|
|
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ПРЕДИСЛОВИЕ
Катастрофа наступила внезапно. Мотодельтаплан, летев
ший с большой скоростью на высоте
120 м, неожиданно сделал
горку, в верхней точке траектории завис, затем начал падать
вниз, опуская нос с нарастающей скоростью. После переворота на
спину вращение не остановилось и, продолжая падение, аппарат
В книге даны основы аэродинамики дельтаплана, характеристики его ус
начал кувыркаться с возрастающей скоростью. После трех оборо
тойчивости и управляемости, а также рассмотрены основные критиче
ские режимы полета. Основное внимание уделено раскрытию
тов аппарат упал па землю. Во время испытательного полета
физической сущности критических режимов, механизму действия аэро
нового экспериментального мотодельтаплана погиб опытный дель-
динамических сил и моментов, которые могут привести к опасным по
тапланерист-испытатель Покотилов В.Ф.
следствия; а также даны рекомендации по методике пилотирования на
Эта катастрофа заставила пересмотреть общепринятые
опасных режимах полета. Материал книги излагается в популярной фор
взгляды на проблему кувырка дельтаплана. До сих пор считалось,
ме и рассчитан на широкий круг пилотов-любителей, не имеющих спе
циальной авиационной подготовки. Кроме того, книга может быть
что кувырок присущ, в основном, дельтапланам, а мотодельтапла
полезна и специалистам, которые найдут в ней математические модели
ны, благодаря тому, что центр масс расположен далеко от крыла,
динамики движения, ознакомятся
с обширным
материалом по
экспери
защищены от него.
ментальным
исследованиям.
Была разработана специальная программа исследований, реа
лизация которой позволила выяснить основные закономерности
кувырка и подготовить соответствующие рекомендации.
Вообще говоря, у дельтаплана имеются и другие опасные
режимы полета. Для дельтапланов первых поколений это был
режим неуправляемого пикирования, когда он внезапно опускал нос
и в крутом пикировании устремлялся к земле. Защита от этого
опасного режима в конце концов была найдена.
Дельтапланы совершенствовались, изменялась конфигурация
крыла, и появилась новая опасность — кувырок. Дельтаплан нео
жиданно начинал быстро вращаться относительно поперечной
оси, приближаясь к земле по крутой траектории. Предотвращение
кувырка оказалось более сложной проблемой из-за внезапности и
непредсказуемости его наступления. Кроме того имеется множе
ство других сложных и опасных для пшюта режимов полета.
Анализу основных критических режимов полета дельтаплана по
священа эта книга. Она явилась результатом комплекса эксперимен
тальных и расчетных исследований, проведенных на фирме АН.
Автор выражает признательность за участие и помощь в
работе Силкову В.И., Дашивцу А.Н., Темлякову Ю.Н., Кочеловскому
Ю.А., Максимову Ю.В., Загороднему В.И., Кричковскому А.В., а
также специалистам отделения СЛА фирмы Ан.
Автор благодарен Васянину В.В. и Марчеескому С.Л. за выска
занные ими ценные замечания и предложения по рукописи.
|