Volkswagen Passat 2015. Система селективной каталитической нейтрализации ОГ SCR. Устройство

 

  Главная      Автомобили - Volkswagen 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Volkswagen Passat 2015. Система селективной каталитической нейтрализации ОГ SCR. Устройство

 

 

Service Training
Программа самообучения 540
Passat 2015
Система селективной каталитической
нейтрализации ОГ SCR
Устройство и принцип действия
С целью защиты окружающей среды и предотвращения изменений климата законодательные
и исполнительные органы во всех странах мира постоянно ужесточают требования по содержанию
в отработавших газах автомобилей оксидов азота. Ключевым техническим решением, позволяющим
снизить выбросы оксидов азота является система селективной каталитической нейтрализации ОГ CSR
(от англ. Selective Catalytic Reduction). Уже в 2009 году Volkswagen применил эту систему
нейтрализации ОГ на легковом автомобиле, а именно на VW Passat BlueTDI. Эта модель уже тогда
выполняла строгие требования экологического класса Евро 6, ставшие в Европе обязательными
только с сентября 2014 года. Для адаптации к технике нового семейства дизельных двигателей EA288,
а также для соблюдения будущих требований по сокращению токсичности выбросов система SCR была
доработана и оптимизирована.
В этой программе самообучения рассказывается, что нового появилось в системе SCR, на примере
модели VW Passat 2015.
s540_002
Программа самообучения содержит
Для проведения работ пол техническому
информацию о новинках конструкции
обслуживанию и ремонту необходиио
Внимание
автомобиля!
использовать соответствующую
Программа самообучения не актуализируется.
техническую документацию.
Указания
2
Содержание
Введение
4
Система нейтрализации ОГ
6
Система бака восстановителя
18
Система обогрева
28
Концепция индикации AdBlue®
31
Техническое обслуживание
35
Контрольные вопросы
38
3
Введение
Оксиды азота и экологический класс Евро 6
Термином «оксиды азота» собирательно
Оксиды азота являются также и одной из причин 
называют различные химические соединения
возникновения смога. Поэтому уменьшение
азота (N) с кислородом (O2). К ним относятся,
выбросов оксидов азота дизельными
например, моноксид азота (NO) или диоксид
двигателями было центральной темой при
азота (NO2). Эти соединения образуются при
переходе от экологического класса Евро 5
сгорании рабочей смеси с большим давлением,
к Евро 6. Экологический класс Евро 6 действует
при высоких температурах, а также в условиях
в Европе с 2014 года. Он предусматривает
избытка кислорода. Оксиды азота являются
максимальное допустимое содержание оксидов
одной из причин так называемых «кислотных
азота в ОГ 0,08 г/км. Это значение уменьшено
дождей», наносящих вред лесам.
вдвое по сравнению с Евро 5.
Пути уменьшения выбросов оксидов азота
Соблюдение строгих предельно допустимых
NOx или система селективной каталитической
значений токсичности ОГ обеспечивается,
нейтрализации ОГ SCR.
прежде всего, большим числом различных мер,
Какая именно система будет использоваться,
направленных на уменьшение образования
определяется типом автомобиля, его массой и,
оксидов азота при сгорании рабочей смеси.
соответственно, присваиваемым ему
Дальнейшее снижение уровня оксидов азота
при сертификационных испытаниях классом
в ОГ обеспечивается системой нейтрализации
инертной массы (SMK). В зависимости от класса
ОГ после их выхода из камеры сгорания.
инертной массы устанавливается сила
На автомобилях Volkswagen для этой цели
сопротивления качению, реализуемая стендом
применяются накопительный нейтрализатор
при сертификационных испытаниях.
Технические меры, способствующие уменьшению образования оксидов азота при сгорании рабочей
смеси (то есть до снижения уровня оксидов азота в ОГ системой нейтрализации ОГ) включают в себя
следующее:
• оптимизация потоков воздуха и ОГ доводкой формы соответствующих каналов в ГБЦ;
• высокие давления впрыска топлива способствуют хорошему смесеобразованию;
• геометрия камеры сгорания в поршне;
• малая степень сжатия;
• рециркуляция ОГ уменьшает содержание кислорода в камере сгорания, снижая тем самым
максимальную температуру сгорания.
4
Нейтрализация ОГ с помощью накопительного нейтрализатора NOx
Для реализации накопительного
Для регенерации накопительного
нейтрализатора NOx в окислительный
нейтрализатора NOx двигатель периодически
нейтрализатор добавляется дополнительное
переключается на режим богатой смеси.
покрытие. Благодаря этому покрытию
В таком режиме накопленные в нейтрализаторе
становится возможно накапливать оксиды азота
NOx оксиды азота преобразуются в оксид
при работе двигателя на бедной смеси.
углерода и азот.
Работа накопительного нейтрализатора NOx подробно описана в программе
самообучения 526 «Дизельные двигатели линейки EA288, экологический
класс Евро 6».
Нейтрализация ОГ с помощью системы SCR
Эффективной возможностью снизить
(H2O). Этот химический процесс относится
содержание оксидов азота в ОГ является их
к реакциям восстановления и происходит
нейтрализация с помощью системы SCR.
в восстановительном нейтрализаторе.
Сокращение SCR означает селективное
Требующийся для реакции восстановления
каталитическое восстановление, от англ.
аммиак получается из водного раствора
Selective Catalytic Reduction. Эта система
мочевины или восстановителя AdBlue®.
специально предназначена для уменьшения
Это происходит под влиянием тепла ОГ.
содержания оксидов азота в ОГ. Принцип
Восстановитель AdBlue® находится
работы системы заключается в том, что
в автомобиле в отдельном дополнительном
содержащиеся в ОГ оксиды азота (NOx)
баке и постоянно впрыскивается в тракт
вступают в реакцию с аммиаком (NH3),
выпуска ОГ перед восстановительным
преобразуясь в нетоксичные азот (N2) и воду
нейтрализатором.
Устройство и принцип действия первой системы SCR, которая стала устанавливаться на
легковых автомобилях Volkswagen, описаны в программе самообучения 424 «Система
нейтрализации ОГ SCR».
5
Система нейтрализации ОГ
Система SCR
Система в автомобиле
На следующей иллюстрации показаны все
восстановителя. Функцию восстановительного
основные компоненты системы SCR в автомобиле
нейтрализатора выполняет дополнительное
Passat 2015. Бак восстановителя находится под
покрытие в сажевом фильтре, установленном
днищем автомобиля сзади справа. Заливная
в модуле нейтрализации ОГ. Нейтрализатор NH3
горловина для восстановителя расположена
предотвращает выход непрореагировавшего
рядом с заливной горловиной топливного бака.
аммиака в атмосферу. С помощью датчика NOx
Подающий модуль в баке восстановителя подаёт
блок управления двигателя контролирует
восстановитель из бака к форсунке
эффективность работы системы SCR.
Форсунка восстановителя
Датчик NOx
Сажевый фильтр и восстановительный
нейтрализатор
Нейтрализатор NH3
Топливный бак
для дизельного топлива
6
Заливная горловина для восстановителя
Трубопровод
восстановителя
Заливная горловина
для дизельного топлива
Блок управления системы
обогрева восстановителя J891
Бак восстановителя
с подающим модулем
Трубопровод восстановителя
S540_004
7
Система нейтрализации ОГ
Схема системы SCR
1
2
16
3
15
4
14
5
6
13
7
12
11
8
9
10
S540_035
Условные обозначения
1
Бак восстановителя
9
Нейтрализатор NH3
2
Восстановитель
10
Датчик NOx G295 с блоком управления датчика
NOx J583
3
Фильтр
11
Форсунка восстановителя N474
4
Нагревательный элемент бака восстановителя
(нагревательный контур 1) Z102
12
Блок управления двигателя J623
5
Датчик уровня восстановителя G697
13
Нагревательный элемент трубопровода 
восcтановителя (нагревательный
6
Датчик температуры восстановителя G685
контур 2) Z104
7
Блок управления системы обогрева
14
Насос обратной подачи восстановителя V561
восстановителя J891
15
Демпфер пульсаций
8
Сажевый фильтр (восстановительный
нейтрализатор)
16
Насос восстановителя V437
8
Volkswagen Technical Site: http://vwts.ru http://volkswagen.msk.ru http://vwts.info
огромный архив документации по автомобилям Volkswagen, Skoda, Seat, Audi
Датчики и исполнительные механизмы
Обзор датчиков и исполнительных механизмов системы SCR в Passat 2015
Датчики
Исполнительные механизмы
Блок управления
двигателя J623
Насос
Датчик уровня
восстановителя V437
восстановителя G697
Блок управления
датчика NOx
J583
Насос обратной
Датчик NOx G295
подачи
восстановителя V561
Датчик температуры ОГ 2 G448
Форсунка
восстановителя N474
Диагностический интерфейс
шин данных J533
Блок управления
системы обогрева
восстановителя
Датчик температуры ОГ 3 G495
J891
Нагревательный
Датчик температуры ОГ 4 G648
элемент бака
БУ комбинации
восстановителя Z102
приборов J285
Нагревательный элемент
Датчик температуры
трубопровода
восстановителя G685
восстановителя Z104
S540_029
9
Система нейтрализации ОГ
Компоненты системы
Модуль нейтрализации ОГ
Модуль нейтрализации ОГ состоит
Благодаря своему расположению очень близко
из окислительного нейтрализатора и сажевого
к двигателю, восстановительный нейтрализатор
фильтра. Чтобы сажевый фильтр мог выполнять
быстро прогревается до своей рабочей
функции восстановительного нейтрализатора,
температуры после пуска. Кроме того, он также
в нём предусмотрено медно-цеолитовое
дольше сохраняет рабочую температуру
покрытие. Восстановительный нейтрализатор
при работе двигателя с неполной нагрузкой.
является, таким образом, составной частью
сажевого фильтра.
Датчик NOx G295
Датчик температуры ОГ 3 G495
Форсунка восстановителя
N474
Датчик температуры ОГ 2 G448
Лямбда-зонд G39
Окислительный
нейтрализатор
Смеситель
S540_005
Датчик температуры ОГ 4 G648
Сажевый фильтр и восстановительный нейтрализатор
10
Форсунка восстановителя N474
Форсунка восстановителя N474 представляет
В связи с высокой термической нагрузкой,
собой электромагнитный клапан.
вызванной близким расположением модуля
Она закреплена хомутом на переходном конусе
нейтрализации ОГ к двигателю, в форсунке
модуля нейтрализации ОГ и предназначена
предусмотрена рубашка жидкостного
для дозированного впрыска восстановителя
охлаждения. Помимо механических частей,
в выпускной тракт за окислительным
рубашка охлаждения защищает от перегрева
нейтрализатором. Для этого блок управления
также и электрический разъём форсунки.
двигателя подаёт на неё сигнал с широтно-
Форсунка восстановителя N474 включена
импульсной модуляцией. Величина подачи
в низкотемпературный контур системы
восстановителя рассчитывается блоком
охлаждения двигателя.
управления двигателя по математической
модели, исходя из расчётного значения уровня
оксидов азота в потоке ОГ. Уровень содержания
оксидов азота в ОГ рассчитывается
на основании сигналов датчиков температуры
и датчиков давления, массового расхода
впускаемого воздуха и рециркулируемых ОГ,
а также цикловой подаче топлива.
Электрический разъём
Штуцер трубопровода восстановителя
Отвод ОЖ
Подвод ОЖ
Форсунка с распылителем
с 2 отверстиями
S540_040
Последствия при выходе из строя
При неисправности форсунки в выпускной тракт может впрыскиваться недостаточное или слишком
большое количество восстановителя, или же он может не впрыскиваться вообще. Соблюдение
требований по токсичности ОГ становится невозможным. В зависимости от вида неисправности
включается лампа Check Engine K83 (MIL), и на дисплее в комбинации приборов отображается
предупреждение AdBlue® о неисправности в системе SCR.
11
Система нейтрализации ОГ
Смеситель
Смеситель находится в модуле нейтрализации
Это способствует быстрому испарению
ОГ между окислительным и восстановительным
восстановителя, то есть полному переходу его
нейтрализаторами. Он обеспечивает
в газообразное состояние. Плюс к этому, форма
равномерное распределение впрыскиваемого
смесителя вызывает завихрения в проходящем
восстановителя. Восстановитель впрыскивается
через него потоке ОГ, дополнительно
в выпускной тракт через два отверстия
способствуя равномерному распределению
в распылителе форсунки N474 . При попадании
восстановителя.
на пластины смесителя отдельные капли
взвешенного в газах восстановителя
измельчаются.
Форсунка
восстановителя
Окислительный
нейтрализатор
Смеситель
Восстановительный
нейтрализатор
S540_008
12
Нейтрализатор NH3
В тракте выпуска ОГ предусмотрен
Помимо этого, в нейтрализаторе NH3 имеется
нейтрализатор NH3. Он расположен
также платино-палладиевое покрытие.
по направлению потока ОГ, за модулем
Оно используется для окисления монооксида
нейтрализации ОГ. В нейтрализаторе NH3
углерода (CO), образующегося в ходе
имеется два каталитических покрытия.
регенерации сажевого фильтра, до диоксида
Медно-цеолитовое покрытие выполняет
углерода (CO2). Окисляются также и избытки
функцию восстановительного нейтрализатора.
аммиака. Это покрытие выполняет тем самым
Благодаря ему нежелательный избыток
функцию окислительного нейтрализатора.
аммиака (NH3), который может содержаться
в газах, выходящих из модуля нейтрализации
ОГ, удерживается и накапливается
в нейтрализаторе NH3. Накопленный аммиак
используется для преобразования остаточных
оксидов азота в азот (N2) и воду (H2O).
Нейтрализатор NH3
Заслонка системы
выпуска ОГ
Блок заслонки ОГ J883
S540_006
13
Система нейтрализации ОГ
Общая схема системы охлаждения
1
2
3
4
5
6
7
8
11
9
1
10
1
12
1
16
1
18
19
Форсунка восстановителя N474 включена
S540_009
в низкотемпературный контур системы охлаждения двигателя.
Условные обозначения
1
Расширительный бачок ОЖ
12
Форсунка восстановителя N474
2
Теплообменник отопителя
13
Блок дроссельной заслонки J338
3
Радиатор системы рециркуляции ОГ
14
Масляный радиатор двигателя
4
Масляный радиатор коробки передач
15
Термостат
5
Циркуляционный насос отопителя V488
16
Насос охлаждения наддувочного
воздуха V188
6
ГБЦ
17
Исполнительный электродвигатель системы
7
Датчик температуры ОЖ G62
рециркуляции ОГ V338
8
Блок цилиндров
18
Радиатор интеркулера
9
Насос системы охлаждения
19
Радиатор системы охлаждения
10
Клапан контура ОЖ головки блока
цилиндров N489
Низкотемпературный контур
11
Интеркулер
Высокотемпературный контур
14
Датчик NOx G295
Датчик NOx G295 вкручивается во фланец
Блок управления датчика NOx J583
модуля нейтрализации ОГ. Он расположен
по направлению потока ОГ, перед
Датчик NOx G295
окислительным нейтрализатором. На основании
сигнала датчика NOx блок управления двигателя
определяет содержание в ОГ оксидов азота.
Поскольку сигнальные токи чувствительного
элемента датчика NOx измеряются
микроамперами, они регистрируются
и обрабатываются отдельным блоком
управления в датчике NOx, и только затем
передаются в блок управления двигателя.
S540_039
Использование сигнала
Сигналы датчика NOx G295 анализируются блоком управления двигателя в рамках EOBD (European 
On-Board Diagnostics) для контроля эффективности работы системы SCR и качества восстановителя.
Контроль эффективности работы системы SCR
Для контроля эффективности работы системы
опускается ниже определённого уровня,
SCR блок управления двигателя сравнивает
система включает контрольную лампу Check
значения, измеренные датчиком NOx,
Engine K83 и выводит на дисплей в комбинации
со значениями, рассчитываемыми
приборов предупреждение о неисправности
по математической модели уровня содержания
в системе SCR. Кроме того, в регистраторе
оксидов азота. Когда эффективность работы
событий блока управления двигателя делается
соответствующая запись.
Контроль качества восстановителя
Помимо контроля эффективности системы,
Контроль качества восстановителя является,
датчик NOx используется также и для контроля
в соответствии с требованиями экологического
качества восстановителя.
класса Евро 6, обязательным. Соответствующая
диагностика должна распознавать и указывать
на ненадлежащую заправку бака
восстановителя.
Устройство и принцип действия датчика NOx описаны в программе самообучения 424
«Система нейтрализации ОГ SCR».
15
Система нейтрализации ОГ
Проверка эффективности работы системы и качества восстановителя
Блок управления двигателя выполняет проверку
Для выполнения теста должны соблюдаться
эффективности работы системы и качества
определённые внешние условия, при которых
восстановителя параллельно, в ходе одного
система управления анализирует различные
и того же теста. Этот тест выполняется
температуры и массовые расходы воздуха.
периодически, когда двигатель работает
Для успешного выполнения теста фаза
в режиме принудительного холостого хода.
принудительного холостого хода должна
продолжаться не менее 4 секунд.
Принцип теста
При соблюдении соответствующих внешних
Тем самым ОГ циркулируют по замкнутому
условий блок управления двигателя в момент
контуру, и всасывание нового воздуха
перехода двигателя из режима тяги в режим
происходить не может. В то же время впрыск
принудительного холостого хода закрывает
восстановителя продолжается.
заслонку ОГ. ОГ и содержащиеся в них оксиды
азота не могут больше выходить из выпускного
тракта обычным образом. Вместо этого они
направляются через систему рециркуляции ОГ
низкого давления, впускной коллектор и камеры
сгорания к датчику NOx.
Форсунка восстановителя N474
Смеситель
Блок заслонки ОГ J883
Восстановительный нейтрализатор
Датчик NOx G295
Блок управления
датчика NOx J583
Исполнительный электродвигатель 2
системы рециркуляции ОГ V339
Блок дроссельной заслонки J338
S540_010
16
Оценка эффективности работы
Во время теста блок управления двигателя
При слишком большом отклонении
сравнивает содержание NOx, измеренное
эффективность работы системы SCR
датчиком NOx, с рассчитанным номинальным
оценивается как недостаточная.
значением.
Оценка качества восстановителя
Помимо оценки эффективности работы
Восстановитель может быть низкого качества,
системы, блок управления двигателя
например, после того, как в бак восстановителя
регистрирует также, с какой скоростью
вместо восстановителя была залита вода.
снижается концентрация NOx в ОГ.
Если концентрация NOx снижается быстро,
Когда блок управления двигателя распознаёт
то восстановитель имеет надлежащее качество.
слишком низкую эффективность работы
Если концентрация NOx снижается медленно
системы или низкое качество восстановителя
или остаётся на одном уровне, делается вывод
AdBlue®, в регистраторе событий делается
о плохом качестве восстановителя.
соответствующая запись. В комбинации
приборов показывается предупреждение
о неисправности в системе SCR, а также
загорается лампа Check Engine.
Последствия отсутствия сигнала
При отсутствии сигнала делается запись в регистраторе событий блока управления двигателя.
Загорается лампа Check Engine K83 (MIL), и на дисплее в комбинации приборов отображается
предупреждение AdBlue® о неисправности в системе SCR.
17
Система бака восстановителя
Восстановитель AdBlue®
Необходимый для восстановления оксидов
запах. Используемый в системе SCR в качестве
азота аммиак хранится в автомобиле не
восстановителя жидкий реагент имеет единое
в чистом виде, а в виде водного раствора
для всей автомобильной отрасли наименование
мочевины. Аммиак в чистом виде при попадании
Diesel Exhaust Fluid AdBlue®. Он представляет
на кожу или слизистые оболочки вызывает их
собой исключительно чистый и прозрачный
раздражение и, кроме того, имеет неприятный
32,5-процентный раствор мочевины в воде.
Реагент синтезируется химическим способом.
Точка замерзания AdBlue®
35
Доля мочевины в водном растворе AdBlue®
25
составляет 32,5 %. При этом соотношении
15
восстановитель имеет наиболее низкую точку
замерзания -11 °C. Отклонение от этого
5
соотношения, как в сторону большего
-5
количества мочевины, так и в сторону большего
-11
количества воды, вызывает рост температуры
-15
0
10
20
30
40
50
60
70
замерзания AdBlue®.
Концентрация мочевины, %
S540_032
Свойства AdBlue®
Указания по обращению с AdBlue®
• При температурах ниже -11 °C AdBlue®
• Допускается использование только AdBlue®,
замерзает;
соответствующего одобренному
• при высоких температурах происходит
производителем допуску и из оригинальных
старение AdBlue®. Оно выражается
ёмкостей;
в выделении из раствора аммиака
• заливать слитый AdBlue® повторно
и сопровождается появлением неприятного
запрещается во избежание загрязнений;
запаха;
• заправка бака восстановителя допускается
• загрязнение AdBlue® твёрдыми частицами
только из ёмкостей и с использованием
или бактериями может сделать его
переходников, допущенных
непригодным к использованию;
производителем;
• при вытекании и последующем высыхании
• восстановитель может вызвать раздражение
(кристаллизации) мочевины образуются
кожи, глаз и органов дыхания.
белые пятна. Эти пятна удаляются
При попадании этой жидкости на кожу
с помощью воды и щётки (по возможности
необходимо немедленно смыть жидкость
сразу же);
большим количеством воды.
• AdBlue® обладает высокой проникающей
способностью.
Электрические компоненты и разъёмы
необходимо защищать от проникновения
AdBlue®.
18
Заливка восстановителя из заправочной колонки AdBlue®
Бак восстановителя на Passat 2015 можно
заправлять с помощью пистолетов европейской
сети заправочных станций AdBlue® для грузовых
автомобилей. Поскольку такие колонки
обладают очень высокой скоростью потока,
воздух из бака восстановителя при заправке
также должен выходить очень быстро.
При заправке бака восстановителя из отдельной
бутыли воздух, напротив, может выходить
медленнее. Результатом таких разных скоростей
заправки может быть разная заправочная
ёмкость бака восстановителя.
S540_031
Вид заправки
Скорость заправки
Заправочная колонка AdBlue® для грузовых
макс. 40 л/мин
автомобилей
Заправочная колонка AdBlue® для легковых
3,5-10 л/мин
автомобилей *)
Бутыль для дозаливки AdBlue®
прим. 3 л/мин
*) Доступность заправочных колонок AdBlue® для легковых автомобилей на всей территории Европы
ожидается не ранее 2018 года.
Залив восстановителя в бак допускается исключительно из специально для этого
предназначенных ёмкостей и систем заправки. Этим обеспечивается правильная скорость
заправки и предотвращается переполнение бака. Кроме того, это обеспечиваетоставалось
достаточное пустое пространство для расширения восстановителя в баке.
19
Система бака восстановителя
Устройство системы бака
Бак восстановителя находится на Passat 2015 под днищем автомобиля сзади справа. Бак изготовлен
из пластмассы и имеет объём 13 литров.
Заливная горловина
Вентиляционный трубопровод
Крышка
Компенсационная полость
Магнитное
кольцо
Заливной патрубок
Бак восстановителя
Аварийная вентиляция
Игольчатые коврики
Обратный
клапан
Модуль подачи
Успокоитель
восстановителя
S540_026
Модуль подачи восстановителя
В модуле подачи системы дозирования восстановителя GX19 находятся датчики и исполнительные
механизмы системы бака восстановителя. Модуль подачи приварен к баку восстановителя.
20
Крышка
В крышке заливной горловины находится мембрана. Она используется вместе с аварийным сапуном
для активной и пассивной вентиляции бака восстановителя.
Обратный клапан
На нижнем конце заливной горловины находится подпружиненный обратный клапан.
Он предотвращает вытекание обратно восстановителя в конце процесса заправки от колонки
с высокой скоростью заправки.
Компенсационная полость
На случай, если при заправке с высокой скоростью восстановитель начнёт подниматься
по вентиляционному трубопроводу, в этом трубопроводе предусмотрена компенсационная полость
для восприятия и успокоения восстановителя.
Игольчатые коврики и успокоитель
Игольчатые коврики и успокоитель служат для уменьшения «плещущихся» шумов, возникающих
при перетекании восстановителя в баке туда и сюда во время движения автомобиля.
Аварийная вентиляция
Когда вентиляция через крышку заливной горловины оказывается невозможной в результате
замерзания восстановителя, выравнивание давления в баке происходит только через аварийный сапун.
Магнитное кольцо для разблокирования заправочного пистолета AdBlue®
для грузовых автомобилей
В концевой трубке заправочного пистолета
Магнитный
выключатель
AdBlue® для грузовых автомобилей находится
магнитный выключатель. Этот магнитный
выключатель выполняет функцию
предохранительного клапана, предотвращая
неправильную заправку. Он открывается только
при приложении снаружи определённого
Магнитное кольцо
магнитного поля. Чтобы сделать возможной
заправку восстановителя из колонок AdBlue®
для грузовых автомобилей, в заливной
горловине бака восстановителя установлено
соответствующее магнитное кольцо.
При вставлении заправочного пистолета
®
AdBlue
S540_048
это магнитное кольцо открывает магнитный
выключатель.
21
Система бака восстановителя
Узел подачи
Узел подачи восстановителя крепится снизу
к модулю подачи винтами. В блоке подачи
Модуль подачи
восстановителя объединены два насоса:
восстановителя
• насос восстановителя V437;
• насос обратной подачи восстановителя V561.
Оба насоса конструктивно представляют собой
электромагнитные диафрагменные насосы.
Они включаются блоком управления двигателя.
Насос
восстановителя 
V437
При снятии и установке узла подачи
строго соблюдать указания
руководства по ремонту.
Насос обратной
подачи
восстановителя 
V561
К форсунке/от форсунки
восстановителя N474
S540_012
Устройство
Насос восстановителя V437
Плунжер с магнитом
Электромагнитная
Пружина плунжера
катушка
Толкатель
Диафрагма
Насос обратной подачи
восстановителя V561
Демпфер пульсаций
Плунжер с магнитом
Штуцер
Диафрагма
трубопровода
восстановителя
Электрический разъём
S540_015
22
Насос восстановителя V437
Насос восстановителя конструктивно
представляет собой электромагнитный
диафрагменный насос. В этом насосе
Насос подачи
восстановителя
расположенная внизу диафрагма приводится
в движение находящимся над ней
электромагнитом через плунжер с магнитом
и толкатель. Обратные клапаны на впуске
и выпуске определяют движение
восстановителя через рабочую камеру насоса.
Насос подаёт восстановитель при перемещении
плунжера под воздействием магнитного поля
включённой катушки. При обратном движении
плунжера под воздействием пружины
Кл. 87 (+)
происходит всасывание восстановителя.
Масса от J623
Напряжение на оба насоса
S540_013
восстановителя подаётся через реле
системы дозирования
восстановителя J963.
Насос обратной подачи восстановителя V561
Насос обратной подачи частино откачивает
восстановитель из подающего трубопровода
восстановителя после выключения двигателя.
Это делается, чтобы не допустить замерзания
восстановителя в форсункепри низких
температурах. Расширяющийся при замерзании
лёд может повредить форсунку.
Сразу же после выключения двигателя насос
обратной подачи включается блоком
управления двигателя примерно на 5 секунд,
что обеспечивает откачку достаточного
количества восстановителя из подающего
трубопровода. Чтобы не допустить попадания в
Масса от J623
подающий трубопровод горячих ОГ, форсунка
Кл. 87 (+)
сначала остаётся закрытой. Затем форсунка
Насос обратной подачи
открывается, чтобы сбросить образовавшееся
S540_014
в подающем трубопроводе во время откачки
разрежение.
23
Система бака восстановителя
Контроль давления в системе
Принцип действия
Насос восстановителя V437 подаёт
Для этого измеряется время от начала подачи
восстановитель из бака восстановителя с
напряжения и до первого движения плунжера
практически постоянной цикловой подачей
с магнитом, а также до того, как он займёт
и направляет его к форсунке N474.
крайнее положение. Измеряется также и
Необходимое количество впрыска
величина протекающего при этом тока. На
восстановителя зависит от содержания оксидов
основании этих данных блок управления
азота в ОГ и определяется длительностью
двигателя рассчитывает давление
и частотой открывания форсунки блоком
восстановителя в системе SCR.
управления двигателя. Благодаря постоянному
впрыску и постоянной цикловой подаче
Примеры возможных неисправностей системы:
в системе устанавливается равновесие давления
на уровне примерно 6,5 бар 
• трубопровод восстановителя повреждён
(+/-2 бар). Чтобы контролировать
и негерметичен;
гидравлическое давление восстановителя
• насос заедает;
в системе SCR, блок управления двигателя
• отверстия в распылителе форсунки забиты;
анализирует характер тока, потребляемого
• штуцер всасывания узла подачи
насосом восстановителя.
восстановителя засорён.
1
2
8
7
3
О
t
6
4
5
S540_045
Условные обозначения
1
Бак восстановителя
5
Сажевый фильтр 
(восстановительный нейтрализатор)
2
Восстановитель
6
Блок управления двигателя J623
3
Фильтр
7
Демпфер пульсаций
4
Форсунка восстановителя N474
8
Насос восстановителя V437
24
Модуль подачи системы дозирования
восстановителя GX19
В модуле подачи находятся датчики
Фильтр на входе всасывания предотвращает
и исполнительные механизмы системы бака
попадание возможно находящихся
восстановителя. Модуль подачи приварен к баку
в восстановителе твёрдых загрязнений
восстановителя. Датчик уровня восстановителя
в систему SCR. Восстановитель, откачанный
G697, датчик температуры восстановителя G685
из трубопровода восстановителя насосом
и нагревательный элемент бака
обратной подачи, снова поступает в бак
восстановителя Z102 являются несъёмными
восстановителя.
частями модуля подачи. Узел подачи, в котором
находятся насосы, крепится к модулю подачи
винтами и может при необходимости
заменяться отдельно.
Устройство
Нагревательный элемент бака
Корпус узла подачи
восстановителя Z102
Возврат
восстановителя
Электрический разъём
для узла подачи
Штуцер 
трубопровода 
Фильтр
восстановителя
ШИМ-сигнал 
G697/G685
Масса G697/G685
Плюс G697/G685
Плюс Z102
Датчик уровня
Масса Z102
восстановителя G697
Электрический разъём
Датчик температуры
восстановителя G685
S540_027
25
Система бака восстановителя
Датчик уровня восстановителя G697
Устройство и работа
Отражённый импульс
Излучённый импульс
AdBlue®
Бак восстановителя
Канал
для ультразвуковых
Датчик уровня восстановителя G697
S540_016
Датчик уровня восстановителя G697 работает
по времени, которое проходит между
по ультразвуковому принципу. Излучаемые
излучением сигнала и приёмом его отражения.
датчиком ультразвуковые волны
При расчёте уровня восстановителя
распространяются в выделенном канале.
используется также сигнал датчика
Это предотвращает их рассеивание
температуры восстановителя G685.
и отражения, которые могут создавать помехи
Он позволяет учесть различную плотность
при принятии отражённого сигнала.
восстановителя при разных температурах. 
Ультразвуковые волны отражаются от границы
При замёрзшем восстановителе такой принцип
раздела сред восстановитель — воздух. Уровень
измерения не работает.
восстановителя определяется затем
Чтобы блок управления двигателя распознал дозаправку, в бак восстановителя необходимо
залить не менее 3,5-4 литров восстановителя.
Обязательно соблюдайте указания в руководстве по эксплуатации.
Последствия отсутствия сигнала
Без сигнала от датчика уровня восстановителя регистрировать уровень восстановителя становится
невозможно. При этом система SCR продолжает оставаться активной. На дисплее отображается
предупреждение AdBlue® о неисправности в системе SCR, а также зажигается лампа Check Engine K83.
26
Датчик температуры восстановителя G685
В качестве чувствительного элемента в датчике температуры восстановителя используется
терморезистор с отрицательным температурным коэффициентом (NTC). Датчик установлен в корпусе
модуля подачи восстановителя. Блок управления двигателя анализирует ШИМ-сигнал датчика
температуры и рассчитывает по нему температуру восстановителя в баке в данный момент.
Напряжение питания на датчик подаётся через реле системы дозирования восстановителя J963.
S540_041
Датчик температуры восстановителя G685
Использование сигнала
Последствия отсутствия сигнала
Блок управления двигателя использует сигнал
Загорается лампа Check Engine, и на дисплее
датчика температуры восстановителя
в комбинации приборов отображается
для включения обогрева системы SCR.
предупреждение AdBlue® о неисправности
Этот сигнал используется также при расчёте
в системе SCR.
уровня восстановителя в баке восстановителя.
27
Система обогрева
Система обогрева восстановителя
Поскольку при низких температурах
Благодаря системе обогрева система SCR может
восстановитель замерзает, в баке
быть быстро приведена в рабочее состояние
восстановителя и в трубопроводе
и при замёрзшем восстановителе
восстановителя установлено по электрическому
и обеспечивать во всех режимах работы
нагревательному элементу. Кроме того,
двигателя достаточное количество оттаявшего
при потребности в обогреве может подаваться
восстановителя.
напряжение на обе электромагнитные катушки
в узле подачи восстановителя.
Общая схема системы обогрева
Реле системы дозирования восстановителя J963
Блок управления двигателя J623
Блок управления системы
обогрева восстановителя J891
Кл. 87 (+)
Нагревательный
Датчик
Датчик наружной
Нагревательный элемент
Нагревательный
элемент насоса
температуры
температуры G17
бака восстановителя Z102
элемент трубопровода
восстановителя
восстановителя
восстановителя Z104
Z103
G685
S540_030
Принцип действия
По данным, получаемым от датчика наружной
В рамках EOBD (European On-Board Diagnostics)
температуры G17 и датчика температуры
предписан обязательный контроль
восстановителя G685, блок управления
потребляемого системой обогрева тока, исходя
двигателя J623 определяет наличие и величину
из необходимости иметь возможность
потребности в обогреве восстановителя.
регистрировать отказы или неисправности
На основании этого блок управления двигателя
в работе компонентов двигателя, влияющих
задействует блок управления системы обогрева
на токсичность ОГ. Для этого блок управления
восстановителя J891, который уже подаёт
двигателя получает по обратной связи
напряжение на нагревательные элементы
информацию о фактическом значении
системы обогрева.
потребляемого обогревом тока от блока
управления системы подогрева восстановителя.
28
Volkswagen Technical Site: http://vwts.ru http://volkswagen.msk.ru http://vwts.info
огромный архив документации по автомобилям Volkswagen, Skoda, Seat, Audi
Блок управления системы обогрева восстановителя J891
Блок управления системы обогрева
восстановителя J891 подаёт напряжение питания
на нагревательные элементы системы SCR
по командам от блока управления двигателя.
В Passat 2015 этот блок управления установлен
сзади справа в багажном отсеке.
S540_034
Нагревательный элемент бака восстановителя Z102
Нагревательный элемент бака восстановителя Z102
представляет собой терморезистор с положительным
температурным коэффициентом (PTC). Он является
частью модуля подачи восстановителя и нагревает
восстановитель в баке в области заборника насоса.
Для этого на него при необходимости по команде
блока управления двигателя через выходной каскад
подаётся напряжение от блока управления
S540_050
подогрева восстановителя.
Нагревательный элемент трубопровода восстановителя Z104
Нагревательный элемент трубопровода восстановителя
Z104 представляет собой проволоку из нержавеющей
стали, намотанную по спирали вокруг трубопровода
восстановителя. Эта проволока выполняет функции
нагревательного резистора и защищена снаружи
гофрированной пластмассовой трубкой.
При необходимости нагревательный элемент
включается блоком управления двигателя через блок
Гофрированная
управления системы подогрева восстановителя.
пластмассовая трубка
Включённый нагревательный элемент подогревает
Проволока нагревательного
восстановитель в трубопроводе подачи восстановителя,
элемента
S540_042
обеспечивая тем самым надёжную работу системы SCR
при низких наружных температурах.
Нагревательный элемент насоса восстановителя Z103
Нагревательным элементом насоса
восстановителя Z103 служат обе электромагнитных
катушки в узле подачи восстановителя.
Электромагнит-
Для реализации подогрева блок управления
ные катушки
двигателя при необходимости пропускает через
электромагнитные катушки ток, в результате чего
выделяется тепло. В зависимости от температуры ток
через электромагнитные катушки может
пропускаться постоянно или с определённой
скважностью. Температура насосов восстановителя
определяется по характеру потребляемого тока
и заложенной в блоке управления двигателя
S540_036
температурной модели.
29
Система обогрева
Контуры подогрева и продолжительность подогрева
Управление нагревательными элементами
По истечении времени работы обогрева
разделено на три контура. Напряжение
для оттаивания восстановителя может
в контуры подогрева 1 и 2 подаётся от блока
включаться режим обогрева для поддержания
управления системы подогрева
готовности системы. Этим обеспечивается, что
восстановителя J891. Напряжение в контур
во всех режимах в системе всегда имеется
подогрева 3 подаётся непосредственно
достаточное количество оттаявшего
от блока управления двигателя. Цепи подогрева
восстановителя.
включаются в зависимости от температуры
в баке восстановителя, температуры наружного
воздуха или температуры насоса
восстановителя и остаются включены в течение
определённого времени.
Контур 1
Контур 2
Контур 3
Нагревательный
Нагревательный элемент
Нагревательный элемент
Нагревательный элемент
элемент
бака восстановителя Z102
трубопровода
насоса восстановителя Z103
восстановителя Z104
• Температура в баке
• Температура в баке
• Температура в баке
Параметр
включения
• Температура наружного
• Температура наружного
• Температура наружного
воздуха
воздуха
воздуха
• Температура насоса
• Примерно 20 мин
• Примерно 5 мин
• Примерно 20 мин
Включение
и продолжитель-
при температуре в баке
при температуре в баке
при температуре в баке
ность обогрева
от -7 до -15 °C 
или температуре
от -7 до -15 °C 
для оттаивания
и до 45 мин при -25 °C
наружного воздуха 
и до 45 мин при -25 °C
ниже -7 °C и до 21 мин
при -25 °C
• Температура наружного
• Температура в баке
• Температура в баке
Включение
обогрева
воздуха ниже -7 °C
или температура
или температура
для поддержания
и температура в баке
наружного воздуха ниже
наружного воздуха ниже
готовности
ниже 5 °C
-5 °C
0 °C и температура насоса
ниже 40 °C
30
Концепция индикации AdBlue®
Индикация AdBlue® в комбинации приборов
Индикация AdBlue® имеет вид отображающихся в комбинации приборов указаний для водителя,
заблаговременно предупреждающих его о необходимости дозаправки восстановителя или
информирующих о неисправности в системе SCR.
Предупреждение об уровне восстановителя
Предупреждение о неисправности
в системе SCR
Долейте AdBlue!
Неисправность: AdBlue.
Запуск двигателя
Запуск двигателя
невозможен
невозможен
через 1000 км
через 1000 км
S540_018
S540_020
• При слишком низком уровне восстановителя
• При неисправности в системе SCR необхо-
в баке необходимо долить в бак AdBlue®.
димо обратиться на сервисное предприятие.
Если предупреждения игнорировать, то по истечении указанного остаточного пробега запуск двигателя
становится невозможным. Тогда после выключения зажигания снова запустить двигатель будет нельзя.
Уровни интенсивности индикации
Для предупреждений о недостаточном уровне восстановителя или о неисправности в системе
предусмотрено несколько уровней интенсивности, в зависимости от остающегося пробега.
По истечении определённого пробега интенсивность визуального и звукового предупреждения
повышается. Дополнительно предупреждения повторяются в комбинации приборов многократно,
в зависимости от времени и пробега.
Запас хода
Цвет
Повторение
Звуковое
предупреждения
предупреждений
предупреждение
С 2400 км
Белый
Предупреждение повторяется и отображается
1-кратный гонг
в комбинации приборов каждые 400 км или каждые
8 часов.
Значение остающегося запаса хода отображается
с шагом в 100 км.
С 1000 км
Жёлтый
Предупреждение повторяется и отображается
1-кратный зуммер
в комбинации приборов каждые 100 км или каждые
4 часа.
Значение остающегося запаса хода отображается
с шагом в 50 км.
С 200 км
Жёлтый
Предупреждение повторяется и отображается
1-кратный зуммер
в комбинации приборов каждые 20 км.
Значение остающегося запаса хода отображается
с шагом в 10 км.
0 км
Красный
Предупреждение: «Запуск двигателя больше
3-кратный зуммер
невозможен».
31
Концепция индикации AdBlue®
Предупреждения AdBlue® по уровню восстановителя в баке
Предупреждение об уровне —
ступень 1
Первое предупреждение о необходимости
долива восстановителя отображается, когда
остающегося в баке количества AdBlue®
достаточно для пробега 2400 км. Блок
управления двигателя рассчитывает запас хода
Долейте AdBlue!
на основании количества остающегося
Запас хода:
2400 км
восстановителя и уровня расхода
восстановителя.
S540_017
Предупреждение об уровне —
ступень 2
Когда запас хода уменьшается до 1000 км,
интенсивность предупреждения увеличивается.
Для этого предупреждение отображается жёлтым
цветом и дополняется треугольной пиктограммой
с восклицательным знаком — символом аварийной
Долейте AdBlue!
Запуск двигателя
остановки. Автомобиль может проехать только
невозможен
отображаемый в предупреждении запас хода.
через 1000 км
Если не будет залито достаточное количество
S540_018
восстановителя, то по истечении указанного
запаса хода после выключения двигателя
последующий его запуск станет невозможным.
Предупреждение об уровне —
ступень 3
Если реагента AdBlue® в баке больше нет,
предупреждающий символ отображается
красным цветом. Повторный запуск двигателя
заблокирован, для снятия блокировки
Долейте AdBlue!
необходимо долить восстановитель.
Запуск двигателя
невозможен
S540_019
32
Расширенная индикация остающегося запаса хода
В Passat 2016 в предупреждении
о недостаточном уровне AdBlue® в баке
восстановителя дополнительно отображаются
также минимальный и максимальный объём
доливаемого восстановителя.
Долейте AdBlue!
Для снятия предупреждения в комбинации
Запуск двигателя
приборов необходимо долить не меньше
невозможен через 1000 км
указанного минимального значения
Объём долива, л:
восстановителя.
мин.: 4,0
— макс.: 11,5
Меньшее количество восстановителя может
S540_047
быть распознано блоком управления двигателя
с недостаточной достоверностью.
Индикация остающегося запаса хода
на многофункциональном дисплее
В Passat 2016 водитель может через меню
многофункционального дисплея вызвать
Запас хода AdBlue
отображение остающегося запаса хода
до достижения значений, при которых
выводится предупреждение.
км
Минимальный объём долива
Объём долива, л:
мин.: 3,5 — макс.: 7,75
Указанный минимальный объём долива говорит
о том, какое минимальное количество AdBlue®
S540_043
нужно залить в бак для того, чтобы система
распознала изменение количества
восстановителя после долива.
Максимальный объём долива
Указанный максимальный объём долива служит
для выбора дозаправочного контейнера
подходящей ёмкости в случае долива.
33
Концепция индикации AdBlue®
Предупреждения AdBlue® при неисправностях системы SCR
Когда блок управления двигателя регистрирует неисправность системы SCR или с помощью датчика
NOx распознаёт недостаточную эффективность работы, в комбинации приборов отображается
предупреждение о сбое в работе системы SCR.
Сбой в работе, уровень
предупреждения 1
Если после распознавания сбоя в системе SCR
автомобиль проехал 50 км, предупреждение
отображается жёлтым. В качестве визуального
напоминания о сбое в системе дополнительно
отображается символ гаечного ключа.
Неисправность: AdBlue.
Запуск двигателя
Остающийся запас хода составляет 1000 км.
невозможен
Он уменьшается непосредственно на уже
через 1000 км
пройденное расстояние. Это происходит
S540_020
независимо от уровня восстановителя в баке
и скорости расхода восстановителя.
Сбой в работе, уровень
предупреждения 2
Если сбой в системе SCR не будет устранён
до истечения указанного пробега, то после
выключения зажигания двигатель снова
запускаться не будет.
Неисправность: AdBlue.
Запуск двигателя
невозможен
S540_021
При наличии сбоя в системе SCR этот сбой и соответствующее ему предупреждение можно
устранить только с помощью Ведомого поиска неисправностей. Долив AdBlue® в этом случае
не приведёт к удалению предупреждения из комбинации приборов.
Блокировку пуска двигателя можно снять с помощью диагностического тестера на ещё
50 км пробега. Это даёт возможность автомобилю доехать до сервисного предприятия
своим ходом.
34
Техническое обслуживание
Возможности самостоятельной заправки AdBlue®
клиентом
Колонка для заправки AdBlue®
В Passat 2015 залить восстановитель в бак
можно на соответствующей заправочной
колонке (см. стр. 19).
S540_031
Бутыль для дозаливки
Ёмкость бутыли для дозаливки составляет
1,89 л (соответствует половине галлона).
S540_022
Канистра для дозаливки
Ёмкость канистры для дозаливки составляет 5 л.
Для заливки требуется соответствующий
заливочный шланг.
S540_044
35
Техническое обслуживание
Оборудование и специнструмент
Обозначение
Инструмент
Назначение
Стенд для заправки AdBlue®
Передвижным заправочным
VAS 6960
стендом VAS 6960 можно
пользоваться на сервисном
предприятии без подключения
к электрической сети. Реагент
AdBlue® заливается в бак
восстановителя автомобиля
из бака стенда ёмкостью
60 литров с помощью пистолета
с сенсорным управлением.
При достижении максимально
допустимого количества
восстановителя стенд
автоматически отключается.
S540_028
Заправочное устройство
С помощью VAS 6542 можно
для восстановителя AdBlue®
заливать восстановитель в бак
VAS 6542
автомобиля в условиях сервисного
предприятия. Ёмкость канистры
VAS 6542/1 составляет 10 литров.
Максимально допустимый уровень
восстановителя в баке достигнут,
когда в вентиляционном шланге
появляется жидкость или когда
канистра начинает заметно
S540_023
сжиматься. Обязательно
соблюдайте предписанный
перепад высот между канистрой и
заливной горловиной автомобиля.
Подставка V.A.G 1383A/1
Подставка служит для надёжной
установки канистры VAS 6542/1
при заливке восстановителя
с помощью устройства VAS 6542.
S540_049
36
Обозначение
Инструмент
Назначение
Набор для проверки
Инструменты в наборе
VAS 6532
для проверки служат для
проверки количества подачи
восстановителя форсункой
и проверки давления в системе
в рамках Ведомого поиска
неисправностей.
S540_024
Вакуумный контейнер
Вакуумный контейнер служит
VAS 6557
для откачки реагента AdBlue®
из бака восстановителя
на автомобиле.
S540_025
Рефрактометр
Рефрактометр служит
T 10007 A
для проверки концентрации
мочевины в растворе AdBlue®.
S540_038
37
Контрольные вопросы
Какой из ответов правильный?
В приведённых вариантах ответов правильными могут быть один или несколько вариантов.
1.
Как в системе SCR в Passat 2015 при «Зажигание ВЫКЛ.» опорожняется трубопровод подачи
восстановителя?
a) AdBlue® откачивается из трубопровода подачи восстановителя насосом восстановителя
после переключения клапана обратной перекачки восстановителя.
b) AdBlue® выкачивается из подающей магистрали насосом обратной подачи восстановителя.
c) После выключения зажигания содержащийся в трубопроводе восстановителя AdBlue®
впрыскивается через форсунку в выпускной тракт, где временно удерживается
в соответствующем покрытии сажевого фильтра.
2.
Каким образом блок управления двигателя в системе SCR в Passat 2015 определяет уровень
восстановителя в баке?
a) С помощью поплавка с магнитом и шести Reed-контактов.
b) С помощью четырёх датчиков уровня, изготовленных из нержавеющей стали, и анализирующей
электроники.
c) С помощью ультразвукового датчика.
3.
Какое высказывание о контроле эффективности работы системы SCR в Passat 2015 верно?
a) Эффективность работы системы SCR контролируется с помощью датчика NOx перед модулем
нейтрализации ОГ.
b) Эффективность работы системы SCR контролируется с помощью датчика NOx за модулем
нейтрализации ОГ.
c) Эффективность работы системы SCR контролируется с помощью одного лямбда-зонда перед
и одного лямбда-зонда за модулем нейтрализации ОГ.
38
4.
Какие функции выполняет нейтрализатор NH3?
a) Окисляет монооксид углерода до диоксида углерода.
b) Окисляет углерод в частицах сажи до диоксида углерода.
c) Накапливает избыточный аммиак, с помощью которого остающиеся в ОГ оксиды азота
преобразуются в азот и воду.
d) Накапливает оксиды азота, которые затем в ходе регенерации преобразуются в азот и воду.
5.
На дисплее в комбинации приборов отображается следующий символ предупреждения.
Какое утверждение верно?
S540_046
❒ a) Бак восстановителя пуст. После выключения двигателя снова запустить его можно будет только
после залива восстановителя в бак восстановителя.
b) Бак восстановителя пуст. После выключения двигателя снова запустить его можно будет только
после удаления записи в регистраторе событий блока управления двигателя.
c) В работе системы SCR произошёл сбой. Запуск двигателя больше невозможен.
d) В работе системы SCR произошёл сбой. Двигатель можно запустить, чтобы клиент мог доехать
до ближайшей сервисной станции.
39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////