Трубопроводы тормозной системы с условным
проходом dy = 15 мм и выше выполнены из водогазопроводных труб (ГОСТ
3262—62), а меньших диаметров — из электросварных труб (ГОСТ 10704—63)
или цельнотянутых (ГОСТ 8734—58).
Соединения труб и присоединения к аппаратам и устройствам осуществляются
при помощи шарово-конусных соединений (ГОСТ 5026—70). В отдельных
случаях, когда присоединительные места имеют резьбу, не соответствующую
резьбе штуцера (ГОСТ 5026—70) данного размера, ставятся специальные
штуцера с отклонением от стандартных типоразмеров. В случаях постановки
труб меньшего диаметра по сравнению с предусмотренным для данного места
присоединения также ставится нестандартный ниппель, позволяющий
присоединить тонкую трубку к стандартному штуцеру с большим условным
проходом (например, при переходе от разобщительного крана к
прямодействующему крану машиниста).
Тормозные трубопроводы в большей своей части размещены под настилом рамы
тепловоза. Промежуточный холодильник, змеевик, напорная труба от
компрессора к главному резервуару и тормозная магистраль размещены под
настилом с правой стороны тепловоза, а напорная магистраль от главного
резервуара к крану машиниста — с левой стороны. Соединительная труба
между главными резервуарами проходит через отверстия в рамных листах в
передней части тепловоза, а трубы, соединяющие краны машиниста с
воздухораспределителем и тормозным цилиндром, проходят по настилу рамы
под полом кабины.
Крепление труб к раме тепловоза осуществляется скобами одинарными и
групповыми на несколько труб. Для того чтобы имелась возможность
проворачивать накидные гайки шарово-конусных соединений, трубы
укладывают не на листы рамы, а на приварные подкладки такой толщины,
которая позволяет накидной гайке свободно проворачиваться, не задевая за
лист.
Главные резервуары расположены в передней части тепловоза под настилом
рамы параллельно продольной оси тепловоза и прикреплены поясами иг
стальной ленты к специальным кронштейнам на раме тепловоза.
Маслоотделитель прикреплен болтами к боковому листу рамы под настилом с
левой стороны тепловоза. Воздухораспределитель, запасной и
дополнительный резервуары прикреплены к настилу рамы в задней части
тепловоза слева под кабиной машиниста. Тормозной цилиндр установлен в
задней части тепловоза на рамном листе и привернут к нему четырьмя
призонными болтами М24, обеспечивающими надежное его закрепление.
Краны машиниста с относящимися к ним устройствами расположены в правом
переднем углу кабины машиниста и установлены таким образом, чтобы
обеспечить машинисту свободное управление тормозами. Кран машиниста
(уел. № 222 или 394) укреплен на пульте приборов, а вспомогательный кран
прямодействующего тормоза — на кронштейне, приваренном к правой стене
кабины машиниста. Уравнительный резервуар укреплен к настилу рамы справа
под кабиной машиниста. Манометры расположены на пульте приборов
непосредственно перед глазами машиниста.
Первые тепловозы выпускали с воздухораспределителем системы Матросова
М-135, кранами машиниста системы Казанцева и вспомогательными кранами
4ВК- Схемы тормозных трубопроводов, а также их монтаж соответствовали
принятым для этих приборов общеизвестным типовым схемам, применяемым в
МПС. По мере внедрения в производство тормозных приборов,
устанавливаемых в настоящее время, схемы соответственно изменялись.