Двигатель Audi 4,0 л V8 TDI семейства EA898. Устройство и принцип действия

 

  Главная      Автомобили - Audi 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Двигатель Audi 4,0 л V8 TDI семейства EA898. Устройство и принцип действия

 

 

Двигатель
Audi 4,0 л V8 TDI
семейства EA898
Программа самообучения 652
Только для внутреннего пользования
Audi Service Training
Занимая особое положение среди силовых агрегатов
Наряду с основными целями разработки следует отметить
в премиум-сегменте, двигатель V8 TDI обеспечивает хорошую
выполнение требования на создание единого агрегата для всех
тягу и достаточный резерв мощности в любой дорожной
рынков. Отнесение к конкретному экологическому классу
ситуации. Этим же путём последовательно идёт и новый V8 TDI.
зависит от системы выпуска ОГ, установленной на автомобиле.
Благодаря нагнетателю с электроприводом (EAV) он
Благодаря реализации описанных далее передовых технологий
обеспечивает отличную приёмистость.
были достигнуты следующие цели:
Модификации нового поколения двигателя предлагаются
• высокая мощность двигателя и высокий крутящий момент
со следующими характеристиками:
для спортивного позиционирования на модели S;
• диапазон мощности от 310 до 320 кВт;
• низкий расход топлива для высоких показателей
• максимальный крутящий момент до 900 Н·м;
эффективности в сегменте автомобилей с большой
• экологический класс Евро-6 (ZG);
мощностью;
• экспортные варианты по экологическому классу Евро-5
• низкая, с запасом на будущее, токсичность выбросов
и ULEV125.
по экологическим классам Евро-6, Евро-5 и ULEV125
для применения по всему миру;
• быстрый набор мощности и максимальная приёмистость,
а также высокий комфорт.
Учебные цели этой программы самообучения
652_002
В этой программе самообучения описываются устройство
• Какой архитектуре соответствуют узлы, расположенные
и принцип действия двигателя 4,0 л V8 TDI серии EA898.
в развале блока цилиндров?
• Как приводится в действие насос ОЖ и является ли он
Проработав настоящую программу самообучения, вы сможете
отключаемым?
ответить на следующие вопросы:
• Какое напряжение подаётся на электрический привод
нагнетателя (EAV)?
• Как работает система регулирования давления наддува?
2
Содержание
Введение
Краткое описание и особенности _________________________________________________________________________________________________________________________ 4
Технические характеристики ______________________________________________________________________________________________________________________________ 6
Концепция двигателя с «горячей стороной» в развале блока цилиндров _ _________________________________________________________________________ 7
Механическая часть двигателя
Блок цилиндров _____________________________________________________________________________________________________________________________________________ 8
Привод ГРМ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 10
Головка блока цилиндров ________________________________________________________________________________________________________________________________ 12
Система управления подъёмом клапанов Audi valvelift system (AVS) _ ____________________________________________________________________________ 13
Система вентиляции картера ____________________________________________________________________________________________________________________________ 14
Система смазки
Схема системы _____________________________________________________________________________________________________________________________________________ 16
Контур системы смазки ___________________________________________________________________________________________________________________________________ 18
Масляный фильтр _________________________________________________________________________________________________________________________________________ 18
Масляный насос ___________________________________________________________________________________________________________________________________________ 19
Охлаждение масла ________________________________________________________________________________________________________________________________________ 19
Система рециркуляции ОГ
Обзор _ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 20
Радиатор системы рециркуляции ОГ _ __________________________________________________________________________________________________________________ 21
Система охлаждения
Схема системы _____________________________________________________________________________________________________________________________________________ 22
Модуль системы охлаждения ____________________________________________________________________________________________________________________________ 24
Система впуска и наддува
Комбинированный кожух двигателя со встроенным воздушным фильтром ______________________________________________________________________ 27
Система впуска ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ 28
Впускной коллектор _ _____________________________________________________________________________________________________________________________________ 29
Нагнетатель с электрическим приводом (EAV) ________________________________________________________________________________________________________ 30
Бортовая электрическая подсеть 48 В __________________________________________________________________________________________________________________ 33
Группа наддува ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ 34
Регулирование давления наддува ______________________________________________________________________________________________________________________ 35
Топливная система
Схема системы _____________________________________________________________________________________________________________________________________________ 38
Контур высокого давления топливной системы _______________________________________________________________________________________________________ 40
Система нейтрализации ОГ SCR _________________________________________________________________________________________________________________________ 41
Система выпуска отработавших газов
Обзор _ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 42
Модуль нейтрализации ОГ _______________________________________________________________________________________________________________________________ 42
Каталитический нейтрализатор NH3 (исполнение для Северной Америки) ______________________________________________________________________ 43
Электронная система управления двигателя
Схема системы _____________________________________________________________________________________________________________________________________________ 44
Техническое обслуживание
Оборудование и специнструмент _______________________________________________________________________________________________________________________ 46
Приложение
Программы самообучения _______________________________________________________________________________________________________________________________ 47
Программа самообучения содержит базовую информацию по устройству новых моделей автомобилей,
конструкции и принципам действия новых систем и компонентов.
Указание
Она не является руководством по ремонту! Указанные значения служат только для облегчения
понимания и действительны для имевшихся на момент составления программы самообучения данных.
Программа самообучения не актуализируется.
Дополнительная
Для проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту необходимо использовать
информация
соответствующую техническую документацию.
3
Введение
Краткое описание и особенности
Общее с двигателем 3,0 л V6 TDI поколения 2 evo
Меры по снижению выбросов CO2
• Концепция привода ГРМ.
• Инновационная система терморегулирования (ITM) 2.
• Концепция головок блока цилиндров.
• Концепция масляного насоса с полностью регулируемой
• Концепция системы терморегулирования.
производительностью.
• Концепция однопоточной системы рециркуляции ОГ высокого
• Снижение потерь на трение за счёт поршневых колец
давления.
с покрытием и уменьшения усилия предварительного сжатия.
• Уменьшение потерь на трение в опорах валов
турбонагнетателей.
• Использование моторного масла 0W-20.
Масляный насос
Система управления подъёмом
клапанов Audi valvelift system (AVS)
• Сблокированный масляный/вакуумный насос в масляном поддоне.
• Полностью регулируемая производительность масляного насоса.
• На стороне впуска и на стороне выпуска.
Цепной привод
масляного/
вакуумного насоса
Масляный
и вакуумный
652_032
насосы
652_021
Встроенный масляный фильтр
• Установлен в масляном поддоне под щитком.
Масляный фильтр
652_022
Активные опоры двигателя
• Снижение вибрации двигателя.
652_088
4
Контур высокого давления
Комбинированная нейтрализация
топливной системы
отработавших газов
• Система впрыска Common Rail с давлением впрыска до 2500 бар.
• Комбинированный NOC (окислительный нейтрализатор NOx) и сажевый
фильтр с покрытием SCR, установленный в непосредственной близости
от двигателя (в развале блока цилиндров).
652_017
652_023
Наддув
• Комбинация из активного и пассивного турбонагнетателей.
• Горячая сторона в развале блока цилиндров.
• Переключение пассивного турбонагнетателя через AVS со стороны
выпускных клапанов.
Активный
турбонагнетатель
Пассивный
турбонагнетатель
652_019
Нагнетатель с электрическим
приводом (EAV)
• Дополнение к обычным турбонагнетателям.
• Питание от бортовой подсети 48 В.
652_015
652_024
5
Технические характеристики
Внешняя скоростная характеристика двигателя 4,0 л V8 TDI EA898
(буквенное обозначение CZAC)
Мощность, кВт
Крутящий момент, Н·м
652_050
Выгравированный номер двигателя находится спереди
по направлению движения, под головкой блока цилиндров,
на выступающем краю блока в развале блока цилиндров.
Частота вращения, об/мин
652_007
Характеристики
Технические данные
Буквенное обозначение двигателя
CZAC
Конструктивное исполнение
8-цилиндровый V-образный с углом развала цилиндров 90°
Рабочий объём, см3
3956
Ход поршня, мм
91,4
Диаметр цилиндра, мм
83,0
Число клапанов на цилиндр
4
Порядок работы цилиндров
1-5-4-8-6-3-7-2
Степень сжатия
16,0 : 1
Мощность, кВт при об/мин
320 при 3750-5000
Крутящий момент, Н·м при об/мин
900 при 1000-3250
Топливо
Дизельное топливо, соответствующее стандарту EN 590
Наддув
Изменяемая геометрия турбины, активный и пассивный турбонагнетатели,
электрорегулятор давления наддува, EAV (нагнетатель с электроприводом)
Электронная система управления
Bosch CRS 3.25
двигателя
Максимальное давление впрыска, бар
2500 бар
Система нейтрализации ОГ
NOC (окислительный нейтрализатор NOx), сажевый фильтр с покрытием SCR
со встроенным нейтрализатором NH3
Экологический класс
Евро-6 (ZG)
Выбросы CO2, г/км
189-198 1)
1) Зависит от размерности шин.
Volkswagen Technical Site: http://vwts.ru http://vwts.info
6
огромный архив документации по автомобилям Volkswagen, Skoda, Seat, Audi
Концепция двигателя с «горячей стороной» в развале блока цилиндров
Турбонагнетатель и система рециркуляции ОГ размещены
и выброса вредных веществ. Система рециркуляции ОГ
в развале блока цилиндров. Эта компактная компоновка
расположена на самом нижнем уровне развала блока
соответствует многоуровневой архитектуре и благодаря
цилиндров.
двухпоточной системе выпускного коллектора обеспечивает
Пропускающий отработавшие газы по U-образному пути
короткие пути газов, а также близкое к двигателю расположение
радиатор этой системы с пневматическим перепускным
компонентов системы нейтрализации ОГ. Эта концепция,
клапаном и электромагнитным клапаном рециркуляции ОГ
с «горячей стороной» в развале блока цилиндров, создаёт
(GX5) оптимизирован для достижения минимальных потерь
основу для достижения целей в отношении расхода топлива
давления.
Компоненты в развале блока цилиндров
Выпускной коллектор
Группа наддува
Активный
турбонагнетатель
Пассивный
турбонагнетатель
Система рециркуляции ОГ
652_044
7
Механическая часть двигателя
Блок цилиндров
Блок цилиндров из сплава GJV450, изготовленный методом
литья в песчаные многоместные формы, — абсолютно новая
разработка. Расположение «горячей стороны» наддува
в развале блока цилиндров и раздельное охлаждение головок
и блока во многом определили геометрию блока цилиндров.
При конструировании блока цилиндров ставилась задача
последовательного и целенаправленного уменьшения толщины
стенок. Сложные участки подачи масла и ОЖ к теплообменникам
масло — ОЖ были вынесены из блока цилиндров
и интегрированы в алюминиевую передающую плиту простой
конструкции.
Раздельное охлаждение головок и блока позволяет
охлаждающей жидкости в блоке цилиндров не циркулировать
при холодном пуске, что в сочетании с малым объёмом рубашки
охлаждения улучшает прогрев.
Для достижения оптимальной цилиндрической формы зеркала
цилиндров хонингуются на специальных станках с применением
оснастки, имитирующей установку ГБЦ. Этот метод — главное
условие для надёжной работы поршневых колец с малым
предварительным натягом и важный вклад в оптимальный
баланс потерь мощности на трение.
Встроенный в масляный
поддон масляный фильтр
Поршни
Для снижения трения и повышения прочности алюминиевые
поршни с кольцевым каналом охлаждения оснащены втулками,
а палец имеет покрытие DLC 1). Подвергаемый высоким
нагрузкам край выемки в днище после процесса отливки
и предварительной обработки переплавляется с помощью
энергии лазера, чтобы сохранить как можно более тонкую
и высокопрочную структуру алюминия.
Особое внимание при расчёте параметров поршневых колец
Переплавленный
уделялось снижению трения. Так, например, используются
край выемки
слабый предварительный натяг и малая высота колец.
Необходимую износостойкость первого (маслосъёмного) кольца
удалось реализовать за счёт комбинированного многослойного
покрытия из PVD (physical vapour deposition) и DLC 1).
Кольцевой канал
охлаждения
Поршневой палец
с покрытием DLC 1)
1) DLC (Diamond like Carbon) — это аморфный или
Втулка
алмазоподобный углерод. Эти покрытия обладают очень
высокой твёрдостью и отличаются очень низким
коэффициентом сухого трения. Их можно отличить
по чёрно-серой глянцевой поверхности.
652_026
8
Блок цилиндров
Шестерня для привода
насоса ОЖ
Масляный радиатор
(теплообменник масло — ОЖ)
Масляный и вакуумный насосы
652_025
Передающая плита
Участок контура циркуляции масла и ОЖ перед
теплообменниками масло — ОЖ был вынесен из блока
цилиндров и интегрирован в алюминиевую передающую плиту
простой конструкции.
Передающая плита
Теплообменник
масло — ОЖ 2
Теплообменник
масло — ОЖ 1
652_008
9
Привод ГРМ
Компоновка, известная по семейству двигателей V6 TDI, была
двухвальный привод. Это надёжно защищает от резонансов
применена и для нового двигателя V8 TDI, поэтому привод ГРМ
и высоких нагрузок на цепь во всём диапазоне частоты
расположен со стороны маховика. С учётом высоких
вращения двигателя.
динамических нагрузок на топливный насос высокого давления
Привод установленного в масляном поддоне масляного/
при применении системы впрыска с давлением 2500 бар
вакуумного сдвоенного насоса в этом двигателе осуществляется
цепной привод ТНВД выполнен как крутильно-жёсткий
отдельной цепью напрямую от носка коленвала.
Цепной
привод
предыдущей
модели
Цепной привод
нового
поколения
652_027
Топливный насос высокого
давления
Цепной привод
ТНВД
Проходной вал
насоса ОЖ
Привод ГРМ
Цепной привод
масляного
и вакуумного
насосов
Масляный
и вакуумный
насосы
652_028
10
Привод распредвалов
Благодаря промежуточной шестерне в ГБЦ для реализации
дополнительных опорах было как можно меньше, опора
передаточного отношения 2 : 1 удалось отказаться от крупных
промежуточной шестерни выполнена на основе игольчатого
звёздочек распредвалов. От этой промежуточной шестерни
подшипника. Для повышения надёжности при использовании
усилие привода распредвалов передаётся на зубчатую пару,
масел разного качества и разной вязкости в V-образных
каждая шестерня которой имеет компенсацию бокового зазора
дизельных двигателях Audi применяются только втулочные цепи
в зубьях для снижения шума. Чтобы трение в этих
с диффузионно-хромированными пальцами.
Цилиндрическая
зубчатая пара
с компенсацией
бокового зазора
Упор
омегообразной
пружины
в неподвижную
шестерню
Промежуточная
шестерня
Звёздочка
Омегообразная
пружина
Игольчатый
подшипник
Неподвижная
шестерня
652_029
Подвижная
шестерня
Механизм компенсации бокового зазора в зубьях
Выемка неподвижной
Омегообразная
Чтобы компенсировать боковой зазор в зубьях, омегообразная
шестерни
пружина
пружина устанавливается в выемку неподвижной шестерни
и натягивается в направляющей подвижной шестерни.
Отверстие
для эксцентрикового
пальца при монтаже
При установке шестерня распредвала фиксируется
во взведённом состоянии с помощью эксцентрикового пальца
и с зазором входит в зацепление с ведущей шестернёй. После
Стопорное
кольцо
монтажа эксцентриковый палец вынимается, усилие пружины
проворачивает обе шестерни друг относительно друга и боковой
Распредвал
зазор в зубьях пары шестерён исчезает.
Неподвижная
шестерня
Подвижная
шестерня
652_074
11
Головка блока цилиндров
Высокие требования к головке блока цилиндров относительно
были локализация облоя от литейных форм вне
мощности и максимального давления в цилиндрах выполняются
высоконагружаемых участков и возможность его
благодаря симметричному расположению клапанов
автоматизированного удаления.
с параллельными осями, а также двухконтурной рубашке
Конструктивное исполнение ГБЦ, учитывающее концепцию
охлаждения.
двигателя с «горячей стороной» наддува в развале блока
Чтобы исключить влияние микробороздок в зонах высокой
цилиндров, в сочетании с дальнейшей структурной оптимизацией
нагрузки, конструкция рубашки охлаждения и впускных каналов
привело к снижению массы обеих головок блока примерно
оптимизирована для уменьшения облоя. Целями оптимизации
на 7,0 кг по сравнению с предыдущей моделью двигателя.
Регулятор кулачка
впускного клапана
Форсунка
Перемещаемый
блок кулачков
Роликовый рычаг
клапана
Выпускной канал
к пассивному
турбонагнетателю
Свеча накаливания
Выпускной канал к активному
турбонагнетателю
652_030
Рубашка охлаждения
Верхняя рубашка охлаждения
Нижняя рубашка охлаждения благодаря высокой скорости
потоков ОЖ обеспечивает интенсивное охлаждение плиты камер
сгорания и высоконагруженных межклапанных перемычек.
По сравнению с предыдущей моделью двигателя
с нераздельной рубашкой охлаждения температуру перемычек,
несмотря на повышение мощности, удалось снизить почти
на 30 °C.
В верхней рубашке с меньшей потребностью в охлаждении
скорости потоков небольшие, чтобы потери давления со стороны
ОЖ оставались как можно ниже.
Нижняя рубашка охлаждения
652_031
Вентиляционный канал
При утечке в области уплотнительного кольца форсунки
давление из камеры сгорания может стравливаться через такой
канал. Вентиляционный канал расположен в головке блока
цилиндров над модулем впускного коллектора.
Он предотвращает попадание избыточного давления из камеры
сгорания через систему вентиляции картера на компрессорную
часть турбонагнетателей, что может нарушить их работу или
повредить/выдавить из блока цилиндров манжетные
уплотнения.
Вентиляционный канал
652_065
12
Система управления подъёмом клапанов Audi valvelift system (AVS)
Ключевым элементом переключаемой схемы обоих
открытия клапана варьируется с помощью двух разных
турбонагнетателей является система Audi valvelift system (AVS).
профилей кулачка, чтобы, с одной стороны, обеспечивать
Эта система, уже применяемая на бензиновых двигателях
оптимальную приёмистость, а с другой — выдавать номинальную
концерна VW, была усовершенствована для граничных условий
мощность за счёт долгой фазы открытия: узкая фаза —
дизельного двигателя.
для приёмистости (угол открытия 163° КВ), широкая фаза —
для мощности (угол открытия 185° КВ).
С учётом расположения форсунок и клапанов, стоящих
перпендикулярно плите камер сгорания, основной вал AVS
Благодаря регулированию впускных клапанов удалось
установлен на опорах между отдельными цилиндрами.
реализовать кривую подъёма этих клапанов, оптимальную как
На шлицах основного вала размещены отдельные блоки
для отзывчивости на низких оборотах, так и для наполнения
кулачков, перемещаемые в осевом направлении. Пальцы
камер сгорания на высоких оборотах. Такая комбинация
электромагнитного актюатора (регулятора кулачка) входят
с герметичной переключаемой схемой обоих турбонагнетателей,
в переключающую канавку блока кулачков и тем самым
реализуемой с помощью регулирования выпускных клапанов,
обеспечивают его осевое перемещение между двумя
обеспечивает существенное ускорение реакции на нажатие
фиксированными положениями. На стороне впуска ширина фаз
педали акселератора.
Сторона впуска
Сторона выпуска
Регулятор кулачка
впускного клапана
Форсунка
Блок кулачков
Блок кулачков
Регулятор кулачка
выпускного клапана
Свеча накаливания
Переключаемый
выпускной клапан
для переключаемого
наддува
163° КВ
652_075
652_032
185° КВ
13
Система вентиляции картера
Двигатель 4,0 л V8 TDI оснащён эффективной системой
вентиляции картера. Картерные газы через лабиринт подаются
вентиляции картера. Она состоит из модуля системы вентиляции
в оба маслоотделителя тонкой очистки с циклонными
картера и каналов картерных газов в клапанных крышках.
элементами (завихрителями), которые установлены
горизонтально и вертикально в закрытом корпусе. За счёт этого
Поднимающиеся из блока цилиндров картерные газы
отделяются последние остатки масла.
подводятся к центрам клапанных крышек и направляются через
маслоотделитель грубой очистки. Этот маслоотделитель состоит
Отделённое масло стекает по нескольким сливным каналам
из нескольких ведущих наверх ступенек (успокоительных камер),
и подаётся в масляный поддон над уровнем масла. Очищенные
которые отвечают за первый этап отделения масла от картерных
от масла картерные газы через клапан регулирования давления
газов. Далее картерные газы попадают в маслоотделитель
попадают в насосную секцию активного турбонагнетателя
тонкой очистки. Один такой маслоотделитель установлен
и подаются в камеры сгорания.
в левой клапанной крышке и два — в модуле системы
Обзор
Маслоотделитель
Очищенные картерные газы к насосной
тонкой очистки
секции активного турбонагнетателя
Модуль системы вентиляции картера
Возврат масла
Трубопровод вентиляции
Клапанная крышка со встроенным
с двумя маслоотделителями тонкой очистки
с жёстким соединением
маслоотделителем грубой очистки
652_009
14
Модуль системы вентиляции картера
В задней части двигателя находится модуль системы вентиляции
и канал стока масла от маслоотделителя тонкой очистки левого
картера. В него встроены два маслоотделителя тонкой очистки
ряда цилиндров.
для правого ряда цилиндров, клапан регулирования давления
Очищенные картерные
Маслоотделитель тонкой очистки
Обратный клапан
газы к насосной секции
для левого ряда цилиндров
активного
Чтобы в любых состояниях, например при замерзании системы
турбонагнетателя
Картерные газы
вентиляции картера, масло из масляного поддона
от левого ряда
не всасывалось во впускной тракт, предусмотрен
цилиндров
закрывающийся обратный клапан. Он установлен в возвратном
масляном канале модуля системы вентиляции картера.
Возврат масла
от левого ряда
цилиндров
Картерные газы
от правого ряда
Клапан
цилиндров
регулирования
давления
Маслоотделители тонкой очистки
для правого ряда цилиндров
Возврат масла
в масляный поддон
652_014
Обратный клапан
Маслоотделители тонкой очистки
По принципу действия маслоотделители тонкой очистки
или отключение этих двух пакетов обеспечивается запорными
являются центробежными — так называемыми осевыми
пружинами разной упругости. Маслоотделитель тонкой очистки
циклонами (PolyswirlTM). Каждый такой отделитель состоит
открывается под действием потока картерных газов. Он зависит
из восьми постоянно открытых завихрителей, а также из двух
от частоты вращения двигателя. Закрытие осуществляется
пакетов по восемь завихрителей, которые подключаются или
усилием запорных пружин.
отключаются в зависимости от объёмного потока. Подключение
Запорные пружины
Постоянно открытые завихрители
Очищенные
картерные газы
Завихрение
Отделённое масло
Впуск картерных газов
(неочищенных)
Пакет из 8 завихрителей
(открывается
в зависимости
от объёмного потока)
Постоянно открытые
завихрители
652_016
15
Система смазки
Схема системы
Условные обозначения
A
Подшипник распредвала
B
Гидрокомпенсатор
A
A
A
A
A
C
Коренной подшипник
1
Турбонагнетатель 1
B
B
B
B
B
B
B
B
2
Турбонагнетатель 2
3
Дроссель
4
Теплообменник масло — ОЖ 1
5
Теплообменник масло — ОЖ 2
6
Модуль масляного фильтра
7
Натяжитель цепи, привод A
8
Натяжитель цепи, привод D
9
Форсунка охлаждения поршня
A
A
A
A
A
10
Обратный клапан
11
Клапан регулирования давления масла N428
12
Регулируемый масляный насос
B
B
B
B
B
B
B
B
13
Вакуумный насос
ГБЦ 2
3
4
6
5
10
Контур высокого давления
Контур низкого давления
10
10
12
13
16
A
A
A
A
A
B
B
B
B
B
B
B
B
1
2
A
A
A
A
A
B
B
B
B
B
B
B
B
ГБЦ 1
3
7
8
9
9
9
9
C
C
C
C
C
11
Блок цилиндров
Масляный поддон
652_005
17
Контур системы смазки
Пассивный
турбонагнетатель
Активный
турбонагнетатель
Натяжитель цепи
Каналы подачи масла
к распредвалам
и гидрокомпенсаторам
Главный
масляный канал
Форсунки охлаждения
поршней
Датчик давления
масла
F22
Теплообменник
масло — ОЖ 2
Модуль масляного
фильтра
(в масляном
поддоне)
Теплообменник
масло — ОЖ 1
Клапан регулирования
давления масла
N428
Масляный
и вакуумный
насосы
652_047
Масляный фильтр
Для компактности масляный фильтр установлен внутри
масляного поддона. Доступ к этому фильтру возможен через
сервисную крышку на поддоне.
Сменный
элемент
масляного
фильтра
Сервисная крышка
на масляном фильтре
с уплотнительным
кольцом
Сервисная крышка
на масляном поддоне
с уплотнительным кольцом
652_010
18
Масляный насос
В контуре системы смазки применяется масляный насос
адаптацию создаваемого давления/объёмного потока
с полностью регулируемой производительностью от двигателя
в зависимости от нагрузки и частоты вращения. Кроме того,
V6 TDI, доработанный для удовлетворения потребности в масле
для оптимизации трения параметрическая характеристика
двигателя V8 TDI. Шиберный насос, плавно регулируемый
управления насоса предусматривает регулирование/отключение
с помощью эксцентрикового кольца, обеспечивает оптимальную
подачи масла на форсунки охлаждения поршней.
Устройство
Пластинчатый
Ротор с шиберами
клапан
Клапан
Крышка
Ротор с лопастью
вакуумного
вакуумного насоса
насоса
Приводной вал
Регулирующее
Крышка масляного
кольцо с пружиной
насоса
Клапан
Маслозаборник
холодного пуска
Сетчатый масляный
фильтр
652_052
Охлаждение масла
Для быстрого нагрева масла после холодного пуска поток ОЖ
по мере необходимости только при высоких температурах масла
к теплообменникам масло — ОЖ отключается. В фазе холодного
посредством переключения клапана масляного радиатора.
пуска и при низких нагрузках двигателя охлаждающая жидкость
через теплообменники масло — ОЖ не течёт. ОЖ подаётся в них
Передающая
плита
Теплообменник
масло — ОЖ 2
Теплообменник
масло — ОЖ 1
652_008
19
Система рециркуляции ОГ
Обзор
При высокой температуре в камерах сгорания любого ДВС
в камеры сгорания. За счёт этого сокращается доля свежего,
в процессе горения топлива с избытком воздуха образуются
богатого кислородом воздуха, что замедляет химические
нежелательные оксиды азота. От большой части этих продуктов
реакции, протекающие в камерах сгорания. Это приводит
сгорания позволяет избавиться рециркуляция ОГ. Система
к снижению температуры в камерах сгорания, в результате чего
рециркуляции ОГ отводит часть отработавших газов обратно
образуется значительно меньше NOx.
Место отбора ОГ
Активный
из активного
турбонагнетатель
турбонагнетателя
Датчик давления
в системе
рециркуляции ОГ
G691
Клапан
рециркуляции ОГ
GX5
Трубопровод
наддувочного
Радиатор
воздуха
системы
рециркуляции
ОГ
652_062
Место входа ОГ
в трубопровод наддувочного
воздуха
20
Радиатор системы рециркуляции ОГ
Поток охлаждающей жидкости
Схема протока газов через радиатор системы рециркуляции ОГ
Радиатор системы
Выход ОГ
Вход ОГ
предусматривает двойной по сравнению с длиной радиатора
рециркуляции ОГ
путь газов через радиатор. Отработавшие газы из выпускного
коллектора проходят по U-образному пути через нижнюю
и верхнюю части радиатора системы рециркуляции ОГ.
Они проходят по трубкам радиатора и отдают тепло
охлаждающей жидкости. Для увеличения площади
теплопередачи на газопроводящих трубках имеются углубления.
Холодная ОЖ попадает в радиатор системы рециркуляции ОГ
в области входа горячих отработавших газов. В верхней части
радиатора происходит так называемое прямоточное
охлаждение, а в нижней — противоточное.
Выход ОЖ
Вход ОЖ
Газопроводящие
трубки с углублениями
Клапан
рециркуляции ОГ
GX5
652_066
Перепускной режим
Режим охлаждения
Внешняя рециркуляция ОГ отличается тем, что отработавшие
Для ещё более эффективного сокращения оксидов азота
газы на стороне выпуска двигателя отбираются из выпускного
применяется дополнительное жидкостное охлаждение
коллектора и подаются снова в камеры сгорания. При холодном
отработавших газов посредством радиатора системы
двигателе горячие ОГ через перепускной канал отводятся прямо
рециркуляции ОГ. Перепускной клапан, управляемый клапаном
в тракт наддувочного воздуха. Это способствует быстрому
обходного канала охлаждения системы рециркуляции ОГ N386,
прогреву окислительного нейтрализатора и двигателя.
открывает доступ к радиатору системы рециркуляции ОГ. Теперь
отработавшие газы проходят через трубки, омываемые
охлаждающей жидкостью, и отдают ей тепло. В результате
снижается температура в камерах сгорания и уменьшается доля
NOx в отработавших газах.
Пневматический
Вход ОГ
Пневматический
Вход ОГ
перепускной клапан
перепускной клапан
системы рециркуляции ОГ
системы рециркуляции ОГ
Клапан
Клапан
рециркуляции ОГ
рециркуляции ОГ
К входу системы
GX5
К входу системы
GX5
рециркуляции ОГ
рециркуляции ОГ
на трубопроводе
на трубопроводе
наддувочного
наддувочного
воздуха
воздуха
Перепускной
Перепускной
клапан радиатора
клапан радиатора
открыт
закрыт
Радиатор системы
Выход ОЖ
Радиатор системы
Выход ОЖ
рециркуляции ОГ
рециркуляции ОГ
652_045
652_046
21
Система охлаждения
Схема системы
1
2
V488
N509
3
4
N474
6
8
5
7
9
10
12
G8
11
13
14
15
15
16/F265
17
18
G62
15
G83
19
20
V645
J671
J293
21
15
652_004
22
Пояснения к иллюстрации на стр. 22
1
Передний теплообменник отопителя
F265 Термостат системы охлаждения двигателя с электронным
2
Задний теплообменник отопителя
управлением
3
Радиатор ATF
4
Турбонагнетатель 1
G8
Датчик температуры масла
5
Расширительный бачок системы охлаждения
G62
Датчик температуры ОЖ
6
Головка блока цилиндров ряда 1
G83
Датчик температуры ОЖ на выходе из радиатора
7
Полублок цилиндров ряда 1
G812 Датчик 3 температуры ОЖ
8
Головка блока цилиндров ряда 2
9
Полублок цилиндров ряда 2
J293
Блок управления вентилятора радиатора
10
Радиатор системы рециркуляции ОГ
J671
Блок управления 2 вентилятора радиатора
11
Турбонагнетатель 2
12
Теплообменник масло — ОЖ 1
N474 Форсунка восстановителя
13
Теплообменник масло — ОЖ 2
N509 Клапан охлаждения масла КП
14
Насос ОЖ
15
Обратный клапан
V488 Вспомогательный насос отопителя
16
Поворотная заслонка с электрически нагреваемым
V645 Насос ОЖ нагнетателя с электроприводом
термостатическим элементом с восковым наполнителем
17
Регулирующий клапан контура охлаждения масла
18
Нагнетатель с электрическим приводом (EAV)
19
Регулирующий клапан контура охлаждения головок/блока
Охлаждённая ОЖ
20
Дроссель
21
Радиатор охлаждающей жидкости
Горячая ОЖ
Детали и узлы на двигателе
Пассивный
турбонагнетатель
Радиатор системы
Активный
рециркуляции ОГ
турбонагнетатель
Клапан
рециркуляции ОГ
GX5
Удаление
воздуха
Термостат системы
охлаждения двигателя
с электронным
управлением
F265
Возврат
из радиатора ОЖ
Модуль системы
Регулирующий клапан
охлаждения
контура масляного
радиатора
Насос ОЖ
Регулирующий клапан
контура охлаждения
головок/блока
Подача
в радиатор ОЖ
652_040
Volkswagen Technical Site: http://vwts.ru http://vwts.info
огромный архив документации по автомобилям Volkswagen, Skoda, Seat, Audi
23
Модуль системы охлаждения
Новая концепция терморегулирования позволяет при отсутствии
циркуляции ОЖ в блоке цилиндров независимо подавать
охлаждающую жидкость к отопителю и к коробке передач,
радиатору системы рециркуляции ОГ и турбонагнетателям через
контур охлаждения ГБЦ.
Блок цилиндров и его головки охлаждаются по двум
параллельно подключённым контурам охлаждения. Объёмный
поток охлаждающей жидкости для обоих контуров проходит
от горячего входа в развале блока цилиндров поперёк через
блок цилиндров или его головку к холодной внешней стороне.
Расположенный в передней части двигателя насос ОЖ имеет
закрытую крыльчатку с трёхмерно изогнутыми лопастями
и непрерывно снабжает оба подконтура. Этот насос ОЖ
приводится через шестерню от проходного вала, включённого
в привод ГРМ.
Спереди на двигателе установлен модуль системы охлаждения,
в который встроены важные функциональные узлы контура
охлаждения. Спиральный корпус насоса ОЖ является основой
модуля системы охлаждения. Электронно-управляемый
термостат с поворотной заслонкой и электрически нагреваемым
термостатическим элементом с восковым наполнителем
для подключения большого контура охлаждения закреплён
652_060
на модуле системы охлаждения со стороны входа ОЖ. Кроме
того, в модуль встроены пневматический регулирующий клапан
Модуль системы охлаждения с насосом ОЖ
головок/блока, управляемый клапаном сброса давления N155,
и пневматический перепускной клапан масляного радиатора,
управляемый клапаном 2 обходного канала охлаждения
системы рециркуляции ОГ N387. Перечисленные электрические
клапаны управляются сигналами с широтно-импульсной
модуляцией и регулируют разрежение на указанных
пневматических клапанах.
Устройство
Подача ОЖ
Насос ОЖ
Регулирующий
Регулирующий клапан
к двигателю
клапан контура
контура охлаждения
охлаждения масла
головок/блока
Поворотная заслонка
(открытая)
Возврат
Подача
от двигателя
к радиатору ОЖ
Термостат системы охлаждения
двигателя с электронным управлением
F265
Возврат
от радиатора ОЖ
652_039
24
Электронно-управляемый термостат с поворотной заслонкой
и электрически нагреваемым термостатическим элементом с восковым наполнителем
Необходимый уровень температуры в контуре системы
в радиатор системы охлаждения не происходит. Нагретая
охлаждения в ГБЦ поддерживается с помощью электронного
охлаждающая жидкость направляется для прогрева масла ATF,
термостата (с нагреваемым термостатическим элементом
а при необходимости и в теплообменник отопителя салона.
с восковым наполнителем). При прогреве двигателя напряжение
Подача напряжения на электронно-управляемый термостат
на термостат не подаётся и он открывается при 90 °C. Таким
в рамках физических возможностей радиатора позволяет
образом, до достижения этой температуры передачи тепла
понизить уровень температуры в контуре охлаждения ГБЦ.
Управление поворотной заслонкой
Точка поворота
Поворотная заслонка
открывается
Направляющий
стержень
Канал для потока
ОЖ освобождается
Толкатель с пружиной
Термостатический
элемент с восковым
наполнителем
Электрический
Управляющий шток
разъём для нагрева
отжимает толкатель
термостатического
против усилия
элемента с восковым
пружины
наполнителем
652_070
Термостатический элемент представляет собой герметичный
толкатель перемещается по направляющему стержню. В точке
контейнер, заполненный воскообразным веществом,
поворота линейное движение толкателя преобразуется
расширяющимся при нагреве. С помощью встроенного
в поворотное движение заслонки. В результате поворотная
нагревательного элемента воскообразный наполнитель
заслонка открывается или закрывается. При остывании
расплавляется и существенно увеличивается в объёме. При этом
наполнитель снова сжимается, и управляющий шток под
управляющий шток смещается наружу и сдвигает толкатель
действием пружины вызывает закрывание поворотной заслонки.
против усилия пружины, а связанный с поворотной заслонкой
Термостат закрыт
Термостат открыт
652_042
652_041
Датчик температуры ОЖ
Датчик температуры ОЖ
на выходе из радиатора
G62
G83
25
Регулирующие клапаны с пневмоприводом (поворотные золотниковые клапаны)
На модуле системы охлаждения находятся два регулирующих
клапана. По принципу действия оба эти клапана являются
пневматически управляемыми поворотными золотниковыми
клапанами со следующими функциями.
Регулирующий клапан контура охлаждения головок/блока
Регулирующий клапан контура охлаждения масла
Во время прогрева двигателя контур охлаждения блока цилиндров
Для дополнительного ускорения прогрева двигателя в системе
перекрывается стоящим на его выходе поворотным золотниковым
предусмотрена концепция управления потоком ОЖ через
клапаном (управляемым с помощью вакуумного привода)
масляный радиатор. Для этого поворотный золотниковый
и циркуляции ОЖ через него, таким образом, не происходит.
клапан управляется клапаном 2 обходного канала охлаждения
Это делается для ускорения прогрева двигателя и снижения потерь
системы рециркуляции ОГ N387 сигналами с широтно-
на трение в кривошипно-шатунном механизме.
импульсной модуляцией.
После того как двигатель полностью прогреется, температура
Для быстрого нагрева масла после холодного пуска поток ОЖ
в контуре охлаждения блока цилиндров с помощью поворотного
к теплообменникам масло — ОЖ отключается. В фазе холодного
золотникового клапана с вакуумным приводом поддерживается
пуска и при низких нагрузках двигателя охлаждающая жидкость
на уровне около 105 °C. Это позволяет шатунно-поршневой
через теплообменники масло — ОЖ не течёт.
группе работать в оптимальном температурном диапазоне
с точки зрения минимизации потерь на трение. Для этого
поворотный золотниковый клапан управляется клапаном сброса
давления N155 сигналами с широтно-импульсной модуляцией
(ШИМ).
Принцип действия клапана контура охлаждения головок/блока
Поворотный золотниковый клапан закрыт
Тяга
Вакуумный привод
Разрежение
Поворотный золотник,
закрыт
652_012
Поворотный золотниковый клапан открыт
Поток ОЖ
Атмосферное
давление
Поворотный
652_011
золотник, открыт
26
Система впуска и наддува
Комбинированный кожух двигателя со встроенным воздушным фильтром
Кожух двигателя, функционально представляющий собой
при движении в условиях брызг/дождя, а также на бездорожье
крышку воздушного фильтра, составлен и сварен из нескольких
с креном в пределах допустимого бокового наклона автомобиля.
частей. В нижней части находится закреплённый на двигателе
Основной сток управляется атмосферным давлением
корпус воздушного фильтра с фильтрующими элементами,
(дренажный шланг).
патрубками к турбонагнетателям и креплениями
для маслозаливного патрубка. Кроме того, здесь установлены
Поскольку расход воздуха у двигателя очень высокий,
оба расходомера воздуха G70 и G246. Корпус воздушного
воздушный фильтр не имеет перепускного клапана.
фильтра имеет два воздухозаборных отверстия у передней
Всасываемый влажный воздух очищается от воды, ударяясь
несущей панели. Для удаления воды из корпуса воздушного
о расположенные внутри щитки слева и справа.
фильтра предусмотрена дренажная система с несколькими
Они же защищают фильтрующий элемент от промокания.
отверстиями, которая обеспечивает надёжный водосток
Обзор
Кожух двигателя из двух
частей (крышка воздушного
фильтра)
Маслозаливной
патрубок
Впускной
патрубок
Расходомер
воздуха 2
G246
Корпус воздушного
Фильтрующие
фильтра
элементы
воздушного
Щиток
фильтра
Расходомер воздуха
G70
Всасываемый
воздух из передней
части
Впускной
патрубок
с глушителем
652_058
27
Система впуска
Потоки наддувочного воздуха
В X-образном распределителе потоки наддувочного воздуха
трубопроводе спереди на двигателе. Подсоединённый к этому
обоих турбонагнетателей сначала соединяются, чтобы затем
трубопроводу по центру трубопровод рециркуляции ОГ
разделиться на равные по объёму части и через алюминиевый
с прорезями обеспечивает хорошее смешивание
напорный трубопровод, изготовленный по технологии IHU,
рециркулирующих отработавших газов со свежим воздухом.
устремиться к левому и правому промежуточным охладителям.
Форма трубопровода наддувочного воздуха способствует
В системе впуска в левый тракт наддувочного воздуха встроен
оптимальному равномерному распределению наддувочного
нагнетатель с электрическим приводом EAV, расположенный
воздуха по впускным коллекторам, расположенным на внешней
на кузове за промежуточным охладителем, но близко
стороне головок блока цилиндров. Встроенное управление
к двигателю. Он включается с помощью пневматического
завихрением посредством отдельной заслонки на каждый
перепускного клапана в зависимости от режима работы
цилиндр реализовано на каждом ряду через электрический
двигателя. После воздушных заслонок разделённые потоки
исполнительный механизм (электродвигатель привода заслонок
наддувочного воздуха снова соединяются в литом алюминиевом
впускных каналов 1 V157 и электродвигатель привода заслонок
впускных каналов 2 V275).
Схема системы
Пассивный
турбонагнетатель
Напорный
трубопровод между
турбонагнетателями
Правый промежуточный
охладитель
Активный
турбонагнетатель
Клапан подключения
нагнетателя
Датчик температуры
воздуха на впуске
G42
Трубопровод наддувочного воздуха
X-образный
(алюминий, литьё в песчаную форму)
распределитель
Напорный трубопровод между турбонагнетателями
Напорный трубопровод от выхода насосной секции активного
нагнетателя к валу пассивного турбонагнетателя необходим для
Напорный трубопровод
герметизации вала. В фазе подготовки к режиму битурбо, когда
Пассивный
открывается клапан рециркуляции, кратковременно создаётся
турбонагнетатель
Манжетные уплотнения
разрежение, которое могло бы высосать масло из подшипников
на валу турбонагнетателя
вала турбонагнетателя. Поэтому имеющееся давление наддува
активного турбонагнетателя используется для того, чтобы
в пространстве между обоими манжетными уплотнениями
создать давление, которое прижимает эти уплотнения к корпусу
и тем самым обеспечивает герметичность.
Модуль рециркуляции
наддувочного воздуха
GX37
Активный
(клапан рециркуляции)
турбонагнетатель
652_071
28
Впускной коллектор
Встроенное управление завихрением посредством отдельной
Блок заслонок впускного коллектора GX14 или
заслонки на каждый цилиндр реализовано на каждом ряду через
блок заслонок впускного коллектора 2 GX15
электрический исполнительный механизм (электродвигатель
с электродвигателем привода заслонок впускных
привода заслонок впускных каналов 1 V157 и электродвигатель
каналов 1 V157 или
привода заслонок впускных каналов 2 V275). Управление
с электродвигателем привода заслонок впускных
каналов 2 V275
завихрением воздуха на новом двигателе 4,0 л V8 TDI
осуществляется с помощью восьми вихревых заслонок.
Каналы с вихревой заслонкой направляют воздух
в наполняющие каналы, а каналы без вихревой заслонки —
в завихряющие каналы. Благодаря этому на низких оборотах
воздух попадает в цилиндры всегда через завихряющие каналы,
Выход наддувочного воздуха
а под нагрузкой — через оба впускных канала при открытой
к камерам сгорания
завихряющей заслонке.
Модуль рециркуляции наддувочного воздуха
GX37
(клапан рециркуляции)
Вал заслонок
впускных каналов
Заслонка впускного канала
на каждом цилиндре
Впускной
коллектор
(нижняя часть)
652_013
Вход наддувочного воздуха
Датчик температуры воздуха
на впуске 2
G299
Нагнетатель с электрическим приводом
(EAV)
с блоком управления нагнетателя
с электроприводом
J1123
Левый промежуточный
охладитель
Перепускной клапан EAV
652_035
29
Нагнетатель с электрическим приводом (EAV)
Основные компоненты нагнетателя с электрическим приводом
Характеристики нагнетателя с электрическим приводом
(EAV) — это нагнетатель и электродвигатель, размещённые
в общем корпусе.
Мощность
7 кВт
На нём находится электронный блок в собственном корпусе.
электродвигателя
В службе сервиса он называется блоком управления нагнетателя
с электроприводом J1123.
Максимальная частота
70 000 об/мин
Нагнетатель EAV установлен под левой фарой
вращения нагнетателя
на промежуточном охладителе.
Максимальное время
250 мс
разгона
Устройство
Корпус электронного блока
Рубашка
охлаждения
Блок управления нагнетателя
с электроприводом
Статор
J1123
Ротор
Насосное
колесо
652_049
Подшипники вала
Максимальная частота вращения в сочетании с её высокими
градиентами требуют подшипников, специально рассчитанных
на эти условия. Вал с насосным колесом и ротором опирается
в корпусе на фиксирующую и плавающую опоры в виде
шарикоподшипников со смазкой на весь срок службы.
Принцип действия
Разность между фактическим и рассчитанным динамическим
к затрачиваемой на разгон автомобиля мощности, реализуемой
номинальным давлением наддува составляет разницу давлений
в результате работы турбинной и насосной секций активного
наддува, которую должен компенсировать нагнетатель
турбонагнетателя. Как только стационарное номинальное
с электрическим приводом. Если превышено определённое
давление наддува для соответствующего режима работы
пороговое значение, активируется нагнетатель с электрическим
двигателя достигается, нагнетатель с электрическим приводом
приводом. Далее происходит взаимодействие между моделью
снова отключается. Он продолжает работать в режиме ожидания
давления наддува для двигателя и формированием
примерно на 5000 об/мин и остаётся в состоянии готовности.
номинальной величины в нагнетателе с электрическим
Для снижения шума нагнетатель с электрическим приводом
приводом. В этом случае применение нагнетателя
выполнен в закрытом корпусе.
с электрическим приводом дополнительно даёт прирост
30
Штуцеры и электрические разъёмы на нагнетателе с электрическим приводом
Из-за высокой частоты вращения нагнетатель с электрическим
сети 48 В (см. стр. 33), нагнетатель с электрическим приводом
приводом нуждается в дополнительном охлаждении. Для этого
имеет ещё один электрический разъём, через который блок
он включён в контур системы охлаждения двигателя и имеет
управления нагнетателя с электроприводом J1123 по подшине
соответствующие штуцеры ОЖ. Кроме разъёмов для бортовой
обменивается данными с блоком управления двигателя J623.
На нижней стороне:
Разъём
вакуумный штуцер к впускному шлангу
сигнального провода
Разъёмы
для бортовой
подсети 48 В
Предварительно
сжатый воздух
от активного
нагнетателя — вход
Выход ОЖ
через левый
промежуточный
Вход ОЖ
охладитель
Сжатый воздух — выход
в перепускной канал
652_069
наддувочного воздуха
Вакуумный штуцер от EAV
на участке возврата
к активному нагнетателю
Указание
Чтобы картерные газы в тракте наддувочного воздуха не могли попасть в электронный блок, на нижней стороне
нагнетателя с электрическим приводом подключается вакуумный трубопровод, который непрерывно отводит
скопившееся масло из корпуса.
31
Взаимодействие группы наддува с нагнетателем с электрическим приводом (EAV)
Нагнетатель с электрическим приводом к началу ускорения
при полной нагрузке в сравнении с режимом без этого
активен и поддерживает разгон автомобиля. Двигатель работает
нагнетателя при том же коэффициенте избытка воздуха.
в режиме монотурбо. Соответствующим потоком в коллекторе
приводится только активный турбонагнетатель. При этом
На рисунке показан пример разгона с поддержкой
массовый поток воздуха, непосредственно увеличиваемый
и без поддержки со стороны нагнетателя с электрическим
нагнетателем с электрическим приводом, способствует
приводом (EAV).
значительному увеличению цикловой подачи топлива
Крутящий момент, Н·м
EAV активен
С EAV
Без EAV
Время, с
Автомобиль
с EAV
Время, с
Автомобиль
без EAV
Пройденное
расстояние
652_072
32
Бортовая электрическая подсеть 48 В
Из-за очень высоких требований к динамике нагнетателя
обеспечивается отдельной бортовой подсетью 48 В, которая
с электрическим приводом пиковая электрическая мощность
связана с обычной бортовой сетью 12 В через преобразователь
достигает 7 кВт. Снабжаться необходимой энергией нагнетатель
DC/DC. В качестве накопителя энергии используется компактная
с электрическим приводом может с помощью бортовой подсети,
литийионная батарея на 10 А·ч. Бортовая сеть 12 В питается
выполненной в виде силового блока. Это количество энергии
от генератора 200 А.
Компоненты в автомобиле
Разветвитель 2 клеммы 40
Преобразователь напряжения,
АКБ, 48 В
TV67
48 В/12 В
A6
Разветвитель клеммы 40
A7
TV66
Блок управления 2 стабилизации крена
J1096
Нагнетатель с электрическим приводом (EAV)
652_090
J1123
Схема подключения
12 В
48 В
Стартер 12 В
Потребители 12 В
Преобразователь
Батарея 48 В
напряжения
Генератор 12 В
Батарея 12 В
48 В/12 В
Потребители 48 В
652_089
Дополнительная информация
Дополнительную информацию по бортовой подсети 48 В можно найти в программе самообучения 651 «Audi SQ7
(модель 4M). Введение».
33
Группа наддува
Группа наддува состоит из следующих компонентов:
• активного турбонагнетателя с выходом
для рециркуляции ОГ;
• пассивного турбонагнетателя с клапаном
подключения нагнетателя;
• клапана рециркуляции наддувочного воздуха.
Датчик 2 частоты
Оба турбонагнетателя регулируются через контроль
вращения
частоты вращения регуляторами давления наддува.
турбонагнетателя
G689
Кронштейн
Блок
пассивного
турбонагнетателя 2
турбонагнетателя
J725 с V546
Пассивный
турбонагнетатель
Клапан подключения
нагнетателя
Датчик
температуры ОГ 1,
ряд цилиндров 2
G236
Трубопровод
наддувочного
воздуха
Модуль
Напорный трубопровод
рециркуляции
между турбонагнетателями
наддувочного
воздуха
GX37
(клапан
рециркуляции)
Датчик температуры ОГ 1
G235
Активный
турбонагнетатель
Датчик 1 частоты
Блок
вращения
турбонагнетателя
турбонагнетателя
J724 с V465
G688
Кронштейн
активного
турбонагнетателя
Соединительный патрубок
системы вентиляции картера
Впускной
патрубок
Впускной шланг
с глушителем
652_064
Модуль рециркуляции наддувочного воздуха GX37 (клапан рециркуляции)
Чтобы обеспечить быстрый разгон пассивного турбонагнетателя
Модуль
без резкого отбора мощности у активного турбонагнетателя,
рециркуляции
клапан рециркуляции открывается и предварительно сжатый
наддувочного
воздух от пассивного турбонагнетателя отводится во впускной
воздуха
тракт перед активным турбонагнетателем.
GX37
Поворотная
заслонка клапана
рециркуляции
652_068
34
Регулирование давления наддува
Для реализации переключаемой схемы подключения активного
Пассивный турбонагнетатель
Активный турбонагнетатель
и пассивного турбонагнетателей отработавшие газы подаются
от обоих выпускных клапанов каждого отдельного цилиндра
к обеим турбинам двумя отдельными потоками (активным
и пассивным).
Это последовательное разделение потоков ОГ на два узла
на каждом ряду цилиндров обеспечивает полную тепловую
развязку активного и пассивного потоков ОГ, причём через
активный турбонагнетатель поток идёт постоянно. Поток через
пассивный турбонагнетатель идёт при оборотах двигателя выше
2700 об/мин. Каждый ряд цилиндров имеет по два отлитых
из стали выпускных коллектора с комбинированной изоляцией.
Соединение рядов цилиндров
Соединение обоих рядов цилиндров осуществляется через трубы
выпуска ОГ с комбинированной изоляцией. Для оптимальной
компенсации теплового расширения эта конструкция выполнена
как комбинация сильфонов из сплава Inconel и профильных
патрубков и фланцев из стального литья. InconelTM
зарегистрированный товарный знак для коррозионно-стойких
никелевых сплавов, применяемых прежде всего в условиях
652_067
высоких температур.
Режим монотурбо
Режим битурбо
На стороне выпуска система AVS в положении 1 для выпускных
В положении 2 профиль кулачка с подъёмом клапана
клапанов пассивного потока ОГ включает кулачок без подъёма
обеспечивает открытие выпускного клапана, так что двигатель
клапана, так что на каждом цилиндре остаётся закрыто
работает в режиме битурбо.
по одному выпускному клапану.
Перемещаемый
блок кулачков
Пассивный
поток
Активный
Активный
поток
поток
652_033
652_034
Рабочие диапазоны
Условные обозначения
1
3
1
Режим монотурбо
2
Диапазон временного
подключения EAV
2
3
Режим битурбо
4 Переходная область
переключения
Мощность, кВт
4
Крутящий момент, Н·м
Частота вращения, об/мин
652_091
35
Режим монотурбо с нагнетателем с электрическим приводом (EAV)
Нагнетатель с электрическим приводом к началу ускорения
Благодаря этому не только сразу увеличивается момент
активен и поддерживает разгон автомобиля. Двигатель работает
двигателя, но и заметно ускоряется разгон активного
в режиме монотурбо. Соответствующим потоком в коллекторе
турбонагнетателя за счёт повышенной тепловой энергии ОГ.
приводится только активный турбонагнетатель. При этом
массовый поток воздуха, непосредственно увеличиваемый
Максимальное давление наддува достигается на секунду
нагнетателем EAV, способствует значительному увеличению
раньше, а фактический крутящий момент двигателя ощутимо
цикловой подачи топлива при полной нагрузке в сравнении
возрастает начиная с оборотов холостого хода.
с режимом без этого нагнетателя при том же коэффициенте
избытка воздуха.
Выпускные клапаны выключены
с помощью AVS
Клапан
Активный
рециркуляции
турбонагнетатель
закрыт
Клапан
подключения
нагнетателя
закрыт
Нагнетатель
с электрическим
приводом (EAV)
Перепускной
клапан EAV закрыт
Воздушная заслонка
в трубопроводе
652_037
наддувочного воздуха закрыта
Режим монотурбо
Как только активный турбонагнетатель реализует свою полную
турбонагнетателя может полностью использовать преимущества
производительность, нагнетатель с электрическим приводом
переключаемого наддува.
(EAV) отключается. Двигатель продолжает работать в режиме
монотурбо и с помощью высокодинамичного активного
Выпускные клапаны выключены
с помощью AVS
Клапан
Активный
рециркуляции
турбонагнетатель
закрыт
Клапан
подключения
нагнетателя
закрыт
Перепускной
клапан EAV открыт
Воздушная заслонка
в трубопроводе наддувочного
воздуха открыта
652_036
36
Режим монотурбо в фазе подготовки к режиму битурбо
Чтобы при высоких оборотах двигателя можно было
пассивного турбонагнетателя, он разгоняется без резкого
использовать весь потенциал мощности, двигатель в переходном
снижения мощности для привода активного турбонагнетателя.
режиме переключения турбонагнетателей, начиная примерно
Это происходит при открытом клапане рециркуляции.
с 2200 об/мин, подготавливается к подключению пассивного
Пошаговое открытие выпускных клапанов осуществляется таким
турбонагнетателя. Путём пошагового открытия отдельных
образом, что сначала подключается один клапан, а затем
выпускных клапанов (по порядку работы цилиндров),
второй. Остальные 6 выпускных клапанов подключаются
приводящих к возникновению потока газов в коллекторах
одновременно и активируются в соответствии с порядком
работы цилиндров.
Выпускные клапаны
Пассивный
частично включены
турбонагнетатель
с помощью AVS
Клапан
Активный
рециркуляции
турбонагнетатель
открыт
Клапан
подключения
нагнетателя
закрыт
652_061
Режим битурбо
Когда из-за открытия оставшихся переключаемых выпускных
при высоких оборотах двигателя. При 3750 об/мин двигатель
клапанов происходит переключение в режим битурбо, клапан
достигает своей номинальной мощности 320 кВт, от которой
рециркуляции закрывается, пассивный турбонагнетатель может
он раскручивается до 5000 об/мин со спортивной отдачей
создавать давление наддува и этим давлением открывает
мощности. Максимальное давление наддува 3,4 бар достигается
подпружиненный клапан подключения нагнетателя. Начиная
уже при 1500 об/мин. Максимальный крутящий момент
примерно с 2700 об/мин двигатель работает в режиме битурбо
двигателя 900 Н·м создаётся при динамичном разгоне с полной
и может с помощью обоих активных выпускных клапанов
нагрузкой начиная примерно с 1500 об/мин; стационарно
оптимально использовать высокую степень наддува даже
максимальный крутящий момент двигателя достигается уже
при 1000 об/мин.
Выпускные клапаны включены
Пассивный
с помощью AVS
турбонагнетатель
Клапан
Активный
рециркуляции
турбонагнетатель
закрыт
Клапан
подключения
нагнетателя
открыт
652_038
37
Топливная система
Схема системы
По уровню давления топливная система разделена на 3 контура:
Высокое давление, до 2500 бар
Давление в обратной магистрали форсунок, примерно 14 бар
Давление в приточной магистрали, давление в обратной магистрали
Трубопровод обратной
Соединительный
магистрали форсунок
трубопровод
высокого давления
Форсунка цилиндра 5
N83
Рампа 2
Форсунка цилиндра 6
N84
Клапан дозирования топлива
Топливный насос высокого
N290
давления
Форсунка цилиндра 7
N85
Форсунка цилиндра 8
N86
Подающий
трубопровод
высокого
давления
ряда цилиндров 2
Датчик высокого
давления
G65
Обратная
магистраль
Подающая
магистраль
38
Регулятор давления топлива N276
Электромагнитная
катушка
Форсунка
Игла клапана
цилиндра 1
N30
Обратный
канал
Регулятор давления топлива находится на аккумуляторе
давления (топливной рампе) 1-го ряда цилиндров.
Он регулирует давление топлива в контуре высокого давления.
При слишком высоком давлении в контуре высокого давления
этот регулятор открывает обратный канал, так что часть топлива
из рампы попадает в обратную топливную магистраль.
Форсунка
цилиндра 2
При слишком низком давлении в контуре высокого давления
N31
регулятор закрывается и тем самым отделяет этот контур
от обратной топливной магистрали.
Рампа 1
Форсунка
цилиндра 3
Редукционный клапан
N32
От обратной магистрали
форсунок, примерно 14 бар
Форсунка цилиндра 4
N33
Подпружиненный шариковый
клапан
Подающий
трубопровод
высокого давления
ряда цилиндров 1
К обратной топливной
магистрали, примерно 6 бар
Редукционный клапан является чисто механическим.
Он находится между обратными трубопроводами от форсунок
и подающей магистралью топливной системы. Редукционный
клапан поддерживает в обратной магистрали форсунок
давление примерно 14 бар. Это давление требуется для работы
форсунок.
Датчик давления топлива в контуре
низкого давления
G410
Датчик температуры топлива
G81
652_087
39
Контур высокого давления топливной системы
На Audi впервые применяется система Common Rail
двигателя. Повышение давления впрыска примерно на 500 бар
с максимальным давлением впрыска 2500 бар. Давление
по сравнению с двигателем предыдущей модели позволяет
в рампах создаётся двухплунжерным ТНВД CP4.2. Он имеет
использовать форсунки лишь с умеренным повышением
изменённый ход (с 5,625 на 7,5 мм), чтобы обеспечивать
расхода на распылителях с 400 до 430 мл/30 с.
необходимую цикловую подачу для максимальной мощности
Рампа
Подающий
ТНВД
трубопровод
высокого давления
Форсунка
Обратная
цилиндра 4
магистраль
N33
Подающая
магистраль
Форсунка
Клапан дозирования топлива
цилиндра 3
N290
N32
Подающий трубопровод
высокого давления
Форсунка
Датчик высокого
цилиндра 2
давления
N31
G65
Форсунка
цилиндра 1
N30
Форсунка
цилиндра 8
N86
Форсунка
цилиндра 7
N85
Форсунка
цилиндра 6
N84
Форсунка
цилиндра 5
N83
Регулятор
Соединительный
давления
трубопровод
топлива N276
высокого давления
652_043
Привод топливного насоса высокого давления
Для синхронности подачи топлива (ходов плунжеров) с тактами
к углу поворота коленвала). За счёт этого удаётся, с одной
впрыска цепная передача имеет передаточное отношение 1 : 1
стороны, достичь необходимой мощности двигателя,
(по отношению к коленвалу). Чтобы максимально снизить
а с другой — в комбинации с усовершенствованным процессом
усилия в цепи привода, ТНВД установлен на двигателе
сгорания создать оптимальные условия для сгорания с низким
с определённой ориентировкой по фазе (т. е. по отношению
уровнем вредных выбросов.
40
Система нейтрализации ОГ SCR
Бак восстановителя
Компенсационная полость
Бак восстановителя ёмкостью 24 л изготавливается методом
Чтобы при заправке бака быстрый поток восстановителя
литья под давлением (не методом выдува) из двух половин.
не вызывал проблем, в верхней части воздуховыпускного канала
Это позволило уменьшить его массу. Размещение в нём
и на заливной горловине предусмотрены компенсационные
успокоителей и адаптированная к внутреннему пространству
полости. Поскольку встречные брызги восстановителя
система подогрева позволили сэкономить монтажное
привели бы к отключению заправочного пистолета,
пространство в конструкции автомобиля.
восстановитель удерживается и успокаивается в этих
компенсационных полостях.
Датчик уровня восстановителя в баке G684
Заливная горловина
для восстановителя
Датчик уровня в баке реализован без поплавка, это чисто
Компенсационная полость
электронный узел. Антенна (катушка) и восстановитель
(жидкость, обладающая электрической ёмкостью) образуют
электрический колебательный контур. С изменением уровня
наполнения изменяется сопротивление контура и резонансная
частота (5-12 МГц) смещается пропорционально уровню
жидкости.
Канал
вентиляции
Канал
наполнения
Датчик уровня
восстановителя
G684
Объём заправки и уровень жидкости в баке SCR
Успокоитель
Объём заправки, л
Нагревательный элемент
бака восстановителя
Z102
Начало расчёта запаса хода
Максимальный объём заправки
652_059
Модуль подачи системы дозирования восстановителя
GX19
652_073
Дополнительная информация
Дополнительную информацию по определению качества восстановителя можно найти в программе самообучения 632
«Audi Q7 (модель 4M). Введение».
41
Система выпуска отработавших газов
Обзор
Датчик температуры ОГ 4
после сажевого фильтра
G648
Модуль
нейтрализации ОГ
Сильфон
Датчик частиц сажи
G784
Датчик 2 NOx
G687
Модуль нейтрализации ОГ
Перемычка
Датчик температуры ОГ 3
Нейтрализатор NOx
Лямбда-зонд
после окислительного
и окислительный
G39
нейтрализатора
нейтрализатор
G495
(NOC) с объёмом 2,37 л
Датчик температуры ОГ 2
G448
Датчик NOx
G295
Подключение датчика перепада
давления
G505
Датчик температуры ОГ 4
после сажевого фильтра
G648
Лямбда-зонд после
нейтрализатора
G130
652_006
Форсунка восстановителя
Смеситель
Сажевый фильтр
В сажевом фильтре со стороны выхода ОГ
N474
с медно-цеолитным
нанесено блокирующее покрытие
покрытием SCR объёмом 5,0 л
из благородного металла, принцип
действия см. на стр. 43
42
Каталитический нейтрализатор NH3 (исполнение для Северной Америки)
На автомобилях для Североамериканского региона (NAR)
за сажевым фильтром с покрытием SCR устанавливаются
Нейтрализаторы NH3
нейтрализаторы NH3, которые со своим комбинированным
покрытием из катализаторов SCR и катализаторов окисления
выполняют 2 задачи.
• Задача 1: образующаяся при регенерации сажевого фильтра
окись углерода (угарный газ, CO) окисляется в нём с помощью
каталитического покрытия (платина) до двуокиси углерода
(углекислый газ, CO2).
• Задача 2: кроме того, нейтрализаторы NH3 не допускают,
чтобы в покидающих систему выпуска ОГ содержался нитрит
водорода (аммиак, NH3). Для этого нитрит водорода (NH3)
окисляется до воды (H2O) и азота (N2).
652_051
Указание
Запрещается перекрывать выпускные трубы для проверки герметичности, в противном случае давление может
повредить динамики.
Исполнительный механизм 2 создания
шума работы двигателя
R258
Задний глушитель
(резонансного типа)
Исполнительный механизм 1 создания
шума работы двигателя
R257
652_003
43
Электронная система управления двигателя
Схема системы
Датчики
Расходомер воздуха G70
Датчик 1
Расходомер воздуха 2 G246
опоры силового
агрегата
G748
Датчик частоты вращения двигателя G28
Блок управления
опор силового
агрегата
Датчик давления во впускном коллекторе G71
J931
Датчик температуры воздуха на впуске G42
Датчик температуры воздуха на впуске 2 G299
Датчик 1 частоты вращения турбонагнетателя G688
Датчик 2 частоты вращения турбонагнетателя G689
Датчик 2
опоры силового
Датчик температуры кожуха двигателя G765
агрегата
G749
Датчик Холла G40
Датчик положения педали акселератора G79
с датчиком 2 положения педали акселератора G185
Выключатель стоп-сигналов F
Датчик давления в камере сгорания цилиндра 2 G678 1)
Датчик давления в камере сгорания цилиндра 6 G682 1)
Диагностический
Датчик давления топлива G247
интерфейс шин
данных
J533
Датчик давления топлива в контуре низкого давления G410
Датчик температуры топлива G81
Датчик концентрации биодизельного топлива G855 1)
Датчик уровня воды G120 1)
Блок управления
двигателя
Датчик температуры ОЖ G62
J623
Датчик температуры ОЖ 3 G812
Датчик температуры ОЖ на выходе из радиатора G83
Датчик уровня и температуры масла G266
Блок управления
Датчик NOx 2
датчика NOx
2
Датчик температуры масла G8
G687
J881
Датчик давления масла G10
Датчик давления в системе рециркуляции ОГ G691
Блок
Датчик NOx
управления
G295
датчика NOx
Потенциометр системы рециркуляции ОГ G212
J583
Датчики температуры ОГ 1-5
G235, G236, G448, G495, G648
Датчик температуры 1 нейтрализатора G20 1)
Датчик температуры системы рециркуляции ОГ G98
Датчик перепада давления G505
Датчик частиц
сажи G784
Лямбда-зонд G39
Лямбда-зонд после нейтрализатора G130
1) Устанавливается только на автомобилях для Северной Америки.
44
Volkswagen Technical Site: http://vwts.ru http://vwts.info
огромный архив документации по автомобилям Volkswagen, Skoda, Seat, Audi
Исполнительные механизмы
Форсунки цилиндров 1-4 N30-N33
Исполнительный
Форсунки цилиндров 5-8 N83-N86
механизм 1
опоры силового
1)
агрегата
Блок управления свечей накаливания J179
N513
Свечи накаливания 1 + 4 Q10, Q13
Свечи накаливания 6 + 7 Q15, Q16
1)
Блок управления свечей накаливания 2 J703
Свечи накаливания 2 + 3 Q11, Q12
Свечи накаливания 5 + 8 Q14, Q17
Блок управления нагнетателя с электроприводом J1123
Модуль рециркуляции наддувочного воздуха GX37
Блок воздушной заслонки GX3
Исполнительный
Блок воздушной заслонки 2 GX4
механизм 2
опоры силового
агрегата
Блок турбонагнетателя J724 с V465
N514
Блок турбонагнетателя 2 J725 с V546
Электромагнитный клапан контура циркуляции ОЖ N492
Клапан дозирования топлива N290
Регулятор давления топлива N276
Диагностический
Форсунка восстановителя N474
разъём
Регуляторы кулачков впускного клапана 1 цилиндров 1-8
F448, F452, F456, F460, F464, F468, F472, F476
Регуляторы кулачков выпускного клапана 1 цилиндров 1-8
F450, F545, F458, F462, F466, F470, F474, F478
Клапан регулирования давления масла N428
Электромагнитные клапаны (левый, правый)
электрогидравлических опор двигателя N144, N145
Блок заслонок впускного коллектора GX14
Блок заслонок впускного коллектора 2 GX15
Клапан рециркуляции ОГ GX5
Клапан обходного канала охлаждения системы
рециркуляции ОГ N386
Клапан 2 обходного канала охлаждения системы
рециркуляции ОГ N387
Клапан перепускной заслонки нагнетателя
с электроприводом N731
Насос ОЖ нагнетателя с электроприводом V645
Циркуляционный насос отопителя V488
Клапан сброса давления N155
Термостат электронного управления системой охлаждения
двигателя F265
Блок управления вентилятора радиатора J293
Вентилятор радиатора V7
Блок управления 2 вентилятора радиатора J671
Вентилятор 2 радиатора V177
652_018
Нагревательный элемент лямбда-зонда Z19
Нагревательный элемент лямбда-зонда 1 после
нейтрализатора Z29
45
Техническое обслуживание
Оборудование и специнструмент
T40320/3 Приспособление для установки
T40355 Приспособление для установки
652_077
652_078
Для установки манжетного уплотнения вала со стороны сцепления.
Для фиксации натяжителя цепи.
T40356 Фиксатор
T40359 Упор
652_079
652_080
Для фиксации звёздочки привода.
Для удерживания демпфера крутильных колебаний
при откручивании и затягивании центрального винта.
Инструмент используется вместе с T40298.
VAS 5161A/37
VAS 6095/1-16
V.A.G 1763/11
Направляющая пластина
Кронштейны
Переходник
652_081
652_083
652_082
Для снятия и установки сухарей клапанов.
Для закрепления двигателя
Для проверки компрессии
на домкрате для двигателей
через колодец форсунки.
и агрегатов трансмиссии VAS 6095.
46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////