Главная              Рефераты - Маркетинг

Ценовой маркетинг библиотеки - реферат

План:

1. Ценовая политика

2. Виды и структура цены

3. Этапы ценообразования

4. Методы ценообразования

5. Ценовые стратегии библиотеки

Литература:

1. Клюев В.К., Ястребова Е.М. Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности (Маркетинг в системе управления библиотекой): Учеб. пособие. 2-е изд. М.,1999.- С.52-62.

2. Клюев В. К., Аббакумова Н.П. Ценообразование и ценовой маркетинг в библиотеке: Науч.-метод. пособие.- М.,1997.- 86 с.

3. Основы маркетинга/ Котлер Ф. и др. М., СПб.,1999 С.715-826.

4. Песоцкая Е.В. Маркетинг услуг: Учеб. пособие.- СПб.,1997 .- С. 85-94..

5. Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг. - М,.1993.- С.201-222.

Все товары и услуги имеют как цену, так и стоимость. Многие некоммерческие организации и все коммерческие должны устанавливать свои цены на товары и услуги. Мы встречаем цену во всевозможных видах. Иногда приходится удивляться почему одни товары и услуги, обладая казалось бы весьма заурядными характеристиками, предлагаются по непомерно высокой цене. Бывает и обратная ситуация товар представляется очень полезным и ценным, а цена на него низка. В обоих случаях продавец по-разному строит свою ценовую политику, учитывая внешние факторы или нет. Результат зависит от прозорливости в области ценообразования. Ценовая политика деятельность по формированию базисных цен на основе методов и стратегий ценообразования, а также способов их варьирования в зависимости от складывающейся ситуации.

В современных условиях, которые характеризуются формированием конкурентной информационной среды, большей самостоятельности библиотек при выработке своей политики в области номенклатуры продукции и услуг, расширением спектра сверхнормативного платного библиотечно-информационного обслуживания пользователей одним из важных аспектов управления деятельностью конкретного библиотечного учреждения становится установление цен на предоставляемые дополнительные услуги и продукцию. Определяя ценовую политику, специалистам маркетинговых служб и руководителям библиотеки важно учитывать двуединую роль цены. С одной стороны, как регулятора отношений между библиотекой и обществом (в лице пользователей), влияющего на доступность определенных видов библиотечных продуктов и услуг, с другой стороны фактора, обеспечивающего рентабельный характер форм обслуживания, что позволяет осуществлять дальнейшую реализацию и развитие внебюджетных направлений профильной деятельности.

Библиотечно-информационные учреждения долгое время не занимались практическими вопросами ценообразования, так как на существовавший узкий перечень платных форм обслуживания цены определялись центральными государственными или ведомственными органами управления и фактически не отражали специфику библиотеки. В Белоруссии процесс ценообразования регулируется Законом О ценообразовании (1999 г.). Порядок ценообразования в государственных библиотечно-информационных учреждениях всех типов определяется Палажэннем аб платных паслугах бiблiятэк Рэспубл к Беларусь , утвержденным постановлением Министерства культуры 23 августа 2000 г. Однако этот документ носит лишь рекомендательный характер, так как вопросы ценообразования в соответствии с действующим законодательством не входят в компетенцию Министерства культуры. В настоящее время готовится решение о предоставлении учреждениям культуры, и библиотекам в том числе, большей экономической самостоятельности, в частности, права устанавливать цены на платные услуги на основе рыночных механизмов.

Таким образом, проблема определения ценовой политики становится одной из центральных при выработке стратегических и тактических программ, создании оптимальной маркетинговой концепции современной библиотеки. Осуществлять научно-обоснованную ценовую политику позволяет комплекс методов, объединенных термином ценовой маркетинг . В библиотечно-информационной сфере под ценовым маркетингом понимается специализированная система целевого адаптационного управления ценообразованием, позволяющая устанавливать цены платных библиотечно-информационных и иных продуктов в зависимости от ресурсных издержек, задач текущего момента и степени полезности для потребителя, определять возможные варианты их корректировки в соответствии с жизненным циклом продукции (услуг), колебаниями общей конъюнктуры, действиями конкурентов и рядом иных факторов (конкурентоспособностью по качеству, имиджем библиотеки, занятой долей профильного рынка и др.) . (Клюев, Ястребова).

Таким образом, цена на библиотечно-информационные продукты и услуги должна определяться при комплексном учете определяющих финансово-экономических показателей и ведущих маркетинговых параметров. Цена денежная сумма, запрашиваемая за продукт/услугу или сумма тех ценностей, которые потребитель отдает в обмен на право обладать или использовать продукт/услугу. Как устанавливается цена? Исторически в результате торга между продавцом и покупателем. Долгое время цена являлась самым важным фактором, определяющим выбор покупателя. Такое положение существует и сегодня в слаборазвитых странах, среди бедных слоев населения, а также на рынке потребительских товаров. Однако неценовые факторы становятся все более важными для потребительского выбора. Цена единственный инструмент маркетингового комплекса, относящийся к доходам, все остальные к затратам. Это также один из самых гибких элементов маркетингового комплекса цену можно быстро изменить.

Виды и структура цены