КИНЕМАТИЧЕСКАЯ СХЕМА ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ
ТЕПЛОВОЗА ТГМ1
На тепловозе ТГМ1 применена гидравлическая передача, состоящая из одного
гидротрансформатора и двух гидромуфт (рис. 39). Мощность на оси
тепловоза передается через гидропередачу и реверс-режимный редуктор,
включающий в себя режимную коробку и отбойный (тяговый) вал. С отбойного
вала вращение на колесные пары передается дышловым приводом.
Вал 5 с насосными колесами гидротрансформатора, I и II гидромуфт
приводится во вращение от двигателя через вал привода с
карданно-пластинчатыми муфтами и повышающую пару зубчатых колес 3 и 4.
Карданно-пластинчатые муфты компенсируют некоторую возможную несоосность
валов дизеля и гидропередачи.
Турбинные колеса гидротрансформатора и гидромуфты соединены с
промежуточным валом 6 при помощи общей пары зубчатых колес 2 и 7 с
передаточным отношением 0,412. Турбинное колесо гидромуфты передает
вращение промежуточному валу 6 через пару зубчатых колес 1 и 8 с
передаточным отношением 0,672. Вращающий момент от промежуточного вала
передается тяговому валу через зубчатые колеса 18, 9, 10 и 17 режимной
коробки, колеса реверса 15, 14, 13 и зубчатую шестерню 11.
Шестерня 18, насаженная на выходной конец промежуточного вала, находится
в постоянном зацеплении с зубчатым колесом 9. Зубчатое колесо 17 с валом
режимной коробки 16 имеет подвижное шлицевое соединение и может входить
в зацепление в правом (по схеме рис. 39) положении внутренним венцом с
шестерней 18 и в левом положении наружным венцом — с шестерней 10. Когда
зубчатое колесо 17 находится в зацеплении с шестерней 18, как показано
на схеме, передача находится на поездном режиме (максимальная скорость
60 км/ч). Зацепление зубчатого колеса 17 с шестерней 10 дает маневровый
режим с максимальной скоростью 30 км/ч.
Коническая шестерня 15, насаженная на вал 16, приводит во вращение два
конических зубчатых колеса 14, свободно вращающихся на
шарикоподшипниках. Для возможности сцепления с шестерней 13 конические
зубчатые колеса имеют внутреннее зацепление. Шестерня 13, сидящая на
подвижном валу 12, при передвижении последнего может входить в
зацепление с той или другой конической шестерней в зависимости от
требуемого направления движения.
Переключение режима и направления движения (реверсирование) производятся
пневмоприводом с поста управления. Каждое переключение должно
выполняться при полной остановке тепловоза. Включенные режим и
направление движения отражаются сигнальными лампами на пульте
управления.
Включение гидроаппаратов осуществляется путем
наполнения их рабочей жидкостью, а выключение — путем их опорожнения.
Наполнение гидроаппаратов производится центробежным насосом, вал
которого приводится от шестерни повышающей пары, насаженной на вал 5
насосных колес. Поэтому гидроаппараты могут быть включены только тогда,
когда работает двигатель.
Рис. 39. Кинематическая схема гидравлической
передачи тепловоза ТГМ1: