ОП.09. Психология (общеобразовательная учебная дисциплина) по специальности 34.02.01. Сестринское дело. Рабочая программа (очная форма) - 2016 год

 

  Главная      Учебники - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОП.09. Психология (общеобразовательная учебная дисциплина) по специальности 34.02.01. Сестринское дело. Рабочая программа (очная форма) - 2016 год

 

 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения
«Медицинский колледж № 2»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОП.09. ПСИХОЛОГИЯ
(общеобразовательная учебная дисциплина)
34.02.01. Сестринское дело
2016 год
ОДОБРЕНА
Составлена на основе федерального
Цикловой методической
государственного
образовательного
комиссией № 3
стандарта по специальности среднего
Дисциплин
профессионального образования 34.02.01
общепрофессионального цикла
Сестринское дело и
Примерной
программы, утвержденной Президиумом
экспертного совета ФИРО
(наименование комиссии)
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
14
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
29
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
30
ДИСЦИПЛИНЫ
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ПСИХОЛОГИЯ»
1.1.Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки
специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности
34.02.01.
Сестринское дело
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего
звена.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту по
специальности
34.02.01Сестринское дело дисциплина
«Психология» относится к
общепрофессиональным дисциплинам (ОП.09).
Медицинская сестра/Медицинский брат (базовой подготовки) должен обладать
общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за
результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять
повышение квалификации.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям
народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к
природе, обществу и человеку.
Медицинская сестра/Медицинский брат (базовой подготовки) должен обладать
профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения,
пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных
заболеваний.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему
суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с
участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их
использования.
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.
ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.
ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными
помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной
дисциплины.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
эффективно работать в команде;
проводить профилактику, раннее выявление и оказание эффективной помощи при
стрессе;
осуществлять психологическую поддержку пациента и его окружения;
регулировать и разрешать конфликтные ситуации;
общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности;
использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических
целях;
использовать простейшие методики саморегуляции, поддерживать оптимальный
психологический климат в лечебно-профилактическом учреждении.
знать:
основные направления психологии, психологию личности и малых групп,
психологию общения;
задачи и методы психологии;
основы психосоматики;
особенности психических процессов у здорового и больного человека;
психологические факторы в предупреждении возникновения и развития болезни;
особенности делового общения.
1.4.Использование вариативной части.
№п
дополнительные
№, наименование
кол-
обоснование включения
/п
знания, умения
темы
во
в рабочую программу
часов
1
Знать современные
Тема 1.2.
2
Углубленное
освоение
подходы к изучению
Психологические
темы необходимо для
темперамента,
особенности
формирования
основные концепции
личности.
компетенций
ОК
1.
темперамента,
понимать сущность и
психологическую
Типы темперамента и
социальную значимость
структуру
их психологическая
своей
будущей
темперамента
характеристика.
профессии, проявлять к
(психомоторика,
ней устойчивый интерес,
психологическая
ОК
2.
организовывать
активность,
собственную
эмоциональность),
деятельность, выбирать
основные
типовые
методы
и
психофизиологическ
способы
выполнения
ие свойства
профессиональных задач,
темперамента, роль
оценивать их выполнение
наследственного
и качество, ОК
3.
фактора в
принимать решения в
происхождении
стандартных
и
свойств
нестандартных ситуациях
темперамента,
и
нести
за
них
особенности свойств
ответственность, ОК
10.
темперамента в
бережно относиться к
общении и
историческому наследию
деятельности
и культурным традициям
человека, проявление
народа,
уважать
качеств личности в
социальные, культурные
зависимости от
и религиозные различия,
темперамента,
ОК
11. быть готовым
особенности
брать
на
себя
трудовой и учебной
нравственные
деятельности в
обязательства
по
зависимости от типа
отношению к природе,
темперамента,
обществу и человеку.
проявление типов
темпераментов в
общении.
2.
Знать определение
Тема 1.4.
2
Расширенное изучение
нарушений
Эмоционально-
данной темы необходимо
эмоционального
волевые процессы и
для
формирования
состояния пациента,
состояния.
компетенции
ОК
4.
как оказывать
осуществлять поиск и
психологическую
Патологические
использование
помощь пациенту и
эмоциональные
информации,
общение с
состояния..
необходимой
для
пациентом,
эффективного
имеющим нарушение
выполнения
эмоционального
профессиональных задач,
состояния.
профессионального
и
личностного развития, ОК
6. работать в коллективе и
6
команде,
эффективно
общаться с коллегами,
руководством,
потребителями, ОК
7.
брать
на
себя
ответственность за работу
членов
команды
(подчиненных),
за
результат
выполнения
заданий,
ОК
8.
самостоятельно
определять
задачи
профессионального
и
личностного
развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно планировать и
осуществлять повышение
квалификации.
3.
Знать понятие
Тема 1.8.
2
Расширенное изучение
профессионализации
Психологические
данной темы необходимо
и ее уровни, теорию
особенности
для
формирования
профессионального
овладения
компетенций
ОК
1.
становления,
профессией.
понимать сущность и
требования к
социальную значимость
психофизиологическ
Профессиональный
1
своей
будущей
им особенностям
труд. Классификация
профессии, проявлять к
труда, понятие и
профессий.
ней устойчивый интерес,
уровни
ОК
2.
организовывать
профессионализма,
Модель специалиста.
1
собственную
профессиональную
Понятие
деятельность, выбирать
компетентность и
профессионализма.
типовые
методы
и
индивидуальный
способы
выполнения
стиль деятельности.
профессиональных задач,
оценивать их выполнение
и качество, ОК
3.
принимать решения в
стандартных
и
нестандартных ситуациях
и
нести
за
них
ответственность.
4.
Знать факторы,
Тема 1.9.
2
Углубленное
освоение
влияющие на
Особенности
темы необходимо для
восприятие, общую
психических
формирования
характеристику
процессов у
компетенций
ОК
1.
гештальтпсихологии
здорового человека
понимать сущность и
7
и ее представителей,
и пациента.
социальную значимость
особенности
Ощущения и
своей
будущей
нарушения
восприятие.
профессии, проявлять к
процессов ощущения
ней устойчивый интерес,
и восприятия.
Восприятие.
ОК
2.
организовывать
Основные
собственную
характеристики
деятельность, выбирать
восприятия.
типовые
методы
и
способы
выполнения
профессиональных задач,
оценивать их выполнение
и качество, ОК
4.
осуществлять поиск и
использование
информации,
необходимой
для
эффективного
выполнения
профессиональных задач,
профессионального
и
личностного развития, ОК
6. работать в коллективе и
команде,
эффективно
общаться с коллегами,
руководством,
потребителями, ОК
7.
брать
на
себя
ответственность за работу
членов
команды
(подчиненных),
за
результат
выполнения
заданий.
5.
Знать виды и
Тема 1.10.
1
Расширенное изучение
особенности
Особенности
данной темы необходимо
внимания и памяти,
внимания и памяти
для
формирования
классификацию
в норме и
компетенции
ОК
2.
памяти, нарушения
патологии.
организовывать
памяти и внимания,
собственную
свойства внимания,
деятельность, выбирать
теории внимания.
типовые
методы
и
способы
выполнения
профессиональных задач,
оценивать их выполнение
и качество, ПК
2.1.
представлять
информацию в понятном
8
для
пациента
виде,
объяснять
ему суть
вмешательств.
6.
Знать виды и формы
Тема 1.11.
2
Расширенное изучение
мышления, теории
Особенности
данной темы необходимо
мышления,
мышления и
для
формирования
индивидуальные
интеллекта в норме
компетенции
ОК
8.
особенности
и патологии.
самостоятельно
мышления, понятия
определять
задачи
мышление, речь,
Мышление в
1
профессионального
и
интеллект,
структуре
личностного
развития,
креативное
познавательных
заниматься
мышление,
(когнитивных)
самообразованием,
нарушения
процессов.
осознанно планировать и
мышления и
осуществлять повышение
интеллекта,
Понятие об
1
квалификации, ПК
1.1.
нарушения речи.
интеллекте.
планировать
Структура
обследование пациентов
интеллекта. Уровни
различных
возрастных
интеллекта.
групп.
7.
Знать предмет,
Тема 2.1.
1
Расширенное изучение
методы социальной
Введение в
данной темы необходимо
психологии,
социальную
для
формирования
основные
психологию.
компетенции
ОК
1.
направления
Личность и
понимать сущность и
социальной
общество.
социальную значимость
психологии, роль
своей
будущей
социальнойпсихолог
Введение в
профессии, проявлять к
ия в медицине.
социальную
ней устойчивый интерес,
психологию.
ОК
2.
организовывать
Личность и общество.
собственную
деятельность, выбирать
типовые
методы
и
способы
выполнения
профессиональных задач,
оценивать их выполнение
и качество.
8.
Знать стадии
Тема 2.2.
3
Расширенное изучение
процесса
Проблема личности
данной темы необходимо
социализации,
в социальной
для
формирования
развитие Я-
психологии.
компетенции ОК 7. брать
концепции, роль
на себя ответственность
потребностей,
Социализация.
1
за работу членов команды
мотивов, ценностей,
(подчиненных),
за
социальных
Личность в группе.
2
результат
выполнения
установок в
заданий,
ПК
1.1.
психической
планировать
регуляции
обследование пациентов
социального
различных
возрастных
поведения личности.
групп.
9.
Знать понятие и
Тема 2.4.
2
Расширенное изучение
уровни общения,
Понятие об
данной темы необходимо
коммуникативную
общении.
для
формирования
сторону общения и ее
Коммуникативная
компетенции
ОК
1.
структуру, личносто-
сторона общения.
понимать сущность и
ориентированное
социальную значимость
общение, общение в
Деловое общение.
своей
будущей
диаде и
профессии, проявлять к
внутригрупповое
ней устойчивый интерес,
общение,
ОК
6.
работать
в
коммуникатор и
коллективе и команде,
реципиент.
эффективно общаться с
коллегами, руководством,
потребителями, ПК
1.1.
планировать
обследование пациентов
различных
возрастных
групп.
10.
Знать особенности
Тема 2.8.
2
Расширенное изучение
агрессивного
Агрессия:
данной темы необходимо
поведения у умения
причинение вреда
для
формирования
его корректировать.
другим и себе.
компетенции
ПК
1.1.
Планировать
Девиантное
обследование пациентов
поведение.
различных
возрастных
групп,
ПК
2.3.
сотрудничать
с
взаимодействующими
организациями
и
службами.
11.
Знать особенности
Тема 3.1.
1
Расширенное изучение
медицинской
Введение в
данной темы необходимо
психологии, ее
медицинскую
для
формирования
предмет, задачи,
психологию.
компетенции ОК
10.
методы, структуру,
Предмет
бережно относиться к
основные признаки
медицинской
историческому наследию
психического
психологии.
и культурным традициям
здоровья.
народа,
уважать
Введение в
социальные, культурные
медицинскую
и религиозные различия,
психологию. Предмет
ОК
11. быть готовым
медицинской
брать
на
себя
10
психологии.
нравственные
обязательства
по
отношению к природе,
обществу и человеку, ПК
1.1.
планировать
обследование пациентов
различных
возрастных
групп.
12.
Знать понятие о
Тема 3.2.
3
Расширенное изучение
психогигиене
Основы
данной темы необходимо
сестринского
психогигиены и
для
формирования
персонала, пациента,
психопрофилактики
компетенции ПК
1.1.
синдром
планировать
эмоционального
Основы
1
обследование пациентов
выгорания.
психогигиены и
различных
возрастных
психопрофилактики.
групп,
ПК
2.1.
представлять
Проведение
2
информацию в понятном
болезненных
для
пациента
виде,
манипуляций.
объяснять
ему суть
вмешательств.
13.
Знать приемы
Тема 3.3.
2
Углубленное
освоение
психокоррекция и
Психотерапия и
темы необходимо для
психотерапия в
психокоррекция в
формирования
деятельности
деятельности
компетенций ПК
2.7.
медицинской сестры,
медицинской
осуществлять
психотерапевтически
сестры.
реабилитационные
е методы в работе
мероприятия.
медицинской сестры,
Психотерапия и
1
особенности
психокоррекция в
психологического
деятельности
взаимодействия
медицинской сестры.
медсестра-пациент в
учреждениях
Проведение
1
различного профиля.
болезненных
манипуляций.
14.
Знать значение
Тема 3.4.
1
Расширенное изучение
возраста и
Психологические
данной темы необходимо
профессиональной
особенности
для
формирования
деформации,
общения
компетенции ПК
1.1.
особенности
медработника с
планировать
психологического
пациентом.
обследование пациентов
взаимодействия
различных
возрастных
медсестры с
Общие правила
групп, ПК 2.8. оказывать
пациентом,
общения с
паллиативную помощь.
страдающим
пациентами и их
нарушениями
близкими.
сознания, нарушения
сознания, причины и
симптомы
нарушения сознания.
15.
Знать особенности
Тема 3.9.
1
Расширенное изучение
поведения пациентов
Психологические
данной темы необходимо
и персонала в
аспекты
для
формирования
экстремальных
экстремальных
компетенции ПК
1.1.
ситуациях, методы и
ситуаций.
планировать
приемы
обследование пациентов
взаимодействия с
Общие правила
различных
возрастных
человеком,
общения с
групп, ПК 3.1. оказывать
находящимся в
пациентами и их
доврачебную помощь при
неустойчивом
близкими.
неотложных состояниях и
психологическом
травмах,
ПК
3.2.
состоянии, уметь
участвовать
в оказании
оказывать
медицинской помощи при
психологическую
чрезвычайных ситуациях.
помощь в
экстремальных
ситуациях,
диагностировать
ПТСР и
поддерживать
пациента с ПТСР.
16.
Знать
Тема 3.10.
1
Расширенное изучение
психологические
Психологические
данной темы необходимо
особенности
особенности
для
формирования
горюющего человека,
ситуаций
компетенции ПК
1.1.
приемы работы с
переживания и горя.
планировать
собственными
обследование пациентов
переживаниями, как
Психологические
различных
возрастных
способы сохранения
особенности
групп, ПК 1.2. проводить
психического
ситуаций
санитарно-гигиеническое
здоровья и
переживания и горя.
воспитание
населения,
профессиональной
ПК
3.2. участвовать в
продуктивности,
оказании
медицинской
уметь оказывать
помощи
при
помощь горюющему
чрезвычайных ситуациях.
человеку.
17.
Знать нарушения
Тема 3.11.
2
Расширенное изучение
структуры семьи,
Психология семьи.
данной темы необходимо
стили
Семья и здоровье.
для
формирования
дисгармоничного
компетенции
ОК
6.
воспитания: причины
Стили
работать в коллективе и
и последствия.
дисгармоничного
команде,
эффективно
воспитания: причины
общаться с коллегами,
и последствия.
руководством,
потребителями, ПК
1.2.
проводить
санитарно-
гигиеническое воспитание
населения.
ИТОГО
30
1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 171 час, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 114 часов;
- самостоятельная работа обучающегося 57 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
вид учебной работы
Объем часов
в
в учебном
примерной
плане МК
программе
№2
Максимальная учебная нагрузка (всего)
109
171
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
84
114
(всего)
в том числе:
лабораторные занятия
-
-
практические занятия
30
30
контрольные работы
-
-
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
-
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
25
57
в том числе:
поисково-аналитическая деятельность
7
15
подготовка докладов
8
15
диагностическая работа
4
8
подготовка материалов по психологическому
4
8
просвещению
конспектирование
2
11
Итоговая аттестация в форме экзамена.
14
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«ПСИХОЛОГИЯ»
Наименование
Содержание учебного материала, практические занятия,
Объем часов
Уровень
разделов и тем
самостоятельная работа обучающихся
освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
34/12/20
ОБЩАЯ
(теоретические занятия/
ПСИХОЛОГИЯ
практические занятия/
самостоятельная
работа)
Тема 1.1.
Содержание:
2
Предмет психологии.
1.
Предмет психологии, ее задачи. Психология как наука о
2
Методологические
закономерностях, механизмах, психической деятельности, поведения
принципы
и их применении на практике. Психология в медицинской и
современной
управленческой деятельности. Значение психологических знаний в
психологии.
профессиональной
деятельности
медицинской
сестры.
Психологическая подготовка медсестры. Основные направления в
психологии. Основные принципы системно-деятельностного подхода;
детерминизм, активность, единство сознания и поведения,
системность развития. Отрасли психологии. Методы исследования в
психологии.
Самостоятельная работа:
2
Сравнительный анализ научных направлений/школ.
Тема 1.2.
Содержание:
4
Психологические
1.
Понятие личности. Структура личности. Самовосприятие
2
особенности
медсестры. Развитие личности. Развитие личности в деятельности.
личности.
Мотивация как проявление потребностей личности. Мотивационная
поддержка своей учебной, профессиональной деятельности, своего
личностного роста. Понятие и структура «Я-концепции».
2.
Типы
темперамента
и
их
психологическая
2
15
характеристика.Современные подходы к изучению темперамента.
Основные концепции темперамента. Психологическая структура
темперамента
(психомоторика,
психологическая
активность,
эмоциональность). Основные психофизиологические свойства
темперамента. Роль наследственного фактора в происхождении
свойств темперамента. Особенности свойств темперамента в общении
и деятельности человека. Проявление качеств личности в зависимости
от темперамента. Особенности трудовой и учебной деятельности в
зависимости от типа темперамента. Проявление типов темпераментов
в общении.Задатки и способности как одна из сторон
индивидуальности. Понятия «талант» и «гениальность».
Практическое занятие:
2
1.
Темперамент, знание о себе и самосознание личности. Самоценность
2
и самооценка, принятие себя. Мировоззрение, убеждения личности.
Диагностические методики на выявление темперамента. Определение
собственного темперамента.
Самостоятельная работа:
1
Составить
психологические
портреты
литературных
персонажей.
Тема 1.3.
Содержание:
2
Характер,
1.
Понятие о характере. Структура характера. Черты характера как
2
акцентуации
устойчивая система отношений личности и их взаимосвязь. Природа и
характера.
проявление черт характера. Природные и социальные предпосылки
развития характера. Характер как результат воспитания и
самовоспитания. Характер и деятельность. Психопатии и акцентуации
характера. Акцентуации характера. Проблема акцентуаций черт
характера. Акцентуации характера по А.Е. Личко.
Практическое занятие:
2
1.
Место характера в индивидуальности человека. Акцентуации
2
характера. Знание характера - основа индивидуального подхода к
16
людям. Диагностические методики на выявление акцентуаций
характера. Определение собственного характера.
Самостоятельная работа:
2
Определение акцентуаций характера по литературным
произведениям.
Тема 1.4.
Содержание:
4
Эмоционально-
1.
Функции эмоций. Теории эмоций. Классификация эмоциональных
2
волевые процессы и
состояний человека: эмоциональный тон ощущений, настроение,
состояния.
аффект, собственно эмоции, страсти, чувства. Эмоциональное
обеспечение поведения. Эмоциональные особенности и свойства
личности.
2.
Патологические
эмоциональные состояния.
Механизмы
2
психической защиты. Понятие воли. Волевые процессы. Нарушения
волевых процессов.
Тема 1.5.
Содержание:
2
Стресс. Способы
1.
Зависимость здоровья, эффективности деятельности от уровня
2
выхода из стресса.
эмоциональной напряженности. Эустресс и дистресс. Эмоции и
работа. Виды стресса. Стресс в профессиональной деятельности
медсестры.
Практическое занятие:
2
1.
Определение нарушений эмоционального состояния пациента.
2
Помощь пациенту и общение с пациентом, имеющим нарушение
эмоционального состояния. Профилактика стресса.
Самостоятельная работа:
1
Ситуации, способствующие возникновению психических
защит; идентификация психических защит.
Диагностика уровня стресса. Способы выхода из стресса.
Тема 1.6.
Содержание:
2
Психология и
1.
Составляющие развития человека. Основные особенности онтогенеза
2
возраст.
психики человека. Психология и возраст. Периодизации психического
17
развития.
Практическое занятие:
2
1.
Возрастные особенности человека: новообразования, ведущая
2
деятельность и социальная ситуация развития в разные возрастные
периоды. Методы психодиагностики: беседа, интервью, наблюдение,
тестирование
(проективные методы исследования). Разбор
проективной методики: «Моя семья».
Самостоятельная работа:
2
Выполнение проективной методики: «Моя семья».
Тема 1.7.
Содержание:
2
Психология
1.
Психологические особенности пациентов разных возрастов.
2
жизненного пути.
Психологические особенности продуктивного взаимодействия с
людьми разного возраста. Анализ факторов, влияющих на развитие
человека. Способы снижения влияния негативных факторов,
влияющих на развитие человека.
Самостоятельная работа:
2
Условия, способствующие психическому развитию индивида.
Тема 1.8.
Содержание:
4
Психологические
1.
Профессиональный труд. Классификация профессий. Понятие
2
особенности
профессионализации. Теории профессионального становления. Этапы
овладения
профессионализации.
Профпригодность.
Требования
к
профессией.
психофизиологическим особенностям труда.
2.
Модель специалиста. Понятие профессионализма. Уровни
2
профессионализма.
Профессиональная
компетентность
и
индивидуальный стиль деятельности. Стили профессиональной
деятельности по А.К. Марковой. Типология медицинских сестер.
Профессиональная деформация. Понятие профессиональных
кризисов. Способы преодоления кризисов профессионального
становления. Психодиагностика в психологии труда.
18
Самостоятельная работа:
2
Сравнительный анализ профессий системы здравоохранения с
точки зрения объекта и субъекта труда.
Тема 1.9.
Содержание:
4
Особенности
1.
Познавательные (когнитивные) процессы.Ощущения. Механизмы
2
психических
формирования ощущений. Классификации ощущений. Виды
процессов у
ощущений.
здорового человека и
2.
Восприятие. Основные характеристики восприятия. Факторы,
2
пациента.
влияющие на восприятие.
Изучение восприятия в рамках
Ощущения и
гештальтпсихологии. Понятие
«фигуры» и
«фона». Нарушения
восприятие.
процессов ощущения и восприятия. Развитие ощущений и восприятия
как необходимый фактор профессионального роста.
Самостоятельная работа:
2
Чтение дополнительной литературы.
Тема 1.10.
Содержание:
2
Особенности
1.
Память. Виды и особенности памяти. Классификация памяти по
2
внимания и памяти
времени сохранения материала, по характеру психической
в норме и патологии.
активности, преобладающей в деятельности. Теории памяти.
Нарушения памяти. Внимание. Виды внимания. Свойства внимания.
Теории внимания. Нарушения внимания.
Практическое занятие:
2
1.
Развитие памяти и внимания
как необходимый фактор
2
профессионального роста. Развитие мышления и интеллекта как
необходимый фактор профессионального роста.
Самостоятельная работа:
2
Способы упражнения и стимуляции внимания, памяти.
Тема 1.11.
Содержание:
4
Особенности
1.
Мышление в структуре познавательных
(когнитивных)
2
мышления и
процессов. Теории мышления. Мышление как
процесс. Виды
интеллекта в норме
мышления. Формы мышления. Индивидуальные особенности
19
и патологии.
мышления. Мышление и речь.
2.
Понятие об интеллекте. Структура интеллекта. Уровни
2
интеллекта. Креативное мышление
(пластичное, подвижное,
оригинальное). Понятие креативной личности. Нарушения мышления
и интеллекта. Нарушения речи.
Практическое занятие:
2
1.
Развитие мышления и интеллекта как необходимый фактор
2
профессионального роста.
Самостоятельная работа:
2
Способы упражнения и стимуляции мышления и интеллекта.
Диагностика интеллекта.
Тема 1.12.
Содержание:
2
Воображение как
1.
Воображение как познавательный процесс. Воображение и внушение.
2
психический
Понятие идеомоторного акта. Виды воображения. Способы создания
познавательный
новых образов. Значение воображения в профессиональной
процесс.
деятельности. Диагностика и развитие познавательных процессов.
Самостоятельная работа:
2
Способы упражнения и стимуляции воображения.
Литературные примеры создания новых образов разными
способами.
Раздел 2.
20/8/10
СОЦИАЛЬНАЯ
(теоретические занятия/
ПСИХОЛОГИЯ
практические занятия/
самостоятельная
работа)
Тема 2.1.
Содержание:
2
Введение в
1.
Предмет, методы социальной психологии. Социальная психология
2
социальную
и смежные науки. Социальная психология и человеческие
психологию.
ценности. Основные направления социальной психологии.
Личность и
Социальная психология в медицине.
20
общество.
Самостоятельная работа:
1
Чтение дополнительной литературы.
Тема 2.2.
Содержание:
4
Проблема личности
1.
Социализация. Стадии процесса социализации. Институты
2
в социальной
социализации. Развитие Я-концепции. Социальная установка
психологии.
личности. Функции социальной установки. Компоненты социальной
установки.
2.
Личность в группе. Роль потребностей, мотивов, ценностей,
2
социальных установок в психической регуляции социального
поведения личности.
Самостоятельная работа:
1
Чтение дополнительной литературы.
Тема 2.3.
Содержание:
2
Социальная
1.
Понятие и основные характеристики группы. Классификация групп.
2
психология групп.
Структура малой группы. Виды малой группы. Структура большой
группы. Виды большой группы. Виды психологического воздействия.
Групповые
процессы.
Социально-психологические
аспекты
взаимодействия группы и личности.
Тема 2.4.
Содержание:
4
Понятие об общении.
1.
Личность и общение. Понятие об общении. Самопонимание и
2
Коммуникативная
саморегуляция в процессе общения. Общение в работе медсестры.
сторона общения.
2.
Деловое общение. Уровни общения. Личностно-ориентированное
2
общение. Общение в диаде и внутригрупповое общение.
Стороны общения. Коммуникативная сторона общения. Структура
коммуникативного акта. Коммуникатор и реципиент.
Практическое занятие:
2
1.
Развитие группы (понятие групповой сплочённости). Сопротивление
2
социальному давлению. Использование невербальных средств
общения в процессе коммуникации.
21
Самостоятельная работа:
2
Анализ внутригруппового взаимодействия, структуры группы;
Анализ невербальной коммуникации в процессе публичного
выступления.
Тема 2.5.
Содержание:
2
Перцептивная
1.
Понятие социальной перцепции. Характеристики наблюдателя,
2
сторона общения.
наблюдаемого. Механизмы социальной перцепции. Механизмы
Интерактивная
межличностного познания. Виды взаимодействия.
сторона общения.
Тема 2.6.
Содержание:
2
Межличностные
1.
Конфликтология, конфликт, конфликтная ситуация. Причины
2
конфликты и
пути
возникновения конфликтов: общие, частные. Стадии развития
их разрешения.
конфликтов. Структура конфликта: объект, цели, мотив, повод
столкновения. Виды конфликтов.
Практическое занятие.
2
1.
Механизмы социальной перцепции. Механизмы межличностного
2
познания. Самопрезентация. Формы проявления и способы
разрешения внутриличностных конфликтов. Сферы проявления
межличностных
конфликтов.
Межгрупповые
конфликты.
Межличностные стили разрешения конфликтов. Правила поведения в
конфликтной ситуации.
Самостоятельная работа:
2
Подготовьте сообщение по вопросу:
«Какие эффекты
межличностного восприятия и факторы могут использоваться
для эффективной самопрезентации? Охарактеризуйте их;
Чтение дополнительной литературы.
Тема 2.7.
Практическое занятие:
2
Психология делового
1.
Психологический контакт и методы его установления. Виды и
2
общения.
особенности переговоров в работе медсестры.Споры и дискуссии.
Участие в совещаниях, конференциях. Психологическая структура
22
диалога. Методы активного слушания. Организация совместной
работы. Взаимоотношение, личностная привлекательность друг
друга.Ролевое общение медсестры. Общение с коллегой. Общение с
врачом, со старшей медсестрой. Подготовка запланированного
выступления. Репетиции. Подведение итогов выступления.
Незапланированное выступление. Страх выступления. Цели
выступления медсестры.
Самостоятельная работа:
2
Используя различные стратегии публичного выступления
подготовить сообщения на любую тему из раздела
«Социальная психология».
Тема 2.8.
Содержание:
4
Агрессия:
1.
Гнев и агрессивное поведение. Основные теории агрессии. Агрессия
2
причинение вреда
как проявление побуждения
(мотивация причинения ущерба или
другим и себе.
вреда другим). Когнитивные модели агрессивного поведения.
Агрессия как реакция на фрустрацию. Агрессия как приобретенный
социальный навык.
2.
Девиантное
поведение.
Аутоагрессивное
поведение.
2
Коммуникативные девиации.
Практическое занятие:
2
1.
Агрессия как приобретенный социальный навык.
2
Самостоятельная работа:
2
Конспектирование глав
«Агрессия» и
«Альтруизм»
монографии Д. Майерса «Социальная психология».
Раздел 3.
30/10/27
МЕДИЦИНСКАЯ
(теоретические занятия/
ПСИХОЛОГИЯ
практические занятия/
самостоятельная
работа)
Тема 3.1.
Содержание:
2
23
Введение в
1.
Медицинская психология: предмет, задачи, методы. Структура
2
медицинскую
медицинской психологии. Составляющие здоровья: телесная,
психологию.
психическая, социальная.Основные признаки психического здоровья.
Предмет
Самостоятельная работа:
2
медицинской
Анализ психического здоровья литературных персонажей или
психологии.
авторов произведений.
Тема 3.2.
Содержание:
4
Основы
1.
Понятие о психогигиене. Психогигиена сестринского персонала.
2
психогигиены и
Психогигиена пациента. Понятие о психопрофилактике. Виды
психопрофилактики.
психопрофилактики. Психопрофилактические меры. Синдром
эмоционального выгорания. Этиология, профилактика, коррекция.
Понятие о психогигиене. Психогигиена сестринского персонала.
Психогигиена пациента.
2.
Понятие о психопрофилактике.
Виды психопрофилактики.
2
Психопрофилактические меры. Анализ основных направлений
психопрофилактической работы, тематики психопрофилактической
деятельности. Психогигиена пациентов разных возрастных групп.
Синдром эмоционального выгорания. Этиология, профилактика,
коррекция.
Самостоятельная работа:
2
Составление памятки по психопрофилактике. Подготовить
сообщения о национальных традициях отношения к здоровью
и болезни.
Тема 3.3.
Содержание:
4
Психотерапия и
1.
Психокоррекция и психотерапия в деятельности медицинской
2
психокоррекция в
сестры. Психологическая подготовка пациента к обследованию,
деятельности
проведению лечебных мероприятий. Поддержание у него
медицинской сестры.
уверенности, что предстоящие процедуры значимы и принесут пользу.
Способы снижения тревоги.
2.
Проведение болезненных манипуляций. Психологические приемы
2
24
снижения у пациента болезненных ощущений. Уважение чувств
пациентов. Проявление у пациентов чувства стыда. Психологические
особенности работы с обнаженным телом подростков, пациентов
противоположного пола.
Практическое занятие:
2
1.
Психотерапевтические методы в работе медицинской сестры.
2
Особенности психологического взаимодействия медсестра-пациент в
учреждениях различного профиля.
Самостоятельная работа:
2
Подготовка материалов по арттерапии, зоотерапии,
ароматерапии и т.д.
Тема 3.4.
Содержание:
4
Психологические
1.
Общие правила общения с пациентами и их близкими. Понятия об
2
особенности
«эмпатии», «ролевом поведении», «идентификации» и «трансфере».
общения
Ятрогении. Значение возраста и профессиональной деформации.
медработника с
Особенности психологического взаимодействия медсестра-пациент в
пациентом.
учреждениях различного профиля.
2.
Сознание
как
высшая форма психики.Особенности
2
психологического взаимодействия медсестры с пациентом,
страдающим нарушениями сознания. Нарушения сознания. Причины
и симптомы нарушения сознания.
Самостоятельная работа:
3
Общение медицинской сестры и пациента в различных
ситуациях.
Тема 3.5.
Содержание:
2
Основы
1.
Варианты взаимодействия
«соматического» и
«психического»
2
психосоматики.
факторов в болезни. Психосоматические теории. Классификация
психосоматических расстройств.
Практическое занятие:
2
1.
Обучение здоровому образу жизни.Психологические воздействия на
2
25
пациентов с психосоматическими заболеваниями.
Самостоятельная работа:
2
Анализ психосоматических заболеваний.
Тема 3.6.
Содержание:
2
Психология
1.
Параметры нормального и аномального развития. Классификация
2
аномального
психического дизонтогенеза.
развития.
Самостоятельная работа:
2
Анализ психосоматических заболеваний.
Тема 3.7.
Содержание:
2
Внутренняя картина
1.
Понятие о внутренней картине болезни. Факторы, формирующие
2
болезни.
отношение к болезни. Типы реагирования на болезнь.
Практическое занятие:
2
1.
Особенности психологического взаимодействия медсестра-пациент у
2
пациентов с различной внутренней картиной болезни.
Самостоятельная работа:
3
Анализ содержания индивидуального сознания каждого
исследуемого, осознание параметров ВКБ и их влияние на
активность человека
Тема 3.8.
Содержание:
2
Влияние
1.
Явления психической жизни при хронических соматических
2
хронических
заболеваниях. Психологический профиль пациентов с отдельными
соматических
соматическими заболеваниями.
заболеваний на
Практическое занятие:
2
психику, личность
1.
Психологический профиль пациентов с сердечнососудистыми
2
человека.
заболеваниями, заболеваниями органов дыхания. Психологический
профиль пациентов с заболеваниями желудочно-кишечного тракта,
заболеваниями печени, почек, крови. Психологический профиль
пациентов с эндокринной патологией, хирургической патологией.
Психологический профиль пациентов клиники акушерства и
гинекологии, с инфекционными болезнями. Психологический
26
профиль онкологического пациента.
Самостоятельная работа:
2
Чтение дополнительной литературы.
Тема 3.9.
Содержание:
2
Психологические
1.
Понятие экстремальной ситуации. Виды экстремальных ситуаций.
2
аспекты
Особенности поведения пациентов и персонала в экстремальных
экстремальных
ситуациях. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях.
ситуаций.
Понятие посттравматического стрессового расстройства. Диагностика
ПТСР и поддержка пациента с ПТСР. Методы и приемы
взаимодействия с человеком, находящимся в неустойчивом
психологическом состоянии.
Самостоятельная работа:
2
Чтение дополнительной литературы.
Тема 3.10.
Содержание:
2
Психологические
1.
Основные характеристики понятий «переживание», «утрата», «горе».
2
особенности
Психологические особенности горюющего человека. Помощь
ситуаций
горюющему человеку. Приемы работы с собственными
переживания и горя.
переживаниями, как способы сохранения психического здоровья и
профессиональной продуктивности.
Самостоятельная работа:
2
Чтение дополнительной литературы.
Тема 3.11.
Содержание:
4
Психология семьи.
1.
Понятие семьи как системы. Жизненный цикл семьи. Функции
2
Семья и здоровье.
семьи. Структура семьи. Нарушения структуры семьи.
2.
Стили дисгармоничного воспитания: причины и последствия.
2
Практическое занятие:
2
1.
Влияние болезни ребенка на семью. Семья и пациенты различных
2
клиник.
Самостоятельная работа:
5
Приготовьте сообщения на одну из предложенных тем:
27
1. Психологические аспекты семейных отношений.
2. Функции семьи. Стили семейного воспитания.
3. Стрессоры семейной жизни.
4. Показатели функционального здоровья семьи.
Семейные стереотипы и правила взаимодействия.
Всего:
171
в т.ч. самостоятельная работа
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
28
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы дисциплины требует наличия учебного кабинета психологии.
Оборудование учебного кабинета
Учебно-программная документация: примерная учебная программа, рабочая учебная программа,
календарно-тематический план.
Методические материалы: учебно-методические комплексы, справочники, словари, обучающие и
контролирующие программы, учебно-методические рекомендации для студентов по самостоятельной
работе, контрольно-оценочные средства.
Технические средства обучения: компьютерное и мультимедийное оборудование, видео-
аудиовизуальные средства обучения.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Островская И.В. Психология - «ГЭОТАР-Медиа», 2013.
2. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений.- Ростов-на-Дону, «Феникс»,
2015.
3. Творогова Н.Д., Медицинская психология. -М., 2011.
Дополнительные источники:
1. Руденко А.М.. Психология для медицинских специальностей.-Ростов-на-Дону, «Феникс», 2014.
2. Фабулова Т.А. Особенности работы медсестер по уходу за умирающими больными /Т.А. Фабулова/
Медицинская сестра. - № 8. - 2012. - с.30-33.
Информационные электронные ресурсы: интернет, обучающие и контролирующие программы
29
ТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий с использованием
тестирования, блиц-опроса, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
Коды
Формы и методы контроля и оценки
(освоенные умения,
формируемых
результатов обучения
усвоенные знания)
общих и
профессиональ
ных
компетенций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
эффективно работать
ОК 1
решение ситуационных задач;деловая игра;
ОК 4
решение кроссвордов;наблюдение и оценка
в команде;
ПК 2.4
выполнения практических действий на
практических занятиях оценка решения
проблемно-ситуационных задач; оценка
составления рекомендаций для родственников
пациентов; оценка составления социограмм;
оценка выполнения индивидуальных заданий.
ОК8
- блиц-опрос, контроль результатов
проводить
ПК 1.1
внеаудиторной самостоятельной
профилактику, раннее
ПК 2.3
работы;тестирование, выполнение
выявление и оказание
эффективной помощи
ПК 3.2
индивидуальных проектных заданий; тестовый
ПК 3.3
контроль с применением информационных
при стрессе;
технологий;устный контроль; решение
ситуационных задач.
осуществлять
ОК10
- блиц-опрос, контроль результатов
ОК11
внеаудиторной самостоятельной работы;
психологическую
ПК 1.2
тестирование, решение ситуационных
поддержку пациента
ПК 2.2
задач;деловая игра; решение
и его окружения;
ПК 2.7
кроссвордов;оценка аудиторной и
ПК 3.2
внеаудиторной самостоятельной работы
ПК 3.3
студентов;наблюдение и оценка выполнения
практических действий на практических
занятиях оценка решения проблемно-
ситуационных задач.
ОК 3
выполнение индивидуальных проектных
регулировать
и
ОК 6
заданий; решение ситуационных задач;деловая
разрешать
ПК 1.3
игра; наблюдение и оценка выполнения
конфликтные
ПК 2.1
практических действий на практических
ситуации;
ПК 2.8
занятиях оценка решения проблемно-
ПК 3.2
ситуационных задач; оценка составления
ПК 3.3
социограмм;оценка выполнения
30
индивидуальных заданий.
ОК 3
тестовый контроль с применением
общаться
с
пациентами
и
ОК 6,
информационных технологий;устный
ПК 1.1
контроль;решение ситуационных
коллегами в процессе
ПК 2.1
задач;деловая игра; наблюдение и оценка
профессиональной
ПК 2.3
выполнения практических действий на
деятельности;
ПК 3.2
практических занятиях оценка решения
ПК 3.3
проблемно-ситуационных задач; оценка
составления индивидуальный
опрос;фронтальный опрос; оценка выполнения
индивидуальных заданий.
ОК 3
решение ситуационных задач;деловая игра;
использовать
ОК 6
оценка аудиторной и внеаудиторной
вербальные
и
ПК 1.3
самостоятельной работы
невербальные
средства общения в
ПК 2.1
студентов;наблюдение и оценка выполнения
ПК 2.3
практических действий на практических
психотерапевтически
ПК 3.2
занятиях оценка решения проблемно-
х целях;
ПК 3.3
ситуационных задач.
ОК 3
выполнение индивидуальных проектных
использовать
ОК 6
заданий; тестовый контроль с применением
простейшие методики
ПК 1.2
информационных технологий;решение
саморегуляции,
ПК 2.1
ситуационных задач;деловая игра; решение
поддерживать
ПК 2.3
кроссвордов;заданий.
оптимальный
ПК 3.2
психологический
климат в лечебно-
ПК 3.3
профилактическом
учреждении.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные
направления
психологии,
психологию личности
и малых групп,
психологию общения;
- задачи и методы
психологии;
- основы
Экзамен.
психосоматики;
особенности
психических
процессов у
здорового и больного
человека;
- психологические
факторы в
предупреждении
возникновения и
развития болезни;
- особенности
делового общения.
32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////