Золотниковая коробка гидротрансформатора (рис. 50). Корпус 6 коробки
отлит из чугуна Сч 18-36 (ГОСТ 1412—70). Он представляет собой полый
цилиндр с патрубками, каналы которых выходят в уширенною часть цилиндра,
разделенную перегородками на отдельные полости. Во внутреннюю часть
корпуса запрессована втулка 5 с отверстиями, сообщающими полости корпуса
с полостью золотника. Снизу полость золотника плотно закрыта крышкой 2,
в которую на резьбе ввернут стержень 3 для направления пружины 4. Крышка
прикреплена к корпусу четырьмя болтами М8Х25 со стопорными шайбами. В
крышке имеется отверстие в для прохода жидкости в полость золотника и
два резьбовых отверстия для подсоединения трубопроводов. Отверстие,
заглушенное резьбовой пробкой 1, имеет лишь технологическое значение и
предназначено для контроля перемещения золотника при испытании
золотниковой коробки. Золотник 7 имеет две кольцевые проточки. Глубокая
проточка сообщает среднюю полость золотниковой коробки через отверстия
во втулке 5 с верхней или нижней полостью. Другая, менее глубокая,
проточка сообщает верхнюю полость с кольцевой проточкой в корпусе и
отверстием б, через которое рабочая полость гидротрансформатора
сообщается с атмосферой. Материалом для втулки служит чугун Сч 18—36
(ГОСТ 1412—70), для золотника —сталь Ст 5 (ГОСТ 380—71). Уплотняющие
пояски золотника шлифуют и притирают с втулкой после ее запрессовки в
корпус до размеров и чистоты поверхности, обеспечивающих свободное, без
заедания перемещение золотника, предварительно смазанного тонким слоем
масла, под действием собственного веса. В верхней части золотника
имеется внутренняя кольцевая проточка для выемки золотника при помощи
специального приспособления. Во внутреннюю нижнюю полость золотника
входит пружина 4, в верхнюю — хвостовик втулки 9 с пружиной 8. Пружины
предназначены для возврата золотника в среднее положение.
Втулка 9 является фиксатором положений золотника. С торца она имеет
наружную кольцевую проточку и прорези для прохода рабочей жидкости,
поступающей через отверстие а в полость золотника при верхнем положении
втулки. Внутренний буртик служит для выемки втулки из полости золотника.
К верхней части корпуса золотника крепят четырьмя болтами М8 X 25 с
пружинными шайбами крышку 10. Крышка имеет резьбовое отверстие, в
которое ввертывается стержень 11, служащий для регулировки затяжки
пружины 8. Для предохранения от самоотвинчивания стержень контрят
круглой гай-кой 12. С 1966 г. золотниковую коробку изготавливают с
нерегулируемой пружиной без стержня И с глухим отверстием в крышке 10.
На рис. 50 золотник показан в среднем положении: втулка 9 находится в
крайнем нижнем положении до упора в выступающий торец втулки 5 и
фиксирует положение золотника, находящегося под действием пружины 4. Это
положение золотник занимает тогда, когда гидропередача выключена и
рабочая жидкость от регулятора не поступает ни в верхнюю, ни в нижнюю
полость золотниковой коробки. При этом рабочая жидкость от рабочего
колеса насоса через патрубок (на рис. 50 не виден) снизу корпуса
поступает в среднюю полость золотниковой коробки, откуда по каналу с
противоположной стороны корпуса вверх и далее по каналу в средней части
корпуса гидропередачи идет на холодильник. Когда гидропередача включена,
рабочая жидкость от вихревого колеса насоса поступает или в верхнюю
полость золотника через отверстие а, или в нижнюю — через отверстие в в
зависимости от скорости тепловоза и соответствующего этой скорости
положения золотника центробежного регулятора, как это было описано выше.
При I положении рабочая жидкость через отверстие в поступает в нижнюю
полость золотника и при соответствующем давлении, преодолев усилие
пружины 8, поднимает золотник и втулку 9 в крайнее положение до упора в
верхнюю крышку 10. При этом средняя полость коробки через
отверстия во втулке и кольцевую проточку в
золотнике сообщается с верхней полостью, а жидкость, поступающая от
рабочего колеса насоса, одновременно проходит по каналу на холодильник и
в верхнюю полость коробки, откуда по каналу патрубка А идет на
заполнение гидротрансформатора. Переключение золотника на заполнение
гидротрансформатора должно происходить при частоте вращения вала
двигателя 800—850 об/мин.
При II и III положениях золотника центробежного регулятора рабочая
жидкость поступает в верхнюю полость золотника через отверстие а, а
нижняя при этом сообщается с полостью корпуса передачи, т. е. с
атмосферой. При этом золотник опускается вниз до упора в крышку 2,
средняя полость коробки сообщается с нижней, а верхняя — с кольцевой
проточкой и отверстием б. Таким образом, жидкость из средней полости
коробки проходит в нижнюю, откуда через канал патрубка Б поступает в
золотниковую коробку гидромуфт. Одновременно жидкость идет также и на
холодильник.