|
|
«Юнармия». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности детей 8-17 лет (2018 год)
Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
«Юнармия»
Возраст обучающихся: 8 – 17 лет Срок реализации программы: 1 год Год разработки Программы: 2018 г.
Тип программы |
модульная |
Направленность |
социально-педагогическая |
Уровень освоения содержания образования |
стартовый |
Возрастной уровень реализации программы |
8-17 лет |
Форма реализации программы |
групповая |
Продолжительность реализации программы |
1 год |
Информационная карта
Раздел I «Комплекс основных характеристик программы» 4
Пояснительная записка 4
Цель и задачи программы 6
Содержание программы 7
Учебный план для младшего звена 7
Учебный план для старшего звена 13
Раздел II. «Комплекс организационно-педагогических условий» 18
Календарный учебный график 18
Условия реализации программы 19
Формы аттестации 20
Оценочные материалы 20
Методические материалы 21
Список литературы 23
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Юнармия» (далее – программа
«Юнармия») разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, в соответствии с требованиями закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», федеральным законом
«Об общественных объединениях» от 14.04.1995 г. № 82-ФЗ, Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации совместного приказа Министерства обороны РФ и Министерства образования РФ № 203/1936 от 3 мая 2001 года
«Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы» и Государственной «Программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации» на 2016 - 2020 год, Устава ВВПОД
«Юнармия», Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приоритеты в образовательных функциях программы «Юнармия» отданы допрофессиональной подготовке и профессиональному ориентированию на военно-учетные специальности, обучению навыкам выживания в различных экстремальных ситуациях, общефизическому, интеллектуальному и морально- нравственному развитию личности.
Актуальность данной программы заключается в формировании всесторонне-развитой личности, уважающей свое Отечество. Актуальность данной программы также обусловлена её практической значимостью: дети могут применить полученные знания и полученный опыт в высших учебных заведениях путём основания новых организаций и участия в различных военно- патриотических, спортивных, интеллектуальных, творческих и туристических мероприятиях на более высоком уровне. Немаловажным является пропаганда здорового образа жизни, укрепление физической закалки и углубленное изучение истории и географии своей Родины. Это позволит применить полученный опыт во время полевых туристических выходов и для привлечения новых участников в ряды юнармейского движения.
Новизна программы заключается в том, что она предлагает комплексный и универсальный подход к работе с участниками Движения и может быть реализована (как полностью, так и частично) в любом муниципальном образовании Челябинской области в зависимости от его административного, кадрового, финансового потенциала и прочих условий.
Главное направление программы: практико-ориентированное обучение - самое необходимое для роста умений и навыков детей, перехода к более сложным индивидуальным работам. Это та база, которая поможет добиться хороших результатов: позволит поэтапно формировать у детей умение работать как индивидуально, так и в команде; получить навыки выживания в полевых условиях; пробудить интерес к истории своего Отечества.
Программа состоит из двух модулей. Особенностью первого модуля является построение образовательного процесса с акцентом на младшее звено (8-12 лет). Первый модуль является независимым, дает возможность получить представление о всесторонней подготовке (от физической до интеллектуальной), привитие навыков выживания.
Второй модуль продолжает изучение программы на более углубленном уровне и рассчитан на старшее звено (13-18).
Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 8 до 17 лет. В процессе реализации программы учитываются возрастные особенности детей.
Для успешной реализации программы целесообразно объединение обучающихся в учебные группы численностью от 12 до 15 человек.
Задания по программе построены с учётом интересов, возможностей и предпочтений обучающихся.
В творческое объединение принимаются все желающие без специального отбора с разрешения родителей.
Возрастные особенности 8-10 лет.
Младший школьник характеризуется, прежде всего, готовностью к учебной деятельности (уровнем физиологического, психического, интеллектуального развития, который определяет способность учиться). Это способность к взятию на себя новых обязанностей, которая лежит в основе учебной мотивации младшего школьника. Этот период является наиболее важным для развития эстетического восприятия, творчества и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни, которое закрепляется в более или менее неизменном виде на всю жизнь. В начальной школе у младшего школьника развиваются формы мышления, которые обеспечивают дальнейшее усвоение различных знаний, развитие мышления.
Возрастные особенности 11-15 лет.
В среднем школьном возрасте определяющую роль играет общение со сверстниками. В этот период ребенок приобретает значительный социальный опыт, начинает постигать себя в качестве личности в системе трудовых, моральных, эстетических общественных отношений. У него возникает намеренное стремление принимать участие в общественно значимой работе,
становиться общественно полезным. Социальная активность школьника среднего возраста в основном обращается на усвоение норм, ценностей и способов поведения. Поэтому важность заключается в реализации всех принципов обучения, инициирующих умственную деятельность подростка.
Возрастные особенности 16-17 лет.
Центральным новообразованием ранней юности является самоопределение, как профессиональное, так и личностное. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем. Человек начинает осознавать временную перспективу: если раньше он жил только сегодняшним днем, то теперь у него преобладает устремленность в будущее, он строит жизненный план.
Основными целями и предметом программы являются:
1 участие в реализации государственной молодежной политики Российской Федерации;
2 всестороннее развитие и совершенствование личности детей и подростков, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;
3 повышение в обществе авторитета и престижа военной службы;
4 сохранение и приумножение патриотических традиций;
5 формирование у молодежи готовности и практической способности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
воспитать у молодежи высокую гражданско-социальную активность, патриотизм, приверженность идеям интернационализма, противодействия идеологии экстремизма;
изучить историю и географию России и военно-историческое наследие Отечества;
углубленно изучить краеведение, расширить знания об истории и выдающихся людях «малой» Родины;
развить в молодежной среде ответственность, принципы коллективизма, систему нравственных установок личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей;
сформировать положительную мотивацию у молодых людей к прохождению военной службы и подготовке юношей к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
улучшить общее физическое состояние и укрепление физической выносливости;
приобщить молодежь к военно-техническим знаниям и техническому творчеству.
Базой для юнармейского движения (далее – Движение) могут быть не только школы, но и военно-патриотические клубы и профильные специализированные формирования юнармейцев. Помимо регулярных занятий основными формами деятельности планируются военно-спортивные игры, спартакиады по военно-прикладным видам спорта, вахты памяти и походы по местам боевой славы, а также посты у Вечного огня, обелисков и мемориалов, интеллектуальные конкурсы, игры, занятия, социальные акции и другие мероприятия, направленные на решение задач Программы и Движения в целом. Программа составлена с учетом базовых знаний школьников по курсу ОБЖ, истории, географии, краеведения и обеспечивает углубленную военно- прикладную, туристскую, медицинскую, общефизическую, историко-
краеведческую подготовку.
Программа охватывает школьников в возрасте 8-18 лет и рассчитана на два звена: младшее(8-12 лет) и старшее(13-18), состоит из шести разделов.
№ п/п |
Название раздела и темы |
Количество часов |
Формы аттестации/контроля |
||
Всег о |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по т/б |
2 |
2 |
- |
|
Раздел 1 Туристская подготовка. |
46 |
15 |
31 |
||
1 |
История туризма, туризм сегодня. |
2 |
2 |
- |
|
2 |
Снаряжение туриста. |
2 |
1 |
1 |
|
3 |
Рюкзак. Укладка рюкзака. |
2 |
2 |
||
4 |
Временные укрытия и палатки. |
2 |
2 |
- |
|
5 |
Установка палаток. |
4 |
4 |
||
6 |
Костры. Виды и назначения. |
4 |
1 |
3 |
|
7 |
Составление меню, упаковка продуктов, приготовление пищи. |
2 |
2 |
||
8 |
Способы добычи еды и воды в условиях автономного существования. |
2 |
1 |
1 |
|
9 |
Компас. Устройство, виды. |
2 |
1 |
1 |
Подготовка к работе. |
|||||
10 |
Ориентирование. По карте, по компасу, по естественным признакам. |
4 |
1 |
3 |
|
11 |
Масштаб. Топографические карты, топографические знаки. |
8 |
4 |
4 |
|
12 |
Узлы. Назначение и типы узлов. |
8 |
1 |
7 |
|
13 |
Страховочные системы. |
4 |
1 |
3 |
Опрос |
Раздел 2 Медицинская подготовка. |
12 |
4 |
8 |
||
1 |
Аптечка. Состав и способы хранения походной и личной аптечки. |
2 |
1 |
1 |
|
2 |
Предварительная оценка состояния пострадавшего и безопасности места происшествия. |
2 |
1 |
1 |
|
3 |
Способы транспортировки пострадавшего. |
2 |
2 |
||
4 |
Кровотечения. Виды и способы остановки кровотечений. |
2 |
1 |
1 |
|
5 |
Повязки. Способы наложения повязок на раны. |
4 |
1 |
3 |
Практическая работа |
Раздел 3 Интеллектуальная подготовка. |
16 |
10 |
6 |
||
1 |
Основы исторических знаний. |
8 |
5 |
3 |
|
2 |
Краеведение и география. |
8 |
2 |
6 |
Тест |
Раздел 4 Военная подготовка. |
52 |
15 |
37 |
||
1 |
Ратные страницы истории Отечества. |
8 |
8 |
||
2 |
Меры безопасности во время проведения стрельб |
2 |
2 |
||
3 |
Основы стрельбы из стрелкового оружия |
8 |
1 |
7 |
|
4 |
Огневая подготовка. Автомат Калашникова. Общее устройство. |
2 |
1 |
1 |
|
5 |
Огневая подготовка. Разборка и сборка АК-74. |
6 |
6 |
||
6 |
Строевая подготовка |
10 |
2 |
8 |
|
7 |
Средства индивидуальной защиты. |
4 |
1 |
3 |
|
8 |
Воинские звания и знаки различия ВС РФ. |
4 |
2 |
2 |
Практическая работа |
Раздел 5 Психологическая подготовка. |
6 |
6 |
|||
1 |
Страх, паника. Способы преодоления страха и паники. |
2 |
2 |
||
2 |
Конфликты, ссоры, взаимоотношения в группе. |
2 |
1 |
1 |
Способы предотвращения. |
|||||
3 |
Психическая саморегуляция. |
2 |
1 |
1 |
Тест |
Раздел 6 Физическая подготовка. |
18 |
18 |
|||
1 |
Занятия по общефизической и специальной подготовке |
14 |
1 |
13 |
|
3 |
Преодоление единой армейской полосы препятствия. |
4 |
0,5 |
3 |
Сдача нормативов |
ВСЕГО: |
144 |
48 |
96 |
Содержание учебной программы. (младшее звено)
Раздел 1. Туристская подготовка.
2 Туризм в современном мире. История туризма. Виды туризма. Туризм и
туристические движения в школах Челябинской области.
2 Снаряжение туриста. Перечень личного и группового снаряжения для
многодневного похода, требования к нему в разные
сезоны и погодные условия.
3 Рюкзак. Укладка рюкзака, регулировка его по спине, осуществление
элементарного ремонта рюкзака.
4 Палатки. Типы и виды палаток. Виды временных укрытий. Способы их
сооружения, преимущества и недостатки. Установка и сборка палаток.
Ремонт палаток.
5 Костры. Типы костров, их назначения. Меры безопасности при обращении с
огнем, кипятком. Основное костровое оборудование и его назначение.
6 Пища в походных условиях. Приготовление еды в условиях автономного
существования. Составление меню, расфасовка и упаковка продуктов. Добыча
пищи и воды в природных условиях.
7 Компас. Типы компасов. Подготовка к работе. Правильные действия с
компасом.
8 Ориентирование. Сущность ориентирования. Ориентирование по компасу, по
карте, по естественным признакам.
9 Топография. Понятие масштаб, топографические знаки, топографические
карты. Составление топографических карт.
10 Узлы. Назначение и типы узлов. Практическая вязка узлов:
«простой», «проводник», «восьмерка», «встречный».
11 Страховочные системы. Виды грудных обвязок. Пользование карабином и
обвязкой. Веревки основные, вспомогательные.
Раздел 2. Медицинская подготовка.
1 Аптечка. Состав и способы хранения походной и личной аптечки туриста.
Назначение и правила использования основных лекарственных препаратов.
2 Оценка состояния пострадавшего. Предварительная оценка состояния
пострадавшего и алгоритм действий оказания первой доврачебной помощи.
2.3.Транспортировка пострадавшего. Основные способы транспортировки
пострадавшего. Изготовление носилки из шестов, волокуши.
2.5. Повязки. Виды повязок. Способы наложения повязок. Обработка
раны.
Раздел 3. Интеллектуальная подготовка.
1 Основы исторических знаний. Знакомство с понятием «история». Ход
исторических событий. Основные даты, известные люди и значимые события в
Истории России.
2 Краеведение и география. Знакомство с понятиями «краеведение»,
«география». Посещение местных музеев и знакомство с родным краем.
История родного края (события, известные люди).
Раздел 4. Военная подготовка.
1 Ратные страницы истории Отечества. Ордена и медали ВОВ. Воинские
звания и знаки различия периода ВОВ. Города-герои ВОВ. Ученые и
конструкторы оружия Победы, военная техника и вооружение ВОВ. Полководцы
и герои ВОВ. Основные битвы ВОВ.
2 Стрелковая тренировка. Меры безопасности во время стрельбы. Команды,
подаваемые во время проведения стрельб. Инструктажи. Устранение
неполадок возникающих во время стрельбы.
3 Стрелковая тренировка. Практическая стрельба из пневматической
винтовки, лежа с упора. Стрельба из пневматического пистолета стоя.
4.4.Огневая подготовка. Автомат Калашникова. История создания АК.
Тактико-технические характеристики, общее устройство, порядок работы
частей и механизмов АК.
1 Огневая подготовка. Разборка и сборка макета автомата Калашникова.
Устранение неполадок во время разборки и сборки автомата.
2 Строевая подготовка. Строевые элементы, обязанности перед построением
и в строю. Строевая стойка, повороты на месте, перестроения из одной
шеренги в две и обратно, движение строевым шагом, выполнение воинского
приветствия, подход и отход от начальника, повороты в движении.
3 Средства индивидуальной защиты. Противогаз ГП-5. Устройство
противогаза ГП-5, подбор размера. Нормативы одевания противогаза.
Разновидности противогаза. Изготовление простейших средств защиты
дыхания: ватно-марлевая повязка.
4 Воинские звания и знаки различия ВС РФ. Состав военнослужащих воинские
звания корабельные и войсковые. Эмблемы видов ВС РФ.
Раздел 5. Психологическая подготовка.
1 Страх, паника. Способа преодоления страха и паники. Метод
самовнушения, аутотренинга. Важность воспитания в себе морально-волевых
качеств.
2 Конфликты, ссоры, взаимоотношения. Способы предотвращения конфликтных
ситуации и погашение отрицательных эмоции в себе и в других.
3 Психическая саморегуляция. Приемы психической саморегуляции. Работа в
паре, группе, коллективе. Решение сложных тактических задач.
Раздел 6. Физическая подготовка.
1 Общефизическая и специальная подготовка. Техника безопасности при
занятиях спортом. Бег. Прыжки. Растяжка. Спортивные игры. Упражнения на
тренировку выносливости, силы и ловкости. Нижняя акробатика, основы
рукопашного боя.
2 Полоса препятствий. Ознакомление с элементами единой армейской полосы
препятствий. Техника безопасности при прохождении полосы препятствия.
Прохождение полосы препятствия без экипировки.
После изучения программного материала, обучающиеся по программе, должны знать и уметь:
виды туризма, обязанности в объединении и в туристской группе
укладывать рюкзаки, устанавливать и собирать несколько видов палаток
разжигать несколько типов костров, самостоятельно приготавливать
пищу
определять масштаб карты, читать топографические знаки, работать с
компасом, определять азимут
вязать несколько видов узлов и правильно использовать страховочную систему, пользоваться карабином.
комплектовать походную аптечку;
оценить предварительное состояние пострадавшего и оказать доврачебную помощь при кровотечениях;
уметь обрабатывать рану и наложить соответствующие повязки;
изготавливать носилки из подручных материалов и переносить пострадавшего.
иметь представление о том, что такое история;
знать основные даты, события, понятия и исторических деятелей;
иметь более глубокое и разностороннее представление об истории родного края и географии России;
(в области военной подготовки)
знать историю Отечества периода ВОВ;
знать меры безопасности во время стрельбы;
уметь метко стрелять из пневматической винтовки;
-знать устройство и материальные части ММГ АК-74;
уметь проводить неполную разборку и сборку ММГ АК-74;
знать строевые элементы и команды;
уметь выполнять строевые приемы: строевую стойку, повороты, движение строевым шагом, перестроения, выполнение воинского приветствия, повороты в движении;
знать воинские звания и знаки различия ВС РФ;
-знать индивидуальные средства защиты и уметь применять ГП-5, изготавливать ВМП.
знать технику безопасности при выполнении упражнении на перекладине, на брусьях, во время метания гранат;
выполнять силовые упражнения на перекладине: подтягивание, подъем с переворотом, выход с силой, на брусьях: отжимание и упор;
уметь преодолеть единую армейскую полосу препятствия.
знать способы преодоления чувства страха, паники и уметь выходить из конфликтных ситуаций, гасить отрицательную эмоцию.
Контролем знаний и умений являются показательные выступления, участие в конкурсах и соревнованиях, походах.
№ |
Разделы и темы |
Всего часов |
Теория |
Практик а |
Формы аттестации / контроля |
Вводное занятие. |
2 |
2 |
|||
Раздел 1 Туристская подготовка. |
38 |
6 |
32 |
||
1 |
Снаряжение туриста. Специальное снаряжение. |
2 |
1 |
1 |
|
2 |
Узлы. Вязка узлов. |
6 |
1 |
5 |
|
3 |
Туристическая спортивная полоса препятствия. |
2 |
1 |
1 |
|
4 |
Подъем и спуск по склону. |
1 |
1 |
||
5 |
Преодоление качающегося бревна. |
2 |
2 |
||
6 |
Наведение воздушной переправы. |
6 |
6 |
||
7 |
Преодоление «бабочки». |
2 |
2 |
||
8 |
Траверс. |
2 |
2 |
||
9 |
Движение по «болоту» |
1 |
1 |
||
1 0 |
Измерения на местности. |
6 |
1 |
5 |
|
11 |
Ориентирование. |
6 |
2 |
4 |
|
1 2 |
Переправа через реку различными способами. |
2 |
2 |
Опрос |
|
Раздел 2 Медицинская подготовка. |
12 |
5 |
7 |
||
1 |
Раны. Классификация ран. Доврачебная помощь при ранениях. |
4 |
2 |
2 |
|
2 |
Доврачебная помощь при ожогах обморожениях. |
2 |
1 |
1 |
|
3 |
Доврачебная помощь при поражении электрическим током и ударе молнии. |
2 |
1 |
1 |
|
4 |
Способы проведения комплекса сердечно-легочной реанимации. |
4 |
1 |
3 |
Практическа я работа |
Раздел 3 Интеллектуальная подготовка. |
18 |
15 |
3 |
||
1 |
История и причинно-следственные связи. |
6 |
4 |
2 |
|
2 |
Место России в современном мире. |
6 |
3 |
3 |
|
3 |
География России. |
6 |
3 |
3 |
Тест |
Раздел 4 Военная подготовка. |
48 |
13 |
29 |
||
1 |
Виды Вооруженных Сил Российской Федерации. Структура ВС РФ. |
2 |
2 |
||
2 |
Вооружение и техника Вооруженных Сил Российской Федерации. |
2 |
2 |
||
3 |
Государственная и военная символика Российской Федерации. |
1 |
1 |
||
4 |
Воинская обязанность и военная служба граждан Российской |
1 |
1 |
Федерации. |
|||||
5 |
Международное гуманитарное право. |
2 |
2 |
||
6 |
Стрелковая тренировка. Стрельба из пневматической винтовки |
12 |
1 |
11 |
|
7 |
Огневая подготовка. Автомат Калашникова. Разборка и сборка ММГ АК-74 |
8 |
1 |
7 |
|
8 |
Огневая подготовка. Ручные осколочные гранаты. |
2 |
2 |
||
9 |
Строевая подготовка. |
8 |
0,5 |
7,5 |
|
1 0 |
Средства индивидуальной защиты. Общевоинский защитный комплект. |
4 |
1 |
3 |
Практическа я работа |
Раздел 5 Психологическая подготовка. |
6 |
6 |
|||
1 |
Взаимоотношения в команде, группе. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
2 |
Психологическая поддержка слабых и младших. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
3 |
Меры безопасности при нахождении в толпе. |
2 |
1 |
1 |
|
4 |
Особенности контакта с пострадавшим |
2 |
1 |
1 |
Тест |
Раздел 6 Физическая подготовка. |
22 |
22 |
|||
1 |
Занятия по общефизической и специальной подготовке |
22 |
1 |
21 |
Сдача нормативов |
ВСЕГО |
144 |
40 |
104 |
Содержание учебной программы. (старшее звено)
Раздел 1. Туристская подготовка.
1 Снаряжение туриста. Специальное снаряжение. Репшнур, альпеншток,
ледоруб, восьмерка, тендем, полиспаст ит.д.
2 Узлы. Вязка узлов «морской», «встречный», «схватывающий»,
«восьмерка», «бульин», «шкотовый».
3 Спортивно- туристическая полоса препятствия. Техника безопасности во
время прохождения этапов. Преодоление «бабочки», «навесной переправы»,
горизонтальной «паутины», качающегося бревна, подъем и спуск по склону,
преодоление болота ит.д.
4 Измерения на местности. Глазомер. Определение расстояниядо
недоступного предмета, определение высоты предмета по длине тени,
определение высоты вертикальных предметов, дальномеры.
5 Ориентирование. Определение сторон горизонта по компасу,по небесным
светилам, ориентирование карты, прямая и обратная засечка, составление
легенды и движение по ней. Последовательность действий в случае потери
ориентировки.
6 Условные топографические знаки. Населенные пункты, дорожная сеть,
растительная покров, гидрография, местные предметы, рельеф.
Раздел 2. Медицинская подготовка.
1 Раны. Классификация ран. Колотые, рубленные, укушенные, ушибленные,
огнестрельные. Алгоритм действий оказаний доврачебной помощи при
ранениях.
2 Ожоги и обморожения. Термические и химические ожоги. Степени ожогов.
Первая помощь при ожогах. Признаки обморожения и порядок оказания
помощи.
3 Поражение электрическим током и молнией. Электротравмы местные и
общие. Характерные признаки поражения молнии. Порядок оказания помощи.
4 Комплекс сердечно легочной реанимации. Искусственное дыхание изо рта в
рот. Особенности искусственного дыхания у детей. Массаж сердца. Алгоритм
действий комплекса сердечно-легочной реанимации.
Раздел 3. Интеллектуальная подготовка.
1 История и причинно-следственные связи. Выявление причинно-
следственных связей основных событий истории России.
2 Место России в современном мире. Роль России в мире.
3 География России. Изучение областей, краев, республик в России и их
столиц. Чем славится каждая из них.
Раздел 4. Военная подготовка.
1 Виды Вооруженных Сил РФ. Предназначение, состав, управление
Вооруженными Силами. Структура Военно-Морского флота, Сухопутных войск,
Военно-Воздушных Сил, самостоятельных родов войск.
2 Вооружение ВС РФ. Вооружение Сухопутных войск, Военно- Морского флота,
Военно-Воздушных сил, ракетных войск стратегического назначения.
3 Государственная и военная символика. Республиканская символика РТ.
Государственная символика Российской Федерации. Текст государственного
гимна. Военная символика ВС РФ.
4 Воинская обязанность и военная служба граждан. Подготовка граждан к
военной службе. Добровольная и обязательная подготовка. Порядок несения
военной службы по призыву и по контракту.
5 Международное гуманитарное право. Вооруженные конфликты, сущность МГП.
Источники МГП. Основные нормы МГП. Ответственность за нарушение МГП.
Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца.
6 Стрелковая тренировка. Меры безопасности во время стрельбы из
пневматического оружия. Основные условия меткой стрельбы. Порядок
прицеливания. Практическая стрельба из пневматической винтовки и из
пневматического пистолета.
7 Огневая подготовка. Полная разборка и сборка макета автомата
Калашникова.
8 Ручные осколочные гранаты. Назначения и боевые свойства ручных
осколочных гранат. Порядок метания гранат.
9 Строевая подготовка. Действия в составе отделения на месте. Действия в
составе отделения в движении. Одиночная строевая подготовка.
4.10.Средства индивидуальной защиты. Общевойсковой защитный комплект.
Порядок одевания ОЗК. Выполнение норматива одевания ОЗК.
Раздел 5. Психологическая подготовка.
1 Психологическая поддержка слабых, младших. Развитее воли, смелости,
решительности, выдержки, самообладания.
2 Нахождение в толпе. Меры безопасности при нахождении в толпе. Приемы
психологического воздействия на толпу.
3 Особенности контакта с пострадавшим. Мобилизация силы и воли для
решения сложных тактических задач.
4 Взаимоотношения в команде. Принципы взаимоотношений членов команды.
Раздел 6. Физическая подготовка.
6. 1. 1 Общефизическая и специальная подготовка. Техника безопасности
при занятиях спортом. Бег. Прыжки. Растяжка. Спортивные игры. Упражнения
на тренировку выносливости, силы и ловкости. Нижняя акробатика, основы
рукопашного боя.
Предполагаемые результаты.
После изучения программного материала старшее звено должно знать и
уметь:
(в области туризма)
должен знать снаряжение туриста и самостоятельно пользоваться карабином
и обвязкой;
знать и вязать не менее шести узлов;
уметь преодолевать спортивно-туристскую полосу препятствия;
уметь произвести измерения на местности;
знать и уметь ориентироваться на местности.
(в области медицинской подготовки)
знать классификацию ран, уметь обрабатывать раны, оказывать доврачебную
помощь при ранениях;
оказывать помощь при обморожениях, ожогах, знать степени ожогов и
обморожении;
знать и уметь применять комплекс проведения сердечно-легочной
реанимации, «оживлять» тренажер – робот «Гоша».
( в области интеллектуальной подготовки)
выявлять причинно-следственные связи;
знать республики, края, округа, области России и их особенности;
( в области военной подготовки)
знать правовые основы военной службы;
знать виды Вооруженных Сил РФ, технику и вооружение ВС РФ;
знать основы международного гуманитарного права;
знать государственную и военную символику ВС РФ;
уметь метко стрелять из пневматической винтовки;
умело производит полную разборку и сборку ММГ АК -74;
знать тактико-технических характеристик ручных осколочных гранат;
уметь выполнять строевые элементы в составе отделения согласно Строевому
уставу;
уметь применять средства индивидуальной защиты: ОЗК, противогазы.
( в области физической подготовки)
знать технику безопасности при выполнении упражнении на перекладине, на
брусьях, во время метания гранат;
выполнять силовые упражнения на перекладине: подтягивание, подъем с
переворотом, выход с силой, на брусьях: отжимание и упор;
владеть базовыми приемами самозащиты без оружия или с предметом.
( в области психологической подготовки)
знать способы оказания психологической поддержки слабых, младших;
знать меры безопасности при нахождении в толпе;
уметь применять способы воздействия на людей во время паники.
Контролем знаний и умений является показательные выступления на
конкурсах и соревнованиях военно-прикладного характера.
Раздел II. «Комплекс организационно-педагогических условий»
1 Календарный учебный график
Младшее звено
№ п/ п |
Наименование разделов и тем |
Общее кол-во часов |
Из них: |
Количество часов по месяцам |
Формы аттестации / контроля |
||||||||||||
тео рия |
пра кти ка |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
||||
Туристская подготовка |
46 |
15 |
31 |
16 |
16 |
14 |
Опрос |
||||||||||
Медицинская подготовка |
12 |
4 |
8 |
2 |
10 |
Практическ ая работа |
|||||||||||
Интеллектуальн ая подготовка |
16 |
10 |
6 |
6 |
10 |
Тест |
|||||||||||
Военная подготовка |
52 |
15 |
37 |
2 |
16 |
16 |
16 |
2 |
Практическ ая работа |
||||||||
Психологическа я подготовка |
6 |
6 |
6 |
Тест |
|||||||||||||
Физическая подготовка |
18 |
18 |
8 |
10 |
Сдача нормативов |
||||||||||||
Всего часов: |
144 |
50 |
94 |
16 |
16 |
16 |
16 |
12 |
16 |
16 |
16 |
16 |
10 |
Старшее звено
№ п/ п |
Наименование разделов и тем |
Общее кол-во часов |
Из них: |
Количество часов по месяцам |
Формы аттестации / контроля |
||||||||||||
тео рия |
пра кти ка |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
||||
Туристская подготовка |
38 |
6 |
32 |
16 |
16 |
6 |
Опрос |
||||||||||
Медицинская подготовка |
12 |
5 |
7 |
10 |
2 |
Практическ ая работа |
|||||||||||
Интеллектуальн ая подготовка |
18 |
15 |
3 |
14 |
4 |
Тест |
|||||||||||
Военная подготовка |
48 |
13 |
29 |
8 |
16 |
16 |
8 |
Практическ ая работа |
|||||||||
Психологическа я подготовка |
6 |
6 |
6 |
Тест |
|||||||||||||
Физическая подготовка |
22 |
22 |
2 |
16 |
4 |
Сдача нормативов |
|||||||||||
Всего |
144 |
45 |
99 |
16 |
16 |
16 |
16 |
12 |
16 |
16 |
16 |
16 |
4 |
1 Разработанность программы с учетом интереса и возрастных особенностей обучающихся.
2 Создание ситуации успеха. Заинтересованность личностью педагога, будущей специальностью.
3 Удовлетворение потребности обучающихся в самоопределении, профориентации.
4 Участие обучающихся в конкурсах, соревнованиях, походах, полевых практиках.
Основные виды занятий тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Форма организации занятий – групповая.
Учебно-воспитательный процесс построен на следующих принципах:
1 доступности;
2 систематичности;
3 активности;
4 связи теории с практикой;
5 индивидуальности;
6 преемственности и взаимопомощи.
Хорошие результаты приносят и следующие методические приёмы:
1 Индивидуальная оценка уровня усвоенных навыков, развития способностей путём наблюдения за ребёнком, его успехами.
2 Создание на занятии обстановки, вызывающей у неуверенных детей желание действовать и перспективы развития и роста в творчестве.
3 Использование коллективной работы.
Формирование знаний и навыков поведения, направленных на охрану и укрепление своего здоровья и на формирование интереса к физической культуре, туризму и спорту, профессии спасателя и военного происходит лишь на основе положительно-эмоционального отношения ребенка, как к своим действиям, так и к тем взрослым, которые их организуют и регулируют. Поэтому весьма значимым является вопрос эмоционально привлекательных форм и методов организации работы военно-патриотического объединения для школьников.
Для успешной реализации программы предпочтительно наличие минимальной материальной базы: туристское снаряжение, средства индивидуальной защиты, оборудованный кабинет основ военной службы, военно-спортивный городок, стрелковый тир, пневматическое стрелковое оружие, макеты ММГ АК-74, тренажерный зал, учебные пособия по курсу
ОБЖ, ОВС, ГО, возможность выезда в музеи, театры, посещения предприятий области, организации туристко-краеведческих и полевых выходов.
№ п/п |
Информационное обеспечение |
Оборудование и материалы |
1 |
Учебная программа |
проектор, ПК с доступом в интернет |
2 |
Методические разработки |
ПК с доступом в интернет, презентации, литература |
3 |
Справочная литература |
Информационные стенды |
4 |
Медиатека |
Обучающие фильмы и ролики |
Результатом успешного усвоения программы является участие в конкурсах различного уровня, усвоение обучающимися знаний и умений, заложенных в программе.
Формы аттестации для определения результативности освоения программы:
1 опрос;
2 тест;
3 практическая работа;
4 сдача нормативов.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
1 портфолио обучающегося;
2 журнал;
3 аналитическая справка;
4 видео- и фотоматериал с мероприятий;
5 печатный материал (статьи, публикации).
Формами итоговой работы являются походы выходного дня, летние палаточные лагеря, поисковые экспедиции по местам боев ВОВ, участие в различных конкурсах и соревнованиях организованных на всех уровнях взаимодействия: Штабами Местных отделений, Региональным и Главным штабом.
Диагностика проводится в начале и в конце обучения.
№ |
ФИО |
Навыки и умения |
||||
1 |
||||||
2 |
Примечание:
Низкий – знания неудовлетворительны, единичны, основные понятия усвоены плохо, практические навыки слабые;
Средний – знания достаточны, усвоены основные понятия, практические навыки достаточны;
Высокий – знания оптимальны, усвоены основные понятия, практические навыки оптимальны.
№ п/п |
Методы обучения, используемые для реализации программы |
Методы воспитания, применяемые в образовательном процессе |
Форма организации учебного занятия |
1. |
словесный |
Убеждение |
беседа |
2. |
наглядный практический |
Поощрение |
наблюдение |
3. |
объяснительно- иллюстративный |
Упражнение |
практическое занятие |
4. |
Проектный |
стимулирование |
защита проектов |
5. |
исследовательский проблемный |
Мотивация |
мастер-класс |
Реализация программы предусматривает использование в образовательном процессе
следующих педагогических технологий:
1 технология группового обучения;
2 технология коллективного взаимообучения;
3 технология развивающего обучения;
4 технология проблемного обучения;
5 технология исследовательской деятельности;
6 технология проектной деятельности;
7 технология коллективной творческой деятельности;
8 здоровьесберегающая технология.
Алгоритм учебного занятия.
Главная методическая цель учебного занятия при проектном обучении является
развитие самообразовательной активности у учащихся. В результате своей
творческой практической деятельности обучаемые создают конечный продукт в виде
новых знаний и умений. На занятиях решается одновременно несколько задач
– развитие познавательных способностей, развитие творческого воображения,
развитие творческого мышления, развитие коммуникативных навыков.
Требования современного учебного занятия:
1 четкая формулировка темы, цели, задачи занятия;
2 занятие должно быть проблемным и развивающим;
3 вывод делают сами обучающиеся;
4 учет уровня и возможностей обучающихся, настроения детей;
5 планирование обратной связи;
6 добрый настрой всего учебного занятия. Структура учебного
занятия. Организационный момент.
Введение в проблему занятия (определение цели, активизация и
постановка познавательных задач). Изучение нового материала. Постановка
проблемы.
Практическая работа. Физкультминутка.
Обобщение занятия. Подведение итогов работы.
В процессе проведения учебного занятия могут быть использованы дидактические
материалы:
1 раздаточные материалы;
2 задания, упражнения;
3 образцы;
4 презентации, фильмы.
Список литературы Законодательные акты
Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами
Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от
30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ,от 05.02.2014 N 2- ФКЗ, от 21.07.2014
N 11-ФКЗ).
Список литературы для педагога
Березина, В.А. Формирование основ культуры здорового образа жизни в системе
образования [Текст] /В.А. Березина // Воспитание школьников, 2015.— № 5.—
С.70–74.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2016–2020 годы». http://kdm44.ru/pages/patriotpr- 2016–2020.html
Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. Учебно- методическое пособие – М.:
ФЦДЮТиК, 2006 г. – 600 с., илл.
Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся: Основы безопасности
жизнедеятельности: 11 кл. Проб. для общ.- обр.учр./Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т.,
Фролов М.П., Петров С.В., М.: Издательство АСТ-ЛТД, 2004. –384 с.: ил.
Начальная военная подготовка: Учеб. для сред учеб. заведений /А.И. Аверин,
И.Ф.Выдрин, Н.К. Ендовицкий и др.; Под ред. Ю.А. Науменко.- 9-е изд.
– М.: Просвещение, 1987. – 256 с.: ил.
Основы военной службы. Шибецкий П.А., Раздрогов А.Г., Хуснутдинов Р.И.,
Огородников А.И. и др. // Казань, РИЦ «Школа», 2002.
Самарина И.А. Основы туристско-экологической деятельности учащихся.
Учебно-методическое пособие. – М.: ФЦДЮТиК, 2007 г. – 276 с., илл.
Ситников В.П. «Основы безопасности жизнедеятельности». Справочник школьника. М.:
АСТ, 1997.
Смирнов А.Т. Методические материалы и документы по курсу
«Основы безопасности жизнедеятельности». М.: Просвещение. 2001.
Учебник спасателя. - Шойгу С.К. и др. 2-е изд., перераб. и доп. — Краснодар:
Советская Кубань, 2002. — 538 с.
Учебно-методическое пособие. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2000, - 228 с.,
илл.
http://obg33.narod.ru
http://samooborona.info
http://OBDmemorial.ru
Список литературы для детей
Бубнов В.Г. Основы медицинских знаний: учебное пособие. М.: АСТ, 1997.
Журнал. Основы Безопасности Жизнедеятельности №15, 2009.
Садикова Н.Б. 1000+1 совет туристу: Школа выживания.- Мн.: Современный
литератор, 2002.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 6-9 класс: учебник для
общеобразовательных учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. ред. А.Т.
Смирнова.- 7-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
Спортивный туризм. Минхаиров Ф.Ф. Турист на дистанции. В помощь начинающему
тренеру. 2-е изд. – Казань: РИЦ «Школа», 2007.
Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации. М.: Воениздат, 1994.
7. Формозов А.Н. Спутник следопыта. – М.: Изд-во МГУ, 1989 г. – 320 с., илл.
////////////////////////////