|
|
ЖИЛИЩНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА
г. НОВОСИБИРСКА
УТВЕРЖДАЮ: НАЧАЛЬНИК ЖУ-4
И. И. Иванов
“ ” 200 г.
Настоящая инструкция разработана на основании:
типовой инструкции лифтера по обслуживанию лифтов и оператора диспет- черского пульта (РД 10-360-00), утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 22.05.2000 г. №26;
правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов ПБ 10-558-03;
эксплуатационной документации диспетчерского комплекса «ОБЬ».
Настоящая производственная инструкция устанавливает требования, предъяв- ляемые к диспетчерам, при назначении и допуске к работе, и их основные обязанно- сти по контролю за работой лифтов.
Эксплуатирующая организация и (или) специализированная организация обеспе- чивают укомплектованность штата работников, исходя из необходимости выполне- ния объема работ, предусмотренного руководство по эксплуатации, и с учетом ме- стных условий эксплуатации (12.3. ПБ 10-558-03).
Обучение и аттестация диспетчеров производится в профессиональных учебных заведениях и других организациях, располагающих базой для теоретического обуче- ния, необходимым числом штатных специалистов (преподавателей), аттестованных в порядке установленном Ростехнадзором России (12.5.1. ПБ 10-558-03).
Периодическая проверка знаний диспетчеров проводится не реже одного раза в 12 месяцев аттестационной комиссией организации, в штате которой они числятся, или комиссией организации осуществляющей обучение.
Внеочередная проверка знаний проводится:
при переходе на другое место работы;
по требованию инспектора Ростехнадзора России.
Периодическая и внеочередная проверка знаний проводится в объеме производ- ственной инструкции.
Результаты проверки знаний оформляются протоколом с отметкой в удостовере- нии (ст.12.5.2. ПБ10-558-03).
Диспетчер проходит подготовку и проверку знаний по электробезопасности в объеме II квалификационной группы.
Проверка знаний проводится в срок не более одного месяца при приеме на рабо- ту и периодически в сроки не реже одного раза в 12 месяцев.
Результаты проверки отражаются в журнале (протоколе). Лицам, сдавшим экза- мены, выдаются удостоверения установленного образца (ст.12.5.2. ПБ10-558-03).
Документы, подтверждающие аттестацию и проверку знаний работников органи- заций, предъявляются инспектору Ростехнадзора России и специалисту экспертной организации в установленных ПБ 10-558-03 случаях (ст.12.6. ПБ10-558-03).
Возложение функций по организации эксплуатации лифтов на диспетчеров осу- ществляется приказом (ст.12.7. ПБ10-558-03).
Допуск к самостоятельной работе диспетчеров осуществляется приказом при на- личии у них удостоверения об аттестации (ст.12.8. ПБ10-558-03).
На диспетчеров возлагается выполнение работ по диспетчерскому контролю за работой лифтов, подключенных к определенному диспетчерскому пункту (ст.12.8. ПБ10-558-03).
Эксплуатирующая организация и (или) специализированная организация выдают диспетчерам документы, относящиеся к их основной деятельности:
производственная инструкция;
инструкция по технике безопасности;
эксплуатационная документация на диспетчерский комплекс «ОБЬ» (ст.12.9.
ПБ10-558-03).
Диспетчер, виновный в нарушении своих производственных инструкций, несет от- ветственность за допущенные нарушения согласно действующему законодательст- ву.
Диспетчером имеет право работать лицо не моложе 18 лет при положитель- ных результатах медицинского освидетельствования, обученное по соответствую- щей программе, аттестованное и имеющее практический стаж по диспетчерскому обслуживанию лифтов не менее 1 месяца, имеющий квалификационную группу по электробезопасности не ниже II.
Диспетчер, допущенный к самостоятельному выполнению работ по диспет- черскому контролю за работой лифтов, должен знать и уметь выполнять эти работы, согласно настоящей производственной инструкции.
ущенный к самостоятельной работе диспетчер должен:
иметь общие сведения об устройстве обслуживаемых лифтов и диспетчерского комплекса;
знать правила пользования лифтом;
знать назначение аппаратов управления, расположенных в кабине и на посадоч- ных площадках;
знать назначение предохранительных устройств лифта;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
пользоваться имеющими противопожарными средствами;
пользоваться световой, звуковой сигнализацией и двусторонней переговорной связью;
выключать лифты;
следить за исправностью диспетчерского комплекса и переговорной связи;
своевременно сообщать обслуживающему персоналу и (или) лицу ответственно- му за организацию эксплуатации о возникших неисправностях в работе лифта для принятия мер по их устранению.
ВНИМАНИЕ !
Дистанционное включение лифта с диспетчерского пункта не допускается.
На время отпуска, командировки или болезни диспетчера его обязанности возлагаются приказов (распоряжением) на другого диспетчера, аттестованного в установленном порядке.
Диспетчер, осуществляющий диспетчерский контроль за работой лифтов, не- посредственно подчинен лицу, ответственному за организацию эксплуатации лиф- тов.
При приеме смены диспетчер обязан:
ознакомиться с записями предыдущей смены в журнале;
убедиться в исправности диспетчерского комплекса;
принять ключи от машинных (блочных) помещений от предыдущей смены
принять смену от предыдущего диспетчера;
сделать в журнале запись о приеме смены.
Во время работы диспетчер обязан:
следить за поступающей с лифтов на диспетчерский комплекс информацией и своевременно передавать ее обслуживающему персоналу (электромеханикам по лифтам, лифтерам) и отражать в сменном журнале;
при поступлении сигнала «Вызов диспетчера» от пассажира включить двухсто- роннюю переговорную связь и дать пассажиру необходимые разъяснения;
вести учет поступающих сигналов или заявок о неисправностях лифта, а также фиксировать в журнале ежесменных осмотров лифтов их устранение;
следить за исправностью диспетчерского комплекса и двухсторонней перего- ворной связи;
своевременно вызывать обслуживающий персонал при выходе из строя обору- дования диспетчерского комплекса;
вести учет выдачи ключей от машинных и блочных помещений обслуживающему персоналу;
содержать в чистоте служебные помещения;
в случае аварии или несчастного случая немедленно выключить лифт, сообщить о происшествии в аварийную службу, лицу, ответственному за организацию экс- плуатации лифтов, владельцу лифта.
По окончанию работы диспетчер обязан:
передать ключи от машинных (блочных) и служебного помещений следующей смене, произвести необходимые записи в журнале;
в случае невыхода смены уведомить ответственного за организацию эксплуата- ции лифтов и действовать по его указанию;
при некруглосуточной работе отключить электропитание лифтов (перед отключе- нием необходимо включить переговорную связь, убедится в отсутствии пассажи- ров в кабине лифта, а также отсутствии движения кабины лифта).
Диспетчеру запрещается:
уходить с рабочего места, кроме предусмотренных перерывов. При этом должна быть предусмотрена замена диспетчера на время его отсутствия;
допускать в машинные (блочные) помещения и помещение диспетчера посто- ронних лиц;
хранить посторонние предметы в помещении диспетчерского пункта.
работе диспетчер должен руководствоваться:
настоящей производственной инструкцией;
инструкцией по техники безопасности;
эксплуатационной документацией диспетчерского комплекса «ОБЬ»;
правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов ПБ 10-558-03;
другой нормативно - технической документацией.
диспетчера в начале работы (при некруглосуточной работе)
Порядок включения диспетчерского комплекса:
включить оборудование диспетчерского комплекса в работу согласно эксплуатаци- онной документации;
включить компьютер диспетчерского комплекса в работу согласно его эксплуатаци- онной документации (при наличии компьютера);
запустить программу диспетчеризации лифтов согласно руководства на программу (при наличии компьютера).
После запуска программы убедиться, в строке состояний программы дис- петчеризации лифтов или контроллере локальной шины, в соответствии с записью в журнале количеству лифтов в комплексе и неисправных лифтов (при наличии ком- пьютера).
диспетчера во время работы
При возникновении неисправности на лифте диспетчер при работе на ком- пьютере, руководствуясь характером неисправности должен выполнить действия указанные в таблице 1 Приложения 1 настоящей инструкции.
При возникновении неисправности на лифте диспетчер при работе с кон- троллером локальной шины, руководствуясь характером неисправности должен вы- полнить действия указанные в таблице 2 Приложения 1 настоящей инструкции.
диспетчера в конце работы (при некруглосуточной работе)
Порядок выключение комплекса
завершить работу программы диспетчеризации лифтов (при наличии компьютера);
выключить компьютер диспетчерского комплекса в работу согласно его эксплуата- ционной документации (при наличии компьютера);
выключить оборудование диспетчерского комплекса в работу согласно эксплуата- ционной документации.
При отключении диспетчерского комплекса или его составных частей необхо- димо предварительно отключить обслуживаемые лифты, убедившись в отсутствии пассажиров в кабине лифта.
Отключение диспетчерского комплекса или его составных частей должно производится только с целью проведения работ по техническому обслуживанию, либо ремонта комплекса, а также по завершении времени работы диспетчерской службы, при некруглосуточной работе лифтов.
ВНИМАНИЕ !
Работа лифтов без диспетчерского контроля не допускается.
Диспетчеру разрешается производить аварийное отключение диспетчерского комплекса или его составных частей с целью выполнения мер противопожарной безопасности, а также в случаях возникновения стихийных бедствий и чрезвычайных происшествий.
Лифт должен быть остановлен, если поступила следующая информация:
груженая кабина приходит в движение с открытой дверью шахты или кабины, или порожняя - с открытой дверью шахты;
двери кабины с автоматическим приводом открываются при движении или между этажами;
кабина приходит в движение самостоятельно;
при нажатии кнопки приказов двери с автоматическим приводом не закрываются или по выполнении приказа – не открываются;
кабина вместо движения вверх движется вниз или наоборот;
точность автоматической остановки кабины превышает нормативную величину (значение);
кабина не останавливается на посадочной (погрузочной) площадке, на которую она вызвана или направлена по приказу;
дверь шахты можно открыть при отсутствии кабины на (погрузочной) площадке без применения специального ключа (инструмента);
- на лифтах подключенных к диспетчерскому пульту, не работает двусторонняя переговорная связь или не поступают сигналы с лифта на пульт диспетчера. Не действует сигнализация из кабины и вызова обслуживающего персонала (для грузовых и больничных лифтов).
При формировании состояний «КЗ цепи безопасности», «Несанкционированное движение кабины», «Авария главного привода по УКСЛ», «Авария привода дверей»,
«Проникновение в шахту», «Неисправность УБ» происходит автоматическое отклю- чение электропитания лифта лифтовым блоком.
Приложение А Таблица 1
Действия диспетчера при работе на компьютере
Номер состоя ния |
Состояние лифтового блока |
Изо- браже- ние |
Действия диспетчера |
1 |
Режим ТО |
|
Включить переговорную связь, убедиться в проведении ТО на лиф- те. |
3 |
Многократный реверс дверей |
|
При длительном реверсировании дверей лифта убедиться в отсут- ствии пассажиров в кабине и отключить лифт. Передать заявку на устранение причины многократного реверса. |
4 |
Проникновение в МП |
|
Включить переговорную связь, выяснить кто находится в МП. При наличии в МП посторонних лиц отключить лифт. |
9 |
Отсутствует напряжение в цепи управления |
|
Включить переговорную связь, выяснить наличие пассажиров в каби- не лифта, дать необходимые разъяснения. Передать заявку на устра- нение причины отключения электропитания. |
10 |
Зажата кнопка “СТОП” в кабине лифта |
|
Включить переговорную связь, выяснить наличие пассажиров в каби- не лифта и причину зажатия кнопки «СТОП». При необходимости пе- редать заявку на устранение зажатия кнопки «СТОП». |
11 |
Открыта дверь кабины лифта (Не закрыта дверь кабины) |
|
При длительном формировании сообщения передать заявку обслужи- вающему персоналу на устранение неисправности. |
12 |
Разрыв цепи безопасности |
|
При длительном формировании сообщения передать заявку обслужи- вающему персоналу на устранение неисправности. |
13 |
Не сработал датчик УБ |
|
Передать заявку обслуживающему персоналу на устранение неис- правности. После устранения неисправности сделать «Сброс неис- правности». |
14 |
КЗ цепи безопасности |
|
Включить переговорную связь, выяснить наличие пассажиров в каби- не лифта, дать необходимые разъяснения. Передать заявку обслужи- вающему персоналу на устранение неисправности. |
15 |
Вызов диспетчера |
|
Включить переговорную связь. Выяснить причину вызова диспетчера, дать необходимые разъяснения. |
16 |
Несанкционированное движение кабины |
|
Включить переговорную связь, выяснить наличие пассажиров в каби- не лифта, дать необходимые разъяснения. Передать заявку обслужи- вающему персоналу на устранение неисправности. |
17 |
Авария главного привода по УКСЛ |
|
Включить переговорную связь, выяснить наличие пассажиров в каби- не лифта, дать необходимые разъяснения. Передать заявку обслужи- вающему персоналу на устранение неисправности. |
18 |
Авария привода дверей |
|
Включить переговорную связь, выяснить наличие пассажиров в каби- не лифта, дать необходимые разъяснения. Передать заявку обслужи- вающему персоналу на устранение неисправности. |
19 |
Проникновение в шахту |
|
Включить переговорную связь, выяснить наличие пассажиров в каби- не лифта, дать необходимые разъяснения. Передать заявку обслужи- вающему персоналу на устранение неисправности. |
20 |
Неисправность УБ |
|
Включить переговорную связь, выяснить наличие пассажиров в каби- не лифта, дать необходимые разъяснения. Передать заявку обслужи- вающему персоналу на устранение неисправности. |
21 |
Аварийная блокировка (Аварийная блокировка УПЛ/УЛЖ) |
|
Передать заявку обслуживающему персоналу на устранение неис- правности. |
22 |
Открыто МП |
|
Включить переговорную связь, выяснить кто находится в МП. При на- личии в МП посторонних лиц отключить лифт. |
23 |
Перемычка пускателя |
|
Передать заявку обслуживающему персоналу на устранение неис- правности. |
25 |
Кабина не пришла на этаж (Кабина стоит между этажами) |
|
Включить переговорную связь. Выяснить причину остановки кабины между этажами, дать необходимые разъяснения. При необходимости передать заявку на устранение неисправности. |
26 |
Не сработал датчик ДК |
|
Передать заявку обслуживающему персоналу на устранение неис- правности. |
27 |
Не закрыта дверь шахты по УБ |
|
Передать заявку обслуживающему персоналу на устранение неис- правности. |
- |
Нет связи с ЛБ |
|
Передать заявку обслуживающему персоналу на устранение неис- правности. |
- |
Наличие дополнительной информации от станции управления лифтом |
|
Просмотреть дополнительную информацию. Действовать в соответ- ствии с требованиями эксплуатационной документацией лифта. |
- |
Кабина не двигалась со времени предыду- щего изменения состояния 1 час (Просто лифта 1 час) |
|
Принять к сведению полученную информацию. Обратить внимание на работу данного лифта. |
- |
Занят COM порт связи с ММИ |
- |
Передать заявку обслуживающему персоналу на устранение неис- правности. |
- |
Нет обмена по шине ММИ |
- |
Передать заявку обслуживающему персоналу на устранение неис- правности. |
- |
Нет пути до слота … УМ … |
- |
Передать заявку обслуживающему персоналу на устранение неис- правности. |
Таблица 2 Действия диспетчера при работе с контроллером локальной шины
Номер состоя ния |
Состояние лифтового блока |
Индикатор |
Действия диспетчера |
1 |
Режим ТО |
«МП» |
Включить переговорную связь, убедиться в проведении ТО на лифте. |
4 |
Проникновение в МП |
«МП» |
Включить переговорную связь, выяснить кто находится в МП. При наличии в МП посторонних лиц отключить лифт. |
9 |
Отсутствует напряжение в цепи управления |
«ЛИФТ ОТКЛ.» |
Включить переговорную связь, выяснить наличие пассажиров в кабине лифта, дать необходимые разъяснения. Передать заявку на устранение причины отключения электропитания. |
10 |
Зажата кнопка “СТОП” в кабине лифта |
«КН. СТОП» |
Включить переговорную связь, выяснить наличие пассажиров в кабине лифта и причину зажатия кнопки «СТОП». При необходи- мости передать заявку на устранение зажатия кнопки «СТОП». |
11 |
Открыта дверь кабины лифта (Не закрыта дверь кабины) |
«ОТКР. ДК» |
При длительном формировании сообщения передать заявку об- служивающему персоналу на устранение неисправности. |
12 |
Разрыв цепи безопасности |
«ПРОСТОЙ» |
При длительном формировании сообщения передать заявку об- служивающему персоналу на устранение неисправности. |
13 |
Не сработал датчик УБ |
«НЕИСПР. ЛБ» |
Передать заявку обслуживающему персоналу на устранение не- исправности. После устранения неисправности сделать «Сброс неисправности». |
14 |
КЗ цепи безопасности |
«ЛИФТ ОТКЛ.» |
Включить переговорную связь, выяснить наличие пассажиров в кабине лифта, дать необходимые разъяснения. Передать заявку обслуживающему персоналу на устранение неисправности. |
15 |
Вызов диспетчера |
«ВЫЗОВ» |
Включить переговорную связь. Выяснить причину вызова диспет- чера, дать необходимые разъяснения. |
16 |
Несанкционированное движение кабины |
«ЛИФТ ОТКЛ.» |
Включить переговорную связь, выяснить наличие пассажиров в кабине лифта, дать необходимые разъяснения. Передать заявку обслуживающему персоналу на устранение неисправности. |
17 |
Авария главного привода по УКСЛ |
«ЛИФТ ОТКЛ.» |
Включить переговорную связь, выяснить наличие пассажиров в кабине лифта, дать необходимые разъяснения. Передать заявку обслуживающему персоналу на устранение неисправности. |
18 |
Авария привода дверей |
«ЛИФТ ОТКЛ.» |
Включить переговорную связь, выяснить наличие пассажиров в кабине лифта, дать необходимые разъяснения. Передать заявку обслуживающему персоналу на устранение неисправности. |
19 |
Проникновение в шахту |
«ШАХТА» |
Включить переговорную связь, выяснить наличие пассажиров в кабине лифта, дать необходимые разъяснения. Передать заявку обслуживающему персоналу на устранение неисправности. |
20 |
Неисправность УБ |
«НЕИСПР. ЛБ» |
Включить переговорную связь, выяснить наличие пассажиров в кабине лифта, дать необходимые разъяснения. Передать заявку обслуживающему персоналу на устранение неисправности. |
21 |
Аварийная блокировка (Аварийная блокировка УПЛ/УЛЖ) |
«ПРОСТОЙ» |
Передать заявку обслуживающему персоналу на устранение не- исправности. |
22 |
Открыто МП |
«МП» |
Включить переговорную связь, выяснить кто находится в МП. При наличии в МП посторонних лиц отключить лифт. |
23 |
Перемычка пускателя |
«НЕИСПР. ЛБ» |
Передать заявку обслуживающему персоналу на устранение не- исправности. |
25 |
Кабина не пришла на этаж (Кабина стоит между этажами) |
«ПРОСТОЙ» |
Включить переговорную связь. Выяснить причину остановки ка- бины между этажами, дать необходимые разъяснения. При не- обходимости передать заявку на устранение неисправности. |
26 |
Не сработал датчик ДК |
«ПРОСТОЙ» |
Передать заявку обслуживающему персоналу на устранение не- исправности. |
27 |
Не закрыта дверь шахты по УБ |
«ПРОСТОЙ» |
Передать заявку обслуживающему персоналу на устранение не- исправности. |
- |
Нет связи с ЛБ |
Наличие цифровой связи |
Передать заявку обслуживающему персоналу на устранение не- исправности. |
////////////////////////////