«Юнармия». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности детей 8-17 лет (2018 год)

 

  Главная      Учебники - Разные

 

     поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Юнармия». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности детей 8-17 лет (2018 год)

 

 

 

 

Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия»


 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

«Юнармия»


 

Возраст обучающихся: 8 – 17 лет Срок реализации программы: 1 год Год разработки Программы: 2018 г.


 

Тип программы

модульная

Направленность

социально-педагогическая

Уровень освоения содержания образования

стартовый

Возрастной уровень реализации программы

8-17 лет

Форма реализации программы

групповая

Продолжительность реализации программы

1 год

Информационная карта

Содержание

Раздел I «Комплекс основных характеристик программы» 4

    1. Пояснительная записка 4

    2. Цель и задачи программы 6

    3. Содержание программы 7

      1. Учебный план для младшего звена 7

      2. Учебный план для старшего звена 13

Раздел II. «Комплекс организационно-педагогических условий» 18

    1. Календарный учебный график 18

    2. Условия реализации программы 19

    3. Формы аттестации 20

    4. Оценочные материалы 20

    5. Методические материалы 21

    6. Список литературы 23

       

       

      Раздел I «Комплекс основных характеристик программы»

        1. Пояснительная записка

          Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Юнармия» (далее – программа

          «Юнармия») разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, в соответствии с требованиями закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», федеральным законом

          «Об общественных объединениях» от 14.04.1995 г. № 82-ФЗ, Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации совместного приказа Министерства обороны РФ и Министерства образования РФ № 203/1936 от 3 мая 2001 года

          «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы» и Государственной «Программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации» на 2016 - 2020 год, Устава ВВПОД

          «Юнармия», Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

          Приоритеты в образовательных функциях программы «Юнармия» отданы допрофессиональной подготовке и профессиональному ориентированию на военно-учетные специальности, обучению навыкам выживания в различных экстремальных ситуациях, общефизическому, интеллектуальному и морально- нравственному развитию личности.

          Актуальность данной программы заключается в формировании всесторонне-развитой личности, уважающей свое Отечество. Актуальность данной программы также обусловлена её практической значимостью: дети могут применить полученные знания и полученный опыт в высших учебных заведениях путём основания новых организаций и участия в различных военно- патриотических, спортивных, интеллектуальных, творческих и туристических мероприятиях на более высоком уровне. Немаловажным является пропаганда здорового образа жизни, укрепление физической закалки и углубленное изучение истории и географии своей Родины. Это позволит применить полученный опыт во время полевых туристических выходов и для привлечения новых участников в ряды юнармейского движения.

          Новизна программы заключается в том, что она предлагает комплексный и универсальный подход к работе с участниками Движения и может быть реализована (как полностью, так и частично) в любом муниципальном образовании Челябинской области в зависимости от его административного, кадрового, финансового потенциала и прочих условий.

          Главное направление программы: практико-ориентированное обучение - самое необходимое для роста умений и навыков детей, перехода к более сложным индивидуальным работам. Это та база, которая поможет добиться хороших результатов: позволит поэтапно формировать у детей умение работать как индивидуально, так и в команде; получить навыки выживания в полевых условиях; пробудить интерес к истории своего Отечества.

          Программа состоит из двух модулей. Особенностью первого модуля является построение образовательного процесса с акцентом на младшее звено (8-12 лет). Первый модуль является независимым, дает возможность получить представление о всесторонней подготовке (от физической до интеллектуальной), привитие навыков выживания.

          Второй модуль продолжает изучение программы на более углубленном уровне и рассчитан на старшее звено (13-18).

          Адресат программы

          Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 8 до 17 лет. В процессе реализации программы учитываются возрастные особенности детей.

          Для успешной реализации программы целесообразно объединение обучающихся в учебные группы численностью от 12 до 15 человек.

          Задания по программе построены с учётом интересов, возможностей и предпочтений обучающихся.

          В творческое объединение принимаются все желающие без специального отбора с разрешения родителей.

          Возрастные особенности 8-10 лет.

          Младший школьник характеризуется, прежде всего, готовностью к учебной деятельности (уровнем физиологического, психического, интеллектуального развития, который определяет способность учиться). Это способность к взятию на себя новых обязанностей, которая лежит в основе учебной мотивации младшего школьника. Этот период является наиболее важным для развития эстетического восприятия, творчества и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни, которое закрепляется в более или менее неизменном виде на всю жизнь. В начальной школе у младшего школьника развиваются формы мышления, которые обеспечивают дальнейшее усвоение различных знаний, развитие мышления.

          Возрастные особенности 11-15 лет.

          В среднем школьном возрасте определяющую роль играет общение со сверстниками. В этот период ребенок приобретает значительный социальный опыт, начинает постигать себя в качестве личности в системе трудовых, моральных, эстетических общественных отношений. У него возникает намеренное стремление принимать участие в общественно значимой работе,

          становиться общественно полезным. Социальная активность школьника среднего возраста в основном обращается на усвоение норм, ценностей и способов поведения. Поэтому важность заключается в реализации всех принципов обучения, инициирующих умственную деятельность подростка.

          Возрастные особенности 16-17 лет.

          Центральным новообразованием ранней юности является самоопределение, как профессиональное, так и личностное. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем. Человек начинает осознавать временную перспективу: если раньше он жил только сегодняшним днем, то теперь у него преобладает устремленность в будущее, он строит жизненный план.


           

        2. Цель и задачи программы

          Основными целями и предметом программы являются:

          1. 1 участие в реализации государственной молодежной политики Российской Федерации;

          2. 2 всестороннее развитие и совершенствование личности детей и подростков, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;

          3. 3 повышение в обществе авторитета и престижа военной службы;

          4. 4 сохранение и приумножение патриотических традиций;

          5. 5 формирование у молодежи готовности и практической способности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества.

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

  • воспитать у молодежи высокую гражданско-социальную активность, патриотизм, приверженность идеям интернационализма, противодействия идеологии экстремизма;

  • изучить историю и географию России и военно-историческое наследие Отечества;

  • углубленно изучить краеведение, расширить знания об истории и выдающихся людях «малой» Родины;

    • развить в молодежной среде ответственность, принципы коллективизма, систему нравственных установок личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей;

  • сформировать положительную мотивацию у молодых людей к прохождению военной службы и подготовке юношей к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;

    • улучшить общее физическое состояние и укрепление физической выносливости;

    • приобщить молодежь к военно-техническим знаниям и техническому творчеству.

Базой для юнармейского движения (далее – Движение) могут быть не только школы, но и военно-патриотические клубы и профильные специализированные формирования юнармейцев. Помимо регулярных занятий основными формами деятельности планируются военно-спортивные игры, спартакиады по военно-прикладным видам спорта, вахты памяти и походы по местам боевой славы, а также посты у Вечного огня, обелисков и мемориалов, интеллектуальные конкурсы, игры, занятия, социальные акции и другие мероприятия, направленные на решение задач Программы и Движения в целомПрограмма составлена с учетом базовых знаний школьников по курсу ОБЖ, истории, географии, краеведения и обеспечивает углубленную военно- прикладную, туристскую, медицинскую, общефизическую, историко-

краеведческую подготовку.


 

    1. Содержание программы

Программа охватывает школьников в возрасте 8-18 лет и рассчитана на два звена: младшее(8-12 лет) и старшее(13-18), состоит из шести разделов.


 

1.3.1. Учебный план для младшего звена


 

№ п/п

Название раздела и темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всег о

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по т/б

2

2

-

 
 

Раздел 1 Туристская подготовка.

46

15

31

 

1

История туризма, туризм сегодня.

2

2

-

 

2

Снаряжение туриста.

2

1

1

 

3

Рюкзак. Укладка рюкзака.

2

 

2

 

4

Временные укрытия и палатки.

2

2

-

 

5

Установка палаток.

4

 

4

 

6

Костры. Виды и назначения.

4

1

3

 

7

Составление меню, упаковка продуктов, приготовление пищи.

2

 

2

 

8

Способы добычи еды и воды в условиях автономного существования.

2

1

1

 

9

Компас. Устройство, виды.

2

1

1

 


 

 

Подготовка к работе.

       

10

Ориентирование. По карте, по компасу, по естественным признакам.

4

1

3

 

11

Масштаб. Топографические карты, топографические знаки.

8

4

4

 

12

Узлы. Назначение и типы узлов.

8

1

7

 

13

Страховочные системы.

4

1

3

Опрос

 

Раздел 2 Медицинская подготовка.

12

4

8

 

1

Аптечка. Состав и способы хранения походной и личной аптечки.

2

1

1

 

2

Предварительная оценка состояния пострадавшего и безопасности места происшествия.

2

1

1

 

3

Способы транспортировки пострадавшего.

2

 

2

 

4

Кровотечения. Виды и способы остановки кровотечений.

2

1

1

 

5

Повязки. Способы наложения повязок на раны.

4

1

3

Практическая работа

 

Раздел 3 Интеллектуальная подготовка.

16

10

6

 

1

Основы исторических знаний.

8

5

3

 

2

Краеведение и география.

8

2

6

Тест

 

Раздел 4 Военная подготовка.

52

15

37

 

1

Ратные страницы истории Отечества.

8

8

   

2

Меры безопасности во время проведения стрельб

2

2

   

3

Основы стрельбы из стрелкового оружия

8

1

7

 

4

Огневая подготовка. Автомат Калашникова. Общее устройство.

2

1

1

 

5

Огневая подготовка. Разборка и сборка АК-74.

6

 

6

 

6

Строевая подготовка

10

2

8

 

7

Средства индивидуальной защиты.

4

1

3

 

8

Воинские звания и знаки различия ВС РФ.

4

2

2

Практическая работа

 

Раздел 5 Психологическая подготовка.

6

6

   

1

Страх, паника. Способы преодоления страха и паники.

2

2

   

2

Конфликты, ссоры, взаимоотношения в группе.

2

1

1

 


 

 

Способы предотвращения.

       

3

Психическая саморегуляция.

2

1

1

Тест

 

Раздел 6 Физическая подготовка.

18

 

18

 

1

Занятия по общефизической и специальной подготовке

14

1

13

 

3

Преодоление единой армейской полосы препятствия.

4

0,5

3

Сдача нормативов

 

ВСЕГО:

144

48

96

 


 

Содержание учебной программы. (младшее звено)
Раздел 1. Туристская подготовка.

2 Туризм в современном мире. История туризма. Виды туризма. Туризм и туристические движения в школах Челябинской области.
2 Снаряжение туриста. Перечень личного и группового снаряжения для многодневного похода, требования к нему в разные
сезоны и погодные условия.
3 Рюкзак. Укладка рюкзака, регулировка его по спине, осуществление элементарного ремонта рюкзака.
4 Палатки. Типы и виды палаток. Виды временных укрытий. Способы их сооружения, преимущества и недостатки. Установка и сборка палаток. Ремонт палаток.
5 Костры. Типы костров, их назначения. Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком. Основное костровое оборудование и его назначение.
6 Пища в походных условиях. Приготовление еды в условиях автономного существования. Составление меню, расфасовка и упаковка продуктов. Добыча пищи и воды в природных условиях.
7 Компас. Типы компасов. Подготовка к работе. Правильные действия с компасом.
8 Ориентирование. Сущность ориентирования. Ориентирование по компасу, по карте, по естественным признакам.
9 Топография. Понятие масштаб, топографические знаки, топографические карты. Составление топографических карт.
10 Узлы. Назначение и типы узлов. Практическая вязка узлов:
«простой», «проводник», «восьмерка», «встречный».
11 Страховочные системы. Виды грудных обвязок. Пользование карабином и обвязкой. Веревки основные, вспомогательные.
Раздел 2. Медицинская подготовка.
1 Аптечка. Состав и способы хранения походной и личной аптечки туриста. Назначение и правила использования основных лекарственных препаратов.
2 Оценка состояния пострадавшего. Предварительная оценка состояния пострадавшего и алгоритм действий оказания первой доврачебной помощи.
2.3.Транспортировка пострадавшего. Основные способы транспортировки пострадавшего. Изготовление носилки из шестов, волокуши.
2.5. Повязки. Виды повязок. Способы наложения повязок. Обработка
раны.


Раздел 3. Интеллектуальная подготовка.
1 Основы исторических знаний. Знакомство с понятием «история». Ход
исторических событий. Основные даты, известные люди и значимые события в Истории России.
2 Краеведение и география. Знакомство с понятиями «краеведение»,
«география». Посещение местных музеев и знакомство с родным краем. История родного края (события, известные люди).
Раздел 4. Военная подготовка.
1 Ратные страницы истории Отечества. Ордена и медали ВОВ. Воинские звания и знаки различия периода ВОВ. Города-герои ВОВ. Ученые и конструкторы оружия Победы, военная техника и вооружение ВОВ. Полководцы и герои ВОВ. Основные битвы ВОВ.
2 Стрелковая тренировка. Меры безопасности во время стрельбы. Команды, подаваемые во время проведения стрельб. Инструктажи. Устранение неполадок возникающих во время стрельбы.
3 Стрелковая тренировка. Практическая стрельба из пневматической винтовки, лежа с упора. Стрельба из пневматического пистолета стоя.
4.4.Огневая подготовка. Автомат Калашникова. История создания АК. Тактико-технические характеристики, общее устройство, порядок работы частей и механизмов АК.
1 Огневая подготовка. Разборка и сборка макета автомата Калашникова. Устранение неполадок во время разборки и сборки автомата.
2 Строевая подготовка. Строевые элементы, обязанности перед построением и в строю. Строевая стойка, повороты на месте, перестроения из одной шеренги в две и обратно, движение строевым шагом, выполнение воинского приветствия, подход и отход от начальника, повороты в движении.
3 Средства индивидуальной защиты. Противогаз ГП-5. Устройство противогаза ГП-5, подбор размера. Нормативы одевания противогаза.
Разновидности противогаза. Изготовление простейших средств защиты дыхания: ватно-марлевая повязка.
4 Воинские звания и знаки различия ВС РФ. Состав военнослужащих воинские звания корабельные и войсковые. Эмблемы видов ВС РФ.
Раздел 5. Психологическая подготовка.
1 Страх, паника. Способа преодоления страха и паники. Метод самовнушения, аутотренинга. Важность воспитания в себе морально-волевых качеств.
2 Конфликты, ссоры, взаимоотношения. Способы предотвращения конфликтных ситуации и погашение отрицательных эмоции в себе и в других.
3 Психическая саморегуляция. Приемы психической саморегуляции. Работа в паре, группе, коллективе. Решение сложных тактических задач.
Раздел 6. Физическая подготовка.
1 Общефизическая и специальная подготовка. Техника безопасности при занятиях спортом. Бег. Прыжки. Растяжка. Спортивные игры. Упражнения на тренировку выносливости, силы и ловкости. Нижняя акробатика, основы рукопашного боя.
2 Полоса препятствий. Ознакомление с элементами единой армейской полосы препятствий. Техника безопасности при прохождении полосы препятствия. Прохождение полосы препятствия без экипировки.

 


 

Предполагаемые результаты.

После изучения программного материала, обучающиеся по программе, должны знать и уметь:

(в области туризма)

  • виды туризма, обязанности в объединении и в туристской группе

  • укладывать рюкзаки, устанавливать и собирать несколько видов палаток

  • разжигать несколько типов костров, самостоятельно приготавливать

пищу


 

  • определять масштаб карты, читать топографические знаки, работать с

    компасом, определять азимут

    • вязать несколько видов узлов и правильно использовать страховочную систему, пользоваться карабином.

      (в области медицинской подготовки)

    • комплектовать походную аптечку;

    • оценить предварительное состояние пострадавшего и оказать доврачебную помощь при кровотечениях;

    • уметь обрабатывать рану и наложить соответствующие повязки;

    • изготавливать носилки из подручных материалов и переносить пострадавшего.

      (в области интеллектуальной подготовки)

    • иметь представление о том, что такое история;

    • знать основные даты, события, понятия и исторических деятелей;

    • иметь более глубокое и разностороннее представление об истории родного края и географии России;

      (в области военной подготовки)

    • знать историю Отечества периода ВОВ;

    • знать меры безопасности во время стрельбы;

    • уметь метко стрелять из пневматической винтовки;

      -знать устройство и материальные части ММГ АК-74;

    • уметь проводить неполную разборку и сборку ММГ АК-74;

    • знать строевые элементы и команды;

    • уметь выполнять строевые приемы: строевую стойку, повороты, движение строевым шагом, перестроения, выполнение воинского приветствия, повороты в движении;

    • знать воинские звания и знаки различия ВС РФ;

      -знать индивидуальные средства защиты и уметь применять ГП-5, изготавливать ВМП.

      (в области физической подготовки)

    • знать технику безопасности при выполнении упражнении на перекладине, на брусьях, во время метания гранат;

    • выполнять силовые упражнения на перекладине: подтягивание, подъем с переворотом, выход с силой, на брусьях: отжимание и упор;

    • уметь преодолеть единую армейскую полосу препятствия.

      (в области психологической подготовки)

    • знать способы преодоления чувства страха, паники и уметь выходить из конфликтных ситуаций, гасить отрицательную эмоцию.

Контролем знаний и умений являются показательные выступления, участие в конкурсах и соревнованиях, походах.

 

1.3.2. Учебный план для старшего звена.


 

Разделы и темы

Всего часов

Теория

Практик а

Формы аттестации / контроля

 

Вводное занятие.

2

2

   
 

Раздел 1 Туристская подготовка.

38

6

32

 

1

Снаряжение туриста. Специальное снаряжение.

2

1

1

 

2

Узлы. Вязка узлов.

6

1

5

 

3

Туристическая спортивная полоса препятствия.

2

1

1

 

4

Подъем и спуск по склону.

1

 

1

 

5

Преодоление качающегося бревна.

2

 

2

 

6

Наведение воздушной переправы.

6

 

6

 

7

Преодоление «бабочки».

2

 

2

 

8

Траверс.

2

 

2

 

9

Движение по «болоту»

1

 

1

 

1

0

Измерения на местности.

6

1

5

 

11

Ориентирование.

6

2

4

 

1

2

Переправа через реку различными способами.

2

 

2

Опрос

 

Раздел 2 Медицинская подготовка.

12

5

7

 

1

Раны. Классификация ран. Доврачебная помощь при ранениях.

4

2

2

 

2

Доврачебная помощь при ожогах обморожениях.

2

1

1

 

3

Доврачебная помощь при поражении электрическим током и ударе молнии.

2

1

1

 

4

Способы проведения комплекса сердечно-легочной реанимации.

4

1

3

Практическа я работа

 

Раздел 3 Интеллектуальная подготовка.

18

15

3

 

1

История и причинно-следственные связи.

6

4

2

 

2

Место России в современном мире.

6

3

3

 

3

География России.

6

3

3

Тест

 

Раздел 4 Военная подготовка.

48

13

29

 

1

Виды Вооруженных Сил Российской Федерации. Структура ВС РФ.

2

2

   

2

Вооружение и техника Вооруженных Сил Российской Федерации.

2

2

   

3

Государственная и военная символика Российской Федерации.

1

1

   

4

Воинская обязанность и военная служба граждан Российской

1

1

   


 

 

Федерации.

       

5

Международное гуманитарное право.

2

2

   

6

Стрелковая тренировка. Стрельба из пневматической винтовки

12

1

11

 

7

Огневая подготовка. Автомат Калашникова. Разборка и сборка ММГ АК-74

8

1

7

 

8

Огневая подготовка. Ручные осколочные гранаты.

2

2

   

9

Строевая подготовка.

8

0,5

7,5

 

1

0

Средства индивидуальной защиты. Общевоинский защитный комплект.

4

1

3

Практическа я работа

 

Раздел 5 Психологическая подготовка.

6

6

   

1

Взаимоотношения в команде, группе.

1

0,5

0,5

 

2

Психологическая поддержка слабых и младших.

1

0,5

0,5

 

3

Меры безопасности при нахождении в толпе.

2

1

1

 

4

Особенности контакта с пострадавшим

2

1

1

Тест

 

Раздел 6 Физическая подготовка.

22

 

22

 

1

Занятия по общефизической и специальной подготовке

22

1

21

Сдача нормативов

 

ВСЕГО

144

40

104

 



Содержание учебной программы. (старшее звено)
Раздел 1. Туристская подготовка.

1 Снаряжение туриста. Специальное снаряжение. Репшнур, альпеншток, ледоруб, восьмерка, тендем, полиспаст ит.д.
2 Узлы. Вязка узлов «морской», «встречный», «схватывающий»,
«восьмерка», «бульин», «шкотовый».
3 Спортивно- туристическая полоса препятствия. Техника безопасности во время прохождения этапов. Преодоление «бабочки», «навесной переправы», горизонтальной «паутины», качающегося бревна, подъем и спуск по склону, преодоление болота ит.д.
4 Измерения на местности. Глазомер. Определение расстояниядо недоступного предмета, определение высоты предмета по длине тени, определение высоты вертикальных предметов, дальномеры.
5 Ориентирование. Определение сторон горизонта по компасу,по небесным светилам, ориентирование карты, прямая и обратная засечка, составление легенды и движение по ней. Последовательность действий в случае потери ориентировки.
6 Условные топографические знаки. Населенные пункты, дорожная сеть, растительная покров, гидрография, местные предметы, рельеф.
 

 

Раздел 2. Медицинская подготовка.
1 Раны. Классификация ран. Колотые, рубленные, укушенные, ушибленные, огнестрельные. Алгоритм действий оказаний доврачебной помощи при ранениях.
2 Ожоги и обморожения. Термические и химические ожоги. Степени ожогов. Первая помощь при ожогах. Признаки обморожения и порядок оказания помощи.
3 Поражение электрическим током и молнией. Электротравмы местные и общие. Характерные признаки поражения молнии. Порядок оказания помощи.
4 Комплекс сердечно легочной реанимации. Искусственное дыхание изо рта в рот. Особенности искусственного дыхания у детей. Массаж сердца. Алгоритм действий комплекса сердечно-легочной реанимации.
 

Раздел 3. Интеллектуальная подготовка.
1 История и причинно-следственные связи. Выявление причинно- следственных связей основных событий истории России.
2 Место России в современном мире. Роль России в мире.
3 География России. Изучение областей, краев, республик в России и их столиц. Чем славится каждая из них.
Раздел 4. Военная подготовка.
1 Виды Вооруженных Сил РФ. Предназначение, состав, управление Вооруженными Силами. Структура Военно-Морского флота, Сухопутных войск, Военно-Воздушных Сил, самостоятельных родов войск.
2 Вооружение ВС РФ. Вооружение Сухопутных войск, Военно- Морского флота, Военно-Воздушных сил, ракетных войск стратегического назначения.
3 Государственная и военная символика. Республиканская символика РТ. Государственная символика Российской Федерации. Текст государственного гимна. Военная символика ВС РФ.
4 Воинская обязанность и военная служба граждан. Подготовка граждан к военной службе. Добровольная и обязательная подготовка. Порядок несения военной службы по призыву и по контракту.
5 Международное гуманитарное право. Вооруженные конфликты, сущность МГП. Источники МГП. Основные нормы МГП. Ответственность за нарушение МГП. Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца.
6 Стрелковая тренировка. Меры безопасности во время стрельбы из пневматического оружия. Основные условия меткой стрельбы. Порядок прицеливания. Практическая стрельба из пневматической винтовки и из пневматического пистолета.
7 Огневая подготовка. Полная разборка и сборка макета автомата Калашникова.
8 Ручные осколочные гранаты. Назначения и боевые свойства ручных осколочных гранат. Порядок метания гранат.
9 Строевая подготовка. Действия в составе отделения на месте. Действия в составе отделения в движении. Одиночная строевая подготовка.
4.10.Средства индивидуальной защиты. Общевойсковой защитный комплект. Порядок одевания ОЗК. Выполнение норматива одевания ОЗК.
Раздел 5. Психологическая подготовка.
1 Психологическая поддержка слабых, младших. Развитее воли, смелости, решительности, выдержки, самообладания.
2 Нахождение в толпе. Меры безопасности при нахождении в толпе. Приемы психологического воздействия на толпу.
3 Особенности контакта с пострадавшим. Мобилизация силы и воли для решения сложных тактических задач.
4 Взаимоотношения в команде. Принципы взаимоотношений членов команды.
 

 

Раздел 6. Физическая подготовка.
6. 1. 1 Общефизическая и специальная подготовка. Техника безопасности при занятиях спортом. Бег. Прыжки. Растяжка. Спортивные игры. Упражнения на тренировку выносливости, силы и ловкости. Нижняя акробатика, основы рукопашного боя.
Предполагаемые результаты.
После изучения программного материала старшее звено должно знать и уметь:
(в области туризма)
должен знать снаряжение туриста и самостоятельно пользоваться карабином и обвязкой;
знать и вязать не менее шести узлов;
уметь преодолевать спортивно-туристскую полосу препятствия;
уметь произвести измерения на местности;
знать и уметь ориентироваться на местности.
(в области медицинской подготовки)
знать классификацию ран, уметь обрабатывать раны, оказывать доврачебную помощь при ранениях;
оказывать помощь при обморожениях, ожогах, знать степени ожогов и обморожении;
знать и уметь применять комплекс проведения сердечно-легочной реанимации, «оживлять» тренажер – робот «Гоша».
( в области интеллектуальной подготовки)
выявлять причинно-следственные связи;
знать республики, края, округа, области России и их особенности;
( в области военной подготовки)
знать правовые основы военной службы;
знать виды Вооруженных Сил РФ, технику и вооружение ВС РФ;
знать основы международного гуманитарного права;
знать государственную и военную символику ВС РФ;
уметь метко стрелять из пневматической винтовки;
умело производит полную разборку и сборку ММГ АК -74;
знать тактико-технических характеристик ручных осколочных гранат;
уметь выполнять строевые элементы в составе отделения согласно Строевому уставу;
уметь применять средства индивидуальной защиты: ОЗК, противогазы.
( в области физической подготовки)
знать технику безопасности при выполнении упражнении на перекладине, на брусьях, во время метания гранат;
выполнять силовые упражнения на перекладине: подтягивание, подъем с переворотом, выход с силой, на брусьях: отжимание и упор;
владеть базовыми приемами самозащиты без оружия или с предметом.
( в области психологической подготовки)
знать способы оказания психологической поддержки слабых, младших;
знать меры безопасности при нахождении в толпе;
уметь применять способы воздействия на людей во время паники.
Контролем знаний и умений является показательные выступления на конкурсах и соревнованиях военно-прикладного характера.
 

Раздел II. «Комплекс организационно-педагогических условий»
1 Календарный учебный график



 

 

    1. Младшее звено


       


       

      № п/ п


       

      Наименование разделов и тем


       

      Общее кол-во часов


       

      Из них:


       

      Количество часов по месяцам

      Формы аттестации

      / контроля


       

      тео рия

      пра кти ка

      сентябрь

      октябрь

      ноябрь

      декабрь

      январь

      февраль

      март

      апрель

      май

      июнь

      июль

      август

       
       

      Туристская

      подготовка

      46

      15

      31

      16

      16

      14

                       

      Опрос

       

      Медицинская

      подготовка

      12

      4

      8

         

      2

      10

                     

      Практическ

      ая работа

       

      Интеллектуальн

      ая подготовка

      16

      10

      6

           

      6

      10

                   

      Тест

       

      Военная

      подготовка

      52

      15

      37

             

      2

      16

      16

      16

      2

           

      Практическ

      ая работа

       

      Психологическа

      я подготовка

      6

      6

                       

      6

           

      Тест

       

      Физическая

      подготовка

      18

       

      18

                     

      8

      10

         

      Сдача

      нормативов

      Всего часов:

      144

      50

      94

      16

      16

      16

      16

      12

      16

      16

      16

      16

      10

           


       

      Старшее звено


       

      № п/ п


       

      Наименование разделов и тем


       

      Общее кол-во часов


       

      Из них:


       

      Количество часов по месяцам

      Формы аттестации

      / контроля


       

      тео рия

      пра кти ка

      сентябрь

      октябрь

      ноябрь

      декабрь

      январь

      февраль

      март

      апрель

      май

      июнь

      июль

      август

       
       

      Туристская подготовка

      38

      6

      32

      16

      16

      6

                       

      Опрос

       

      Медицинская

      подготовка

      12

      5

      7

         

      10

      2

                     

      Практическ

      ая работа

       

      Интеллектуальн

      ая подготовка

      18

      15

      3

           

      14

      4

                   

      Тест

       

      Военная

      подготовка

      48

      13

      29

             

      8

      16

      16

      8

             

      Практическ

      ая работа

       

      Психологическа

      я подготовка

      6

      6

                     

      6

             

      Тест

       

      Физическая

      подготовка

      22

       

      22

                   

      2

      16

      4

         

      Сдача

      нормативов

      Всего

      144

      45

      99

      16

      16

      16

      16

      12

      16

      16

      16

      16

      4

           
    2. 2 Условия реализации программы

      1. 1 Разработанность программы с учетом интереса и возрастных особенностей обучающихся.

      2. 2 Создание ситуации успеха. Заинтересованность личностью педагога, будущей специальностью.

      3. 3 Удовлетворение потребности обучающихся в самоопределении, профориентации.

      4. 4 Участие обучающихся в конкурсах, соревнованиях, походах, полевых практиках.

      Основные виды занятий тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Форма организации занятий – групповая.

      Учебно-воспитательный процесс построен на следующих принципах:

      1. 1 доступности;

      2. 2 систематичности;

      3. 3 активности;

      4. 4 связи теории с практикой;

      5. 5 индивидуальности;

      6. 6 преемственности и взаимопомощи.

      Хорошие результаты приносят и следующие методические приёмы:

      1. 1 Индивидуальная оценка уровня усвоенных навыков, развития способностей путём наблюдения за ребёнком, его успехами.

      2. 2 Создание на занятии обстановки, вызывающей у неуверенных детей желание действовать и перспективы развития и роста в творчестве.

      3. 3 Использование коллективной работы.

      Формирование знаний и навыков поведения, направленных на охрану и укрепление своего здоровья и на формирование интереса к физической культуре, туризму и спорту, профессии спасателя и военного происходит лишь на основе положительно-эмоционального отношения ребенка, как к своим действиям, так и к тем взрослым, которые их организуют и регулируют. Поэтому весьма значимым является вопрос эмоционально привлекательных форм и методов организации работы военно-патриотического объединения для школьников.


       

      Материально-техническое обеспечение

      Для успешной реализации программы предпочтительно наличие минимальной материальной базы: туристское снаряжение, средства индивидуальной защиты, оборудованный кабинет основ военной службы, военно-спортивный городок, стрелковый тир, пневматическое стрелковое оружие, макеты ММГ АК-74, тренажерный зал, учебные пособия по курсу

      ОБЖ, ОВС, ГО, возможность выезда в музеи, театры, посещения предприятий области, организации туристко-краеведческих и полевых выходов.

      № п/п

      Информационное обеспечение

      Оборудование и материалы

      1

      Учебная программа

      проектор, ПК с доступом в интернет

      2

      Методические разработки

      ПК с доступом в интернет, презентации,

      литература

      3

      Справочная литература

      Информационные стенды

      4

      Медиатека

      Обучающие фильмы и ролики


       

    3. 3 Формы аттестации

      Результатом успешного усвоения программы является участие в конкурсах различного уровня, усвоение обучающимися знаний и умений, заложенных в программе.

      Формы аттестации для определения результативности освоения программы:

      1. 1 опрос;

      2. 2 тест;

      3. 3 практическая работа;

      4. 4 сдача нормативов.

      Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

      1. 1 портфолио обучающегося;

      2. 2 журнал;

      3. 3 аналитическая справка;

      4. 4 видео- и фотоматериал с мероприятий;

      5. 5 печатный материал (статьи, публикации).

        Формами итоговой работы являются походы выходного дня, летние палаточные лагеря, поисковые экспедиции по местам боев ВОВ, участие в различных конкурсах и соревнованиях организованных на всех уровнях взаимодействия: Штабами Местных отделений, Региональным и Главным штабом.


         

    4. Оценочные материалы

      Диагностика проводится в начале и в конце обучения.


       


       

      ФИО

      Навыки и умения

      1

                 

      2

                 

      Примечание:

      Низкий – знания неудовлетворительны, единичны, основные понятия усвоены плохо, практические навыки слабые;

      Средний – знания достаточны, усвоены основные понятия, практические навыки достаточны;

      Высокий – знания оптимальны, усвоены основные понятия, практические навыки оптимальны.


       

    5. 5 Методические материалы


       


       

      № п/п

      Методы обучения, используемые для реализации

      программы

      Методы воспитания, применяемые в образовательном процессе


       

      Форма организации учебного занятия

      1.

      словесный

      Убеждение

      беседа

      2.

      наглядный

      практический

      Поощрение

      наблюдение

      3.

      объяснительно- иллюстративный

      Упражнение

      практическое занятие

      4.

      Проектный

      стимулирование

      защита проектов

      5.

      исследовательский

      проблемный

      Мотивация

      мастер-класс


       

       

 


Реализация программы предусматривает использование в образовательном процессе следующих педагогических технологий:
1 технология группового обучения;
2 технология коллективного взаимообучения;
3 технология развивающего обучения;
4 технология проблемного обучения;
5 технология исследовательской деятельности;
6 технология проектной деятельности;
7 технология коллективной творческой деятельности;
8 здоровьесберегающая технология.
 

 

Алгоритм учебного занятия.
Главная методическая цель учебного занятия при проектном обучении является развитие самообразовательной активности у учащихся. В результате своей творческой практической деятельности обучаемые создают конечный продукт в виде новых знаний и умений. На занятиях решается одновременно несколько задач – развитие познавательных способностей, развитие творческого воображения, развитие творческого мышления, развитие коммуникативных навыков.
Требования современного учебного занятия:
1 четкая формулировка темы, цели, задачи занятия;
2 занятие должно быть проблемным и развивающим;
3 вывод делают сами обучающиеся;
4 учет уровня и возможностей обучающихся, настроения детей;
5 планирование обратной связи;
6 добрый настрой всего учебного занятия. Структура учебного занятия. Организационный момент.
Введение в проблему занятия (определение цели, активизация и
постановка познавательных задач). Изучение нового материала. Постановка проблемы.
 

Практическая работа. Физкультминутка.
 

Обобщение занятия. Подведение итогов работы.
В процессе проведения учебного занятия могут быть использованы дидактические материалы:
1 раздаточные материалы;
2 задания, упражнения;
3 образцы;
4 презентации, фильмы.
Список литературы Законодательные акты
Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ,от 05.02.2014 N 2- ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
Список литературы для педагога
Березина, В.А. Формирование основ культуры здорового образа жизни в системе образования [Текст] /В.А. Березина // Воспитание школьников, 2015.— № 5.— С.70–74.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы». http://kdm44.ru/pages/patriotpr- 2016–2020.html
Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. Учебно- методическое пособие – М.: ФЦДЮТиК, 2006 г. – 600 с., илл.
Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся: Основы безопасности жизнедеятельности: 11 кл. Проб. для общ.- обр.учр./Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Фролов М.П., Петров С.В., М.: Издательство АСТ-ЛТД, 2004. –384 с.: ил.
Начальная военная подготовка: Учеб. для сред учеб. заведений /А.И. Аверин, И.Ф.Выдрин, Н.К. Ендовицкий и др.; Под ред. Ю.А. Науменко.- 9-е изд.
– М.: Просвещение, 1987. – 256 с.: ил.
Основы военной службы. Шибецкий П.А., Раздрогов А.Г., Хуснутдинов Р.И., Огородников А.И. и др. // Казань, РИЦ «Школа», 2002.
Самарина И.А. Основы туристско-экологической деятельности учащихся. Учебно-методическое пособие. – М.: ФЦДЮТиК, 2007 г. – 276 с., илл.
Ситников В.П. «Основы безопасности жизнедеятельности». Справочник школьника. М.: АСТ, 1997.
Смирнов А.Т. Методические материалы и документы по курсу
«Основы безопасности жизнедеятельности». М.: Просвещение. 2001.
Учебник спасателя. - Шойгу С.К. и др. 2-е изд., перераб. и доп. — Краснодар: Советская Кубань, 2002. — 538 с.
Учебно-методическое пособие. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2000, - 228 с.,
илл.


http://obg33.narod.ru
http://samooborona.info
http://OBDmemorial.ru


Список литературы для детей
Бубнов В.Г. Основы медицинских знаний: учебное пособие. М.: АСТ, 1997.
Журнал. Основы Безопасности Жизнедеятельности №15, 2009.
Садикова Н.Б. 1000+1 совет туристу: Школа выживания.- Мн.: Современный литератор, 2002.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 6-9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. ред. А.Т. Смирнова.- 7-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
Спортивный туризм. Минхаиров Ф.Ф. Турист на дистанции. В помощь начинающему тренеру. 2-е изд. – Казань: РИЦ «Школа», 2007.
Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации. М.: Воениздат, 1994.
7. Формозов А.Н. Спутник следопыта. – М.: Изд-во МГУ, 1989 г. – 320 с., илл.



 

 

////////////////////////////