Ведущее дышло изготовлено из стали Ст5.
Задняя головка
2 дышла (рис. 78) охватывает шейку пальца кривошипа отбойного вала
реверс-режимного редуктора гидропередачи, передняя головка — шейку
пальца кривошипа третьей колесной пары. Головки соединены штангой
прямоугольного сечения, представляющей собой тело дышла. Хвостовик
ведущего дышла соединен цилиндрическим валиком с вилкой заднего сцепного
дышла.
Расстояние между осями головок дышла 1 150 ± 0,2 мм, между осями
передней головки и хвостовика — 250 ± 0,1 мм.
Головки дышла работают в различных условиях. Ось третьей колесной пары,
с которой связана передняя головка дышла, при износе накладок буксы,
буксовой направляющей и клина третьего буксового узла и подтяжке этого
клина будет перемещаться назад (клин скользит по передней буксовой
направляющей). Ось отбойного вала реверс-режимного редуктора, с которым
связана задняя головка дышла, ни горизонтальных, ни вертикальных
перемещений не имеет. Следовательно, по мере износа трущихся частей
третьего буксового узла фактическое расстояние между осями пальцев
кривошипов отбойного вала и третьей колесной пары будет уменьшаться, т.
е. будет отличным от номинального размера 1150 мм. Для компенсации
такого изменения длины дышла в задней его головке вместо обычной
концентрической втулки установлена эксцентриковая буртовая втулка 4 из
стали Ст5. Вращая эту втулку, можно фактическую длину дышла (по осям
пальцев) изменять в пределах 1 150 ± 1 мм (наибольший размер при новых
буксовых накладках, наименьший — при предельно изношенных). Наружный
бурт эксцентриковой втулки по окружности диаметром 225 мм имеет 16
конических отверстий. При регулировке фактической длины дышла
эксцентриковую втулку поворачивают на одно или несколько отверстий в
зависимости от необходимой величины изменения длины дышла. Периодическое
регулирование положения эксцентриковой втулки в головке дышла по мере
износа трущихся элементов третьего буксового узла и своевременная замена
предельно изношенных буксовых накладок новыми обеспечивают надежную
длительную работу ведущих дышел тепловоза.
Эксцентриковая втулка вместе с крышкой 3 прикреплена через отверстия в
наружном бурге с вставленными в эти отверстия разжимными коническими
втулками к наружной плоскости головки дышла восемью болтами; положение
последних фиксируют проволокой.
При движении тепловоза палец кривошипа отбойного вала вращается в
бронзовой плавающей втулке 5, вращающейся в свою очередь в
эксцентриковой втулке 4 задней головки дышла. Плавающая втулка имеет по
длине пять рядов смазочных отверстий диаметром 6 мм, раззенкованных с
наружной стороны; эти отверстия расположены в шахматном порядке по
восемь в ряду.
В переднюю головку и хвостовик дышла запрессованы стальные втулки из
стали Ст5. Во избежание проворачивания втулка передней головки
дополнительно закреплена в головке дышла стопорной втулкой; внутреннее
отверстие в последней служит каналом для смазки; втулка в хвостовике
закреплена заклепкой.
Бронзовая плавающая втулка передней головки дышла имеет по длине три
ряда раззенкованных с наружной стороны смазочных отверстий; последние
расположены в шахматном порядке по шесть в ряду.
Суммарные зазоры в узлах «палец — плавающая втулка — запрессованная
втулка» головок дышла выбраны, исходя из наибольшего возможного
перемещения одной из головок дышла вверх, а другой — вниз и при
правильно отрегулированном положении эксцентриковой втулки 4
обеспечивают нормальную работу дышла.
Плавающая втулка хвостовика ведущего дышла, в которой размещен
цилиндрический валик вилки заднего сцепного дышла, на тепловозах ТГМ1
первых выпусков выполнялась бронзовой. В связи с быстрым износом этой
втулки из-за очень высокого удельного давления между валиком и втулкой,
значитель-но опережавшим износ плавающих втулок головок дышла, материал
плавающей втулки хвостовика в 1960 г. был изменен на сталь Ст5;
долговечность работы втулки при этом значительно повысилась. Втулка
имеет шесть смазочных отверстий, равномерно расположенных в одном ряду
по окружности.
Во избежание попадания пыли и грязи извне наружная часть пальца, а также
плавающая и запрессованная втулки передней головки дышла, так же как и у
задней головки, закрыты снаружи крышкой.
Заднее сцепное дышло и переднее сцепное дышло также изготовлены
из стали Ст5. В головки этих дышел запрессованы стальные втулки. В этих
втулках вращаются бронзовые плавающие втулки. Запрессованные и плавающие
втулки головок сцепных дышел одинаковы с одноименными втулками передней
головки ведущего дышла. Штанги сцепных дышел также прямоугольного
сечения.
Вилка заднего сцепного дышла с хвостовиком ведущего дышла и вилка
переднего сцепного дышла с хвостовиком заднего сцепного дышла соединены
цилиндрическими валиками. С внутренней стороны (со стороны рамы) опорные
поверхности вилок дышел и валиков конические с конусностью 1:5. С
наружной стороны опорные поверхности валиков цилиндрические; они входят
в конические втулки наружных щек вилок дышел. При затягивании корончатой
гайкой хвостовика валика последний надежно центрируется в вилке дышла
двумя коническими поверхностями.
В хвостовике заднего сцепного дышла запрессована стальная втулка из
стали Ст5 (ГОСТ 380—71), дополнительно укрепленная заклепкой. Плавающая
втулка хвостовика, в которой размещен валик вилки переднего сцепного
дышла, также стальная из стали Ст5. Она имеет один ряд из пяти смазочных
отверстий по окружности.
Наружные торцы пальцев, а также плавающие и запрессованные втулки
головок сцепных дышел закрыты снаружи крышками. Для смазки трущихся
поверхностей пальцев, втулок и валиков дышел в верхние торцы их головок
ввернуты смазочные штуцера с клапанными масленками, а в верхние торцы
хвостовиков — клапанные масленки.
С целью экономии олова, в значительном количестве расходуемого при
отливке дышловых плавающих втулок (материал втулок бронза Бр. ОЦСН
4-4-17-2), в 1962 г. была построена партия тепловозов ТГМ1, в дышловых
плавающих втулках которых был применен безоловянистый сплав ЦАМ 9-1,5.
Опыт работы этих втулок в эксплуатации дал положительные результаты. С
конца 1964 г. сплав ЦАМ 9-1,5 применяют для дышловых плавающих втулок
тепловозов ТГМ1 серийного производства.