Главная              Рефераты - Право

История государства и права зарубежных стран (полный курс) - реферат

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

ЧАСТЬ 1

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ДРЕВНЕГО МИРА (РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВО)

КУРС: ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Часть 1. История государства и права Древнего мира (рабовладельческие государства и право)

Часть 2. История государства и права в зарубежных стран в Средние века.

Часть 3. Государство и право зарубежных стран Нового времени.

Часть 4. История государства и права Зарубежных стран в Новейшее время.

ЧАСТЬ 1

Рассматриваются основные этапы становления рабовладельческих государств

Древнего Востока и Античного мира, памятники права и основные юридические институты.

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Литература 2

  2. Курсовые задания 3

  3. Деловая игра 7

  4. Древний Египет 8

  5. Государство и право Древней Греции 21

  6. История государства и права Древнего Рима 26

  7. Приложение 1 28

  8. Приложение 2 37

  9. Приложение 3 46

  10. Контрольные тесты 53


ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ДРЕВНЕГО МИРА

(РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВО)

СОДЕРЖАНИЕ (ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ)

Организация общественной власти в догосударственном обществе. Обычаи. Переход к государству. Общая характеристика рабовладельческого государства и права.

Государство и право в странах Древнего Востока. Древний Египет. Источники знаний о государстве и праве Древнего Египта. Периодизация истории возникновения и становления Древнего Египта. Основные черты права. Источники права, обычаи, законы, административные распоряжения, судебная практика. Право собственности. Обязательственное право. Семейное и наследственное право. Уголовное право. Суд и процесс.

Древний Вавилон. Источники знаний о государстве и праве Древнего Вавилона. Особенности возникновения и развития государства и права в Месопотамии. Основные черты права. Законы Хаммурапи - важнейший памятник древневавилонского права.

Древняя Индия. Источники знаний о государстве и праве Древней Индии. Возникновение государства. Особенности общественного строя и правового положения населения. Система варн. Основные черты индийского права. Памятник древнеиндийского права - Законы Ману.

Государство и право Древнего Китая. Периодизация истории государства и права. Общественный строй. Судебная система. Основные черты права. Источники права.

Государство и право античного мира. Рабовладельческое государство и право в Древней Греции. Источники знаний о государстве и праве Древней Греции. Города-государства - "полисы". Разложение родового строя в Афинах. Общественный строй и правовое положение населения в Афинах v-ivbb. до н.э. Политическая организация рабовладельческой демократии. Возникновение и развитие государства в Спарте. Основные черты афинского права. Источники права. Правовое регулирование имущественных отношений.

Рабовладельческое государство и право Древнего Рима. Источники знаний о государстве и праве Древнего Рима. Возникновение и развитие государства в Риме. Борьба патрициев и плебеев. Реформы Сервия Туллия. Государственный строй республики и социальная структура населения. Переход к империи. Принципат. Доминант. Основные этапы развития римского права. Источники права. Законы XII таблиц. Право Древнего Израиля.


ЛИТЕРАТУРА

* 1. Античная Греция: Проблемы развития полиса. Т. 1-2. М., 1983.

2. Бонгард-Левин Г.М. Индия эпохи Маурьев. М., 1973.

3. Васильев Л.С. Курс лекций по Древнему Востоку. М., 1985.

4. Виппер Р. Очерки по истории Римской империи. Т. 1-2. Ростов-на-Дону, 1995.

* 5. Всеобщая история государства и права. 4.1. М., 1993.

6. Галанза П.Н. Государство и право Древнего Рима. М., 1963.

7. Дьяконов И.М. Общественный и государственный строй Древнего Двуречья. М., 1959.

* 8. История государства и права зарубежных стран: Источники права. М., 1993. 9. Кечекьян П.Н. Государство и право Древнего Рима. М., 1963.

*10. Крашенникова Н.А. История права Востока. М., 1994. 11. Лурье И.М. Очерки древнеегипетского права XVI-X вв. до н.э. Л., 1960.

12. Лурье С.Я. История Греции: курс лекций. С.-Пб., 1993.

13. Маяк И. Рим первых царей. М., 1983.

14. Савельев В.А. История римского частного права. М., 1986.

15. Самозванцев А.М. Правовые тексты дхармашастр. М., 1981.

16. Разумович Н.Н. Идеи и институты Древней Греции. М., 1989.

17. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1995.

18. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М., 1984.

Примечание. Знаком (*) отмечена литература, фрагментами из которой составлен файл материалов для изучения.

КУРСОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Составьте логическую схему базы знаний по теме части и терминологический словарь по файлу материалов.

2. Вопросы для подготовки к экзаменам:

Как была организована общественная власть в догосударственном обществе?

Где, в какой части света, возникли первые государства?

Какие источники знаний о государстве и праве Древнего мира Вы знаете?

Какие государства Древнего Востока Вам известны?

Каким было общественно-экономическое устройство Древнего Египта? . Каковы основные черты права Древнего Египта?

Что представляет собой "восточная деспотия"?

Что вы знаете о кодексе царя Хаммурапи?

Каковы источники права Древней Индии?

В чем состояли особенности социальной структуры индийского общества в рабовладельческий период?

В чем проявлялось своеобразие общественно-политического устройства Афин?

В чем особенность политического устройства Спарты?

Какие основные черты права Афин Вы знаете?

Каковы источники знаний о государстве и праве Древнего Рима?

Какие периоды в развитии римского права Вы знаете?

Государственное устройство Древнего Рима периода республики.

Древний Рим периода доминанта и его государственные институты.

Древний Рим периода принципата и его государственные институты.

Что вы знаете о законах XII таблиц?

Что вы знаете о сервитутах?

3. Темы рефератов (факультативно):

Особенности развития древневосточного общества [3,10]. Суд и судебный процесс в Древнем Египте [11]. Сословно-варновая структура древнеиндийского общества [2]. Особенности развития древнеиндийского права [15]. Полис как форма античной государственности [16]. Государственный и общественный строй Афин [16]. Сущность военно-аристократической организации государственной власти в Спарте [16].

Борьба патрициев и плебеев [13]. Этапы развития римского права [14].

Примечание. В скобках дана литература, которая сможет стать основой реферата.

4. Тест-тренинг:

Дайте толкование следующим терминам: авилум, ареопаг, аристократия, архонты, брахман, буле, вайшья, варна, веды, гегемон, гелиэя, геомор, герусия, деликт, демос, доминант, деспотия, демиурги, дхарма, илот, император, каста, квириты, клиент, колон, колонат, кшатрия, магистр, мушкенум, манципация, ном, номарх, неджес, олигархия, остракизм, патриции, плебеи, периэки, полис, претор, префект, принципат, сервитут, сенат, стратег, трибун, триумвират, шудра, ценз, цензор, центурия, фараон, эвпатриды, эдикт, экклесия, эпос, эра, эфоры.

5. Для подготовки к аудиторному заданию реферативно выполните следующие задания:

5.1. Источники права стран Древнего мира. Дайте общую характеристику Законов Хаммурапи, Законов Ману и Законов XII таблиц.

Необходимо установить типологическое сходство и различия источников этих юридических кодексов, соотношение норм обычного права, судебной практики и религиозных традиций. Объясните, в силу каких исторических причин развитие права в этих странах пошло тем или иным путем. Следует выявить внутреннюю логику изложения правовых сборников, казуистичность норм, формализм, связь с религией, моралью, ритуалом, символические процедуры и другие особенности.

5.2. Проанализируйте социальную структуру основных групп населения и их правовое положение (Древнего Вавилона, Индии, Древнего Рима).

При анализе этого вопроса необходимо определить, чем была обусловлена социальная структура населения, различия в правовом положении полноправных и неполноправных свободных граждан, рабов.

При анализе Законов Хаммурапи определите правовой статус авилумов, мушкенумов, торговцев (тамкаров), воинов, жрецов. Попытайтесь сконструировать социальную структуру древневавилонского общества.

Для Древней Индии определите особенности варновой структуры общест­ва, определите по Законам Ману место представителей той или иной варны в социальной иерархии, правовое положение, профессиональную ориентацию.

Для древнеримского общества необходимо определить, кто такие были патриции, плебеи, клиенты, перегрины, определите влияние социального статуса на правовое положение, источники и положение рабов.

5.3. Заполните следующие таблицы: Таблица 1


Институт собственности.


Др.Вавилон

Индия

Др.Рим

Особенности экономического строя




Формы собственности




Формы приобретения собст­венности




Ограничения использования собственности




Регулирование земельной собственностью





Таблица 2

Обязательства


Др.Вавилон

Индия

Др.Рим

Понятие договора




Гарантии выполнения договора




Роль государства в обязатель­ственных отношениях




Виды договоров





Таблица 3

Брак и семья

Содержание / Источники

Законы Ману

Законы Хаммурапи

Законы XII табл.

Основные черты брака




Права и обязанности мужа




Права и обязанности жены




Правовое положение детей




Условия заключения и растор­жения брака




Порядок наследования имущест­ва





Таблица 4

Виды преступлений и наказаний.


Законы Ману

Законы Хаммурапи

Законы XII табл.

Понятие преступления




Классификация преступлений




Виды наказаний




Связь между социальным поло­жением потерпевшего, преступ­ника и тяжести наказания





Таблица 5

Суд и судебный процесс.


Др.Вавилон

Индия

Др.Рим

Судебные институты




Лица, осуществляющие правосу­дие




Условия возбуждения процесса




Права сторон




Процессуальные нормы и гаран­тии





ДЕЛОВАЯ ИГРА

ТЕМА: Правовые памятники стран Древнего мира (Судебник царя Хаммурапи, Законы Ману и Законы XII таблиц).

ЦЕЛЬ: Сравнительное изучение памятников истории права цивилизации Древнего мира с правовым положением отдельных групп населения стран Древнего мира и особенностями их государственного строя, источниками и основами права этих государств.

ВРЕМЯ: 180 мин.

УЧАСТНИКИ: 5 бригад студентов.

Подготовительный этап (домашнее задание)

Выполните п.4 и п.5 курсовых заданий.

Порядок проведения

Вступительное слово тьютора -5 мин.

Разбивка групп на бригады и распределение тем выступлении: -5 мин.

1 -я бригада по таблице 1 ;

2-я бригада по таблице 2;

3-я бригада по таблице 3;

4-я бригада по таблице 4;

5-я бригада по таблице 5;

Подготовка к выступлениям -15 мин.

Выступление участников обсуждения (по 20 мин.) -140 мин.

Обобщающее выступление и оценка тьютора - 10 мин.

ФАЙЛ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

В Египте раньше, чем в других государствах сложилось классовое общество и впервые в мире возникло государство. Когда это произошло достоверно не известно, но уже к III тысячелетию до н.э. государство в Египте существовало.

История древнеегипетского государства делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства. [Подробнее об этапах развития Древнеегипетского государства вы можете прочитать: Черниловс-кий З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1995. С. Всеобщая история государства и права./ Под ред. К.И.Батыра. М., 1993. С.4-8].

Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства активной становится законодательная деятельность фараонов. Есть сведения о становлении кодификаций, однако до нас они не дошли. Сохранившиеся сведения о египетском праве весьма кратки.

В Египте существовало несколько видов земельных владений: государственные, храмовые, частные и общинные. Можно было совершать различные сделки с землей: дарить, продавать, передавать по наследству.

В частной собственности было и движимое имущество: рабы, рабочий скот, инвентарь и пр.

Существовали несколько видов договоров - договор займа, договор найма, купли-продажи, аренды земли, поклажи, товарищества.

Предусматривался особый порядок передачи земли из рук в руки, включающий несколько заключений договора, оплату, вступление во владение, а также и действия религиозного характера.

Для семейных отношений Древнего Египта было характерно довольно высокое положение женщин в семье. Брак заключался на основе договора, от имени жены и мужа. Приданое жены оставалось ее собственностью, допускалась и передача жене всего имущества семьи. Развод был свободен для обеих сторон. Наследниками по закону были дети обоего пола. Завещание могли составить и муж и жена.

Уголовное право Древнего Египта знало следующие виды преступлений: 1) государственные - измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны; 2) религиозные - убийство священных животных, чародейство; 3) против личности - убийство, отступление от правил врачевания в случае смерти больного; 4) против собственности - кража, обмеривание, обвешивание; 5) преступления против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасилование.

Основной целью наказания было устрашение. Применялись различные телесные и членовредительские наказания, широко применялась смертная казнь. Кроме того, существовали заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы.

Процесс начинался по жалобе потерпевшего и носил состязательный характер. В качестве доказательств служили свидетельские показания, клятвы, допускались пытки. Делопроизводство носило письменный характер.


[5]

Древний Вавилон

Основные черты государства

Первые государства на территории Двуречья возникли в начале III тысячелетия до н.э. "Это были небольшие города-государства, в общественном и государственном строе длительное время сохранял родоплеменной организации. Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Двуречье, были шумеры. В истории Шумера видную роль играли города Эриду, Ур, Лагаш. Иточники дают сведения о довольно ранних сношениях шумеров с пастушескими семитическими племенами, которые затем появляются на территории, заселенной шумерами. А с III тысячелетия до н.э. на севере Двуречья семиты стали выступать наследниками и продолжателями шумерской культуры.

Самым древним из городов, основанных семитами, был Аккад, ставший столицей государства, выступившего в качестве объединителя Двуречья. После падения Аккадского царства северная часть Двуречья продолжала называться Аккадом, а за южной частью сохранилось название Шумер. Среди городов, основанных семитами, был Вавилон, политическое и культурное значение которого росло, начиная со II тысячелетия до н.э. Вавилон затмил все остальные города страны, и по его имени все Двуречье стали называть Вавилонией.

Особое место в истории Древнего Вавилона занимает период царствования Хаммурапи. По вступлении на престол (начало XVII в. до н.э.) Хаммурапи повел завоевательную политику, итогом которой явилось образование единой вавилонской империи. Вскоре после смерти Хаммурапи (1750 г. до н.э.) Вавилон подвергся нападению касситов, господство которых продолжалось 500 лет. Новое возвышение вавилонского государства приходится на VII век до н.э. Ново-Вавилонская монархия просуществовала до VI в. до н.э. и была завоевана персами.

Общественный строй. Как всякое рабовладельческое государство, Древний Вавилон знал деление общества прежде всего на свободных и рабов.

Рабы ("вардум") составляли низший общественный слой. Кроме военнопленных и покупных рабов, значительная часть этого класса состояла из порабощенных и ставших бесправными свободных (например, преступники и несостоятельные должники). Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Право собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение. Рабов продают, закладывают. Повреждение их здоровья или лишение их жизни считается не более как повреждением или уничтожением имущества их господина, которому виновный обязан был возместить ущерб. Например, за лишение жизни раба-вольноотпущенника по неосторожности виновный обязан был отдать раба за раба; за смерть раба в доме кредитора по вине последнего, за умерщвление его бодливым быком господину уплачивается треть мины; за повреждение глаза рабу или неудачную операцию, повлекшую за собой смерть, - половина его стоимости. Раб не имел права самовольно распоряжаться чем бы то ни было из имущества господина, даже если пользовался большим доверием со стороны последнего. Купля-продажа, совершенная с рабом, наказывалась смертной казнью для покупателя. За содействие бегству и укрывательство раба или отказ его выдать виновный подлежал смертной казни. Наоборот, поймавший раба и доставивший его господину получает за услугу награду. Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Но такое клеймение ограничивало владельческие права господина, который лишался возможности продать раба или отдать его в обмен на другого.

Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Они не могли быть собственниками. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Не ограничивалась власть господина над рабом. Лишь некоторые категории рабов, составлявших меньшинство, пользовались защитой закона. Это рабыни, имевшие детей от своих владельцев. Такие дети считались свободными. Закабаленные за долги не могли находиться в рабском состоянии более трех лет. Казенному рабу или рабу-вольноотпущеннику позволялось жениться на свободной, дети от такого брака были свободные.

Свободное население Вавилона в свою очередь делилось на полноправных и неполноправных. Полноправные свободные граждане (авилум-человек, муж) составляли основную массу населения. В большинстве своем они владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства. Полноправные граждане в свою очередь не были однородным сословием. В царствование Хаммурапи процесс расслоения сельской общины зашел довольно далеко. Отдельные зажиточные общинники становились все более самостоятельными. Наряду с ними появляются обедневшие общинники, попадающие в долговую кабалу. Законы Хаммурапи свидетельствуют о стремлении законодателя облегчить положение этих лиц. Так, должник объявлялся правомочным владельцем всего своего имущества, без его разрешения и разрешения суда заимодатель не имел право отчуждать это имущество. "Муж" не мог стать рабом-должником. Законы называют члена семьи должника, отрабатывающего долг в хозяйстве заимодателя, не "рабом", а "заложником". Через три года работы заложника долг считался погашенным независимо от его суммы. Стремление царской власти ограничить произвол кредиторов над попавшими в долговую кабалу беднейшими слоями свободного населения объясняется стремлением сохранить могущество войска, основу которого составляли свободные.

Земельные наделы и скот, пожалованные воинам, не могли отбираться у них за долги. Кредитор мог отобрать лишь купленные воином поле, сад, дом. Взрослый сын воина становился законным наследником его надела. Если после смерти оставался малолетний сын, то вдова получала одну треть надела, чтобы иметь возможность вырастить будущего воина. В случае пленения воина, его можно было выкупить и он сохранял свое право на земельный надел. Воины, обеспеченные своим земельным наделом, были обязаны за это по приказу царя в любое время выступить в поход. За отказ следовала смертельная казнь, а человек, выступивший вместо воина, получал его земельный надел.

Полноправным гражданам противопоставлялись "мушкену" (покорные). Вопрос о "мушкену" в сословной структуре вавилонского общества не решен однозначно. Происхождение этой социальной группы с достоверностью не установлено. На неравноправное положение мушкену указывают статьи, определяющие наказание за преступление против него.

Членовредительство, нанесенное "мужу" каралось соответствующим членовредительством виновного, но если членовредительство было совершено по отношению к "мушкену", то виновный платил лишь штраф. За украденную у "мушкену" вещь вор платил 10-кратный штраф, а за украденную вещь, находившуюся в собственности царя или храма, 30-кратный штраф. По одной из версий о происхождении "мушкену", это жители покоренных Хаммурапи городов и областей, по другой - вольноотпущенники.

Наряду с сословиями - Законы называют также профессиональные занятия населения. Первое место занимают придворные служащие, из которых Законы называют царского телохранителя и высшее жречество, стоявших в непосредственной близости к царю. Из других государственных служащих Законы упоминают "редум", "баирум", "декум", "лубуттум", функции этих лиц не совсем ясны, вероятно, это различного рода военнослужащие. В соответствии с важным государственным значением религии и храмов в Вавилонии почетное положение среди других профессий занимают храмовые служащие.

Довольно высокое положение в обществе занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть наделяла их землей, которая могла переходить по наследству или обращаться в пенсию.

Низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимают крупные купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики. Низко ценился труд врачей, ветеринаров, в отличие, например, от архитекторов и корабельщиков, получавших за свой труд гонорар (подарок); врачи получали плату.

Государственный строй. В те времена, когда в Шумере существовали города-государства, во главе них стоял энси ("возглавляющий род"); в случаях, если его власть выходила за рамки города, правителю присваивался титул лугаля ("большого человека"). Пережитки родо-племенной организации, присущие данному периоду, выражались в существовании совета старейшин и созыве общинных собраний, значительно ограничивавших власть правителя, вплоть до его свержения.

Государственный строй Древневавилонского царства напоминает государственный строй Древнего Египта. Та же форма правления - восточная деспотия. В руках царя сосредоточена судебная, исполнительная власть, законодательная и верховная религиозная власть. Управление государством осуществлялось через сложный бюрократический аппарат. Источники показывают, каким образом функционировали три основные ведомства: финансовое, военное и публичных работ. Среди высших сановников государства - визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник.

В системе государственных органов различали центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя.

Вместе с тем, хотя и со значительно ограниченными функциями, сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие некоторую административную, финансовую судебную власть на местах.

Судебные функции выполняют чиновники, назначаемые царем: наместники и правители местности. Высшей судебной инстанцией является царь. Общинные и храмовые суды все больше теряют свое значение.

Основные черты права

Правление царя Хаммурапи ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, приступил к ней в самом начале своего правления. Первая кодификация была создана на 2-м году правления: это был год, когда царь "установил право стране". Эта кодификация не сохранилась. Известные Законы Хаммурапи относятся к концу его царствования.

Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Наверху лицевой стороны столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба.

Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого". Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения следуют статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывает 282 статьи. При составлении кодекса в его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство.

Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей категоричности, они не предусматривают разнообразных явлений жизни.

Тексты составлены в основном в казуистической форме. Законы не содержат общих принципов, нет системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. Законы Хаммурапи в отличие от других восточных кодификаций не содержат религиозного и морализаторского элемента.

Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освещавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, это проявляется в суровости наказаний, сохранении принципа талиона, применении ордалия.

Право собственности. Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла полного развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским, и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник доходов. Во времена Хаммурапи царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико и в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение царем Хаммурапи сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему, крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие - сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли свободно могли продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают.

Особый правовой режим существовал в отношении имущества воинов (имущество илку), о чем говорилось выше.

Обязательства. В Законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно одной трети урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая, сдававший в аренду обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавался за две трети, урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще неосвоенная земля. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля, исходя из объема урожая, выращенного соседями.

Кроме аренды поля, сада, Законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма: помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливают не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае порчи или гибели нанятого имущества.

Широко был распространен