БУКСЫ ТЕПЛОВОЗА ТГМ1

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловоз ТГМ1 (издание второе) Бибиков Ю.С. - 1974 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109 ..

 

 

 

БУКСЫ ТЕПЛОВОЗА ТГМ1

 



Буксы тепловоза (рис. 80) роликовые с двумя коническими роликоподшипниками 4 № 7536У (ГОСТ 333—71 и ТУ 3402-ЖД—73). Эти подшипники хорошо воспринимают как радиальные, так и осевые нагрузки при тех скоростях, какие предусмотрены конструкцией тепловоза.

Хорошая передача осевых нагрузок особенно важна для тепловоза, работающего на промышленных предприятиях, где часто встречаются кривые малых радиусов, а техническое состояние железнодорожных путей зачастую бывает неудовлетворительным, вследствие чего возникают большие осевые усилия в колесных парах. Смазываются подшипники консистентной смазкой.

 

Внутренние кольца подшипников насаживают на ось в нагретом состоянии упорными буртами внутрь и фиксируют лабиринтовыми втулками, одна из которых — внутренняя 5 — упирается в бурт оси, а наружная 1 — в торец ступицы колесного центра. Лабиринтовые втулки надевают в нагретом состоянии. Наружные обоймы подшипников устанавливают так, чтобы суммарный осевой зазор по подшипникам равнялся 0,3 мм. Получение такого зазора достигается постановкой установочных полуколец 3, упирающихся одним торцом в торец наружной обоймы подшипника, а другим — в торец бурта корпуса буксы. Толщину этих полуколец подгоняют по месту таким образом, чтобы обеспечить указанный выше осевой зазор.

Корпус 10 буксы — разъемный. Он состоит из двух отлитых из стали 35ЛП (ГОСТ 977—65) частей — верхней и нижней. Обе части корпуса, обрабатываемые в сборе как одно целое, стягивают четырьмя специальными болтами

9. На направляющие поверхности корпуса буксы и наружные торцовые бурты приваривают накладки 7,8,11,12 и 13 из стали 55 С2.

Верхняя часть корпуса буксы имеет выступ с корытообразным углублением, являющимся опорой для хомута рессоры, и две масляные ванны, закрывающиеся приварными крышками 14, для смазывания направляющих поверхностей буксы. В эти ванны заливают жидкую смазку, которая затем по фитилю поступает через отверстие, просверленное в корпусе буксы и накладке, на трущиеся поверхности.

В нижнюю часть корпуса ввертывают клапанную масленку 6, служащую для пополнения смазки подшипников. Лабиринтовые крышки 2 своими торцовыми зубцами входят во впадины лабиринтовых втулок и образуют лабиринты, надежно задерживающие в буксе консистентную смазку.

До тепловоза № 977 буксы были рассчитаны на жидкую смазку. От описанных выше они отличались наличием ванны для смазки в нижней части корпуса буксы, в которую смазку заливали через специальный штуцер с пробкой, и конструкцией уплотнения: в лабиринтовые полукольца вставляли резиновые манжеты специального профиля. Вследствие утечек смазки из букс из-за недостаточного контроля за их состоянием имело место значительное число вы-ходов из строя букс, что влекло за собой длительные простои тепловозов в ремонте.

После введения консистентной смазки количество выходов из строя букс резко снизилось. В настоящее время такие случаи происходят крайне редко и только по причине поломок самих подшипников вследствие незамеченного заводского брака или из-за заправки букс загрязненной смазкой.

В 1965 г. конструкция лабиринтов упрощена: зуб на наружном диаметре лабиринтовой втулки входит во впадину в корпусе буксы, лабиринтовые крышки отсутствуют; также отсутствуют два регулировочных полукольца с одной стороны и наружное кольцо одного из подшипников упирается в бурт корпуса буксы.

Лабиринтовые втулки так же, как и внутренние обоймы подшипников, сажают на ось нагретыми в масле до температуры 90—100° С. Первой сажают внутреннюю лабиринтовую втулку, затем обе внутренние обоймы подшипников и, наконец, наружную лабиринтовую втулку. После насадки до полного остывания втулки и обоймы должны быть прижаты специальным приспособлением.

Обоймы и втулки должны быть плотно пригнаны друг к другу, щуп толщиной 0,05 мм не должен проходить между ними. Наружную обойму внутреннего подшипника надевают на ось до напрессовки внутренних обойм и втулок.

После остывания насаженных на ось деталей определяют необходимую толщину регулировочных полуколец. Для этого замеряют следующие размеры: расстояние между торцами упорных буртов корпуса буксы А и расстояние между наружными торцами наружных обойм подшипников, плотно прижатых к роликам, Б.

Требуемая толщина полуколец будет равняться

П=( А-Б-0,3)/ 2

где 0,3 — суммарный осевой зазор в подшипниках, мм.

При наличии одной пары полуколец толщина их будет равняться

П = А — Б — 0,3.

Полукольца шлифуют до получения подсчитанной таким образом толщины, после чего буксу собирают. После сборки обеих букс производят контрольную проверку осевого зазора в специальном приспособлении. Одну из букс зажимают в приспособлении, а ось при помощи нажимных винтов перемещают в то и другое крайнее положение. Величину перемещения измеряют при помощи индикатора, упирающегося в торец оси.

В процессе сборки буксу заполняют на две трети своего объема консистентной смазкой 1-ЛЗ (ГОСТ 12811—67) или УТВ 1-13 (ГОСТ 1631—61).

Буксы с осью после сборки должны пройти обкатку при частоте вращения 350 об/мин и нагрузке на каждую буксу 6 тс. Обкатку продолжают вплоть до достижения постоянной температуры, но не менее 2 ч. При правильной сборке температура корпуса буксы не должна превышать температуру окружающей среды более чем на 30° Сив любом случае не должна быть выше 80° С.

Обкатку можно производить как с напрессованными колесными центрами, так и до их напрессовки. При неудовлетворительных результатах обкатки буксы следует разобрать, провести их ревизию и исправить обнаруженные дефекты. Затем обкатку повторить.

 

 

 

 

 

Рис. 80. Букса:
1 — лабиринтовая втулка наружная; 2 —лабиринтовая крышка; 3— установочное полукольцо; 4 — роликоподшипник конический; 5 — лабиринтовая втулка внутренняя; 6 — масленка клапанная; 7, 8,
11, 12, 13 — приварные накладки; 9— болт конический специальный; 10 — корпус буксы (из двух половин); 14 — крышка масляной ванны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109 ..