Система охлаждения и подогрева дизеля 1Д12-400 тепловоза ТГМ1

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловоз ТГМ1 (издание второе) Бибиков Ю.С. - 1974 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

Система охлаждения и подогрева дизеля 1Д12-400 тепловоза ТГМ1



Система охлаждения и подогрева служит для поддержания в допустимых пределах температуры деталей дизеля, соприкасающихся с горячими газами при работе, для облегчения запуска дизеля при низких температурах (ниже 5° С) и обеспечения его надежной работы.

В систему охлаждения и подогрева (рис. 16) входят: водяной (расширительный) бак 12, центробежный водяной насос 23, водяные секции холодильника (радиатор) 16, теплообменник 8, змеевик подогрева масла гидропередачи 29, калорифер 5 обогрева кабины машиниста, котел-подогреватель 1, змеевик

21 обогрева аккумуляторной батареи, термометры 3, 9 и 11, термореле 15 (типа ТР-200), трубопроводы и краны.

Система охлаждения работает следующим образом. Из расширительного бака 12 вода поступает к трубопроводу, соединяющему радиатор с водяным насосом. При работе дизеля насос прогоняет воду по трубам в кижнюю часть водяных рубашек блоков цилиндров. Омывая и охлаждая цилиндры, вода поднимается вверх через 24 перепускные трубки, расположенные в верхней плоскости каждого блока, поступает в полости головок блоков, проходя которые, охлаждает стенки камеры сгорания и гнезда форсунок. Из выходных патрубков головок блоков вода поступает в водяные рубашки охлаждаемых выпуск-ных коллекторов, откуда по трубопроводу направляется в секции холодильника. Пройдя по трубкам радиатора и отдав тепло омывающему их воздуху, вода снова возвращается к насосу.

Чтобы в системе циркуляции не образовались паровые пробки, нарушающие ее нормальную работу, дизель имеет специальные пароотводные трубки. Для отвода пара из головок блока служат пароотводные трубки на передних частях головок и патрубках, соединяющих головки с выпускными коллекторами. Для отвода пара из верхнего коллектора радиатора также предусмотрена пароотводная трубка. Система отвода пара объединяется трубкой 14, по которой пар из головок блока и коллектора радиатора направляется в водяной бак.

Уровень воды в баке, имеющем емкость 45 л, контролируется мерным устройством. Температура воды измеряется двумя дистанционными термометрами на выходе из правого и левого блоков дизеля. Температура воды на выходе из дизеля должна быть в пределах 80—90° С. При перегреве воды дизеля более 95е С срабатывает термореле, которое отключает гидропередачу, т. е. автоматически снимает нагрузку с дизеля. На пульте управления в этом случае загорается соответствующая сигнальная лампа. При понижении температуры на величину, определяемую регулировкой термореле (примерно 5° С), цепь питания вентиля включения гидропередачи восстанавливается.

Для того чтобы подсоединить систему подогрева к системе охлаждения дизеля, необходимо открыть краны 10 и 25 (см. таблицу).

 

 

 

 

 

 

Рис. 16. Схема системы охлаждения и подогрева:
1 — котел-подогреватель; 2, 4 — паровоздушные краники; 3, 9, 11—термометры; 5 — калорифер; 6, 7, 17, 19, 20, 22, 27, 28, 30 — спускные краники; 8 — теплообменник; 10, 18, 25, 26 — краны; 12 — водяной (расширительный) бак; 13 — горловина заливная; 14 — пароотводная трубка; 15 — термореле; 16 — водяные секции холодильника; 21 — змеевик обогрева аккумуляторной батареи; 23 — водяной (циркуляционный) насос дизеля; 24 — дизель; 29 — змеевик подогрева масла гидропередачи. Стрелками показана циркуляция воды: простыми — летний режим, работает система охлаждения; штрих-пунктирными — зимний режим, работает система подогрева, дизель не работает, двойными — зимний режим, работает система подогрева на действующем дизеле

 

 

 

 

Если дизель не работает, вода из магистрали «водяной радиатор — водяной насос дизеля» через открытый кран 25 будет забираться водяным насосом котла подогрева. Нагретая вода из котла через калорифер обогрева кабины машиниста по трубопроводу поступает в теплообменник 8, нагревая масло и топливо. На последних выпусках тепловозов (с № 1450), как уже упоминалось ранее, вода поступает в змеевик подогрева только масла, установленный в масляном баке. Эффективность этого устройства в отношении подогрева масла значительно выше, чем прежней конструкции. На выходе из теплообменника поток воды разделяется на две части. Одна часть воды по трубопроводу поступает в дизель, прогревая его, другая идет на прогрев радиатора.

Из дизеля вода через водяной насос поступает в трубопровод, идущий от радиатора, и вновь направляется к котлу-подогревателю. Параллельно к системе циркуляции «котел—дизель и радиатор» подключен трубопровод со змеевиком 29 для подогрева масла в картере гидропередачи. Для удаления воздуха из системы подогрева служит краник 2, установленный в верхней точке трубопровода, выходящего из котла-подогревателя. Перед подогревом системы этот краник нужно открыть и держать открытым до тех пор, пока из него не потечет вода.

Из змеевика подогрева масла в масляном баке также выведен краник для выпуска воздуха.

При работе дизеля система подогрева работает несколько иначе. Поток горячей воды, выходящий из двигателя, разделяется на две части. Основная часть потока идет на охлаждение в радиатор, другая часть через кран 10 поступает в теплообменник, где подогревает топливо (масло на работающем двигателе не подогревается). Выйдя из теплообменника, вода поступает к котлу-подогревателю по трубопроводу, в который последовательно включен калорифер обогрева кабины машиниста. Из котла вода поступает к водяному насосу дизеля. К трубопроводам, отводящим воду из водяных рубашек выпускных коллекторов дизеля в радиатор, через краны 18 и 26 присоединены трубопроводы, отводящие воду к змеевикам обогрева аккумуляторной батареи.

Краны 18 и 26 открывают в зимнее время. Степень их открытия устанавливается в зависимости от температуры наружного воздуха. При полном открытии кранов 18 и 26 необходимо внимательно следить за температурой воды, выходящей из дизеля, во избежание его перегрева.

На тепловозах более поздних выпусков в связи с уменьшением количества аккумуляторных батарей (с шести до четырех) левый змеевик для подогрева батарей аннулирован.

С начала 1971 г. тепловозы начали оборудовать закрытой системой охлаждения, для чего в крышке заливной горловины водяного бака устанавливают паровоздушный клапан, отрегулированный на избыточное давление в системе
1,3 кгс/см2 и разрежение 0,95 кгс/см2. Максимальная температура охлаждающей жидкости в системе, оборудованной паровоздушным клапаном, может доходить до 105° С, после чего на пульте управления загорается сигнальная лампа и с дизеля автоматически снимается нагрузка выключением гидропередачи.



Таблица положения кранов в различных режимах системы




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..