Главная              Рефераты - История

Межнациональные конфликты. Фашизм - реферат

Одной из тем межнациональных конфликтов является фашизм. Человеконенавистническая идея искоренения «неполноценных» рас и народов выливались в политику геноцида – истребления целых групп населения по национальному признаку. Вообще, фашизм (в разных странах он именовался по-разному: фашизм, национал-социализм, национал-синдикализм и т.д.) – историческое явление, которое возникло в XX веке как реакция на проблемы, не решённые эпохой и другими идейными системами. Психологической основой для фашистских настроений стало так называемое бегство от свободы. Утратив соседское, семейное, общинное единство, люди нередко находили ему замену в чувстве сопричастности нации, авторитарной и военизированной организации, тоталитарной идеологии, могущественному государству и его вождям. Не меньшую роль в развитии нового движения сыграли экономическая и политическая нестабильность в европейских странах после окончания Первой мировой войны. Поддержку движения оказала и значительная часть демобилизированных фронтовиков. Наибольшее развитие фашизм получил в Италии и Германии. Идеи фашизма: социал-дарвинизм, уничтожение личности и национализм, неравенство, единство нации и корпоративное государство, тотальная мобилизация, популизм, принцип Фюрерства, нацистская партия, сословия, экономика, армия, репрессивная система.

В основе фашистского мировоззрения лежало понимание жизни отдельного человека, нации и человечества в целом как активной агрессии, борьбы за существование. Но если в центре либерального социал-дарвинизма стояла личность, конкурирующая с другими, то в центре фашистской доктрины находился коллектив.

Нация – это «высшая личность», государство – «неизменное сознание и дух нации», а фашистское государство – «высшая и самая мощная форма личности» – так выразил ключевую идею фашизма Муссолини.

Муссолини заявлял, что «неравенство неизбежно, благотворно и благодетельно для людей». Гитлер в одной из бесед пояснил: «Не устранять неравенство между людьми, но усугубить его, поставив непроницаемые барьеры. Какой вид примет будущий социальный строй, я вам скажу… Будет класс господ и толпа разных членов парнтии, размещённых строго иерархически. Под ними – анонимная масса, низшие навсегда. Ещё ниже – класс побеждённых иностранцев, современные рабы. Над всем этим станет новая аристократия…»

Каждой социальной группе с общими экономическими задачи (прежде всего предпринимателями и трудящимся одной и той же отрасли) надлежало образовать «корпорацию», или «сословие». Социальное партнерство труда и капитала объявлялось основой производства в интересах нации.




Реферат по обществознанию

на тему:

«Фашизм».


Выполнила:

Ученица 11 «А» класса

Дупина Яна.

Проверила:

Хачко И.П.

План.

  1. Введение. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления ….. 1-2

  2. Истоки фашизма …………………………………………………………………………. 3

  3. Образование фашистских партий ………………………………………………………. 4

  4. Идеи фашизма …………………………………………………………………………… 5-11

    1. Социал-дарвинизм ……………………………………………………………….. 5

    2. Уничтожение личности и национализм ………………………………………… 5

    3. Неравенство ………………………………………………………………………. 5-6

    4. Единство нации и корпоративное государство ………………………………… 6

    5. Тотальная мобилизация ………………………………………………………….. 6

    6. Популизм ………………………………………………………………………….. 7-8

    7. Принцип Фюрерства ……………………………………………………………… 8

    8. Нацистская партия ………………………………………………………………... 8-9

    9. Сословия …………………………………………………………………………… 9

    10. Экономика ………………………………………………………………………… 9

    11. Армия ……………………………………………………………………………… 9-10

    12. Репрессивная система ……………………………………………………………. 10

  5. Заключение. Фашизм после Второй мировой войны …………………………………… 11

  6. Список используемой литературы ……………………………………………………….. 12


Список используемой литературы.

  1. Энциклопедия для детей «Аванта+»: Общество. Том 21. Часть первая. Экономика и политика. Москва «Аванта+», 2002 г.

  2. Учебник «Человек и общество». Обществознание. Часть 2. 11 класс. Москва «Просвещение», 2003 г.


12


Конференция

Введение.

За время существования наций и народностей отношения между ними были нередко напряжёнными и даже трагическими. Так русские земли испытали на себе удары монгольских кочевников, немецких рыцарей, польских захватчиков. Открытие Колумбом Америки сопровождалось гигантским по своим масштабам ограблением и уничтожением её коренных жителей – индейцев. Уже в XX в. произошли две мировые войны, в ходже которых беспощадно уничтожались или подвергались жесточайшему угнетению отдельные нации и народности. Во время Второй мировой войны в СССР были выселены с территорий, на которых они ранее проживали, и переселены в отдалённые места крымские татары, немцы Поволжья, калмыки, некоторые народы Северного Кавказа.

И сегодня, к сожалению, межнациональные конфликты не ушли в прошлое. Подтверждением этого служат события в Югославии, в ряде территорий бывшего Советского Союза. В межнациональных столкновениях гибнут люди, уничтожаются ценности. Причин тому много, и искать их следует не только в кризисе экономике, спаде производства, росте инфляции, цен, безработице, в резком ухудшении экологической обстановки, антидемократических законах и т.д.

Особенно тяжёлые последствия вызывает подавление нации (ущемление прав людей по национальному признаку, преследование национальной религии, культуры, языка) или принижение её, пренебрежение национальным чувствам.

Между тем национальные чувства очень уязвимы. По наблюдениям психологов, проявления национального насилия вызывают у людей состояние глубокого пессимизма, отчаяния, безысходности. Сознательно или бессознательно они ищут поддержку в национально близкой среде, полагая, что именно в ней обретут душевное равновесие или защиту. Нация как бы уходит в себя, самоизолируется, замыкается.

История свидетельствует, что в таких случаях нередко и возникает желание найти виновного во всех бедах. А поскольку их истинные, глубинные причины часто остаются скрытыми от массового сознания, то главным виновником чаще всего называются люди другой национальности, проживающие на данной или соседней территории, или «свои», но «предатели», «переродившиеся». постепенно складывается «образ врага» – опаснейшее социальное явление. Разрушительной силой может стать и националистическая идеология.

Национализм по-разному проявляет свою социально-политическую направленность. Так, движения, связанные с идеями национализма, сыграли немаловажную роль в антиколониальной борьбе народов Африки и Азии.

Однако, как свидетельствует исторический опыт, особенно XX в., национализм из идеологии и политики борьбы против национального угнетения всё чаще превращается в утверждение словом и делом превосходства и даже исключительности «своей» нации.

Своё крайнее выражение политика национализма получила в странах с фашистским режимом. Человеконенавистническая идея искоренения «неполноценных» рас и народов выливались в политику геноцида – истребления целых групп населения по национальному признаку. Гитлер, придя к власти в Германии в 1933 г., сделал частью государственной политики уничтожение еврейского населения. С этого времени и за период Второй мировой войны было расстреляно, сожжено и уничтожено в специальных лагерях смерти (Треблинка, Освенцим и др.) около 6 млн. человек – почти половина всего еврейского народа. Эту величайшую трагедию называют теперь греческим словом «холокост», которое означает «всеуничтожение через сожжение».

К числу «неполноценные» гитлеровцы относили и славянские народы, планирую колонизацию «восточного пространства» с одновременным сокращением численности проживающего там населения и превращением оставшихся в рабочую силу для «высшей расы».

По мнению специалистов, ни один народ не застрахован от проявлений национализма и шовинизма. В составе каждой нации есть группы, которые заинтересованы в утверждении особых привилегий для своей нации и при этом грубо нарушают принципы справедливости, равенства прав, суверенитета других.

В одних странах такие группы нередко определяют основное направление межнациональных отношений; в других – всегда получают решительный отпор.

Мыслители, прогрессивные политики ведут напряжённый поиск путей выхода из многочисленных современных этнических кризисов. Передовой частью мирового сообщества осознана и признана ценность гуманистического подхода к этническим проблемам. Суть его состоит, во-первых, в добровольном поиске согласия (консенсуса), в отказе от национального насилия во всех его видах и формах, а во-вторых, в последовательном развитии демократии, правовых начал в жизни общества. Обеспечение прав и свобод личности, независимо от национальной принадлежности, есть условие свободы любого народа.


Истоки фашизма

Фашизм (в разных странах он именовался по-разному: фашизм, национал-социализм, национал-синдикализм и т.д.) – историческое явление, которое возникло в XX веке как реакция на проблемы, не решённые эпохой и другими идейными системами.

Психологической основой для фашистских настроений стало так называемое бегство от свободы, по определению философа Эриха Фромма. «Маленький человек» ощущал одиночество и беспомощность в «атомизированном обществе», где властвовали близкие экономические законы и гигантские бюрократические институты, а традиционные связи с социальным окружением были разорваны. Утратив соседское, семейное, общинное единство, люди нередко находили ему замену в чувстве сопричастности нации, авторитарной и военизированной организации, тоталитарной идеологии, могущественному государству и его вождям.

Не меньшую роль в развитии нового движения сыграли экономическая и политическая нестабильность в европейских странах после окончания Первой мировой войны. Социальную базу фашизма составили главным образом мелкие и средние предприниматели. Они разорялись в ходе конкуренции с крупными собственниками и в то же время питали страх перед организованным движением наёмных работников, требовавших уничтожить частную собственность. Фашисты и связанные с ними общественные слои отвергали существующее положение: правление олигархии, засилье профсоюзов, дезорганизующих экономику с помощью забастовок. Они устраивали многолюдные демонстрации и уличные бои со своими противниками, не обращая внимания на принципы законности и конституционной демократии. Но это был своеобразный «радикализм середины», радикальный конформизм1 доведённых до отчаяния представителей мелкого бизнеса, готовых пойти на кровопролитные беспорядки ради восстановления порядка.

Поддержку движения оказала и значительная часть демобилизированных фронтовиков. Автор исследования «Взлёт и падение Третьего рейха» Уильям Ширер отмечает, что ряды фашистов «стала пополнять армия демобилизированных солдат…будучи вырванными из мирной жизни в 1914 году, они не могли найти работу и место в современном обществе, война закалила и в т же самое время ожесточила их».

Постепенно фашисты сумели расширить своё влияние и на другие слои населения, однако именно две данные группы составили прочную опору движения.


Образование фашистских партий

Наибольшее развитие фашизм получил в Италии и Германии. В Италии Национальную фашистскую партию организовал в 1919 г. Бенито Муссолини (1883-1945), в прошлом лидер Итальянской социалистической партии, который перешёл на позиции крайнего национализма.

Объединив бывших фронтовиков и разорившихся мелких собственников, итальянское фашистское движение быстро распространилось на другие слои населения и развернуло кампанию террора против своих политических противников – профсоюзов, социалистов, анархистов и коммунистов. В ходе более чем трёхлетней «ползучей» гражданской войны, повлёкшей за собой гибель многих тысяч людей, фашисты сумели стать влиятельной силой. Они заставили считаться с собой переживавшие кризис старые политические элиты, которые в октябре 1922 г. передали им власть. После демонстрации силы («поход на Рим» фашистских отрядов) Муссолини возглавил правительство Италии, получил диктаторские полномочия (став вождём – дуче) и установил в стане фашистский режим, сохранившийся до поражения Италии во Второй мировой войне.

В Германии, униженной поражением в Первой мировой войне и в особенности условиями Версальского мирного договора 1919 г., разорённой экономическими кризисами начала 20-х гг.. и 1929-1932 гг., фашистские организации и группировки росли как грибы после дождя. К 1928 г. гегемонию в этом лагере захватила одна из них – созданная в 1919 г. Национал-социалистическая рабочая партия германии (НСДАП) во главе с бывшим военным Адольфом Шикльгрубером (Гитлер; 1889-1945). Собрав на выборах 1932 г. более 30% голосов избирателей, она превратилась в наиболее влиятельную партию германии. 30 января 1933 г. Гитлер сформировал национал-социалистическое (нацистское) правительство и стал рейхсканцлером и фюрером – вождём немецкого народа.

По примеру Италии и Германии в 20-30-х гг. фашистские режимы были установлены во многих других странах мира. Среди них по размаху террора выделялась диктатура генерала Франсиско Франко Баамонде в Испании (1939-1975 гг.), виновная в гибели около 1 млн. человек.


Идеи фашизма

СОЦИАЛ-ДАРВИНИЗМ. В основе фашистского мировоззрения лежало понимание жизни отдельного человека, нации и человечества в целом как активной агрессии, борьбы за существование. Побеждает всегда сильнейший – таков высший закон мироздания. Социальная гармония заведомо невозможна, а война – высшее героическое и облагораживающее напряжение человеческих сил. Эту мысль ярко выразил итальянский писатель, лидер и теоретик нового художественного направления – футуризма Филиппо Маринетти, ставший позднее фашистом: «Да здравствует война – только она может очистить мир!». «Живите опасно!» - любил повторять Муссолини.

Но если в центре либерального социал-дарвинизма стояла личность, конкурирующая с другими, то в центре фашистской доктрины находился коллектив.

УНИЧТОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И НАЦИОНАЛИЗМ2. Личность следовало подчинить абсолютному, тотальному (всеобъемлющему) целому – нации. Итальянские фашисты заявляли, что признают индивида лишь постольку, «поскольку он совпадает с государством, представляющим универсальное сознание и волю человека в его историческом существовании». Программа НСДАП провозглашала: «Общая польза превыше личной пользы». Гитлер часто подчёркивал, что в мире происходит переход «от ощущения “я” к ощущению “мы”», от либеральных прав личности к верности долгу и ответственности перед обществом.

Нация – это «высшая личность», государство – «неизменное сознание и дух нации», а фашистское государство – «высшая и самая мощная форма личности» – так выразил ключевую идею фашизма Муссолини. Но в различных направлениях новой идеологии сущность нации понималась по-разному. Для итальянских фашистов определяющим моментом были «единое сознание и общая воля», носителем которых являлось национальное государство. «Для фашиста всё в государстве, и ничто человеческое или духовное не существует и тем более не имеет ценности вне государства, - учил итальянский дуче. – В этом смысле фашизм тоталитарен, и фашистское государство как синтез и единство всех ценностей истолковывает и развивает всю народную жизнь, а также усиливает её ритм».

Немецкие нацисты исповедовали иной, биологический взгляд на нацию – так называемую расовую теорию. Они полагали, что в природе существует «железный закон» пагубности смешения видов. Смешение (метизация) приводит к деградации и мешает образованию высших форм жизни. В ходе естественного отбора более слабые, расово неполноценные существа должны погибнуть. Это, по мнению нацистов, соответствует стремлению природы к развитию вида и улучшению породы. В противном случае слабое большинство вытеснило бы сильное меньшинство. Природа сурова к слабым.

Этот примитивный дарвинизм нацисты переносили на человеческое общество, считая расы естественными биологическими видами. «Единственной причиной вымирания культур было смешение крови и как следствие снижение уровня развития расы. Ибо люди гибнут не в результате проигранных войн, а в результате ослабления силы сопротивления, присущей только чистой крови», - утверждал Гитлер в своей книге «Моя борьба». Отсюда делался вывод о необходимости «расовой гигиены», очистки и «возрождения» германской «арийской расы» с помощью «народного сообщества людей немецкой крови и немецкого духа в сильном, свободном государстве». «неполноценные» расы подлежали подчинению или уничтожению. Особенно «вредными», с точки зрения нацистов, были народы, не имеющие собственного государства, - евреи и цыгане.

НЕРАВЕНСТВО. Муссолини заявлял, что «неравенство неизбежно, благотворно и благодетельно для людей». Гитлер в одной из бесед пояснил: «Не устранять неравенство между людьми, но усугубить его, поставив непроницаемые барьеры. Какой вид примет будущий социальный строй, я вам скажу… Будет класс господ и толпа разных членов парнтии, размещённых строго иерархически. Под ними – анонимная масса, низшие навсегда. Ещё ниже – класс побеждённых иностранцев, современные рабы. Над всем этим станет новая аристократия…»

Фашисты обвиняли демократию в «тирании числа» (господство большинства над лучшими), в ориентации на равенство, в слабости, неэффективности, и «коллективной безответственности». Они требовали установить «организованную демократию», при которой подлинная воля народа находит своё выражение в национальной идее, реализуемой фашистской партией. Такая партия, «тоталитарно управляющая нацией», приведёт отдельные социальные слои или группы к общему служению и полностью сольётся с государством. Демократические волеизъявления в форме выборов излишни. Согласно принципу «вождизма», фюрер или дуче и их окружение, а затем и вожди более низких рангов концентрируют в себе «волю нации». Принятие решений верхами (элитой) и бесправие низов считались в фашизме идеальным состоянием.

В отличие от большевиков, использовавших схожие методы управления обществом, фашисты не ставили под вопрос принципы частной собственности, рынка, наёмного труда. Они выступали за «здоровый и производящий» «национальный» капитал в противовес «паразитическому» и «антинациональному». Интересы различных общественных слоёв и классов, в частности предпринимателей и наёмных работников, считались не противоречащими друг другу, а взаимодополняющими, что должно быть закреплено в виде соответствующей организации.

ЕДИНСТВО НАЦИИ И КОРПОРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО. Одной из базовых в идеологии фашизма была идея единства нации-государства. Каждой социальной группе с общими экономическими задачи (прежде всего предпринимателями и трудящимся одной и той же отрасли) надлежало образовать «корпорацию», или «сословие». Социальное партнерство труда и капитала объявлялось основой производства в интересах нации.

Немецкие нацисты провозгласили труд (включая предпринимательство и управленческую деятельность) социальным долгом, охраняемы государством. «Первая обязанность каждого гражданина государства, – гласила программа нацистской партии, – трудиться духовно и физически ради общего блага». Социальные отношения должны зиждется на «верности между предпринимателем и коллективом, как между вождём и ведомыми, для совместного труда, выполнения производственных задач и на благо народа и государства».

В рамках фашистского корпоративного государства предприниматель рассматривался как «вождь производства», ответственный за него перед властью. Наёмный работник обязан был проявлять усердие, поддерживать дисциплину и заботиться о повышении производительности труда. Не повинующихся или сопротивляющихся ждало жестокое наказание. Со своей стороны государство гарантировало право на труд, право на отпуск, пособия, премии, страхование и т.д. Подлинный смысл системы сводился к тому, чтобы работник отожествлял себя со «своим» производством через «национально-государственную идею».

Представления о желательности сословной структуры общества фашисты заимствовали у консерватизма. Однако они, в отличие от консерваторов, делали ставку на постоянную активность масс, направляемых государством.

ТОЛЬНАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ. Фашистские режимы стремились опереться на широкие народные массы, пронизанные обязательной для всех идеологией. С помощью разветвлённой сети корпоративных и воспитательных учреждений, массовых собраний, торжеств и шествий государство старалось полностью преобразовать самую сущность человека, покорить и дисциплинировать его, захватить и контролировать его дух, сердце, волю и разум, формировать его сознание и характер, воздействовать на его поведение. Пресса, радио, кино, спорт, искусство были целиком поставлены на службу фашистской пропаганде, признанной мобилизировать массы на решение политических, производственных и военных задач. Эрнст Юнгер пророчески восклицал в 1930 г.: «Достаточно только окинуть взором всю нашу жизнь, во всей её… безжалостной дисциплине, с её дымящимися и пылающими районами… с многомиллионными городами, чтобы, исполнившись удивления, понять: здесь нет ни одного атома, который не находился бы в работе, да и сами мы, в сущности, отданы во власть этому неистовому процессу!» Впрочем, существовало и другое мнение. Немецкий философ Мартин Хайдеггер (1889-1976), говоря о попытках фюрера мобилизировать нацию с помощью публичных истеричных выступлений, замечал, что фашизм – непрерывный скандал.

ПОПУЛИЗМ3. Фашисты, обращаясь к разным общественным группам, говорили именно то, что встречало сочувствие этих групп. Но далеко не всегда сами верили в то, что говорили. Следует отметить у них наличие жёсткого идейного ядра и мягкой идейно-пропагандистской оболочки, позволявшей влиять на общество. Популизм стал важнейшей частью политики фашистов, без него была бы невозможна тотальная мобилизация.

Первоначально программы фашистских движений содержали ряд предложений, направленных против крупных собственников, концернов и банков. Реализация этих предложений должна была существенно улучшить положение мелкого бизнеса, создать социальное государство, ликвидировать нищету и даже позволить рабочим участвовать в управлении производством. Так, итальянские фашисты обещали в 1919 г. ввести прогрессивный налог на доходы, конфисковать часть прибылей крупных предпринимателей, установить восьмичасовой рабочий день, обеспечить участие рабочих в управлении фабриками, национализировать некоторые заводы. Германские национал-социалисты в 1920 г. требовали уничтожить «процентное рабство», финансовую ренту, прибыли монополий и крупные универмаги, что создало бы благоприятные условия для мелких предпринимателей. Они также выступали за участие рабочих в прибыли предприятий, конфискацию доходов спекулянтов, огосударствление крупных частных компаний и ликвидацию безработицы. На практике всё оказалось иначе.

В 1921 г. Муссолини призвал к «разгрузке» государства от хозяйственных задач, к приватизации путей сообщения и средств связи. Он отказался от большинства своих обещаний по созданию социального государства. В конце 20-х – начале 30-х гг. дуче вновь выступил за усиление государственного вмешательства в экономику. По-прежнему, считая частную инициативу фактором, «наиболее действенным и полезным для национального интереса», он расширял участие государства там, где считал деятельность частных предпринимателей неэффективной. Наёмных рабочих так и не допустили управлению фабриками, а в 1927 г. запретили забастовки. Вскоре, после того как итальянские фашисты пришли к власти, они ввели восьмичасовой рабочий день. Но уже в 1926 г. в некоторых отраслях промышленности он был отменён.

В Германии после победы нацистов несколько сотен тысяч мелких собственников получили должности в бюрократическом аппарате государства. Однако партия отказалась от лозунгов, направленных против большого бизнеса, и пошла по пути сращивания предпринимательской и финансовой элиты с партийной верхушкой. Недовольных во главе с лидером штурмовых отрядов Эрнстом Рёмом уничтожили в 1934 г. Социальное государство было создано, а безработица ликвидирована. Но наёмные работники лишились права на забастовку, которое имели при демократии, а рабочий день в среднем длился 12 часов.

Огромную роль в нацистской пропаганде играли утверждения о необходимости ограничить рост и влияние крупной промышленности и городов, о защите интересов села, подвергавшегося эксплуатации со стороны городских спекулянтов. Поверив антииндустриальным и антиурбанистическим лозунгам, крестьянство (составлявшее 29% населения Германии) оказало поддержку нацистам. Эти же лозунги привлекли часть интеллигенции и студенчество.

Такого рода настроения выразил выдающийся немецкий публицист и поэт Готфрид Бенн, объясняя, почему он поддержал нацистов в 1933 г.: «Народ – это так много! Своим духовным и экономическим существованием, своим языком, своей жизнью, своими отношениями с людьми, всеми своими мыслями и представлениями я обязан прежде всего моему народу. Из него вышли предки, в него возвратятся потомки. И поскольку я вырос в деревне, среди полей и стад, я ещё знаю, что такое Родина. Большой город, индустриальное общество, интеллектуализм, все тени, которые отбрасывает эпоха в моё сознание, вся мощь этого столетия, которой я предстою в моём творчестве, – бывают мгновения, когда вся эта вымученная жизнь исчезает и не остаётся ничего – только равнина, простор, времена года, земля, простое слово «народ». Вот откуда моя решимость предоставить себя в распоряжение того, чему Европа… отказывает в малейшее признании. Пришла пора испытаний, общество сплотилось, и теперь каждый, и в том числе литератор, в одиночку и сам для себя должен сделать выбор: личные пристрастия или равнение на государство. Я выбрал последнее и связал свою судьбу с этим государством…» в этом высказывании причудливо смешались привязанность к малой родине, к солидарным и природосообразным формам существования человека и стремление полностью отождествить свои интересы с многомиллионным немецким народом (растворившись в нём) и германским государством, якобы являющимся проводником воли и интересов этого народа.

Но, придя к власти, нацисты