Электропоезд серии ЭС1 DESIRO RUS ("Ласточка"). Программа и методика поднадзорной эксплуатации (2012 год)

 

  Главная      Учебники - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Электропоезд серии ЭС1 DESIRO RUS ("Ласточка"). Программа и методика поднадзорной эксплуатации (2012 год)

 

 

 

 ЭЛЕКТРОПОЕЗД СЕРИИ ЭС1 DESIRO RUS («Ласточка»)

Программа и методика поднадзорной эксплуатации

 

Содержание

1. Область применения..............................................................................................4

2. Объекты поднадзорной эксплуатации..................................................................4

3. Цель работы.............................................................................................................8

4. Порядок организации и проведения поднадзорной эксплуатации....................9

5. Методика проведения осмотров подконтрольной партии электропоездов.... 14

6. Анализ и оформление результатов осмотра и контроля...................................17

7. Требования к безопасности.................................................................................18

8. Ссылочные документы.........................................................................................19

ПРИЛОЖЕНИЕ А Форма контроля технического состояния 54 электропоездов

Desiro RUS....................................................................................................................21

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Формы контроля и контролируемые параметры электропоезда и компонентов..............................................................................................................22

 

 

Настоящая программа и методика разработана в соответствии с «Временным порядком разработки сертификационного базиса» (утверждён приказом РОСЖЕЛДОРА от 25.09.2009 №404), [1].



1. Область применения



1.1 По данной программе и методике проводят поднадзорную эксплуатацию установочной серии электропоездов Desiro RUS с максимальной скоростью в эксплуатации - 160 км/ч, изготавливаемых компанией «Сименс Акциенгезельшафт» (Германия), в виде эксплуатационного контроля.

2. Объекты поднадзорной эксплуатации

2.1 Объектами поднадзорной эксплуатации являются двухсистемные электропоезда Desiro RUS (на два рода тока - 3 кВ постоянного тока и 25 кВ 50 Гц переменного тока) с максимальной скоростью в эксплуатации -160 км/ч и их комплектующие (в соответствии с п.2.4 настоящего документа). Электропоезда и их комплектующие изготовлены в соответствии с «Техническим заданием на разработку электропоездов с максимальной скоростью в эксплуатации 160 км/ч для пригородных пассажирских перевозок» от 06.11.2009, утвержденным д-ром А.Брокмайером, Сименс АГ, I МО RS РТ, согласованным старшим вице-президентом ОАО «Российские Железные Дороги» В. А. Гапановичем [10].

2.2 Необходимость поднадзорной эксплуатации обусловлена тем, что сертификация электропоездов и их составных частей в СС ФЖТ проводилась по разработанному и утвержденному Сертификационному базису [9] и Дополнению 1 [2] к данному базису. Необходимость введения вышеуказанного Сертификационного базиса обусловлена тем, что на некоторые инновационные решения, применяемые при создании электропоездов Desiro RUS и их комплектующих, в Российской Федерации

 

отсутствует нормативная база для сертификации технических средств железнодорожной техники (ТСЖТ).

При создании электропоездов Desiro RUS и их комплектующих применены следующие инновационные технические и технологические решения:

электропоезда оснащены асинхронным тяговым приводом, который обеспечивает высокую надежность эксплуатации составов, способствует экономии электроэнергии и снижению трудоемкости обслуживания составов;

- электропоезда оснащены энергопоглощающими Crash-элементами, которые повышают безопасность перевозок пассажиров и персонала электропоезда с сохранением конструкции кузовов;

-кузов электропоезда изготовлен из экструдированных алюминиевых профилей, данное технологическое решение позволяет повысить прочность и долговечность кузова, а также уменьшить нагрузку на ось;

- электропоезда адаптированы к эксплуатации при температурах от минус 40° до 40°;

- электропоезд имеет модульную конструкцию, которая значительно сокращает затраты на техническое обслуживание и др.

2.3 Электропоезда предназначены для эксплуатации на инфраструктуре ОАО «Российские железные дороги» на пригородных, интермодальных и региональных линиях Московской, Горьковской, Северо-Кавказской и Октябрьской железных дорог Российской Федерации, а также для обеспечения перевозок на Зимних Олимпийских играх 2014 в г. Сочи.

2.4 В соответствиями с требованиями Сертификационного базиса [9] и Дополнения 1 [2] к вышеуказанному базису, поднадзорной эксплуатации подвергаются:

- электропоезд - в соответствии с требованиями п.п. 1.1 - 1.20 Сертификационного базиса [9];

- стеклоочиститель - в соответствии с требованиями п.п. 2.1 - 2.2 Сертификационного базиса [9] и 2.1 -2.2. Дополнения 1 [2];

- лобовое стекло - в соответствии с требованием п. 3.1 Сертификационного базиса [9];

- стекло безопасное многослойное для салонов - в соответствии с требованиями п. 4.1 Сертификационного базиса [9];

- сцепные устройства - в соответствии с требованиями п.п. 5.1 - 5.2, 6.1 -6.5, 7.1 - 7.4 Сертификационного базиса [9];

- колесные пары - в соответствии с требованиями п.п. 8.1 - 8.4, 9.1 - 9.3 Сертификационного базиса [9];

- тележка немоторная - в соответствии с требованиями п.п. 10.1 - 10.12 Сертификационного базиса [9];

- винтовые пружины - в соответствии с требованиями п.п. 11.1 - 11.4 Сертификационного базиса [9];

- кресло машиниста - в соответствии с требованием п. 1.1 Дополнения 1


- тормозные диски - в соответствии с требованием п. 3.1 Дополнения 1 [2].

.5 Основные характеристики электропоезда Desiro RUS приведены в таблице 1.

 

Таблица 1. Характеристики электропоезда

 

Параметры и характеристики

Величина параметра, характеристика

1

Конструкционная скорость, км/ч

160

2

Напряжение, тип тока

ЗкВ и ~25 кВ, 50 Гц

3

Длина участка оборота, км

до 200 1

4

Ширина колеи, мм

Высота платформы от уровня головки рельса, мм

1520

200,1100,1300

5

Максимальный уклон продольного профиля, %о

40

6

Основная составность электропоезда

5 вагонов

7

Варианты составности

10 вагонов

8

Максимальная нагрузка на ось, т

19

9

Диапазон рабочей температуры наружного воздуха, ° С

-40...+40

 

2.6 Поднадзорной эксплуатации подвергаются все 54 (пятьдесят четыре) электропоезда и их комплектующие, изготовленные в рамках установочной серии и имеющие сертификаты соответствия СС ФЖТ. По
данной совокупности электропоездов и их составных частей в течение поднадзорной эксплуатации производится сбор, обработка и анализ общей информации об отказах, на основании которой делаются выводы о возможности безопасной эксплуатации и показателях надежности электропоездов Desiro RUS и их составных частей.

2.7 В процессе поднадзорной эксплуатации формируется подконтрольная партия в количестве пятидесяти четырех электропоездов Desiro RUS, которые подвергаются периодическому осмотру и контролю технических характеристик.

2.8 Оценка результатов поднадзорной эксплуатации должна проводиться в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

- Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ), утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010г. №286 [7];

- Сертификационного базиса [9] и Дополнения 1 [2] к данному базису;

- Технического задания на разработку электропоездов с максимальной скоростью в эксплуатации 160 км/ч для пригородных пассажирских перевозок [10];

- Инструкции по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог Российской Федерации [4];

- Инструкции по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных пар № ЦВ/3429 [3];

- Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог № ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277[5];

- Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации № ЦД-790 [11].

- Руководства по техническому обслуживанию и ремонту установочной серии электропоездов Desiro RUS [8].

3. Цель работы

3.1 Целью поднадзорной эксплуатации является определение допустимости введенных сертификационным базисом отступлений от существующих норм безопасности и методик сертификационных испытаний при безусловном обеспечении безопасности движения, безопасности для жизни и здоровья людей, имущества, окружающей среды.

3.2 Целью периодических осмотров и контроля характеристик подконтрольной партии электропоездов Desiro RUS и их комплектующих является подтверждение их эксплуатационных и ремонтных характеристик в период до первого планового ремонта, а также сбор сведений о свойствах электропоезда, которые определены сертификационным базисом.

 

4. Порядок организации и проведения поднадзорной эксплуатации

4.1 Поднадзорная эксплуатация будет осуществляться по согласованию с эксплуатирующей организацией ОАО «РЖД» на пригородных, интермодальных и региональных линиях Северо-Кавказской (Туапсе - Адлер) и Октябрьской (Санкт-Петербург - Великий Новгород) железных дорог Российской Федерации.

4.2 Основанием для начала проведения поднадзорной эксплуатации электропоездов Desiro RUS и их комплектующих является информационное письмо, направляемое предприятием-изготовителем компанией «Сименс АГ» в ОАО «РЖД». В письме указывается количество электропоездов, направляемых в поднадзорную эксплуатацию, их серийные номера, маршруты следования, а также гарантии проведения инструктажа персонала, ответственного за техническое обслуживание, гарантии предоставления необходимых комплектующих. К письму прилагается график проведения поднадзорной эксплуатации электропоездов Desiro RUS.

На основании полученного информационного письма ОАО «РЖД» составляет, согласовывает и рассылает организационно - распорядительный документ о проведении поднадзорной эксплуатации электропоездов Desiro RUS с указанием их серийных номеров, в котором, в частности, указываются испытательные центры, принимающие участие в проведении поднадзорной эксплуатации электропоездов и комплектующего оборудования.

4.3 Основными участниками процесса поднадзорной эксплуатации электропоездов Desiro RUS и их комплектующих являются:

- ОАО «РЖД» - владелец инфраструктуры, эксплуатирующая организация, которая обеспечивает соответствие условий эксплуатации вагонов ПТЭ [7];

- «Сименс АГ» - предприятие - изготовитель электропоездов;

 

- ООО «Сименс» - представитель «Сименс АГ» в РФ, обеспечивает координацию работ, оформляет отчет о проведении поднадзорной эксплуатации;

4.4 До начала проведения поднадзорной эксплуатации предприятие изготовитель компания «Сименс АГ» организует обучение персонала, ответственного за проведение регулярных осмотров электропоездов и их комплектующих, ремонта и технического обслуживания электропоезда.

4.5 В течение поднадзорной эксплуатации контроль состояния электропоездов Desiro RUS и их комплектующих осуществляется осмотрщиками в соответствии с Руководством по техническому обслуживанию и ремонту установочной серии электропоездов Desiro RUS [8], а также автоматически системой диагностики неисправностей электропоезда. В процессе поднадзорной эксплуатации производится учет информации об отказах и общем техническом состоянии электропоездов и их комплектующих, полученной в результате регулярных осмотров электропоезда и на основе автоматически генерируемых отчетов системы управления поездом (Приложение А). Обобщенные отчеты направляются в эксплуатирующую организацию, в испытательные центры и в ФБУ «РС ФЖТ» не реже одного раза в месяц.

4.6 Проведение периодического осмотра электропоезда.

4.6.1 Периодический осмотр подконтрольной партии электропоездов осуществляется в пункте технического обслуживания, пункте текущего ремонта либо в ремонтном депо по согласованию с ОАО «РЖД».

4.6.2 Работы по подъемке, разборке, сборке, осмотру электропоезда выполняются специально обученным персоналом предприятия -изготовителя («Сименс АГ») и за счет предприятия - изготовителя.

4.6.3 Виды, периодичность и этапы осмотров представлены в Таблице 2.

 

Таблица 2

Виды

осмотра

(этапы)

Пробег, км

Название

Время на один поезд (Человеко­часы)

Время

простоя

поезда

[часы)

Временной

интервал

VI

21 875± 20 %

Визуальный технический осмотр

15

3

1,5 мес

11

43 750 ± 20 %

Технический осмотр 1

38

8

3 мес

12

87 500 ± 20 %

Технический осмотр 2

87

10

6 мес

13

175 000 ±20%

Технический осмотр 3

154

32

1 год

 

 

4.7 По результатам каждого вида периодических осмотров, указанных в п.4.6, электропоездов и их комплектующих оформляют соответствующие Акты осмотра.

4.8 Автоматическая диагностика неисправностей электропоезда.

4.8.1 Система диагностики неисправностей обеспечивает автоматическое определение, обработку, сохранение и индикацию технического состояния электропоезда и его комплектующих. Комплексная система обеспечивает управление всеми системами электропоезда (тяговым и вспомогательным приводами, аппаратами цепей управления, защиты, безопасности движения, автоведения, диагностики основного оборудования и самодиагностики), обеспечивает возможность тестирования схемы электропоезда, его узлов и системы управления на стоянке перед каждым отправлением поезда. При наличии неисправностей дается запрет на подъём токоприемников и включение быстродействующего выключателя, если по типу неисправности это является неизбежным для сохранения безопасности. Система управления и обеспечения безопасности движения электропоезда обеспечивает надёжную работу в условиях совместного воздействия климатических факторов и механических воздействий.

4.8.2 Система диагностики подразделяется на две подгруппы:

- Бортовая диагностика (внутри электропоезда): в качестве бортовой диагностики определяются интегрированные в электропоезде функции диагностики, которые контролируют функционирование электропоезда, анализируют и сообщают об отклонениях, ограничениях или неполадках. Бортовая диагностика генерирует сообщения для персонала поезда и ремонтного персонала. Сгенерированные диагностические сообщения записываются в память таким образом, чтобы при отказе электропитания они не были потеряны.

- Стационарная диагностика (за пределами электропоезда): стационарная диагностика включает в себя устройства диагностики за пределами электропоезда, которые необходимы для ремонта, проверки компонентов и систем электропоезда и обработки данных диагностики. Стационарная диагностика состоит из компьютерных систем и программного обеспечения для обработки диагностических данных бортовой диагностики.

4.8.3 Объем задач системы диагностики определяется из анализа возможных состояний подсистем и должен быть реализован в трех следующих типах эксплуатации электропоезда:

- Перед рейсом. В рамках данной проверки осуществляется диагностика тормозной системы, петель экстренного торможения, экстренного торможения, световых индикаторов. Эта проверка может быть осуществлена как через элементы управления, так и протекать автоматически. Результаты этой проверки сообщаются центральной системе диагностики электропоезда и должны быть записаны ей в память для долговременного хранения (с гарантией сохранения при отказе электропитания).

- Во время рейса. Важные для эксплуатации электропоезда параметры и данные эксплуатации постоянно контролируются, а возможные отклонения или неисправности сообщаются системой бортовой

диагностики. Если будут зафиксированы критические диапазоны значений контролируемых данных, система диагностики должна сообщать об этом персоналу поезда и показывать возможные мероприятия по их устранению.

- При обслуживании и ремонте. Система диагностики должна поддерживать ремонтный персонал при устранении неисправностей.

4.8.4 Система диагностики контролирует следующие подсистемы:

Тормозная система (управление тормозом, проверка тормозной установки, включая устройства защиты от пробуксовки);

Общее состояние электропоезда;

Колесные пары;

Сцепные устройства;

Пружины винтовые;

Тележки немоторные;

Тяговое оборудование;

Кресло машиниста.

4.9 Срок поднадзорной эксплуатации электропоездов Desiro RUS и их комплектующих - пробег 175 тыс. км или 1 год с начала поднадзорной эксплуатации в зависимости от того, что наступит ранее.

4.10 По окончании поднадзорной эксплуатации электропоездов Desiro RUS и их комплектующих оформляется итоговый отчет, содержащий рекомендации по дальнейшей эксплуатации и изменению норм безопасности.

4.11 По результатам поднадзорной эксплуатации Федеральным агентством железнодорожного транспорта принимается решение о внесении изменений в действующие нормы безопасности.

4.12 Настоящая программа и методика может быть изменена или дополнена в процессе проведения поднадзорной эксплуатации при условии согласования изменений в установленном порядке.



5. Методика проведения осмотров подконтрольной партии электропоездов

5.1 Электропоезда подают на выделенный участок пути. После ограждения электропоезда установленным порядком, члены комиссии осуществляют последовательный осмотр электропоездов и его комплектующих, находящихся в поднадзорной эксплуатации.

5.2 Осмотр включает в себя проверки:

- визуальные;

- посредством измерений.

5.3 Результаты осмотра электропоездов и их комплектующих заносят в карты осмотра и контроля технического состояния.

5.4 Все дефекты, выявленные при визуальной проверке и квалифицируемые как сверхнормативные, подлежат инструментальному обмеру и фотосъемке.

5.5 Виды осмотра с перечнем необходимых работ:

Визуальная инспекция (VI) - проводится через 21 875 км пробега или через

1,5 месяца с момента начала поднадзорной эксплуатации в зависимости от того, какое из событий наступит раньше. Данный вид осмотра включает в себя следующие работы:

- осмотр тележек;

- осмотр токоприемника;

- функциональная и визуальная проверка всех важных для обеспечения безопасности компонентов;

 

 - общая проверка состояния оборудования внутри и снаружи вагона, на крыше и в подвагонном пространстве;

- визуальная и функциональная проверка климатических установок;

- визуальная и функциональная проверка наружных дверей;

- замер и регистрация параметров колесных пар и тормозных дисков;

-замена быстроизнашивающихся материалов в зависимости от их состояния;

- считывание памяти неисправностей;

- визуальная и функциональная проверка туалета.

Осмотр 1 1— проводится через 43 750 км пробега или через 3 месяца с момента начала поднадзорной эксплуатации в зависимости от того, какое из событий наступит раньше. Данный вид осмотра включает в себя следующие работы:

- все работы этапа V I;

- инспекционный осмотр всех систем;

- проверка состояния и функционирования всех систем;

- визуальная и функциональная проверка тормозов;

- визуальная и функциональная проверка токоприемника;

Осмотр 1 2-- проводится через 87 500 км пробега или через 6 месяцев с момента начала поднадзорной эксплуатации в зависимости от того, какое из событий наступит раньше. Данный вид осмотра включает в себя следующие работы:

- все работы этапа I 1;

- визуальная и функциональная проверка песочницы;

- визуальная и функциональная проверка привода, в.т.ч. подшипниковых узлов и зубчатого зацепления;
 

- визуальная и функциональная проверка преобразователя собственных нужд (ПСН);

- визуальная и функциональная проверка аккумуляторной батареи;

- проверка заземляющих контактов;

Осмотр 1 3— проводится через 175 000 км пробега или через 1 год с момента начала поднадзорной эксплуатации в зависимости от того, какое из событий наступит раньше. Данный вид осмотра включает в себя следующие работы:

- все работы этапа I 2;

- инспекционный осмотр автоматической сцепки;

- визуальная проверка суфле;

- визуальная проверка резервуаров сжатого воздуха;

- визуальная и функциональная проверка тягового преобразователя;

- визуальная и функциональная проверка трансформатора;

- анализ трансмиссионного масла;

- ультразвуковой контроль колесных пар и осей;

Осмотр 1 4— проводится через 350 000 км пробега или через 2 года с момента начала поднадзорной эксплуатации в зависимости от того, какое из событий наступит раньше. Данный вид осмотра включает в себя следующие работы:

- все работы этапа I 3;

- работы по анализу состояния и технической очистке дверей;

- работы по анализу состояния и технической очистке токоприемника;

- работы по анализу состояния и технической очистке аккумуляторных батарей;

 

- работы по анализу состояния и технической очистке контейнеров и шкафов с электрооборудованием;

-измерение емкости поглощающего контура электродинамического торможения.



6. Анализ и оформление результатов осмотра и контроля



6.1 По результатам плановых и внеочередных осмотров, контроля параметров составляют Акты с приложениями материалов осмотра (карты осмотра и контроля технического состояния электропоезда и его составных частей, другие материалы).

6.2 В процессе проведения поднадзорной эксплуатации установочной серии электропоездов составляются периодические (не реже одного раза в месяц) отчеты с анализом информации об отказах и выводами о показателях безопасности электропоездов и их комплектующих.

Каждый отчет должен содержать итоговые таблицы, отражающие влияние состояния электропоезда на его сертификационные показатели, затронутые Сертификационным базисом (см. Приложение Б).

Более детальный отчет по всем показателям составляется по специально выделенной партии из четырех поездов.

Данные по отказам и неисправностям производятся, учитываются и обрабатываются по всему эксплуатирующемуся парку в соответствии с существующей в РЖД системой информации об отказах и общем техническом состоянии электропоездов и их комплектующих, полученной в результате регулярных осмотров; на основе автоматически генерируемых отчетов системы диагностики поездом (Приложение А); по результатам опросов машинистов, записей и замечаний локомотивных бригад в бортовых журналах.

6.3 По окончании поднадзорной эксплуатации подконтрольной партии электропоездов и их комплектующих составляют итоговый отчет (отчеты,

в случае проведения поднадзорной эксплуатации у нескольких эксплуатирующих организаций) с выводами о возможности безопасной эксплуатации, эксплуатационных и ремонтных характеристиках электропоездов, а так же рекомендациями по внедрению в серийное производство и внесению изменений в действующие нормативные документы.

6.4 Ответственные организации за составление отчетных документов по оформлению результатов осмотра и контроля являются:

ОАО «РЖД» - владелец инфраструктуры, эксплуатирующая организация, которая обеспечивает соответствие условий эксплуатации вагонов ПТЭ

[7];

«Сименс АГ» - предприятие - изготовитель электропоездов;
ООО «Сименс» - представитель «Сименс АГ» в РФ, обеспечивает координацию работ, оформляет отчет о проведении поднадзорной эксплуатации;



7. Требования к безопасности

7.1 Осмотры проводятся с соблюдением «Правил по охране труда при эксплуатации локомотивов и моторвагонного подвижного состава», ОАО «РЖД» №788р от 24.04.2006 [6].

7.2 Выполнять работы и находиться под электропоездом, на нем и около него (ближе 3 м), при подготовке и проведении измерений, можно только с разрешения руководителя работ. При этом электропоезд должен быть огражден в соответствии с инструкцией по сигнализации ЦРБ-757.

7.3 Руководитель работ должен обеспечить во время работ все условия, гарантирующие безопасность работ, инструктаж на месте и следить за выполнением установленных правил техники безопасности.

8. Ссылочные документы

1. Временный порядок разработки сертификационного базиса, утверждённый приказом РОСЖЕЛДОРА от 25.09.2009 №404.

2. Дополнение 1 к Сертификационному базису для подтверждения

соответствия серии электропоездов Desiro RUS, применяемых на железнодорожных линиях Российской Федерации, требованиям безопасной эксплуатации при обязательной сертификации в Российской Федерации № СБ ЖТ ЦТ03/ЦТ-ЦЛ13 5/ГОСТ 5727/ЦВ

ЦЛ022/ЦТ063/ЦЛ069/ЦТ-ЦВ-ЦЛ062/ГОСТ28465-51/10786/ /13584/ 13546/ 13547/ 13548/ 13549/ 12270/ 13671/ 13290/13512/13107/13108/,

утвержденный и.о. руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта В.Ю. Чепцом.

3. Инструкция по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных пар № ЦВ/3429.

4. Инструкция по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог Российской Федерации № ЦВ-ВНИИЖТ-494.

5. Инструкция по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог № ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277.

6. Правила по охране труда при эксплуатации локомотивов и моторвагонного подвижного состава», утвержденные приказом ОАО «РЖД» №788р от 24.04.2006.

7. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ), утвержденные приказом Минтранса России от 21.12.2010г. №286

8. Руководство по техническому обслуживанию и ремонту установочной серии электропоездов Desiro RUS.

9. Сертификационный базис для подтверждения соответствия серии электропоездов Desiro RUS, применяемых на железнодорожных линиях Российской Федерации, требованиям безопасной эксплуатации при

 

 обязательной сертификации в Российской Федерации № СБ ЖТ ЦТОЗ/ЦТ-ЦЛ 135/ГОСТ 5727/ЦВ ЦЛ022/ЦТ063/ЦЛ069/ЦТ-ЦВ-ЦЛ062/ГОСТ28465-51/10786/ /13584/ 13546/ 13547/ 13548/ 13549/ 12270/ 13671/

13290/13512/13107/13108/ от 30.11.2011, утвержденный руководителем Федерального агентства железнодорожного транспорта Г.П, Петраковым.

10.Техническое задание на разработку электропоездов с максимальной скоростью в эксплуатации 160 км/ч для пригородных пассажирских перевозов» от 06.11.2009, утвержденным д-р А. Брокмайером, Сименс АГ,

I МО RS РТ, согласованным старшим вице-президентом ОАО «Российские Железные Дороги» В. А. Гапановичем.

11.Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации № ЦД-790.

ПРИЛОЖЕНИЕ А Форма контроля технического состояния 54 электропоездов Desiro RUS

 

 

 

А - Колесные пары

Б - Тяговое электрооборудование

В - Преобразователи собственных нужд

Г - Тормозное и пневмооборудование

Д - Климатические установки

Е - Внутрисапонные и внешние двери

Ж - Системы внутреннего оповещения, системы

информирования пассажиров, внутренней связи

3 - Санитарные узлы

И - Токоприемники

К - Прочее оборудование

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Формы контроля и контролируемые параметры электропоезда и компонентов

п/п

Контролируемые элементы поезда и комплектующих

Методы, способы оценки сертификационных

показателей

Контролируемые

параметры

Зафиксирован­ный результат

1.Электропоезд

1.1

Наличие и прочность страховочных устройств для предотвращения падения подвесного оборудования на путь

Проверяется надежность крепления страховочных устройств, прочность их крепления, износ путем визуального контроля.

Наличие, разрыв, износ

 

1.2

Первая собственная частота изгибных колебаний кузова в вертикальной плоскости при максимальной загрузке вагона, Гц, не менее

Проверка кузова на отсутствие трещин проверяется визуальным контролем. Плавность хода и комфорт проверяется методом опроса и жалоб пассажиров, с занесением в журнал локомотивной бригады.

Состояние кузова на отсутствие трещин

 

1.11

Уровень напряженности поля радиопомех

Опрос машинистов о качестве радиосвязи, поездной радиосвязи, системы информации пассажиров и записи в бортовых журналах, а также отсутствие жалоб диспетчеров проходящих смежных поездов на качество радиосвязи.

Отсутствие радиопомех

 

1.4

Размещение воздушных резервуаров и аккумуляторных батарей

Опрос машинистов о наличии или отсутствии дискомфорта в результате размещения вспомогательных резервуаров в зоне кабины машиниста. Наличие или отсутствие записей в бортовом журнале.

Комфорт/дискомфорт

 

1.5

Предел огнестойкости

огнезадерживающих

конструкций

Отсутствие возгораний в поезде (диагностические сообщения, донесения

машиниста)

 

1.6

Огнезащищенность материалов конструкций внутренней отделки и I юссажирских кресел

Отсутствие возгораний в салоне вагона (диагностические сообщения,

донесения машиниста)

 

1.7

Огнезащищенность злекфических кабелей (проводов)

Отсутствие возгораний в поезде (диагностические сообщения, донесения

машиниста)

 

1.8

Ширина дверей специального санузла

Опрос людей с ограниченными способностями о наличии или отсутствии дискомфорта в результате использования специального санузла с существующей планировкой и шириной дверей. Машинист проводит объявление по радиосвязи, собирает информацию и передает ее диспетчеру.

Комфорт/дискомфорт

 

1.9

Планировка специального санузла

 

п/н

Контролируемые элементы поезда и комплектующих

Методы, способы оценки сертификационных

показателей

Контролируемые

параметры

Зафиксирован­ный результат

1.10

Планировка кабины машиниста и компоновка рабочих мест поездного персонала - Расстояние от заднего края ниши пульта (по оси симметрии ниши) до лобового окна (но горизонтальной плоскости, проходящей через верхний край пульта)

Опрос машинистов об обеспечении видимости пути и путевых сигналов в процессе управления электропоездом.

Комфортные условия работы локомотивной бригады, благоприя гные/неблагопри ятные условия видимости пути и путевых сигналов.

 

1.11

Планировка салона, организация пассажирских мест

-                     Шаг между спинками кресел, при многорядной посадке (друг за другом)

-                     Начало рабочего участка поручня от уровня головки рельса

Опрос пассажиров о наличии/отсутствии комфорта/дискомфорта при существующей планировке салона и размещения поручней. Машинист проводит объявление по радиосвязи, собирает информацию и передает ее диспетчеру.

Комфорт/дискомфорт

 

2.Стеклоочистители

2.1

Очистка лобовых стекол кабины машиниста

- Расстояние от оси вращения рычага до точки крепления щетки стеклоочистителя, мм

Опрос машинистов о наличии необходимой видимости в процессе управления электропоездом.

Условия видимости

 

2.2

Очистка лобовых стекол кабины машиниста

- Размер (длина) щеток

Опрос машинистов о наличии необходимой видимости в процессе управления электропоездом.

Условия видимости

 

2.3

Сила прижатия щетки стеклоочистителя

Опрос машинистов и записи в бортовом журнале о качестве очистки стекол.

Качество очистки лобового стекла

 

2.4

Условия видимости через очищаемый сектор окна

Опрос машинистов о наличии необходимой видимости в процессе управления электропоездом.

Условия видимости

 

 

п/п

Контролируемые элементы поезда и комплектующих

Методы, способы оценки сертификационных

показателей

Контролируемые

параметры

Зафиксирован­ный результат

3. Лобовое стекло

3.1

Климатические характеристики изделий остекления Климатическое исполнение

Проведение наружного осмотра на предмет отсутствия трещин, расслоений, сколов и т.д.

Отсутствие трещин, расслоений,сколов

 

4. Подшипники качения буксовые для подвижного состава

4.1

Твердость, HRC на поверхностях объемно и поверхностно закаленных деталей

Информация датчиков температуры на диагностической системе для машинистов. Сбор данных диагностической системы для анализа и дальнейшего принятия мер. Проведение анализа выхода из строя подшипниковых узлов. Осмотр состояния подшипников при ревизиях и неплановом ремонте. При необходимости анализ смазки и фиксация в журнале ДорХимЛаборатории.

Отсутствие износов и других повреждений подшипников

 

5. Головная автосцепка 1. 010. 546 для моторвагонного и высокоскоростного подвижного состава

5.1

Усилие начальной затяжки аппарата, МП

При эксплуатации сдвоенных поездов проверяется отсутствие продольных ударов головных вагонов. Проверка наличия или отсутствия износов с фиксацией в бортовом

журнале.

Отсутствие продольных ударов и износа

 

5.2

Изменение энергоемкости поглощающих аппаратов (кроме неавтоматических сцепок вагонов высокоскоростного подвижного состава, а также головных сцепок при наличии аварийного амортизатора), при температурах:

Плюс 50°С, %, не более;

Минус 40°С, %, не более; Изменение энергоемкости поглощающих аппаратов после нагружения на полный конструк­тивный ход при температуре минус 60°С, определяемое при температуре плюс 18°С, %, не

При эксплуатации сдвоенных поездов проверяется отсутствие продольных ударов головных вагонов в зимнее и летнее время года. Проверка наличия или отсутствия износов с фиксацией в бортовом журнале.

Отсутствие продольных ударов и износа

 

 

 

п/п

Контролируемые элементы поезда и комплектующих

Методы, способы оценки сертификационных

показателей

Контролируемые

параметры

Зафиксирован­ный результат

6. Межвагонные сцепные устройства 1.010.547 и 1.010.548 для моторвагонного и высокоскоростного подвижного состава

6.1

Нагрузка начала текучести при сжатии элементов сцепного устройства, передающих сжимающую нагрузку,

Для сцепок моторвагонного и высокоскоростного подвижного состава

Осмотр состояния сцепного устройства на предмет деформации или износов, наличие/отсутствие замечаний в бортовом журнале и в книге ремонта ТУ-28.

Отсутствие деформаций, износов, замечаний при эксплуатации

 

6.2

Номинальная энергоемкость при максимальном значении силы: 1,0 МП (для моторвагонного и высокоскоростного подвижного состава)

Осмотр состояния сцепного устройства на предмет деформации или износов, наличие/отсутствие замечаний в бортовом журнале и в книге ремонта ТУ-28.

Отсутствие деформаций, износов, замечаний при эксплуатации

 

6.3

Усилие начальной затяжки аппарата, МН

Проверяется линейный размер на плановых видах ремонта (ревизии Rl, R2)

Соответствие линейного размера чертежным показателям

 

6.4

Изменение энергоемкости поглощающих аппаратов (кроме неавтоматических сцепок вагонов высокоскоростного подвижного состава, а также головных сцепок при наличии аварийного амортизатора), при температурах:

Плюс 50°С, %, не более;

Минус 40°С, %, не более; Изменение энергоемкости поглощающих аппаратов после нагружения на полный конструктивный ход при температуре минус 60°С, определяемое при температуре плюс 18°С, %

Осмотр состояния сцепного устройства на предмет деформации или износов, наличие/отсутствие замечаний в бортовом журнале и в книге ремонта ТУ-28.

Отсутствие деформаций, износов, замечаний при эксплуатации

 

 

 

 

JVo

п/н

Контролируемые элементы поезда и комплектующих

Методы, способы оценки сертификационных

показателей

Контролируемые

параметры

Зафиксирован­ный результат

6.5

Ресурс поглощающего аппарата: Снижение энергоемкости от номинальной (п. 4.3) после введения 25 МДж энергии, %, не более

Проверяется геометрические параметры поглощающего аппарата и наличие/отсутствие износа при производстве ревизии поезда.

Геометрические параметры поглощающего аппарата

 

7. Межвагонные сцепные устройства 1.010.549 и 1.010.550 для моторвагонного и высокоскоростного подвижного состава

7.1

Номинальная энергоемкость при максимальном значении силы: 1,0 МН (для моторвагонного и высокоскоростного подвижного состава), кДж, не менее

Осмотр состояния сцепного устройства на предмет деформации или износов, наличие/отсутствие замечаний в бортовом журнале и в книге ремонта ТУ-28.

Отсутствие деформаций, износов, замечаний при эксплуатации

 

7.2

Усилие начальной затяжки аппарата, МН

Проверяется линейный размер на плановых видах ремонта (ревизии Rl, R2)

Соответствие линейного размера чертежным показателям

 

7.3

Изменение энергоемкости поглощающих аппаратов (кроме неавтоматических сцепок вагонов высокоскоростного подвижного состава, а также головных сцепок при наличии аварийного амортизатора), при температурах:

Плюс 50°С, %, не более;

Минус 40°С, %, не более; Изменение энергоемкости поглощающих аппаратов после нагружения на полный конструктивный ход при температуре минус 60°С, определяемое при температуре плюс 18°С, %, не более

Осмотр состояния сцепного устройства на предмет деформации или износов, наличие/отсутствие замечаний в бортовом журнале и в книге ремонта ТУ-28.

Отсутствие деформаций, износов, замечаний при эксплуатации

 

7.4

Ресурс поглощающего аппарата: Снижение энергоемкости от номинальной (п. 4.3) после введения 25 МДж энергии, %, не более

11роверяется геометрические параметры поглощающего аппарата и наличие/отсутствие износа при производстве ревизии поезда.

Геометрические параметры поглощающего аппарата

 

 

п/п

Контролируемые элементы поезда и комплектующих

Методы, способы оценки сертификационных

показателей

Контролируемые

параметры

Зафиксирован­ный результат

8. Моторная колесная пара

8.1

Конечные усилия запрессовки на каждые 100 мм диаметра посадочной поверхности, кН (тс)

Визуальный осмотр отсутствия сдвига колеса с оси колесной пары

Отсутствие сдвига и спрсссовки колеса с оси колесной пары

 

8.2

Форма диаграммы запрессовки

Визуальный осмотр отсутствия сдвига колеса с оси колесной пары

Огсутствие сдвига и спрессовки колеса с оси колесной пары

 

8.3

Ширина обода (цельнокатаного) колеса,

для моторных колесных пар МВПС:

Ввиду ошибочного введения данного показателя в нормы безопасности и отсутствия влияния его на безопасность движения оценка данного показателя

не целесообразна

 

8.4

Максимальное значение динамического дисбаланса для колесных пар с неподвижно закрепленным зубчатым колесом в плоскости каждого колеса,, с конструкционной скоростью Укк, км/ч, для МВПС (130 < Vk < 160), кг-см, не более:

Ввиду того, что данный показатель более жесткий но сравнению с аналогичным показателем в нормах безопасности, доказательство его применения не

требуется

 

 

 

 

п/п

Контролируемые элементы поезда и комплектующих

Методы, способы оценки сертификационных

показателей

Контролируемые

параметры

Зафиксирован­ный результат

9. Немоторная колесная пара

9.1

Конечные усилия запрессовки на каждые 100 мм диаметра посадочной поверхности, кН (тс)

Визуальный осмотр отсутствия сдвига колеса с оси колесной пары

Отсутствие сдвига и спрессовки колеса с оси колесной пары

 

9.2

Форма диаграммы запрессовки

Визуальный осмотр отсутствия сдвига колеса с оси колесной пары

Отсутствие сдвига и спрессовки колеса с оси колесной пары

 

9.3

Максимальное значение динамического дисбаланса с конструкционной скоростью Vk, км/ч, для МВПС (130< Ук<160), кгсм, не более

Ввиду того, что данный показатель более жесткий по сравнению с аналогичным показателем в нормах безопасности, доказательство его применения не

требуется

 

10. Тележки немоторных вагонов

10.1

Запас на относительные перемещения элементов экипажа*

Устранение несоответствия в НБ: НБ 069 «Тележки пассажирских вагонов» были составлены на основе НБ 03-98 в 2003 . После 2003 НБ 03-98 редактировались, в значения в НБ 069, скопированные из НБ 03-98 (2003), остались без изменений. Соответственно, чтобы устранить несоответствие в НБ данные пункты были внесены в сертификационный базис

 

10.2

Коэффициент запаса сопротивления усталости несущих элементов тележки, за исключением колесных пар и пружин рессорного подвешивания*

Устранение несоответствия в НБ: НБ 069 «Тележки пассажирских вагонов» были составлены на основе НБ 03-98 в 2003 . После 2003 НБ 03-98 редактировались, в значения в НБ 069, скопированные из НБ 03-98 (2003), остались без изменений. Соответственно, чтобы устранить несоответствие в НБ данные пункты были внесены в сертификационный базис

 

10.3

Вазовое число циклов нагружения несущих элементов подвижного состава*

Устранение несоответствия в НБ: НБ 069 «Тележки пассажирских вагонов» были составлены на основе НБ 03-98 в 2003 . После 2003 НБ 03-98 редактировались, в значения в НБ 069, скопированные из НБ 03-98 (2003), остались без изменений. Соответственно, чтобы устранить несоответствие в НБ данные пункты были внесены в сертификационный базис

 

10.4

Коэффициенты конструктивного запаса:

-                     для 1 -ой ступени подвешивания;

-                     для 2-ой ступени подвешивания

Устранение несоответствия в НБ: НБ 069 «Тележки пассажирских вагонов» были составлены на основе НБ 03-98 в 2003 . После 2003 НБ 03-98 редактировались, в значения в НБ 069, скопированные из НБ 03-98 (2003), остались без изменений. Соответственно, чтобы устранить несоответствие в НБ данные пункты были внесены в сертификационный базис

 

 

 

 

п/п

Контролируемые элементы поезда и комплектующих

Методы, способы оценки сертификационных Контролируемые

показателей параметры

Зафиксирован­ный результат

 

 

 

 

10.5

Долговечность подшипников буксовых узлов

Устранение несоответствия в НБ: НБ 069 «Тележки пассажирских вагонов» были составлены на основе НБ 03-98 в 2003 . После 2003 НБ 03-98 редактировались, в значения в НБ 069, скопированные из НБ 03-98 (2003), остались без изменений. Соответственно, чтобы устранить несоответствие в НБ данные пункты были внесены в сертификационный базис

 

10.6

Коэффициент запаса устойчивости против схода с рельсов*

Устранение несоответствия в НБ: НБ 069 «Тележки пассажирских вагонов» были составлены на основе НБ 03-98 в 2003 . После 2003 НБ 03-98 редактировались, в значения в НБ 069, скопированные из НБ 03-98 (2003), остались без изменений. Соответственно, чтобы устранить несоответствие в НБ данные пункты были внесены в сертификационный базис

 

10.7

Показатели плавности хода в вертикальной и горизонтальной плоскости*

Устранение несоответствия в НБ: НБ 069 «Тележки пассажирских вагонов» были составлены на основе НБ 03-98 в 2003 . После 2003 НБ 03-98 редактировались, в значения в НБ 069, скопированные из НБ 03-98 (2003), остались без изменений. Соответственно, чтобы устранить несоответствие в НБ данные пункты были внесены в сертификационный базис

 

10.8

Рамные силы в прямых, кривых участках пути и стрелочных переводах*

Устранение несоответствия в НБ: НБ 069 «Тележки пассажирских вагонов» были составлены на основе НБ 03-98 в 2003 . После 2003 НБ 03-98 редактировались, в значения в НБ 069, скопированные из НБ 03-98 (2003), остались без изменений. Соответственно, чтобы устранить несоответствие в НБ данные пункты были внесены в сертификационный базис

 

10.9

Коэффициент вертикальной динамики (в части для 1-ой ступени подвешивания)*

Устранение несоответствия в НБ: НБ 069 «Тележки пассажирских вагонов» были составлены на основе НБ 03-98 в 2003 . После 2003 НБ 03-98 редактировались, в значения в НБ 069, скопированные из НБ 03-98 (2003), остались без изменений. Соответственно, чтобы устранить несоответствие в НБ данные пункты были внесены в сертификационный базис

 

10.10

Коэффициент вертикальной динамики (в части для 2-ой ступени подвешивания)*

Устранение несоответствия в НБ: НБ 069 «Тележки пассажирских вагонов» были составлены на основе НБ 03-98 в 2003 . После 2003 НБ 03-98 редактировались, в значения в НБ 069, скопированные из НБ 03-98 (2003), остались без изменений. Соответственно, чтобы устранить несоответствие в НБ данные пункты были внесены в сертификационный базис

 

10.11

Обеспечение страховки от падения на путь (в части деталей тормозного оборудования)

Устранено несоответствие п.2.17 норм безопасности 069-2003, значение показателя соответствует ГОСТ 10527-84

 

 

 

 

п/п

Контролируемые элементы поезда и комплектующих

Методы, способы оценки сертификационных

показателей

Контролируемые

параметры

Зафиксирован­ный результат

10.12

Подтверждение климатического исполнения элементов тележки согласно ТУ

Данное подтверждение сделано согласно ТЗ. После утверждения ТУ на поезд данный пункт базиса будет неактуален.

 

 

11. Стекло безопасное многослойное для салонов

11.1

Светопропускание

Опрос пассажиров о наличии/отсутствии комфорта/дискомфорта при существующем уровне светопропускания. Машинист проводит объявление по радиосвязи, собирает информацию и передает ее диспетчеру.

Комфорт/дискомфорт

 

12. Винтовые пружины

12.1

Предельные отклонения на наружные диаметры

Отсутствует необходимость оценки в связи с внесенными изменениями в

нормы безопасности

 

122

11редельные отклонения на высоту пружины в свободном состоянии

Отсутствует необходимость оценки в связи с внесенными изменениями в

нормы безопасности

 

12.3

Зазоры между концами опорныж витков и рабочими витками пружины в свободном состоянии

Отсутствует необходимость оценки в связи с внесенными изменениями в

нормы безопасности

 

12.4

М и кроструктура

Отсутствует необходимость оценки в связи с внесенными изменениями в

нормы безопасности

 

13. Кресло машиниста

13.1

Коэффициент передачи вертикальной вибрации кресла машиниста (Ki) в дапазонах частот

Опрос машинистов о наличии или отсутствии дискомфорта в результате размещения вспомогательных резервуаров в зоне кабины машиниста. Наличие или отсутствие записей в бортовом журнале.

Комфорт/дискомфорт

 

14. Тормозные диски

14.1

Временное сопротивление разрыву

I Доводится визуальный осмотр состояния тормозных дисков на предмет образования трещин, сколов, раковин, выщербин .

Отсутствие трещин , сколов, раковин, выщербин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////