Volkswagen Автоматизированная 5-ступенчатая МКП 0CT. Устройство и принцип действия

 

  Главная      Автомобили - Volkswagen 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Volkswagen Автоматизированная 5-ступенчатая МКП 0CT. Устройство и принцип действия

 

 

Service Training
Программа самообучения 512
Автоматизированная 5 ступенчатая МКП
0CT
Устройство и принцип действия
Идея автоматизировать механическую коробку передач для марки Volkswagen не нова. Уже на модели Lupo 3L
5 ступенчатая МКП с помощью электрогидравлических исполнительных механизмов была превращена в МКП
с электронным управлением с функцией автоматического переключения передач. У автоматизированной МКП
0CT исполнительные механизмы электромеханические. Основой для создания автоматизированной МКП 0CT
является МКП 0CF.
s512_001
Программа самообучения содержит
Для проведения работ по техническому
информацию о новинках конструкции
обслуживанию и ремонту необходимо
Внимание
автомобиля!
использовать предусмотренную для этого
Указания
Программа самообучения не актуализируется.
техническую документацию.
2
Содержание
Введение
4
Обзор компонентов системы
4
Сравнение коробок передач 0CT и 0CF
5
Технические характеристики
7
Селектор E313
8
Устройство
9
Положения селектора
11
Комбинация приборов
12
Светодиодные индикаторы в комбинации приборов
13
Механическая часть коробки передач
14
Обзор устройства коробки передач
14
Привод сцепления VX64
15
Переключатель передач VX65
21
Работа коробки передач
25
Базовая установка переключателя передач
25
Переключение передач
26
Система управления коробки передач
28
Обзор элементов системы управления
28
Блок управления МКП J514
29
Датчик частоты вращения входного вала КП G182
30
Электродвигатели привода сцепления и переключателя передач
31
Техническое обслуживание
32
Указания по техническому обслуживанию
32
Контрольные вопросы
34
3
Введение
Обзор компонентов системы
s512_058
VX64 и VX65
J514
E313
Внедрение новой автоматизированной 5 ступенчатой МКП 0CT на рынок начинается с модели up!.
Система автоматизированной МКП состоит из следующих компонентов:
коробки передач 0CT с электрическим приводом сцепления VX64 и переключателем передач VX65;
блока управления МКП с электронным управлением J514 над подкрылком передней левой колёсной арки;
селектора E313 с автоматическим режимом и функцией Tiptronic в центральной консоли.
4
Сравнение коробок передач 0CT и 0CF
Механическая часть автоматизированной 5 ступенчатой МКП 0CT по своей конструкции в значительной
степени соответствует устройству МКП 0CF. У коробки передач 0CT выбор передачи и управление сцеплением
осуществляется автоматически. При этом момент переключения определяется блоком управления, а
переключение реализуется приводом сцепления и переключателем передач электромеханически.
Механическая коробка
передач 0CF
Автоматизированная
5 ступенчатая МКП 0CT
s512_003
Более подробная информация по устройству МКП 0CF содержится в программе самообучения
509 «Механическая коробка передач 0CF».
5
Введение
Автоматизированная 5 ступенчатая МКП 0CT и МКП 0CF имеют следующие отличия:
Автоматизированная 5 ступенчатая МКП 0CT имеет дополнительные узлы и детали: привод сцепления
VX64 и переключатель передач VX65.
Кулиса со штоком выбора передач интегрирована в переключатель передач.
Рычаг выключения сцепления расположен по новому:
в то время как у МКП 0CF он размещается практически вертикально, у КП 0CT сферический палец рычага
выключения пришлось сместить в сторону. Причиной является компактное размещение привода сцепления
на коробке передач. Впервые сферический палец, как опора рычага выключения сцепления, запрессован
в картер сцепления.
s512_059
s512_006
Рычаг выключения сцепления у КП 0CT
Рычаг выключения сцепления у КП 0CF
При снятии рычага выключения сцепления строго соблюдать указания производителя в ELSA!
6
Технические характеристики
Обозначение коробки передач
0CF
0CT
Тип коробки передач
5 ступенчатая МКП;
Автоматизированная
2 вальная МКП
5 ступенчатая МКП
с дополнительным валом
для передачи заднего хода
Монтажное положение
Спереди, поперечно
Конструктивная длина/конструктивная ширина
356 мм/462 мм
Максимальный крутящий момент на входе
120 Нм
Материал картеров коробки передач и
Алюминий
сцепления
Масло для коробки передач
G 052.527.A2
Первая заправка/количество масла для замены
1,2 л/1,1 л
Масса
26,7 кг с маслом
31,3кг с маслом
Диапазон
4,57 как при мощности 44, так и при мощности 55 кВт
Передаточное число главной передачи
44 кВт:74 к 19
55 кВт:75 к 18
Передаточные отношения
1 я передача
1 я передача
3,643
3,643
2 я передача
2 я передача
1,955
GS 1 2 1,86
2,143
GS 1 2 1,7
GS = перепад передаточных отношений между
3 я передача
GS 2 3 1,54
3 я передача
GS 2 3 1,57
соседними ступенями
1,270
GS 3 4 1,32
1,361
GS 3 4 1,42
4 я передача
GS 4 5 1,2
4 я передача
GS 4 5 1,2
0,959
0,959
5 я передача
5 я передача
0,796
0,796
Максимальная скорость
Достигается на 4 й передаче
У автоматизированной МКП 0CT меньший перепад передаточных отношений между первой и второй
передачами повышает комфортабельность переключения.
Особенности автоматизированной МКП 0CT:
Блокировка извлечения ключа из замка
Внешний блок управления КП.
зажигания отсутствует.
Трогание возможно только на 1 й передаче.
Блокировка трансмиссии на стоянке отсутствует.
При «выключенном» зажигании сцепление
Механизм аварийной разблокировки отсутствует.
замыкается. Если при этом селектор находится
Функция движения на малой скорости
в положении N, передача не включена.
без нажатия педали акселератора при
Двигатель можно запускать буксировкой
отпускании педали тормоза отсутствует.
(толканием).
Ассистент трогания на подъёме
(противооткатная система Hill Hold) только
в сочетании с ESP.
7
Селектор E313
В автоматизированной 5 ступенчатой МКП 0CT реализована технология переключения передач «shift by
wire», т. е. прямая механическая связь между селектором и коробкой передач отсутствует. Положение
селектора передаётся по шине CAN на подключённые блоки управления.
С помощью электронного селектора E313 можно
выбирать между автоматическим и ручным
режимами переключения передач.
Когда рычаг селектора прижимается из среднего
положения влево, режим переключения меняется
либо с автоматического (D) на ручной (M), либо
с ручного (M) на автоматический (D).
В среднем положении рычага селектора передачи
можно переключать вручную, на более высокую (+)
и более низкую ( ) передачу, в этом случае
происходит автоматическое переключение
в ручной режим переключения передач.
В правом пазу находится нейтральное положение
s512_007
(N) и положение для передачи заднего хода (R).
После выключения двигателя ключ можно извлечь из
замка зажигания при любом положении селектора.
Для предупреждения скатывания автомобиля через
комбинацию приборов подаются визуальный и
звуковой сигналы предупреждения, требующие
задействовать стояночный тормоз.
s512_013
Переключение на неподвижном автомобиле реализуется блоком управления только в том случае,
если одновременно нажимается педаль тормоза. Известный способ освобождения застрявшего
автомобиля в раскачку возможен и здесь.
8
Устройство
Рычаг переключения
Сферическая оболочка
Кольцевая гайка
Втулка
Электронный блок
переключения
Уплотнительное
кольцо
Толкатель
Фиксирующий
элемент
Корпус селектора
Направляющие
дорожки
Углубления
Фиксатор
s512_008
Корпус селектора состоит из двух частей. В нём
На рычаге переключения над опорой рычага
размещены рычаг переключения с фиксатором и
находится толкатель. На нижнем конце рычага
электронный блок переключения.
переключения размещён фиксирующий элемент,
который перемещается по отформованным
направляющим дорожкам и углублениям
фиксатора. Сверху с помощью сферической
оболочки кольцевой гайки и втулки корпус
изолирован от салона.
9
Селектор E313
Электронный блок переключения
Электронный блок
Направляющая пластина
Заслонка
переключения
Магнит
Корпус
Элементы
Холла
Плата
s512_009
Толкатель
s512_010
В электронном блоке переключения находится
Перемещения рычага селектора передаются
направляющая пластина, заслонка и плата
магниту на заслонке.
с элементами Холла. На заслонке размещён магнит,
Элементы Холла регистрируют эти перемещения
который воздействует на элементы Холла
и передают эти данные электронному блоку
электронного блока переключения.
управления МКП J514.
Электронный блок переключения обменивается
данными с электронным блоком управления МКП
J514 по шине CAN привод.
10
Положения рычага селектора
Фиксатор рычага селектора определяет три фиксированных положения и три переключаемых положения.
При нажатии в направлении позиции R или N рычаг селектора фиксируется в одном из трёх углублений
фиксатора. Отформованные направляющие дорожки между углублениями определяют при этом возможности
перемещения рычага селектора.
Положение N (нейтральное положение)
При перемещении рычага селектора вправо он
устанавливается в нейтральное положение.
Благодаря углублению на фиксаторе рычаг
селектора удерживается в этом положении.
Положение R (передача заднего хода)
При перемещении селектора из положения N
в положение R включается передача заднего хода.
При этом фиксирующий элемент на рычаге
переходит из углубления для нейтрального
положения в углубление для передачи заднего
хода.
Положение D/M (автоматический/ручной
режим переключения передач)
При коротком нажатии рычага селектора влево
происходит переключение в автоматический или
ручной режим переключения передач.
При повторном нажатии происходит смена режима
переключения передач.
+/ (переключение вверх/переключение
s512_055
вниз):
При коротком нажатии рычага селектора в сторону
положений + или коробка передач переключается
в ручной режим переключения передач.
Необходимое переключение передачи выполняется
примерно на 8 секунд.
11
Комбинация приборов
Светодиодные индикаторы в комбинации приборов информируют о режиме коробки передач.
Дополнительно для водителя отображаются указания по управлению, такие как «Shift Lock» и «Задействовать
стояночный тормоз».
Пример: исполнение Highline
Shift Lock
Задействовать
стояночный тормоз
Селектор
в нейтральном
положении
s512_013
Предупреждение
о перегреве сцепления
Многофункциональный дисплей
В комбинации приборов модели up! имеется несколько новых светодиодных индикаторов:
предупреждения о перегреве сцепления;
сигнала о необходимости задействовать стояночный тормоз;
сигнала о нахождении селектора в нейтральном положении;
включённой передачи на многофункциональном дисплее.
Предупреждение о перегреве сцепления осуществляется в два этапа. И после достижения второй предельно
допустимой температуры функция сцепления, по соображениям безопасности, по прежнему обеспечивается.
Дополнительные сведения о различных вариантах комбинации приборов модели up! приведены в
программе самообучения 500 «Модель up!».
12
Volkswagen Technical Site: http://vwts.ru http://volkswagen.msk.ru http://vwts.info
огромный архив документации по автомобилям Volkswagen, Skoda, Seat, Audi
Светодиодные индикаторы в комбинации приборов
Горит
Возможная причина
Способ устранения согласно бортовой
документации
Сбой в работе автоматизированной МКП.
Прекратите движение! Вызовите техническую помощь.
В противном случае коробка передач может быть
серьёзно повреждена.
Корректное включение передач
Выключите, а затем включите зажигание.
в автоматизированной МКП невозможно.
Если контрольная лампа не гаснет, обратитесь на
ближайшее сервисное предприятие для проверки
автоматизированной МКП.
Перегрев автоматизированной МКП.
Дайте коробке передач остыть, установив селектор
в положение N. Если контрольная лампа не гаснет,
обратитесь на ближайшее сервисное предприятие
для проверки автоматизированной МКП.
Селектор автоматизированной МКП
Чтобы перевести селектор в другое положение,
в положении N, и педаль тормоза не нажата.
нажмите педаль тормоза.
Вместе с мигающим индикатором на дисплее
Установите селектор в положение N и запустите
комбинации приборов: селектор
двигатель.
автоматизированной МКП не находится
в положении N, указания по запуску двигателя.
Перегрев автоматизированной МКП.
Нажмите педаль тормоза и дайте коробке передач
остыть. Не пытайтесь трогаться с места.
Если контрольная лампа не гаснет, обратитесь
на ближайшее сервисное предприятие для проверки
автоматизированной МКП.
Мигает
Возможная причина
Способ устранения согласно бортовой
документации
Автомобиль с автоматизированной МКП
Затянуть стояночный тормоз.
не поставлен на стояночный тормоз
для предупреждения скатывания.
На дисплее комбинации приборов, вместе
Установить селектор в положение N и запустить
с контрольной лампой сигнала о необходимости
двигатель.
нажатия педали тормоза. Указание по запуску
двигателя.
На дисплее в комбинации приборов: попытка
Остановить автомобиль, затем перевести селектор
перевести селектор автоматизированной МКП
в положение N, чтобы затем можно было
в положение передачи заднего хода R во время
переключиться в положение передачи заднего хода R.
движения вперёд.
На дисплее в комбинации приборов: селектор
Нажать педаль тормоза, установить селектор
автоматизированной МКП был установлен
в положение N, а затем снова в необходимое
в положение R или D, но педаль тормоза
положение R или D.
не нажимается.
13
Механическая часть коробки передач
Устройство коробки передач
Картер коробки
передач
Переключатель
передач VX65
Электродвигатель 2
переключателя
передач V529
Картер сцепления
Электродвигатель
привода сцепления
V530
Электродвигатель 1
переключателя
передач V528
Привод сцепления
s512_021
VX64
Переключение передач в коробке передач
Привод сцепления VX64 с электродвигателем
осуществляется приводом сцепления VX64 и
привода сцепления V530 включает сцепление.
переключателем передач VX65. Они расположены
Переключатель передач VX65 с двигателями
снаружи на картере коробки передач.
переключателя передач V528 и V529 переключает
передачи. Как привод сцепления, так и
переключатель передач управляются электрически
блоком управления МКП с электронным
управлением J514.
14
Привод сцепления VX64
Общие сведения
Электродвигатель
привода сцепления
V530
Толкатель
с гофрированным
Корпус из алюминия
пыльником
Пластмассовая крышка
s512_022
Привод сцепления расположен сбоку картера
Привод сцепления состоит из толкателя
коробки передач и закреплён тремя болтами.
с гофрированным пыльником и исполнительного
Корпус привода сцепления изготовлен из
электродвигателя V530. Толкатель
алюминиевого сплава и закрывается пластмассовой
с гофрированным пыльником образует переднюю
крышкой. Через рычаг выключения сцепления
часть привода сцепления. В задней части
привод сцепления соединён со сцеплением.
установлен электродвигатель привода сцепления
V530.
15
Механическая часть коробки передач
Устройство
Сегмент зубчатого колеса, основной элемент
Корпус из алюминия
Верхний упор
Витая пружина
Компенсационная
пружина
Сегмент зубчатого колеса,
крышка
Толкатель с гофрированным пыльником
s512_023
Нижний упор
Компенсационная пружина предварительно сжата и
Витая пружина между крышкой и основным
опирается на сегмент зубчатого колеса, сохраняя
элементом амортизирует соударения сегмента
свободу перемещения. Поворачивающийся на
зубчатого колеса с упорами на стенках корпуса и
опоре сегмент зубчатого колеса из пластика
таким образом снижает механический износ.
состоит из двух частей: крышки и основного
элемента.
Устройство толкателя
Буртик из пластика
Стопорный клин
Направляющий шаровой
наконечник
Нажимная
Опора стопорного
пружина
клина
Гофрированный
пыльник
Внутренняя деталь
Наружный корпус
Роликовая муфта
свободного хода.
s512_024
В наружный корпус толкателя устанавливается
внутренняя деталь и нажимная пружина.
К внутренней детали относится роликовая муфта
свободного хода, стопорный клин с опорой и
направляющий шаровой наконечник.
Направляющий шаровой наконечник соединяет
толкатель с сегментом зубчатого колеса.
16
Процесс привода сцепления
Сцепление включено
Сегмент зубчатого колеса опирается на нижний упор корпуса.
Верхний упор
Сцепление
Сегмент зубчатого
колеса
Компенсационная
пружина
Толкатель
Нижний упор
s512_027
Размыкание сцепления
На электродвигатель V530 подаётся питание, и он
поворачивает сегмент зубчатого колеса в сторону
верхнего упора.
Компенсационная пружина поддерживает
двигатель в процессе этого перемещения, чтобы
снизить энергопотребление двигателя.
Сегмент зубчатого колеса прижимает толкатель
к рычагу выключения сцепления. Через выжимной
подшипник это усилие передаётся
s512_028
на диафрагменную пружину нажимного диска,
и сцепление размыкается.
17
Механическая часть коробки передач
Сцепление разомкнуто (выключено)
Сегмент зубчатого колеса опирается на верхний
упор корпуса.
s512_029
Сцепление замыкается (включается)
Когда на электродвигатель V530 снова подаётся
питание, сегмент зубчатого колеса поворачивается
назад в исходное положение, в сторону нижнего
упора. Двигатель работает, преодолевая усилие
компенсационной пружины. При этом работу
двигателя поддерживает диафрагменная пружина
нажимного диска. С момента, когда точка поворота
сегмента зубчатого колеса и ось пружины находятся
на одной линии, компенсационная пружина
s512_030
начинает поддерживать работу двигателя.
По мере поворота сегмента зубчатого колеса
толкатель втягивается в алюминиевый корпус
привода. Сцепление включается.
Баланс сил
Для размыкания сцепления требуется приложить
значительное усилие.
Для того чтобы электродвигатель привода
сцепления V530 развивал это усилие не в одиночку,
устанавливается компенсационная пружина.
Она поддерживает работу электродвигателя
при размыкании сцепления.
Благодаря этой комбинации удалось
оптимизировать габаритные размеры двигателя.
s512_031
18
Компенсация износа
В процессе эксплуатации сцепление подвергается механическому износу. Поэтому привод сцепления
оборудован механическим компенсатором износа.
Опора на стенке
s512_033
Исходная ситуация
корпуса
Буртик из пластика
Пластиковые буртики внутренней детали прилегают
к опорам на стенках алюминиевого корпуса.
Опора стопорного клина со стопорным клином
перемещается в исходное положение и
освобождает ролики. Наружный корпус
и внутренняя деталь могут перемещаться друг
относительно друга.
Нажимная пружина разжимает внутреннюю деталь
Опора
и наружный корпус, пока толкатель не установится
стопорного клина
Внутренняя деталь
на рычаг выключения сцепления.
Нажимная
Стопорный
Наружный корпус
пружина
клин
Ролики
Компенсация износа
s512_034
При задействовании привода сцепления внутренняя
деталь перемещается в сторону сцепления.
Стопорный клин устанавливается между роликами
роликовой муфты свободного хода и отжимает их
наружу. При этом ролики зажимаются с наружным
Нажимная
корпусом.
Сегмент зубчатого колеса с толкателем давит
на рычаг выключения сцепления, и сцепление
Опора
размыкается.
стопорного клина
Внутренняя деталь
Стопорный
Наружный корпус
клин
Ролики
19
Механическая часть коробки передач
Возврат в исходное положение
Для включения сцепления электродвигатель V530
Верхний упор
Сегмент зубчатого
колеса
перемещает сегмент зубчатого колеса и втягивает
Буртик из пластика
толкатель назад в алюминиевый корпус привода.
Во время этого перемещения соединение элементов
внутри толкателя сохраняется. Только когда
пластиковые буртики внутренней детали упрутся
в опоры на стенках корпуса привода сцепления,
Толкатель
стопорный клин будет оттянут назад за счёт
остаточного поворота сегмента зубчатого колеса.
После этого сегмент зубчатого колеса
устанавливается на механический упор.
Ролики освобождаются, и блокировка снимается.
Компенсационная
пружина
s512_035
Нижний упор
Работа без компенсации износа
По мере износа сцепления возвращающее усилие,
действующее на толкатель, увеличивается.
Без компенсации износа надлежащее замыкание
сцепления больше невозможно, и сцепление стало
бы пробуксовывать. Постоянная нагрузка от
диафрагменной пружины могла бы привести
к повреждению выжимного подшипника и
сцепления.
s512_033
В разомкнутом состоянии нажимная пружина
обеспечивает отсутствие люфта в соединении
между толкателем и сцеплением.
20
Переключатель передач VX65
Обзор
Переключатель
Кулиса
передач VX65
Шток выбора
передач
Электродвигатель
2 переключателя
s512_036
s512_037
передач V529
Электродвигатель 1
переключателя передач V528
Переключатель передач VX65 находится над
Два двигателя переключателя передач выполняют
приводом сцепления и закреплён на картере
разные функции. Первый электродвигатель V528
коробки передач четырьмя болтами. По сравнению
(двигатель выбора) осуществляет функцию выбора
с коробкой передач 0CF он оборудован
передачи, второй двигательV529 (двигатель
модернизированной кулисой.
переключения) выполняет переключение.
21
Механическая часть коробки передач
Устройство
Штоковый
механизм
Переключатель
включения
передач VX65
передач
Передаточный вал
для двигателя
s512_060
Передаточный вал
переключения
для двигателя выбора
Вторичный
Первичный вал
вал
Сегмент выбора/
переключения
штока выбора
передач
Стопор
Передача заднего
хода
Толкатель
Электродви
гатель 1
переключателя
передач V528
(электродвигатель
выбора передачи)
Электродвигатель 2
переключателя передач
Шток выбора
V529 (электродвигатель
передач
переключения передачи)
Внутренний механизм переключения работает
Оба двигателя через передаточные валы для
аналогично механизму МКП 0CF, толкатель входит
двигателя выбора и двигателя переключения
в зацепление со штоковым механизмом
соединены с сегментом выбора/переключения
переключения передач.
штока выбора передач. Валы обеспечивают
передачу усилия на шток выбора передач.
Более подробная информация по устройству и принципу действия МКП 0CF содержится в
программе самообучения 509 «Механическая коробка передач 0CF».
22
Стопор передачи заднего хода
Стопорная защёлка
Стопорный палец
Толкатель
Шток выбора передач
s512_056
Механическая стопорная защёлка на внутренней
При выключении пятой передачи стопорный палец
стенке переключателя передач предупреждает
устанавливается на стопорную защёлку. Стопорная
случайное переключение с пятой передачи на
защёлка предупреждает включение передачи
передачу заднего хода.
заднего хода.
23
Механическая часть коробки передач
Принцип действия
Зубчатая рейка
Передаточный вал для
двигателя переключения
Передаточный вал
Сегмент зубчатого колеса
для двигателя выбора
Толкатель
Шток выбора
Электродвигатель
передач
Электродвигатель
выбора передачи V528
переключения передачи
s512_041
s512_040
V529
Электродвигатель выбора передачи V528
Электродвигатель переключения передачи
V529
При включении электродвигателя выбора передачи,
передаточный вал для двигателя выбора передаёт
При включении электродвигателя переключения
крутящий момент от двигателя выбора передачи
передачи передаточный вал для двигателя
на участок штока выбора передач, выполненный
переключения передаёт крутящий момент
в виде зубчатой рейки. Тем самым вращательное
от двигателя переключения передачи на участок
движение двигателя преобразуется в перемещение
штока выбора передач, выполненный в виде
штока выбора передач вверх и вниз.
сегмента зубчатого колеса. Тем самым
Благодаря этому перемещению выбирается паз
вращательное движение двигателя преобразуется
передачи.
во вращательное движение штока выбора передач.
Благодаря этому перемещению включается
необходимая передача в пределах паза.
24
Функционирование коробки передач
Базовая установка переключателя передач
В процессе базовой установки толкатель несколько раз перемещается по пазам включения и выбора передач.
При этом определяется позиция толкателя, а также как длина, так и ширина соответствующих пазов. Благодаря
измеренной ширине и длине пазов выбора и включения передач электродвигатели V528 и V529 могут
включаться практически одновременно. Поэтому толкатель не упирается в стенки пазов. Благодаря этому
продолжительность процессов переключения передач сокращается.
Поиск нейтрального положения:
Для поиска нейтрального положения определяется
конец паза включения. При этом толкатель быстро
перемещается электродвигателем выбора передач
между верхним и нижним положениями упора
в пределах паза включения передачи. Одновременно
с этим с помощью электродвигателя включения
передачи толкатель выводится из паза включения
передачи.
Измерение положения нейтрали:
Аналогичным образом определяется ширина и
длина паза выбора передач. Попеременное
перемещение в вертикальном и горизонтальном
направлениях осуществляется до тех пор, пока
движение не будет ограничено началом паза
включения передачи.
Измерение параметров включения
передач:
Чтобы определить длину, ширину и крайнее
положение в пределах паза включения передачи,
цикл измерений выполняется в каждом отдельном
пазу (здесь в качестве примера в пазу 2 й
передачи).
25
Работа коробки передач
Переключение передач
С помощью значений, определённых в ходе базовой установки, электродвигатели переключения и выбора
передачи периодически включаются одновременно.
Условия:
Электронный блок переключения передал команду водителя на переключение передачи блоку управления
МКП с электронным управлением.
Привод сцепления выключил (разомкнул) сцепление.
V530
E313
J514
VX64
VX65
V528
s512_043
V529
E313
Селектор
J514
Блок управления МКП с электронным
управлением
VX64
Привод сцепления
VX65
Переключатель передач
V528
Электродвигатель переключателя передач
(электродвигатель выбора передачи)
V529
Электродвигатель переключателя передач
(электродвигатель включения передачи)
V530
Электродвигатель привода сцепления
26
Питание подаётся на электродвигатель выбора
передачи V528 и электродвигатель включения
J514
передачи V529 одновременно. Электродвигатель
включения передачи путём осевого вращения пе
реводит шток выбора передач в нейтральное поло
жение. Одновременно электродвигатель выбора
передачи путём вертикального перемещения
VX65
выводит переключатель из выбранного паза
включения передачи.
V528
s512_045
V529
Электродвигатель включения передачи
J514
отключается, а электродвигатель выбора передачи
выбирает правильный паз включения передачи.
VX65
V528
s512_046
V529
Электродвигатель включения снова включается и
поворачивает шток выбора передачи влево или
J514
вправо, в результате чего передача включается.
После смены передачи сцепление включается, и
процесс переключения на этом завершён.
VX65
V528
s512_045
V529
27
Система управления коробки передач
Обзор системы
Датчики
Исполнительные элементы
Переключатель
передач
VX65
Электро
двигатель 1
Блок управления МКП
переключа
Датчик частоты
J514
теля передач
вращения входного вала
(электрод
КП G182
Блок управления бортовой
вигатель
сети J519
выбора
передачи)
V528
Электро
двигатель 2
переключа
теля передач
(электро
двигатель
БУ двигателя
включения
J623
передачи)
Диагностический
V529
интерфейс шин данных
J533
Привод
сцепления VX64
Блок управления
ABS J104
Электродвига
тель привода
сцепления
Блок управления
V530
комбинации
приборов J285
s512_048
Селектор E313
Обозначения
Входящий сигнал
Исходящий сигнал
Шина CAN
28
БУ МКП J514
БУ МКП J514
Кронштейн блока
управления
Блок управления МКП J514 находится над
Сигналы датчиков положения привода сцепления и
подкрылком передней левой колёсной арки.
переключателя передач, а также датчика частоты
вращения входного вала КП передаются
Блок управления обменивается данными с другими
непосредственно на блок управления МКП J514.
блоками управления по шине CAN привод.
С помощью входящих сигналов шины CAN блок
Сигнал разблокировки стартера дополнительно
управления рассчитывает момент выключения и
передаётся по отдельному кабелю на блок
включения сцепления и переключения передач.
управления бортовой сети.
Исполнительные электродвигатели управляются
Необходимые условия: селектор в положении N и
непосредственно блоком управления с помощью
педаль тормоза нажата. Для запуска двигателя
ШИМ сигнала.
сигнал разблокировки стартера должен
приниматься блоком управления бортовой сети по
обоим каналам.
Доступ к блоку управления J514 возможен после снятия переднего левого колеса и подкрылка
передней левой колёсной арки.
29
Система управления коробки передач
Датчик частоты вращения входного вала G182
Датчик частоты вращения входного вала КП G182
s512_050
Назначение и принцип действия
Датчик частоты вращения входного вала КП G182
Число зубьев шестерни первой передачи позволяет
установлен в картер коробки передач. Он
точно определить частоту вращения. В основе
осуществляет электронное сканирование свободно
работы датчика лежит эффект Холла.
вращающейся на валу шестерни первой передачи и
таким образом регистрирует частоту вращения
входного вала.
30
Электродвигателя привода сцепления
и переключателя передач
Элементы
Ведущий вал
Холла
Задающий
ротор
датчика
Корпус из
s512_025
алюминия
Устройство
Принцип действия
Для распознавания направления вращения
При вращении ведущего вала с задающим ротором
в алюминиевый корпус двигателей привода
различная полярность приводит к колебанию
сцепления и переключателя передач встроен
сигнала напряжения в элементах Холла. Путём
электронный модуль с двумя элементами Холла.
сравнения последовательности сигналов обоих
На ведущем валу соответствующего двигателя
элементов Холла блок управления определяет
расположен задающий ротор.
наличие вращения и направление вращения
Наружная сторона ротора намагничена, на ней
двигателя.
чередуются участки с различной полярностью
(север-юг).
31
Техническое обслуживание
Указания по техническому обслуживанию
Для привода сцепления
В области сферического наконечника и
сферической опорной подушки рычага выключения
сцепления наносить смазку запрещается.
Причина:
смесь из консистентной смазки и продуктов износа
фрикционных накладок сцепления повышает износ
и приводит к возникновению шумов.
s512_052
Шаровой
Сферическая
наконечник
опорная
подушка
Для переключателя передач
Метки положения
Если установить переключатель передач
в положение для снятия с помощью тестера VAS
невозможно, эту операцию можно выполнить
вручную. Вначале необходимо снять крышку
с переключателя передач. Затем необходимо
установить сегмент зубчатого колеса между обеими
метками положения. Теперь переключатель передач
можно извлечь.
Вскрытый переключатель передач после
снятия подлежит замене.
s512_061
Переключатель
Сегмент зубчатого
передач
колеса
При снятии и установке переключателя передач строго выполнять текущие указания по ремонту
в ELSA!
32
Выравнивание давления
Привод сцепления и переключатель передач имеют в корпусе отверстие, обеспечивающее выравнивание
давления между их внутренним пространством и окружающей средой. Выравнивание давления необходимо,
поскольку из за движения механических деталей и вследствие изменения температуры в этих узлах могут
возникнуть колебания давления. Отверстие закрыто мембраной GoreTex, так что проникновение влаги
в корпус невозможно. Воздух может проходить сквозь мембрану в обоих направлениях и таким образом
компенсировать колебания давления.
Пластмассовая
крышка
Мембрана
s512_054
Мембрана
Цапфа
В приводе сцепления мембрана закреплена на цапфе
В переключателе передач мембрана находится над
с вентиляционным отверстием.
отверстием в пластмассовой крышке.
33
Контрольные вопросы
Какой из ответов правильный?
В приведённых вариантах ответов правильными могут быть один или несколько вариантов.
1.
Какие особенности имеются у КП 0CT по сравнению с КП 0CF?
a) Сферический палец у МКП 0CT привинчен.
b) Сферический палец у МКП 0CT запрессован.
c) МКП 0CT переключается электромеханически.
d) МКП 0CT переключается гидравлически.
2.
МКП 0CT представляет собой...
a) 5 ступенчатую механическую КП.
b) Автоматизированную 5 ступенчатую МКП.
с) 5 ступенчатую АКП.
d) 4 ступенчатую механическую КП.
3.
В каком положении селектора можно запустить двигатель автомобиля при нажатой
педали тормоза?
a) В положении селектора «R».
b) В положении селектора «N».
c) В положении селектора «P».
d) В положении селектора «D».
34
4.
Какой двигатель переключателя передач VX65 какие функции выполняет?
a) На электродвигатель V529 подаётся питание, и шток выбора передач перемещается вверх и вниз.
b) На электродвигатель V529 подаётся питание, и шток выбора передач поворачивается вокруг
собственной оси.
c) На электродвигатель V528 подаётся питание, и шток выбора передач перемещается вверх и вниз.
d) На электродвигатель V528 подаётся питание, и шток выбора передач поворачивается вокруг
собственной оси.
5.
Благодаря чему перемещение привода сцепления передаётся на сцепление?
a) Перемещение передаётся непосредственно на нажимной диск сцепления.
b) Пружина сегмента зубчатого колеса давит на нажимной диск сцепления.
c) Перемещение передаётся на нажимной диск сцепления с помощью рычага выключения сцепления.
6.
Какое влияние оказывал бы износ сцепления при отсутствии у привода сцепления
компенсации износа?
a) Сцепление не могло бы замыкаться правильно и пробуксовывало бы.
b) Выключить сцепление больше невозможно.
c) Постоянное давление диафрагменной пружины может разрушить выжимной подшипник и сцепление.
Решение:
1. b), с); 2. b); 3. b); 4. b), c); 5. c); 6. a), c)
35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////