Volkswagen Golf 2013 Вспомогательные системы для водителя. Устройство и принцип действия

 

  Главная      Автомобили - Volkswagen 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Volkswagen Golf 2013 Вспомогательные системы для водителя. Устройство и принцип действия

 

 

Service Training
Программа самообучения 516
Golf 2013
Вспомогательные системы для водителя
Устройство и принцип действия
Вспомогательными системами для водителя называют многочисленные дополнительные электронные системы,
делающие управление автомобилем более удобным и безопасным. Радары, измеряющие дистанцию в потоке,
ультразвуковые датчики для автоматической парковки и видеокамеры, самостоятельно распознающие
дорожные знаки, — все эти электронные помощники уже давно перестали быть прерогативой только
автомобилей высшего класса. Электронные вспомогательные системы за последние несколько лет
распространились очень широко и устанавливаются теперь и в автомобилях компактного класса.
Эта программа самообучения расскажет вам, какими вспомогательными системами для водителя оснащён
новый Golf 2013, что эти системы могут и как работают.
s516_023
Программа самообучения содержит
При проведении работ по диагностике,
информацию о новинках конструкции
регулировке и ремонту необходимо
Внимание
автомобиля! Программа самообучения
использовать соответствующую сервисную
не актуализируется.
литературу.
Указания
2
Содержание
Введение
4
Круиз$контроль (GRA)
5
Круиз(контроль с ограничителем скорости
5
Адаптивный круиз$контроль (ACC)
10
Контроль дистанции спереди (Front Assist)
17
Экстренное торможение City
19
Предупреждение о критической дистанции
20
Автоматическое торможение при аварии
21
Вспомогательные системы для водителя, базирующиеся
на передней камере
22
Передняя камера вспомогательных систем водителя R242
22
Ассистент движения по полосе
24
Системы для парковки
26
Парковочный автопилот 2.0
26
Контроль давления в шинах RKA
28
Распознавание усталости MKE
29
Список сокращений
30
3
Введение
Знаете ли вы, что...
бортовому компьютеру требуется всего 1/4 секунды, чтобы среагировать на внезапно возникшую опасную
ситуацию. Человек начинает реагировать только после «первой секунды шока».
История развития вспомогательных систем
Плотные транспортные потоки, высокие скорости
Современные автомобили должны не только
движения, большое количество дополнительной
смягчать последствия аварий, но и помогать
информации и разнообразные возможности
водителю избегать их, своевременно обращая его
мобильной связи в автомобиле всё больше
внимание на возникающие опасности или даже
увеличивают нагрузку на водителя. Системы
вмешиваясь в процесс управления автомобилем,
пассивной безопасности, такие как ABS, подушки
если надлежащая реакция со стороны водителя
безопасности или брусья в дверях для защиты при
недостаточна или отсутствует. Сегодняшние
боковом столкновении, позволяют существенно
вспомогательные системы способны самостоятельно
уменьшить число тяжёлых травм и смертельных
анализировать дорожную ситуацию, распознавать
случаев в результате дорожных аварий. Но эти
и оценивать опасности и принимать
системы не могут предупреждать водителя
соответствующие меры.
о приближающихся опасностях.
Тем не менее, вся полнота ответственности
за собственные действия и за поведение
История автомобиля всегда была и остаётся
автомобиля в течение всего времени дорожного
историей технического прогресса. Повышение
движения остаётся на водителе.
безопасности и комфортности автомобиля всегда
Снять с него эту ответственность не могут никакие
было неотъемлемой частью этого прогресса. Уже
электронные системы. Они могут только помочь
в 1900 году появилось первое рулевое колесо, до
водителю принимать правильные решения для
этого водителям приходилось управлять
реализации этой ответственности.
направлением движения автомобиля с помощью
рулевого рычага (напоминавшего яхтенный
румпель) или штурвала(маховичка. В 1903 году
был запатентован первый «ремень безопасности».
Изобретение в 1960(е годы антиблокировочной
системы (ABS) привело к существенному
повышению безопасности автомобильного
движения и уменьшению числа аварий на дорогах.
Однако научные исследования показывают, что
причиной более 50 % всех столкновений является
слишком медленная или отсутствующая реакция на
опасную ситуацию со стороны водителя. Другими
словами, самым слабым звеном в цепи управления
был и остаётся человек.
Активные управляющие действия водителя всегда имеют приоритет перед действиями,
предлагаемыми или выполняемыми вспомогательными системами. Водитель также может в любой
момент отключить вспомогательные системы вручную.
4
Круиз$контроль (GRA)
Круиз$контроль с ограничителем скорости
Назначение
Ограничитель скорости не допускает превышения автомобилем предварительно установленного значения
максимальной скорости, даже если водитель нажатием педали акселератора стремится развить более высокую
скорость.
Устройство системы
Для реализации функции ограничителя скорости автомобиль должен быть оснащен круиз(контролем (GRA)
или адаптивным круиз(контролем (ACC).
Топология сети
LIN
s516_024
Условные обозначения
E256
Клавиша отключения ASR и ESP
G200
Датчик поперечного ускорения
E313
Селектор
G251
Датчик продольного ускорения
F
Выключатель стоп(сигнала
J104
Блок управления ABS
F36
Выключатель педали сцепления
J285
Блок управления комбинации приборов
F47
Выключатель педали тормоза
J453
Блок управления многофункционального
рулевого колеса
G44
Датчик частоты вращения заднего правого
колеса
J500
Блок управления усилителя рулевого
управления
G45
Датчик частоты вращения переднего
правого колеса
J501
Блок управления многофункционального
блока
G46
Датчик частоты вращения заднего левого
колеса
J519
Блок управления бортовой сети
G47
Датчик частоты вращения переднего левого
J533
Диагностический интерфейс шин данных
колеса
J743
Блок Mechatronik КП DSG
G79
Датчик положения педали акселератора
CAN Привод
G85
Датчик угла поворота рулевого колеса
CAN Ходовая часть
G185
Датчик 2 положения педали акселератора
CAN Комфорт
5
Круиз$контроль (GRA)
Принцип действия
Ограничение скорости реализуется за счёт точно рассчитанных вмешательств в процесс управления
двигателем. Ограничение скорости осуществляется без автоматического срабатывания тормозной системы.
Условия действия системы
Ограничитель скорости, круиз(контроль и/или
автоматически выключается и круиз(контроль/
адаптивный круиз(контроль не могут быть активны
адаптивный круиз(контроль включается в пассивном
одновременно. Это означает, что при включении
режиме, т. е. без активирования собственно
ограничителя скорости круиз(контроль/
поддержания заданной скорости.
адаптивный круиз(контроль выключаются,
а ограничитель скорости включается сначала
Круиз(контроль может поддерживать любую
в пассивном режиме, т. е. без активации
скорость в диапазоне от 30 км/ч и до максимальной
ограничения скорости. Если же, напротив, при
скорости автомобиля. Значение поддерживаемой
включённом ограничителе скорости будет
скорости не сбрасывается при выключении
активирован круиз(контроль/адаптивный
зажигания (клемма 15 ВЫКЛ/ВКЛ).
круиз(контроль, то ограничитель скорости
Особенности действия
Временно отключить установленное ограничение
превышения скорости только один раз.
скорости с помощью педали акселератора можно,
только нажав педаль до включения режима
В некоторых случаях, например при движении
Kick Down. В этом случае будет действовать только
на спуске, возможно временное превышение
общее ограничение максимальной скорости (HGB).
установленной скорости без вмешательства
После того как отключится режим Kick Down и
водителя, когда без тормозов, одним только
скорость автомобиля снова станет меньше
уменьшением крутящего момента двигателя
установленного ограничения, ограничение
удерживать скорость ниже установленной
скорости автоматически активируется опять.
оказывается невозможно. Если в такой ситуации
При превышении установленного ограничения
установленное ограничение скорости будет
скорости в результате использования режима
превышено более, чем на определённое значение
Kick Down для водителя выводится визуальное и
(в настоящее время — 3 км/ч), то в течение всего
звуковое предупреждение. Визуальное
времени превышения подается визуальное и
предупреждение остается включённым в течение
звуковое предупреждение.
всего времени превышения, акустическое же
предупреждение выводится для каждого
6
Volkswagen Technical Site: http://volkswagen.msk.ru http://vwts.info http://vwts.ru
огромный архив документации по автомобилям Volkswagen, Skoda, Seat, Audi
Условия включения и выключения
В зависимости от типа и причины события, возможны четыре разных реакции ограничителя скорости:
1. Реакция a
( Ограничитель скорости блокируется и может быть включён снова только после выключения и включения
зажигания (кл. 15).
( Сохранённое значение ограничения скорости удаляется.
( Ограничитель скорости необратимо выключен.
2. Реакция b
( Ограничитель скорости деактивируется, сохранённое значение ограничения скорости из памяти
не удаляется (отмена или другой обратимый сброс).
3. Реакция c
( Ограничение отключается без выключения ограничителя скорости.
( Когда условие отключения перестаёт выполняться, ограничение скорости автоматически включается снова.
( Сохранённое значение ограничения скорости из памяти не удаляется.
4. Реакция d
( Ограничитель скорости деактивируется. Сохранённое значение ограничения скорости удаляется.
Действие
Органы
Индикация
Условия включения
Условия выключения
управления
Включение
Подрулевой
Пиктограмма
Кл. 15 ВКЛ
Кл. 15 ВЫКЛ (реакция b)
ограничителя
переключатель
на дисплее
и
скорости без
(адаптивного)
в комбинации
В памяти ограничителя не
или
активации
круиз(контроля
приборов
сохранено никакое
ограничения
значение
Недостоверный сигнал от
(ограничитель
и
подрулевого переключа(
в пассивном
Сигнал главного выключа(
теля (адаптивного) круиз(
режиме)
теля ограничителя скорос(
контроля (реакция a)
ти, передаваемый по выде(
ленному проводу, совпада(
или
ет с битом «Главный выклю(
чатель», передаваемым
Сигнал главного выклю(
по шине CAN Привод
чателя ограничителя
скорости, передаваемый по
выделенному проводу, не
или
совпадает с битом
«Главный выключатель»,
Кл. 15 ВКЛ
передаваемым по шине
и
CAN Привод в течение
В памяти ограничителя
250 мс и более
скорости содержится
(настраиваемое значение)
действительное значение
(реакция a)
и
или
Подрулевой переключа(
тель (адаптивного) круиз(
Ошибка кодировки под(
контроля находится
рулевого переключателя
в положении ON (ВКЛ)
(реакция a)
и
Сигнал главного выклю(
или
чателя ограничителя
скорости, передаваемый по
Подрулевой переключа(
выделенному проводу,
тель (адаптивного) круиз(
совпадает с битом
контроля в положении OFF
«Главный выключатель»,
(ВЫКЛ) (реакция d)
передаваемым по шине
CAN Привод
7
Круиз$контроль (GRA)
Действие
Органы
Индикация
Условия включения
Условия выключения
управления
Ограничитель
Подрулевой
Контрольная лампа
Ограничитель скорости в
Кл. 15 ВЫКЛ (реакция b)
скорости,
переключатель
ограничителя
пассивном режиме
или
активировать
(адаптивного)
скорости
и
ограничение
круиз(контроля
Клавиша SET нажата
Сигнал главного выклю(
(ограничитель
чателя ограничителя
или
скорости в активном
Педаль
скорости, передаваемый
режиме)
акселератора
Ограничитель скорости
по выделенному проводу,
(Kick Down)
в пассивном режиме
не совпадает с битом
и
«Главный выключатель»,
В памяти ограничителя
передаваемым по шине
скорости содержится
CAN Привод в течение
действительное значение
250 мс и более
и
(настраиваемое значение)
Клавиша RESUME нажата
(реакция a)
или
Недостоверный сигнал
от подрулевого переключа(
теля (адаптивного) круиз(
контроля (реакция a)
или
Отсутствие сообщений
шины CAN, связанных
с ограничителем скорости
(реакция a)
или
Аварийный режим двига(
теля с ограничением
мощности (реакция a)
или
Подрулевой переключа(
тель (адаптивного) круиз(
контроля находится
в положении OFF (ВЫКЛ)
(реакция a)
Ограничитель ско(
Педаль
Контрольная лампа
Ограничитель скорости
Kick Down больше не
рости, пересилива(
акселератора
ограничителя
в активном режиме
срабатывает
ние ограничения
(Kick Down)
скорости
и
и
задействованием
Kick Down (реакция c)
Ограничение скорости
Kick Down (ограни(
снова превышено
читель скорости
остаётся активным,
контрольная лампа
продолжает гореть)
8
Управление
Управлять работой ограничителя скорости можно с помощью левого подрулевого переключателя на рулевой
колонке или клавишами многофункционального рулевого колеса.
s516_025
s516_014
Слева на рулевой колонке:
Левая часть многофункционального рулевого колеса:
переключатель и клавиши управления ограничителем
клавиши управления ограничителем скорости
скорости
Помимо непосредственного управления с рулевой колонки или с многофункционального рулевого колеса (при
соответствующей комплектации а/м), на работу ограничителя могут оказывать косвенное влияние также
другие факторы:
( нажатие водителем педали акселератора до режима Kick Down;
( последствия текущего режима работы двигателя;
( слишком низкое напряжение в бортовой сети 12 В;
( отсутствие необходимых для функционирования ограничителя скорости сообщений CAN;
( недостоверность сигналов, используемых ограничителем скорости.
Подробную информацию по управлению ограничителем скорости можно найти в руководстве
по эксплуатации соответствующего автомобиля.
9
Адаптивный круиз$контроль (ACC)
Назначение
Адаптивный круиз(контроль (ACC, от англ. Adaptive
Cruise Control) представляет собой обычный круиз(
контроль, к которому добавлена функция
поддержания безопасной дистанции до
движущегося впереди транспортного средства.
Система позволяет удобно ускорять и замедлять
автомобиль.
Устройство и принцип действия
s516_015
В передней части автомобиля устанавливается
Во всех случаях и во всех дорожных ситуациях вся
датчик(радар, постоянно измеряющий расстояние
полнота ответственности за движение автомобиля
до движущегося впереди транспортного средства
лежит на водителе, который в любой момент может
и его скорость. С помощью органов управления
вмешаться в управление автомобилем, отключив
адаптивного круиз(контроля на
адаптивный круиз(контроль или самостоятельно
многофункциональном рулевом колесе можно
начав выполнение торможения или ускорения.
включить или выключить систему, задать желаемую
Возможности адаптивного круиз(контроля не
скорость движения и дистанцию до идущего
безграничны. Если определённая дорожная
впереди автомобиля. Вся необходимая информация
ситуация начинает выходить за пределы
по работе системы отображается в комбинации
возможностей системы, то система визуально
приборов, например установленная скорость или
информирует об этом водителя, требуя от него
предупреждающие сообщения (дополнительно по
принять управление автомобилем на себя.
этому вопросу см. также стр. 13 и далее
«Управление и индикация»).
Пределы возможностей системы
Если в результате сильного дождя, снега или
В информационно(командной системе Infotainment
загрязнения датчик(радар не может больше
водитель может выбрать программу работы
выполнять свои функции, то поддержание заданной
адаптивного круиз(контроля (обычная, экономная,
дистанции/скорости автоматически прекращается.
спортивная), а также дистанцию, которая станет
В комбинации приборов появляется сообщение
действительной после запуска двигателя.
«Адаптивный круиз(контроль — перекрыт датчик».
Для поддержания установленной скорости и
Когда помех для датчика больше не будет, водитель
дистанции БУ адаптивного круиз(контроля J428
может снова включить функцию регулирования
передаёт значение необходимого ускорения или
адаптивного круиз(контроля.
замедления автомобиля в БУ двигателя, который
соответственно управляет крутящим моментом
двигателя или работой тормозов.
Дополнительную информацию по адаптивному круиз(контролю/функции Front Assist можно
найти в программах самообучения 470 «Toureg 2011 — электрооборудование/электроника» и
488 «Passat 2011».
10
Блок управления адаптивного круиз$контроля J428
Для регистрации дорожной ситуации перед
автомобилем в переднем бампере установлен блок
управления адаптивного круиз(контроля J428.
Частью этого блока управления является датчик(
радар.
В поверхность датчика встроен нагревательный
элемент, назначение которого — удалять с датчика
лёд и снег, которые могут скапливаться на датчике и
ухудшать его видимость или полностью перекрывать
датчик. Нагревательный элемент является частью
датчика(радара и включается при температуре
s516_026
воздуха ниже +5 °C.
Датчик(радар в БУ адаптивного круиз(контроля
J428 имеет следующие характеристики:
• Частота излучения: 77 ГГц
• Дальность действия: 120 м
• Диапазон скоростей:
0 - 160 км/ч (регулирование)
30 - 160 км/ч (может быть активирован)
• Производитель: Bosch
s516_052
Нагревательный резистор
Колпак датчика
s516_027
Нагревательный элемент в колпаке датчика
Вид датчика при открытой крышке
11
Адаптивный круиз$контроль (ACC)
Процесс действия
Когда перед автомобилем нет других транспортных средств, адаптивный круиз(контроль работает точно так
же, как и обычный, поддерживая заданную скорость. Когда датчик(радар регистрирует впереди автомобиль,
движущийся по той же полосе, адаптивный круиз(контроль начинает поддерживать заданную дистанцию,
прибегая, при необходимости, к помощи тормозов. В сочетании с коробкой передач DSG, система может
автоматически затормозить автомобиль до полной остановки и удерживать его заторможенным.
s516_040
Датчик(радар адаптивного круиз(контроля регистрирует впереди идущий автомобиль.
Другие функции
В зависимости от комплектации, система может иметь одно из двух исполнений:
Адаптивный круиз$контроль Basis
Адаптивный круиз$контроль Stop & Go
На автомобилях с МКП система автоматически
На автомобилях с коробкой передач DSG
разгоняет или замедляет автомобиль до заданной
выполняется, если этого требует ситуация,
скорости. При скорости ниже 20 км/ч система
автоматическое торможение до полной остановки и
автоматически отключается и визуальной и
автоматическое трогание с места. Адаптивный
звуковой индикацией требует от водителя принять
круиз(контроль поддерживает заданную скорость и
на себя управление автомобилем.
заданную дистанцию, ускоряет и замедляет
автомобиль автоматически. Адаптивный круиз(
контроль может автоматически трогать автомобиль
с места, если время остановки не превышало
3 секунд или если была нажата клавиша RESUME.
Система не контролирует наличие свободного
пространства с помощью дополнительных сенсоров,
таких как датчики парковочного ассистента или
передняя камера. То есть речь идёт об
автоматическом трогании, инициированном
водителем, не о полностью автоматическом
трогании, выполняемом системой самостоятельно.
12
Управление и индикация
Управление
Управление адаптивным круиз(контролем
производится клавишами на многофункциональном
рулевом колесе.
s516_051
Функция
Клавиша на много$
Действие
функциональном
рулевом колесе
Включение адаптивного
нажать
Система включается. После включения круиз(контроля
круиз(контроля
значение скорости ещё не записано в память и,
соответственно, поддержание скорости не выполняется.
Переключение между
нажать
Происходит переключение между адаптивным круиз(
адаптивным круиз(
контролем и ограничителем скорости.
контролем и
ограничителем скорости
Активирование
нажать
Текущая скорость автомобиля сохраняется в качестве
адаптивного круиз(
заданной, включается поддержание заданной скорости.
контроля
При уже активном адаптивном круиз$контроле
«Кратковременно нажать»:
чтобы уменьшить заданную скорость на 1 км/ч и сохранить
новое значение.
«Нажать и удерживать»:
пока клавиша остаётся нажатой, сохранённое значение
скорости уменьшается шагами по 1 км/ч.
Снижение скорости реализуется за счёт уменьшения
крутящего момента двигателя или за счёт автоматического
торможения.
Временное отключение
нажать
Круиз(контроль на время отключается.
адаптивного круиз(
Значение скорости остаётся записанным в памяти.
контроля
или: нажать на педаль
тормоза
13
Адаптивный круиз$контроль (ACC)
Функция
Клавиша на много$
Действие
функциональном
рулевом колесе
Возобновление
нажать
Круиз(контроль возобновляет работу и в дальнейшем
поддержания скорости/
поддерживает записанную в память скорость.
дистанции
Если в памяти ещё не записано никакое значение скорости,
круиз(контроль записывает в память текущую скорость и
в дальнейшем поддерживает её.
При уже активном адаптивном круиз$контроле
«Кратковременно нажать»:
чтобы увеличить заданную скорость на 1 км/ч и сохранить
новое значение.
«Нажать и удерживать»:
пока клавиша остаётся нажатой, сохранённое значение
скорости увеличивается шагами по 1 км/ч.
Ускорение (когда
нажать
«Кратковременно нажать»:
поддерживается
заданная скорость увеличивается с шагом по 10 км/ч, новое
заданная скорость)
значение каждый раз сохраняется в памяти.
«Нажать и удерживать»:
пока клавиша остаётся нажатой, сохранённое значение
скорости увеличивается с шагом по 10 км/ч.
Замедление (когда
нажать
«Кратковременно нажать»:
поддерживается
уменьшить заданную скорость на 10 км/ч и сохранить новое
заданная скорость)
значение.
«Нажать и удерживать»:
пока клавиша остаётся нажатой, сохранённое значение
скорости уменьшается с шагом по 10 км/ч.
Уменьшение скорости реализуется уменьшением крутящего
момента двигателя или за счёт автоматического торможения.
Отключение адаптивного
нажать
«Кратковременно нажать»:
круиз(контроля
при поддержании заданной скорости временно отключить
адаптивный круиз(контроль.
«Нажать и удерживать»:
при поддержании заданной скорости полностью выключить
адаптивный круиз(контроль.
«Кратковременно нажать, когда адаптивный круиз(контроль
временно отключён»:
выключение адаптивного круиз(контроля.
Дистанцию до впереди идущего автомобиля в секундах водитель может установить на одно из
5 фиксированных значений (временных промежутков):
(
1,0 секунды;
(
1,3 секунды;
(
1,8 секунды;
(
2,4 секунды;
(
3,6 секунды.
14
Варианты индикации
В зависимости от комплектации/исполнения комбинации приборов, возможны два различных варианта
индикации:
цветная (комбинация приборов с многофункциональным дисплеем Premium) и
чёрно(белая (комбинация приборов с многофункциональным дисплеем Plus).
• Индикация адаптивного круиз(контроля в комбинации приборов с многофункциональным дисплеем Premium
Автомобиль впереди — малая
Автомобиль впереди — большая
Полоса свободна — объекта
фактическая дистанция, большая
фактическая дистанция, большая
впереди нет, большая заданная
заданная дистанция
заданная дистанция (временной
дистанция (временной
промежуток 4)
промежуток 5)
• Индикация адаптивного круиз(контроля в комбинации приборов с многофункциональным дисплеем Plus
Автомобиль впереди — малая
Автомобиль впереди — большая
Полоса свободна - объекта
фактическая дистанция, большая
фактическая дистанция, большая
впереди нет, большая заданная
заданная дистанция
заданная дистанция (временной
дистанция (временной
промежуток 4)
промежуток 5)
15
Адаптивный круиз$контроль (ACC)
Элементы индикации
Движущийся впереди автомобиль отображается в комбинации приборов. В нижней строке дисплея
отображается установленная скорость и текущий статус системы.
Система зарегистрировала
впереди идущий автомобиль
Заданная дистанция
Измеренная дистанция
(заданный временной
промежуток)
Заданная водителем скорость
и статус адаптивного
круиз(контроля
s516_030
16
Front Assist
Назначение
Систему контроля дистанции спереди Front Assist
Ещё до возникновения опасной ситуации система
можно образно назвать «бдительным часовым
Front Assist незаметно для водителя принимает ряд
с собственной педалью тормоза». Система
подготовительных мер. Целью применения системы
Front Assist помогает предотвратить наезд
Front Assist является сокращение в критических
на впереди идущий автомобиль, постоянно
ситуациях остановочного пути до минимума.
контролируя пространство перед автомобилем
Система принимает во внимание только
по данным от датчика(радара и передней камеры
автомобили, идущие в том же направлении.
(при соответствующей комплектации а/м).
При регистрации критической ситуации система
предупреждает об этом водителя.
s516_041
Система Front Assist заблаговременно регистрирует сокращение дистанции до впереди идущего транспорта.
Принцип действия
Адаптивный круиз(контроль ACC и система
Систему можно отключить или настроить с помощью
контроля дистанции спереди Front Assist размещены
клавиши вспомогательных систем водителя E617 или
в одном и том же блоке управления, но работают
головного устройства MIB. Составной частью системы
независимо друг от друга. Система Front Assist
Front Assist являются функция экстренного торможения
активна и при выключенном адаптивном круиз(
City и функция предупреждения о критической
контроле.
дистанции. Обе эти функции будут рассмотрены
Система работает в диапазоне скоростей от
далее в отдельных разделах.
прим. 5 км/ч до 210 км/ч и на дистанции до
прим. 120 метров. Система Front Assist всегда
включается при включении зажигания.
Инициируемые системой Front Assist торможения предотвращают столкновения только
в исключительных случаях!
Обязательно прочтите и учитывайте все указания в руководстве по эксплуатации и в ELSA!
17
Front Assist
Протекание критического сближения при отсутствии реакции со стороны водителя
При распознавании угрозы столкновения тормоз(
создаёт тормозное давление, необходимое
ная система подготавливается к срабатыванию по(
в данной ситуации.
вышением в ней давления (Prefill). Понижается порог
При скорости 30 км/ч и выше автоматическое
срабатывания гидравлического тормозного ассис(
торможение выполняется с замедлением
тента, подаётся визуальное и звуковое предупреж(
автомобиля до 6 м/с2.
дение для водителя. Кроме того, для привлечения
Если водитель не реагирует на тормозной толчок,
внимания водителя к грозящей опасности система
Front Assist начинает тормозить самостоятельно, так
автоматически генерирует «тормозной толчок»
чтобы максимально уменьшить тяжесть
(короткое лёгкое, но резкое притормаживание).
предстоящего столкновения или даже, при удачном
Если водитель реагирует на ситуацию недостаточно
стечении обстоятельств, избежать его полностью.
интенсивным торможением, система автоматически
s516_035
1. Предварительное предупреждение
3. Автоматическое частичное торможение
• Сокращение остановочного пути 1:
• Сокращение остановочного пути 3:
( подготовительное повышение давления
( автоматическое замедление,
в тормозной системе (Prefill);
если водитель не реагирует (до 6 м/с2).
( изменение порога срабатывания тормозного
• Сокращение остановочного пути (скорость
ассистента, уровень 1.
30 км/ч или меньше) 3:
• Сокращение остановочного пути 2:
( автоматическое замедление,
( визуальное и звуковое предупреждение.
если водитель не реагирует (до 8 м/с2).
2. Основное предупреждение
4. Основное торможение
• Сокращение остановочного пути 1:
• Сокращение остановочного пути 3:
( изменение порога срабатывания тормозного
( усиление торможения, выполняемого води(
ассистента, уровень 3.
телем, для предотвращения столкновения.
• Сокращение остановочного пути 2:
(
«тормозной толчок».
Дополнительную информацию по адаптивному круиз(контролю/функции Front Assist можно
найти в программах самообучения 470 «Toureg 2011 — электрооборудование/электроника» и
488 «Passat 2011».
18
Экстренное торможение City
Назначение
Функция экстренного торможения City представляет собой расширение функциональности системы Front Assist.
Для контроля дистанции она использует данные датчика(радара в передней части автомобиля.
Принцип действия
Система работает при скоростях ниже 30 км/ч.
При недостаточном нажатии тормоза водителем
Если водитель не реагирует на угрозу наезда
функция увеличивает интенсивность торможения
на едущий или стоящий впереди автомобиль,
до максимальной. Как и все аналогичные системы,
то функция сначала приводит тормозную систему
функция экстренного торможения City не может
в состояние повышенной готовности (аналогично
снять с водителя ответственность за поведение
тому, как это происходит при обычной работе Front
автомобиля на дороге и поэтому не может
Assist). После этого функция экстренного
гарантированно предотвратить столкновение.
торможения City при необходимости автоматически
инициирует экстренное торможение, чтобы снизить
тяжесть возможного столкновения.
s516_042
1. Без предупреждения водителя
3. Основное торможение
• Сокращение остановочного пути 1:
• Сокращение остановочного пути 3
( подготовительное повышение давления
(более 30 км/ч):
в тормозной системе (Prefill);
( усиление торможения, выполняемого
( изменение порога срабатывания тормозного
водителем, для предотвращения
ассистента, уровень 1.
столкновения.
2. Автоматическое частичное торможение
• Сокращение остановочного пути 3:
(скорость 30 км/ч или меньше):
( автоматическое замедление,
если водитель не реагирует (до 8 м/с2).
19
Front Assist
Функция предупреждения о критической дистанции
Назначение
Эта функция с помощью визуального сообщения
в комбинации приборов предупреждает водителя
о том, что дистанция до движущегося впереди
транспортного средства критически мала.
Дистанция до впереди идущего автомобиля должна
быть такой, чтобы водитель мог безопасно, без
наезда остановиться в том случае, если впереди
идущий автомобиль неожиданно резко затормозит.
Принцип действия
Эта функция также использует для измерения
дистанции датчик(радар в передней части
s516_043
автомобиля. ПО функции содержит таблицы
значений критической дистанции в зависимости
от скорости автомобиля. Когда система распознаёт,
что дистанция сократилась до небезопасной,
для водителя выводится соответствующее
предупреждение.
Вывод этого предупреждения можно отключить или
включить с панели управления системы Infotainment
(головное устройство).
20
Автоматическое торможение при аварии
Назначение
22 процента всех ДТП с пострадавшими составляют аварии с более чем одним столкновением. В таких авариях
после первоначального столкновения автомобиль или автомобили продолжают катиться, часто неуправляемо и
в произвольном направлении, совершая дальнейшие столкновения, например, с ограничительными барьерами
или со встречными автомобилями.
Принцип действия
Функция автоматического торможения при аварии
Для выполнения автоматического торможения
при распознавании первого столкновения
при аварии БУ подушек безопасности передаёт
инициирует автоматическое затормаживание
соответствующее сообщение в БУ тормозной
автомобиля, чтобы предотвратить дальнейшие
системы. Функция автоматического торможения
столкновения или, по крайней мере, уменьшить
при аварии срабатывает исключительно
их энергию. Функция затормаживает автомобиль
по сигналам датчиков БУ подушек безопасности.
с ускорением не более 6 м/с2 и одновременно
включает аварийный стоп(сигнал и аварийную
Водитель может в любой момент «пересилить»
световую сигнализацию.
функцию автоматического торможения при аварии.
Контрольная лампа ESP в комбинации приборов
Действия водителя (напр., нажатие педали
информирует водителя о выполняемом торможении.
акселератора или экстренное торможение
Функция автоматического торможения при аварии
с замедлением, превышающим замедление
всегда затормаживает автомобиль не до полной
функции) всегда обладают приоритетом.
остановки, а только до скорости 10 км/ч. За счёт
этого автомобиль остаётся под контролем водителя
и после столкновения, если этому не препятствуют
полученные при столкновении повреждения.
s516_016
Картина столкновения без использования
функции автоматического торможения при
аварии
s516_017
Картина столкновения с использованием функции автоматического
торможения при аварии
21
Вспомогательные системы для водителя,
базирующиеся на передней камере
Передняя камера вспомогательных систем
для водителя R242
В автомобиле Golf 2013 применяется новая
Разрешение камеры составляет 512 x 1024 точек.
передняя камера. Чёрно(белая камера имеет
Угол обзора по горизонтали: +/( 21°, по вертикали:
глубину градаций серого 12 бит и дополнительный
+/( 9,5°.
красный светофильтр. Это означает, что она может
различать 4096 тонов серого. Красный светофильтр
используется для усиления контраста и требуется,
помимо прочего, для распознавания дорожных
знаков и ограничительной разметки полосы
движения.
s516_019
Передняя камера вспомогательных систем для водителя R242 используется в работе следующих систем
поддержки водителя:
• Ассистент движения по полосе (Lane Assist).
• Распознавание дорожных знаков.
• Динамический ассистент освещения DLA (устанавливает оптимальную для текущей дорожной ситуации
дальность света фар).
• Ассистент дальнего света FLA (переключение между двумя фиксированными положениями: ближний /
дальний).
• Адаптивный круиз(контроль ACC.
22
Нагревательный элемент области датчиков на ветровом стекле
Z113
Назначение
Нагревательный элемент предотвращает
запотевание ветрового стекла в области установки
передней камеры вспомогательных систем для
водителя R242.
s516_036
Устройство
Принцип действия
Нагревательный элемент представляет собой
Запотевание ветрового стекла действует для
терморезистор, наклеенный на ветровое стекло
камеры так же, как смягчающий светофильтр,
с внутренней стороны, охватывающий основание
уменьшающий контраст изображения.
камеры на ветровом стекле.
При недостаточной контрастности изображения
важные элементы обстановки (такие как, например,
Нагревательный элемент области датчиков
ограничительные линии разметки) не могут быть
на ветровом стекле встроен в наклеенный
выделены из общего фона. В этом случае система
на ветровое стекло кронштейн и отдельно
переключается в состояние «Не готова к подаче
не заменяется. При выходе терморезистора
предупреждений» и включается обогрев ветрового
из строя ветровое стекло вместе с кронштейном
стекла Z113. Когда запотевание испарится и
подлежит замене.
контрастность изображения вновь станет
достаточной для распознавания линий разметки,
нагревательный элемент снова выключается.
Если ограничение поля зрения камеры не удаётся
устранить путём обогрева ветрового стекла
(например, загрязнение), на центральный дисплей
комбинации приборов для водителя выводится
предупреждающее текстовое сообщение о сбое
в работе системы.
23
Вспомогательные системы для водителя,
базирующиеся на передней камере
Ассистент движения по полосе (Lane Assist)
Назначение
Создавая на рулевом колесе корректирующий рулевой момент, этот ассистент облегчает водителю удержание
автомобиля на своей полосе движения.
Принцип действия
С помощью передней камеры на ветровом стекле
ассистент движения по полосе распознаёт линии
разметки, ограничивающие полосу движения.
Если автомобиль без активного воздействия
водителя на рулевое колесо приближается
к границе полосы, система автоматически
«подруливает» в сторону середины полосы. Такой
подруливающий момент не возникает резко,
а создаётся плавно и постепенно, и водитель может
в любой момент без труда его пересилить.
s516_021
Ведение по полосе
Дополнительная функция ведения по полосе
позволяет создавать корректирующий рулевой
момент не тогда, когда автомобиль уже близок
к тому, чтобы покинуть свою полосу, а практически
постоянно, помогая водителю удерживать
автомобиль точно посередине полосы.
Обязательное условие для действия этой функции:
и с левого, и с правого края полосы, с обоих сторон
автомобиля линии разметки должны быть хорошо
различимы. В пределах своих возможностей
ассистент движения по полосе может также помогать
водителю компенсировать увод, вызванный
s516_045
поперечным наклоном дороги или боковым ветром.
24
Условия действия системы
• распознавание линий дорожной разметки
Ограничения действия системы
передней камерой, как простых, так и двойных;
Ассистент движения по полосе переключается
• активна при скоростях больше 65 км/ч;
в пассивный режим, когда:
• при снятии водителем рук с рулевого колеса
скорость движения становится ниже 60 км/ч;
выдаёт предупреждение об этом и отключается;
расстояние до следующей линии разметки
• в редких ситуациях система вибрацией рулевого
слишком велико;
колеса извещает водителя о необходимости
не распознаются линии разметки;
принять на себя активное управление
слишком мал радиус поворота;
автомобилем.
водитель пересиливает корректирующий
рулевой момент ассистента движения по полосе;
водитель включает указатель поворота;
система в течение достаточно длительного
времени не распознаёт отчётливых, активных
перемещений рулевого колеса водителем;
при ярко выраженной спортивной манере
вождения.
Управление
Ассистенты
Настройки ассистентов
Lane Assist
Lane Assist
Side Assist
Ведение по полосе
Front Assist
Side Assist
Назад
Активн.
s516_046
Яркость
s516_044
Ассистент движения по полосе можно включить в меню многофункционального дисплея. Дополнительная
функция ведения по полосе включается в меню ассистента движения по полосе на дисплее головного
устройства Infotainment.
Подробную информацию по ассистенту движения по полосе можно найти в программе
самообучения 418 «Ассистент движения по полосе» и в бортовой документации.
25
Системы помощи при парковке
Парковочный автопилот 2.0
Назначение
Парковочный автопилот (PLA 2.0) помогает водителю выполнить парковку автомобиля.
s516_037
Принцип действия
Эта полуавтоматическая система парковки
Парковочный автопилот 2.0 имеет возможность
позволяет осуществлять поперечную парковку
выполнять активное торможение для
(т. е. ставить автомобиль на парковочное место,
предупреждения возможных повреждений при
расположенное под прямым углом к краю проезжей
парковке. Кроме того, в случае параллельной
части) и параллельную парковку (вдоль края
парковки автопилот можно использовать также
проезжей части). Парковка может выполняться как
и для выезда с парковочного места. Новая система
с левой, так и с правой стороны.
была впервые применена на моделях Touran
и Sharan 2011.
Подробную информацию по парковочному автопилоту можно найти в программе
самообучения 494 «Парковочный автопилот 2.0».
26
Volkswagen Technical Site: http://volkswagen.msk.ru http://vwts.info http://vwts.ru
огромный архив документации по автомобилям Volkswagen, Skoda, Seat, Audi
Условия действия системы
Минимальный размер места для параллельной
парковки, рассматриваемого системой
как пригодное для парковки, складывается
из следующего:
( длина автомобиля плюс;
( зона маневрирования и безопасности спереди
и сзади, минимум 0,4 м.
Максимальная скорость движения, при которой
распознаются парковочные места, составляет
40 км/ч.
Наилучшее исходное положение для параллельной
парковки — параллельно краю проезжей части,
на боковом удалении 0,5 м - 2,0 м от уже
припаркованных автомобилей.
Минимальный размер места для поперечной
парковки, рассматриваемого системой
как пригодное для парковки, складывается
из следующего:
( ширина автомобиля плюс;
( зона маневрирования и безопасности слева
и справа, минимум 0,35 м.
Наилучшее исходное положение для поперечной
парковки: параллельно краю проезжей части,
на боковом удалении 0,5 м - 2,0 м от уже
припаркованных автомобилей.
27
Контроль давления в шинах RKA
Назначение
Система контроля давления в шинах (RKA)
Изменение давления в одном или нескольких
сравнивает, анализируя данные от датчиков
колёсах система контроля давления в шинах
скорости вращения колёс G44 - G47, длину
отображает на многофункциональном дисплее
окружности и характер колебаний каждого
в комбинации приборов. Дополнительные датчики
из колёс.
в шинах для действия системы не требуются.
При изменении давления в шине длина окружности
колеса и характер его колебаний изменяются.
Принцип действия
Система контроля давления в шинах является
Индивидуальный
11:53
22.5°
составной частью ПО блока управления ABS J104.
Контроль давления в шинах
Записи о событиях, связанных с системой контроля
После того как давление во всех
давления в шинах, сохраняются в регистраторе
4 шинах будет проверено и
установлено
событий в блоке управления ABS.
на правильном уровне,
нажмите кнопку «Установить».
Система контроля давления в шинах требует
Установить
адаптации после выполнения следующих работ:
• изменение давления в шинах;
Вид
Радио
Настройка
• замена одного или нескольких колёс;
s516_047
• перестановка колёс, например перестановка
передних назад, а задних — вперёд.
В ходе адаптации система определяет характерные
параметры новой картины давления в шинах и
самих шин при различных скоростях движения и
сохраняет их.
Об изменении длины окружности и характера
Настройки шин
колебаний одного из колёс сообщает включение
контрольной лампы системы контроля давления
Контроль давления в шинах
в шинах K220 в комбинация приборов.
Установить
Длина окружности колеса и характер его
Зимние шины
колебаний могут изменяться в результате
Предупреждение о превышении скорости
следующих причин:
• снижение давления в шине;
Предупреждение при
100 км/ч
• повреждение корда шины;
s516_048
• неравномерная загрузка автомобиля;
• использование цепей противоскольжения;
• замена колеса;
• увеличенная нагрузка на одну из осей, напр.,
при буксировании прицепа;
• движение с докатным колесом.
28
Распознавание усталости (MKE)
Назначение
Усталость водителя является причиной от 5 до 25 % всех ДТП. При этом аварии, вызываемые усталостью
водителя, в среднем тяжелее, чем аварии, происходящие по другим причинам.
Функция распознавания усталости (MKE) представляет собой дополнительную функцию, помогающую
избежать аварий за счёт своевременного распознавания наступления у водителя усталости.
Принцип действия
Распознавание усталости происходит на основе
Помимо характера воздействий на рулевое
анализа воздействий водителя на рулевое колесо.
управление, учитываются и данные о дорожной
Когда система распознаёт, что водитель начинает
ситуации (скорость, нажатие на педаль
засыпать, она подаёт звуковой сигнал, а также
акселератора, указатель поворота, время суток,
выводит текстовое сообщение на
продолжительность поездки и т. п.), а также
многофункциональном дисплее в комбинации
об использовании водителем органов управления
приборов, призывающее водителя остановиться
различных систем (климатической установки,
и хотя бы недолго отдохнуть.
телефона, и т. п.). Эти данные по шине CAN
передаются в межсетевой интерфейс и
анализируются в нём. Используемые системой
датчики являются частью ESP, программное
обеспечение системы установлено в межсетевом
интерфейсе Gateway.
Управление и индикация
Управление
Включение и выключение производится с головного
устройства Infotainment выбором пункта меню
«Ассистенты — распознавание усталости
АКТИВН.». Функция доступна при скорости выше
Распознана
усталость.
65 км/ч. Системе требуется примерно 15 минут
с момента активации, чтобы набрать достаточную
«статистику» поведения водителя, на основании
Пожалуйста,
отдохните.
которой она сможет распознавать наступление
у него усталости в ходе дальнейшей поездки.
s516_022
Индикация
При распознавании наступления усталости на дисплее в комбинации приборов в течение 5 с отображается
соответствующее указание и раздаётся звуковой сигнал(«гонг». Если в течение 15 минут после этого водитель
не остановится для отдыха, сообщение и звуковой сигнал повторяются. После одного повторения новые
предупреждения больше не появляются.
29
Список сокращений
ABS
(Anti(Blockiersystem)
Система контроля сцепления колёс с дорогой, предотвращающая блокировку колёс при торможении.
ACC
(Adaptive Cruise Control)
Адаптивный круиз(контроль — система круиз(контроля с функцией автоматического поддержания дистанции
до впереди идущего автомобиля.
AWV
(Anhaltewegverkürzung)
Система контроля сцепления колёс с дорогой, предназначенная для сокращения остановочного пути.
CAN
(Controller Area Network)
Стандарт шин обмена данными для автомобильных приложений, использующий витую пару.
DSG
(Direktschaltgetriebe)
КП DSG — автоматизированная механическая коробка передач с «непосредственным переключением»
(без нейтрали), состоящая по сути из двух независимых коробок передач: одной для чётных, другой для
нечётных передач. Каждая из таких «полукоробок» имеет своё сцепление/фрикционную муфту, поэтому
коробку передач DSG иногда называют также КП с двумя сцеплениями.
ELSA
Elektronisches Service(Auskunfts(System — электронная справочная система для службы сервиса.
ESC
(Electronic Stability Control)
Электронная система поддержания курсовой устойчивости (старое обозначение — ESP).
Front Assist
Электронная система контроля дистанции спереди.
GRA
(Geschwindigkeitsregelanlage)
Круиз(контроль, т. е. система автоматического поддержания или ограничения скорости движения автомобиля.
HGB
(Höchstgeschwindigkeitsbegrenzung)
Значение максимальной скорости автомобиля, указываемое в технической характеристике.
30
Lane Assist
Электронная вспомогательная система, обращающая внимание водителя на отклонение автомобиля
при движении по полосе и, в пределах системных возможностей, компенсирующая небольшие
отклонения.
MFA
(Multifunktionsanzeige)
Дисплей в комбинации приборов.
MIB
(Modularer Infotainment Baukasten)
Модульный конструктор Infotainment — система комплектования головных устройств Infotainment
различных конфигураций из одного набора стандартизированных компонентов, общего для различных
марок концерна. Название происходит из сходства такого принципа с детским строительным
конструктором.
MKE
(Müdigkeitserkennung)
Распознавание усталости — вспомогательная система, предупреждающая водителя о наступлении
усталости и притуплении внимания.
MQB
(Modularer Querbaukasten)
Модульный конструктор для поперечной компоновки — наименование общей для различных марок и
моделей концерна модульной системы разработки и производства автомобилей.
PLA
(Parklenkassistent)
Парковочный автопилот — вспомогательная система, активно помогающая водителю припарковать
автомобиль или, в некоторых исполнениях, также вывести автомобиль с парковочного места.
PDC
(Park Distance Control)
Парковочный ассистент — вспомогательная система, проверяющая с помощью ультразвуковых датчиков
зону, в которую движется автомобиль, на возможное наличие в ней препятствий.
RKA
(Reifenkontrollanzeige)
Система контроля давления в шинах, которая предупреждает водителя об отклонении давления в шинах
всех четырёх колёс от установленного номинального значения.
Side Assist
Ассистент смены полосы движения, вспомогательная система, помогающая водителю при обгоне или
перестроении на другую полосу движения.
31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////