Главная              Рефераты - Маркетинг

Методы государственного регулирования внешней экономической деятельности предприятия - реферат

Тема: «Методы государственного регулирования внешней экономической деятельности предприятия»

Содержание

1) Таможенно-тарифное регулирование таможенных операций……3

2) Нетарифное регулирование таможенных операций……………..10

3) Внешнеторговый контракт………………………………………...18

Список использованной литературы………………………………...…..23


1) Таможенно-тарифное регулирование таможенных операций .

ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - совокупность таможенных и тарифных мер, используемых в качестве национального торгово-политического инструментария для регулирования внешней торговли.

Таможенно-тарифное регулирование является основным методом регулирования государством сферы внешней торговли, применяемым с давних пор.

С точки зрения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности таможенно-тарифное регулирование является одной из двух групп методов регулирования государством этой сферы деятельности наряду с нетарифными методами.

Элементами таможенно-тарифного регулирования являются:

- Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин;

- Таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу;

- Таможенный режим;

- Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.

Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых с грузовладельцев при прохождении товаров через таможенную государственную границу. Обычно таможенный тариф содержит детализированные названия товаров, облагаемых таможенными пошлинами, ставки пошлин с указанием их метода исчисления и перечень товаров, пропускаемых беспошлинно.

Таможенное декларирование - заявление декларантом по установленной форме (письменной, устной, путем электронной передачи данных или иной) таможенному органу данной страны точных сведений о товарах и транспортных средствах, или перемещаемых через ее таможенную границу, или таможенный режим которых изменяется, или в других случаях, определяемых актами национального законодательства, об их таможенном режиме и др. сведений, необходимых для таможенных целей. В Российской Федерации товары декларируются Таможенному Органу РФ, в котором производится их таможенное оформление. Транспортные средства, за исключением морских, речных и воздушных судов, перевозящие товары, декларируются одновременно с товарами; морские, речные и воздушные суда - в порту или аэропорту прибытия на Таможенную Территорию РФ либо в порту или аэропорту отправления с таможенной территории РФ; порожние транспортные средства, перевозящие пассажиров, - при пересечении таможенной границы РФ. Форма и порядок декларирования, а также перечень сведений, необходимых для таможенных целей, определяются Государственным Таможенным Комитетом РФ.

Таможенный режим - совокупность положений (правовых установлений), предусматриваемых Таможенным Кодексом Российской Федерации, определяющих статус товаров и транспортных средств, Перемещаемых через Таможенную Границу РФ. В соответствии с Таможенным режимом производится перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, осуществляется пользование и распоряжение этими товарами и транспортными средствами. Лицо вправе в любое время выбрать любой Таможенный режим либо изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны назначения или страны происхождения товара. В случае, если ТК РФ не предусмотрены положения, регулирующие отдельные вопросы применения Таможенного режима, Правительство и Государственный Таможенный Комитет РФ в пределах своей компетенции вправе впредь до принятия соответствующих законодательных актов РФ определять особенности правового регулирования Т.р., а также устанавливать Т.р., не предусмотренные ТК РФ. В целях таможенного регулирования в РФ устанавливаются следующие виды Таможенных режимов товаров и транспортных средств:

1) выпуск для свободного обращения;

2) реимпорт;

3) транзит;

4) таможенный склад;

5) магазин беспошлинной торговли;

6) переработка на таможенной территории;

7) переработка под таможенным контролем;

8)временный ввоз (вывоз);

9) свободная таможенная зона;

10) свободный склад;

11) переработка вне таможенной территории;

12) экспорт;

13) реэкспорт;

14) уничтожение;

15) отказ в пользу государства.

Таможенная пошлина – это налог, взимаемый государством с провозимых через национальную границу товаров по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом.

Согласно статье 4 Федерального закона РФ «О таможенном тарифе»[1] таможенные пошлины делятся по способу взимания на адвалорные, специфические и комбинированные.

Адвалорная таможенная пошлина - это пошлина, начисляемая в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости). Данный вид таможенной пошлины схож с пропорциональным налогом на продажу и применяется при необходимости взимания пошлины с качественно неоднородных товаров одной товарной группы. Адвалорная пошлина позволяет поддерживать одинаковый уровень поддержки отечественного производителя вне зависимости от рыночной цены товара. Таким образом, при ставке адвалорной пошлины, равной 40%, мы имеем следующее: при цене товара в 100 долларов взимается 40 долларов, а при цене товара в 200 долларов взимается 80 долларов. Однако, вне зависимости от цены, адвалорная пошлин поднимает цену импортного товара на 40%. Недостатком данной пошлины является тот факт, что оценить цену товара не всегда просто, также цена может подвергаться постоянным колебаниям. Всё это может приводить к злоупотреблениям как со стороны импортёров, так и со стороны представителей таможенных органов.

Специфическая таможенная пошлина - это пошлина, взимаемая в зависимости от количества товара (например, 10 долларов за 1 тонну). Преимущество этой пошлины заключается в том, что в случае её применения нет необходимости оценивать цену товара, следовательно, нет места и злоупотреблениям, связанным с оценками. Однако в зависимости от цены на товар, изменяется и степень защиты отечественного производителя. Чем она выше, тем степень защищённости ниже и наоборот.

Комбинированная пошлина - сочетает оба вышеперечисленных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за 1 тонну).

По объекту обложения таможенные пошлины делятся на: импортные, экспортные и транзитные.

Импортные пошлины накладываются на товары, ввозимые в страну, и служат основным механизмом зашиты отечественного производителя.

Экспортные пошлины накладываются на товары, вывозимые из страны. Используются редко, обычно в тех случаях, когда цена на определённый товар на внутреннем рынке существенно ниже мировых. Целью экспортных пошлин является сокращение объёмов экспорта и пополнение бюджета.

Транзитные пошлины накладываются на товары, провозимые через страну транзитом. Применяются редко.

По характеру таможенные пошлины делятся на сезонные, антидемпинговые и компенсационные.

Сезонные пошлины применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать несколько месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

Компенсационные пошлины накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

Основные функции таможенных пошлин – это протекционистская, фискальная и балансировочная.

- Протекционистская функция связана с повышением цены импортного товара на внутреннем рынке за счёт взимания пошлины, что делает его менее конкурентоспособным, и соответственно защищает национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышает конкурентоспособность отечественных товаров.

- Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.

- Балансировочная функция относится к экспортируемым товарам и её целью является предотвращение нежелательного экспорта товаров, в частности в том случае, если цены на них на внутреннем рынке ниже мировых.

Таможенные платежи - различные виды таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, выплат и другие платежи, взимаемые в установленном порядке Таможенными Органами Российской Федерации. При Перемещении через Таможенную Границу РФ и в других случаях, установленных Таможенным Кодексом РФ, уплачиваются следующие Таможенные платежи:

1) таможенная пошлина;

2) налог на добавленную стоимость;

3) акцизы;

4) сборы за выдачу лицензий и возобновление их действия;

5) сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление его действия;

6) таможенные сборы за таможенное оформление;

7) таможенные сборы за хранение товаров;

8) таможенные сборы за сопровождение товаров;

9) плата за информирование и консультирование по вопросам таможенного дела;

10) плата за принятие предварительного решения;

11) плата за участие в таможенных аукционах.

Таможенные платежи уплачиваются: непосредственно декларантом или иным заинтересованным лицам; до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации; в Валюте РФ или в иностранных валютах, курсы которых котируются Центральным банком РФ, за исключением случаев, когда такой платеж может быть уплачен только в иностранной валюте. В отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, Т.п. уплачиваются государственному предприятию связи, которое перечисляет указанные платежи на счета таможенных органов РФ в порядке, определяемом Государственным Таможенным Комитетом РФ совместно с Министерством связи РФ и Министерством финансов РФ.

В современных условиях глобализации мировой экономики построение всех элементов таможенно-тарифных методов унифицируется на основе международных договоров. Важнейшими из них являются:

- Соглашения, действующие между членами Всемирной торговой организации в соответствии с её Уставом и пакетом соглашений, прежде всего Генеральным соглашением о тарифах и торговле (ГАТТ);

- Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров;

- Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП;

- Другие многосторонние и двухсторонние международные договоры (например, соглашения о предоставлении принципа наибольшего благоприятствования в торговле).


2) Нетарифное регулирование таможенных операций.

НЕТАРИФНЫЕ МЕРЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ - весь комплекс мер экономического, административного, технического характера (за исключением таможенного тарифа), затрудняющих (ограничивающих) свободную торговлю между государствами. По имеющимся оценкам, в конце 80-х годов около 9% мирового капиталистического импорта промышленных товаров (без учета топлива) подпадало под действие нетарифных барьеров, ограничений: для США этот показатель соответствовал 9%, для ЕС - более 10%, для Японии - более 5%. К нетарифным ограничениям экономического характера в мировой практике принято относить:

- антидемпинговые меры;

- различного рода налогообложения (налог на добавленную стоимость с импортера, налог с оборота (налог с продажи), акцизные сборы, специальные импортные налоги и сборы и др.);

- меры валютного и финансового характера (налог при операциях с иностранной валютой или сбор за ее получение, система предварительной оплаты пошлин и налогов и др.).

К барьерам административного характера относят:

- запрещение импорта;

- количественные ограничения (индивидуальные, тарифные, сезонные, глобальные квоты), лицензирование (разовые индивидуальные лицензии, генеральные лицензии, выдача лицензий на ввоз товаров, обеспеченных финансированием и др.);

- "добровольные" ограничения (самоограничения) экспорта.

К техническим и другим специальным требования, затрудняющим свободную торговлю между государствами, относят:

- национальные стандарты, системы сертификации продукции;

- требования, устанавливаемые санитарно-ветеринарными и здравоохранительными органами;

- требования экологического характера;

- требования к упаковке и маркировке товаров.

Нетарифные ограничения применяют многие страны, как при экспорте, так и при импорте товаров и услуг.

Их значимость в современном мире существенно возрастает. Дело в том, что большинство стран мира являются членами Всемирной торговой организации, основным принципом которой является свободная торговля. Поэтому страны-участницы ВТО вынуждены снижать тарифы. Однако защита отечественных производителей остаётся актуальной, и поэтому выходом из этой ситуации является применение именно нетарифных мер. Лидерами по их использованию являются США, Европейский союз и Япония. РФ на данный момент не является членом ВТО. Однако, во-первых, для вступления в ВТО Россией уже подписаны двухсторонние соглашение с большинством стран-участниц ВТО, и это накладывает определённые ограничения на использование тарифных мер, а во-вторых, РФ может в ближайшем времени пополнить ряды членов ВТО. Поэтому, замена тарифных мер нетарифными является актуальной и для нашей страны.

Существует целый ряд способов классификации нетарифных мер, разработанных ГАТТ/ВТО, Конференцией ООН по торговле и развитию, Международным валютным фондом, Всемирным банков, Международным банком реконструкции и развития, Международной торговой палатой и рядом других авторитетных организаций.

Рассмотрим классификацию, разработанную ГАТТ/ВТО:

а) Финансовые способы ограничения , заложенные в механизме платежей в виде различных прямых и косвенных сборов, покрывающих государственные затраты, связанные с решением организационно-экономических проблем за счет иностранных поставщиков. Рассмотрим некоторые виды финансовых способов ограничений:

1) Скользящие сборы – это дополнительные платежи, предназначенные для выравнивания мировых рыночных цен в основном на импортируемые сельскохозяйственные продукты и продукты питания для сближения их с внутренними ценами. Пограничный налоговый режим предполагает взимание сборов в момент перемещения внешнеторговых грузов через таможенную границу и таможенного оформления;

2) Внутренние (уравнительные) налоги и сборы - эквивалентны косвенным налогам и сборам (НДС, акцизы), взимаются с товаров на внутреннем рынке страны-импортера; это также сборы с чувствительных категорий продуктов, которые, как правило, имеют внутренний эквивалент (эмиссионные сборы, налог на продукты, административные сборы). Их целью является создание одинакового налогового режима для одних и тех же (или аналогичных) товаров иностранного и национального производства, а также поддержание определенного уровня цен на внутреннем рынке;

3) Дополнительные сборы – сборы, взимаемые с импортируемых товаров сверх таможенных пошлин и налогов, причем не имеющих внутреннего аналога и предназначенных для финансирования определенных видов деятельности, связанных с внешней торговлей (налог на переводы за рубеж иностранной валюты, гербовый сбор, статистический налог);

4) Импортные депозиты это требования предварительной оплаты стоимости импорта и уплаты импортных налогов в форме открытия предварительных импортных депозитов, уплаты наличных средств, предварительной уплаты таможенных пошлин (официальные ограничения на накопление иностранной валюты путем получения различного рода разрешений на проведение валютных операций внутри страны; отсрочки платежей и очередность на уплату налогов и пошлин в рамках установленных минимально допустимых сроков с момента доставки товара на таможенную территорию страны-импортера до момента завершения импортных расчетов);

б) Экспортная субсидия или субсидия на производство :

1) Экспортная субсидия – это дотация производителю или продавцу экспортного товара, возмещающая часть издержек производства или обращения, с целью повышения конкурентоспособности товара на внешнем рынке. Предоставление экспортных субсидий есть способ государственного стимулирования экспорта за счет бюджета. Экспортное субсидирование возможно в форме прямого финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и экспортного производства, а также путем предоставления благоприятных кредитов.

2) Внутренняя субсидия – наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.

3) Политика в рамках государственных закупок – скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже, несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных. Наиболее типичным объяснением такой политики являются требования национальной безопасности. Например, американское правительство по закону 1993 года, получившему название «Акт «Покупай американское», платило на 12% больше, а для оборонных товаров – на 50% больше американским поставщикам по сравнению с иностранными. В западноевропейских странах, где до недавнего времени средства связи находились в руках государства, практически не было торговли оборудованием связи, поскольку от государственных фирм требовалось покупать такое оборудование только у своих производителей;

в) Количественные ограничения импорта и экспорта с помощью квотирования, контингентирования, лицензирования, «добровольных ограничений» экспорта. Рассмотрим эти меры подробнее:

1) Квотирование – это мера оперативного регулирования внешнеэкономических связей государством, которая накладывает количественные и стоимостные ограничения на ввоз (вывоз) товара в страну, вводится на определенный срок применительно к определенным товарам, транспортным средствам, работам, услугам и т.п., к странам либо к группам стран и выступает в качестве нетарифной меры внешнеэкономического регулирования, регулятора спроса и предложения на внутреннем рынке, ответной меры на дискриминационные акции зарубежных торговых партнеров и т.д;

2) Контингентирование - государственное регулирование внешней торговли с помощью установления централизованного экспортного контроля над ввозом и вывозом товаров в пределах конкретных квот в течение определенного периода времени. Цель контингентирования состоит в защите интересов национальной промышленности. Торговля товарами в пределах установленных контингентов осуществляется по лицензиям;

3) Лицензирование импорта – это регулирование компетентными государственными органами вывоза товаров из страны путем выдачи специальных разрешений (лицензий) по ходатайствам (заявлениям) заинтересованных лиц;

4) Добровольное ограничение экспорта - метод государственного регулирования внешнеэкономических связей; обязательство одного из партнеров по внешней торговле ограничить объем экспорта определенных товаров;

5) Требование о содержании местных компонентов – скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Обычно требование о содержании местных компонентов используется развивающимися странами в рамках политики импортозамещения, которая предполагает создание и наращивание национальной базы производства импортируемых товаров, с тем, чтобы в дальнейшем отказаться от их импорта. Правительства развитых стран используют требования о содержании местных компонентов, чтобы избежать перемещения производства в развивающиеся страны с более дешевой рабочей силой и сохранить тем самым уровень занятости;

д) Технические стандарты и требования к импортируемой продукции, связанные со здравоохранением, нормами и обеспечением техники безопасности (в том числе промышленные стандарты, требования к упаковке и маркировке товаров, санитарно-ветеринарные нормы);

е) Таможенные, административные импортные формальности , которые создают препятствия и сдерживают таможенное оформление ввозимой продукции. К этой категории мер относятся следующие:

1) Антидемпинговая пошлина - дополнительная импортная пошлина, которой облагаются товары, экспортируемые по ценам ниже нормальных цен мирового рынка или внутренних цен импортирующей страны;

2) Компенсационная таможенная пошлина - пошлина, взимаемая в случаях ввоза на таможенную территорию страны товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии; Компенсационные пошлина взимаются, если такой ввоз наносит или может нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров, либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров;

3) Таможенные формальности - законодательно предусмотренные обязательные требования, без выполнения которых транспортные средства, товары и иные предметы не могут быть пропущены через таможенную границу. Таможенные формальности включают досмотр товаров и иных предметов, осмотр транспортных средств, проверку и оформление документов, определение страны происхождения товара, исчисление и взимание таможенных пошлин, налогов и сборов.

Отметим, что первая группа мер носит финансовый характер, а все последующие – административный.

Создание свободных таможенных зон в РФ

В недавнее время в России появился совершенно новый для нее тип зон: таможенные, которые широко pаспpостранены в мировой практике. Первой в этом списке стала зона свободной торговли (ЗСТ) “Шереметьево”, указ о создании которой был подписан в декабре 1992 года. В соответствии с Положением об этой зоне, товары, ввезенные в ЗСТ или произведенные в ней, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации, Для осуществления хозяйственной деятельности в зоне было создано акционерное общество закрытого типа, 100% акций которого принадлежат правительствам Российской Федерации и Москвы. На территории зоны российские и зарубежные юридические лица имеют право арендовать земельные участки, строить здания и сооружения, осуществлять оптовую торговлю, экспедирование, хранение, сортировку, упаковку, контроль качества, маркировку, демонстрацию в выставочных центрах товаров, ввезенных или произведенных в ЗСТ, осуществлять страховую и банковскую деятельность.

В июне 1993 года было принято решение о создании свободных таможенных зон “Московский фpанкопорт” на территории, прилегающей к аэропорту “Внуково”, и “Франкопорт-терминал” на территории Западного речного порта. Будут созданы свободные таможенные зоны в Ульяновске и Санкт-Петербурге (зона “Гавань”). С конца 1994 года ведутся работы по созданию СТЗ “Ростов”, которой решением областной администрации присвоен статус муниципального предприятия. Местными органами власти ставится вопрос о создании свободных таможенных зон в других южных портовых городах России: Азове и Таганроге Ростовской области, Темрюке Краснодарского края. Необходимость в создании свободных таможенных зон есть и в других регионах, например, в местах пограничных переходов с Китаем. Широкое распространение получили свободные таможенные склады.

3) Внешнеторговый контракт.

ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ДОГОВОР, КОНТРАКТ - основной коммерческий документ внешнеторговой операции, свидетельствующий о достигнутом соглашении между сторонами. Предметом внешнеторгового договора может быть купля-продажа (поставка) товара, выполнение подрядных работ, аренда, лицензирование, предоставление права на продажу, консигнация и др. Несмотря на то, что национальное законодательство целого ряда стран, в т.ч. в России, признает внешнеторговый договор только в письменной форме, в международной практике допускается устная форма заключения внешнеторгового договора. Права и обязанности сторон по внешнеторговому договору обычно вступают в силу с момента его заключения (подписания). Вместе с тем законодательство ряда стран признает внешнеторговые договора, заключенные путем переписки. Так, в Великобритании, США, Японии В.д. считается вступившим в силу в момент отсылки покупателем письменного согласия (акцепта) принять без изменений все условия письменного предположения (оферты) продавца; по Франции. Германии, Италии - в момент получения фирмой акцепта покупателя в ответ на ее оферту. В.д. различаются между собой как по продолжительности действия, так и по целевому назначению. Одни из них предусматривают поставку товара к определенному сроку, причем в случае нарушения продавцом установленного срока поставки, покупатель вправе немедленно расторгнуть В.д.. Другие заключаются на срок от 3 до 5 лет и более, обычно при регулярных и массовых поставках либо при растянутости во времени срока выполнения обязательства по В.д. При прямых связях между предприятиями в целях оперативного обмена заключаются годовые В.д., в которых указывается согласованная сумма взаимных поставок в течение года, как правило, на сбалансированной основе. Специальные В.д. нацелены на обеспечение проектно-монтажных работ, техобслуживания, поставок специализированной продукции, запасных частей и др. Рамковые В.д. включают лишь основные согласованные условия, которые не считаются окончательными, подлежат последующему уточнению в ходе выполнения соответствующих работ. Еще большей расплывчатостью, размытостью обязательств отличаются В.д. намерения. Расчеты за поставки товаров (услуг) по В.д. могут производиться в иностранной, международной, национальной валюте и на безвалютной основе.

Основные пункты внешнеторгового контракта :

1. Преамбула . Преамбула предшествует тексту контракта и начинается со слова контракт в середине страницы, после которого следует номер контракта. Ниже, справа, пишется дата, а слева указывается место заключения контракта. Далее в преамбуле четко указывается фирменные наименования сторон. В преамбуле также дается определение сторон как контрагентов.

2. Предмет контракта . После преамбулы следует описание предмета контракта и устанавливается его точное наименование, характеристика, модель, сорт и т.д. Если товар требует более подробной характеристики или ассортимент товара широк по наименованиям и количеству, то все это указывается в приложении к договору (спецификации), которое является неотъемлемой частью контракта, о чем делается соответствующая оговорка в тексте контракта.

3. Количество . В контракте устанавливается единица измерения количества, система мер и весов.

4. Качество товара . Определить качество товара в контракте купли-продажи - значит установить качественную характеристику товара, т.е. совокупность свойств, определяющих пригодность товара для использования его по назначению в соответствии с потребностями покупателя. Выбор способа определения качества зависит от характера товара, от практики, сложившейся в международной торговле данным товаром, и других условий.

Способы определения качества:

- по стандарту;

- по техническим условиям;

- по спецификации;

- по образцу;

- по описанию;

- по предварительному осмотру;

- по содержанию отдельных веществ в товаре;

- по выходу готового продукта;

- по натурному весу.

Если в контракте не указан способ определения качества, обычно считается, что качество определяемого товара должно соответствовать среднему качеству, являющемуся в стране продавца или в стране происхождения товара обычным для данного вида товара.

5. Транспортные условия контракта . Транспорт является основным связующим звеном между продавцом и покупателем; конечной целью транспортировки является своевременное прибытие груза в конечный пункт назначения в хорошем состоянии. При рассмотрении вопросов транспортировки грузов для участников внешнеторговой сделки необходимо установить следующее:

- каковы базисные условия поставки товара, как в соответствии с ними распределяются обязанности продавца и покупателя по обеспечению доставки товара;

- как осуществляется обратная связь между продавцом и покупателем при доставке товара (извещения);

- каким видом транспорта будет доставляться товар, какие документы сопровождают договор перевозки.

Базисными условиями во внешнеторговом контракте купли-продажи называют специальные условия, которые определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товара и устанавливают момент выполнения продавцом своих обязанностей по поставке товара и перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя, а также могущих возникнуть в связи с этим расходов. Применение базисных условий упрощает составление и согласование контрактов, помогает контрагентам найти способы разделения ответственности и разрешения возникающих разногласий.

Не менее важным вопросом при заключении контракта является вопрос о виде транспорта. Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать следующие факторы:

- вид груза;

- расстояние и маршрут перевозки;

- фактор времени;

- стоимость перевозки.

6. Цена товара . Цена на каждый товар устанавливается за какую-то определенную единицу измерения. Выбор единицы измерения, за которую устанавливается цена, определяется характером товара и практикой, которая сложилась на мировом рынке при торговле данным товаром.

7. Условия платежа . Условия платежа определяют в контракте следующие моменты:

- способ платежа

- средства платежа

- форму платежа

Способ платежа показывает, когда производится оплата товара по отношению к моменту его фактической поставки. Существует три способа платежа: платеж наличными, авансовый платеж, платеж в кредит.

К формам расчетов, применяемым в международной торговой практике, относятся следующие (даются по степени выгодности для экспортера от наиболее выгодной до наименее выгодной):

- 100% авансовый платеж

- аккредитив

- инкассо

- открытый счет

8. Срок и дата поставки . Под сроком поставки товара понимается момент, когда продавец обязан передать товар покупателю или по его поручению лицу, действующему от его имени. Количество товара указанное в контракте, может быть поставлено единовременно или по частям (партиями). Датой поставки называется дата передачи товара в распоряжение покупателя.

9. Упаковка и маркировка . Обычно в контракте различают внешнюю упаковку - тару (ящики, картонные коробки, бочки, контейнеры и др.) и внутреннюю упаковку, неотделимую от товара. При заключении контракта упаковка товара относится к обязанностям продавца.

Маркировка, наносимая на упаковку, определяется обычно покупателем и выбирается в зависимости от характера товара, а также условий контракта.

Маркировка должна включать:

- наименование продавца;

- наименование покупателя;

- номер контракта;

- место назначения;

- номер упаковочной единицы и их общее количество;

- габариты упаковочной единицы;

- вес упаковочной единицы брутто;

- вес упаковочной единицы нетто;

- указания по транспортировке и погрузке-разгрузке (“верх”, “низ”, “осторожно” и т.п.;

- указания во избежание инцендентов при транспортировке опасных товаров;

- страну изготовления товара.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ / Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

2. О таможенном тарифе: федер. Закон от 21 мая 1993 года № 5003-1.

3. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Федеральный Закон от 8 декабря 2003 г. № 1 64-ФЗ.

4. О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями: постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1986 г. N 991.

5. Таможенный кодекс РФ: по состоянию законодательства на 16 ноября 2008 г. // http://www.tamognia.ru/code/ .

6. Словарь таможенных терминов http://broker2002.narod.ru/dictionary/t.htm .

7. Рисин И.Е. Государственное регулирование экономики – Воронеж, 2004.

8. Теория и практика управления и государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) на современном этапе. Лылов А.И., Лылов А.А., Мартынов Ю.И., Хацкевич Л.Д.. – Воронеж: Б.и., 2003.


[1] Федеральный закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе».