головы и шеи

1

36

5

5

Сосуды и нервы конечностей

10

3

6

Анатомия и топография стенок и органов грудной полости

4

12

7

7

Анатомия и топография стенок и органов брюшной полости

4

16

10

8

Анатомия и топография таза

1

10

6

Всего

18 ч.

126 ч.

72 ч.

Тематический план лекций, практических занятий, СРС

№ недели

№ пп

№ раздела анатомии

Тема

Форма проведения и продолжительность в часах

Балл

л

пр

срс

1.

1.

1.

Предмет и задачи анатомии. Общая характеристика тканей, органов, систем организма. Начальные стадии эмбриогенеза человека.

1

0,5

2.

1

Методы изучения анатомии на живом человеке: антропометрия. Типы телосложения.

3

*

3.

1.

Международная анатомическая номенклатура. Понятие об осях и плоскостях. Общий обзор скелета. Строение костей туловища: позвонки, грудина, ребра.

3

0,5

4.

1

Международная анатомическая номенклатура. Латинский анатомический глоссарий.

3

*

5.

1

Изучение особенности строения шейных, грудных, поясничных, крестцовых и копчиковых позвонков на анатомических препаратах.

2

*

2.

6.

1.

Общая анатомия опорно-двигательного аппарата. Кость как орган. Строение и развитие костей. Классификация костей. Роль социального и биологического факторов в развитии и строении скелета.

1

0,5

7.

1

Роль труда, спорта, социального и биологического факторов на строение костей.

3

*

8.

1.

Строение костей плечевого пояса и свободной верхней конечности.

3

0,5

9.

1

Определение принадлежности парных костей к правой или левой половине скелета.

2

*

10.

1

Места прощупывания выступающих частей скелета на живом человеке, имеющих практическое значение.

2

*

3.

11.

1.

Анатомия и топография черепа в целом. Развитие черепа человека. Возрастные, половые и типовые особенности строения человеческого черепа.

1

0,5

12.

1

Изучение костей черепа в возрастном аспекте.

3

*

13.

1.

Строение костей тазового пояса и свободной нижней конечности.

3

0,5

14.

1

Изучение особенностей костей скелета в возрастном аспекте.

2

*

4.

15.

2.

Понятие о соединениях костей. Развитие соединений. Виды соединений костей.

1

0,5

16.

1.

Строение костей мозгового черепа.

3

0,5

5.

17.

3.

Общая миология. Мышца как орган. Развитие мышц в онтогенезе. Классификация мышц. Вспомогательный аппарат мышц. Биомеханика мышц: анатомический и физиологический поперечники мышц. Подъемная сила. Внешние и внутренние силы, действующие на мышцы и суставы.

1

0,5

18.

1.

Строение костей лицевого черепа.

3

0,5

19.

1

Краниометрия. Определение индексов мозгового и лицевого черепа.

3

*

6.

20.

4.

Понятие о нервной системе. Принципы организации нервной системы. Простая и сложная рефлекторные дуги. Формирование коры головного мозга. Понятие об анализаторах.

1

0,5

21.

1.

Топография черепа.

3

0,5

7.

22.

4

Анатомия и топография проводящих путей головного и спинного мозга.

1

0,5

23.

2

Синдесмология.

Соединения костей головы и туловища: строение и функции.

3

0,5

24.

2

Физиологические и патологические изгибы позвоночного столба.

2

*

25.

2

Определение вида осанки в зависимости от степени выраженности изгибов позвоночника.

2

*

26.

2

Определение формы грудной клетки.

2

*

8.

27.

4

Функциональная анатомия черепно-мозговых нервов.

1

0,5

28.

2

Соединения костей плечевого пояса и свободной верхней конечности: строение и функции.

3

0,5

29.

2

Моделирование движений в суставах.

3

*

9.

30.

4

Общая морфология вегетативной нервной системы. Понятие о симпатической и парасимпатической нервной системе.

1

0,5

31.

2

Соединения костей тазового пояса и свободной нижней конечности: строение и функции.

3

0,5

32.

2

Определение размеров большого и малого таза на препаратах таза, клиническое значение в акушерстве и гинекологии.

3

*

10.

33.

7

Введение в учение о внутренних органах. Особенности строения и развития органов пищеварительной системы.

1

0,5

34.

3

Миология.

Мышцы и фасции головы, шеи: строение, топография и функции.

3

0,5

35.

3

Освоение метода препарирования различных областей тела человека.

3

*

11.

36.

6

Особенности строения и развития органов дыхательной системы.

1

0,5

37.

3

Мышцы и фасции туловища: строение, топография и функции.

3

0,5

38.

3

Моделирование влагалища прямой мышцы живота.

3

*

39.

3

Моделирование пахового канала.

3

*

12.

40.

Введение в ангиологию. Основные принципы строения, ветвления и классификация кровеносных сосудов. Микроциркуляторное русло. Коллатеральное кровообращение.

1

0,5

41.

3

Мышцы и фасции плечевого пояса и свободной верхней конечности: строение, топография и функции. Топография верхней конечности.

3

0,5

42.

3

Моделирование функций мышц на скелете.

3

*

13.

43.

6

Функциональная анатомия средца, развитие.

1

0,5

44.

3

Мышцы и фасции тазового пояса и свободной нижней конечности: строение, топография и функции. Топография нижней конечности.

3

0,5

45.

2

Своды стопы, механизмы, укрепляющие своды стопы. Плоскостопие.

3

*

46.

3

Моделирование бедренного канала.

3

*

14.

47.

Общая морфология и развитие лимфатической системы, ее роль в организме. Основные звенья этой системы, их строение.

1

0,5

48.

Рубежный контроль – коллоквиум.

3

4

15.

49.

Морфофункциональная характеристика органов эндокринного аппарата, их роль в регуляции деятельности органов и систем организма.

1

0,5

50.

4

Анатомия и топография головы и шеи.

Мозговой отдел головы: лобно-теменно-затылочная, височная и сосцевидная области. Общий обзор головного мозга. Топография корешков черепно-мозговых нервов на основании головного мозга. Оболочки головного мозга.

3

0,5

16.

51.

8

Особенности строения и развития органов мочевой системы.

1

0,5

52.

4

Продолговатый мозг, ромбовидная ямка, мост, мозжечок, четвертый желудочек: строение и функции.

3

0,5

53.

4

Ретикулярная формация ее роль в организме, лимбическая система.

3

*

17.

54.

8

Функциональная анатомия и развитие женских и мужских половых органов.

1

0,5

55.

4

Средний мозг, водопровод мозга: строение и функции. Промежуточный мозг, третий желудочек: строение и функции.

3

0,5

18.

56.

Морфофункциональная характеристика иммунной системы, центральные и периферические органы иммунной системы.

1

0,5

57.

4

Конечный мозг. Строение и функции. Полушария головного мозга. Плащ, обонятельный мозг. Мозолистое тело, свод, передняя мозговая спайка. Базальные ядра. Боковые желудочки. Анатомия и топография головы и шеи.

3

0,5

58

4

Циркуляция спинномозговой жидкости.

2

*

ІІІ СЕМЕСТР

№ недели

№ пп

№ раздела анатомии

Тема

Форма проведения и продолжительность в часах

Балл

л

пр

срс

1

1

4

Анатомия и топография головы и шеи.

Топографическая анатомия лицевого отдела головы: околоушная, жевательная и щечная области. Клетчаточные пространства лица. Полость рта. Язык, небо, зубы, слюнные железы: строение, топография, функции. Наружный нос. Полость носа: строение, топография, функции. Околоносовые пазухи.

2

0,5

2

4

Анатомия и топография органов чувств. Орган зрения. Зрительный (ІІ), глазодвигательный (ІІІ), блоковидный (ІҮ), отводящий (ҮІ) нервы. Проводящий путь зрительного анализатора.

2

0,5

2

3

4

Орган слуха и равновесия. Преддверно-улитковый нерв (ҮІІІ). Проводящие пути слухового и статокинетического анализаторов. Орган обоняния и вкуса, обонятельный нерв (І). Проводящие пути обонятельного и вкусового анализаторов.

2

0,5

4

4

Шея: деление на области. Глотка: строение, топография, функции. Гортань, трахея: строение, топография, функции. Щитовидная и паращитовидная железы: строение, топография, функции.

2

0,5

3

5

4

Общая, наружная, внутренняя сонные артерии: топография, проекция, ветви, области кровоснабжения.

2

0,5

6

4

Подключичная артерия: топография, проекция, ветви, области кровоснабжения. Кровоснабжение головного мозга.

Наружная, передняя, внутренняя яремные вены: топография, притоки. Подключичная вена: топография, притоки. Лимфатические сосуды, узлы головы и шеи.

2

0,5

4

7

4

Тройничный (Ү пара) нерв: ядра, ветви, связи с вегетативными узлами, области иннервации.

2

0,5

8

4

Лицевой (ҮІІ пара), языкоглоточный (ІХ пара) нервы: ядра, ветви, связи с вегетативными узлами, области иннервации.

2

0,5

5

9

4

Блуждающий (Х пара), добавочный (ХІ пара) и подъязычный (ХІІ пара) нервы: ядра, ветви, связи с вегетативными узлами, области иннервации.

2

0,5

10

4

Спинной мозг: форма, топография, строение. Оболочки спинного мозга. Формирование спинномозговых нервов. Шейное сплетение: топография, ветви, области иннервации.

2

0,5

6

11

4

Вегетативная иннервация органов головы и шеи.

2

0,5

12

Рубежный контроль – коллоквиум.

2

4

7

13

5

Сосуды и нервы конечностей.

Области верхней конечности. Артерии верхней конечности: топография, проекция, ветви, области кровоснабжения. Поверхностные и глубокие вены верхней конечности. Лимфатические сосуды и узлы верхней конечности.

2

0,5

14

5

Плечевое сплетение: формирование, топография, ветви, области иннервации.

2

0,5

8

15

5

Области нижней конечности. Артерии нижней конечности: топография, проекция, ветви, области кровоснабжения. Поверхностные и глубокие вены нижней конечности. Лимфатические сосуды и узлы нижней конечности.

2

0,5

16

5

Поясничное и крестцовое сплетения: формирование, топография, ветви, области иннервации.

2

0,5

9

17

Рубежный контроль – коллоквиум.

2

4

18

6

Анатомия и топография стенок и органов грудной полости.

Анатомия и топография стенок грудной клетки, межреберных промежутков, молочной железы. Трахея, бронхи, легкие: строение, топография, функции. Плевра, синусы плевры.

2

0,5

10

19

6

Пищевод: строение, топография, функция. Сердеце: строение, топография, функция. Средостение: классификация, стенки. Топография органов средостения.

2

0,5

20

6

Границы сердца и проекция клапанов сердца.

3

*

21

6

Аорта, ее части. Ветви дуги аорты: плечеголовной ствол, левая общая сонная и левая подключичная артерии. Грудная часть аорты: париетальные и висцеральные ветви, области кровоснабжения, анастомозы между ними.

2

0,5

22

6

Определение проекции крупных сосудов на поверхности тела, определение мест выслушивания и прижатия сосудов.

3

*

11

23

6

Вены большого круга кровообращения. Верхняя полая вена: формирование, притоки, топография. Непарная, полунепарная вены: топография, притоки.

2

0,5

24

6

Симпатический ствол, его грудной отдел. Нервы, отходящие от грудного отдела симпатического ствола. Вегетативная иннервация органов грудной полости. Лимфатические сосуды и узлы стенок и органов грудной полости. Грудной проток: формирование, топография. Правый лимфатический проток: формирование, топография.

2

0,5

12

25

Рубежный контроль – коллоквиум.

2

4

26

7

Варианты расположения червеобразного отростка.

2

*

27

7

Отличительные признаки толстой кишки от тонкой.

2

*

28

7

Анатомия и топография стенок и органов брюшной полости

Анатомия и топография переднебоковой и задней стенок брюшной полости. Желудок, тонкая кишка: строение, топография, функции. Толстая кишка: строение, топография, функции. Прямая кишка: строение, топография, функции.

2

0,5

13

29

7

Печень, желчный пузырь, поджелудочная железа: строение, топография, функции. Селезенка: строение, топография, функции.

2

0,5

30

7

Брюшина и ее производные. Ход брюшины. Полость брюшины.

2

0,5

14

31

7

Анатомия и топография брюшной аорты: непарные ветви, области кровоснабжения, анастомозы между ними. Парные париетальные и висцеральные ветви, области кровоснабжения, анастомозы между ними.

2

0,5

32

7

Система нижней полой вены: формирование, топография, притоки. Воротная вена: ее корни, топография. Кава-кавальные и порто-кавальные анастомозы.

2

0,5

33

Кровообращение плода.

2

*

15

34

7

Лимфатические сосуды и узлы стенок и органов брюшной полости. Иннервация стенок и органов брюшной полости.

2

0,5

35

7

Почка, мочеточник: строение, топография, функции. Мочевой пузырь, мочеиспускательный канал: строение, топография, функции. Надпочечник: строение, топография, функции.

2

0,5

16

36

Рубежный контроль – коллоквиум.

2

4

37

8

Анатомия и топография таза

Мужские половые органы (яичко, семенной канатик, семявыносящий проток, семенные пузырьки, предстательная железа, Куперовы железы, мошонка, половой член): строение, топография, функции.

2

0,5

17

38

8

Женские половые органы (яичник, матка, маточные трубы, влагалище, наружные половые органы): строение, топография, функции. Промежность: диафрагма таза, мочеполовая диафрагма, особенности их строения у мужчины и женщины.

2

0,5

39

8

Кровеносные сосуды таза. Общая, наружная, внутренняя подвздошная артерии: топография, ветви, области кровоснабжения. Вены таза. Анастомозы сосудов таза.

2

0,5

40

Морфофункциональная характеристика кожи, головы, шеи, туловища и конечностей.

2

*

18

41

8

Лимфатические сосуды и лимфатические узлы таза, пути оттока лимфы от стенок таза и органов малого таза. Иннервация стенок и органов таза.

2

0,5

42

Рубежный контроль – коллоквиум.

2

4

Шкала и критерии оценки знаний

Виды занятий

Кол-во занятий лекций

Кол-во баллов за 1 занятие лекцию

Оценка

Всего баллов

«5»

«4»

«3»

«2»

1

Лекции

18

0,5

9

2

Практические занятия

48

0,5

0,5

0,4

0,3

0,2

24

3

СРС

3

1,0

3,0

2,0

1,0

3

4

Рубежный контроль

6

4,0

4,0

3,0

2,0

24

Итого баллов

60

60

5

Итоговый контроль

40

40

6

Всего баллов

100

100

Цель – систематическая проверка усвоения теоретического материала, умения использовать теоретические знания на практике.

Практических занятий

- устный опрос (студент обязан приходить на занятия подготовленным по вопросам методических рекомендаций),

- тестирование проводится в письменной форме и сдается на проверку в течение недели, на которой изучается данный раздел,

- проверка решений ситуационных задач проводится в письменной форме и сдается на проверку в течение недели, на которой изучается данный раздел,

СРС

Сдача и защита рефератов, докладов, рецензий по темам, демонстрация презентаций, контроль выполнения тестовых заданий, демонстрация таблиц-схем, стендов проводится непозднее недели, соответствующей разделу анатомии, на котором изучается данная тема. Требования к каждому виду СРС описаны в методических указаниях по СРС.

Баллы студент зарабатывает при препарировании, правильном решении тестов и ситуационных задач, активном участии в учебном процессе, защите тем СРС.

Рубежный контроль: коллоквиум по разделам в виде тестирования и устного опроса.

Итоговый контроль:

устный экзамен с учетом результатов текущего и рубежного контроля.

Время консультации – вторник, четверг с 16.00 - до 17.00.

Время рубежного контроля – 14 неделя ІІ семестра; 6, 9, 12, 16, 18 недели ІІІ семестра.

Время итогового контроля – в конце семестра по расписанию ОПиКУП.

Задания самостоятельной работы:

1. Определите принадлежность к правой или левой половине костей плечевого пояса и верхней конечности: лопатки, ключицы, плечевой, лучевой, локтевой костей.

2. Определите принадлежность реберных костей к правой или левой половине.

3. Определите принадлежность к правой или левой половине тазовой кости и костей нижней конечности: бедренной, большеберцовой, малоберцовой костей.

4. Изучить особенности строения отдельных костей черепа и череп новорожденного целом.

5. Изучить возрастные изменения черепа в первые годы жизни, в зрелом и старческом возрасте.

6. По черепному указателю определить типы 2-3 черепов.

7. По величине лицевого показателя определить типы 2-3 черепов.

8. По величине лицевого показателя определить формы лицевого черепа.

9. Нарисовать позвоночный столб (схематично). Указать физиологические изгибы в сагиттальной плоскости: шейный и поясничный лордозы, грудной и крестцовый кифозы.

10. Нарисовать позвоночный столб с патологическими изгибами во фронтальной и сагиттальной плоскостях (сколиозы, грудной горб). Объяснить причины их появления.

11. Нарисовать варианты осанки с увеличением физиологической кривизны позвоночника.

12. Нарисовать варианты осанки с уменьшением физиологической кривизны позвоночника.

13. Нарисовать осанку, измененную во фронтальной плоскости (асимметричная осанка).

14. Изучить строение стенок грудной клетки.

15. Изучить коническую, плоскую и цилиндрическую формы грудной клетки и их зависимость от типа телосложения.

16. Изучить строение стенок большого и малого таза.

17. Изучить используемые в акушерстве параметры таза и уметь их измерить.

18. Изучить используемые в анатомии, определяемых на мацерированном тазе - размеры малого таза и уметь их измерить.

19. Изучить продольные и поперечный своды стопы.

20. Пассивные «затяжки» сводов.

21. Активные «затяжки» сводов.

22. Иметь понятие о плоскостопии.

23. Изучить и подготовить модель одноосных суставов.

24. Изучить виды движения, которые совершаются в двуосных суставах и изготовить модель.

25. Изготовление модели многоосных суставов.

26. Изготовить модели мышц разгибающих и сгибающих позвоночный столб.

27. Изготовить модели мышц осуществляющие движение нижней челюсти.

28. Изготовить модели мышц действующие на предплечья в локтевом суставе. Изготовить модель влагалища прямой мышцы живота выше поперечной линии, проведенной между верхними передними подвздошными остями.

29. Изготовить модель влагалища прямой мышцы живота ниже поперечной линии, проведенной между верхними передними подвздошными остями.

30. Изготовить модель пахового канала.

31. Изучить строение бедренного канала.

32. Изучить функциональную анатомию ретикулярной формации.

33. Изучить функциональную анатомию лимбической системы.

34. Изучить сосудистые сплетения желудочков.

35. Изучить пути оттока спинномозговой жидкости.

36. Обозначить на скелете границы сердца.

37. Изучить строение клапанов сердце, их проекцию на грудную клетку и места выслушивания токов сердечных клапанов.

38. Изучить проекции общей и наружной сонной артерии, лицевой артерии, поверхностной височной артерии, лучевой артерии, бедренной артерии и тыльной артерии стопы.

39. Определить места доступные для прощупывания пульсации артерии и точки их прижатия артерии для остановки кровотечения.

40. Изучить какие вены впадают в правое предсердие и направление тока крови и него.

41. Изучить направление тока крови из левого и из правого желудочков.

42. Особенность кровообращения верхней половины тела плода.

43. Изучить общее строение и функции кожи.

44. Изучить морфофункциональные особенности кожи головы, шеи, туловища и конечностей.

45. Изучить строение и функцию червеобразного отростка слепой кишки.

46. Изучить и изготовить схем вариантов расположения червеобразного отростка.

47. Изучить строение тонкой кишки.

48. Изучить отличительные признаки толстой кишки от тонкой.

49. Составить глоссарии: термин, характеризующими расположение и направление органов и частей тела.

50. Определить типы телосложения 2-3 студентов.

51. Отпрепаровка кожи; выделение подкожных сосудов и нервов; послойная препаровка мышц; выделение магистральных сосудов и нервов.

52. Определить значении костей плечевого пояса и свободной верхней конечности.

53. Значение костей тазового пояса и свободной нижней конечности.

54. Определить факторы биологического и социального характера.

55. Понятие эмбриогенеза костей.

56. Аномалии развития костей.

57. Какова роль выступающих частей скелета.

58. Изучить характерные признаки для шейных, грудных, поясничных, крестцовых и копчиковых позвонков.

59. Изучить возрастные особенности трубчатых костей.

60. Изучить возрастные особенности таза.

Рекомендуемая литература:

Основная:

На русском языке:

1. Сапин М.Р., Никитюк Д.Б., Швецов Э.В. Атлас нормальной анатомии человека, 2-х томах.М.: «МЕДПресс-информ», 2006.

2. Сапин М.Р. Анатомия человека, в 2-х томах М.: «Медицина», 2003

3. Сергиенко В.И., Петросян Э.А., Фраучи И.В. Топографическая анатомия и оперативная хирургия, в 2-х томах. М.: «ГЭОТАР-МЕД», 2001.

4. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека – І, ІІ, ІІІ, IV тома, М.: «Медицина», 1996.

5. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека, Л.: «Медицина», 1985.

6. Сапин М.Р. Анатомия человека в 2-х томах. М.: «Медицина», 1986.

7. Островерхов Г.Е., Лубоцкий Д.Н., Бомаш Ю.М. Курс оперативной хирургии и топографической анатомии. Курск, 1998.

8. Гайворонский И.В. Нормальная анатомия человека, в 2-х томах. СПб.: «СпецЛит», 2004.

Дополнительная:

На русском языке.

1. Сергиенко В.И., Петросян Э.А., Сухинин А.А. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по оперативной хирургии и топографической анатомии для студентов лечебного факультета. М.: «ГЭОТАР-МЕД», 2002.

2. Нурмухамбетов Б.Н. Функциональная анатомия лимфатической системы. Учебное пособие. Алматы, 2000.

3. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека: Учебник для мед. ВУЗов., СПб.: «СпецЛит», 2004.

Основная:

На казахском языке:

1. Рақышев А.Р. Адам анатомиясы І, ІІ том 2004

2. Рақышев А.Р. Адам анатомиясының атласы, І, ІІ том. Алматы: «Кітап», 2006

3. Жұмабаев Ү., Әубәкіров Ә.Б., Досаев Т.М. ж .т.б. Адам анатомиясы, атлас І, ІІ, ІІІ, IV том. Астана: «Фолиант», 2005.

Дополнительная:

На казахском языке.

1. Тебенов М.Е. Адам анатомиясы (ас қорыту және тыныс алу жүйесі). Оқу құралы. Қарағанды, 1993.

2. Нұрмұхамбетов Б.Н. Лимфа жүйесінің функционалдық анатомиясы. Оқу құралы. Алматы, 2007.

Основная:

На английском языке:

1. D.Chaurasia’s Human Anatomy. Regional and Applied, Dissection and Clinical. Fourth Edition, 2004.

2. Frank H. Netter, M.D. Atlas of Human Anatomy. Fourth Edition, 2004.

Дополнительная:

На английском языке.

1. Chummy S. Sinnatamby. Last’s Anatomy. Regional and Applied. Tenth Edition.

2. Kent M.Van De Graaf/ Stuart Ira Fox. Concepts of Human Anatomy and Phisiology. Second Edition.

3. Johabbes W. Rohen, Chihiro Yokochi, Elke Lutjen-Drecoll. Color Atlas of Anatomy. Fourth Edition. A. Photographic Study of the Human Body.

Методы обучения:

· Чтение обзорных и проблемных лекций;

· Работа с мультимедийными базами данных, компъютерными программами;

· Препарирование, сдача макропрепарата;

· Решение ситуационных задач;

· Дискуссии;

· Работа в малых группах;

· Моделирование ситуации;

· Консультации;

· Разбор (случаев).

Критерии и правила оценки знаний:

Методы оценки знаний:

· Текущий контроль: решение тестовых заданий, устный опрос с демонстрацией анатомических структур на трупе или анатомическом препарате, письменные работы, эссе, реферативные сообщения.

· Рубежный контроль: коллоквиум.

· Итоговый контроль: экзамен, включающий тестирование, прием практических навыков.

Информация по оценке знаний:

Виды контроля

Балл

Недели

Итого балл

ІІ семестр

ІІІ семестр

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Лекции посещение активность наличие конспекта

0,5

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

9

Практическое занятие

- опрос

- активность

0,5

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

**

**

**

**

**

**

**

**

**

*

*

**

**

**

**