Введение
У каждой
культуры есть
своя логика
и свое представление
о мире.
То, что значимо
в одной культуре,
может быть
несущественным
в другой. Поэтому
важно всегда
с уважением
смотреть на
своего
партнера —
представителя
иной культуры.
Он действительно,
другой, и это
его право. Уважение
к нему выражается
не только
в заинтересованности,
но и в знании
некоторых
особенностей
жизни
его страны.
Знание этих
особенностей
убеждает, что
каждая
культура содержит
в себе целый
ряд ключевых
элементов -
культурных
категорий,
которые являются
определяющими
в способах
общения и поведения
индивидов.
На рубеже
второго и третьего
тысячелетий
становится
все более очевидным,
что человечество
развивается
по пути расширения
взаимосвязи
и взаимозависимости
различных
стран, народов
и их культур.
Этот процесс
охватил различные
сферы общественной
жизни всех
стран мира.
Сегодня невозможно
найти этнические
общности, которые
не испытали
бы на себе
воздействие
как со стороны
культур других
народов, так
и более широкой
общественной
среды, существующей
в отдельных
регионах и в
мире в целом.
Это выразилось
в бурном росте
культурных
обменов и прямых
контактов между
государственными
институтами,
социальными
группами,
общественными
движениями
и отдельными
индивидами
разных стран
и культур. Расширение
взаимодействия
культур и народов
делает особенно
актуальным
вопрос о культурной
самобытности
и культурных
различиях.
Культурное
многообразие
современного
человечества
увеличивается,
и составляющие
его народы
находят все
больше средств,
чтобы сохранять
и развивать
свою целостность
и культурный
облик. Эта тенденция
к сохранению
культурной
самобытности
подтверждает
общую закономерность,
состоящую в
том, что человечество,
становясь, все
более взаимосвязанным
и единым, не
утрачивает
своего культурного
разнообразия.
В контексте
этих тенденций
общественного
развития становится
чрезвычайно
важным уметь
определять
культурные
особенности
народов, чтобы
понять друг
друга и добиться
взаимного
признания.
Становясь
участниками
любого вида
межкультурных
контактов, люди
взаимодействуют
с представителями
других культур,
зачастую существенно
отличающихся
друг от друга.
Отличия в языках,
национальной
кухне, одежде,
нормах общественного
поведения,
отношении к
выполняемой
работе зачастую
делают эти
контакты трудными
и даже невозможными.
Но это лишь
частные проблемы
межкультурных
контактов.
Основные причины
их неудач лежат
за пределами
очевидных
различий. Они
— в различиях
в мироощущении,
то есть ином
отношении к
миру и к другим
людям. Главное
препятствие,
мешающее успешному
решению этой
проблемы, состоит
в том, что мы
воспринимаем
другие культуры
через призму
своей культуры,
поэтому наши
наблюдения
и заключения
ограничены
ее рамками. С
большим трудом
мы понимаем
значения слов,
поступков,
действий, которые
не характерны
для нас самих.
Наш этноцентризм
не только мешает
межкультурной
коммуникации,
но его еще и
трудно распознать,
так как это
бессознательный
процесс. Отсюда
напрашивается
вывод, что
эффективная
межкультурная
коммуникация
не может возникнуть
сама по себе,
ей необходимо
целенаправленно
учиться.
Актуальность
выбранной темы
состоит в том,
что в наше время
люди должны
культивировать
умение общаться
с другими народами,
проявлять
толерантность
к другим этносам,
их обычаям,
традициям,
законам, поскольку
мы существуем
в мультикультурном
обществе. Знания
о других народах
и их культурах
чрезвычайно
важны и для
успешного
ведения делового
взаимодействия
с ними, а деловые
межкультурные
контакты сейчас
все более
расширяются.
Целью нашей
курсовой работы
является исследование
особенностей
деловой культуры
Франции.
Задачи:
познакомиться
с основными
составляющими
культуры Франции;
рассмотреть
психолого-поведенческие
особенности
французов;
выработать
рекомендации
по успешному
деловому
взаимодействию
с представителями
страны.
Глава
1 Общие сведения
о Франции
Экономико-географическая
характеристика
страны.
Французская
республика
– одна из самых
высокоразвитых
стран современного
мира, постоянный
член Совета
Безопасности
ООН, центр мировой
и европейской
культуры.
Франция
– государство
в Западной
Европе. На севере
территория
Франции омывается
Северным морем,
проливами
Па-де-Кале и
Ла-Манш, на западе
– Бискайским
заливом, Атлантическим
океаном, на юге
– Средиземным
морем, на востоке
граничит с
Бельгией,
Люксембургом,
ФРГ, Швейцарией,
Италией, Монако;
на юге – с Испанией
и Андоррой.
Площадь
территории
Франции вместе
с расположенным
в Средиземном
море островом
Корсикой и
другими мелкими
прибрежными
островами (1-е
место в Западной
Европе) – 543 965 км2.
Население
около 58,5 млн.
(01.01.1997). 83% населения
- французы; живут
также эльзасцы,
бретонцы, корсиканцы,
каталонцы,
баски; кроме
того проживает
4,7 млн. иностранцев-иммигрантов
(алжирцы, португальцы,
итальянцы,
испанцы, армяне
и другие). Официальный
язык - французский.
Подавляющее
большинство
верующих - католики,
около 2 млн. человек
- протестанты,
около 2 млн. -
мусульмане
(в основном
выходцы из
стран Северной
и Центральной
Африки, Среднего
Востока), православные
(более 400 тысяч)
и другие. Средне
- годовой естественный
прирост населения
0,39% (1984-86). Средняя
плотность
населения 101
человек на 1
км2
(1987). Наиболее
густо заселены
промышленные
районы на севере
Франции (до
300-500 человек на
1 км2),
наименее - горные
районы Альп
и Пиренеев
(менее 10 человек
на 1 км2).
Горное население
- 77,2% (1985). Крупные
города: Париж,
Марсель, Лион,
Тулуза, Ницца,
Страсбург,
Нант, Бордо,
Сент-Этьен.
Экономически
активное население
- 23 млн. человек
(1983), в том числе
занято: в промышленности
22,3%; в сельском,
лесном хозяйстве
и рыболовстве
7,3%; в строительстве
7,3%; транспорте
и связи 6%. Безработных
- 10% экономически
активного
населения
(1986).
Столицей
Франции является
ее самый большой
город – Париж
(1990 г. – его население
около 2,2 млн. чел.,
так называемый
большой Париж
– 9,1 млн. чел.). Другие
крупные города:
Марсель (801 тыс.),
Лион (415 тыс.), Тулуза
(360 тыс.), Нант (245
тыс.), Бордо (210
тыс.).
Основными
достопримечательностями
Франции являются
Альпы с многочисленными
лыжными курортами
и альпинистскими
лагерями, а
также пляжи
Средиземного
моря (в основном
в Ницце). В Канне,
неподалеку
от Ниццы, проводится
всемирно знаменитый
международный
кинофестиваль,
привлекающий
огромное количество
зрителей. Одной
из главных
исторических
достопримечательностей
являются замки
Луары - несколько
великолепных
средневековых
замков, расположенных
на берегах
Луары. Культурным
центром Франции
является Париж,
в котором находятся
главные музеи
страны: Лувр
(бывший королевский
дворец, в котором
расположено
225 галерей и 400000
экспонатов);
центр искусств
Пампиду; музей
Пикассо с коллекцией
работ знаменитого
художника;
музей современного
искусства;
музей импрессионистов;
музей декоративного
искусства;
музей Родена
(коллекция
скульптур).
Кроме того, в
Париже находятся
такие знаменитые
архитектурные
шедевры как
Эйфелева башня,
собор Нотр-Дам-де-Пори
(1163 г), церковь
XIII
века Сен-Шапель,
Триумфальная
арка, Пале-Роянь,
Елисейский
дворец (резиденция
президента
республики),
Версальский
дворец (бывшая
загородная
резиденция
французских
королей). Популярны
среди многочисленных
туристов Монмартр,
Елисейские
поля, Булонский
лес, ботанический
сад и зоопарк.
Под Парижем
находится
Евродиснейленд
- первый парк
развлечений
такого масштаба
в Европе.
1.2
Краткая история
становления
государства.
Территория
Франции была
заселена с
древнейших
времен (вероятно,
1 млн. лет назад).
В древности
Францию населяли
галлы (кельты),
отсюда ее древнее
название - Галлия.
К середине 1 в.
до н.э. завоевана
Римом; с конца
5 в. до н.э. - основная
часть Франкского
государства.
Образованное
по Верденскому
договору 843 г.
Западно-Франкское
королевство
занимало
приблизительно
территорию
современной
Франции; в 10 в.
страна стала
называться
"Франция". До
середины 12 в.
господствовала
феодальная
раздробленность.
В 1302 г. созваны
первые Генеральные
штаты, сложилась
сословная
монархия.
Экономическое
развитие Франции
было надолго
задержано
Столетней
войной 1337-1453 гг.
Ухудшение
положения
народа вызвало
Парижское
восстание
1357-1358 гг., Жакерию.
Централизация
государства
в основном
завершилась
во второй половине
15 в. при Людовике
XI.
Абсолютизм
укрепился после
Религиозных
войн 16 в., достиг
апогея при
Людовике XIV.
В 15-17 вв. французские
короли вели
длительную
борьбу с Габсбургами
(Итальянские
войны 1494-1559 гг.,
Тридцатилетняя
война 1618-48 гг.).
Феодально-абсолютистскую
систему ликвидировала
Великая французская
революция. В
1792 учреждена
республика
(первая республика).
Высший этап
революции -
якобинская
диктатура.
Термидорианский
переворот 1794
знаменовал
победу буржуазной
контрреволюции.
Режим Директории
(1795-99 гг.) сменила
военная диктатура
Наполеона [в
форме Консульства,
а с 1804 г. - империи
(первая империя)],
укрепившая
буржуазный
строй. Отечественная
война русского
народа 1812 г.
предопределила
крушение
наполеоновской
империи. В период
Реставрации
(1814-1815 гг., 1815-30 гг.) политическое
господство
принадлежало
дворянству
и духовенству.
В результате
Июльской революции
1830 г. к власти
пришла финансовая
аристократия.
Февральская
революция 1848
г. установила
буржуазную
республику
(вторая республика).
В дальнейшем
Революция 1848
г. развивалась
по нисходящей
линии. В 1852 г. была
установлена
вторая империя;
пала в 1870 г. в обстановке
франко-прусской
войны 1870-71 гг. Была
образована
третья республика
(1870-1940 гг.). 18 марта
1871 г. в Париже
произошла
первая в мире
пролетарская
революция,
жестоко подавленная
буржуазией.
В 1875 г. принята
конституция
третьей республики.
В 1879-80 гг. была создана
первая марксистская
партия - Рабочая
партия. В начале
20 в. социалистическое
движение раскололось.
Были образованы
Социалистическая
партия Франции
(под руководством
Ж. Геда, П. Лафарга
и др.) и Французская
социалистическая
партия (под
руководством
Ж. Жореса) - объединились
в 1905 г. в СФИО. На
рубеже 19-20 вв.
французский
капитализм
вступил в стадию
империализма.
К концу 19 в. в
основном завершилось
образование
французской
колониальной
империи. Франция
в составе Антанты
участвовала
в I
мировой войне,
которая завершилась
выгодным для
французских
империалистов
Версальским
мирным договором
1919 г. Франция была
участником
антисоветской
интервенции.
В 1918-20 гг. - революционный
подъем. В 1820 г.
основалась
Французская
коммунистическая
партия. Дипломатические
отношения с
СССР с 28.10.1924. В 1935 г.
заключен
франко-советский
договор о
взаимопомощи.
В январе 1936 г. на
основе единого
рабочего фронта
[ФКП и Социалистической
партии (СФИО),
с 1934 г.] создан
Народный фронт.
Правительства
Народного
фронта запретили
фашистские
организации,
приняли меры
к улучшению
положения
трудящихся
(введение 40-часовой
рабочей недели,
оплачиваемых
отпусков и
т.д.). В 1938 г. Народный
фронт распался.
Французские
правящие круги
проводили курс
"умиротворения"
фашистских
агрессоров,
что способствовало
развязыванию
II
мировой войны.
В 1940 г. Франция
была оккупирована
фашистскими
германскими
и итальянскими
войсками. Возник
профашистский
режим "Виши".
Главным организатором
Движения
Сопротивления
на территории
Франции была
ФКП, важную
роль играло
возглавляемое
Ш. де Голлем
движение "Свободная
Франция" (с 1942
г. - "Сражающаяся
Франция"). К
концу 1944 г. Франция
(в результате
действий войск
антигитлеровской
коалиции и
Движения
сопротивления)
была освобождена.
В 1944-47 гг. в правительство
входили коммунисты;
были проведены
прогрессивные
социальные
реформы, принята
демократическая
конституция
четвертой
республики
(1946 г.). В 1949 г. Франция
стала членом
НАТО, в 1957 г. ЕЭС.
Франция подписала
Женевские
соглашения
1954 г. по Индокитаю.
В 1958 г. принята
конституция
пятой республики,
расширившая
права исполнительной
власти в ущерб
законодательной.
Президентом
стал де Голль.
К 1960 г. в обстановке
распада колониальной
системы империализма
завоевала
независимость
большая часть
французских
колоний в Африке,
в 1962 г. - Алжир. Стремясь
укрепить
международные
позиции и обеспечить
внешнеполитическую
самостоятельность,
Франция вышла
из военной
организации
НАТО (1966 г.), активизировала
сотрудничество
с СССР и другими
социалистическими
странами. Крупное
событие внутриполитической
жизни - Всеобщая
забастовка
1968 г. В 1981 г. при поддержке
ФКП и других
левых сил президентом
Франции был
избран кандидат
социалистов
Ф. Миттеран. В
настоящее время
президентом
страны является
Ж. Ширак.
В
административном
отношении
территория
Франции разделена
на 96 департаментов,
включая Париж
(отдельный
департамент),
департаменты
на коммуны;
департаменты
созданы на
территории
исторических
провинций.
Площадь владений
Франции составляла
(1997) 127 тыс. км2
с населением
около 2,6 млн.
человек, в их
составе: 5 заморских
департаментов
(Гваделупа и
Мартиника - в
Вест-Индии,
Гвиана - в Южной
Америке, Реюньон
- в Индийском
океане, острова
Сен-Пьер и Микелон)
и 5 заморских
территорий
(Новая Каледония,
Французская
Полинезия,
Французские
южно-антарктические
территории,
острова Майотт,
Уоллис, Футуна).
Новые Гебриды
- совместное
франко-английское
владение.
1.4
Культура
Французы
твердо уверены,
что в вопросах
культуры Франция
была и есть
впереди всей
планеты - в
архитектуре
и в музыке,
в литературе
и скульптуре,
в искусстве
кино и пантомимы,
в драме и балете,
не говоря уж
об умении красиво
умереть на
дуэли во время
восхода солнца.
И,
вполне возможно,
французы правы,
ибо лишь в этой
стране
всегда умели
превратить
обыденное в
исключительное,
придать ему
стиль и артистизм;
это вы замечаете,
просто
идя по улице,
сидя в кафе или
читая книгу.
Французским
домам, возможно,
не хватает того
очарования
и уюта, которые
свойственны
домам английским
и американским
(как
внутри, так и
снаружи), но
сами французы
даже рады, что
о них судят по
тому, какие
книги у них на
книжных полках,
какие картины
на стенах, и
какие компакт-диски
в их
коллекции.
Французы
ведут войны,
строят заговоры
и получают
образование
исключительно
для того, чтобы
продемонстрировать
свой интеллект
в разговоре
на заданную
тему. У них даже
есть для этого
специальный
термин: le
discours
(дисскурс,
рассудочная
речь), хотя на
самом деле
слово это может
обозначать
все что угодно
- от пустой болтовни
до торжественной
речи. Впрочем,
французы предпочитают
употреблять
его в следующем
значении: "разумная
аргументация".
Владеющих этим
мастерством
(а их среди французов
примерно
95 процентов)
здесь ценят
и уважают. Француз
(или
француженка)
демонстрирует
отменное владение
словом
с той же гордостью,
с какой иные
демонстрируют
принадлежащие
им полотна
импрессионистов,
пасхальное
яйцо работы
Фаберже или
севрскую вазу.
Для
французов
достигнуть
особых высот
в области культуры
значит стать
практически
недосягаемыми
для других.
Стычки
между интеллектуалами
во Франции не
менее динамичны,
чем международные
матчи по боксу,
и вызывают у
французов в
высшей степени
живой интерес.
Французов
критикуют люди
других национальностей,
и их нетрудно
понять. Любящие
спорить и чрезмерно
самоуверенные,
они часто ставят
себя в затруднительное
положение на
международных
встречах,
изолированные
в своей непримиримости,
в то время как
все остальные
участники
решили пойти
на компромисс.
Это, естественно,
делает их объектом,
открытым для
обвинений в
самонадеянности.
И все же они
заслуживают
некоторой
симпатии. Французы
- дальновидные,
проницательные
мыслители,
считающие, что
у них имеются
лучшие исторические
перспективы,
чем у большинства
из нас. Они
предпочитают
истину потугам
популизма.
Всегда ли они
правы? Как и
все мы, они
подвержены
ошибкам в своих
суждениях и
склонны к
предвзятости,
но у них имеется
огромный опыт
в политике,
войнах, в организации
и управлении
дома и за рубежом,
в гуманитарных
науках. Как и
немцев, их нельзя
обвинить в том,
что они легко
смотрят на
вещи. Долгое
и весомое участие
французов в
европейских
и мировых делах
дает им основание
утверждать,
что их громкий
и ясный голос
должен быть
услышан на
международных
форумах. Их
политическая,
военная и
экономическая
мощь больше
не может доминировать
на мировой
арене, как это
было когда-то,
но французы
не чувствуют,
что у них теперь
меньше прав
или возможностей
читать мораль
или поучать
других. Как у
американцев,
британцев и
русских, в их
характере есть
сильная склонность
к мессианству.
Они не были бы
людьми, если
бы не возмущались
подъемом Британии
после падения
Наполеона,
упадком французского
языка как мирового,
нашествием
японцев на
европейскую
экономическую
арену и сильнее
всего вредоносной
американизацией
большей части
мира, включая
Европу, где
когда-то доминировала
Франция, и даже
саму французскую
культуру.
Французский
народ живет
в собственном
мире, центром
которого является
Франция. Французы
поглощены своей
историей и
склонны верить
в то, что их страна
задала стандарты
демократии,
справедливости,
государственных
и законодательных
систем, военной
стратегии,
философии,
науки, сельского
хозяйства,
виноградарства,
изысканной
кухни и "умения
жить". Другие
страны имеют
нормы, отличные
от этих, и они
должны многому
научиться,
прежде чем
правильно
поймут эти
вещи. Французы
практически
ничего не знают
о многих других
народах, так
как их образовательная
система мало
учит истории
или географии
малых стран
или тех, которые
принадлежали
другим империям.
Они, в общем,
довольно мило
относятся к
иностранцам
- ни положительно,
ни отрицательно.
Они будут вести
с вами дела,
если у вас есть
хорошие товары
или если вы
покупаете у
них, но их позиция
будет несколько
снисходительной.
1.5 Особенности
кухни французов.
Французская
кухня считается
одной из самых
изысканных
в мире.
Ее характерными
особенностями
являются
использование
практически
всех продуктов,
многообразие
пряностей и
приправ, различные
способы тепловой
обработки,
использование
в рецептах блюд
виноградного
вина, коньяков,
ликеров, широкое
применение
артишоков,
спаржи, салата
латука; очень
разнообразный
ассортимент
сыров (свыше
300 сортов). Популярны
различные
салаты, в качестве
закусок - устрицы,
омары,
лангусты. Из
первых блюд
предпочтение
отдается бульонам
и пюреобразным
супам.
Сытно
и недорого
можно пообедать
в ресторанах
сети «Bistro
Remain»,
мясные рестораны
«Hyppopotamus»
несколько
дороже. Исторически
знаменитые
рестораны и
кафе Парижа
расположены
в районе Монмартра.
Традиционный
завтрак довольно
простой: булочки
с джемом,
масло, яйца,
кофе и сок.
Комплексный
обед в ресторанах
состоит
из закуски,
мясного блюда,
десерта. Ужин
разнообразный,
но вместо закуски
часто подают
суп или устрицы.
Обычно перед
едой предлагают
аперитив. Сыр
во Франции не
закуска, а десерт.
Он запивается
красным вином.
Чисто французские
блюда
- разнообразные
пирожные, круассаны
и торты.
Франция
славится
разнообразием
и высоким качеством
вин,
коньяков, ликеров.
Французы
испытывают
почти религиозный
экстаз, наслаждаясь
вкусной едой
в ресторане
или в доме с
хорошим поваром;
сама же трапеза
- это некий
неорелигиозный
ритуал.
Во
многих районах
Франции обеденный
перерыв по-прежнему
составляет
два часа, но
все больше и
больше французов
предпочитают
сократить его
и закончить
работу
пораньше, стремясь
поскорее вернуться
домой, к семье.
Возможно,
вернувшись,
они сразу же
снова выйдут
из дома, но
уже вместе со
всем своим
семейством,
чтобы где-то
поужинать.
Даже в самом
скромном кафе
при дороге вам
вполне
могут предложить
замечательное
blanquette
de
veau
(рагу
из телятины
под белым соусом),
которое ни в
чем не уступает
рагу, приготовленному
в первоклассном
ресторане,
но стоит существенно
дешевле.
Французов
приводит в ужас
привычка англичан
есть сыр после
пудинга. Переход
от мяса к сыру
вполне естествен
от
одного острого
пикантного
блюда к другому.
Но переходить
от пудинга к
сыру - все равно,
что есть мороженое
вместе
с ростбифом!
И отчего это
у англичан
такой испорченный
вкус? Неужели
они ничего не
смыслят в
последовательности
блюд и их сочетаемости?
Столкнувшись
с подобным
варварством
непосредственно,
то есть у себя
в кафе и ресторанах,
французам не
остается ничего
другого, как
диктовать
собственные
правила приема
пищи - буквально
вслух объясняя
непонятливым,
что и как им
следует есть.
Как
и все во Франции,
пища также
является предметом
постоянных
дискуссий.
Встретившись
на одной важной
конференции,
двое коллег,
например, более
получаса проговорили
отнюдь не о
спорте или
работе, а о грибах!
О том, как
они их собирали
летом, а потом
готовили под
каким-то особенным
соусом. Особое
внимание затем
было уделено
весьма редкой
разновидности
грибов, которые
один из делегатов
умудрился
отыскать в
горах Корсики,
и тому сметанному
соусу, в котором
эти грибы были
приготовлены.
С
другой стороны,
некоторым
французским
блюдам явно
не хватает
изысканности;
мало того, французам
вообще свойственно
настолько
полное отсутствие
брезгливости,
что
это может показаться
порой просто
отталкивающим.
Они,
например, не
только едят
любые части
тела животного,
но и не считают
нужным хотя
бы скрыть, какая
именно это
часть тела.
Англичане и
американцы
перемалывают
в мощных
мясорубках
копыта, гениталии,
мозги, хвосты
и уши
коров, свиней
и овец, превращая
все это в некую
неопределенную
массу, продукция
из которой
впоследствии
может
называться
"бургер", или
"свиная тушенка",
или "свиные
потроха", или
"ланчен миг".
Французы называют
свиные
ножки (с копытцами!)
именно "свиными
ножками" и
запросто
выкладывают
их на блюдо
рядом с прочими,
в том
числе и деликатесными,
изделиями из
свинины.
Бородатые
шуточки по
поводу особой
любви французов
к улиткам, лягушачьим
окорочкам и
чесноку совершенно
лишены смысла.
Французы прекрасно
умеют все это
готовить,
сервировать
и есть. Возможно,
при виде живых
улиток у
вас и возникнет
неприятное
ощущение под
ложечкой, но
растопленное
масло, которым
они будут политы,
будет наверняка
лучшим в мире.
Лягушачьи
окорочка вполне
могут показаться
не слишком
питательными,
но выглядеть
на блюде
они будут чрезвычайно
аппетитно!
Известно,
что только
жители Люксембурга
пьют больше
французов,
потребляющих
15,5 литров чистого
алкоголя на
душу населения
в год.
В
Нормандии и
Бретани местные
жители вливают
в себя немыслимое
количество
сидра, обильно
орошая им свою
несчастную
печень - для
французов она
предмет вечной
заботы.
Пиво популярно
по всей стране.
Люди с достатком
любят
виски, особенно
солодовое (на
нем имеется
особая наклейка).
На юго-западе
Франции, по
всему славящемуся
своим
космополитизмом
побережью, в
барах широко
рекламируются
и по прежнему
пользуются
успехом джин
с содовой,
"Пасти", "Бирр"
и другие аперитивы.
И все-таки
жизнь во Франции
бьет ключом
исключительно
благодаря
здешним винам!
В
чем-чем, а уж в
винах-то французы
толк знают.
(Впрочем,
так и должно
быть: они ведь
с самого нежного
возраста
начинают поглощать
все больше и
больше этого
замечательного
напитка, сперва,
правда, сильно
разбавленного
водой.)
Что
бы там ни говорили
жители Испании,
Германии, Австралии
или Калифорнии,
французы твердо
уверены: самое
лучшее вино
делается во
Франции. Посетители
Музея виноделия
в Бордо или
Университета
виноделия в
Шато Сюз-ла-Русс
проходят мимо
выставленных
экспонатов
на цыпочках,
испытывая куда
большее благоговение,
чем в соборе
Парижской
Богоматери.
Как-то
раз семью
вегетарианцев'
пригласили
на обед французы
из Бордо. Одно
за другим были
поданы семь
блюд,
и в основе всех
семи оказался
сыр. Но к каждому
кушанью
полагался
особый сорт
хлеба и, что
куда важнее,
особый
сорт вина. Обед
удался на славу!
Каждое блюдо
обладало
собственным
неповторимым
вкусом, значительно
отличаясь
от всех прочих,
как предыдущих,
так и последующих,
ибо к каждой
из перемен
подавалось
то "grand
vin"(вино
лучшей марки),
то "petit
vin"
(слабое сухое
вино), и на следующее
утро гости
проснулись,
не чувствуя,
несмотря на
столь
обильные возлияния,
ни малейших
признаков
похмелья.
После
банкета в
Министерстве
торговли Франции
председатель
Совета по торговле
обратился к
гостям с десятиминутной
речью, которая
была посвящена
отнюдь не экономике,
не международной
торговле и не
пошлинам и
тарифам,
а тем замечательным
винам, которые
подавали во
время
банкета; особое
внимание он
уделил турскому
вину урожая
1978 г. и сотерну
урожая 1955 г., дав
присутствующим
в полной мере
понять, в каком
удивительном
опыте им
только что
удалось поучаствовать,
а затем высокопоставленные
гости под его
руководством
предались
ритуальным
возлияниям.
1.6 Стиль.
Французы
- люди чувственные;
любви они отдают
весь пыл своей
души, а музыку
пишут такую,
что ею нельзя
не восхищаться,
ибо она - как
восход солнца
над морем.
Но
кто, кроме французов,
согласится
потратить целых
семь
с половиной
минут на то,
чтобы положить
в коробочку
крошечное
"tarte
aux
cerises"
(пирожное с
вишнями), перевязать
коробочку
лентой и вручить
ее покупателю
с таким видом,
словно это
долгожданный
первенец, отлично
зная при
этом, что сия
благословенная
вещь будет
мгновенно
съедена,
стоит покупателю
ступить за
порог кондитерской?
Да,
мода здесь
диктует все,
и еда не является
исключением
из этого правила.
Современная
кухня - поистине
апофеоз
французского
кулинарного
искусства:
крошечные
кусочки
пищи, разложенные
на редкость
красиво (при
этом еда радует
скорее глаз,
чем желудок)
- вот истинное
торжество стиля
над материальным
содержанием.
1.7 Основные
праздники.
1 января
- Новый год;
понедельник
пасхальной
недели - Пасха;
1 мая
- День труда;
8 мая
- Праздник Победы
над фашизмом;
3 июля
- Троица;
июля
- День взятия
Бастилии;
августа
- Успение;
1 ноября
- День всех святых
и поминовения
усопших;
11 ноября
— День окончания
Первой мировой
войны; 25—31
декабря —
Рождественские
каникулы и
Новый год. Выходные
дни во Франции
- суббота и
воскресенье
Глава
2 Психолого-поведенческая
характеристика
коренного
населения
Франции.
2.1
Характеристика
французской
культуры по
Э.Холлу, Г. Хофстеде,
Р. Льюису.
Э.
Холл
|
Г.
Хофстеде
|
Р.Льюис
|
-полихронная
-контактная
-высоким
контекстом
-высокая
степень распространения
информации
|
-индивидуалистская
-женственная
-высокая
дистанция
власти
-высокая
степень избегания
неопределённости
|
-полиактивная
-ориентированная
на диалог
|
2.2
Система ценностей
французов.
Несмотря
на озаренное
революциями
и мятежами
прошлое,
французам
удалось создать
вполне устойчивую,
даже, пожалуй,
неколебимую
систему жизненных
ценностей. Они,
например, всегда
с огромным
уважением
относились
к развитому
интеллекту,
к высокой
квалификации,
а также к деятельности
некоторых
академических
институтов.
Ибо, хотя
во Франции и
существуют
еще пережитки
старой
классовой
системы (немногочисленные
аристократы,
чьи
предки не были
обезглавлены
Мадам Гильотиной),
ос нова
французской
государственной
системы - это
прежде всего
меритократия.
В США
считается, что
любой человек
может достичь
всего
на свете, если
по-настоящему
этого захочет.
В Великобритании
установка
несколько иная:
любой может
достичь всего
на свете, если
докажет, что
он на это способен.
Во Франции
же уверены:
любой может
достичь всего
на свете, если
получил соответствующую
квалификацию,
ну а если он ее
получил, то ему
попросту обязаны
предоставить
возможность
достичь всего,
чего он хочет,
сразу же, как
он докажет,
что шел к своей
цели правильным
путем, соблюдая
общепринятые
нормы и условности.
Перед
умом французы
поистине
преклоняются.
Наибольшее
уважение и
любовь у них
всегда вызывали
продукты
интеллектуальной
деятельности,
то есть одновременно
Ума
и Чувств. Они
способны поклоняться
как идеям, так
и тем,
кто эти идеи
создает. Именно
поэтому французские
политики
различного
масштаба получают
возможность
выступать
с любыми самыми
дерзкими,
фантастическими,
дорогостоящими
и, в общем-то,
нелепыми прожектами,
которые
просто обречены
на всеобщее
одобрение (даже
если ясно,
что впоследствии
они могут закончиться
страшным провалом)
именно потому,
что изначально
были столь
дерзкими,
фантастичными
и тд.
В 80-е годы,
например, французы
начали лихорадочно
искать
нефть под Парижем.
Остаётся лишь
восхищаться,
их способностью
питать столь
дикие, пугающе
несбыточные
надежды.
У них
хватает смелости
бесконечно
экспериментировать,
терпеть неудачи
и снова ставить
эксперименты
- поистине
это народ, не
обремененный
собственным
прошлым,
а всегда готовый
использовать
настоящее как
трамплин
для прыжка в
будущее и упивающийся
этой своей
способностью!
2.3 Язык
и мышление
французов
Именно
французский
язык связывает
нацию воедино.
В былые
времена Франция
была разделена
на области, в
каждой из
которых говорили
на своем языке
- бретонском,
лангедо-ке,
фламандском.
Чуть ли не в
каждом округе
был скок patois
(говор).
Это, естественно,
воспринималось
как угроза
единству
Франции, и
впоследствии
во французских
школах стали
наказывать
учеников, если
те заговорят
на запрещенном
наречии;
наказанному
вручался так
называемый
символ (чаще
всего, маленький
кубик), который
в течение дня
передавался
от нарушителя
к нарушителю,
а к концу уроков
тот, у кого
этот "символ"
оказывался,
подвергался
порке.
Ни одна
другая нация
не вела столь
тяжкой борьбы
за сохранность
своего языка.
Целая академия
("Academie
francaise")
неустанно
трудится, дабы
обеспечить
его чистоту
и решить, приемлемо
ли то или иное
слово. Неологизмы,
тайком
прокравшиеся
в современную
речь, безжалостно
вырываются
с корнем.
Недолгое
увлечение так
называемым
франгле (franglais),
смесью
французского
с английским,
довольно
распространенное
еще несколько
лет назад,
практически
закончилось.
Применяемые
в бизнесе и
технических
науках английские
слова
с французскими
артиклями - "le
cash-flow"
(движение денежных
средств), "le
design"
(дизайн), "lepipeline"
(трубопровод)
- возмущали
Миттерана:
"Неужели мы
должны отдавать
команды своим
компьютерам
по-английски?"
- вопрошал
он.
Была
предпринята
попытка сделать
"франгле"
ненужным просто
за счет изобретения
французских
эквивалентов.
Так короткое
"ип oil-rig"
(буровая вышка)
превратилось
в "ип appareil
de
forage
en
mer"
(установка для
откачки нефти
с морского
дна). И подобные
попытки довольно
быстро прекратились.
Когда
умер де Голль,
Ноэля Кауарда,
английского
драматурга,
композитора
и актера, спросили:
о чем, по его
мнению,
стали бы беседовать
в раю достопочтенный
"жене-раль"
и Господь Бог,
и Кауард ответил:
"Это зависит
от того, насколько
хорошо Господь
владеет французским."
Жестикуляция.
Язык тела
изобрели несомненно
французы. Наблюдать
за французским
полицейским
на перекрестке,
когда он дирижирует
ревущими потоками
машин, столь
же интересно,
как
любоваться
изощренным
современным
танцем - ах, это
виртуозное
владение жезлом,
эта резко выброшенная
перед собой
ладонь, способная
заставить сотни
машин мгновенно
замереть на
месте, этот
снисходительный,
элегантный
кивок,
позволяющий
им двигаться
дальше, эта
грозно приподнятая
бровь судии,
если что-то не
так!..
Во время
беседы руки
французов
никогда не
бывают спокойны.
Именно руки
придают их
мыслям форму,
очертания
и объем. По движениям
рук можно догадаться
о душевном
состоянии
твоего собеседника,
об уровне его
интеллекта
и о сердечных
привязанностях.
В тех
случаях, когда
другие обходятся
интонационным
рисунком
и модуляцией
голоса, желая
лучше выразить
свои чувства
и переживания,
французы используют
также глаза,
руки,
губы и плечи,
обнажая таким
образом всю
богатейшую
гамму человеческих
чувств. Они
целуют кончики
пальцев, если
что-нибудь (или
кто-нибудь) уж
очень пришлось
им по душе. Они
подносят ладонь
ко лбу, словно
намереваясь
снять с себя
скальп, когда
сыты. Они скорбно
приподнимают
плечи, если их
|