1.
Расчет годовой производственной программы по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей
1.1
Исходные данные
Таблица 1.1 – Исходные данные
Марка, модели подвижного состава |
Списочное количество автомобилей
|
Количество дней эксплуатации в году
|
Среднесуточный пробег
|
Пробег с начала эксплуатации
|
Краз-260 |
12 |
253 |
160 |
1,75 – 2,0 |
Маз-5335 |
25 |
253 |
180 |
1,5 – 1,75 |
Камаз-5320 |
18 |
253 |
210 |
1,5 – 1,75 |
Климат холодный |
Категория условий эксплуатации К1
=3. |
Таблица 1.2 – Нормы пробега подвижного состава до КР, периодичность и трудоемкость технического обслуживания (ЕО, ТО-1 и ТО-2)
Марка, модели подвижного состава |
Пробег до КР
, тыс. км |
Периодичность ТО, км |
Трудоемкость ТО (
) и ТР (
) |
|
|
|
|
|
|
Краз-260 |
160 |
2500 |
10500 |
0,45 |
3,7 |
16,1 |
6,8 |
Маз-5335 |
320 |
4000 |
16000 |
0,5 |
3,5 |
13,7 |
6,3 |
Камаз-5320 |
300 |
4000 |
16000 |
0,5 |
3,4 |
14,5 |
8,5 |
1.2
Корректирование пробега автомобиля до капитального ремонта (КР) и периодичности технических обслуживаний ТО-1 и ТО-2
1.2.1
Пробег автомобиля до капитального ремонта для заданных условий эксплуатации,
тыс. км
, (1.1)
где
– нормативный пробег автомобиля до КР, км (таблица 1.2);
,
,
– коэффициенты корректирования пробега автомобиля до КР, учитывающие категорию условий эксплуатации, модификацию автомобиля и климатические условия соответственно (таблицы 1.3, 1.4, 1.5).
Таблица 1.3 – Коэффициенты корректирования нормативов в зависимости от категории эксплуатации
Категория условий эксплуатации |
Коэффициенты корректирования нормативов |
периодичности ТО,
|
удельной трудоемкости ТР,
|
пробег до КР,
|
3 |
0,8 |
1,2 |
0,8 |
Таблица 1.4 – Коэффициенты корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы – К2
Модификация подвижного состава и организация его работы |
Коэффициенты корректирования нормативов |
трудоемкости ТО и ТР,
|
пробег до КР,
|
Базовый автомобиль |
1 |
1 |
Таблица 1.5 – Коэффициенты корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий
Характеристика района |
Коэффициенты корректирования нормативов |
периодичности ТО,
|
удельной трудоемкости ТР,
|
пробега до КР,
|
Холодный |
0,9 |
1,2 |
0,8 |
Краз-260:
тыс. км;
Маз-5335:
тыс. км;
Камаз-5320:
тыс. км.
1.2.2
Периодичность технического обслуживания ТО-1,
км
, (1.2)
где
– нормативная периодичность ТО-1, км (таблица 1.2);
– коэффициент корректирования периодичности ТО в зависимости от категории условий эксплуатации (таблица 1.3);
– коэффициент корректирования периодичности ТО в зависимости от природно-климатических условий (таблица 1.5).
Краз-260:
км;
Маз-5335:
км;
Камаз-5320:
км.
1.2.3
Периодичность технического обслуживания ТО-2,
км
, (1.3)
где
– нормативная периодичность ТО-2, км (таблица 1.2);
Краз-260:
км;
Маз-5335:
км;
Камаз-5320:
км.
1.3
Корректирование пробегов
LKP
,
LTO
-1
и
LTO
-2
по среднесуточному пробегу
lcc
автомобиля
1.3.1
Ежедневное обслуживание,
км
,(1.4)
Краз-260:
км;
Маз-5335:
км;
Камаз-5320:
км.
1.3.2
Периодичность ТО-1,
км
,(1.5)
где
– целое число.
Краз-260:
,
Маз-5335:
,
Камаз-5320:
,
1.3.3
Периодичность ТО-2,
км
[2]
:
,(1.6)
где
– целое число.
Краз-260:
,
Маз-5335:
,
Камаз-5320:
,
1.3.4
Пробег до КР,
км
, (1.7)
где
– целое число.
Краз-260:
,
Маз-5335:
,
Камаз-5320:
,
1.4
Число КР, ТО и ЕО на один автомобиль за цикл эксплуатации до КР
1.4.1 Число КР
,
,(1.8)
Краз-260:
;
Маз-5335:
Камаз-5320:
1.4.2 Число ТО-2,
, (1.9)
Краз-260:
;
Маз-5335:
;
Камаз-5320:
.
1.4.3 Число ТО-1,
, (1.10)
Краз-260:
;
Маз-5335:
;
Камаз-5320:
.
1.4.4 Число ЕО,
, (1.11)
Краз-260:
;
Маз-5335:
;
Камаз-5320:
.
1.5
Определение коэффициента перехода от цикла к году
1.5.1
Число дней эксплуатации автомобиля за цикл равен количеству ежедневных обслуживаний до капитального ремонта
, (1.12)
Краз-260:
;
Маз-5335:
;
Камаз-5320:
.
Таблица 1.6 – Продолжительность простоя подвижного состава в техническом обслуживании и ремонте
Подвижной состав |
Простой в ТО и ТР на автопредприятии ДТО_ТР
/1000 км |
Простой в КР на специализированном ремпредприятии
, дней |
Грузовые автомобили грузоподъемностью от 5 т и более |
0,5 |
22 |
Краз-260:
;
Маз-5335:
Камаз-5320:
.
1.5.2
Дни простоя автомобиля в ТО-2, ТР и КР за цикл,
, (1.14)
где
– продолжительность простоя автомобилей в техническом обслуживании ТО-2 и текущем ремонте, дни/1000 км (таблица 1.6);
– коэффициент корректирования продолжительности простоя автомобилей в техническом обслуживании и ремонте в зависимости от пробега с начала эксплуатации
(таблица 1.7).
Таблица 1.7 – Коэффициенты корректирования нормативов удельной трудоемкости текущего ремонта и продолжительности простоя в техобслуживании и ремонте в зависимости от пробега с начала эксплуатации
Пробег с начала эксплуатации в долях от нормативного пробега до КР,
. |
|
|
1,75–2,0 |
1,9 |
1,3 |
1,5–1,75 |
1,6 |
1,3 |
1,5–1,75 |
1,6 |
1,3 |
Краз-260:
;
Маз-5335:
;
Камаз-5320:
.
1.5.3
Коэффициент технической готовности
,
, (1.15)
Краз-260:
;
Маз-5335:
;
Камаз-5320:
.
1.5.4
Годовой пробег автомобиля
,
,
км
, (1.16)
где
- количество рабочих дней предприятия в году.
Краз-260:
км;
Маз-5335:
км;
Камаз-5320:
км.
1.5.5
Коэффициент перехода от цикла к году,
, (1.17)
Краз-260:
;
Маз-5335:
;
Камаз-5320:
.
1.6
Расчет годовых количеств КР, ТО и ЕО на весь парк автомобилей одной марки
1.6.1
Число КР за год,
, (1.18)
где
- списочное количество автомобилей.
Краз-260:
;
Маз-5335:
;
Камаз-5320:
.
1.6.2
Число ТО-1 за год
,
, (1.19)
Краз-260:
;
Маз-5335:
;
Камаз-5320:
.
1.6.3
Число ТО-2 за год
,
, (1.20)
Краз-260:
;
Маз-5335:
;
Камаз-5320:
.
1.6.4
Число ЕО за год
,
, (1.21)
Краз-260:
;
Маз-5335:
;
Камаз-5320:
.
1.7
Расчет числа динамических воздействий Д-1 и Д-2 на весь парк за год
1.7.1 Число Д-1 за год,
, (1.22)
Краз-260:
;
Маз-5335:
;
Камаз-5320:
.
1.7.1 Число Д-2 за год,
, (1.23)
Краз-260:
;
Маз-5335:
;
Камаз-5320:
.
1.8
Определение суточных программ ЕО, ТО-1, ТО-2, Д-1, Д-2
1.8.1 Суточная программа ЕО,
[2]:
, (1.24)
Краз-260:
;
Маз-5335:
;
Камаз-5320:
.
1.8.2
Суточная программа ТО-1
,
, (1.25)
Краз-260:
Маз-5335:
;
Камаз-5320:
.
1.8.3
Суточная программа ТО-2
,
, (1.26)
Краз-260:
;
Маз-5335:
;
Камаз-5320:
.
1.8.4
Суточная программа по диагностике Д-1:
, (1.27)
Краз-260:
;
Маз-5335:
;
Камаз-5320:
.
1.8.5
Суточная программа по диагностике Д-2,
, (1.28)
Краз-260:
;
Маз-5335:
;
Камаз-5320:
.
1.9
Расчет годового объема работ ЕО, ТО и ТР на один автомобиль
1.9.1
Трудоемкость ежедневного обслуживания одного автомобиля,
, чел.-ч
. (1.29)
где
- нормативная трудоемкость ЕО, чел.-ч (таблица 1.2);
- коэффициент корректирования нормативов трудоемкостей ЕО, ТО и ТР в зависимости от размера предприятия и количества технологически совместимых групп подвижного состава (таблица 1.8);
- коэффициент, учитывающий снижение трудоемкости ЕО за счет механизации работ (
=0,55).
Таблица 1.8 – Коэффициент корректирования нормативов трудоемкостей ТО и ТР в зависимости от количества обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей и количества совместимых групп подвижного состава
Количество автомобилей, обслуживаемых и ремонтируемых на автотранспортном предприятии |
Количество технологически совместимых групп подвижного состава |
55 |
=1,2 |
Краз-260:
чел·ч;
Маз-5335:
чел·ч;
Камаз-5320:
чел·ч.
1.9.2
Трудоемкость работ ТО-1 одного автомобиля,
, чел·ч
, (1.30)
где
- нормативная трудоемкость работ ТО-1, чел·ч (таблица 1.2).
Краз-260:
чел·ч;
Маз-5335:
чел·ч;
Камаз-5320:
чел·ч.
1.9.3
Трудоемкость работ ТО-2 одного автомобиля,
, чел·ч
. (1.31)
где
- нормативная трудоемкость работ ТО-2, чел·ч (таблица 1.2).
Краз-260:
чел·ч;
Маз-5335:
чел·ч;
Камаз-5320:
чел·ч.
1.9.4
Удельная трудоемкость работ ТР на один автомобиль,
, чел·ч
. (1.32)
где
- нормативная удельная трудоёмкость ТР, чел-ч/1000 км (таблица 1.2);
- коэффициенты, учитывающие соответственно категорию условий эксплуатации, природно-климатические условия, пробег автомобиля с начала эксплуатации (таблицы 1.3, 1.5, 1.7).
Краз-260:
чел·ч;
Маз-5335:
чел·ч;
Камаз-5320:
чел·ч.
1.10
Расчет годового объема работ ЕО, ТО, СО и ТР на один автомобиль
1.10.1
Годовая трудоемкость работ ЕО на весь парк автомобилей данной марки,
, чел·ч
. (1.33)
Краз-260:
чел·ч;
Маз-5335:
чел·ч;
Камаз-5320:
чел·ч.
Суммарная годовая трудоемкость ЕО на весь парк автомобилей АТП:
чел·ч.
1.10.2
Годовая трудоемкость работ ТО-1 на весь парк автомобилей данной марки,
, чел·ч
. (1.34)
Краз-260:
чел·ч;
Маз-5335:
чел·ч;
Камаз-5320:
чел·ч.
Суммарная годовая трудоемкость ТО-1 на весь парк автомобилей АТП:
чел·ч.
1.10.3
Годовая трудоемкость сезонного обслуживания (СО) автомобилей,
, чел·ч
. (1.35)
где
– доля трудоемкости сезонного обслуживания при выполнении очередного ТО-2, совмещенного с СО, (
).
Краз-260:
чел·ч;
Маз-5335:
чел·ч;
Камаз-5320:
чел·ч.
Суммарная годовая трудоемкость СО на весь парк автомобилей АТП:
чел·ч.
1.10.4
Годовая трудоемкость работ ТО-2 на весь парк автомобилей данной марки,
, чел·ч
, (1.36)
Краз-260:
чел·ч;
Маз-5335:
чел·ч;
Камаз-5320:
чел·ч.
Суммарная годовая трудоемкость ТО-2 на весь парк автомобилей АТП:
чел·ч.
1.10.5
Годовая трудоемкость работ ТР всего парка автомобилей,
, чел·ч
. (1.37)
Краз-260:
чел·ч;
Маз-5335:
чел·ч;
Камаз-5320:
чел·ч.
Суммарная годовая трудоемкость ЕО на весь парк автомобилей АТП:
чел·ч.
1.11
Распределение годовых трудоемкостей ТО-1 и ТО-2 по видам работ
1.11.1
Распределение трудоемкости ТО-1
Для распределения используется общая зависимость,
, чел·ч, [2]:
, (1.38)
где
- трудоемкости отдельных видов работ ТО-1, чел·ч;
- доли отдельных видов работ согласно нормам распределения ТО-1, % (таблица 1.9)
Таблица 1.9 – Примерное распределение годовой трудоемкости ТО-1 и ТО-2 по видам работ, %
Наименование и обозначение трудоемкостей видов работ
и долей
от годовой трудоемкости . |
Доли трудоемкости для различных типов подвижного состава
|
ТО-1 |
ТО-2 |
Диагностические
и
|
9 |
8 |
Крепежные
и
|
35 |
35 |
Регулировочные
и
|
11 |
18 |
Смазочные, заправочные и очистительные
и
|
21 |
16 |
Электротехнические
и
|
12 |
10 |
Обслуживание системы питания
и
|
4 |
10 |
Шинные
и
|
8 |
3 |
Кузовные
и
|
- |
- |
Диагностические работы,
, чел·ч, [2]:
чел·ч;
Крепежные работы,
, чел·ч, [2]:
чел·ч;
Регулировочные работы,
, чел·ч, [2]:
чел·ч;
Смазочные, заправочные и очистительные работы,
, чел·ч, [2]:
чел·ч;
Электротехнические работы,
, чел·ч, [2]:
чел·ч;
Работы по обслуживанию системы питания,
, чел·ч, [2]:
чел·ч;
Шинные работы,
, чел·ч, [2]:
чел·ч.
1.11.2
Распределение трудоемкости ТО-2
Для распределения используется общая зависимость,
, чел·ч
, (1.39)
где
- трудоемкости отдельных видов работ ТО-2, чел·ч;
- доли отдельных видов работ согласно нормам распределения ТО-2, % (таблица 1.9)
Диагностические работы,
, чел·ч, [2]:
чел·ч;
Крепежные работы,
, чел·ч, [2]:
чел·ч;
Регулировочные работы,
, чел·ч, [2]:
чел·ч;
Смазочные, заправочные и очистительные работы,
, чел·ч, [2]:
чел·ч;
Электротехнические работы,
, чел·ч, [2]:
чел·ч;
Работы по обслуживанию системы питания,
, чел·ч, [2]:
чел·ч;
Шинные работы,
, чел·ч, [2]:
чел·ч.
1.12
Годовая трудоемкость работ по самообслуживанию автопредприятия,
, чел·ч
Годовая трудоемкость работ по самообслуживанию автопредприятия находится по формуле,
, чел·ч, [2]:
, (1.40)
где
– коэффициент самообслуживания, зависящий от количества технологически совместимых групп подвижного состава, (
%)
чел·ч.
1.13
Распределение работ самообслуживания по видам
1.13.1 Используется общая зависимость,
, чел·ч, [2]:
, (1.41)
где
- трудоемкости отдельных видов работ самообслуживания, чел·ч;
- доли отдельных видов работ самообслуживания согласно нормам распределения, %.
Номенклатура трудоемкостей отдельных видов работ по самообслуживанию и их долей (в %) от общей годовой величины ТСАМ
принимается в обозначениях из таблицы 1.10.
Таблица 1.10 – Распределение трудоемкости работ самообслуживания по видам, %
Наименование и обозначение трудоемкостей отдельных видов самообслуживания
|
Обозначение долей отдельных видов работ от годовой трудоемкости
|
Доли трудоемкости
, % |
Электромеханические
|
|
25 |
Механические
|
|
10 |
Слесарные
|
|
16 |
Кузнечные
|
|
2 |
Сварочные
|
|
4 |
Жестяницкие
|
|
4 |
Медницкие
|
|
1 |
Трубопроводные (слесарные)
|
|
22 |
Ремонтно-строительные и деревоотделочные
|
|
16 |
Электромеханические работы,
, чел·ч, [2]:
чел·ч;
Механические работы,
, чел·ч, [2]:
чел·ч;
Слесарные работы,
, чел·ч, [2]:
чел·ч;
Кузнечные работы,
, чел·ч, [2]:
чел·ч;
Сварочные работы,
, чел·ч, [2]:
чел·ч;
Жестяницкие работы,
, чел·ч, [2]:
чел·ч;
Медницкие работы,
, чел·ч, [2]:
чел·ч;
Трубопроводные (слесарные) работы,
, чел·ч, [2]:
чел·ч;
Ремонтно-строительные и деревоотделочные работы,
, чел·ч, [2]:
чел·ч;
1.14
Распределение постовых работ ТР по видам
1.14.1
Для определения трудоемкости работ на отдельных постах используется общая зависимость,
, чел·ч
, (1.42)
где
- доли отдельных видов постовых работ ТО, согласно нормам распределения, %.
Номенклатура постовых работ и их доли от годового объема работ ТР (
) принимаются в обозначениях таблицы 1.11.
Таблица 1.11 – Распределение годовой трудоемкости ТР на постовые работы
Виды работ |
Доли трудоемкости постовых работ для подвижного состава, % |
Диагностические |
1,75 |
Регулировочные |
1,25 |
Разборочно-сборочные |
34,5 |
Сварочно-жестяницкие |
1,5 |
Малярные |
5 |
Итого: |
44 |
Диагностические работы,
, чел·ч, [2]:
чел·ч;
Регулировочные работы,
, чел·ч, [2]:
чел·ч;
Разборочно-сборочные работы,
, чел·ч, [2]:
чел·ч;
Сварочно-жестяницкие работы,
, чел·ч, [2]:
чел·ч;
Малярные работы,
, чел·ч, [2]:
чел·ч;
Суммарная трудоемкость постовых работ
чел·ч;
1.15
Распределение трудоемкости работ ТР по участкам
Так как расчетная трудоемкость работ по самообслуживанию не превышает 10000 чел∙ч, то для распределения работ ТР по участкам предусматривается добавление к некоторым из них трудоемкостей сходных работ самообслуживания предприятия. В расчетах также используются данные из таблицы 1.12.
Таблица 1.12 – Распределение годовой трудоемкости ТР на участковые работы
Виды работ ТР |
Доли трудоемкости ТР участковых работ для различных типов подвижного состава, % |
Агрегатные |
19 |
Слесарно-механические |
12 |
Электротехнические |
6 |
Аккумуляторные |
1 |
Ремонт приборов системы питания |
4 |
Шиномонтажные |
1 |
Вулканизационные |
1 |
Кузнечно-рессорные |
3 |
Медницкие |
2 |
Сварочные |
0,75 |
Жестяницкие |
0,75 |
Арматурные |
1,5 |
Деревообрабатывающие |
3 |
Обойные |
1 |
Итого: |
56 |
Трудоемкость участка агрегатных работ ТР,
, чел·ч, [2]:
, (1.43)
где
- доля агрегатных работ ТР, %.
чел·ч.
Трудоемкость участка слесарно-механических работ ТР,
, чел·ч
, (1.44)
где
- доля слесарно-механических работ ТР, %.
чел∙ч.
Трудоемкость участка электротехнических работ ТР,
, чел·ч, [2]:
, (1.45)
где
- доля электротехнических работ, %.
чел∙ч.
Трудоемкость аккумуляторного участка ТР,
, чел·ч, [2]:
, (1.46)
где
- доля работ на ремонт аккумуляторов при ТР, %.
чел∙ч.
Трудоемкость участка по ремонту приборов системы питания,
, чел·ч, [2]:
, (1.47)
где
- доля участковых работ ТР по системе питания, %.
чел∙ч.
Трудоемкость работ ТР шиномонтажного участка,
, чел·ч, [2]:
, (1.48)
где
- доля шиномонтажных работ при ТР, %.
чел∙ч.
Трудоемкость участка вулканизационных работ ТР,
, чел·ч, [2]:
, (1.49)
где
- доля участковых вулканизационных работ при ТР, %.
чел∙ч.
Трудоемкость кузнечно-рессорного участка,
, чел·ч, [2]:
, (1.50)
где
- доля кузнечно-рессорных работ при ТР, %.
чел∙ч.
Трудоемкость участка медницких работ,
, чел·ч, [2]:
, (1.51)
где
- доля медницких работ при ТР, %.
чел∙ч.
Трудоемкость участка сварочных работ,
, чел·ч, [2]:
, (1.52)
где
- доля сварочных работ при ТР, %.
чел∙ч.
Трудоемкость жестяницкого участка,
, чел·ч, [2]:
, (1.53)
где
- доля жестяницких работ при ТР, %.
чел∙ч.
Трудоемкость арматурного участка,
, чел·ч, [2]:
, (1.54)
где
- доля арматурных работ при ТР, %.
чел∙ч.
Трудоемкость деревообрабатывающего участка,
, чел·ч, [2]:
, (1.55)
где
- доля деревообрабатывающих работ при ТР, %.
Трудоемкость участка обойных работ,
, чел·ч, [2]:
, (1.56)
где
- доля обойных работ при ТР, %.
чел∙ч.
Суммарная трудоемкость участковых работ
чел∙ч.
1.16
Суммарная годовая трудоемкость диагностических работ при выполнении ТО-1, ТО-2 и ТР
Суммарная годовая трудоемкость диагностических работ при выполнении ТО-1, ТО-2 и ТР находится по формуле,
, чел·ч, [2]:
, (1.57)
где
- годовая трудоемкость диагностических работ при выполнении ТО-1, чел·ч;
- годовая трудоемкость диагностических работ при выполнении ТО-2, чел·ч;
- годовая трудоемкость диагностических работ при выполнении ТР, чел·ч.
чел∙ч.
1.17
Годовая трудоемкость диагностических работ
Годовая трудоемкость диагностических работ Д-1 рассчитывается по формуле,
, чел·ч, [2]:
, (1.58)
чел∙ч.
Годовая трудоемкость диагностических работ Д-2 рассчитывается по формуле,
, чел·ч, [2]:
, (1.59)
чел∙ч.
1.18
Среднее значение трудоемкости работ Д-1 и Д-2, необходимое для расчета постов диагностирования
1.18.1
Среднее значение трудоемкости работ Д-1,
, чел·ч
, (1.60)
где
- среднее значение годовой программы АТП по диагностическим работам Д-1:
(1.61)
.
1.18.2
Среднее значение трудоемкости работ Д-2,
, чел·ч
, (1.62)
где
- среднее значение годовой программы АТП по диагностическим работам Д-2:
(1.63)
.
1.19
Суммарная годовая трудоемкость работ ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР и ТСАМ
по предприятию
Суммарная годовая трудоемкость,
, чел·ч, [2]:
, (1.64)
чел∙ч.
1.20
Расчет численности рабочих
Для расчета использованы данные из таблицы 1.13.
Таблица 1.13. - Примерные годовые фонды времени технологических (явочных) Фг
и штатных (списочных) Фш
рабочих АТП
Профессия рабочих |
Фг
, ч |
Фш
, ч |
Мойщики и уборщики подвижного состава |
2100 |
1360 |
Слесари по ТО и ТР, по ремонту агрегатов, узлов и оборудования, мотористы, электрики, шиномонтажники, слесари, станочники, столяры, обойщики, арматурщики, жестянщики |
2080 |
1840 |
Слесари по ремонту приборов системы питания, аккумуляторщики, кузнецы, медники, сварщики, вулканизаторщики |
2056 |
1820 |
Маляры |
1820 |
1610 |
1.20.1
Среднее технологически необходимое число рабочих на предприятии,
, ч
, (1.65)
где
– средний годовой фонд времени технологически необходимого рабочего при односменной работе, ч (
ч).
чел.
1.20.2
Среднее штатное (списочное) число рабочих на предприятии,
, ч
, (1.66)
где
– средний годовой фонд времени штатного рабочего при односменной работе, ч (
ч).
чел.
1.20.3
Технологически необходимое число рабочих для зоны ЕО,
, ч
, (1.67)
где
– годовой фонд времени явочного рабочего зоны ЕО при односменной работе, ч.
ч.
1.20.4
Технологически необходимое число рабочих для зоны ТО-1,
, ч
, (1.68)
где
– годовой фонд времени явочного рабочего зоны ТО-1 при односменной работе, ч.
ч.
1.20.5
Технологически необходимое число рабочих для зоны ТО-2
,
, ч
, (1.69)
где
– годовой фонд времени явочного рабочего зоны ТО-2 при односменной работе, ч.
ч.
1.20.6
Расчёт технологически необходимого (явочного) числа рабочих на участках зоны ТР
Для расчёта используется общая зависимость,
, ч, [2]:
, (1.70)
где
– расчётное, технологически необходимое число рабочих на отдельных участках ТР, чел;
– трудоёмкости работ на отдельных участках зоны ТР, чел·ч;
– годовые фонды времени явочных рабочих на каждом из участков зоны ТР при односменной работе, ч.
Для регулировочно-разборочно-сборочного участка:
ч.
Для сварочного участка:
ч.
Для малярного участка:
ч.
Для слесарно-механического участка:
ч.
Для электромеханического участка:
ч.
Для хозяйственного участка:
ч.
Результаты всех расчетов сведены в таблицу А1 (приложение А), таблицу Б1 и таблицу Б2 (приложение Б).
2.
Технологический расчет и разработка проектных решений производственных зон и участков АТП
2.1
Расчёт показателей для проектирования зоны ТО-1 с универсальными постами
2.1.1
Ритм производства ТО-1,
, (2.1)
где
– продолжительность смены в зоне ТО-1, ч, (
ч.);
– число смен работы в зоне ТО-1, (
);
– суточная производственная программа ТО-1:
, (2.2)
где
,
,
- суточные программы ТО-1 автомобилей Краз-260, Маз-5335 и КамАЗ-5320.
.
2.1.2
Такт поста ТО-1,
, ч
, (2.3)
где
– время, затраченное на передвижение автомобиля при установке на пост, съезд с поста, вывешивание на подъёмнике и т.п., (
мин.);
– число рабочих, одновременно работающих на посту ТО-1, (
);
– трудоёмкость работ ТО-1 одного автомобиля, чел∙ч:
, (2.4)
где
,
,
- трудоемкости работ ТО-1 автомобилей Краз-260, Маз-5335 и КамАЗ-5320.
чел∙ч
2.1.3
Число постов ТО-1,
. (2.5)
2.1.4
Число постов ожидания ТО-1,
. (2.6)
2.1.5
Производственная площадь зоны ТО-1,
, м2
, (2.7)
где
– площадь автомобиля в плане, м2
(
м2
);
– коэффициент плотности размещения постов и автомобиле-мест ожидания в зоне ТО-1, от габаритов автомобиля и расположения постов, при расположении постов с одной стороны проезда Кп
= 6...7, а при двустороннем – Кп
= 4...5, (
);
м2
.
2.2
Расчёт показателей для проектирования зоны ТО-2 с универсальными постами
2.2.1
Ритм производства ТО-1,
, (2.8)
где
– продолжительность смены в зоне ТО-2, ч, (
ч.);
– число смен работы в зоне ТО-2, (
);
– суточная производственная программа ТО-2:
, (2.9)
где
,
,
- суточные программы ТО-2 автомобилей Краз-260, Маз-5335 и КамАЗ-5320.
2.2.2
Такт поста ТО-2,
, ч
, (2.10)
где
– время, затраченное на передвижение автомобиля при установке на пост, съезд с поста, вывешивание на подъёмнике и т.п., (
мин.);
– число рабочих, одновременно работающих на посту ТО-2, (
);
– трудоёмкость работ ТО-2 одного автомобиля, чел∙ч:
, (2.11)
где
,
,
- трудоемкости работ ТО-1 автомобилей Краз-260, Маз-5335 и КамАЗ-5320.
чел∙ч
2.2.3
Число постов ТО-1,
, (2.12)
где
– коэффициент использования времени поста ТО-2 (
).
2.2.4
Число постов ожидания ТО-2,
. (2.13)
2.2.5
Производственная площадь зоны ТО-2,
, м2
, (2.14)
где
– коэффициент плотности размещения постов и автомобиле-мест ожидания в зоне ТО-2 (принимаются значения, указанные в пункте 2.1.5).
м2
.
2.3
Расчет показателей для проектирования зоны постовых работ ТР
2.3.1
Число постов,
, (2.15)
где
– годовая трудоёмкость постовых работ ТР, чел∙ч, (
чел∙ч);
– число рабочих дней в году, (
дня);
– число рабочих на одном посту ТР, (
ч.);
– коэффициент использования рабочего времени поста, (
);
– коэффициент, учитывающий неравномерность поступления автомобилей на посты ТР, (
);
– коэффициент, учитывающий долю работ, выполняемых на постах ТР в наиболее загруженную смену () [2].
2.3.2
Число постов ожидания ТР,
. (2.16)
2.3.3 Производственная площадь зоны ТР,
, м2
, [2]:
, (2.17)
где
– коэффициент плотности размещения постов и автомобиле-мест ожидания в зоне ТО-2 (принимаются значения, указанные в пункте 2.1.5).
м2
.
2.4
Расчёт показателей для проектирования специализированных постов Д-1 и Д-2
2.4.1 Число специализированных постов Д-1,
, (2.18)
где
– годовая трудоёмкость диагностических работ Д-1, чел∙ч, (
чел∙ч);
– количество дней работы предприятия в году, (
дня);
– продолжительность смены, ч, (
ч.);
– число смен, (
);
– число рабочих на посту диагностики Д-1 (
);
– коэффициент использования рабочего времени диагностического поста Д-1 ().
2.4.2
Площадь для размещения одного рабочего поста Д-1 в отдельном помещении,
, м2
, (2.19)
где
– длина автомобиля, м, (
м);
– ширина автомобиля, м, (
м);
,
– расстояния от торцевой стороны автомобиля до наружных ворот и стены помещения соответственно, м, (
м,
м);
– расстояние от продольной стороны автомобиля до стены помещения, м, (м).
м2
2.4.3
Число специализированных постов Д-2,
, (2.20)
где
– годовая трудоёмкость диагностических работ Д-2, чел∙ч, (
чел∙ч);
– число рабочих на посту диагностики Д-2 (
ч);
– коэффициент использования рабочего времени диагностического поста Д-2 ().
2.4.4
Площадь для размещения одного рабочего поста Д-2 в отдельном помещении,
, м2
. (2.21)
м2
2.5
Показатели для проектирования зоны ЕО с поточными линиями непрерывного действия с полной механизацией уборочно-моечных работ и сушкой автомобилей
2.5.1
Такт линии ЕО,
, ч
, (2.22)
где
– производительность (авт./ч) механизированной моечной установки автомобилей на линии (
).
2.5.2
Ритм производства ЕО на поточной линии,
, (2.23)
где
- время смены, ч, (
ч);
- число смен ЕО, (
);
– суточная программа ЕО:
, (2.24)
где
,
,
- суточные программы ЕО автомобилей Краз-260, Маз-5335 и КамАЗ-5320.
;
2.5.3
Необходимая скорость конвейера,
, км/ч
. (2.25)
км/ч.
2.5.4
Число поточных линий ЕО,
. (2.26)
2.5.5
Число постов ожидания на поточной линии ЕО,
. (2.27)
2.5.6
Рабочая длина поточной линии ЕО,
, м
, (2.28)
где
– число рабочих постов на линии ЕО (
).
м
2.5.7
Фактическая длина поточной линии,
, м
. (2.29)
м
2.5.8
Минимальная длина зоны ЕО с поточной линией обслуживания,
, м
. (2.30)
м
2.5.9
Минимальная ширина зоны ЕО с поточной линией обслуживания,
, м
. (2.31)
м
2.5.10
Площадь зоны ЕО при обслуживании автомобилей на поточной линии непрерывного действия с полной механизацией работ по уборке, мойке и сушке,
, м2
. (2.32)
м2
2.6
Расчет площадей производственных участков
Площадь кузнечно-рессорного производственного участка по количеству рабочих и рабочих мест определяется по формуле,
, м2
, [2]:
, (2.33)
где
– количество рабочих мест на участке, равное числу технологических явочных рабочих в наиболее загруженной смене, (
);
,
– площади, необходимые для организации первого и последующих рабочих мест соответственно, м2
, (
м2
,
м2
).
м2
2.7
Расчёт площадей складских и бытовых помещений
2.7.1
Площади складских помещений рассчитываются по общей зависимости,
, м2
, (2.34)
где
– удельная площадь i-го склада на 1 млн. км пробега автомобилей, м2
/1млн. км;
– коэффициенты, учитывающие разномарочность подвижного состава и его списочное количество, (
);
– среднегодовой пробег одного автомобиля, км:
, (2.35)
где
,
,
- годовые пробеги автомобилей Краз-260, Маз-5335 и КамАЗ-5320;
- списочное количество автомобилей Краз-260, Маз-5335 и КамАЗ-5320.
км.
Для склада запасных частей:
,
м2
.
Для склада агрегатов:
,
м2
.
2.7.2
Площади бытовых помещений производственного корпуса АТП рассчитываются по общей зависимости,
, м2
, (2.36)
где Р
– количество рабочих, одновременно пользующихся помещением, чел.; ρ
– пропускная способность оборудования помещения, чел.;
– площадь оборудования с учётом коридоров, м2
.
Исходные данные для расчёта площадей бытовых помещений по формуле (2.36) принимаются по таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Нормы площадей бытовых помещений для АТП
Наименование помещений |
Расчётное количество рабочих |
f
р
, м 2
|
ρ
, чел. |
Примечание |
Гардеробы |
Списочное (штатное), Рш
|
1,25 |
1 |
Со шкафами закрытого типа |
Умывальные |
Технологическое количество рабочих в наибольшей смене |
0,8 |
15...20 |
— |
Туалеты: |
мужские |
Технологическое количество рабочих в наибольшей смене |
2,8...3,8 |
30 |
С учётом размещения кабин и умывальников |
женские |
То же |
2,8...3,8 |
15 |
То же |
Душевые |
То же |
2,0 |
3...5 |
— |
Курительные |
— |
0,02 |
1 |
Общая площадь от 8 до 40 м 2
|
Гардеробные:
м2
Умывальные:
м2
Туалеты мужские:
м2
Туалеты женские:
м2
Душевые:
м2
Курильные:
м2
.
3.
Построение технологического цикла на ремонт двигателя автомобиля Краз-256Б
3.1
Общий такт ремонта
, (3.1)
где
- годовой фонд времени предприятия, ч, (
);
– принятая программа ремонтного предприятия, приведенные ремонты, (
) (задано преподавателем).
ч.
3.2
Построение графика
На листе вычерчивают специальную форму, в которую, пользуясь справочными данными, заносят номера рабочих мест, наименование операций (работ) в соответствии с принятой технологией ремонта машин, а также разряды работ и их трудоемкости.
Расчетное число рабочих по каждому рабочему месту определяют по формуле,
, чел.:
(3.2)
где
- сумма трудоемкостей работ на определенном рабочем месте, чел·ч.
Например, для первого рабочего места расчетное число рабочих равно,
, чел.:
чел
Принято число рабочих,
, чел.:
.
Загрузка рабочего на каждом посту составит,
, %:
, (3.3)
где
- принятое число рабочих на посту.
Для первого рабочего места загрузка равна,
, %:
%.
При формировании рабочих мест необходимо стремиться к получению минимального их числа.
Число исполнителей на одном рабочем месте устанавливают с учетом характера и удобства выполнения работы, массы и габаритов изделий.
Продолжительность выполнения операции (работ) по каждому рабочему месту,
, ч.:
, (3.4)
где
- коэффициент, учитывающий загрузку рабочих на рабочем месте:
. (3.5)
Для первого рабочего места:
ч.
Продолжительность каждой операции в принятом масштабе откладывают на графике в виде отрезка прямой, около которого указывают номер рабочего, выполняющего данную работу.
По построенному графику определена общая продолжительность цикла производства:
ч.
Фронт ремонта находится по формуле:
, (3.6)
.
Пропускная способность предприятия рассчитывается по формуле,
:
, (3.7)
где
- действительный фонд времени мастерской или разборочно-сборочного участка, ч, (
ч);
- число смен, ().
.
Коэффициент загрузки предприятия,
:
, (3.8)
|