ПРИВЕДЕНИЕ ТЕПЛОВОЗА ТГМ1 С ПЕРЕДАЧЕЙ ФОЙТ В
ДВИЖЕНИЕ
Перед приведением тепловоза в движение включают кнопку «Гидропередача».
При переводе главной рукоятки контроллера по позициям происходит
увеличение частоты вращения вала дизеля. На 6-й позиции рукоятки
контроллера (примерно при 800 об/мин) происходит замыкание контактов 0-5
в ступенчатом переключателе и напряжение подается на клемму 4 оператора
через замкнутые контакты термореле Т и пневмореле ПВ. Как отмечалось
выше, в результате этого включается электропневматический вентиль ВПТ
пускового гидротрансформатора — гидропередача включается.
Контакты термореле Т замкнуты при температуре масла гидропередачи до 95°
С, а контакты пневмореле ПВ замкнуты при наличии избыточного давления
воздуха в тормозной магистрали не ниже 3 кгс/см2. Тепловоз не сможет
стронуться с места, если в тормозной магистрали не будет
соответствующего давления воздуха.
При подаче напряжения на клемму 4 оператора цепь реле 1-2 (см. рис. 72)
обтекается током следующим образом: клемма 4, сопротивление 3-4,
сопротивление 3-9, контакт измерительного реле 3-1 в положении а,
катушка реле 1-2, нормально замкнутые контакты 2-2, нормально замкнутые
контакты 1-1, минусовая клемма 5 оператора. Реле 1-2 срабатывает и
замыкает контакты 1-2 в цепи реле 1-1. Реле 1-1, включаясь, замыкает
свои контакты 1-1 в цепи вентиля ВПТ пускового гидротрансформатора —
гидропередача включается. Одновременно реле 1-1 разрывает цепь питания
реле 1-2, которое в свою очередь размыкает контакты в цепи реле 1-1.
Однако реле 1-1 остается включенным через свои замкнувшиеся контакты.
Таким образом, реле 1-1, а следовательно, и вентиль ВПТ остаются
включенными, а реле 1-2 отключается и работает кратковременно.
По мере разгона тепловоза пропорционально увеличению скорости растет
напряжение тахогенератора ДПТ. На 6-й позиции рукоятки контроллера
согласно графику (рис. 73) при напряжении тахогенератора 10 В и скорости
15,65 км/ч должно произойти переключение на второй гидротрансформатор,
что будет соответствовать точке пересечения тяговых характеристик этих
гидротрансформаторов. Схема управления при этом работает следующим
образом. От тахогенератора напряжение переменного тока подается к
клеммам 7-8 (см. рис. 71 и 72) первичной обмотки трансформатора
ступенчатого переключателя ДК- На 6-й позиции рукоятки контроллера это
напряжение поступает на часть обмотки до вывода № 2. При увеличении
напряжения на вторичной обмотке (на клеммах 1-2) до 8,5 В, что на 6-й
позиции рукоятки контроллера должно произоити при напряжении
тахогенератора 10 В, подвижной контакт измерительного реле 3-1 перейдет
полностью в крайнее положение и замкнет контакт б. При этом цепь питания
реле 2-2 будет замкнута. Реле 2-2, включаясь, разрывает цепь питания
реле 1-1, а та в свою очередь размыкает цепь питания вентиля ВПТ первого
гидротрансформатора. Одновременно контактами 2-2 замыкается цепь питания
реле 2-1, которое, включаясь, замыкает контактами 2-1 цепь питания
вентиля ВХТ второго гидротрансформатора. Переключение осуществлено. Так
же как и в предыдущем случае, реле 2-1 остается включенным через свои
замкнувшиеся контакты 2-1, а своими контактами 2-1 разрывает цепь
питания реле 2-2. При снижении скорости тепловоза напряжение
тахогенератора снижается, подвижной контакт измерительного реле
переходит в положение а, что приводит к переключению на первый
гидротрансформатор. При увеличении скорости тепловоза процесс
переключения повторяется. Аналогично происходит процесс переключения и
на остальных положениях контроллера, но при скоростях движения тепловоза
тем больших, чем большая мощность дизеля установлена в данный момент
контроллером управления. Поскольку измерительное реле 3-1 оператора
срабатывает при одном и том же напряжении, коэффициент трансформации
трансформатора изменяется с ростом напряжения тахогенератора (при
увеличении скорости тепловоза) путем переключения выводов первичной
обмотки трансформатора в соответствии с положением главной рукоятки
контроллера. Так, например, на 13-й позиции рукоятки контроллера на
маневровом режиме переключение с первого гидротрансформатора на второй
должно произойти при скорости 26.5 км/ч и напряжении тахогенератора 17 В
(см. рис. 73). Это напряжение подается на вывод № 9, т. е. на часть
первичной обмотки трансформатора. На 16-й позиции рукоятки контроллера
переключение должно произойти при скорости 31,3 км/ч и напряжение
тахогенератора 20 В. В этом случае напряжение уже подается на вывод №
12, т. с. на всю первичную обмотку трансформатора.
Рис. 73. Зависимость напряжения тахогенератора
от скорости движения тепловоза с указанием скоростей перехода с
пускового на маршевый гидротрансформатор по позициям рукоятки
контроллера
В схеме оператора в цепях реле 3-1, 1-1, 2-1 и 4-1 (см. рис. 72) имеются
сопротивления, шунтируемые контактами. Введение этих сопротивлений в
цепи реле повышает коэффициент возврата реле, т. е. повышает их
чувствительность. Кроме того, сопротивление 3-6 позволяет регулировать
настройку реле 3-1 в случае его збонковой работы.
Как отмечалось выше, в цепи включения гидропередачи имеются контакты Т
термореле. При нагреве масла гидропередачи свыше 95° С термореле
срабатывает и отключает гидропередачу, а на пульте вспыхивает сигнальная
лампа.
При снижении избыточного давления воздуха в тормозной магистрали ниже 3
кгс/см2 пневмореле ПВ выключается и отключает гидропередачу. В аварийном
случае, чтобы вывести тепловоз с участка, контакты этого реле могут быть
временно замкнуты перемычкой.
При превышении скорости движения тепловоза выше допустимой на 10% при
любом режиме работы тепловоза включается реле напряжения 4-1 в операторе
ЭАО, замыкая цепь питания вентиля ВТ клапана торможения, что приводит к
торможению тепловоза. При понижении давления воздуха ниже 3 кгс/см2 в
результате срабатывания пневматического реле ПВ отключается и
гидропередача. При снижении скорости движения на 10% ниже максимально
допустимой происходит восстановление схемы: клапан торможения ВТ
выключается, торможение прекращается. Если за время торможения
гидропередача успела выключиться, то она снова включается, как только
избыточное давление воздуха в тормозной магистрали поднимается выше 3
кгс/см2.