Главная              Рефераты - Маркетинг

Развитие предпринимательства в Республике Казахстан - реферат

Введение

Предпринимательство в сегодняшнем Казахстане, хотя и испытывает значительные трудности, - уже свершившийся факт. Оно защищено законом и будет развиваться. Актуальность выбранной темы очевидна, ибо рыночной экономики без предпринимательства не бывает. И хотя оно у нас находится в зачаточном состоянии, сомнений в том, что бизнес будет ведущей сферой общественного производства, нет.

Переход к рыночной экономике требует радикальных преобразований структуры производства, направленных на преодоление монополизма и развития конкуренции. Решение этой задачи невозможно, как подтверждает мировой опыт, без развития предпринимательства, основанного на различных формах собственности.

В Республике Казахстан интенсивно создаются все предпосылки развития предпринимательской деятельности, в частности, осуществлена большая работа по приватизации собственности, благодаря которой создается прочная экономическая основа для развития предпринимательства, значит и общества в целом. Страна процветает благодаря предпринимателям, а предприниматели – благодаря поддержке своих государств.

Решение важнейших проблем, обеспечивающих развитие нового слоя предпринимательства в регионах, отражено в Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева от 29.01.2010года («Дорожная карта бизнеса - 2020»).

В данной работе отражена сущность предпринимательства, его преимущества и недостатки, современное состояние и тенденции развития.

Цель данной работы - показать насколько актуально предпринимательство в рыночной экономике, рассмотреть его развитие в Республике Казахстан.

Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи исследования:

- выявить и сформировать предпринимательство в современной экономике;

- рассмотреть основные виды предпринимательской деятельности;

- ознакомиться с современным состоянием предпринимательства в РК;

- рассмотреть малое предпринимательство на примере Южно-Казахстанской области.

Предметом исследования данной курсовой является предпринимательство, а объектом – предприятия МСБ.

Глава I История возникновения и сущность предпринимательства

1.1 Этапы становления предпринимательства.

История предпринимательства начинается уже со средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники представляли собой начинающих предпринимателей.

История развития предпринимательства является одновременно историей развития отношений обмена, общественного разделения труда и в целом рыночных отношений. Все эти проблемы неразрывно связаны, более того, одна становится условием развития другой, развитие одной означает развитие других.

Предпринимательство (бизнес) характеризует деловые отношения между людьми, а конкретнее, между участниками дела. Человек, который занимается каким-то делом, является деловым человеком, бизнесменом. Под делом понимается не всякое дело, чем может заниматься человек, а его экономическая деятельность.

Становление малого бизнеса в Республике с первых дней экономических реформ является одним из приоритетов экономической политики государства. Предпринимательский класс выступает неотъемлемым атрибутом рыночной экономики, самостоятельным субъектом экономических отношений. Большая часть предпринимателей относится к так называемому среднему классу, который обеспечивает устойчивость не только экономики государства, базирующейся на рыночной системе хозяйствования, но и оказывает влияние на политические процессы в обществе, не допуская отхода от либеральных и рыночных ценностей.

В Казахстане переход к рынку произошел спонтанно, без подготовки.

В той сложной и критической обстановке, имевших место в начале 90-х годов в Казахстане, когда остановились крупные предприятия, и сотни тысяч людей потеряли работу, естественным решением руководства страны было введение либерализации цен. Сейчас, по истечении более 15 лет суверенного Казахстана, развитие экономики и вместе с ней развитие малого предпринимательства можно разделить на 4 этапа, каждый из которых имеет свои отличительные особенности.

Первый этап - либерализация цен (1991-1992 гг.). Первые субъекты рыночной экономики - малые предприятия - появились в период либерализации в сфере торговли и услуг, то есть там, где был быстрый оборот денег. Крупные предприятия сразу обзавелись многочисленными малыми предприятиями по сбыту своей продукции, ремонту, обслуживанию основных и вспомогательных производств. Создание «красными» директорами при крупных производствах кооперативов и малых предприятий по снабжению и реализации продукции, а также искусственное раздробление предприятий под новым модным словом «сегментирование» привело к перераспределению прибыли крупных предприятий и бывшей всенародной собственности в интересах отдельных групп и лиц. Тогда эти «серые» схемы были началом возникновения казахстанской «теневой» экономики. В Республике в этот период было создано и действовало 34,5 тысяч субъектов малого предпринимательства. Именно в конце 1992 года прошел первый Форум предпринимателей Казахстана, в котором принял участие президент Республики Казахстан и правительство РК. На этом Форуме впервые в истории СНГ была определена первая программа развития предпринимательства в республике Казахстан.

Второй этап — жесткая монетарная и реструкционная фискальная политика государства (1993-1995 гг.). На этом этапе для достижения макроэкономической стабилизации в стране упразднялись налоговые льготы, стимулирующие производственную деятельность. Упразднение налоговых льгот, направленных на стимулирование производственной деятельности и развитие малого предпринимательства, в 1994 году имело негативные последствия. Резко сократилась численность работающих в производственной сфере кооперативов, ТОО и малых предприятий. Из-за малодоступности кредитных и нехватки собственных средств и высокой инфляции произошел отток основной части субъектов предпринимательства из производственной сферы в сферу торгово-посреднической и коммерческой деятельности. Ужесточение налогового пресса привело к ситуации, когда заниматься производственной деятельностью стало невыгодным и бесперспективным. Особый интерес в условиях постсоветского периода, а именно, дефицита товаров на рынках, с точки зрения, быстрой оборачиваемости вложенных средств, стал представлять для предпринимателей так называемый «челночный» бизнес. Это был период пышного расцвета «челночного» бизнеса в торговле, свирепствующей гиперинфляции, перераспределения бюджетных и кредитных денежных средств в пользу очень узкого круга лиц имеющих доступ к этим ресурсам. Инфляция и валютные операции — махинации в банковской и тесно связанной с ней торгово-посреднической деятельностью - на тот момент оказались наиболее прибыльными, в отличие умирающему реальному производственному сектору экономики республики. Продавать деньги по схеме «нал-безнал-нал», с «шапками и откатами», взять доллар в кредит по 4 тенге, а через год вернуть его по 70 тенге, получив сверхприбыль или вообще не вернуть, стало выгодней, чем что-то производить. (Большинство кредитов того времени так и не было возвращено). Именно в этот период появились первые ростки так называемой национальной олигархии в только начавшемся непомерно разрастаться финансово-кредитном и банковском секторе экономики.

В этот период ослабленное предпринимательство не могло сдерживать рост безработицы.

Третий этап - бум малой приватизации (1996-1997 гг.). В конце 1996 и в начале 1997 годов в стране произошла некоторая макроэкономическая стабилизация.

Частично и с опозданием прошла приватизация наиболее социально-ориентированных предприятий, лишенных централизованного управления, в связи с ликвидацией бывших республиканских министерств.

Адресная приватизация была особенно актуальна в сфере мелкотоварного производства, бытового обслуживания, общественного питания и торговли. Было бы логичным начинать адресную приватизацию, которая предполагала бы передачу объектов вышеперечисленных отраслей в них работающим коллективам по остаточной стоимости, либо в доверительное управление на конкурсной основе. В таком случае, был бы и сохранен технический и трудовой потенциал, а предприятия, не прекращая работы, имели бы возможность технического перевооружения и плавного входа в рынок.

Предприятия этих oтpаcлей, лишившись централизованного управления в форме трестов, управлений торговли и общественного питания районного и городского уровня, явились бы основой формирования малого бизнеса в стране. К сожалению, адресная приватизация была проведена с опозданием, и существующая инфраструктура вышеперечисленных отраслей была уже практически уничтожена. При воссоздании данной инфраструктуры теперь требуется освоение новых площадей, полное обновление оборудования и основных средств, подготовка новых кадров, ибо старые квалифицированные кадры уже потеряны и дисквалифицировались. Таким образом, был упущен важный сектор экономики, ориентированный на социальное обслуживание населения. Но, как ни странно, после сокращения многих отраслевых министерств в 1988-1990 годах именно эти отрасли, лишившись централизованного управления и мелочной опеки со стороны государства, стали развиваться наиболее динамично и вовлекать в работу наибольшее количество населения. Это явилось еще одним доказательством того, что рынок малого бизнеса является саморегулируемым и наиболее подверженным рыночной конъюнктуре, основанной на спросе и предложениях. Примерами адресной продажи предприятий являются кондитерская фабрика «Рахат», «Бахус», «Алматы Крем» и др.

Четвертый этап - период качественного развития экономики республики (1998-2001 гг.), сопровождавшегося ростом промышленного производства, объемов валового внутреннего продукта, стабильным развитием финансово-кредитной сферы республики. В соответствие с этой программой, основными источниками финансирования проектов малого предпринимательства являются Государственный фонд содействия занятости, банки второго уровня, средства местных бюджетов, а также средства кредитных линий Азиатского Банка Развития и Европейского Банка Реконструкции и Развития. В отдельных регионах для заинтересованного кредитования субъектов малого бизнеса коммерческими банками были созданы ликвидные залоговые фонды из коммунальной собственности. Такие фонды действуют в Алматы, Астане и областях Восточно-Казахстанской, Актюбинском, Кзылординской, Мангистауской, Павлодарской, Северо-Казахстанской. За счет этих фондов были профинансированы десятки проектов в сфере малого бизнеса.

1.2 Основные виды предпринимательской деятельности.

Предпринимательство как особая форма экономической активности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают:

а) предпринимательство государственное;

б) предпринимательство частное.

Государственное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного: а) государственными органами управления, которые уполномочены управлять государственным имуществом (государственное предприятие), или б) органами местного самоуправления. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности.

Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

Конечно, каждый из этих видов - государственное и частное предпринимательство - имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и в другом случае осуществление такой деятельности предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли. Схожей является и типология обоих видов предпринимательства.

Предпринимательство как форма инициативной деятельности, направленной на извлечение прибыли (предпринимательского дохода), предполагает:

1) осуществление непосредственных производительных функций, т.е. производство товара (продукта) или оказание услуги (например, машиностроительная фирма, туристская компания, конструкторское бюро);

2) осуществление посреднических функций, т.е. оказание услуг, связанных с продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем (общественно приемлемом) виде от непосредственного производителя такого товара его потребителю.

Общественное понимание проблемы сводится к тому, что, с одной стороны, приоритетное значение имеет первый тип предпринимательской деятельности, поскольку общественное богатство (как обобщенный итог уровня и качества жизни каждого члена общества) зависит от состояния дел именно в сфере материального производства, научно-технических и сервисных услуг. С другой стороны, такое общественное отношение к этому типу предпринимательства на практике не носит действительно приоритетного характера - общество способствует развитию и второго типа предпринимательской деятельности, т.е. посредничества. Почему? Прежде всего потому, что уровень и качество жизни, удобство и комфорт каждого члена общества в немалой степени зависят от уровня развития в обществе посреднической сферы (удобная для покупателя организация торговли, реклама, доставка товаров на дом, заказ товара по почте, телефону и т.д.); то же самое относится и к потребителям товаров производственного назначения.

Но такое общественное восприятие посреднической деятельности не является единственной и основной причиной. Главное заключается в другом - посредническая предпринимательская деятельность, ее наличие и усложнение до разумных пределов ведет:

1) к увеличению производительности труда непосредственных производителей товаров на основе углубления специализации;

2) к ускорению темпов оборачиваемости (кругооборота) капитала;

3) к насыщению товарных рынков до объективно требуемых размеров и функционированию непосредственных товаропроизводителей в соответствии с интересами конечных потребителей.

В зависимости от содержания предпринимательской деятельности и ее связи с основными стадиями воспроизводственного процесса различают разные виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, посредническое, страховое.

Предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей продажи потребителям, покупателям, торговым организациям. Таким образом функция производства в этом виде предпринимательства - основная, определяющая.

Предпринимательство в сфере непосредственного производства товаров может, таким образом, ориентироваться на производство и поставку на рынок традиционных или инновационных товаров. Практика предпринимательской деятельности в любой ее форме включает в себя инновационный процесс. Приводимое выше деление типов предпринимательской деятельности основывается на убеждении, что производство и поставка на рынок традиционных товаров осуществляется также с использованием каких-то новых методов или приемов, связанных с организацией производства, техническими элементами производства или изменениями качественных характеристик производимого товара.

В коммерческом предпринимательстве предприниматель выступает в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю, покупателю. В таком предпринимательстве прибыль образуется путем продажи товара по цене, превышающей цену приобретения. Отметим, что если товар приобретается на законных основаниях, то торгово-коммерческое предпринимательство не следует называть спекуляцией и на этом основании осуждать. Только когда наблюдается противозаконная, с нарушением правил торговли перепродажа, можно говорить о запретной, преступной спекуляции.

Финансовое предпринимательство есть особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают деньги и ценные бумаги, продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит.

Посредничеством называют предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего звена в процессе товарного обмена, в товарно-денежных операциях. Главная задача и предмет предпринимательской деятельности посредника - соединить две заинтересованные во взаимной сделке стороны. Так что есть основания утверждать, что посредничество состоит в оказании услуг каждой из этих сторон. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход, прибыль.

Лица (юридические или физические), представляющие интересы производителя или потребителя (а часто и действующие от их имени), но сами не являющиеся таковыми, называются посредниками.

Предпринимательская активность в сфере посредничества позволяет совместить в самые сжатые сроки экономические интересы производителя и потребителя. Посредничество, с точки зрения производителя, повышает степень эффективности работы последнего, поскольку дает возможность сосредоточить свою активность только на самом производстве, передавая посреднику функции по продвижению товара к потребителю. Кроме того, включение посредника в отношения между производителем и потребителем существенно сокращает срок оборачиваемости капитала, а значит, повышает прибыльность производства.

Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель гарантирует страхователю имущества, ценности, жизни за определенную плату компенсацию возможного ущерба в результате непредвиденного бедствия. Страхование имущества, здоровья, жизни есть особая форма финансово-кредитного предпринимательства, заключающаяся в то что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

Глава II Состояние и тенденции развития предпринимательства в Республике Казахстан

2.1 Современное состояние предпринимательства в Казахстане.

Казахстанский бизнес – это тот сектор экономики, который в буквальном смысле порожден реформами. Периодом зарождения в стране цивилизованного бизнеса можно смело назвать 1997 год, когда был принят Указ Президента страны от 07.07.1997 г. № 3589 «О приоритетных и региональных программах поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Казахстан». С тех пор приоритетное развитие его является неотъемлемой частью государственной политики и с ним же связано большинство кардинальных изменений в обществе.

Одним из приоритетных направлений экономической реформы, производимой в настоящее время в Казахстане, является становление и развитие малого бизнеса. Общество всё больше осознаёт, что малый бизнес представляет собой одно из ключевых условий формирования рыночных механизмов и является составляющей частью современной рыночной системы. Развитие малого бизнеса в единстве сдиверсификацией (разбиением) промышленного сектора составляют одну из основ стратегии «Казахстан - 2030». Малый бизнес в Казахстане является не только необходимым звеном в создании рыночной системы хозяйствования, но и наиболее существенным элементом в социальном преобразовании общества.

Образование предпринимательского класса необходимо для стабильности любого общества, ориентированного на рыночную экономику. Развитие ЧП требует предоставление предпринимательского шанса каждому, создания равных для всех стартовых возможностей.

В связи с развитием рыночных отношений в нашей стране предпринимательскую деятельность приходится осуществлять в условиях нарастающей неопределенности ситуации и изменчивости экономической среды. Поэтому возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, т.е. возрастает риск, опасность неудачи, непредвиденных потерь (это характерно для начальных стадий освоения предпринимательства).

Казахстан провозгласил курс на формирование социально ориентированного рыночного общества, который требует радикальных преобразований, направленных на преодоление монополизма и развития конкуренции. Предпринимательство, являясь одним из основных звеньев переходного периода к рыночной экономике, ускорило формирование навыков рыночного поведения отдельных людей в масштабе всего государства.

Несмотря на высокие темпы развития предпринимательства в последние годы, существует ряд проблем, препятствующих качественному росту данного сектора экономики. Данные проблемы включают:

· несовершенство законодательной базы – законодательство о частном предпринимательстве содержит устаревшие нормы. По ряду вопросов развития МСБ отсутствуют четкие нормы, что ведет к увеличению административных барьеров и двоякой трактовке норм действующего законодательства;

· проблема критериального определения субъектов предпринимательства – критерии отнесения субъектов предпринимательства к категории малого и среднего бизнеса не соответствуют мировой практике. Заниженные стоимостные критерии не соответствуют сегодняшнему уровню развития экономики и бизнеса. Они стимулирую искусственное «дробление» бизнеса, снижают эффективность мер поддержки и конкурентоспособность отечественного предпринимательства;

· недостаточно конструктивная налоговая система – налоговая система Казахстана не предусматривает экономических стимулов для роста масштабов малого бизнеса и постепенной его трансформации в средний;

· административные барьеры – наличие административных барьеров является серьезным препятствием для развития малого и среднего бизнеса. Однако их комплексные анализ диет ключи к наиболее эффективному решению данной проблемы;

· слабое развитие и фрагментарность инфрастуктуры поддержки предпринимательства – существующая в Казахстане инфраструктура поддержки МСБ не обеспечивает комплексной поддержки развития малого и среднего бизнеса и обуславливает повышенные транзакционные издержки;

· низкая конкурентоспособность продукции малого и среднего бизнеса – недостаточный уровень фондовооруженности, высокий уровень износа и низкая обновляемость основных средств, а также низкая технологичность сектора МСБ в целом, снижают производительность труда, экономическую эффективность и конкурентоспособность продукции малого и среднего бизнеса;

· отсутствие доступа к финансовым ресурсам – мировой финансовый кризис усугубил проблему недостатка финансирования субъектов МСБ. Своевременная реализация государственной Стабилизационной программы позволило частично нивелировать негативное влияние кризисных явлений на сектор МСБ.

Важнейшей задачей государства на данном этапе является создание целостной системы экономических методов регулирования. С этой целью все страны, осуществляющие переход к рыночной экономике, проводят радикальные реформы кредитной и налоговой системы.

2.2 Программы поддержки и развития предпринимательства в Республике Казахстан.

С начала становления независимого Казахстана историю государственных мер по поддержке предпринимательства можно разделить на следующие периоды:

Первый период – с 1992 по 1994 годы;

Второй период – с 1994 по 1996 годы;

Третий период – с 1997 по 2000 годы;

Четвертый период – с 2001 по 2003 годы;

Пятый период – с 2004 по 2007 годы;

Шестой период – с 2008 года по настоящее время.

Одной из первых мер в этой сфере является принятие Государственной программы поддержки и развития предпринимательства в РК на 1992-1994 годы, которая заложила основы становления и развития частного предпринимательства в целом, не разделяя его по масштабности. Основными препятствиями развития предпринимательства на тот момент являлись отсутствие цельного и стабильного законодательства, адекватной налоговой политики, трудности в получении инвестиций и кредитов, производственных помещений, сырьевых ресурсов, информации, то есть отсутствие реального механизма государственной поддержки предпринимательства, создание которого предполагала Программа.

С целью создания необходимых условий для активного формирования слоя предпринимателей, обеспечивая тем самым надежную социальную базу экономических реформ в республике была разработана и принята Программа Государственной поддержки и развития предпринимательства в РК на 1994-1996 годы. Данный период ознаменовался осуществлением налоговой реформы, главной целью которой было снижение налогового бремени через сокращение действовавших налогов и платежей, а также обеспечение единого применения налоговых правил на всей территории страны. В процессе реформирования экономики страны малый бизнес приобрел ключевую роль.

В период с 1997 по 2000 годы в целях устранения проблем предыдущего периода, препятствующих развитию малого предпринимательства, и закрепления достигнутых положительных тенденций государством были осуществлены следующие меры:

Был принят Указ Президента РК от 6 марта 1997 года № 3398 «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства», который официально утвердил статус мер поддержки и развития малого предпринимательства приоритетной сферой государственной экономической политики и направил осуществляемые меры, в первую очередь, на обеспечение занятости населения, решение его социальных проблем и развитие трудовой активности, наполнение потребительского рынка широким ассортиментом товаров и услуг;

Правительством РК 26 апреля 1997 года был создан Фонд развития малого предпринимательства (Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 апреля 1997 года № 665 «О создании фонда развития малого предпринимательства»);

Была принята Государственная программа развития и поддержки предпринимательства в РК на 1999-2000 годы, которая определяла основные направления государственной поддержки именно малого бизнеса вследствие его особой роли в рыночной экономике.

В 2001 году была принята очередная Государственная программа развития и поддержки малого предпринимательства в РК на 2001-2002 годы, которая предполагала повышение эффективности использования создаваемой инфраструктуры поддержки и защиты малого предпринимательства, совершенствование нормативных правовых актов в сфере малого предпринимательства, совершенствование механизмов финансово–кредитной и инвестиционной политики поддержки малого предпринимательства, кадровое, научно-методическое и информационное обеспечение малого предпринимательства, региональное развитие малого предпринимательства.

В целях дальнейшего развития малого предпринимательства в период с 2004 по 2007 год государством были определены основные направления поддержки малого бизнеса на ближайшую перспективу, в том числе формирование предпринимательского климата, конкурентной среды, системы общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор к созданию производств с высокой добавленной стоимостью. Была принята новая Государственная программа развития и поддержки малого предпринимательства в РК на 2004-2006 годы. В рамках выполнения мероприятий Программы ставились задачи по обеспечению институциональных условий для перехода малого предпринимательства к диверсификации, расширению профильности, перевода инвестиционных потоков в новые отрасли, увеличения активов предприятий малого предпринимательства, создания наукоемких экспорто-ориентированных производств и выхода продукции (работ, услуг) малого предпринимательства на внешние рынки.

Не дожидаясь окончания реализации мер по Программе поддержки малого предпринимательства на 2004-2006 годы, Правительством была принята еще одна – Программа ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства на 2005-2007 годы, разработанная в соответствии с Посланием Президента РК народу Казахстана от 18 февраля 2005 годы «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации». Программа предусматривала весьма действенные меры по поддержке и развитию МСБ, логично вписывающиеся в рамки проводимой государством макроэкономической политики, основанной на Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана на 2003-2015 годы и Стратегии развития РК на период до 2030 года.

Начиная с конца 2007 года государство с целью сокращения дефицита кредитных средств для МСБ, вызванного мировым финансовым кризисом, приступило к реализации Программы обусловленного размещения средств в банках второго уровня для последующего кредитования МСБ на льготных условиях, оператором которой выступает Фонд «Даму».

Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своем послании народу Казахстана о предпринимательстве (от 29 января 2010 года): «Предпринимательство - движущая сила новой экономики. Ядром диверсификации будет предпринимательство. Мы хотим видеть мощный предпринимательский класс, готовый брать на себя риски, осваивать новые рынки, внедрять инновации. Именно предприниматели, являются движущей силой модернизации экономики. В этой связи поручаю Правительству с 2010 года обеспечить введение единой бюджетной программы по развитию предпринимательства в регионах. Предлагаю назвать ее «Дорожная карта бизнеса - 2020». Целью этой программы станет создание постоянных рабочих мест за счет развития нового слоя предпринимательства в регионах, прежде всего, малого и среднего бизнеса. Использование средств этой программы должно осуществляться по следующим направлениям:

· субсидирование процентной ставки по кредитам;

· частичное гарантирование кредитов малому и среднему бизнесу;

· сервисная поддержка ведения бизнеса;

· переподготовка кадров и повышение квалификации, молодежная практика и социальные рабочие места.

«Дорожная карта бизнеса - 2020» открывает новые возможности, как для предпринимательства, так и для банков и инвесторов по финансированию несырьевых проектов. Правительство совместно с акимами должно разработать в рамках трехлетнего бюджета общие лимиты финансирования в разбивке по годам, основанные на расчетах экономического потенциала каждого региона. Эти средства передаются регионам. Акимы будут нести полную ответственность за проекты МСБ финансируемые по программе. Поручаю Правительству передать СПК местным исполнительным органам, которым предстоит на деле стать региональными корпорациями по развитию бизнеса.»

2.3 Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Казахстане.

Сегодня экономические изменения в Казахстане намного опережают преобразования в правовой сфере. Такая ситуация не является исключением и в сфере малого и среднего предпринимательства. Рассмотрим данную ситуацию с хронологической точки зрения.

Можно выделить следующие основные этапы законодательного обеспечения становления малого предпринимательства в Казахстане:

· 11 декабря 1990 года принят Закон Казахской ССР «О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства в Казахской ССР», который является одним из первых законодательных актов, определившим основные правовые, экономические и социальные условия для свободной предпринимательской деятельности.;

· 4 июля 1992 года принят Закон РК «О защите и поддержке частного предпринимательства», который установил, что государство обеспечивает максимальную свободу частных предпринимателей, охрану коммерческой тайны и ответственность государственных органов и должностных лиц за нарушение прав частных предпринимателей. Законом было подтверждено положение об отказе государства прямо вмешиваться в частную предпринимательскую деятельность.;

· 19 июня 1997 года приняты Закон Республики Казахстан «Об индивидуальном предпринимательстве» и Закон РК «О государственной поддержке малого предпринимательства», который определил субъектов малого предпринимательства с численностью работников не более 50 человек и общей стоимостью активов в среднем за год не свыше 60000-кратного расчетного показателя, а также основные принципы и меры по государственной поддержке малого предпринимательства;

· 19 января 2001 года № 77 Постановление правительства РК О Концепции развития и поддержки малого предпринимательства в РК на 2001-2005 годы.

Таким образом, в РК законодательная база для развития и функционирования малого бизнеса, в целом, сформирована. На современном этапе одной из основных задач является полная реализация на практике установленных положений.

Указанные акты обеспечили основу для устойчивого развития предпринимательства в Республике, создали необходимые предпосылки для становления предпринимательского класса. В то же время, не нашли полного отражения вопросы, связанные с функционированием небольших предприятий, определения четких критериев отнесения тех или иных юридических лиц к категории малых и средних предприятий, что затрудняло не только статистический учет основных показателей деятельности данных предприятий, а также препятствовало выработке эффективных мер по оказанию мер государственной поддержки предпринимателям.

Экономическое развитие Казахстана в последние годы значительно продвинулось вперёд по пути формирования полисубъективной структуры отношений собственности. Гражданский кодекс, вслед за Конституцией РК, законодательно фиксирует это обстоятельство. Причём, особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им для каждого из субъектов определяются исключительно законом. И лишь закон определяет виды имущества, которые могут находиться исключительно в государственной или частной собственности.

Новая ситуация потребовала радикальных изменений в правовой основе экономической деятельности. ГК РК - важнейшая веха на этом пути. Он определил принципиальные основы экономических отношений при переходе к рыночным методам хозяйствования, сформировал основные правила, нормы их правового регулирования, обобщил и законодательно закрепил новые формы организации экономической жизни, возникшие в последние годы.

Наряду с физическими лицами, ГК РК признаёт субъектами гражданских прав и обязанностей юридические лица.

Юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо можно определить как совокупность следующих признаков:

· юридическое лицо имеет или может иметь имущество, обособленное от имущества его участников;

· юридическое лицо обладает самостоятельной волей, которая может не совпадать с волей его отдельных участников;

· юридическое лицо вправе совершать от своего имени сделки, т. е. участвовать в имущественном обороте;

· юридическое лицо несёт самостоятельную ответственность по своим обязательствам;

· юридическое лицо может быть истцом и ответчиком в суде;

· существование юридического лица является, в принципе, бессрочным и не зависит от состава его участников.

Во многом действие этих признаков лишь предполагается, а на практике законодательство вносит свои особенности и исключения в их действия. Так, например, положение об абсолютной самостоятельности юридического лица коммерческого характера во многом ограничено предписаниями антимонопольного законодательства разных стран.

Решая вопрос о выборе формы деятельности в той или иной сфере, необходимо предварительно изучить все особенности законодательства, определяющие положение юридических лиц вообще, и нормы, касающиеся отдельных организационно-правовых форм юридических лиц.

Глава III Анализ состояния и развития малого предпринимательства в Южно-Казахстанской области

3.1 Функционирование малого бизнеса в

Южно-Казахстанской области.

МСП в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество ВНП. Мировая практика убедительно свидетельствует, что в даже странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг СМП в отдельных странах занимают ведущую роль.

Малое предпринимательство в РК стало явлением массовым и относительно динамичным. За последние четыре года количество зарегистрированных СМП увеличилось более чем на 35% по сравнению с 2005 годом, и по итогам 2008 года достигло 1 млн. Единиц, что составляет около 92% от общей численности всех хозяйствующих субъектов в стране.

Структура действующих СМП в разрезе организационно-правовых форм показывает, что в 2008 году количество ИП составило 604 тыс. субъектов или 60,3%, количество юридических лиц – ПМБ составило 203 тыс. или 20,3%, КФХ – 194 тыс. или 19,4%.(Рисунок 1)

Структура СМП в разрезе организационно-правовых форм

Рисунок 1

Все последующие диаграммы и таблицы составлены на основе данных Агентства Республики Казахстан по статистике.

Обзор СМП, осуществляющих экономическую деятельность, в региональном разрезе за 2008 год показывает, что наибольшее количество СМП функционируют в Южно-Казахстанской области (102 тыс.), в Алматинской области (79 тыс.) и в г.Алматы (60 тыс.). Наименьшие показатели имеет Кызылординская (15 тыс.), Северо-Казахстанская (18 тыс.), Мангистауская (21 тыс.) и Западно-Казахстанская (22 тыс.) области.(Рисунок 2)

Активные СМП в региональном разрезе

Рисунок 2

В настоящее время в ЮКО наблюдаются позитивные тенденции развития экономики. Почти треть экономически активного населения юга занята сегодня в отраслях малого бизнеса. Показатели, характеризующие сферу малого предпринимательства региона, свидетельствуют об увеличении размеров бизнеса, обусловленных оживлением производства, ростом реальных денежных доходов населения, усилением мер государственной поддержки, что в свою очередь привело к повышению инвестиционной активности, изменению экономической конъюнктуры и росту других составляющих бизнес-климата.

С начало года зарегистрировано 154,5 тыс. единиц СМП, из них ИП и КФХ 128,0 тыс. с численностью занятых 240,2 тыс. человек. Количество зарегистрированных хозяйствующих субъектов с образованием юридического лица составило 17,5 тыс. единиц, из них функционируют 8,5 тыс. единиц с численностью работающих 63,0 тыс. человек. В сравнении с соответствующим периодом прошлого года прирост количества субъектов предпринимательства в области составил 6,6% (2008 г. – 144,8 тыс. единиц). Всего в отраслях малого бизнеса занято 303,2 тыс. человек.

По признаку отраслевой направленности малого предпринимательства можно отметить, что с начало года в сельском хозяйстве работали 45,4% СМП, торговле – 27,5%, транспорте и связи – 4,9%, в промышленном производстве – 1,8%, гостиничном бизнесе – 2,2%, строительстве – 1,9% и остальными видами предпринимательской деятельности – 16,3%.(Рисунок 3)

Отраслевая направленность малого предпринимательства

Рисунок 3

Ежегодно растет доля малого предпринимательства в валовом региональном продукте. Ежегодно увеличивающиеся налоговые поступления от СМП свидетельствуют об изменении размеров бизнеса.

С начала года по данным национального банка на приобретение оборудования и пополнение оборотных средств, банками второго уровня предпринимательские структуры малого бизнеса получили в виде краткосрочных и долгосрочных кредитов более 12,8 млрд. тенге.

3.2 Поддержка малого предпринимательства в

Южно-Казахстанской области.

В настоящее время предприняты реальные шаги, способствующие росту предпринимательства, созданию благоприятных условий для его развития, защите от бюрократического произвола контролирующих органов.

В области работает Экспертный совет по вопросам предпринимательства при акимате Южно-Казахстанской области, совет создан как консультативно-совещательный орган, по получению экспертных заключений от аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства и заинтересованных некоммерческих организаций на проекты нормативных правовых актов, затрагивающих интересы частного предпринимательства. Тем самым предпринимателям предоставляется возможность для подготовки своего бизнеса к работе в условиях новых требований государства.

Все необходимые элементы инфраструктуры для развития малого предпринимательства на сегодня в области присутствуют. На сегодняшний день в области действует более 20 общественных объединений и ассоциации предпринимателей, бизнес-инкубатор «СодБИ», Государственный инновационный фонд, инновационный центр при ЮКГУ им. М.Ауезова, 19 сельских кредитных товариществ, 15 банковских учреждений, 5 филиалов страховых компаний, 8 ломбардов, 6 фьючерских компании, фонды по кредитованию и более 180 микрокредитных организации.

Еще одним направлением по поддержке малого бизнеса является создание условий для обеспечения доступа к финансовым ресурсам, через развития соответствующей инфраструктуры. В процесс кредитования вовлечены следующие учреждения области:

· банки второго уровня;

· организации, осуществляющие отдельные виды банковских услуг;

· микрокретитные организации;

· финансовые институты созданные с участием государства.

Несмотря на то, что кредитование банками второго уровня малого бизнеса растет, отраслевая структура кредитов для малого бизнеса показывает, что 40% кредитов направляется на развитие торговли и ремонта автомобилей, бытовых изделий; около 16% - в строительство; менее 10% в сельское хозяйство и промышленность.

Одним из основных направлениями функционирования сети регионального филиала АО «Фонда развития малого предпринимательства» содействовать ускоренному развитию малого предпринимательства путем предоставления эффективного набора финансовых и информационно-аналитических услуг для субъектов малого предпринимательства и микрокредитных организации.

Специализированные бизнес-площадки при Фонде способствуют сокращению расходов и времени предпринимателей на ведение бухгалтерского учета, юридическое сопровождение бизнеса. С начала года предпринимателями области было получено 1017 консультации по видам финансовых продуктов, 24 по вопросам бухгалтерии, 37 по юридическим и 112 предприниматели были обеспечены информационной и аналитическим материалам.

С начало Реализации программы развития микрокредитования в Казахстане Фондом профинансировано 17 микрокредитных организации области на сумму 704,3 млн. тенге.

В соответствии с планом мероприятий АО «Фонда развития малого предпринимательства» (2008-2009 годы) дальнейшее развитие расширения представительской сети Фонда предусматривается софинансирование местных бюджетов, что соответствует Плану мероприятий по реализации Региональной программы поддержки и развития предпринимательства в Южно-Казахстанской области на 2006-2008 годы.

Недостаточное развитие инфраструктуры предпринимательства в сельских регионах области влияет на уровень электронной готовности предпринимателей в сельских районах. Ограничены возможности централизованных услуг по ведению и консалтингу в сфере бухгалтерского и налогового учета, ведения бизнеса, маркетинга, менеджмента, юридических и финансовых вопросов.

Кроме того, совместно с Бизнес инкубатором «СодБИ» разработана концепция развития региональных консалтинг-центров.

С 2007 года в области совместно с корпоративным фондом бизнес-инкубатор «СодБИ» был реализован проект ЮСАИД по улучшению бизнес среды в Южном регионе, проект рассчитан на снижение административных барьеров препятствующих при ведении бизнеса субъектами малого бизнеса.

В целях вовлечения женщин и молодежь области в бизнес проводится определенная работа по повышению профессионального роста и экономического образования. В соответствии с Региональной программы поддержки и развития предпринимательства в Южно-Казахстанской области на 2006-2008 годы и плана работы Комиссии по делам семьи и гендерной политики при акиме области на 2007 год проведены въездные семинары в районах и городах области для женщин на темы: «Маркетинг и брендирование», «Как получить кредит» и «По вопросам внесенных изменений в налогооблажение» совместно с ТОО МКО «KazmicroFinans» (Казахстанский Фонд Кредитования).

Общественным объединением «Лига предпринимателей Юга» второй год реализуется проект по обучению молодежи области основам бизнеса. Цель проекта обучения молодежи области навыкам ведения бизнеса.

В целях создание предпринимательского климата проводится совместная пропагандистская работа с общественными организациями и ассоциациями предпринимательства. В течении года в сотрудничестве с неправительственными организациями области для предпринимателей области было проведено 22 семинаров, 60 тренингов, кроме того, на постоянной основе проводятся консультации по различным вопросам ведения бизнеса. На все эти мероприятия были привлечены около 4-х тысяч предпринимателей области.

Департаментом Предпринимательства и промышленности ЮКО подготовлена брошюра – путеводитель (справочник) предпринимателям, где указан перечень государственных органов оказывающие услуги предпринимателям.

Бизнес инкубатором «СодБИ» разработано 4 веб-сайта, совместно проведено рыночное исследование для портала "Спрос на сельскохозяйственное оборудование и технологии" и "Спрос на туристские услуги".

Проведен семинар-совещание «Меры государственной поддержки инвестиции» с участием представителей Комитета по инвестициям Министерство индустрии и торговли РК и конкурс «За достижения в развитии малого предпринимательства»» по нескольким номинациям.

Заключение

Экономика любого общества представляет собой совокупность различных видов деятельности, результатом которой является создание материальных благ и их движение к потребителю. Эта деятельность осуществляется на основании взаимодействия производительных сил и производственных отношений, характеризующихся их проникновением и взаимовыражением. Бизнес тоже деятельность, исторически возникшая в процессе развития общества.

Что же касается экономической свободы - важного фактора развития бизнеса - она представляет собой свободу хозяйственной деятельности, торговли, землепользования, добровольного сотрудничества друг с другом и т.д. Экономическая свобода одинаково важна как для предпринимателя, бизнесмена, так и для потребителя, ибо она создает среду для творческой деятельности личности.

Многочисленность предпринимателей заметно активизирует в национальном хозяйстве соперничество и конкуренцию, выступает известным гарантом сдерживания монополистических тенденций, инфляционных процессов, роста безработицы. Хозяйственная маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность, - все эти черты присущи современному предпринимательству.

Исходя из проведенного анализа данной курсовой работы следует отметить, что в последние годы в РК получило динамичное развитие предпринимательство.

В настоящее время многое говорится о возрождении Казахстанского предпринимательства. Однако, если быть точным, то, что сегодня происходит в социально-экономической жизни Казахстана, есть попытка вторичного возрождения предпринимательства в нашей стране. Основа для становления и развития предпринимательства была заложена еще в ходе реализации государственных программ развития и поддержки предпринимательства, начиная с 1992 года. Сегодня предпринимательская деятельность в Казахстане бурно развивается, основываясь на государственной поддержке ее роста. Решение важнейших проблем, обеспечивающих развития предпринимательства заложено в Государственной программе развития и поддержи предпринимательской деятельности, утвержденной Указом Президента РК от 7 мая 2001г. №597. Одним из приоритетов, обозначенных в Указе Президента РК «О мерах по реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года», является развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства в стране. Так же решение многих проблем, связанных с предпринимательством в РК, нашли свое отражение в послании Президента от 29.01.2010г.

Развитие предпринимательства сталкивается со множеством проблем, в частности это и информационные проблемы, и финансовые, и институциональные, и образовательные, и государственные (бюрократизм, коррупция), все эти проблемы решаемы, и я думаю, что в скором будущем наша страна справится с поставленными перед ней задачами решения этих проблем. Именно за счет этих решений и будет развиваться экономика нашей страны в целом.

В настоящее время предпринимательство в РК получает развитие в разнообразных видах. Особого внимания требует развитие внутреннего рынка, поддержка малого и среднего предпринимательства.

Среди новых предпринимательских структур резко увеличилось количество акционерных обществ, созданных в процессе реорганизации государственных и муниципальных предприятий, инвестиционных фондов и компаний.

Развитие малого предпринимательства способствует стабилизации хозяйственных связей, формированию внутренней конкурентной среды.

Новые предприниматели РК испытывают огромную потребность в успехе и хотят доказать всем свои способности. Это возможно лишь в результате победы в конкурентной борьбе.

Видимо, было бы неверно соглашаться с распространенным тезисом о том, что будущее Казахстана — за предпринимательством. Будущее Казахстана — за всеми нами и во многом будет определяться нашей способностью выработать эффективную концепцию бытоуложения. Но будущее Казахстана — и за предпринимателями. Поэтому требуется профессиональный подход каждого, кто решил заняться этой формой экономической деятельности, к исполнению своих предпринимательских функций.