Главная              Рефераты - Культура

Лечебная физкультура упражнения и рекомендации - реферат

Министерство сельского хозяйства РФ

Тюменская государственная сельскохозяйственная академия

Институт экономики и финансов

Кафедра «Безопасность жизнедеятельности»

Реферат на тему:

Лечебная физкультура

Выполнила:

Студентка 321 группы

Теньковская Т.

Проверила:

Доцент, КТН

Мелякова О. А.

Тюмень 2010

Содержание

Введение………………………………………………………………….….….…3

1. Чем полезны физические упражнения……………………………………5

2. Рекомендации по занятию лечебной физкультурой……………………..8

3. Что же делать?.............................................................................................13

Заключение……………………………………………………………………….14

Список используемой литературы……………………………………………...15

Введение

Все знают, что физическая активность полезна для орга­низма. Но далеко не все понимают, насколько она важна для нашего здоровья.

Может быть, вам скучно делать зарядку, но так быть не должно. Если бы вы знали, почему надо выполнять раз­личные упражнения добровольно, а не по предписанию врача, то у вас было бы куда больше охоты уделять им вре­мя.

Когда вы молоды и находитесь в расцвете сил, очень тяжело приучить себя к размеренным физическим заняти­ям. Бейсбол, теннис и футбол — это да, но пешей ходьбой или бегом трусцой слишком тяжело заниматься регуляр­но. Однако пожинать наиболее эффективные результаты вы будете именно в том случае, если привыкнете к физиче­ским упражнениям в молодости. Приведя себя в соответ­ствующую форму и поддерживая ее, человек может добиться того, что ни разу не побывает в приемном отделе­нии больницы до пятидесятилетнего возраста!

По мере старения физические упражнения продолжа­ют оставаться необходимыми — особенно в пору, когда начинает ощущаться убыль энергии и сердце при подъеме по лестнице учащает свой ритм. С возрастом движение станет лечением, и если вы хотите иметь работоспособное сердце и легкие, то так или иначе это потребует повыше­ния вашей мышечной деятельности.

Большинство животных не страдает от недостатка двигательной активности, но физические возможности человека несколько иные. Человек временами ведет себя очень странно. Никто не сомневается в том, что нужно за­ниматься физкультурой. Мы знаем, что, отводя зарядке даже несколько минут в день, мы сохраняем форму и более продуктивно работаем. Все согласятся с тем, что имеет смысл вложить несколько минут нашего драгоценного времени в банк собственного здоровья. И тем не менее мы всегда находим повод уклониться от физической нагруз­ки. Самое распространенное оправдание — нехватка вре­мени. Мы говорим, что у нас не получается выкроить из 24 часов хотя бы 15—30 минут на то, чтобы пройтись, пробе­жать или поиграть в гандбол.

Примите решение, независимо от степени вашей за­нятости, выделить в расписании дня специальное время для занятий спортом, просто для выполнения нескольких физических упражнений. Поймите, зарядка так же необ­ходима, как еда и сон.

Те, кому за тридцать, говорят: «Я слишком стар». Но ваш возраст — это вовсе не оправдание; никогда не бывает поздно дать нагрузку вашему телу.

А теперь о самом распространенном оправдании: им, несомненно, является лень. Кажется, это оправдание используется чаще всех остальных.

Тело, которым, фигурально выражаясь, не пользуют­ся, становится ленивым и не хочет двигаться.

Чем полезны физические упражнения

Правильные занятия помогут вам больше, чем горсть таблеток. Людей безнадежных в той мере, в какой была Гортензия, не так уж много.

Если у вас диабет или имеются заболевания сердца или других органов, то, возможно, вы нуждаетесь в особом лечении. Но не полагайтесь всецело на медикаментозные средства. Окажите себе услугу — начните регулярно зани­маться физкультурой или спортом.

Занятия физкультурой:

— улучшают работу сердца, укрепляют сердечную мышцу, увеличивают объем выброса крови;

— нормализуют давление крови. Если у вас высокое давление, физические упражнения снизят его. Если давление низкое, то благодаря физическим занятиям оно поднимется до нормальной величины;

— повышают способность крови переносить кислород и по­зволяют большим объемам крови достигать всех частей организма;

— снижают частоту пульса. Это важно, поскольку сердцу не обязательно перегружаться. Если в спокойном состоя­нии у вас пульс 80, то это говорит о том, что ваше сердце перегружено. Упражнения снизят его до 60, уберегут ва­ше сердце от совершения лишних 28 тысяч ударов каждые 24 часа. И хотя нет статистическихвыкладок, показы­вающих, на какой срок физические упражнения удлиняют жизнь, но логически можно предположить, что удлиня­ют;

— обеспечивают хорошее кровообращение. Ваше кровообра­щение — это ваша жизнь. Кровь разносит кислород, эле­менты питания и другие необходимые вещества ко всем участкам вашего тела. Более того, кровь собирает про­дукты метаболизма и выносит их к почкам, легким и ко­же, где они выводятся из организма;

— повышая химическую активность, упражнения стимули­руют более глубокое дыхание. Легкие при этом расширя­ются и, поскольку их работа становится более эффек­тивной, из организма выводится больше углекислого газа;

— расслабляют мышцы, находящиеся в напряжении, и сни­жают всплески негативных эмоций. Вы чувствуете себя лучше, меньше гневаетесь и раздражаетесь;

— заряжают клетки мозга и нервов электрической энергией. Устанавливают и поддерживают баланс между сомати­ческой и вегетативной нервными системами;

— способствуют пищеварению и выделению, снижая количе­ство газов и частоту запоров;

—укрепляют мышцы, кости, сухожилия. Предотвращают вы­ведение минералов из костей, уберегают от остеопороза;

— балансируют работу эндокринной системы: более эффек­тивно начинают работать ее железы;

— способствуют развитию умственных способностей;

— улучшают вашу фигуру и комплекцию;

— помогают сбросить лишний вес не только путем сжигания калорий, но путем регуляции темпа метаболизма; так что вы будете терять вес даже во сне;

— дают больше энергии, чем ее используется при их (физиче­ских упражнений) выполнении;

— замедляют процесс старения: вы начинаете выглядеть моложе;

— повышают выносливость и отдаляют порог усталости, являются хорошим лекарством от эмоциональной уста­лости;

— стимулируют выработку эндорфинов в вашем мозгу. При­сутствие эндорфинов приносит ощущение легкости и от­даляет болевой порог.

Вам достаточно этого перечисления, чтобы начать двигаться? Многие согласились бы стать физически ак­тивнее, если бы тотчас смогли ощутить все преимущества занятий физкультурой. Но, увы, немало и людей, которые ограничиваются только объяснением причин, по которым ведут малоподвижный образ жизни.

Ваш ум, тело и дух — это триада, составляющая вашу личность. У вас нет в запасе другой физиологии. Вы не можете отделить себя от собственного тела и интеллекта. Человек — это не просто набор воздушных шариков с эти­кетками «тело», «ум», «дух». То, что влияет на одну часть вашего «я», влияет на вас в целом.

Представьте себе колесо. Оно состоит из обода, спиц и оси. Если убрать обод, исчезнет колесо как таковое. Если убрать спицы, вы получите два круглых предмета, но ни один из них уже не будет колесом. Уберите ось, и колесо также разрушится. Точно так же вы не можете отделить те­ло от ума. Пренебрегая состоянием тела, вы ощутите, что результаты этого пренебрежения скажутся на работе ин­теллекта. А свое тело вы не сможете содержать в форме, не занимаясь физкультурой регулярно, систематически, еже­дневно. Если вы этого не делаете, рано или поздно колесо вашей жизни разрушится.

Рекомендации по занятию лечебной физкультурой

Занятия лечебной физкультурой — прекрасное средство тре­нировки организма и повышения работоспособности. Предлагае­мый комплекс упражнений предполагает стимуляцию органа зрения. При выполнении упражнений необходимо руководство­ваться следующими правилами:

— следовать рекомендациям офтальмолога и терапевта;

— учитывать состояние Вашего здоровья;

— физическую нагрузку соразмерять с возрастом и трениро­ванностью организма;

— помнить об ограничениях, связанных с состоянием органа зрения при выполнении некоторых видов упражнений. Так с бли­зорукостью более 6,0 диоптрий, а также с хроническими измене­ниями на глазном дне нежелательны упражнения с продолжительными и напряженными переходами из положения сидя в положение ле­жа и обратно;

— противопоказаны игры, при которых возможны столкнове­ния играющих, нанесение ударов по голове, а также игры, требу­ющие большого напряжения;

— противопоказаны упражнения, связанные с сотрясением те­ла (прыжки, подскоки) и требующие напряжения.

Лечебная физкультура в целях поддержания зрения включает: общеразвивающие и специальные упражнения, а также подвиж­ные игры.

Общеразвивающие упражнения

1. Лежа на спине, руки в стороны, в правой руке теннисный мяч. Руки соединить впереди, переложить мяч в левую руку. Вер­нуться в исходное положение. Руки соединить впереди, перело­жить мяч в правую руку. Вернуться в исходное положение. Смотреть на мяч. Повторить 10—12 раз.

2. Лежа на спине, руки вдоль туловища, в правой руке мяч. Поднять руку вверх (за голову) и, опуская ее, переложить мяч в другую руку. То же повторить другой рукой 5—6 раз. Смотреть на мяч. При поднятии рук — вдох, при опускании — выдох.

3. Лежа на спине, руки вперед — в стороны. Выполнять окре­стные движения прямыми руками в течение 15—20 с. Следить за движением кисти одной, затем другой руки. Дыхание произволь­ное.

4. Лежа на спине, руки вперед — в стороны. Махи одной но­гой к разноименной руке. Повторить 6—8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок. Мах выполнять быстро. Во время маха — вы­дох.

5. Лежа на спине, в поднятых вперед руках держать волей­больный мяч. Махи ногой с касанием носком мяча. Повторить 6—8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок. Во время маха — вы­дох.

6. Лежа на спине, руки вперед. Выполнять окрестные движе­ния руками, опуская и поднимая их. Следить за кистью одной, за­тем другой руки. Выполнять 15—20 с.

7. Лежа на спине, в правой руке, поднятой вперед, держать теннисный мяч. Выполнять рукой круговые движения вперед и назад в течение 20 с. Смотреть на мяч. Менять направление дви­жения через 5 с.

8. Сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги слегка под­няты. Выполнять окрестные движения 15—20 с. Смотреть на мы­сок одной ноги. Голову не поворачивать. Дыхание не задерживать.

9. Сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги. Поочередно поднимать и опускать ноги. Выполнять 15—20 с. Смотреть на мы­сок одной ноги.

10. Сидя на полу, упор руками сзади. Мах правой ногой вверх — влево, вернуть в исходное положение. То же левой ногой вверх — вправо. Повторить 6—8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок.

11. Сидя на полу, упор руками сзади. Правую ногу отвести •вправо, вернуть в исходное положение. То же повторить другой ногой влево 6—8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок.

12. Сидя на полу, упор руками сзади, прямая нога слегка при­поднята. Выполнять круговые движения ногой в одном и другом направлении. Повторить 10—15 с каждой ногой. Смотреть на мы­сок.

13. Сидя на полу, упор руками сзади, но подняты обе ноги. Выполнять круговые движения в одном и другом направлении 10—15 с. Смотреть на мыски.

14. Стоя, держать гимнастическую палку внизу. Поднять пал­ку вверх, прогнуться — вдох, опустить палку — выдох. Смотреть на палку. Повторить 8—12 раз.

15. Стоя, держать гимнастическую палку внизу. Присесть и поднять гимнастическую палку вверх, вернуться в исходное поло­жение. Смотреть на палку. Повторить 8—12 раз.

16. Стоя, держать гантели впереди. Круговые движения рука­ми в одном и другом направлении — 15—20 с. Смотреть то на од­ну, то на другую гантель. Выполнять круговые движения 5 с в одном направлении, затем 5 с в другом.

17. Стоя, держать гантели впереди. Одну руку поднимать, дру­гую — опускать, затем наоборот — 15—20 с. Смотреть то на одну, то на другую гантель.

18. Стоя, гантели в опущенных руках. Поднять гантели вверх, затем опустить. Смотреть сначала на правую гантель, затем на ле­вую. Вновь перевести взгляд на правую гантель. Выполнять дви­жения глазами в одном и другом направлении 15—20 с. Менять направление движения глаз через 5 с.

19. Стоя, в вытянутой руке обруч. Вращать обруч в одну, за­тем в другую сторону 20—30 с. Смотреть на кисть. Выполнять од­ной и другой рукой.

20. Стоя, смотреть только вперед на какой-либо предмет. По­вернуть голову направо, затем налево. Повторить 8—10 раз в каж­дую сторону.

21. Стоя, смотреть только вперед на какой-либо предмет. Голо­ву поднять, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 10 раз. Смотреть на какой-либо предмет.

Примечание. Упражнения 3 и 4 можно выполнять с гантелью массой 3—4 кг.

При выполнении упражнений рекомендуется голову не пово­рачивать, движения глазами выполнять медленно.

Специальные упражнения

1. Передача мяча от груди к партнеру, стоящему на расстоя­нии 5—7 м. Повторить 12—15 раз.

2. Передача мяча партнеру из-за головы. Повторить 10—12 раз.

3. Передача мяча партнеру одной рукой от плеча. Повторить 7—10 раз каждой рукой.

4. Подбросить мяч обеими руками вверх и поймать. Повторить 7—8 раз.

5. Подбросить мяч одной рукой вверх, поймать другой. Повто­рить 7—8 раз.

6. Ударить с силой мяч об пол, дать ему подскочить и поймать одной или двумя руками. Повторить 6—7 раз.

7. Броски теннисного мяча в стену с расстояния 5—8 м. Повторить по б—8 раз каждой рукой.

8. Броски теннисного мяча в мишень. Повторить по 6—8 раз каждой рукой.

9. Бросить теннисный мяч с таким расчетом, чтобы он отско­чил от пола и ударился о стену, а затем поймать его. Повторить по 6—8 раз каждой рукой.

10. Броски мяча в баскетбольное кольцо двумя и одной рукой с расстояния 3—5 м. Повторить 12—15 раз.

11. Верхняя передача партнеру волейбольного мяча. Выпол­нять в течение 5—7 мин.

12. Нижняя передача волейбольного мяча партнеру. Выпол­нять в течение 5—7 мин.

13. Подача волейбольного мяча через сетку (прямая нижняя, боковая нижняя). Повторить 10—12 раз.

14. Игра в бадминтон через сетку и без нее — 15—20 мин.

15. Игра в настольный теннис — 20—25 мин.

16. Игра в большой теннис у стенки и через сетку — 15-20 мин.

17. Ира в волейбол — 15—20 мин.

18. Удары футбольным мячом по стенке и в квадраты с рассто­яния 8—10 м — 15—20 мин.

19. Передача футбольного мяча в парах (пас) на расстоянии 10—12 м — 15—20 мин.

20. Броски обруча вперед с приданием ему обратного враще­ния.

Подвижные игры

1. Эстафета с бегом, броском мяча в сторону с последующей ловлей мяча.

2. Эстафета с передачей мяча во встречных колоннах.

3. Игры с метанием мяча в мишень.

4. Игры с метанием мешочка с песком на стул либо в квадрат, начерченный на полу.

5. Игры с метанием теннисного мяча в корзину.

6. Игра в "челнок" с метанием набивного мяча.

7. Гонка мячей по кругу.

Что же делать?

1. Больше не оправдывайтесь никакими причинами. Окажи­те себе услугу — займитесь физкультурой. Для жизни фи­зические упражнения не менее важны, чем пища. Помните: вы теряете то, чем не пользуетесь.

2. Окажите услугу вашему сердцу, снизив частоту пульса до 60 ударов в минуту. Мышцы станут «вторым сердцем».

3. Ходите пешком не менее 3 км в день. Если выработаете в здании с лифтом, попробуйте отказаться от последнего и поднимайтесь по ступенькам собственными ногами.

4. Выполняйте упражнения, будьте подтянуты, ходите по свежему воздуху, дышите глубже. Этим вы успокоите нервы и улучшите процесс пищеварения.

Сколько же требуется работать, чтобы обрести и под­держивать хорошую физическую форму? Не меньше 20 минут четыре или пять раз в неделю, а для максимального эффекта — около 45 минут быстрой ходьбы или 30 минут бега трусцой. Для достижения макси­мальной трудоспособности ваша сердечно-сосудистая система нуждается в регулярной работе. Этого можно до­биться за четыре-восемь недель.

Занимаясь упражнениями один или два раза в неделю, вы можете повысить свою аэробную способность на во­семь процентов. Занятия три раза в неделю по 20 минут уд­воят эту способность. Работа на открытом воздухе четыре раза в неделю повысит аэробную способность на 25 про­центов. Оптимальную пользу приносят четыре или пять занятий в неделю.Не упражняйтесь четыре дня подряд с последующим трехдневным отдыхом. Лучше заниматься через день. Три дня отдыха подряд приводят к утрате некоторой части ваших достижений. За пять недель бездейст­вия вы можете потерять 50 процентов приобретенной тру­доспособности. После десятинедельного перерыва вы окажетесь на нуле, и придется начинать все сначала.

Заключение

Забота о собственном здоровье — мотивация достаточна рациональная и вполне разумная. Но беда в том, что мы как правило, начинаем думать о здоровье лишь тогда когда возникают различные недомогания и болезни. Они становятся импульсом для пробуждения интереса к занятиям физкультурой и спортом. Но и в этот момент вы про­должаете откладывать на завтра, ограничиваясь лишь раз­мышлениями об их пользе для здоровья." И только когда становится невмоготу, вы делаете решительный шаг и, пре­небрегая советами врача, начинаете до изнеможения бе­гать, плавать, поднимать тяжести... Но способны ли такие бессистемные нагрузки дать положительные результаты? Скорее наоборот — они навредят.

Методические рекомендации для людей разного воз­раста, с различным уровнем физической подготовлен­ности, включающие комплексы упражнений, можно найти, в научно-популярных книгах и журнальных публи­кациях.

Можно сделать вывод: занятия физической культурой и спортом полезны для человека, для его здоровья, обес­печивают гармоничное единство души и тела.

Занятия физкультурой и спортом прямо или косвенно воздействуют на важнейшие мышцы: диафрагму, сердеч­ную мышцу, мышцы, расположенные вдоль позвоночника, мышцы шеи и конечностей. Регулярные физические упражнения укрепляют весь мышечный аппарат.

Список используемой литературы

1. Богатырев В.С. Методика развития физических качеств юношей: Учебное пособие. – Киров, 1995 г.

2. Вострокнутов В.С. Формирование интереса учащихся к занятиям физической культурой // Методические рекомендации. - Москва: Изд. Регион, 1999.

3. Жеребцов Ф.В. Физкультура и труд. М.1996.

4. Ильинчина В.И. «Физическая культура студента». М. 1999.

5. Ким В.В., Латыпов Г.С. О разделении спорта и оздоровительной физкультуры. // Теория и практики физической культуры. 2001. №2;

6. Кузнецов В.С., Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия. 2000.

7. Мильнер Е.Г. Выбираю бег. М. 1990.

8. Моченов В.П. Физическая культура и спорт в профилактике. // Теория и практики физической культуры. 2001. №2;

9. Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Кофмана Л.Б. М. 1998.

10. Петровский Б.В. Популярная медицинская энциклопедия. Главный редактор академик Москва. 1991.

11. Энциклопедический словарь юного спортсмена, Москва, 1993 г.