Главная              Рефераты - Маркетинг

Особенности товарных знаков на рынке СМИ - статья

Тульникова Л. В.

При регистрации определенной категории товарных знаков эксперты Роспатента зачастую в сочетании их смысловых элементов усматривают лишь простое указание видового наименования товара, не обладающее никакой различительной способностью.

Это служит основанием для отказов в регистрации товарных знаков. Вместе с тем подобные словосочетания, безусловно, опираются на определенную традицию, учитывают некоторые сложившиеся, устойчивые ассоциации, связанные у потребителя с определенными образами и представлениями.

Таких сочетаний на российском потребительском рынке циркулирует немало. В качестве примера воспользуемся наименованием известного печатного издания "Экономическая газета". На наш взгляд, этот товарный знак обладает - для российского потребителя - вполне очевидными различительными способностями. Разумеется, о них следует судить применительно именно к российскому рынку.

Данный товарный знак, как и иные товарные знаки, воспроизводящие наименования газет, издававшихся на протяжении длительного времени, например "Литературная газета" (товарный знак N 148151), "Медицинская газета" (товарный знак N 150254), "Финансовая газета" (товарный знак N 122051), "Известия" (знак, признанный общеизвестным), имеют общие характерные особенности, которые определяют различительную способность этих обозначений. Одной из этих особенностей является то, что все эти обозначения, с одной стороны, прямо или почти прямо указывают на вид товара, а именно на информационные периодические издания, т.е. являются простым указанием на вид товаров. Наиболее прямо на вид товара указывает слово "газета", в меньшей степени слово "известия" - вести, сообщения. Таким образом, налицо указание на периодическое информационное издание на различных носителях информации и в любой форме, в том числе в виде газеты.

С другой стороны, эти обозначения являются наименованиями газет, являющихся одним из самых популярных у населения товаров. Данные обстоятельства, а также то, что эти газеты выпускались десятилетиями, стали причиной того, что указанные обозначения приобрели устойчивое восприятие населением нашей страны как наименование конкретных газет, а не вообще газеты обезличенной.

Характерной особенностью указанных обозначений является следующее: каждая газета готовится к печати соответствующей редакцией, название которой, как правило, включает наименование газеты. При этом в каждом номере газеты указывается состав редакции. Эти обстоятельства свидетельствуют о том, что потребители товара, читатели газет, как правило, знают о товаропроизводителе газеты - ее редакции.

В период существования СССР редакции газет, как правило, не являлись де-юре самостоятельными юридическими лицами. Однако это не мешало тому, что они де-факто считались самостоятельными субъектами хозяйственных отношений. Самостоятельными юридическими лицами (с правовой точки зрения) редакции газет начали становиться уже в период образования Российской Федерации. Эти преобразования происходили в условиях слабого законодательного регулирования переходных процессов и острой борьбы за средства массовой информации как ресурса власти, средства воздействия на умы людей. По этим причинам, как правило, в уставах редакций газет имеются стандартные положения о том, что редакции являются правопреемниками "газет" (а не конкретных юридических лиц). В качестве примера можно привести признание общеизвестным товарным знаком наименования газеты "Известия", которая издавалась начиная с ноября 1918 г.

С 1 февраля 1956 г. по 31 мая 1960 г. выходила в свет "Промышленно - экономическая газета". С 1 июня 1960 г. (с N 673) она стала выходить под наименованием "Экономическая газета". Газета была органом Госкомитета Совета Министров СССР по новой технике. Следует отметить то, что нумерация "Экономической газеты" является двойной (N 1 - как газеты с новым наименованием и N 673 - как сквозной номер продолжающейся нумерации), это подтверждает правопреемственность указанных газет. С 1 июня 1960 г. по 31 декабря 1989 г. газета выходила под наименованием "Экономическая газета". Она являлась уже органом ЦК КПСС. В "Экономической газете" N 52 (8277) имеется следующее сообщение: "С 1990 г. "Экономическая газета" будет выходить под новым названием "Экономика и жизнь". В этом же номере есть указание о том, что газета под наименованием "Экономическая газета" издавалась начиная с ноября 1918 г. В дальнейшем, с января 1990 г., эта газета действительно стала издаваться под наименованием "Экономика и жизнь".

В процессе всех этих преобразований редакция оставалась прежней, менялось лишь ее название в соответствии с наименованием газеты. В начале 90-х годов редакция газеты "Экономика и жизнь" стала юридическим лицом. В соответствии с ее уставом, зарегистрированным Министерством печати и массовой информации РСФСР (свидетельство о регистрации средств массовой информации N 1065 от 29 августа 1991 г.), "редакция является юридическим лицом - правопреемником еженедельника "Экономика и жизнь", зарегистрированного в Госкомпечати СССР в 1990 г. (номер регистрационного удостоверения 116)".

В дальнейшем на имя редакции газеты "Экономика и жизнь" как юридического лица, являющегося правопреемником этой газеты, наименование которой, как это отмечено выше, менялось, был зарегистрирован товарный знак "Экономическая газета" (приоритет от 15 декабря 1993 г.). Затем в 1995 г. этот знак был уступлен ЗАО "Издательский дом "Экономическая газета".

Приведенные выше обстоятельства подтверждают, что на дату приоритета данного товарного знака он обладал различительной способностью именно в отношении газет как периодических печатных изданий. В частности, издание газеты "Экономическая газета" с 1960 по 1990 г., т.е. в течение почти 30 лет, может служить подтверждением того, что в сознании потребителей этого товара, читателей данное наименование устойчиво должно восприниматься не как родовое понятие "Экономическая газета" (к которому может быть отнесена любая газета, специализирующаяся на информации в области экономики, например "Социалистическая индустрия", "Труд"), а именно как обозначение, с помощью которого читатели различают из всех газет экономического профиля эту конкретную газету, издаваемую конкретной редакцией.

Следует также отметить, что доводы, подобные приведенным, лежат в основе подхода, примененного Роспатентом при регистрации некоторых сходных по методологической ситуации товарных знаков. Так, товарные знаки "Литературная газета", "Финансовая газета", "Ежедневная общая газета" зарегистрированы в отношении печатной продукции, периодических печатных изданий, печатных работ.

Имеется, правда, и такая практика, когда товарные знаки, воспроизводящие наименования газет ("Медицинская газета", "Юношеская газета", "Новая ежедневная газета","Страшная газета", "Независимая газета"), зарегистрированы в отношении товаров, выраженных родовым понятием "печатная продукция". Это означает, что исключительное право владельцев этих товарных знаков распространяется и на любые периодические издания, в частности газеты. То, что печатная продукция является родовым понятием, в объем которого иерархически входят понятия "периодические печатные издания" и "газеты", подтверждается общепринятым толкованием этих понятий. Это обстоятельство, а также традиционно сложившаяся у нас в стране практика продажи газет вместе с иной печатной продукцией в одних и тех же магазинах, киосках прямо подтверждают однородность таких товаров, как газеты и иная печатная продукция.