Главная              Рефераты - Разное

Международная экономическая интеграция - реферат

Лекция № 1 (16.02.1996)


МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ


Сущность, формы и роль в современных МЭО.


  1. По­ня­тие, ос­нов­ные при­зна­ки и ус­ло­вия раз­ви­тия ин­те­гра­ции.

  2. Фор­мы и эта­пы ин­те­гра­ци­он­ных про­цес­сов.

  3. По­след­ст­вия и эф­фек­тив­ность ме­ж­ду­на­род­ной эко­но­ми­че­ской ин­те­гра­ции для эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия стран-уча­ст­ниц.


I. По­ня­тие, ос­нов­ные при­зна­ки и ус­ло­вия раз­ви­тия интеграции.


Тен­ден­ции:

  1. гло­ба­ли­за­ция ми­ро­вой эко­но­ми­ки;

  2. ре­гио­на­ли­за­ция.


Раз­ви­тие МЭО, под воз­дей­ст­ви­ем спе­циа­ли­за­ции и раз­де­ле­ния тру­да, при­во­дит к гло­ба­ли­за­ции.


Ос­нов­ные чер­ты гло­ба­ли­за­ции:

  • из­ме­ня­ет­ся фор­ма про­из­вод­ст­ва, она пе­ре­хо­дит в ме­ж­ду­на­род­ную фор­му в ви­де ТНК;

  • из­ме­не­ние со­дер­жа­ния про­из­вод­ст­ва и об­ме­на под воз­дей­ст­ви­ем спе­циа­ли­за­ции, т.е. ори­ен­та­ция на­цио­наль­ной эко­но­ми­ки на ме­ж­ду­на­род­ные стан­дар­ты;

  • прин­ци­пи­аль­ные из­ме­не­ния в хо­зяй­ст­вен­ной жиз­ни - ме­ж­ду­на­род­ные цен­тры управ­ле­ния, СП, ме­ж­ду­на­род­ные сис­те­мы ин­фор­ма­ции, сис­те­ма ме­ж­ду­на­род­ных стан­дар­тов (ГАТТ, МВФ, ор­га­ны ООН и т.д.).


Ре­гио­на­ли­за­ция.

Ис­то­ри­че­ски сло­жив­шая­ся ре­гио­наль­ная общ­ность с еди­ны­ми эко­но­ми­ко-гео­гра­фи­че­ски­ми, куль­тур­ны­ми и т.д. сход­ст­ва­ми.


Ин­те­гра­ция.

Это осо­бый этап в про­цес­се ин­тер­на­цио­на­ли­за­ции хо­зяй­ст­вен­ной жиз­ни, ко­то­рый ве­дет к соз­да­нию но­во­го ка­че­ст­ва - це­ло­ст­но­сти обо­соб­лен­но­го хо­зяй­ст­вен­но­го ком­плек­са не­сколь­ких го­су­дарств (од­но­род­ный, внут­рен­не сли­тый хо­зяй­ст­вен­ный ме­ха­низм).


При­зна­ки ин­те­гра­ции:

  • взаи­мо­про­ник­но­ве­ние и пе­ре­пле­те­ние на­цио­наль­ных про­из­вод­ст­вен­ных про­цес­сов;

  • на этой ос­но­ве про­ис­хо­дят глу­бо­кие струк­тур­ные из­ме­не­ния в эко­но­ми­ке стран-уча­ст­ниц;

  • не­об­хо­ди­мость и це­ле­на­прав­лен­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние ин­те­гра­ци­он­ных про­цес­сов; воз­ник­но­ве­ние меж­го­су­дар­ст­вен­ных (над­на­цио­наль­ных или над­го­су­дар­ст­вен­ных) струк­тур (ин­сти­ту­цио­наль­ные струк­ту­ры).


Ус­ло­вия ин­те­гра­ции:

  1. раз­ви­тая ин­фра­струк­ту­ра;

  2. на­ли­чие по­ли­ти­че­ских ре­ше­ний пра­ви­тель­ст­ва (соз­да­ние ус­ло­вий для ин­те­гра­ции - по­ли­ти­че­ская и эко­но­ми­че­ская ба­за);


Уров­ни ин­те­гра­ции:

  1. мак­ро­эко­но­ми­че­ский (го­су­дар­ст­вен­ный уро­вень);

  2. мик­ро­эко­но­ми­че­ский (меж­фир­мен­ный - ТНК).

Раз­ви­ваю­щие­ся стра­ны соз­да­ют ин­те­гра­ци­он­ные груп­пи­ров­ки для пре­одо­ле­ния про­блем ин­ду­ст­риа­ли­за­ции.

Чис­ло груп­пи­ро­вок в раз­ви­ваю­щих­ся стра­нах со­став­ля­ет при­бли­зи­тель­но от 35 до 40.

При­ме­ром мо­жет слу­жить МЕР­КО­СУР (1991 год - Асун­сь­он­ское со­гла­ше­ние) в со­став ко­то­ро­го вхо­дят Ар­ген­ти­на, Бра­зи­лия, Па­ра­гвай и Уруг­вай. Це­ля­ми груп­пи­ров­ки яв­ля­ют­ся - сни­же­ние бюд­жет­но­го де­фи­ци­та, пре­одо­ле­ние кри­зи­са.


Пре­пят­ст­вия на пу­ти ин­те­гра­ции раз­ви­ваю­щих­ся стран:

  1. ин­тег­ри­рую­щие­ся стра­ны сла­бо до­пол­ня­ют эко­но­ми­ки друг дру­га, что сдер­жи­ва­ет про­цесс ин­те­гра­ции; от­сю­да сле­ду­ет, что не­об­хо­ди­мы струк­тур­ные из­ме­не­ния;

  2. не раз­ви­та ин­фра­струк­ту­ра;

  3. раз­ли­чия уров­ней и по­тен­циа­лов раз­ви­тия;

  4. по­ли­ти­че­ская не­ста­биль­ность.


II. Фор­мы и эта­пы ин­те­гра­ци­он­ных про­цес­сов.


Эта сис­те­ма раз­ра­бо­та­на ВТО и ГАТТ (две пер­вые фор­мы).



Тип ин­те­гра­ции

При­зна­ки

1

Зо­на сво­бод­ной тор­гов­ли

Фор­ма со­гла­ше­ния, ко­гда уча­ст­ни­ки до­го­ва­ри­ва­ют­ся о сня­тии та­мо­жен­ных та­ри­фов и квот в от­но­ше­нии друг дру­га. При этом к треть­им стра­нам - у ка­ж­до­го своя по­ли­ти­ка. При­ме­ры: НАФ­ТА, АН­ЗСЕР­ТА, рань­ше ЕЭС.

2

Та­мо­жен­ный со­юз

Еди­ная та­мо­жен­ная по­ли­ти­ка по от­но­ше­нию к треть­им стра­нам. Од­на­ко воз­ни­ка­ют и бо­лее серь­ез­ные внут­рен­ние про­ти­во­ре­чия.

При­ме­ром мо­жет слу­жить ЕЭС.

3

Об­щий ры­нок

Пол­ное уст­ра­не­ние пре­пят­ст­вий для пе­ре­ме­ще­ний всех фак­то­ров про­из­вод­ст­ва ме­ж­ду стра­на­ми-уча­ст­ни­ца­ми. В про­цес­се ре­ше­ния на­хо­дят­ся та­кие во­про­сы, как: пол­ное со­гла­со­ва­ние эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки и т.д., вы­рав­ни­ва­ние эко­но­ми­че­ских по­ка­за­те­лей.

4.1

Эко­но­ми­че­ский со­юз

Воз­ни­ка­ет на эта­пе вы­со­ко­го эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия. Про­во­дит­ся со­гла­со­ван­ная (или да­же еди­ная) эко­но­ми­че­ская по­ли­ти­ка и на этой ос­но­ве идет сня­тие всех пре­пят­ст­вий. Соз­да­ют­ся меж­го­су­дар­ст­вен­ные (над­го­су­дар­ст­вен­ные) ор­га­ны. Идут круп­ные эко­но­ми­че­ские пре­об­ра­зо­ва­ния во всех стра­нах-уча­ст­ни­цах.



4.2

Ва­лют­ный со­юз

Фор­ма эко­но­ми­че­ско­го сою­за и од­но­вре­мен­но круп­ная со­став­ляю­щая эко­но­ми­че­ско­го сою­за. Ха­рак­тер­ны­ми чер­та­ми ва­лют­но­го сою­за яв­ля­ют­ся:

  1. со­гла­со­ван­ное (со­вме­ст­ное) пла­ва­ние на­цио­наль­ных ва­лют;

  2. ус­та­нов­ле­ние по со­гла­ше­нию фик­си­ро­ван­ных ва­лют­ных кур­сов, ко­то­рые це­ле­на­прав­лен­но под­дер­жи­ва­ют­ся Цен­тро­бан­ка­ми стран-уча­ст­ниц;

  3. соз­да­ние еди­ной ре­гио­наль­ной ва­лю­ты;

  4. фор­ми­ро­ва­ние еди­но­го ре­гио­наль­но­го бан­ка, яв­ляю­ще­го­ся эмис­си­он­ным цен­тром этой ме­ж­ду­на­род­ной ва­лют­ной еди­ни­цы.

В раз­ви­ваю­щих­ся стра­нах под ва­лют­ным сою­зом по­ни­ма­ют кли­рин­го­вые со­гла­ше­ния.

5

Пол­ная эко­но­ми­че­ская ин­те­гра­ция

Еди­ная эко­но­ми­че­ская по­ли­ти­ка и, как след­ст­вие, уни­фи­ка­ция за­ко­но­да­тель­ной ба­зы.

Ус­ло­вия:

  1. об­щая на­ло­го­вая сис­те­ма;

  2. на­ли­чие еди­ных стан­дар­тов;

  3. еди­ное тру­до­вое за­ко­но­да­тель­ст­во;

и т.д.


III. По­след­ст­вия и эф­фек­тив­ность ме­ж­ду­на­род­ной экономической ин­те­гра­ции для эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия стран-уча­ст­ниц.


Пре­иму­ще­ст­ва:

  1. Уве­ли­че­ние раз­ме­ров рын­ка - эф­фект от мас­шта­бов про­из­вод­ст­ва (для стран с ма­лой ем­ко­стью на­цио­наль­но­го рын­ка), на этой ос­но­ве не­об­хо­ди­мость оп­ре­де­ле­ния оп­ти­маль­но­го раз­ме­ра пред­при­ятия.

  2. Воз­рас­та­ет кон­ку­рен­ция ме­ж­ду стра­на­ми.

  3. Обес­пе­че­ние луч­ших ус­ло­вий тор­гов­ли.

  4. Рас­ши­ре­ние тор­гов­ли па­рал­лель­но с улуч­ше­ни­ем ин­фра­струк­ту­ры.

  5. Рас­про­стра­не­ние пе­ре­до­вой тех­но­ло­гии.


От­ри­ца­тель­ные по­след­ст­вия:

  1. Для бо­лее от­ста­лых стран это при­во­дит к от­то­ку ре­сур­сов (фак­то­ров про­из­вод­ст­ва), идет пе­ре­рас­пре­де­ле­ние в поль­зу бо­лее силь­ных парт­не­ров.

  2. Оли­го­поль­ный сго­вор ме­ж­ду ТНК стран-уча­ст­ниц, что при­во­дит к по­вы­ше­нию цен.

  3. Эф­фект по­терь от уве­ли­че­ния мас­шта­бов про­из­вод­ст­ва при очень силь­ной кон­цен­тра­ции.


При­зна­ки ин­те­гра­ции:

  1. уст­ра­не­ние ог­ра­ни­че­ний

  2. взаи­мо­про­ник­но­ве­ние про­из­вод­ст­вен­ных сис­тем

  3. со­гла­со­ва­ние за­ко­но­да­тельств и стан­дар­тов

  4. меж­го­су­дар­ст­вен­ные (над­на­цио­наль­ные) ор­га­ны

  5. еди­ная ва­лю­та

  6. ин­фра­струк­ту­ра

  7. еди­ная внеш­не­тор­го­вая по­ли­ти­ка

со­гла­со­ва­ние внут­рен­ней по­ли­ти­ки (эко­ном, со­ци­аль­ной и т.д)


При­ме­ча­ние к таб­ли­це по фор­мам ин­те­гра­ции (уточ­не­ния. вне­сен­ные на се­ми­на­ре):

Фор­ма При­зна­ки ин­те­гра­ции
1 ‘1’ кро­ме чув­ст­вит. то­ва­ров
2 ‘1’,’7’
3 ‘1’,’2’,’3’,’4’,’6’,’7’
4 до­бав­ля­ют­ся ‘5’ и ‘8’
5 all above + на­ли­чие еди­ной вал.

Лек­ция № 2 (16.02.1996).


Се­ве­ро­аме­ри­кан­ская ин­те­гра­ция.


1. Пред­по­сыл­ки фор­ми­ро­ва­ния и от­ли­чи­тель­ные осо­бен­но­сти НАФ­ТА.
2. Ос­нов­ные по­ло­же­ния Аме­ри­ка­но-Ка­на­до-Мек­си­кан­ско­го до­го­во­ра.
3. Ожи­дае­мый эко­но­ми­че­ский эф­фект НАФ­ТА и ме­ж­ду­на­род­ное зна­че­ние опы­та НАФ­ТА.

I. Эко­но­ми­че­ское со­гла­ше­ние НАФ­ТА дей­ст­ву­ет с 1984 го­да и яв­ля­ет­ся са­мым круп­ным ре­гио­наль­ным объ­е­ди­не­ни­ем. Чис­лен­ность на­се­ле­ния 373 млн. чел., в ЕС - око­ло 345 млн.

Сум­мар­ный объ­ем ВВП НАФ­ТА при­бли­зи­тель­но 7 трон. USD, ЕС - 6.3 трлн.

ЕС - объ­е­ди­не­ние с же­ст­ким ор­га­ни­за­ци­он­ным строе­ни­ем, раз­ви­той над­на­цио­наль­ной струк­ту­рой.

НАФ­ТА - про­ти­во­по­лож­на ЕС.


ПРЕД­ПО­СЫЛ­КИ ОБ­РА­ЗО­ВА­НИЯ НАФ­ТА


1) без­ус­лов­ная ини­циа­ти­ва и ли­дер­ст­во США в соз­да­нии НАФ­ТА.

Эк.по­тен­ци­ал уча­ст­ни­ков НАФ­ТА (1992 г.)

а) ВВП (США) - 100%

ВВП (Ка­на­ды) - 9.4%

ВВП (Мек­си­ки) - 5.5%

б) ВВП на ду­шу на­се­ле­ния

США 100.0%
Ка­на­да 87.7%
Мек­си­ка 15.8%

2) Рас­пад би­по­ляр­но­го ми­ра, от­сю­да США мо­гут гос­под­ство­вать в ми­ре на ос­но­ве эко­но­ми­че­ско­го пре­вос­ход­ст­ва, но у США не­дос­та­точ­но вы­со­кая кон­ку­рен­то­спо­соб­ность то­ва­ров и да­же це­лых от­рас­лей по срав­не­нию с Япо­ни­ей и Зап.Ев­ро­пой.

Зап.Ев­ро­па под­дер­жи­ва­ет свою кон­ку­рен­то­спо­соб­ность за счет ин­те­гра­ции.

Япо­ния все боль­ше опи­ра­ет­ся на стра­ны АСЕ­АН, НИ­Сы, КНР, стре­мясь вы­сту­пить ли­де­ром но­во­го ин­те­гра­ци­он­но­го бло­ка.

На ос­но­ва­нии это­го воз­ни­ка­ет стрем­ле­ние США к ин­те­гра­ции.


3) Со­еди­не­ние вы­со­ко­го на­уч­но-тех­ни­че­ско­го по­тен­циа­ла с низ­ки­ми из­держ­ка­ми на з/пла­ту; так в Мек­си­ке сред­няя з/п в 1985 го­ду со­став­ля­ла 14% от сред­ней з/п в США.


4) Ин­те­гра­ция США и Ка­на­ды осу­ще­ст­в­ля­ет­ся при от­сут­ст­вии спе­ци­аль­ных ин­сти­ту­цио­наль­ных струк­тур. 20% ВНП Ка­на­ды реа­ли­зу­ет­ся в США, т.е. 60-70% экс­пор­та Ка­на­ды.

Ка­на­да - круп­ней­ший тор­го­вый парт­нер США (око­ло 25% экс­пор­та США или око­ло 1% ВНП).

Ка­на­да для аме­ри­кан­ских кор­по­ра­ций - глав­ный объ­ект ин­ве­сти­ро­ва­ния, объ­ем ин­ве­сти­ций со­ста­вив­ший 56 млрд. USD в 1992 го­ду, 75% всех ино­стран­ных пря­мых ка­пи­та­ло­вло­же­ний в Ка­на­де.


* * *


В 1988 г. под­пи­са­но со­гла­ше­ние о соз­да­нии зо­ны сво­бод­ной тор­гов­ли ме­ж­ду США и Ка­на­дой - CAFTA, ко­то­рое под­ра­зу­ме­ва­ет:

1. пол­ная ли­к­ви­да­ция барь­е­ров при тор­гов­ле США и Ка­на­ды;

2. на­ме­че­но раз­ра­бо­тать со­вме­ст­ные ме­ха­низ­мы, ре­гу­ли­рую­щие со­вме­ст­ной кон­ку­рен­ции, соз­да­ние над­на­цио­наль­ных су­деб­ных и ар­бит­раж­ных ор­га­нов;

3. при­ня­ты зна­чи­тель­ные ос­лаб­ле­ния ог­ра­ни­че­ний на аме­ри­кан­ские ин­ве­сти­ции в Ка­на­де, от­ме­не­ны в 1989 го­ду им­порт­ные по­шли­ны на с/х то­ва­ры, на энер­го­ре­сур­сы, от­ме­нен 25% по­то­лок на ино­стран­ную соб­ст­вен­ность в бан­ков­ской сфе­ре Ка­на­ды.


Ини­циа­тор CAFTA - Ка­на­да, т.к. в Ка­на­де бы­ла низ­кая кон­ку­рен­то­спо­соб­ность пред­при­ятий.


Сот­нос де Гор­та­ли - мек­си­кан­ский пре­зи­дент в 1989 го­ду, при ко­то­ром на­ча­лось мас­штаб­ное сбли­же­ние с США, при­ва­ти­за­ция, шо­ко­вая те­ра­пия, при­вле­че­ние ино­стран­ных ин­ве­сто­ров, ли­бе­ра­ли­за­ция ВТ.


80% всех ино­стран­ных ин­ве­сти­ций, на­чи­ная с 1988 го­да, в Мек­си­ку был из США.

Мас­со­вая ми­гра­ция мек­си­кан­цев в США (с 1988 по 1989 год око­ло 3 мил­лио­нов че­ло­век - ле­галь­но; не­ле­галь­но еже­год­но 2.5-3 млн.чел.)


1985 г. - дву­сто­рон­нее со­гла­ше­ние о пра­ви­лах суб­си­ди­ро­ва­ния экс­пор­та (США - Мек­си­ка).

1988 г. - ра­моч­ное тор­го­вое со­гла­ше­ние, в ко­то­ром рас­смат­ри­ва­ет­ся ряд тор­го­вых и та­риф­ных льгот.


ВЫ­ВОД: По­сто­ян­ное пе­ре­пле­те­ние эко­но­мик трех стран.


ОТ­ЛИ­ЧИ­ТЕЛЬ­НЫЕ ЧЕР­ТЫ НАФ­ТА


1. Асим­мет­рич­ный ха­рак­тер, про­ис­те­каю­щий из то­го, что на США при­хо­дит­ся око­ло 85% ВВП и пром.про­из­вод­ст­ва трех стран.


2. Асим­мет­рия уров­ней раз­ви­тия ме­ж­ду вы­со­ко раз­ви­ты­ми стра­на­ми (США и Ка­на­да) и раз­ви­ваю­щей­ся Мек­си­кой.


3. Асим­мет­рия ин­тен­сив­но­сти дву­сто­рон­них эк.от­но­ше­ний (США - Ка­на­да, США - Мек­си­ка), от­сут­ст­вие зре­лых эко­но­ми­че­ских от­но­ше­ний ме­ж­ду Ка­на­дой и Мек­си­кой. Так до­ля Мек­си­ки во ВТО Ка­на­ды чуть бо­лее 1% в 1993 го­ду. У Ка­на­ды во­об­ще очень низ­кий ТО с Ла­тин­ской Аме­ри­кой, и Мек­си­ка за­ни­ма­ет в нем 1 ме­сто. В об­щем объ­е­ме ино­стран­ных ин­ве­сти­ций в Ка­на­ду на Мек­си­ку при­хо­дит­ся 1.5%.


ПРИН­ЦИ­ПИ­АЛЬ­НЫЕ ПО­ЛО­ЖЕ­НИЯ ДО­ГО­ВО­РА:


- по­этап­ное, в те­че­ние 15 лет, уст­ра­не­ние та­мо­жен­ных по­шлин и не­тор­го­вых ог­ра­ни­че­ний;

- ли­бе­ра­ли­за­ция ин­ве­сти­ци­он­но­го ре­жи­ма;

- обес­пе­че­ние вы­со­ко­го уров­ня за­щи­ты ин­тел­лек­ту­аль­ной соб­ст­вен­но­сти;

- раз­ра­бот­ка со­вме­ст­ной про­грам­мы по борь­бе с за­гряз­не­ни­ем ок­ру­жаю­щей сре­ды.


По од­ним то­ва­рам - ре­ши­тель­ная ли­бе­ра­ли­за­ция, по дру­гим - плав­ная. Свы­ше 80% мек­си­кан­ско­го экс­пор­та бы­ло ос­во­бо­ж­де­но от ог­ра­ни­че­ний США и Ка­на­дой; Мек­си­ка ли­бе­ра­ли­зо­ва­ла ввоз 40% то­ва­ров со­юз­ни­ков. Ли­бе­ра­ли­за­ция тор­гов­ли с/х про­дук­ци­ей бу­дет плав­ной. С/х Мек­си­ки очень от­ста­лое да­же по срав­не­нию с дру­ги­ми ла­ти­но­аме­ри­кан­ски­ми стра­на­ми. По­это­му Мек­си­ка долж­на по­сте­пен­но от­ме­нить ли­цен­зи­ро­ва­ние на ввоз с/х то­ва­ров из США, Ка­на­ды.

Та­мо­жен­ное оформ­ле­ние про­мыш­лен­ных то­ва­ров: вве­де­на про­це­ду­ра “ку­по­нов та­мо­жен­ных льгот”.

США и Ка­на­да со­гла­си­лись на под­стра­хо­воч­ную про­це­ду­ру. Оп­ре­де­лен пе­ри­од до 3 лет, в те­че­ние ко­то­ро­го стра­на мо­жет вво­дить по­вы­шен­ные по­шли­ны на оп­ре­де­лен­ные то­ва­ры, за­тем они долж­ны быть от­ме­не­ны.

Су­ще­ст­вен­но из­ме­нил­ся по­ря­док та­мо­жен­ных сбо­ров на мек­си­кан­ский тек­стиль, на 45% он был сни­жен, по­ощ­ря­ет­ся раз­ви­тие на­цио­наль­но­го про­из­вод­ст­ва.

Из­ме­нен ре­жим ми­гра­ции ка­пи­та­лов: ме­ж­ду США и Ка­на­дой он ли­бе­ра­ли­зо­ван. Мек­си­ка уве­ли­чи­ла до­лю ино­стран­ных ин­ве­сто­ров в СП, рань­ше ино­стран­ный ин­ве­стор не мог иметь боль­ше 49% ак­ти­вов СП (до 1994 го­да).


ЭКО­НО­МИ­ЧЕ­СКИЙ ЭФ­ФЕКТ НАФ­ТА


1. рас­чет на рез­кое уве­ли­че­ние аме­ри­кан­ско­го экс­пор­та, а от­сю­да

2. уве­ли­че­ние за­ня­то­сти

(* в 1994 го­ду аме­ри­кан­ский экс­порт воз­рос на 17.5% лишь от соз­да­ния НАФ­ТА)

3. пе­ре­нос тру­до­ем­ких, нау­ко­ем­ких и гряз­ных про­из­водств в Мек­си­ку

4. сни­же­ние из­дер­жек про­из­вод­ст­ва, по­вы­ше­ние кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти

(*GM, FORD, Crysler на­ме­ре­ны по­вы­сить ка­пи­та­ло­вло­же­ния в Мек­си­ку, тем са­мым по­вы­сить при­быль бо­лее чем на 10%)

5. по­лу­че­ние боль­ших фи­нан­со­вых вли­ва­ний за счет ли­бе­ра­ли­за­ции ми­гра­ции ка­пи­та­ла (до 8% ВВП Мек­си­ки)

6. рост за­ня­то­сти в Мек­си­ке при­ток но­вых тех­но­ло­гий.


ОТ­РИ­ЦА­ТЕЛЬ­НЫЕ МО­МЕН­ТЫ ДЛЯ МЕК­СИ­КИ:

1. же­ст­кая кон­ку­рен­ция со сто­ро­ны США и Ка­на­ды; до 60% вы­ра­щи­вае­мой с/х про­дук­ции ста­нет не­кон­ку­рен­то­спо­соб­ной.


ПО­СЛЕД­СТ­ВИЯ ДЛЯ КА­НА­ДЫ:

1. льгот­ные ус­ло­вия для со­труд­ни­че­ст­ва с Мек­си­кой, мек­си­кан­ский ры­нок очень ем­кий, от­сю­да воз­мож­ность для Ка­на­ды рез­ко уве­ли­чить свой экс­порт.

2. сни­же­ние из­дер­жек на оп­ла­ту тру­да.


Бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о соз­да­нии над­на­цио­наль­ных ор­га­нов в рам­ках НАФ­ТА. 1993 год - со­гла­ше­ние о за­щи­те ра­бо­чих мест и эко­ло­гии (раз­ра­бот­ка спо­со­бов рас­смот­ре­ния тор­го­вых спо­ров и о при­ме­не­нии санк­ций к на­ру­ши­те­лям, в т.ч. по­вы­ше­ния для них та­мо­жен­ных та­ри­фов). США пред­ло­жи­ли соз­дать 3-х сто­рон­нюю меж­го­су­дар­ст­вен­ную ко­мис­сию. Ес­ли ко­мис­сия не мо­жет ре­шить спор, то он вы­но­сит­ся на рас­смот­ре­ние ар­бит­раж­ной ко­мис­сии не­за­ви­си­мых экс­пер­тов. Ка­на­да бы­ла про­тив над­на­цио­наль­но­го ор­га­на.

Мек­си­ка под­дер­жа­ла ре­ше­ние США, но из-за Ка­на­ды бы­ло ре­ше­но, что ко­мис­сии бу­дут пол­но­моч­ны по­вы­шать та­ри­фы в от­но­ше­ни­ях США и Мек­си­ки; что ка­са­ет­ся Ка­на­ды, то со­вме­ст­ные ор­га­ны долж­ны об­ра­щать­ся в Ка­над­ский суд, ко­то­рый и бу­дет вы­но­сить ре­ше­ния.


Ре­зуль­тат:


Лекция № 3 (23.02.1996)


Валютная интеграция.

Европейская валютная система.

Процесс создания экономического и валютного союза.


Римский договор 1957 года - долгосрочная цель - создание более глубокой интеграционной группировки.


В 70-е годы - первые попытки валютной интеграции (1971 г.): установление механизма обменных курсов (был разрушен энергетическим кризисом 73-74 годов).


Новый этап 1978-79 гг. (ЕВС)


Основные элементы ЕВС:

- механизм обменных курсов

- корзина валют, ЭКЮ

- кредитные инструменты для поддержания валютных курсов

- европейский фонд валютного сотрудничества.


ЭКЮ - коллективная валюта, рассчитываемая на основе корзины.


Функции:

- единое расчетное средство

- на ее базе устанавливается “центральный курс” каждой валюты

- использование “центрального курса” для расчета валютных курсов

- резервный стоимостной актив

- полноценный эталон меры

- средство осуществления механизма интервенции и кредитования.

(отказ от привязки к доллару - привязка к ЭКЮ)


Источники:

1. Европейский фонд валютного сотрудничества

2. Взаимное кредитование национальных ЦБ


Кредитные инструменты:

1. Валютные интервенции.

2. Краткосрочная валютная поддержка (срок до 75 дней, можно повторять через короткие промежутки времени).

3. Среднесрочное кредитование.

4. Долгосрочная помощь сроком до 5 лет.


Платежный союз: в СНГ учитываются элементы ЕВС.


Слабые стороны ЕВС.

1. ЕВС включала не все валюты (изменение качественного состава - валюты “бегали”).

2. 1979-1993 годы - постоянная корректировка валютных курсов и изменение диапазона колебаний.

3. Неравномерность экономического развития сообществ (группировок), диспропорции структурные и региональные (темпы экономического развития, уровень инфляции, уровень безработицы).

4. Эмиссия ЭКЮ практически не влияла на взаимные операции национальных ЦБ.

5. Разный вес национальных валют (с точки зрения влияния этих валют на валютную политику сообщества).


В конце 1980-х годов (ближе к 1990) была полностью завершена подготовка программы Делора.


Основные положения:

1. Создание единого рынка со свободной конкуренцией.

2. Структурное выравнивание отсталых зон и регионов.

3. Координация экономической, бюджетной и налоговой политики (для сдерживания инфляции и стабилизации экономического роста).

4. Создание европейского валютного института.

5. Проведение единой валютной политики.


Этот план был положен в основу Маастрихтских соглашений.


II. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ВАЛЮТНЫЙ СОЮЗ


Маастрихтские соглашения - Договор о создании экономического и валютного союза - наиболее полной региональной интеграции.

Цель: достижение наиболее полной экономической интеграции. Положить в основу - согласование экономической политики. Для ее обеспечения создана комиссия многостороннего наблюдения и контроля, основные задачи которой:

- оценка экономической политики и экономического развития отдельных стран;

- разработка конкретных рекомендаций по приспособлению национальных экономик к требованиям союза.


Контроль за состоянием бюджета на основе двух показателей:

а) планируемый и реальный дефицит

б) общий объем задолженности.

Оценивается тенденция развития и скорость достижения предельных значений.


Критерии конвергенции:

- страна должна иметь уровень инфляции не превышающий более чем на 1,5 % средний показатель для трех стран с наиболее низкими темпами инфляции

- страна должна иметь дефицит бюджета, не превышающий 3 % ВВП

- государственный долг не должен превышать 60% ВВП

- % ставка не должна превышать уровень, средний для трех стран с наиболее низкими темпами инфляции, более, чем на 2 процентных пункта

- страна должна принимать участие в системе совместного регулирования колебания валютных курсов не менее 2 лет без девальвации

(на момент подписания соглашения предел колебаний составлял 2,25 %, для итальянской лиры и английского фунта - 6 %).


Формирование валютной системы было рассчитано на несколько этапов.

Основные этапы формирования.


1 этап 1990-94 гг.

- сближение уровней экономического развития отдельных стран

- участие всех валют в системе совместного регулирования валютных курсов

- полная отмена ограничений на движение капитала.


2 этап 1994-97 гг.

- максимальное сближение экономических систем на базе критериев конвергенции

- создание ЕВИ (единый валютный институт) /был создан во Франкфурте-на-Майне в 1994 году/


3 этап 1997 (1999) год

[1999 год указан потому, что в 1997 году этот этап по всей видимости не будет осуществлен]

- создание единого ЦБ (ЕЦБ - Европейский ЦБ)

- введение единой валюты*

_____________________________

* единая валюта, но каждый национальный ЦБ будет выпускать в обращение деньги с национальной символикой (национально-психологический фактор)


ЕВИ является предшественником ЕЕЦБ.


Запрет на монетаристское финансирование дефицита бюджетов.


Функции ЕВИ:

- координация денежной политики национальных эмиссионных банков

- подготовка инструментов и процедур третьего этапа

- основа для ЕЦБ

- контроль за функционированием ЕВС

- контроль за соблюдением механизма валютных курсов.


Функции ЕЦБ:

- реализация денежно-0кредитной политики ЕС ( планирование объема эмиссии единой валюты, при том, что “физически” эмиссию будут осуществлять национальные банки

- осуществление валютных операций

- управление официальными валютными резервами стран Союза

(эти функции ЕЦБ будет выполнять и самостоятельно и путем делегирования полномочий ЦБ стран-участниц).


Двухуровневая система банков:

ЕЦБ




национальные ЦБ

Сохранение европейской системы ЦБ (наподобие ФРС США).


Предположительный объем денежной массы, передаваемый ЕЦБ - 5 млрд. ЭКЮ. Держатели капитала - национальные ЦБ.

4




Лекция № 4 (1.03.1996)


РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЕС: ЭВОЛЮЦИЯ И

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ


РИМСКИЙ ДОГОВОР (1957 год):

объединить национальные хозяйства и обеспечить их гармоничное развитие при сокращении разрыва между отдельными территориями.”


1957 год: различные уровни и направления развития экономик и между странами и между регионами отдельных стран. (пример: Северная и Южная Италия, ГДР - ФРГ), проблема сохраняет свою актуальность и сегодня.


Конец 60-х годов:

институты ЕС приступили к разработке долгосрочной концепции региональной политики:

  1. учреждение Комитета по региональной политике;

  2. создание Европейского фонда регионального развития (ЕФРР).


Решить две задачи:

  1. осуществить координацию национальных региональных политик

  2. внести вклад в корректировку региональных дисбалансов*


Основную роль должен играть ЕФРР.


ЕФРР -

ИС­ТОЧ­НИК СУБ­СИ­ДИ­РО­ВА­НИЯ КА­ПИ­ТА­ЛО­ВЛО­ЖЕ­НИЙ, НА­ПРАВ­ЛЕН­НЫХ НА СОЗ­ДА­НИЕ ИЛИ СО­ХРА­НЕ­НИЕ РА­БО­ЧИХ МЕСТ В ЭКО­НО­МИ­КЕ ОТ­СТА­ЛЫХ РАЙ­ОНОВ.

(в основном относится к безработице)

  • Участие фонда - 20%, но не более 50% помощи, оказываемой национальным правительством.

  • Роль мультипликатора, стимула для частных инвестиций.

  • Поощрение инвестиций в инфраструктуру.


ДОКЛАД ТОМСОНА (1973 г.)


  • впервые!!!

    результаты сравнительного анализа развития 9 регионов стран Сообщества;

  • исследованы природа и структура региональных проблем.


на этой основе определены два типа регионов, которым нужна региональная финансовая поддержка


2 ТИПА ПРОБЛЕМНЫХ РЕГИОНОВ:


1. ИСПЫТЫВАЮЩИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И РАСПОЛОЖЕННЫЕ В ОСНОВНОМ НА ПЕРИФЕРИИ СООБЩЕСТВА ОТЛИЧАЮТСЯ:

  • СЕРЬЕЗНОЙ СТРУКТУРНОЙ БЕЗРАБОТИЦЕЙ;

  • НИЗКИМ УРОВНЕМ ДОХОДА НА Д/Н;

  • ВЫСОКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ ОТ ЗАНЯТОСТИ В С/Х СЕКТОРЕ.


2. ИСПЫТЫВАЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

некоторые районы GB, ФРГ, Италии и Франции

ОТЛИЧАЮТСЯ:

  • ВЫСОКОЙ СТЕПЕНЬЮ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАНЯТОСТИ В ТРАДИЦИОННЫХ, ОТСТАЛЫХ ОТРАСЛЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ;

  • ДОЛГОСРОЧНОЙ БЕЗРАБОТИЦЕЙ;

  • НИЗКИМИ ДОХОДАМИ НА Д/Н.


После этого доклада - замедление темпов осуществления региональной политики: трудности финансирования (основной источник - ФРГ) + кризис 1973-74 годов - планируемые объемы финансирования были недостаточны.

Средства ЕФРР - как дополнительный источник финансирования. К 1979 году было принято решение о реформировании региональной политики ЕЭС.


РЕФОРМЫ

РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ


ПЕРВАЯ РЕФОРМА 1979 г.

  • из ЕФРР были выделены специальные неквотовые средства на специфические программы Сообщества:

  1. долгосрочные программы;

  2. помощь не только в виде физических инвестиций;

  3. помощь мелким и средним предприятиям.

  • периодический отчет по социальному и экономическому развитию регионов Европы;

  • согласование региональных политик отдельных государств.


ВТОРАЯ РЕФОРМА (1984 г.)

  • решение все возрастающих проблем, связанных с реконструкцией промышленности;

  • замена квот “индикативными показателями” помощи;

  • дополнительные отчисления на национальные программы, превышающие 20%.


ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ

РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ -

3 ОСНОВНЫХ ВИДА:


  1. МЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ: НЕ КВОТИРУЕМАЯ ПРОГРАММА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПОДДЕРЖКУ РАЙОНОВ БЕЛЬГИИ, ИТАЛИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ. В 1984 ГОДУ БЫЛА РАСШИРЕНА НА РЕГИОНЫ ФРГ, ЛЮКСЕМБУРГА И ФРАНЦИИ.

  2. ТЕКСТИЛЬНАЯ И ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ (1984 Г.) РАССЧИТАНА НА РАЙОНЫ БЕЛЬГИИ, ИРЛАНДИИ, ИТАЛИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ, НИДЕРЛАНДОВ, ФРАНЦИИ, С 1985 Г. - ФРГ.

  3. СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ И РЫБОЛОВНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ (1980 Г.):

1981-1983 ГГ. - ТОЛЬКО РАЙОНЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

1984 Г. - ЗЕМЛИ ГЕРМАНИИ

1985 Г. - НЕКОТОРЫЕ ТЕРРИТОРИИ ФРАНЦИИ И ИТАЛИИ.


ФИНАНСИРОВАНИЕ ИЗ ЕФРР ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СЛЕДУЮЩИХ ОПЕРАЦИЙ:

  • РЕНОВАЦИЯ И ПЕРЕСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ;

  • СОЗДАНИЕ НОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, КОТОРАЯ СПОСОБСТВОВАЛА БЫ РАЗВИТИЮ НОВЫХ ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В РЕГИОНАХ;

  • СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ КОНСУЛЬТАТИВНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ;

  • ОБНОВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СФЕРЫ УСЛУГ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА , ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ, ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС УСЛУГ;

  • ПОМОЩЬ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИНВЕСТИЦИЙ;

  • СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО КАПИТАЛА ДЛЯ МСП


С 1985 года ЕФРР на эти программы выделял приблизительно 100 млн. ЭКЮ.


ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ПРОГРАММЫ:


НАЧАТЫ В КАЧЕСТВЕ ЭКСПЕРИМЕНТА -С 1979 Г.


ЦЕЛЬ: СКООРДИНИРОВАННЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ СХОДНЫХ ПРОБЛЕМ В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ.

НАПРИМЕР: ПРОГРАММЫ ПО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЮ. Страны с прилегающими регионами согласовывают свои действия по развитию этих регионов.

привлекались средства структурных фондов ЕЭС, таких как фонд на перестройку промышленности


ПРОГРАММЫ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕ

ИНТЕРЕС ДЛЯ СООБЩЕСТВА


ПО­МОЩЬ НЕ­БОЛЬ­ШИМ ПРО­МЫШ­ЛЕН­НЫМ ПРЕД­ПРИ­ЯТИ­ЯМ, ИН­ВЕ­СТИ­ЦИИ В ИН­ФРА­СТРУК­ТУ­РУ ИЛИ СФЕ­РУ УС­ЛУГ.

СОЗ­ДА­НИЕ УС­ЛО­ВИЙ ДЛЯ НО­ВО­ГО РАЗ­ВИ­ТИЯ.


НА­ПРИ­МЕР: ПРО­ГРАМ­МЫ “СТАР” И “ВА­ЛО­РЕН” ­- РАЗ­ВИ­ТИЕ ТЕ­ЛЕ­КОМ­МУ­НИ­КА­ЦИЙ И ИС­ПОЛЬ­ЗО­ВА­НИЕ

СОБ­СТ­ВЕН­НО­ГО ЭНЕР­ГЕ­ТИ­ЧЕ­СКО­ГО ПО­ТЕН­ЦИА­ЛА


ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ

РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ:

ЕСФ - структурные фонды

ФЕОГА - фонды гарантий в с/х

ЕИБ - европейский инветиционный банк


  • КОН­ЦЕН­ТРА­ЦИЯ РЕ­СУР­СОВ СТРУК­ТУР­НО­ГО ФОН­ДА НА НАИ­МЕ­НЕЕ РАЗ­ВИ­ТЫХ ТЕР­РИ­ТО­РИ­ЯХ ЕС ПРИ СТРО­ГОМ НАД­НА­ЦИО­НАЛЬ­НОМ КОН­ТРО­ЛЕ (80% ЗА­ТРАТ ЕФРР);

  • ТЕС­НОЕ ПАРТ­НЕР­СТ­ВО МЕ­Ж­ДУ КЕС, НА­ЦИО­НАЛЬ­НЫ­МИ ПРА­ВИ­ТЕЛЬ­СТ­ВА­МИ И МЕ­СТ­НЫ­МИ ОР­ГА­НА­МИ ВЛА­СТИ;

  • ВЗАИ­МО­ДО­ПОЛ­НЯЮ­ЩИЙ ХА­РАК­ТЕР СУБ­СИ­ДИЙ СТРУК­ТУР­НО­ГО ХА­РАК­ТЕ­РА;

  • ГЛО­БА­ЛИ­ЗА­ЦИЯ РЕ­ГИО­НАЛЬ­НОЙ ПО­ЛИ­ТИ­КИ;

  • УГ­ЛУБ­ЛЕ­НИЕ ВЗАИ­МО­ДЕЙ­СТ­ВИЯ МЕ­Ж­ДУ ВСЕ­МИ ОР­ГА­НА­МИ СО­ОБ­ЩЕ­СТ­ВА: ЕФРР, ЕСФ, ФЕО­ГА, КРЕ­ДИ­ТОВ ЕИБ;

  • КО­ОР­ДИ­НА­ЦИЯ РЕ­ГИО­НАЛЬ­НОЙ ПО­ЛИ­ТИ­КИ С ДРУ­ГИ­МИ НА­ПРАВ­ЛЕ­НИЯ­МИ ДЕЙ­СТ­ВИЙ;

  • ПРЯ­МОЕ ВЗАИ­МО­ДЕЙ­СТ­ВИЕ МЕ­Ж­ДУ ГО­СУ­ДАР­СТ­ВА­МИ.


Эти принципы возникли на основе реформы 1988 года. Они были вызваны к жизни планом Делора. (Это наиболее радикальная реформа.)

На ее основе возникли пять основных направлений региональной политики:

  1. Структурная перестройка отсталых регионов

  2. Реконструкция регионов и областей, особо пострадавших от экономических кризисов (последний из которых имел место в 1992-93 гг.)

  3. Регулирование мер по решению проблемы долгосрочной безработицы

  4. Решение проблемы роста занятости среди молодежи

  5. Региональные проблемы, связанные с с/х программой Союза.


В это связи появляется новый термин:


ЕВРОПА РЕГИОНОВ”:


ТЕНДЕНЦИЯ К РЕГИОНАЛИЗАЦИИ:


  • РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ СНИЖАЕТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В КЕС;


  • СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО РЫНКА СТОЛКНУЛОСЬ С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ДИСПРОПОРЦИЯМИ;


  • МААСТРИХТСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ УСИЛИЛИ СТРАХ ПЕРЕД ВОЗМОЖНЫМ ОДНООБРАЗИЕМ.


80-Е ГОДЫ: НОВОЕ ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ.


  • РЕФОРМА СТРУКТУРНЫХ ФОНДОВ (ЕСФ, ЕФРР И АГРАРНЫЙ ФОНД) ОКАЗАЛА ВЛИЯНИЕ НА ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВЛАСТЕЙ;


  • СОЗДАНИЕ КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ ВЛАСТЕЙ (1988 Г.)


  • РАЗРАБОТКА ЕДИНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ РЕГИОНОВ - ГАРМОНИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДЕЛЕНИЯ


ОРГАНИЗАЦИИ, ОТСТАИВАЮЩИЕ ИНТЕРЕСЫ РЕГИОНОВ:


  • Совет Европы - гуманитарная организация. Не занимается экономическими вопросами.

    КОМИССИЯ РЕГИОНОВ

  • СОБРАНИЕ РЕГИОНОВ ЕВРОПЫ

  • СОВЕТ РЕГИОНОВ И ОБЩИН ЕВРОПЫ

  • ЕВРОПЕЙСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ


МААСТРИХТСКИЙ ДОГОВОР:

“ДОКУМЕНТ ПЕРВИЧНОГО ПРАВА”: СОЗДАНИЕ КОМИТЕТА РЕГИОНОВ:

  1. Учредить независимый орган, представляющий регионы и имеющий право принимать самостоятельные решения в наиболее важных областях.

  2. Обеспечить прямое участие представителей регионов в деятельности ЕС.

  3. Предоставить Комитету регионов прямой доступ в Европейский Суд.


ТРУДНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

СТАНОВЛЕНИЯ


  • СЕРЬЕЗНЫЕ ДИСПРОПОРЦИИ В УРОВНЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ;


ПЕРСПЕКТИВЫ:

  • ВО ИЗБЕЖАНИЕ РАСПЫЛЕНИЯ РЕСУРСОВ ПОМОЩЬ КОНЦЕНТРИРУЕТСЯ НА ПЯТИ НАПРАВЛЕНИЯХ;|

  • СОЗДАНИЕ ФОНДА “СЛИЯНИЕ”: БОЛЕЕ ПРОЦВЕТАЮЩИЕ ГОСУДАРСТВА БУДУТ ОКАЗЫВАТЬ ПОМОЩЬ 4 МЕНЕЕ РАЗВИТЫМ (ИСПАНИИ, ПОРТУГАЛИИ, ГРЕЦИИ И ИРЛАНДИИ);

  • УСИЛЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ - РЕГИОНАЛЬНЫЕ ДИСПРОПОРЦИИ МОГУТ ОБОСТРИТЬСЯ; БЕДНЫЕ РАЙОНЫ ДОЛЖНЫ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ПОЛУЧИТЬ НЕЗАВИСИМОСТЬ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ.


Ассоциированное членство - страны Восточной Европы + страны Балтии.

Подписывается соглашение на 10 лет (с разделением на 2 этапа по 5 лет каждый).


1-й период (истекает в конце 1996 года для Чехии, Словакии, Венгрии, Польши):

  • приведение в соответствие тарифного законодательства и нетарифных мер

  • создание зоны свободной торговли

на 80% товаров - отмена пошлин и т.д.; на 20% - снижаются: в эту группу входят чувствительные товары: с/х, текстильная пром., угольная и сталелитейная.

Могли составить конкуренцию: с/х продукция (Венгрия, Болгария), текстильная (ежегодные квоты).

Западная Европа закупала с/х продукцию в странах В.Европы (по квотам) и отправляла в виде гуманитарной помощи в РФ.


Для государств Балтии - в 1999 году

2-й период:

Приспособление всех видов экономической политики (при