Технологии работы диспетчеров органов обслуживания воздушного движения (управления полетами)

 

  Главная      Учебники - Разные    

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологии работы диспетчеров органов обслуживания воздушного движения (управления полетами)


 

Технология работы диспетчера диспетчерского пункта руления (ДПР).


 

Раздел 4. Обслуживание воздушного движения

  1. При вылете ВС диспетчер ДПР обязан принять от диспетчера АДП или из источника плановой информации диспетчерское разрешение на вылет включающее:

    • тип и номер (позывной) ВС, наличие литера рейса,

    • время вылета;

    • аэродром первой посадки;

    • эшелон (высоту) полета;

    • код индивидуального опознавания ВРЛ.

  2. Полученную информацию передать диспетчеру СДП и ДПП (при необходимости).

  3. При запросе экипажем разрешения на запуск двигателей или буксировку в соответствии с расчетным временем отправления диспетчер ДПР обязан проанализировать обстановку, дать разрешение на запуск двигателей ВС или указать маршрут буксировки и место запуска двигателей ВС.

  4. По запросу на выруливание диспетчер ДПР обязан:

    • убедиться в отсутствии препятствий по маршруту руления; ПРИМЕЧАНИЕ. Здесь и далее – определение отсутствия препятствий и контроль за движением ВС определяется индивидуально в соответствии с особенностями аэродрома, погодных условий и технического оснащения следующими способами:

      • визуальным наблюдением (в пределах допустимой видимости);

      • по докладам экипажей ВС;

      • по экрану радиолокатора обзора летного поля (при его наличии);

      • дистанционными средствами видеонаблюдения;

      • по докладам диспетчеров вспомогательных диспетчерских пунктов;

      • по докладам диспетчера передвижного командного пункта (машины РПА);

      • по докладам специалиста лидирующей автомашины сопровождения FOLLOW ME.

    • разрешить выруливание к предварительному старту, сообщив экипажу ВС МПУ ВПП взлета (номер ВПП), условия и маршрут руления, исключающий одновременное его пересечение другими ВС, а также ограничения по маршруту руления при отсутствии на аэродроме информационного вещания АТИС по данным ограничениям;

    • Записать время отправления ВС, сообщить это время диспетчеру АДП (по циркуляру) или ввести соответствующую функцию в АС УВД;

    • контролировать движение ВС по маршруту руления до занятия ВС предварительного старта.


       

  5. После доклада экипажа ВС о занятии предварительного старта диспетчер ДПР обязан передать экипажу ВС указание о переходе на связь диспетчером СДП (СДП МВЛ), сообщив частоту его работы.


     

  6. При прилете ВС за определенное на аэродроме время до прибытия на стоянку, циркуляром передать информацию о прибытии ВС на определенную стоянку (обычно за 6 минут: «Прибывает рейс-стоянка- время»).


     

  7. После доклада экипажа ВС об освобождении ВПП диспетчер ДПР обязан:

    • убедиться по маршруту руления в отсутствии препятствий визуальным наблюдением (в пределах допустимой видимости), по докладам экипажей ВС и по экрану радиолокатора обзора летного поля (при наличии);

    • разрешить руление, указав РД, номер и место (при необходимости) стоянки ВС, условия и маршрут руления, исключающий одновременное его пересечение другими ВС, а также ограничения по маршруту руления;

    • при необходимости дать указание специалисту лидирующей автомашины сопровождения на сопровождение ВС, указав маршрут руления, РД, номер или место стоянки ВС;

    • контролировать движение ВС по маршруту руления визуальным наблюдением (в пределах допустимой видимости), по докладам экипажей ВС, по экрану радиолокатора обзора летного поля (при наличии) и докладам специалистов лидирующей автомашины сопровождения (при ее использовании);

    • вести радиосвязь с экипажем ВС до места стоянки или перрона (при наличии в аэропорту специализированной службы управления движением на перроне).

      • Проконтролировать заруливание ВС на место стоянки под руководством ответственного лица инженерно-авиационной службы (ИАС).


         

  8. При заходе ВС на посадку по минимуму I, II и III категорий диспетчер ДПР по указанию диспетчера ДПК обязан обеспечить отсутствие ВС и других подвижных технических средств, находящихся у него на связи, в критических зонах действия радиомаячной системы (РМС) посадки, установленных на данном аэродроме.


     

  9. Учитывать особенности технологии работы диспетчера ДПР при использовании АТИС или МВ-канала вещания погоды. При выходе экипажа ВС на радиосвязь диспетчер ДПР обязан:

      • получить доклад от экипажа ВС о приеме информации АТИС (если доклад не получен, запросить у экипажа ВС ее наличие);

      • передать метеорологическую и иную информацию экипажу ВС, полученную от руководителя полетов (старшего диспетчера), диспетчеров смежных диспетчерских пунктов или специалистов авиационной метеорологической станции (АМСГ), отличающуюся от передаваемой по АТИС или МВ-каналу.


         

  10. Обслуживание воздушного движения в случае аварийной ситуации при рулении (буксировки) ВС. При получении доклада от экипажа ВС о возникновении аварийной ситуации и принятом решении диспетчер ДПР обязан:

      • сообщить в аварийно-спасательную или ИАС (при необходимости);

      • доложить руководителю полетов (старшему диспетчеру) о событии и принятых мерах;

      • запретить руление другим ВС по этому маршруту;

      • информировать экипаж ВС о месте его остановки.

        Должностная инструкция диспетчера по рулению.

        Должностная инструкция диспетчера по рулению включает следующие разделы:

        1. общее положения;

        2. должностные обязанности диспетчера по рулению;

        3. права диспетчера по рулению;

        4. ответственность диспетчера по рулению.


           

          1. Общие положения.

            Должностная инструкция диспетчера по рулению относится к разделу "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта".

            Функции:

      • управление движением воздушных судов на земле;

      • обеспечение безопасности передвижения воздушных судов в зоне ответственности.


         

          1. Должностные обязанности диспетчера по рулению. Анализирует и передает в эфир информацию о воздушной и метеорологической обстановке в своем и смежном пунктах управления воздушным движением. Информирует руководителя полетов об изменении старта воздушного судна при обнаружении ошибки в сообщении (атмосферное давление, состояние поверхности взлетно-посадочной полосы, сцепление, изменения направления ветра и т. д.). При вылете воздушных судов принимает от диспетчера аэродромного диспетчерского пункта информацию о разрешении на вылет воздушных судов, полученную информацию передает диспетчерам стартового диспетчерского пункта. Выдает по запросу экипажа разрешения на буксировку, запуск двигателей и руление воздушного судна на предварительный старт. Управляет движением воздушных судов при выдаче разрешения на запуск двигателей (буксировку), информирует экипаж воздушных судов об условиях и маршруте руления, о метеоусловиях, орнитологической обстановке, видимости на взлетно-посадочной полосе и состоянии ее поверхности, нижней границе облаков. При посадке воздушных судов контролирует их движение по маршруту руления. При заходе на посадку по минимуму, I, II, III категории видимости по указанию диспетчера пункта круга обеспечивает отсутствие воздушных судов и других подвижных технических средств на аэродроме.

            Диспетчер по рулению при выполнении своих должностных обязанностей должен знать:

            • Воздушный кодекс Российской Федерации;

            • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам развития воздушного транспорта;

            • нормативные и методические документы, регламентирующие организацию использования воздушного пространства;

            • федеральные правила использования воздушного пространства;

            • правила обеспечения безопасности полетов при обслуживании воздушного движения;

            • технологию работы;

            • правила и фразеологию радиообмена;

            • авиационную метеорологию;

            • аэродинамику и летно-технические характеристики воздушных судов;

            • аэронавигационное и штурманское, радиотехническое и светотехническое обеспечение полетов;

            • виды авиационной электросвязи;

            • профессионально ориентированный английский язык для приема воздушных судов иностранных авиакомпаний;

            • категории видимости Международной организации гражданской авиации;

            • основы трудового законодательства;

            • правила по охране труда и пожарной безопасности.


               

              Требования к квалификации диспетчера по рулению.

              Среднее профессиональное (техническое) образование, стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 1 года, наличие действующего свидетельства диспетчера управления воздушным движением и свидетельства, подтверждающего знание профессионально ориентированного английского языка (для диспетчера, осуществляющего обслуживание воздушного движения в международном аэропорту).

          2. Диспетчер по рулению имеет право:

      • Участвовать в обсуждении проектов решений руководства организации.

      • По согласованию с непосредственным руководителем привлекать к решению поставленных перед ним задач других работников.

      • Запрашивать и получать от работников других структурных подразделений необходимую информацию, документы.

      • Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.

      • Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении должностных обязанностей.

          1. Ответственность диспетчера по рулению.

Диспетчер по рулению привлекается к ответственности:

    • за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

    • за нарушение Устава (Положения) организации;

    • за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

    • за причинение ущерба организации - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.


 

Заключительные положения.

Настоящая должностная инструкция разработана на основе Квалификационной характеристики должности "Диспетчер по рулению" (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта".

Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с должностными инструкциями).

 

 

////////////////////////////