Содержание
Введение
1 Тяговый расчет автомобиля
1.1 Определение полной массы автомобиля
1.2 Распределение полной массы по мостам автомобиля
1.3 Подбор шин
1.4 Определение силы лобового сопротивления воздуха
1.5 Выбор характеристики двигателя
1.6 Определение передаточного числа главной передачи
1.7 Определение передаточных чисел коробки передач
2 Построение внешней скоростной характеристики двигателя
3 Оценка тягово-скоростных свойств автомобиля
3.1 Тяговая характеристика автомобиля
3.1.1 Построение графика тяговой характеристики
3.1.2 Практическое использование тяговой характеристики автомобиля
3.2 Динамическая характеристика автомобиля
3.2.1 Построение динамической характеристики
3.2.2 Практическое использование динамической характеристики автомобиля
3.3 Ускорение автомобиля при разгоне
3.3.1 Построение графика ускорение автомобиля при разгоне
3.3.2 Практическое использование графика ускорений автомобиля
3.4 Характеристика времени и пути разгона автомобиля
3.4.1 Определение времени разгона
3.4.2 Определение пути разгона
3.4.3 Практическое использование характеристик времени и пути разгона автомобиля
4 Топливная экономичность автомобиля
4.1 Построение топливной характеристики автомобиля
4.2 Определение эксплуатационного расхода топлива
5 Итоговые таблицы
Список используемой литературы
Введение
Данная курсовая работа предназначена для закрепления знаний студентов по дисциплинам "Теория движения автомобиля", "Автомобили" (ч, 2) и "Технические средства и их эксплуатационные свойства".
При выполнении курсовой работы производится анализ тягово-скоростных и топливно-экономических свойств автомобиля ВАЗ-21093. При анализе тягово-скоростных и топливно-экономических свойств используются данные технических характеристик заданного автомобиля. Характеристики автомобиля ВАЗ-21093 сведены в таблицу 1.
Таблица 1 Технические характеристики автомобиля ВАЗ-21093
Параметр автомобиля
|
Значение параметра
|
Модель автомобиля
|
ВАЗ-21093
|
Тип кузова
|
хэтчбек
|
Конструкция кузова / материал
|
несущий / сталь
|
Количество дверей / мест
|
5/5
|
Тип двигателя
|
бензиновый
|
Расположение двигателя
|
спереди поперечно
|
Рабочий обьем, см3
|
1500
|
Количество / расположение цилиндров
|
4 / рядное
|
Степень сжатия
|
9,9
|
Максимальная стендовая мощность, кВт / (об/мин)
|
52,6 / 5600
|
Максимальный крутящий момент, Н·м / (об/мин)
|
106,4 / 3400
|
Тип трансмиссии
|
механическая
|
Привод
|
передний
|
Коробка передач
|
5-ступенчатая
|
Передаточные числа коробки передач
|
3,636/1,95/1,357/0,941/0,784 з. х. 3,53
|
Передаточное число главной передачи
|
3,7
|
Колесная база, мм
|
2460
|
Длина / ширина / высота, мм
|
4006 / 1620 / 1402
|
Колея передняя / задняя, мм
|
1390 / 1360
|
Снаряженная масса, кг
|
945
|
Полная масса, кг
|
1370
|
Объем топливного бака, л
|
43
|
Передняя подвеска
|
независимая телескопическая
|
Задняя подвеска
|
торсионно-рычажная
|
Диаметр разворота, м
|
10,4
|
Передние тормоза
|
дисковые, вентилируемые
|
Задние тормоза
|
барабанные
|
Размер шин
|
165/70R13
|
Максимальная скорость, км/ч
|
156
|
Разгон 0 -100 км/ч, сек
|
13
|
Расход топлива, л/100 км:
|
-
|
при скорости 90 км/ч
|
-
|
городской цикл
|
-
|
Перечень необходимых для расчета величин технической характеристики автомобиля, их обозначение и размерность приводятся в таблице 2, которую составляем на основе таблицы 1.
Таблица 2. Краткая техническая характеристика автомобиля ВАЗ-21093 (параметры автомобиля необходимые для выполнения курсовой работы)
№ п/п
|
Параметр
|
Обозначение
|
Размерность
|
Величина параметра
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1.
|
Марка и тип автомобиля
|
-
|
-
|
ВАЗ-21093
|
2.
|
Колесная формула
|
-
|
-
|
4×2
|
3.
|
Число пассажиров
|
nп
|
-
|
5
|
4.
|
Собственная масса снаряженного автомобиля
|
mo
|
кг
|
945
|
5.
|
Полная масса автомобиля
|
ma
|
кг
|
1370
|
6.
|
Распределение массы автомобиля по мостам:
|
|
|
- на передний мост
|
m1
|
кг
|
616,5
|
- на задний мост
|
m2(т)
|
кг
|
753,5
|
7.
|
База автомобиля
|
L
|
м
|
2,46
|
8.
|
Колея автомобиля
|
В
|
м
|
1,39
|
9.
|
Габаритные размеры:
|
|
|
- длина
|
Lг
|
м
|
4,006
|
- ширина
|
Bг
|
м
|
1,62
|
- высота
|
Hг
|
м
|
1,402
|
10.
|
Максимальная скорость автомобиля
|
Vmax
|
км/час
|
156
|
11.
|
Контрольный расход топлива при скорости 90 км/ч
|
Qк
|
л/100км
|
-
|
12.
|
Тип и марка двигателя
|
-
|
-
|
21083 Четырех-тактный, бензиновый, карбюра-торный, 4-х цилиндровый
|
13.
|
Стендовая максимальная мощность двигателя
|
Реmax
ст
|
кВт
|
52,6
|
14.
|
Частота вращения коленчватого вала при стендовой максимальной мощности
|
np
|
об/мин
|
5600
|
15.
|
Стендовый максимальный крутящий момент двигателя
|
Меmax
ст
|
Н·м
|
106,4
|
16.
|
Частота вращения коленчватого вала при стендовом максимальном крутящем моменте
|
nм
|
об/мин
|
3400
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
17.
|
Передаточные числа коробки передач:
|
|
- первой передачи
|
U1
|
-
|
3,636
|
- второй передачи
|
U2
|
-
|
1,95
|
- третьей передачи
|
U3
|
-
|
1,357
|
- четвертой передачи
|
U4
|
-
|
0,941
|
- пятой передачи
|
U5
|
-
|
0,784
|
- передачи заднего хода
|
Uзх
|
-
|
3,53
|
18.
|
Передаточное число главной передачи
|
Uo
|
-
|
3,7
|
19.
|
Число карданных шарниров
|
zкш
|
-
|
2 на колесо
|
20.
|
Число карданных валов
|
zкв
|
-
|
2
|
21.
|
Шины, их характеристика и маркировка
|
-
|
-
|
165/70R13
|
- посадочный диаметр
|
d
|
м
|
0,3302
|
- ширина профиля шины
|
B
|
м
|
0,165
|
- наружный диаметр
|
Dн
|
м
|
0,5612
|
По таблице 1.2 анализируются ее показатели и выбираются необходимые исходные данные для выполнения курсовой работы.
1 Тяговый расчет автомобиля
Задачей тягового расчета является определение характеристик двигателя и трансмиссии, обеспечивающих требуемые тягово-скоростные свойства автомобиля и его топливную экономичность в заданных условиях эксплуатации.
1.1 Определение полной массы автомобиля
Полная масса автомобиля определяется следующим образом:
где mo
– масса снаряженного автомобиля: mo
= 945 кг
;
m
ч
– масса водителя или пассажира: принимаем m
ч
= 75 кг
;
m
б
– масса багажа из расчета на одного пассажира: m
б
= 10 кг
;
n
п
– количество пассажиров, включая водителя: n
п
= 5 чел..
1.2 Распределение полной массы по мостам автомобиля
При распределении нагрузки по осям легкового автомобиля с передним расположением двигателя и передним ведущим мостом на задний мост приходится 43-47% полной массы автомобиля.
Принимаем что на менее нагруженный задний мост приходится 45% полной массы. Тогда на передний мост приходится 55% полной массы.
Определим полный вес автомобиля:
Определим вес, приходящийся на переднюю ось автомобиля:
Определим вес, приходящийся на заднюю ось автомобиля:
1.3 Подбор шин
При выборе шин исходным параметром является нагрузка на наиболее нагруженных колесах. Наиболее нагруженными являются шины переднего моста. Определяем нагрузку на одну шину:
где n – число шин одного моста: n = 2.
Из ГОСТ 4754 – 97 «Шины пневматические для легковых автомобилей, прицепов к ним, легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости» принимаем шину 165/70R13.
Определяем посадочный диаметр обода d
, наружный диаметр D
н
и статический радиус колеса r
ст
:
d
= 13·0
,0254 = 0,3302
м;
|
где k
ш
– H
/
B
(H
и B
– высота и ширина профиля): для шины 165/70
R
13
k
ш
= 0,7
; B
= 165 мм
;
где λсм
– коэффициент, учитывающий смятие шины под нагрузкой: для радиальных шин легковых автомобилей принимаем λсм
= 0,81;
Определяем радиус качения колеса:
1.4 Определение силы лобового сопротивления воздуха
Определяем силу лобового сопротивления воздуха, которая напрямую зависит от лобовой площади автомобиля:
где АВ
–
площадь лобового сопротивления;
k
В
– коэффициент воздушного сопротивления: принимаем k
В
= 0,2;
где С
– коэффициент формы, равный для легковых автомобилей – 0,89;
HГ
и BГ
– соответственно габаритные высота и ширина транспортного
средства: HГ
= 1,402 м, BГ
= 1,62 м
;
h
– расстояние от бампера до поверхности дороги: принимаем h
= 0,25 м
;
В
– ширина профиля шины: B
= 0,165 м
;
n
– максимальное число колес одного моста автомобиля: при односкатных
задних колесах n = 2
.
1.5 Выбор характеристики двигателя
Максимальная стендовая мощность двигателя Реmax
ст
= 52,6 кВт.
Определим максимальную мощность двигателя:
где – k
ст
поправочный коэффициент, равный 0,93-0,96
: принимаем k
ст
= 0,95;
Мощность при максимальной скорости определяется на основании формулы:
где neVmax
– обороты коленчатого вала двигателя при максимальной скорости (в данном автомобиле максимальная скорость на высшей передаче достигается при оборотах меньших чем максимальные);
np
– обороты коленчатого вала двигателя при максимальной мощности:
np
= 5600 об/мин;
a
,
b
,
c
– эмпирические коэффициенты.
Для карбюраторного двигателя легкового автомобиля коэффициенты находим по формулам:
;
|
(1.13)
|
;
|
(1.14)
|
;
|
(1.15)
|
где k
м
– коэффициент приспособляемости по крутящему моменту;
k
ω
– коэффициент приспособляемости по частоте вращения.
Коэффициенты приспособляемости рассчитываем по стендовым параметрам двигателя:
где
– стендовый максимальный крутящий момент:
= 106,4 Н·м;
– стендовый крутящий момент при максимальной мощности:
где
– обороты коленчатого вала при максимальной мощности:
= 5600 об/мин;
– обороты коленчатого вала при максимальном крутящем моменте:
= 3400 об/мин.
Производим расчеты:
Проверяем условие:
Условие выполняется:
Определим обороты коленчатого вала при максимальной скорости:
Рассчитываем мощность при максимальной скорости:
Мощность двигателя при максимальной скорости должна обеспечивать возможность движения при дорожном сопротивлении, которое для легковых автомобилей находится в пределах (ψ
V
= 0,015-0,025
).
Определим дорожное сопротивление, которое может преодолеть данная модель автомобиля при максимальной скорости:
где
– КПД трансмиссии; при работе трансмиссии с полной нагрузкой, т. е.
при работе двигателя по внешней скоростной характеристике имеем:
где
– соответственно КПД цилиндрических шестерен наружного зацепления, внутреннего зацепления, конических шестерен и карданных сочленений, передающих крутящий момент от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам на i-ой передаче в КП;
– соответственно число пар цилиндрических шестерен наружного зацепления, внутреннего зацепления, конических шестерен и число карданных сочленений , передающих крутящий момент от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам на i-ой передаче в КП.
В расчетах принимаем:
;
Тогда дорожное сопротивление преодолеваемое автомобилем при движении с максимальной скоростью составит:
Дорожное сопротивление, преодолеваемое автомобилем при движении с максимальной скоростью
.
1.6 Определение передаточного числа главной передачи
Передаточное число главной передачи определяется исходя из условия обеспечения максимальной скорости движения автомобиля.
Определяем: какую максимальную скорость позволяет получить передаточное число главной передачи для заданной модели автомобиля:
где
– передаточное число высшей передачи в КП:
;
– передаточное число главной передачи:
.
Передаточное число главной передачи подобрано таким образом, чтобы получить максимальную скорость при оборотах коленчатого вала меньше максимальных, при этом обеспечивается лучшая топливная экономичность автомобиля. Передаточное число главной передачи при максимальных оборотах двигателя обеспечивает максимальную скорость
км/ч.
1.7 Определение передаточных чисел коробки передач
Передаточное число первой передачи рассчитывается, исходя из того, чтобы автомобиль мог преодолеть максимальное сопротивление дороги, характеризуемое коэффициентом
, не буксовал при трогании с места, и мог двигаться с устойчивой минимальной скоростью.
Для заданной модели автомобиля
.
Максимальное сопротивление дороги для легковых автомобилей должно находится в пределах
.
Определим максимальное сопротивление дороги, которое может преодолеть заданная модель автомобиля, при трогании с места:
Максимальное дорожное сопротивление, которое может преодолеть автомобиль при трогании с места
.
Определим минимальный коэффициент сцепления, при котором данный автомобиль может тронуться с места без пробуксовки ведущих колес:
где
– коэффициент перераспределения нормальных реакций, для переднеприводного автомобиля принимаем
.
Минимальный коэффициент сцепления составил
.
Определим минимальную устойчивую скорость движения автомобиля:
где
– минимальные устойчивые обороты двигателя при полностью открытой дроссельной заслонке под нагрузкой, принимаем для карбюраторного двигателя
об/мин.
Передаточные числа промежуточных передач выбираются из условия обеспечения максимальной интенсивности разгона автомобиля, а также длительного движения при повышенном сопротивлении дороги.
где n
– номер повышающей передачи;
m
– номер передачи для которой ведется расчет.
Рассчитанные и фактические значения передаточных чисел коробки передач приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 Передаточные числа КП
№ передачи
|
Обозначение
|
Фактическое
значение
|
Рассчитанное значение
|
1
|
U1
|
3,636
|
3,636
|
2
|
U2
|
1,950
|
2,478
|
3
|
U3
|
1,357
|
1,689
|
4
|
U4
|
0,941
|
1,151
|
5
|
U5
|
0,784
|
0,784
|
Как видно из таблицы 1.1 фактические значения передаточных чисел промежуточных передач меньше рассчитанных значений. Таким образом, коробка передач заданного автомобиля не обеспечивает максимальной интенсивности разгона автомобиля. Поскольку фактические значения передаточных чисел промежуточных передач незначительно отличаются от рассчитанных значений можно сделать вывод, что данная коробка передач обеспечивает уместную интенсивность разгона автомобиля, при улучшенных показателях топливной экономичности.
2 Построение внешней скоростной характеристики двигателя
Скоростной характеристикой двигателя называется зависимость эффективной мощности и крутящего момента от угловой скорости или частоты вращения коленчатого вала двигателя при установившемся режиме работы.
Скоростная характеристика двигателя, полученная при полной подаче топлива, называется внешней скоростной характеристикой.
Значения мощности при различной частоте вращения коленчатого вала определяем по формуле:
Значение вращающего момента при различных оборотах рассчитываем по формуле:
Для нахождения стендовых характеристик двигателя полученные значения мощностей и моментов, разделим на коэффициент стенда:
Производим расcчеты:
Для следующих значений
расчеты ведем аналогично. Результаты расчетов заносим в таблицу 2.1.
Таблица 2.1 Результаты расчетов внешней скоростной характеристики
№ п/п
|
n,
об/мин
|
,
кВт
|
, кВт
|
,
|
,
|
1
|
600
|
4,40
|
4,63
|
70,06
|
73,75
|
2
|
800
|
6,21
|
6,54
|
74,16
|
78,06
|
3
|
1000
|
8,17
|
8,60
|
78,06
|
82,17
|
4
|
1200
|
10,24
|
10,78
|
81,53
|
85,82
|
5
|
1400
|
12,43
|
13,08
|
84,83
|
89,29
|
6
|
1600
|
14,69
|
15,46
|
87,72
|
92,34
|
7
|
1800
|
17,03
|
17,93
|
90,39
|
95,15
|
8
|
2000
|
19,41
|
20,43
|
92,72
|
97,60
|
9
|
2200
|
21,83
|
22,98
|
94,80
|
99,79
|
10
|
2400
|
24,26
|
25,54
|
96,58
|
101,66
|
11
|
2600
|
26,69
|
28,09
|
98,08
|
103,24
|
12
|
2800
|
29,09
|
30,62
|
99,26
|
104,48
|
13
|
3000
|
31,45
|
33,11
|
100,16
|
105,43
|
14
|
3200
|
33,75
|
35,53
|
100,77
|
106,07
|
15
|
3400
|
35,97
|
37,86
|
101,08
|
106,40
|
16
|
3600
|
38,09
|
40,09
|
101,07
|
106,39
|
17
|
3800
|
40,10
|
42,21
|
100,82
|
106,13
|
18
|
4000
|
41,98
|
44,19
|
100,27
|
105,55
|
19
|
4200
|
43,70
|
46,00
|
99,41
|
104,64
|
20
|
4400
|
45,25
|
47,63
|
98,26
|
103,43
|
21
|
4600
|
46,62
|
49,07
|
96,83
|
101,93
|
22
|
4800
|
47,78
|
50,29
|
95,10
|
100,11
|
23
|
5000
|
48,71
|
51,27
|
93,08
|
97,98
|
24
|
5200
|
49,40
|
52,00
|
90,76
|
95,54
|
25
|
5400
|
49,82
|
52,44
|
88,15
|
92,79
|
26
|
5600
|
49,97
|
52,60
|
85,25
|
89,74
|
27
|
5800
|
49,82
|
52,44
|
82,07
|
86,39
|
28
|
6000
|
49,35
|
51,95
|
78,58
|
82,72
|
По рассчитанным значениям строим внешнюю скоростную характеристику (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 Внешняя скоростная характеристика двигателя
3 Оценка тягово-скоростных свойств автомобиля
3.1 Тяговая характеристика автомобиля
С целью решения уравнения движения автомобиля методом силового баланса, представим его в виде:
где
– сила тяги, приложенная к ведущим колесам;
– сила сопротивления качению;
– сила сопротивления подъема;
– сила сопротивления воздуха;
– сила сопротивления разгону.
Полученное уравнение называют уравнением силового (или тягового) баланса. Уравнение силового баланса показывает, что сумма всех сил сопротивления движению в любой момент времени равна окружной силе на ведущих колесах автомобиля.
Уравнение позволяет определить величину окружной силы, развиваемой на ведущих колесах автомобиля, и установить, как она распределяется по различным видам сопротивлений.
Графическое изображение уравнения силового (тягового) баланса в координатах “окружная сила - скорость”, называется тяговой характеристикой автомобиля.
3.1.1 Построение графика тяговой характеристики
Определим значения окружной силы
,
в зависимости от скорости, при движении автомобиля на различных передачах:
В данном уравнении эффективный крутящий момент
является функцией от оборотов коленчатого вала ne
. Значение эффективного крутящего момента
в зависимости от оборотов коленчатого вала ne
определяется по внешней скоростной характеристике двигателя.
В предположении отсутствия буксования сцепления и ведущих колес автомобиля связь между частотой вращения коленчатого вала двигателя ne
и скоростью V
находится из соотношения:
где i
– номер передачи.
Производим расчеты значений окружной силы
и скорости V
i
для различных оборотов коленчатого вала в диапазоне от nemin
до nemax
на различных передачах коробки передач.
Для следующих значений
на i
-той передаче расчеты ведем аналогично. Результаты расчетов заносим в таблицу 3.1. Полученные значения наносим на тяговую характеристику.
Определим силу сопротивления качению
в зависимости от скорости движения автомобиля:
где fo
– коэффициент сопротивления качению при движении автомобиля с малой скоростью (при расчетах используем значение fo
= 0,012
).
Cилу сопротивления подъема
принимаем равной нулю, так как рассматриваем движение автомобиля на дороге без уклона.
Определим силу сопротивления воздуха
в зависимости от скорости движения автомобиля:
Производим расчеты:
Последующие расчеты ведем аналогично. Результаты расчетов заносим в таблицу 3.2. Полученные значения наносим на тяговую характеристику.
Таблица 3.1 Результаты расчетов окружной силы
№ п/п
|
n,
об/мин
|
1-я передача
|
2-я передача
|
3-я передача
|
4-я передача
|
5
-я передача
|
V1
,
км/ч
|
Pk1
, Н
|
V
2
,
км/ч
|
Pk
2
, Н
|
V
3
,
км/ч
|
Pk
3
, Н
|
V
4
,
км/ч
|
Pk
4
, Н
|
V5
,
км/ч
|
Pk5
, Н
|
1
|
600
|
4,531
|
3236,7
|
8,449
|
1735,9
|
12,142
|
1208
|
17,509
|
837,7
|
21,016
|
697,9
|
2
|
800
|
6,042
|
3426,1
|
11,266
|
1837,5
|
16,189
|
1278,7
|
23,346
|
886,7
|
28,021
|
738,8
|
3
|
1000
|
7,552
|
3606,3
|
14,082
|
1934,1
|
20,236
|
1345,9
|
29,182
|
933,3
|
35,026
|
777,6
|
4
|
1200
|
9,063
|
3766,6
|
16,899
|
2020,1
|
24,283
|
1405,8
|
35,019
|
974,8
|
42,031
|
812,2
|
5
|
1400
|
10,573
|
3919,1
|
19,715
|
2101,8
|
28,331
|
1462,7
|
40,855
|
1014,3
|
49,037
|
845
|
6
|
1600
|
12,084
|
4052,6
|
22,532
|
2173,4
|
32,378
|
1512,5
|
46,692
|
1048,8
|
56,042
|
873,8
|
7
|
1800
|
13,594
|
4176
|
25,348
|
2239,6
|
36,425
|
1558,5
|
52,528
|
1080,7
|
63,047
|
900,4
|
8
|
2000
|
15,105
|
4283,6
|
28,165
|
2297,3
|
40,472
|
1598,7
|
58,365
|
1108,6
|
70,052
|
923,6
|
9
|
2200
|
16,615
|
4379,7
|
30,981
|
2348,8
|
44,52
|
1634,6
|
64,201
|
1133,5
|
77,058
|
944,4
|
10
|
2400
|
18,126
|
4461,9
|
33,798
|
2393
|
48,567
|
1665,2
|
70,038
|
1154,8
|
84,063
|
962,1
|
11
|
2600
|
19,636
|
4531,2
|
36,614
|
2430,1
|
52,614
|
1691,1
|
75,874
|
1172,7
|
91,068
|
977
|
12
|
2800
|
21,147
|
4585,8
|
39,431
|
2459,4
|
56,661
|
1711,5
|
81,711
|
1186,8
|
98,073
|
988,8
|
13
|
3000
|
22,657
|
4627,3
|
42,247
|
2481,7
|
60,709
|
1727
|
87,547
|
1197,6
|
105,079
|
997,8
|
14
|
3200
|
24,168
|
4655,5
|
45,064
|
2496,8
|
64,756
|
1737,5
|
93,383
|
1204,9
|
112,084
|
1003,8
|
15
|
3400
|
25,678
|
4669,8
|
47,88
|
2504,4
|
68,803
|
1742,8
|
99,22
|
1208,6
|
119,089
|
1006,9
|
16
|
3600
|
27,189
|
4669,4
|
50,696
|
2504,2
|
72,85
|
1742,7
|
105,056
|
1208,4
|
126,094
|
1006,8
|
17
|
3800
|
28,699
|
4657,8
|
53,513
|
2498
|
76,898
|
1738,4
|
110,893
|
1205,4
|
133,1
|
1004,3
|
18
|
4000
|
30,21
|
4632,4
|
56,329
|
2484,4
|
80,945
|
1728,9
|
116,729
|
1198,9
|
140,105
|
998,8
|
19
|
4200
|
31,72
|
4592,7
|
59,146
|
2463,1
|
84,992
|
1714
|
122,566
|
1188,6
|
147,11
|
990,3
|
20
|
4400
|
33,231
|
4539,6
|
61,962
| |