Главная              Рефераты - Коммерция

Экономика фармацевтических организаций - реферат

Список литературы


  1. Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. М.: Экономика, 1990

  2. Горенков В.Ф. Экономический анализ деятельности аптечных предприятий. Минск: Высшая школа, 1976

  3. Завьялов П.С. Формула успеха: маркетинг. М., 1991

  4. Криков В.И., Прокопишен В.И. Организация и экономика фармации. М.: Медицина, 1991

  5. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990

  6. Морозов Ю.В. Маркетинг. М., 1994

  7. Методическе указания по определению оборота розничой и оптовой торговли на принципах статистики предприятия. Пост. Госкомстата №89 от 19.08.98 г.

  8. Налоговый кодекс РФ

  9. О лекарственных средствах. Федеральный закон РФ №86 от 10.06.98 г.

  10. О внесении изменений и дополнений в часть 2 НК РФ, Федеральный закон №110 от 10.06.98 г.

  11. О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения. Постановление Правительства РФ №890 от 30.07.94 г. (с изменениями и дополнениями)

  12. Положение о государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства. Постановление Правительсства РФ №782 от 09.11.01 г.

  13. Рейхарт Д.В. Фармацевтический рынок: особенности, проблемы и перспективы. М.: Славянский диалог, 1995

  14. Ряузов Н.Н. Общая теория статистики. М.,.1963

  15. Торговля. Государственный стандарт РФ 51303 –99

  16. Эванс Дж. Маркетинг. М.: Экономика,1990


Приложение 1.

Отчет

Торговых работников о состоянии спроса на товары

__________________________ 200_ года

(неделя, месяц и т. д.)

Отдел ________________________________________________

Ф.И.О., должность ______________________________________


п/п

Наименования товаров, имеющихся в наличии

Наименования отсутствующих товаров, пользующихся спросом

Пользующихся спросом

Не пользующихся спросом

1 2 3 4





Подпись________________________


Приложение 2.

Анкета

Оценки потребительских предпочтений в лекарственных средствах


Просим Вас ответить на приведенные вопросы. Ваши ответы будут использованы в целях улучшения лекарственного обеспечения в нашей аптеке.


Ваш возраст _____________


Пол (подчеркнуть)

Муж.

Жен.


1. Какими из перечисленных обезболивающих, жаропонижающих и противовоспалительных средств Вы пользуетесь наиболее часто (нужное подчеркнуть):

- анальгин;

- парацетамол;

- аспирин;

- цитрамон;

- пентальгин;

- седальгин;

- баралгин;

- спазмальгон;

- ___________________________________________

другой вариант ответа (напишите)


2. Как вы принимаете решение о покупке данных препаратов (нужное подчеркнуть):

- по совету врача;

- по совету аптечного работника;

- самостоятельно, исходя из личного опыта;

- по совету друзей;

- под влиянием рекламы

3. Удовлетворены ли Вы ассортиментом жаропонижающих, обезболивающих, противовоспалительных средств, предлагаемых аптекой (нужное подчркнуть):

- да;

- нет.

4. Какие обезболивающие, жаропонижающие, противовоспалительные средства Вы не смогли купить в нашей аптеке (перечислите):

______________________________________________________________________________________________________________________


Благодарим за ответы!


Приложение 3.

Расчет индекса цен

через определение стоимости

товарной единицы:


  1. Определить сумму остатка товарного запаса за три последних года по материалам плановых инвентаризаций.


  1. Определить количество натуральных показателей (число товарных единиц) в аптеке по данным плановых инвентаризаций за три последних года.


  1. Рассчитать стоимость товарной единицы путем деления суммы остатка товарного запаса на количество натуральных единиц в соответствующем году.


  1. Рассчитать индекс цен путем деления последующей стоимости товарной единицы в динамическом ряду на базовую.


Приложение 4.


Утвержден

Постановлением

Госстандарта России

от 11 августа 1999 г. N 242-ст


Дата введения - 1 января 2000 года


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ТОРГОВЛЯ


ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ


TRADE.

TERMS AND DEFINITIONS


ГОСТ Р 51303-99


Предисловие


1. Разработан Научно - исследовательским и маркетинговым центром Минторга России.

Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 347 "Услуги торговли и общественного питания".

2. Утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 11 августа 1999 г. N 242-ст.

3. Введен впервые.


Введение


Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области внутренней торговли.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Недопустимые к применению термины - синонимы приведены в круглых скобках после стандартизованного термина и обозначены пометой "Ндп".

Термины - синонимы без пометы "Ндп" приведены в качестве справочных данных, не являются стандартизованными и выделены вертикальной чертой.

Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации.

Приведенные определения можно, при необходимости, изменить, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в данном стандарте.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, а термины - синонимы - курсивом.


КонсультантПлюс: примечание.

В электронной версии документа термины, набранные полужирным шрифтом, выделены большими буквами, а термины - синонимы взяты в треугольные скобки.


1. Область применения


Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области торговли.

Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы (по данной научно - технической отрасли), входящих в сферу работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ.

Настоящий стандарт должен применяться совместно с ГОСТ 16299-78, ГОСТ 16318-77, ГОСТ 17527-86, ГОСТ 18338-73, ГОСТ 21391-84, ГОСТ 23004-78.


2. Стандартизованные термины с определениями


2.1. Общие понятия


1 ТОВАРНОЕ ОБРАЩЕНИЕ: Процесс обращения объектов собственности посредством возмездных договоров.

Примечание. Объектами собственности являются продукты труда, ценные бумаги, валютные ценности, деньги, иное движимое и недвижимое имущество.


2 ТОРГОВЛЯ: Вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей - продажей товаров и оказанием услуг покупателям.

3 ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ: Торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием.

4 РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ: Торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

5 РАЗВОЗНАЯ ТОРГОВЛЯ: Розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только в комплекте с транспортным средством.

6 РАЗНОСНАЯ ТОРГОВЛЯ: Розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в учреждениях, организациях, предприятиях, транспорте или на улице.

7 ПОСЫЛОЧНАЯ ТОРГОВЛЯ: Розничная торговля, осуществляемая по заказам, выполняемым путем почтовых отправлений.

8 КОМИССИОННАЯ ТОРГОВЛЯ: Розничная торговля, предполагающая продажу комиссионерами товаров, переданных им для реализации третьими лицами - комитентами, по договорам комиссии.

Ј 9 рынок товаров и услуг; потребительский рынок: Сфера обмена

Јтоварами или группами товаров и услугами между товаровладельцами,

Јисполнителями услуг и покупателями, сложившаяся на основе

Јразделения труда.

10 ТОВАРНЫЙ РЫНОК: Рынок отдельных товаров или товарных групп, сходных по производственным или потребительским признакам и являющийся элементом внутреннего рынка товаров и услуг.


2.2. Торговые структуры и их виды


11 СУБЪЕКТ ТОРГОВЛИ: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занимающиеся торговлей и зарегистрированные в установленном порядке.

12 ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ: Имущественный комплекс, используемый организацией для купли - продажи товаров и оказания услуг торговли.

Примечание. Имущественный комплекс включает земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, товары, права требования, долги, фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания и др.


13 ТОРГОВАЯ СЕТЬ: Совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением.

14 СТАЦИОНАРНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ: Торговая сеть, расположенная в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях.

Примечание. Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, имеющие замкнутый объем, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям.


15 НЕСТАЦИОНАРНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ: Торговая сеть, функционирующая на принципах разносной и развозной торговли.

Примечание. Нестационарную торговую сеть представляют палатки, автолавки, автоцистерны и т.п.


16 ПРЕДПРИЯТИЕ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ: Торговое предприятие, осуществляющее куплю - продажу товаров с целью их последующей перепродажи, а также оказывающее услуги по организации оптового оборота товаров.

17 ОПТОВАЯ (ТОРГОВАЯ) СЕТЬ: Торговая сеть, представленная предприятиями оптовой торговли.

18 ТОВАРНЫЙ СКЛАД: Организация, обеспечивающая и/или осуществляющая хранение, подготовку к продаже и отпуск товаров оптовым покупателям.

Примечание. Товарный склад может функционировать и как структурное подразделение предприятия оптовой торговли.


19 ОБЩЕТОВАРНЫЙ СКЛАД: Товарный склад, предназначенный для осуществления складских операций с товарами, не требующими регулируемых режимов хранения.

20 СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ (ОБЩЕТОВАРНЫЙ) СКЛАД: Общетоварный склад, осуществляющий складские операции с одной группой товаров.

21 УНИВЕРСАЛЬНЫЙ (ОБЩЕТОВАРНЫЙ) СКЛАД: Общетоварный склад, осуществляющий складские операции с универсальным ассортиментом товаров.

22 ПРЕДПРИЯТИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ: Торговое предприятие, осуществляющее куплю - продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего использования.

Примечание. Для ведения хозяйственной деятельности розничные торговые предприятия используют магазины, павильоны, киоски и палатки.


23 РОЗНИЧНАЯ (ТОРГОВАЯ) СЕТЬ: Торговая сеть, представленная предприятиями розничной торговли.

24 МЕЛКОРОЗНИЧНАЯ (ТОРГОВАЯ) СЕТЬ: Торговая сеть, осуществляющая розничную торговлю через павильоны, киоски, палатки, а также передвижные средства развозной и разносной торговли.

Примечание. К передвижным средствам развозной и разносной торговли относятся торговые автоматы, автолавки, автомагазины, тележки, лотки, корзины и иные специальные приспособления.


25 ВИД ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ: Предприятие розничной торговли, классифицированное по ассортименту реализуемых товаров.

Примечание. Различают универсальные, специализированные магазины, магазины с комбинированным, а также смешанным ассортиментом товаров.


26 ТИП ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ: Предприятие розничной торговли, определенного вида, классифицированное по торговой площади и формам торгового обслуживания покупателей.

Примечание. Типом предприятия розничной торговли являются: универмаг, универсам, магазин "Ткани", магазин "Продукты" и т.д.


27 УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МАГАЗИН: Предприятие розничной торговли, реализующее универсальный ассортимент продовольственных и/или непродовольственных товаров.

28 СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ МАГАЗИН: Предприятие розничной торговли, реализующее одну группу товаров или ее часть.

29 МАГАЗИН С КОМБИНИРОВАННЫМ АССОРТИМЕНТОМ ТОВАРОВ: Предприятие розничной торговли, реализующее несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности.

30 МАГАЗИН СО СМЕШАННЫМ АССОРТИМЕНТОМ ТОВАРОВ: Предприятие розничной торговли, реализующее отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров.

31 ТОРГОВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ: Добровольное договорное объединение, созданное торговыми предприятиями, сохраняющими свою самостоятельность и права юридического лица, для координации предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов и являющееся некоммерческой организацией.

32 ТОРГОВЫЙ КОМПЛЕКС: Совокупность торговых предприятий, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг, а также централизующих функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности.

Примечание. Под функциями хозяйственного обслуживания понимается инженерное обеспечение (электроосвещение, тепло - и водоснабжение, канализация, средства связи); ремонт зданий, сооружений и оборудования, уборка мусора, охрана торговых объектов, организация питания служащих и т.п.


33 ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР: Совокупность торговых предприятий и/или предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг, расположенных на определенной территории, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин.

34 ТОРГОВЫЙ ДОМ (Ндп: <дом торговли>): Многопрофильное торговое предприятие, интегрированное в производственную, финансовую и внешнеэкономическую сферы.

35 МАГАЗИН: Специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно - бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.

36 ПАВИЛЬОН: Оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

37 КИОСК: Оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас.

38 ПАЛАТКА (Ндп: <ларек>): Легко возводимая сборно - разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли.

39 РЫНОК: Организация, создающая условия для ведения торгов на основе договоров купли - продажи.

40 ЯРМАРКА: Самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех товаропроизводителей - продавцов и покупателей, организуемое в установленном месте и на установленный срок с целью заключения договоров купли - продажи и формирования региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей.


2.3. Материально - техническая база торговли


41 МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ТОРГОВЛИ: Совокупность средств производства, выступающих в форме реальных активов торговых предприятий, обеспечивающих процессы купли - продажи и товародвижения.

42 ТОРГОВОЕ ПОМЕЩЕНИЕ МАГАЗИНА: Часть помещения магазина, включающая торговый зал и помещения для оказания услуг.

43 ТОРГОВЫЙ ЗАЛ МАГАЗИНА: Специально оборудованная основная часть торгового помещения магазина, предназначенная для обслуживания покупателей.

44 ПОМЕЩЕНИЕ (МАГАЗИНА) ДЛЯ ПРИЕМА, ХРАНЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ ТОВАРОВ К ПРОДАЖЕ: Специально оборудованная часть помещения магазина, предназначенная для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.

45 ПОДСОБНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ МАГАЗИНА: Часть помещения магазина, предназначенная для размещения вспомогательных служб и выполнения работ по обслуживанию технологического процесса.

Примечание. В состав подсобного помещения магазина входят помещения для хранения упаковочных и обвязочных материалов, технологического оборудования, инвентаря, тары, уборочных машин, отходов упаковки, мойки инвентаря и производственной тары, приема стеклянной посуды от населения, экспедиция по доставке товаров на дом, коридоры, тамбуры, вестибюли.


46 АДМИНИСТРАТИВНО - БЫТОВОЕ ПОМЕЩЕНИЕ МАГАЗИНА: Часть помещения магазина, предназначенная для размещения аппарата управления и включающая бытовые помещения.

Примечание. В состав административно - бытового помещения входят служебные помещения аппарата управления, пункты питания персонала, здравпункт, санитарно - бытовые помещения.


47 ТЕХНИЧЕСКОЕ ПОМЕЩЕНИЕ МАГАЗИНА: Часть помещения магазина, предназначенная для размещения технических служб и/или выполнения работ по техническому обслуживанию рабочих мест, торгово - технологического и механического оборудования.

Примечание. В состав технического помещения магазина входят вентиляционные камеры, машинные отделения лифтов и холодильных установок, электрощитовая, котельная, тепловой узел, камера кондиционирования воздуха, радиоузел, телефонные коммутаторы, опорный пункт автоматизированной системы управления.


48 ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ МАГАЗИНА: Площадь всех помещений магазина.

Примечание. В состав общей площади магазина входят все надземные, цокольные и подвальные помещения, включая галереи, тоннели, площадки, антресоли, рампы и переходы в другие помещения.


49 ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДЬ МАГАЗИНА: Площадь торговых помещений магазина.

50 ПЛОЩАДЬ ТОРГОВОГО ЗАЛА МАГАЗИНА: Часть торговой площади магазина, включающая установочную площадь магазина, площадь контрольно - кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.

51 УСТАНОВОЧНАЯ ПЛОЩАДЬ МАГАЗИНА: Часть площади торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей.

52 ЭКСПОЗИЦИОННАЯ ПЛОЩАДЬ МАГАЗИНА (Ндп: <демонстрационная площадь магазина>): Суммарная площадь горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей торгового оборудования, используемого для показа и демонстрации товаров в торговом зале.

53 КОНТРОЛЬНО - КАССОВЫЙ УЗЕЛ МАГАЗИНА: Специально оборудованная часть площади торгового зала, предназначенная для расчетов с покупателями за товары в зонах самообслуживания магазинов, в пределах которой сосредоточено более одной контрольно - кассовой машины.

54 СКЛАДСКОЕ ПОМЕЩЕНИЕ: Специально оборудованное изолированное помещение основного производственного, подсобного и вспомогательного назначения предприятия оптовой торговли.

55 СКЛАДСКОЕ ПОМЕЩЕНИЕ ОСНОВНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ (Ндп: <оперативное помещение, операционное помещение>): Часть складского помещения, предназначенная для приема, сортировки, хранения, комплектации, отпуска и отгрузки товаров.

Примечание. В состав складских помещений основного производственного назначения входят приемочные, секции хранения, холодильные камеры, цеха фасовки, комплектовочные, экспедиции.


56 СКЛАДСКОЕ ПОМЕЩЕНИЕ ПОДСОБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ: Часть складского помещения, предназначенная для размещения подсобных служб и выполнения работ по обслуживанию технологического процесса.

Примечание. В состав складских помещений подсобного назначения входят помещения для хранения упаковочных и обвязочных материалов, технологического оборудования, инвентаря, тары, уборочных машин, отходов упаковки, мойки инвентаря и производственной тары.


57 ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ СКЛАДСКОЕ ПОМЕЩЕНИЕ: Часть складского помещения, предназначенная для размещения аппарата управления и включающая бытовые помещения.

Примечание. В состав вспомогательного складского помещения входят служебные помещения аппарата управления, пункты питания, здравпункт, санитарно - бытовые помещения, вестибюли, лестничные клетки, тамбуры.


58 ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ ТОВАРНОГО СКЛАДА: Площадь всех помещений склада.

Примечание. В состав общей площади товарного склада входят все надземные, цокольные и подвальные помещения, включая галереи, тоннели, площадки, антресоли, рампы и переходы в другие здания.


59 СКЛАДСКАЯ ПЛОЩАДЬ ТОВАРНОГО СКЛАДА: Площадь складских помещений основного производственного назначения.

60 ПОДСОБНАЯ ПЛОЩАДЬ ТОВАРНОГО СКЛАДА: Площадь складских помещений подсобного назначения.

61 ГРУЗОВАЯ ПЛОЩАДЬ ТОВАРНОГО СКЛАДА: Площадь складских помещений, занимаемая оборудованием, предназначенным для хранения товаров.

Примечание. В состав оборудования входят стеллажи, поддоны, контейнеры.


62 ЕМКОСТЬ ТОВАРНОГО СКЛАДА: Характеристика помещений основного производственного назначения, выражающая их вместимость при выбранном способе хранения товаров.


2.4. Объекты торговли, их свойства и показатели


63 ТОВАРНЫЕ РЕСУРСЫ: Продукция, производимая внутри страны и завозимая по импорту, предназначенная для продажи населению, снабжения социальных учреждений и спецконтингента потребителей, переработки и хозяйственных нужд, а также создания товарных запасов.

64 ТОВАР: Любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли - продажи.

65 ТОВАРЫ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ: Товары, предназначенные для продажи населению с целью личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

66 ТОВАРЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ: Товары, предназначенные для продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с целью их использования в хозяйственной деятельности.

Примечание. К товарам производственного назначения относятся, например, технологическое оборудование, строительно - дорожная техника, транспортные машины общего пользования, топливно - сырьевые товары и т.п.


67 КЛАСС ТОВАРОВ: Совокупность товаров, имеющих аналогичное функциональное назначение.

Примечание. Класс товаров может быть представлен, например, швейными изделиями, трикотажными товарами, галантерейными товарами, культтоварами и т.п.


68 ГРУППА ТОВАРОВ: Совокупность товаров определенного класса, обладающих сходным составом потребительских свойств и показателей.

Примечание. Примером конкретной группы товаров являются верхняя одежда, белье, обувь, молочные продукты и т.п.


69 ВИД ТОВАРОВ: Совокупность товаров определенной группы, объединенных общим названием и назначением.

Примечание. Примером конкретного вида товаров являются костюм, платье, куклы, сапоги, телевизор, холодильник, видеомагнитофон, кровать, творог и т.п.


70 РАЗНОВИДНОСТЬ ТОВАРОВ: Совокупность товаров определенного вида, выделенных по ряду частных признаков.

Примечание. Представляется в виде конкретных марок, моделей, артикулов, сортов.


71 АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ (Ндп: <товарный ассортимент: товарная номенклатура>): Набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков.

72 ПОКАЗАТЕЛЬ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ: Количественная характеристика одного или нескольких свойств ассортимента товаров.

73 АССОРТИМЕНТНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРОВ: Часть торгового ассортимента товаров, который должен быть постоянно в продаже.

74 ПРОМЫШЛЕННЫЙ АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ (Ндп: <производственный ассортимент>): Ассортимент товаров, вырабатываемый отдельной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием.

75 ТОРГОВЫЙ АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ: Ассортимент товаров, представленный в торговой сети.

76 ПРОСТОЙ АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ (Ндп: <товары простого ассортимента>): Ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам.

77 СЛОЖНЫЙ АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ (Ндп: <товары сложного ассортимента>): Ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются более чем по трем признакам.

78 УКРУПНЕННЫЙ АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ (Ндп: <групповой ассортимент>): Ассортимент товаров, объединенных по общим признакам в определенные совокупности товаров.

Примечание. Совокупностью товаров является класс, группа, вид товаров.


79 РАЗВЕРНУТЫЙ АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ (Ндп: <внутригрупповой ассортимент>): Ассортимент товаров, представленный разновидностями товаров.

80 СТРУКТУРА АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ: Соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товара в наборе.

Примечание. Как правило, для наглядности структура ассортимента выражается в процентах.


81 КАЧЕСТВО ТОВАРА: Совокупность потребительских свойств товара.

82 ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ СВОЙСТВО ТОВАРА: Свойство товара, проявляющееся при его использовании потребителем в процессе удовлетворения потребностей.

83 ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ТОВАРА: Количественная характеристика одного или нескольких потребительских свойств товара, рассматриваемая применительно к условиям его потребления.


2.5. Технология торговли и торговое оборудование


84 ТЕХНОЛОГИЯ ТОРГОВЛИ: Совокупность параллельно или последовательно выполняемых операций и процедур при продаже товаров и организации товародвижения с использованием определенных средств и методов.

85 ТОВАРОДВИЖЕНИЕ: Процесс физического перемещения товара от производителя в места продажи или потребления.

86 ЗВЕННОСТЬ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ: Количество складских звеньев, через которые проходит товар при его продвижении от производителя к потребителю как на основе перехода прав собственности на товар, так и без него.

87 ФОРМА ТОВАРОДВИЖЕНИЯ: Организационный прием, представляющий собой разновидность способов продвижения товаров от производителя в места продажи или потребления.

88 ТРАНЗИТНАЯ ФОРМА ТОВАРОДВИЖЕНИЯ: Форма товародвижения от производителя непосредственно в места продажи или потребления, минуя склады посредников.

89 СКЛАДСКАЯ ФОРМА ТОВАРОДВИЖЕНИЯ: Форма товародвижения от производителя в места продажи или потребления через одно или несколько складских звеньев посредников.

90 ТОВАРОСНАБЖЕНИЕ: Система мероприятий по доведению товаров от производителя до мест продажи или потребления.

91 ТОРГОВО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: Последовательность операций, обеспечивающая процесс купли - продажи товаров и товародвижения.

92 ОПЕРАЦИЯ ТОРГОВО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА: Отдельная законченная однородная часть торгово - технологического процесса.

93 ХРАНЕНИЕ ТОВАРОВ: Процесс размещения товара в складском помещении, содержание и уход за ним в целях обеспечения его качества и количества.

94 СТЕЛЛАЖНОЕ ХРАНЕНИЕ ТОВАРОВ: Хранение упакованных и/или неупакованных товаров на полках стеллажа.

95 ШТАБЕЛЬНОЕ ХРАНЕНИЕ ТОВАРОВ: Хранение товаров в таре, на поддонах, малогабаритных контейнерах, уложенных по определенной схеме в несколько ярусов.

96 ХРАНЕНИЕ ТОВАРОВ НАВАЛОМ: Хранение товаров насыпью с использованием простейших устройств или приспособлений.

97 ХРАНЕНИЕ ТОВАРОВ В ПОДВЕШЕННОМ ВИДЕ: Хранение товаров в висячем положении на специальных приспособлениях.

Примечание. Приспособлениями являются вешала, кронштейны, крючья.


2.6. Торговое обслуживание


98 УСЛУГА ТОРГОВЛИ: Результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле - продаже товаров.

99 АССОРТИМЕНТ УСЛУГ ТОРГОВЛИ: Набор различных услуг торговли, объединенных или сочетающихся по определенным признакам.

100 БЕЗОПАСНОСТЬ ТОВАРА: Состояние товара в обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, при котором риск вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя ограничен допустимым уровнем.

101 БЕЗОПАСНОСТЬ УСЛУГИ ТОРГОВЛИ: Комплекс свойств услуги, проявление которых при обычных условиях ее оказания не подвергает недопустимому риску жизнь, здоровье и имущество потребителя.

102 ТОРГОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ: Деятельность продавца при непосредственном взаимодействии с покупателем, направленная на удовлетворение потребностей покупателя в процессе приобретения товара и/или услуги.

103 СИСТЕМА ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ: Целостное единство взаимосвязанных элементов, обеспечивающих осуществление торгового обслуживания.

104 ПРОЦЕСС ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ: Последовательность операций, обеспечивающих осуществление торгового обслуживания в конкретном типе торговых предприятий.

105 УСЛОВИЯ ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ: Совокупность факторов, воздействующих на покупателя в процессе торгового обслуживания.

106 ФОРМА ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ: Организационный прием, представляющий собой сочетание методов обслуживания покупателей.

Примечание. Примером формы торгового обслуживания может быть салонное обслуживание покупателей, индивидуальное обслуживание через прилавок, индивидуальное обслуживание продавцом - консультантом в магазинах самообслуживания.


107 ПРОДАВЕЦ (Ндп: <оператор>): Организация или индивидуальный предприниматель, реализующие товары и оказывающие услуги покупателю по договору купли - продажи.

Примечание. В торговле данное понятие используется также для обозначения профессии торгового работника.


108 ПОКУПАТЕЛЬ: Юридические и физические лица, использующие, приобретающие, заказывающие либо имеющие намерение приобрести или заказать товары и услуги.

Ј 109 продажа товаров; реализация товаров: Передача покупателю

Јтоваров на определенных условиях.

110 ФОРМА ПРОДАЖИ ТОВАРОВ: Организационный прием доведения товаров до покупателей.

Примечание. Различают магазинные и внемагазинные формы продажи товаров.


111 МЕТОДЫ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ: Совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется процесс продажи товаров.

112 ТОРГОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Сведения о товаре или услуге, изготовителе, продавце, предусмотренные законодательством и доводимые до покупателя, с целью ознакомления с товаром и особенностями его использования.

113 ТОРГОВАЯ РЕКЛАМА: Распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о торговом предприятии, товарах и услугах, предназначенная для неопределенного круга лиц и способствующая реализации товаров.

114 КАЧЕСТВО ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ (Ндп: <уровень торгового обслуживания>): Совокупность характеристик процесса и условий торгового обслуживания покупателей.

115 СКОРОСТЬ ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ: Среднее время, затрачиваемое на обслуживание одного покупателя.

116 КУЛЬТУРА ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ: Совокупность характеристик и условий процесса торгового обслуживания, определяемых профессионализмом и этикой обслуживающего персонала.

Примечание. Характеристики культуры торгового обслуживания - вежливость, чуткость, компетентность, доступность персонала для покупателей, уровень мастерства работников, комфорт, эстетика предоставления услуги и т.п.


2.7. Финансово - экономические показатели торговли


117 ЦЕНА: Денежное выражение стоимости товара.

118 ОПТОВАЯ ЦЕНА (Ндп: <отпускная цена>): Цена товара, реализуемого продавцом или поставщиком покупателю, с целью его последующей перепродажи или профессионального использования.

119 ЗАКУПОЧНАЯ ЦЕНА: Цена сельскохозяйственной продукции, закупаемой заготовителями у производителей по договорам контрактации.

120 РОЗНИЧНАЯ ЦЕНА: Цена товара, реализуемого непосредственно населению для личного, семейного, домашнего использования по договору розничной купли - продажи.

121 ТОРГОВАЯ НАДБАВКА (Ндп: <торговая наценка, торговая накидка>): Элемент цены продавца, обеспечивающий ему возмещение затрат по продаже товаров и получение прибыли.

122 ТОРГОВАЯ СКИДКА: Скидка с цены товара, предоставляемая продавцом покупателю в связи с условиями сделки и в зависимости от текущей конъюнктуры рынка.

123 ТОВАРООБОРОТ (Ндп: <объем продаж>): Объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени.

124 РОЗНИЧНЫЙ ТОВАРООБОРОТ (Ндп: <розничные продажи>): Объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного, домашнего использования.

Примечания. 1. В состав розничного товарооборота включается также продажа товаров организациям (санаториям и домам отдыха, больницам, детским садам и яслям, домам для престарелых), через которые осуществляется совместное потребление товаров.

2. Такая продажа может производиться как по безналичному, так и за наличный расчет.


125 ОПТОВЫЙ ТОВАРООБОРОТ (Ндп: <оптовые продажи>): Объем продажи товаров производителями и/или торговыми посредниками покупателям для дальнейшего использования в коммерческом обороте.

126 ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ТОВАРООБОРОТА (Ндп: <ассортиментная структура товарооборота>): Соотношение отдельных товарных групп в общем объеме товарооборота, выраженное в процентах.

127 ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ: Количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определенную дату.

Примечание. В зависимости от назначения подразделяются на запасы текущего хранения, сезонного накопления и досрочного завоза.


128 ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ В ДНЯХ ОБОРОТА (Ндп: <уровень товарных запасов>): Относительный показатель обеспеченности торговли товарными запасами на определенную дату, показывающий на сколько дней торговли хватит товарных запасов.

129 ТОВАРООБОРАЧИВАЕМОСТЬ: Время обращения среднего товарного запаса за определенный период.

130 НОРМАТИВ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ (Ндп: <норма товарных запасов>): Оптимальный размер товарных запасов, обеспечивающий бесперебойную продажу товаров при минимуме затрат.

131 ТОВАРНЫЕ ПОТЕРИ: Потери товаров при их перевозке, хранении и реализации.

132 ЕСТЕСТВЕННАЯ УБЫЛЬ: Товарные потери, обусловленные естественными процессами, вызывающими изменение количества товара.

Примечание. Изменение количества товара может произойти за счет усушки, утруски, утечки, распыла и т.д.


133 НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ: Предельный размер товарных потерь, устанавливаемый нормативными документами по конкретному виду товара.

134 ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ (Ндп: <торговые издержки>): Денежная оценка затрат, произведенных продавцом в процессе продвижения товаров к покупателю за определенный период времени.

Примечание. Различают материальные, финансовые, трудовые и иные затраты.


135 ЗАТРАТЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (Ндп: <экономические издержки торгового предприятия>): Денежная оценка суммарной величины затрат торгового предприятия как относимых на издержки обращения, так и не учитываемых в их составе.

136 ВАЛОВЫЙ ДОХОД ТОРГОВЛИ: Показатель, характеризующий финансовый