Главная              Рефераты - Маркетинг

Индекс развития человеческого потенциала 3 - реферат

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Нижегородский государственный технический университет

(ФАО ГОУ ВПО НГТУ)

Реферат

По предмету: «Демография»

Тема: Индекс развития человеческого потенциала

Выполнила: студентка гр. 08 ДОУу

Иванова И.В.

Проверил: преподаватель

Швелкова Г.В

2010 год
Содержание

Введение. 3

Глава 1 Индекс развития человеческого потенциала. 5

1.Понятие индекс развития человеческого потенциала. 5

2.Роль ИРЧП в концепции Развития человека. 8

Глава 2 Индекс развития человеческого потенциала России. 11

1. Методика расчета. 11

2. Расчет ИРЧП для населения России. 13

3. Расчет ИРЧП для населения Тамбовской области. 14

Заключение. 16

Список литературы.. 18

Приложение 1. 19

Приложение 2. 21

Приложение 3. 22


Введение

В Конституции Российской Федерации записано, что РФ - ²социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека². Еще у древних римлян одним из главных девизов был ²Благо народа – высшая цель². Благополучие народа и есть показатель прогресса.

В социально-экономической литературе²достойная жизнь и свободное развитие человека² чаще всего характеризуются уровнем жизни. При этом под уровнем жизни понимается уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей. В свою очередь, благосостояние – это мера, степень обеспеченности людей жизненными благами, средствами существования[1] . С целью количественного описания уровня жизни населения к настоящему времени предложено несколько систем показателей:

Система "Основные показатели уровня жизни населения в условиях рыночной экономики", разработанная в Центре экономической конъюнктуры и прогнозирования при Министерстве экономики РФ в 1992 году;

Система показателей для оценки хода экономической реформы в России, разработанная Министерством экономики РФ и Госкомстатом России в 1993 году;

Унифицированная система показателей, характеризующих муниципальное образование (Постановление Госкомстата России от 9.01.1998 г. №2).

Несмотря на достаточно большой спектр частных показателей уровня жизни населения, представленный в этих системах, вопрос об интегральном показателе уровня жизни остается открытым. Отсутствие общепризнанного интегрального показателя не позволяет дать обобщенную оценку состояния страны (региона) с точки зрения уровня жизни населения, что, таким образом, делает невозможным комплексное исследование социально-экономического развития страны (региона).

Представление о том, что производство все большего количества товаров и услуг является наилучшим путем повышения уровня жизни и решения других социально-экономических задач, является в определенной степени односторонним. Уровень жизни может быть относительно низким при высоких показателях экономического роста. Следовательно, традиционные макроэкономические показатели не являются адекватными характеристиками развития во всем его многообразии.

Исследованиями источников роста материального богатства, проведенными в наиболее развитых странах, установлено, что совокупность знаний и квалификации населения (человеческий фактор) является принципиально важным источником такого роста. Следовательно, образование, наука, здравоохранение должны рассматриваться не как потребляющие и непроизводственные сферы, а как совокупность отраслей экономики, состояние которых является важнейшим фактором социально-экономического развития. Исходя из признания роли человеческого фактора, а благополучия самого человека в качестве цели экономического развития, от уровня жизни следует перейти к качеству жизни. Качество жизни как обобщающая социально-экономическая категория включает в себя не только уровень потребления материальных благ и услуг, но и уровень удовлетворения духовных потребностей, здоровья, продолжительность жизни, условия окружающей среды, морально-психологический климат, душевный комфорт.

В качестве интегрального показателя качества жизни в работе выбран индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП ), разработанный группой исследователей ООН.


Глава 1 Индекс развития человеческого потенциала

1. Понятие индекс развития человеческого потенциала

Понятие ИРЧП как метода измерения человеческого развития был введен Программой развития ООН (ПРООН) в 1990 г. в Докладе о развитии человека. В отличие от предшествующих теорий, концепция человеческого развития сфокусирована на человеке и провозглашает благосостояние человека основной и единственной целью развития.

Индекс развития человеческого потенциала - расчетный статистический показатель, в котором учитываются не только объемы потребления материальных благ, но и возможности для развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования[2] .

Оценка качества жизни с использованием индекса развития человеческого потенциала строится на минимальном наборе базовых показателей. Каждый из базовых показателей количественно представляет одно из основных направлений человеческого развития: долголетие, образованность и собственно уровень жизни[3] .

Долголетие характеризует способность прожить долгую и здоровую жизнь, что составляет естественный жизненный выбор и одну из основных универсальных потребностей человека. Базовый показатель долголетия – средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении (СППЖР ). Этот показатель, исчисляемый отдельно для мужского и женского населения, рассчитывается на основе условного поколения , которое составляется из совокупности людей различных возрастов, умерших в данном году. СППЖР единым числом выражает интенсивность смертности населения данной страны (региона и т.п.) в данный календарный год, т.е. характеризует долголетие гипотетического новорожденного , который проживет всю жизнь в условиях данной интенсивности смертности. В условиях совершенствования системы здравоохранения и повышения качества жизни реальному новорожденному , появившемуся на свет в данном году,в среднем удастся прожить дольше, чем гипотетическому.

Образованность рассматривается как способность к получению и накоплению знаний, к общению, обмену информацией. Характеристиками образованности являются грамотность взрослого населения и полнота охвата обучением. Под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной жизни. Уровень грамотности взрослого населения – доля грамотных в возрасте 15 лет и старше – служит важнейшим базовым показателем данного направления человеческого развития. Уровень грамотности относится к реальному населению и является показателем состояния образования, в значительной степени зависящим от грамотности в течение предыдущих 10-20 лет. Для индустриальных стран с рыночной экономикой уровень грамотности априори устанавливается равным 99 %. Учитывая тенденции повышения образовательного уровня и необходимость более адекватного отражения различий между индустриальными странами, образованность стала оцениваться комбинацией двух базовых показателей: уровнем грамотности взрослого населения и совокупной долей учащихся . Последнийпоказатель рассчитывается как отношение общего числа учащихся (зачисленных) на всех ступенях обучения (начальной, средней (средней специальной) высшей, послеуниверситетской) вне зависимости от их возраста к общей численности населения в возрасте от 6 до 24 лет[4] .

Уровень жизни характеризует доступ к материальным ресурсам, необходимым для достойного существования, включая «ведение здорового образа жизни, обеспечение территориальной и социальной мобильности, обмен информацией и участие в жизни общества»[5] . Уровень жизни, в отличие от долголетия и образованности, только открывает возможности, имеющиеся у человека, но не определяет их использование. Иными словами, это средство, расширяющее возможность выбора, но не собственно выбор. Уровень жизни является непрямым индикатором возможностей. Выбор базового показателя, адекватно отражающего данное направление человеческого развития, представляет собой серьезную проблему. Идеальный показатель уровня жизни должен был бы учитывать многочисленные факторы: личный доход; распределение доходов между слоями общества; ранее накопленная собственность; доступ к земельным ресурсам и кредитам; развитость инфраструктуры и механизм доступа к общественным фондам потребления (здравоохранению, образованию, транспорту, коммунальным услугами и др.), индивидуальный стиль жизни; размер и структуру семьи; блага, производимые в домашнем хозяйстве; природно-климатические и экологические условия в месте проживания и т.д.

Большое число факторов, подлежащих учету, отсутствие регулярно собираемой информации по одним, сложность и / или несопоставимость исчисления других – все это нарушает принцип формирования интегрального показателя и делает практически невозможной оценку уровня жизни с помощью какого-либо прямого показателя.

В связи с этим для оценки уровня жизни используется косвенный базовый показатель – валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения . Для межстранового сравнения используется реальной ВВП на душу населения , рассчитанный в соответствии с паритетом покупательной способности (ППС) валюты. Для межрегионального сравнения субъектов одной страны, в том числе и Российской Федерации, уровень жизни должен оцениваться аналогичным макроэкономическим показателем – реальным валовым региональным продуктом (ВРП) на душу населения .

Таким образом, величина ИРЧП служит критерием разделения стран на группы с различным уровнем человеческого развития. Вне зависимости от уровня экономического развития (будь это индустриальные или развивающиеся страны) к странам с высоким уровнем человеческого развития относятся те, в которых ИРЧП > 0,8; к странам со средним уровнем человеческого развития - те, в которых 0,5 < ИРЧП < 0,8; к странам с низким уровнем человеческого развития - те, в которых ИРЧП < 0,5. Помимо ранжирования и разделения стран на группы, вычисление ИРЧП и индексов отдельных измерений позволяет оценить соответствие сложившейся ситуации неким ориентирам, выраженным оптимальными значениями показателей человеческого развития, и ее изменение с течением времени. Сравнение индексов долголетия, образованности и уровня жизни дает возможность, при прочих равных условиях, уточнить приоритетность соответствующих программ человеческого развития. Индексы измерений человеческого развития могут быть использованы для определения желательных масштабов финансирования программ человеческого развития на национальном и региональном уровнях.

2. Роль ИРЧП в концепции Развития человека

Ежегодным отчетом о развитии человека начиная с 1990 года является – Доклад о развитии человека .

Легче измерить доходы государства, нежели развитие человека. И многие экономисты будут доказывать, что национальный доход представляет собой хороший показатель человеческого благополучия. Хотя между первым и вторым явно существует тесная связь, так как экономический рост является важным средством развития человека, второе не зависит лишь от экономического роста и уровня национального дохода. Оно также зависит от того, как используются эти ресурсы — на вооружение или производство продуктов питания, строительство дворцов или обеспечение чистой водой. А результаты деятельности людей, такие как демократическое участие в процессе принятия решений и равные права мужчин и женщин, не зависят от доходов. По этим причинам Доклад представляет большой перечень показателей по важным результатам деятельности человека, достигнутым в странах мира.

Несмотря на то, что этот перечень показателей служит основанием для оценки прогресса в развитии человека во многих его измерениях, политики также нуждаются в обобщенном показателе оценки прогресса, особенно в таком, который больше фокусируется на благосостоянии человека, нежели на его доходах. С этой целью Доклады о развитии человекас самого начала публиковали индекс развития человеческого потенциала. Этот показатель дает общее представление о некоторых основных измерениях развития человека.

Хотя ИРЧП представляет собой полезную точку отсчета, важно помнить, что концепция развития человека шире и сложнее, чем это способны отразить любые совокупные измерения, даже если они подкрепляются другими показателями. ИРЧП не является всеохватывающим параметром. Он не включает важные аспекты развития человека, прежде всего возможность участвовать в принятии решений, влияющих на чью-либо жизнь и пользоваться уважением других членов сообщества. Человек может быть богатым, здоровым и образованным, но отсутствие этой возможности препятствует его развитию. Недоучет этого измерения развития человека в ИРЧП стал очевиден со времени первых Докладов о развитии человека — и способствовал разработке в 1991 г. индекса человеческой свободы и в 1992 г. — индекса политической свободы. Ни один из параметров не просуществовал и года с момента их введения, что послужило свидетельством сложности подобного количественного измерения таких комплексных аспектов развития человека.

ИРЧП четко проводит различие между доходами и человеческим благополучием. Путем измерения средних достижений в здравоохранении, образовании и доходах ИРЧП может дать более полную картину состояния развития страны, чем только измерение уровня доходов. Боливия с ее гораздо более низким уровнем ВВП на душу населения, чем Гватемала, достигла более высокого ИРЧП, так как делала больше для того, чтобы использовать этот показатель для развития человека (Рис. 1). Танзания, одна из беднейших стран в мире, имеет ИРЧП, сравнимый с Гвинеей, страной, почти в четыре раза богаче. И наоборот, страны с тем же уровнем доходов имеют большие различия в ИРЧП — у Вьетнама примерно такой же уровень доходов, что и у Пакистана, но ИРЧП гораздо выше, из-за более высокого уровня продолжительности жизни и грамотности (Рис. 2).

Рис.1 Одинаковый ИРЧП, разный уровень доходов
Рис. 2 Одинаковый уровень доходов, разный ИРЧП


Глава 2 Индекс развития человеческого потенциала России

1. Методика расчета

ИРЧП состоит из трех равнозначных компонентов:

дохода , определяемого показателем валового внутреннего продукта (валового регионального продукта) по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США;

образования , определяемого показателями грамотности (с весом в 2/3) и доли учащихся среди детей и молодежи в возрасте от 6 до 23 лет (с весом в 1/3);

долголетия , определяемого через продолжительность предстоящей жизни при рождении (ожидаемую продолжительность жизни).

Для каждого из частных индексов установлены фиксированные минимальные и максимальные значения показателя:

· продолжительность предстоящей жизни при рождении 25 и 85 лет

· грамотность взрослого населения: 0% и 100%

· совокупная доля учащихся среди детей и молодежи: 0% и 100%

· реальный ВВП (ВРП) на душу населения (ППС): 100 и 40000 долл.

Частные индексы рассчитываются по следующей формуле:

Формула 1

Хi – это фактическое значение показателя, Xi min минимальное значение показателя, Xi max – максимальное значение показателя.


Индекс продолжительности жизни определяется по формуле,

Формула 2

где e0 0 – фактическая средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении.

При расчете индекса ВРП в формулу 1 подставляются не сами значения, а их логарифмы:

Формула 3

где XВРП – величина реального ВРП на душу населения в долл. США по паритету покупательной способности (ППС).

Индекс достигнутого уровня образования (образованности) определяется по формуле:

Формула 4

где Iграм – индекс грамотности взрослого населения;

Iуч – индекс совокупной доли учащихся;

2/3, 1/3 – весовые коэффициенты.

Индексы грамотности взрослого населения и совокупной доли учащихся определяются по формулам:

Формула 5

Формула 6

где Xграм – фактическая грамотность взрослого населения;

Xуч­ – фактическая совокупная доля учащихся.

ИРЧП представляет собой среднее арифметическое индекса продолжительности жизни Ie , индекса достигнутого уровня образования Iобр и индекса ВРП IВРП :

Формула 7

.

ИРЧП может принимать значения от 0 до 1. Считается, что регионы (страны) с индексом ниже 0,5 имеют низкий уровень человеческого развития, 0,5 – 0,8 – средний уровень, 0,8 и больше – высокий уровень развития. По данным на 1997, максимальное значение ИРЧП отмечено в Канаде – 0,932, для Российской Федерации ИРЧП составлял 0,747[6] .

2. Расчет ИРЧП для населения России

Попробуем рассчитать ИРЧП для населения России. Некоторые фактические значения показателей, такие как, величина реального ВВП на душу населения, фактическая грамотность взрослого населения, средняя продолжительность жизни и т.д., можно взять в статистических справочниках.

Для расчета ИРЧП необходимо вывести три индекса: индекс продолжительности жизни, индекс ВВП и индекс образованности взрослого населения.

1. Индекс продолжительности жизни. В формулу 2 подставляет значение фактической средней продолжительности жизни:

Индекс продолжительности жизни равен 0,672. Если вывести среднее арифметическое из индексов продолжительности жизни во всех странах мира, то средним индексом будет 0,673, то есть, Индекс продолжительности жизни в России ниже среднего.

2. Индекс достигнутого уровня образования (образованности). Для выведения индекса образованности нужно получить еще два дополнительных индекса: Индекс грамотности и Индекс совокупной доли учащихся.

Индекс грамотности составляет 0,993

Индекс совокупной доли учащихся равен 0,77

Отсюда выводится индекс образованности, по формуле 4:

Индекс достигнутого уровня образования равен 0,919.

Средний общемировой индекс образованности равен 0,772. Исходя из этого можно сделать вывод, что по индексу образованности Россия входит в первую двадцатку стран с высоким уровнем образования.

3. Индекс ВВП (ВРП). Вычисляется по формуле 3 и составляет 0,716, при среднем мировом – 0,652. То есть Россия по этому показателю занимает позицию немного выше среднего уровня.

И, наконец, Индекс развития человеческого потенциала. Он представляет собой среднее арифметическое этих трех индексов. И составляет для России:

По ИРЧП Россия занимает 57 место из 177 государств. В 1992 г. Россия по индексу развития человеческого потенциала занимала 52-е место в мире, в 1996 г. — уже лишь 67-е. Но оказывается, если изъять из России Туву, Дагестан, Ингушетию, Калмыкию, Марийскую республику и Читинскую область, мы продвинемся несколько вверх в ранжированном списке стран мира. А если поступиться еще Брянщиной, Удмуртией, Ивановским волго-клязьминским междуречьем, Новосибирской областью, Сахалином да еще десятком кризисных субъектов федерации, то мы уж точно войдем в первую полусотню “хороших стран”. Ну, а если последовательно идти курсом реформ и скинуть всё, кроме Москвы да пары нефтегазодобывающих округов Тюменского Севера, то и некоторые развитые капиталистические страны нам позавидуют. В такую Россию, пожалуй, даже начнется репатриация недавних эмигрантов. Только что это будет за Россия?

3. Расчет ИРЧП для населения Тамбовской области

Все расчеты будут проводиться по аналогии с расчетами ИРЧП для населения России, будут приведены лишь результаты расчетов и сделаны краткие выводы.

1. Индекс продолжительности жизни равен 0,682, что несколько выше среднего Индекса продолжительности жизни по России. Но средняя продолжительность жизни в Тамбовской области все равно остается удручающей – 65,9.

2. Индекс достигнутого уровня образования (Индекс образованности). Данный индекс составляет 0,898, что является ниже общероссийского, равного 0,919. Общий процент грамотности населения равен 99,7% выше по сравнению с общероссийским – 99,3%. Но все равно, 0,3% неграмотных людей (которые не могут прочитать, понять и написать простой текст касающийся их повседневной жизни) довольно-таки большой процент для современного высокоразвитого общества.

3. Индекс ВВП (ВРП) является довольно низким и составляет 0,635 (общероссийский – 0,716), что говорит о невысоком экономическом развитии Тамбовской области.

Из этих трех Индексов выводится общий индекс ИРЧП, который для Тамбовской области составляет 0,738, определяя ее лишь на 47 место из исследуемых 84 регионов (для таких нефтедобывающих регионов как Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий, Ненецкий АО Госкомстат считает расчеты душевого ВВП (ВРП) некорректными, а по Чеченской республике данных пока нет). То есть можно сказать, что по ИРЧП Тамбовская область занимает срединное место среди российских регионов.


Заключение

Независимо от уровня социально-экономического развития общества, проблемы изучения уровня жизни населения являются актуальными для всех стран.

Комплексный подход к изучению проблемы уровня общественного развития, достигнутого той или иной страной, связан с попытками разработки обобщающих показателей, связывающих демографические и экономические процессы. Поскольку отдельно взятые экономические и демографические показатели, отражающие в большей степени количественную или качественную сторону одного из аспектов развития общества, не способны полностью охарактеризовать благосостояние населения.

Такой комплексный показатель, характеризующий состояние экономических и социальных условий, был разработан специалистами программы развития ООН (ПРООН) для наблюдения за социальным прогрессом отдельных стран и человечества в целом. Это индекс развития человеческого потенциала (ИЧПР), или индекс человеческого развития, дающий оценку степени оптимальности развития общества. ИЧПР является составным индексом, представляющим собой среднюю арифметическую из трех наиболее наглядных индикаторов уровня жизни – индекса ожидаемой продолжительности жизни при рождении, индекса уровня образования (комбинированный показатель, определяемый как индекс грамотности среди взрослого населения и индекса совокупной доли учащихся начальных, средних и высших учебных заведений), индекса реального ВВП на душу населения, рассчитываемого в долларах США по паритету покупательной способности валют. Индекс может принимать значения в пределах от 0 до 1, при том чем ближе величина индекса к 1, тем выше развитие человеческого потенциала и тем условия жизни данной страны ближе к неким общепризнанным критериям благополучия отдельного человека и всей нации.

Индекс развития человеческого потенциала обеспечивает возможность проведения мониторинга основных показателей качества жизни и ранжирования регионов по качеству жизни.

ИРЧП целесообразно использовать для проведения дифференцированной региональной социально-экономической политики, анализа потенциала социально-экономической системы.


Список литературы

1. Айвазян С.А. Интегральные показатели качества жизни населения: их построение и использование в социально-экономическом управлении и межрегиональных сопоставлениях. М.: ЦЭМИ РАН, 2000. – 118 с.

2. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 1999. – 895 с.

3. Доклады о развитии человека за 1997-2000 гг. Нью-Йорк, Оксфорд: Оксфорд юниверсити пресс.

4. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. Год 1998. / Под общей редакцией проф. Ю.Е. Федорова. М: Права человека, 1998. – 140 с.: табл., рис., карты.

5. Социальная статистика: Учебник / Под ред. Чл.-корр. РАН И.И. Елисеевой. 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 416 с. : ил.

6. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса. Учебное пособие под общей редакцией проф. В.П. Колесова (экономический факультет МГУ) и Т. Мак-Кинли (ПРООН, Нью-Йорк). М.: Права человека, 2000. – 464 с.

7. Экономическая статистика: Учебник. / Под ред. Ю.Н. Иванова. – М.: ИНФА-М, 1998 – 480 с.

8. Доклад о развитии человека 2004. Культурная свобода в современном многообразном мире. / Пер. с англ. — М.: Издательство «Весь Мир», 2004. — 328 с.

9. Слезингер Г.Э. Социальная экономика, 2001.


Приложение 1

Рейтинг регионов по Индексу развития человеческого потенциала

Душевой ВРП, руб. Душевой ВВП, долл. США ППС Индекс дохода Ожидаемая продолжительность жизни, лет Индекс долголетия доля учащихся (в возрасте 6-23 года), % Индекс образования ИРЧП место в 2001 г. место в 1997 г.*
Российская Федерация 54326 7278 0,716 65,3 0,672 77 0,919 0,769
г. Москва 187926 16244 0,850 67,4 0,707 116 1,000 0,852 1 1
Тюменская область 252070 27235 0,936 66,7 0,696 74 0,909 0,847 2 2
Санкт-Петербург 59301 7425 0,719 66,2 0,687 97 0,987 0,797 3 5
Республика Татарстан 57891 8814 0,748 67,6 0,711 79 0,926 0,795 4 3
Томская обл. 60247 8321 0,738 65,5 0,675 87 0,954 0,789 5 13
Респ. Башкортостан 45409 7242 0,715 66,7 0,695 77 0,920 0,777 6 4
Республика Коми 79064 9993 0,769 64,8 0,663 69 0,895 0,776 7 16
Самарская обл. 62375 7810 0,727 64,7 0,662 79 0,926 0,772 8 6
Белгородская обл. 35783 5575 0,671 67,4 0,706 80 0,932 0,770 9 7
Красноярский край 79031 9539 0,761 63,3 0,639 73 0,907 0,769 10 15
Липецкая область 41529 6704 0,702 66,5 0,692 73 0,908 0,767 11 9
Респ. Саха (Якутия) 102839 8201 0,736 64,4 0,656 73 0,907 0,766 12 46
Пермская обл. 63183 8465 0,741 63,9 0,648 73 0,906 0,765 13 21
Новосибирская обл. 39096 5291 0,662 66,3 0,688 83 0,940 0,763 14 33
Вологодская обл. 53289 7677 0,724 64,4 0,656 72 0,904 0,762 15 19
Ярославская обл. 50921 7415 0,719 64,2 0,654 74 0,910 0,761 16 17
Удмуртская Республ. 42403 6684 0,696 65,3 0,671 76 0,915 0,761 17 28
Нижегородская обл. 46452 6765 0,703 64,9 0,665 74 0,910 0,760 18 8
Орловская обл. 34508 5638 0,673 65,4 0,673 80 0,931 0,759 19 26
Оренбургская обл. 40685 6265 0,691 65,2 0,670 76 0,916 0,759 20 12
Мурманская обл. 61065 6293 0,691 65,9 0,681 70 0,897 0,756 21 29
Омская обл. 32551 5192 0,659 66,7 0,694 74 0,910 0,755 22 10
Челябинская обл. 41557 5740 0,676 65,1 0,668 77 0,920 0,755 23 14
Свердловская обл. 47028 6117 0,687 64,7 0,662 75 0,913 0,754 24 30
Респ. Калмыкия 38136 5615 0,672 66,3 0,689 71 0,901 0,754 25 71
Краснодарский край 36473 5144 0,659 67,0 0,700 70 0,896 0,752 26 32
Респ. Северная Осетия 21622 3368 0,583 69,4 0,741 81 0,934 0,752 27 70
Кабардино-Балкарская Респ. 27109 4127 0,621 68,0 0,716 74 0,912 0,749 28 40
Республика Мордовия 26564 4044 0,618 67,4 0,706 78 0,922 0,749 29 25
Хабаровский край 54546 5754 0,676 63,0 0,634 81 0,934 0,748 30 27
Саратовская обл. 33609 4790 0,646 65,4 0,674 78 0,924 0,748 31 24
Волгоградская обл. 34159 4921 0,650 65,9 0,681 74 0,909 0,747 32 22
Архангельская обл. 47368 6410 0,694 63,9 0,648 71 0,899 0,747 33 59
Ростовская обл. 28986 4267 0,626 66,2 0,687 78 0,924 0,746 34 41
Рязанская обл. 34897 5313 0,663 64,7 0,662 75 0,913 0,746 35 35
Сахалинская обл. 81970 7522 0,721 62,7 0,629 67 0,885 0,745 36 72
Ставропольский край 27208 3962 0,614 67,8 0,713 73 0,907 0,745 37 34
Магаданская обл. 69277 6491 0,696 65,1 0,668 62 0,869 0,744 38 60
Астраханская обл. 35898 5010 0,653 65,2 0,670 73 0,907 0,743 39 38
Московская обл. 41270 5474 0,668 64,8 0,663 71 0,898 0,743 40 23
Костромская обл. 30474 4861 0,648 56,8 0,680 71 0,901 0,743 41 31
Курская обл. 29527 4445 0,633 65,9 0,681 75 0,915 0,743 42 18
Чувашская Республ. 24963 4079 0,619 66,4 0,689 77 0,919 0,742 43 36
Республика Карелия 44809 6253 0,690 63,0 0,633 72 0,903 0,742 44 56
Воронежская обл. 26023 4007 0,616 66,2 0,686 78 0,924 0,742 45 20
Ульяновская обл. 28072 4425 0,633 66,0 0,683 72 0,903 0,740 46 11
Тамбовская обл. 26757 4481 0,635 65,9 0,682 70 0,898 0,738 47 45
Иркутская обл. 46665 6190 0,689 61,8 0,614 73 0,908 0,737 48 37
Кировская обл. 27981 4120 0,621 65,9 0,681 73 0,905 0,736 49 50
Камчатская обл. 61015 5274 0,662 63,8 0,647 70 0,896 0,735 50 73
Пензенская обл. 22873 3648 0,600 66,5 0,692 74 0,910 0,734 51 55
Республика Дагестан 14525 2115 0,509 71,6 0,776 75 0,913 0,733 52 57
Кемеровская обл. 39308 5320 0,663 62,8 0,630 72 0,905 0,733 53 49
Новгородская обл. 38889 5484 0,668 62,3 0,622 73 0,907 0,732 54 47
Калужская обл. 31843 4793 0,646 64,3 0,655 70 0,896 0,732 55 42
Тульская обл. 32414 5296 0,663 63,0 0,633 71 0,899 0,732 56 53
Алтайский край 24304 3743 0,605 66,3 0,688 71 0,901 0,731 57 69
Карачаево-Черкесская Республика 17056 2753 0,553 69,4 0,740 71 0,900 0,731 58 44
Смоленская обл. 34713 5537 0,670 62,7 0,628 69 0,893 0,730 59 43
Республика Хакасия 34342 4556 0,637 63,6 0,643 73 0,905 0,728 60 62
Владимирская обл. 28286 4622 0,640 63,6 0,643 71 0,900 0,727 61 51
Ленинградская обл. 48446 6691 0,702 62,0 0,617 60 0,863 0,727 62 63
Амурская обл. 39068 4938 0,651 62,4 0,624 71 0,899 0,725 63 58
Приморский край 34423 3689 0,602 64,4 0,656 75 0,914 0,724 64 66
Республика Адыгея 15258 2323 0,525 68,8 0,730 76 0,917 0,724 65 64
Брянская обл. 22505 3547 0,596 65,1 0,668 73 0,905 0,723 66 39
Калинингpадская обл. 33149 4312 0,628 63,0 0,633 72 0,904 0,722 67 61
Тверская обл. 32543 4844 0,650 61,9 0,616 70 0,896 0,721 69 48
Чукотский АО 114073 6947 0,708 62,5 0,626 50 0,831 0,721 69 75
Таймырский АО 60795 5255 0,661 63,5 0,642 58 0,856 0,720 70 **
Республика Алтай 27493 4093 0,620 62,4 0,623 75 0,912 0,718 71 74
Республика Бурятия 29979 4273 0,627 62,5 0,625 71 0,900 0,717 72 65
Курганская обл. 23283 3428 0,590 65,0 0,666 70 0,895 0,717 73 52
Республика Марий Эл 20567 3204 0,579 64,6 0,660 75 0,912 0,717 74 54
Корякский АО 116028 7438 0,719 59,3 0,572 57 0,855 0,715 75 **
Эвенкийский АО 52644 5038 0,654 59,3 0,571 76 0,917 0,714 76 **
Псковская обл. 26226 4039 0,617 61,6 0,610 71 0,899 0,709 77 68
Ивановская обл. 18372 2797 0,556 63,2 0,636 77 0,919 0,704 78 67
Еврейская АО 24278 3128 0,575 62,3 0,621 73 0,907 0,701 79 78
Респ. Ингушетия 10708 1406 0,441 74,0 0,817 53 0,841 0,700 80 77
Читинская обл. 29322 3851 0,609 61,5 0,608 65 0,880 0,699 81 76
Усть-Ордынский Бурятский АО 22155 2968 0,566 61,9 0,616 64 0,877 0,686 82 **
Агинский Бурят. АО 16186 2236 0,519 63,9 0,649 61 0,868 0,678 83 **
Коми-Пермяцкий АО 16398 2497 0,537 61,2 0,603 62 0,870 0,670 84 **
Республика Тыва 16194 2170 0,514 56,5 0,525 71 0,899 0,646 85 79

* без республики Чечня (данные отсутствуют), Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого, Ненецкого АО (расчет душевого ВРП по нефтегазодобывающим автономным округам Госкомстат считает некорректным)

** рейтинг по 1997 г. дан без автономных округов, кроме Чукотского.

Приложение 2

Распределение субъектов РФ по величине Индекса развития человеческого потенциала

Доля регионов с разным ИРЧП и живущего в них населения


Приложение 3

Регионы России по Индексу развития человеческого потенциала

Более 0,700 (Выше среднего по России)

0,650—0,700 (Примерно на уровне среднего по России)

0,600—0,650

0,575—0,600 (Ниже среднего по России)

Менее 0,575


[1] Борисов А.Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 1999. – 7с.

[2] Слезингер Г.Э. Социальная экономика, 2001.

[3] Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса. Учебное пособие под общей редакцией проф. В.П. Колесова (экономический факультет МГУ) и Т. Мак-Кинли (ПРООН, Нью-Йорк). М.: Права человека, 2000.

[4] Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса. Учебное пособие под общей редакцией проф. В.П. Колесова (экономический факультет МГУ) и Т. Маккинли (ПРООН, Нью-Йорк). М.: Права человека, 2000.

[5] Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. Год 1998 / Под общей редакцией проф. Ю.Е. Федорова. М: Права человека, 1998. - 6 .

[6]