СИСТЕМЫ И ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ 1Д12-400 ДИЗЕЛЯ ТЕПЛОВОЗА ТГМ1
Особенности дизеля 1Д12-400 тепловоза ТГМ1
На тепловозе установлен двухблочный двенадцатицилиндровый V-образ-ный
быстроходный транспортный дизель марки 1Д12-400.
Этот дизель является модификацией дизеля 1Д12 (ЧН15/18). Дизели 1Д12
разделяются на группы, а каждая группа — на отдельные модификации,
которых в настоящее время насчитывается несколько десятков. Каждая
модификация отличается друг от друга в основном навесными агрегатами и
мощностью.
Дизели 1Д12 получили широкое распространение в народном хозяйстве и,
кроме тепловозов, применяются на автомобилях-самосвалах, экскаваторах,
кранах, судах, на стационарных силовых установках для привода
электрических генераторов и буровых установок и т. д.
Описание дизелей 1Д12 широко освещено в специальной технической
литературе. В настоящей главе описаны главным образом системы и
вспомогательное оборудование дизеля, а также узлы и агрегаты, с которыми
обслуживающий персонал соприкасается во время работы и при технических
уходах.
Некоторые особенности движущего механизма дизеля отмечаются ниже.
Коленчатый вал 2 (рис. 6), откованный из легированной стали, имеет шесть
колен, расположенных в трех плоскостях под углом 120° друг к другу.
Шесть шатунных и семь коренных шеек вала соединены щеками. Шейки вала —
полые. Полости сообщаются между собой сверлениями в щеках,
предназначенными для прохода масла. Полости шеек с обеих сторон закрыты
заглушками, которые стянуты болтами.
В первую коренную шейку запрессован полый хвостовик, имеющий шлицы, на
которые посажена коническая шестерня, приводящая во вращение механизм
передачи дизеля. Гладкий шлифованный конец хвостовика сопрягается с
узлом подвода масла в вал, закрепленным на корпусе передней опоры.
За последней, седьмой, коренной шейкой на валу имеется фланец, к
которому крепится маховик. На маховик напрессован зубчатый венец,
предназначенный для пуска дизеля стартером. Для регулировок на ободе
маховика по ходу вращения нанесены следующие деления в градусах и метки:
(Метки перечислены в порядке расположения по ходу
движения маховика дизеля правого вращения.)
Для отсчета углов поворота вала и установки его по указанным меткам
кожух маховика имеет окно с укрепленным на нем стрелкой-указателем.
После регулировки дизеля и закрепления стрелки-указателя на окне кожуха
на противоположной стороне окна наносится метка, с которой при
последующих регулировках дизеля нужно совмещать стрелку-указатель.
Маховик имеет посадочные места и резьбовые отверстия для крепления
ведущей части соединительной муфты.
На двух первых щеках коленчатого вала для снижения напряжений от
крутильных колебаний установлен антивибратор маятникового типа. Он
состоит из двух поводков, посаженных с натягом на щеки и имеющих по три
проушины, к которым при помощи пальцев подвешено шесть маятников
(грузов).