Volkswagen. Система селективной каталитической нейтрализации (SCR) в Touareg 2019. Устройство и принцип действия

 

  Главная      Автомобили - Volkswagen 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Volkswagen. Система селективной каталитической нейтрализации (SCR) в Touareg 2019. Устройство и принцип действия

 

 

Service Training
Программа самообучения 582
Система селективной каталитической
нейтрализации (SCR) в Touareg 2019
Устройство и принцип действия
С целью усиления защиты окружающей среды и предотвращения изменений климата законодатели многих
стран мира ужесточают требования по содержанию в отработавших газах автомобилей оксидов азота,
а соответствующие ведомства этих стран строго контролируют соблюдение указанных требований.
Лидирующей технологией по снижению содержания оксидов азота является система селективной
каталитической нейтрализации SCR (от англ. Selective Catalytic Reduction). Системой SCR оснащаются также
и автомобили модели Touareg 2019. В данной программе самообучения представлены новшества в целом
и поясняются стоящие за ними технические усовершенствования.
s582_002
Программа самообучения содержит информацию
Для проведения работ по техническому
о новинках конструкции автомобиля!
обслуживанию и ремонту необходимо использовать
Внимание
Программа самообучения не актуализируется.
соответствующую техническую документацию.
Указания
2
Содержание
Введение
4
Система нейтрализации ОГ
6
Система подачи восстановителя
16
Система обогрева
25
Концепция индикации AdBlue®
28
Техническое обслуживание
31
Контрольные вопросы
34
3
Введение
Система селективной каталитической нейтрализации (SCR)
Обзор
На обзорном рисунке показаны основные компоненты
системы SCR в автомобиле Touareg 2019. Бак
восстановителя находится, как и показано, в правой
Датчик NOx G295 с блоком управления
задней части автомобиля за облицовкой колёсной арки.
датчика NOx J583
Бак восстановителя заправляется через отдельную
Форсунка восстановителя N474
заливную горловину, находящуюся рядом с заливной
горловиной топливного бака. Модуль подачи
Сажевый фильтр
и восстановительный
восстановителя, установленный в баке восстановителя,
нейтрализатор
подаёт восстановитель к форсунке. Модуль
нейтрализации ОГ состоит из нейтрализатора
NOC (комбинация из накопительного
нейтрализатора NOx и окислительного
нейтрализатора) и сажевого фильтра
со специальным покрытием, выполняющего
функции восстановительного
нейтрализатора. После сажевого фильтра
находится нейтрализатор NH3,
предотвращающий выброс в атмосферу
избыточного, непрореагировавшего аммиака.
Надлежащая эффективность работы системы
SCR постоянно контролируется с помощью
двух датчиков NOx.
Датчик NOx 2 G687 с блоком управления
датчика NOx 2 J881
Нейтрализатор NH3
Бак для дизельного топлива
Устройство и принцип действия первой системы SCR, которая стала устанавливаться
на легковых автомобилях Volkswagen, описаны в программе самообучения 424 «Система
нейтрализации отработавших газов Selective Catalytic Reduction».
4
Заливная горловина
Заливная горловина
для дизельного топлива
для восстановителя
Блок управления системы
дозирования восстановителя J880
Бак восстановителя с модулем
подачи
Трубопровод восстановителя
s582_004
5
Система нейтрализации ОГ
Схема устройства системы SCR
1
2
3
17
16
15
4
14
5
6
13
7
8
12
10
9
11
s582_035
Условные обозначения
1
Бак восстановителя
10
Сажевый фильтр/восстановительный
нейтрализатор
2
Восстановитель
11
Датчик NOx G295 с блоком управления датчика
3
Датчик уровня восстановителя G684
NOx
J583
4
Датчик температуры восстановителя G685
12
Форсунка восстановителя N474
5
Нагревательный элемент бака
13
Блок управления двигателя J623
восстановителя Z102
14
Нагревательный элемент трубопровода
6
Фильтр
восстановителя Z104
7
Блок управления системы дозирования
15
Датчик давления в системе дозирования
восстановителя J880
восстановителя G686
8
Датчик NOx 2 G687 с блоком управления датчика
16
Обратный клапан перепускного канала
NOx 2 J881
17
Насос восстановителя V437
9
Нейтрализатор NH3
6
Схема системы
Обзор датчиков и исполнительных устройств системы SCR в Touareg 2019
Датчики
Исполнительные
устройства
Блок управления системы
дозирования
восстановителя J880
Датчик температуры
Насос восстановителя V437
восстановителя G685
Датчик уровня
восстановителя G684
Блок управления
двигателя J623
Блок управления
датчика NOx
J583
Датчик NOx G295
Нагревательный элемент
бака восстановителя Z102
Блок управления
Диагностический
датчика NOx 2 J881
разъём
Датчик NOx G687
Датчик 2 температуры
ОГ G448
Нагревательный элемент
трубопровода
восстановителя Z104
Диагностический интерфейс
шин данных J533
Датчик 3
температуры
ОГ G495
Форсунка
восстановителя N474
Блок управления комбинации
приборов J285
s582_029
Volkswagen Technical Site: http://vwts.ru http://vwts.info
7
Система нейтрализации ОГ
Компоненты системы
Модуль нейтрализации ОГ
Модуль нейтрализации ОГ состоит
накопительного нейтрализатора NOx. Сажевый
из окислительного нейтрализатора и сажевого
фильтр одновременно выполняет функции
фильтра. Для соблюдения требований по выбросам
и восстановительного нейтрализатора. Для этого
оксидов азота в двигателях EA897 поколения 2
в нём предусмотрено медно-цеолитовое
в дополнение к системе SCR используется также
покрытие. Благодаря близкому расположению
накопительная каталитическая нейтрализация
к двигателю восстановительный нейтрализатор
оксидов азота. Для этого в окислительном
и накопительный нейтрализатор NOx быстро
нейтрализаторе, помимо платины, палладия
прогреваются до рабочей температуры после
и родия, имеется также покрытие из оксида бария,
пуска холодного двигателя и дольше сохраняют
так что он одновременно выполняет функцию
её при работе двигателя с малой нагрузкой.
Датчик 2 температуры ОГ G448
Датчик NOx G295
Лямбда-зонд G39
Окислительный нейтрализатор
и накопительный
Форсунка
нейтрализатор NOx
восстановителя N474
Датчик 3 температуры ОГ
G495
Смеситель
Сажевый фильтр и восстановительный
нейтрализатор
s582_005
Дополнительную информацию о принципе действия накопительного нейтрализатора NOx можно
найти в программе самообучения 526 «Семейство дизельных двигателей EA288 экологического
класса Евро 6».
8
Форсунка восстановителя N474
Форсунка восстановителя N474 представляет
Уровень содержания оксидов азота в ОГ
собой электромагнитный клапан. Она закреплена
рассчитывается путём анализа сигналов датчиков
хомутом на переходном патрубке модуля
температуры и датчиков давления, массового
нейтрализации ОГ и предназначена
расхода впускаемого воздуха, рециркулируемых
для дозированного впрыска восстановителя
ОГ и цикловой подачи топлива. В связи с высокой
в поток ОГ за окислительным нейтрализатором.
термической нагрузкой, вызванной близким
Для управления впрыском служит сигнал
расположением модуля нейтрализации ОГ
с широтно-импульсной модуляцией, который
к двигателю, в форсунке предусмотрена рубашка
выдаёт блок управления двигателя. Необходимое
жидкостного охлаждения. Помимо механических
количество восстановителя определяется блоком
частей, рубашка охлаждения защищает
управления двигателя по математической модели,
от перегрева также и электрический разъём
базирующейся на теоретическом расчётном
форсунки. Форсунка восстановителя N474
значении содержания оксидов азота в потоке ОГ.
включена в высокотемпературный контур системы
охлаждения двигателя.
Штуцер трубопровода восстановителя
Электрический разъём
Отвод ОЖ
Подача ОЖ
Форсунка с распылителем
с двумя отверстиями
s582_040
Последствия при выходе из строя
При неисправности форсунки в выпускной тракт может впрыскиваться недостаточно или слишком много
восстановителя либо он может не впрыскиваться вообще. Соблюдение требований по токсичности ОГ
становится невозможным. В зависимости от вида неисправности включается лампа Check Engine K83
(контрольная лампа OBD) и на дисплее комбинации приборов отображается предупреждение AdBlue®
о неисправности в системе SCR.
9
Система нейтрализации ОГ
Смеситель
Смеситель находится в модуле нейтрализации ОГ
При попадании на пластины смесителя отдельные
между накопительным нейтрализатором NOx
капли взвешенного в газах восстановителя
и восстановительным нейтрализатором.
измельчаются. Это способствует быстрому
Он обеспечивает равномерное распределение
испарению восстановителя, то есть полному
впрыскиваемого восстановителя. Восстановитель
переходу его в газообразное состояние. Кроме
впрыскивается в выпускной тракт через два
того, форма смесителя вызывает завихрение
отверстия в распылителе форсунки N474.
в проходящем через него потоке ОГ,
дополнительно способствуя равномерному
распределению впрыскиваемого восстановителя.
Форсунка
восстановителя N474
Окислительный
нейтрализатор
и накопительный
нейтрализатор NOx
Смеситель
Сажевый фильтр
и восстановительный
нейтрализатор
s582_008
10
Нейтрализатор NH3
В системе выпуска ОГ предусмотрен
Помимо этого, в нейтрализаторе NH3 имеется
нейтрализатор NH3. Он расположен
также платино-палладиевое покрытие.
по направлению потока ОГ, за модулем
Оно используется для окисления монооксида
нейтрализации ОГ. В нейтрализаторе NH3 имеется
углерода (CO), образующегося в ходе регенерации
два каталитических покрытия.
сажевого фильтра, до диоксида углерода (CO2).
Медно-цеолитовое покрытие выполняет функцию
Окисляется также и избыток аммиака.
восстановительного нейтрализатора. Благодаря
Это покрытие выполняет тем самым функцию
ему нежелательный избыток аммиака (NH3),
окислительного нейтрализатора.
который может содержаться в газах, выходящих
из модуля нейтрализации ОГ, удерживается
и накапливается в нейтрализаторе NH3.
Накопленный аммиак используется для
преобразования остаточных оксидов азота в азот
(N2) и воду (H2O).
Нейтрализатор NH3
Заслонка системы
выпуска ОГ
Блок заслонки ОГ J883
s582_006
11
Система нейтрализации ОГ
Общая схема системы охлаждения
1
2
5
9
8
4
3
6
11
7
10
12
12
15
13
14
16
19
17
25
18
20
21
22
22
24
23
s582_009
12
Условные обозначения
1
Расширительный бачок
Обратный клапан
2
Передний теплообменник отопителя
3
Клапан охлаждения масла КП N509
Дроссель
4
Масляный радиатор коробки передач
5
Запорный клапан ОЖ отопителя N279
Резьбовая пробка для удаления воздуха
6
Автономный отопитель
7
Циркуляционный насос V55
8
Циркуляционный насос ОЖ V50
9
Радиатор контура рециркуляции ОГ низкого
давления
10
Форсунка восстановителя N474
11
Турбонагнетатель
12
Блок цилиндров
13
Головка блока цилиндров ряда 2
14
Головка блока цилиндров ряда 1
15
Запорный клапан охлаждающей жидкости
16
Датчик температуры ОЖ G62
17
Радиатор контура рециркуляции ОГ высокого
давления
18
Термостат системы охлаждения двигателя
19
Масляный радиатор двигателя
20
Насос ОЖ
21
Датчик 2 температуры ОЖ G802
22
Вентилятор радиатора
23
Радиатор ОЖ
24
Дополнительный радиатор ОЖ
25
Датчик температуры системы терморегулирования
двигателя G694
13
Система нейтрализации ОГ
Датчики NOx G295 и NOx 2 G687
По сигналам датчиков NOx G295 и NOx 2 G687 блок управления двигателя определяет концентрацию
оксидов азота в отработавших газах, контролируя тем самым эффективность работы системы SCR.
Место установки
Датчик NOx G295 установлен в модуле нейтрализации ОГ перед накопительным нейтрализатором NOx
и восстановительным нейтрализатором. Датчик NOx 2 G687 установлен за накопительным нейтрализатором.
Поскольку сигнальные токи чувствительных элементов датчиков NOx измеряются микроамперами,
они передаются в блок управления двигателя отдельным блоком управления датчиков NOx.
Датчик NOx G295
Датчик NOx 2 G687
Блок управления
датчика NOx J583
Блок управления датчика NOx 2 J881
s582_039
Использование сигнала
Сигналы датчиков NOx анализируются блоком управления двигателя в рамках системы бортовой
диагностики EOBD (European On-Board Diagnostics), чтобы следить за эффективностью работы системы SCR.
Устройство и принцип действия датчиков NOx описаны в программе самообучения 424
«Система нейтрализации отработавших газов Selective Catalytic Reduction».
14
Контроль эффективности работы системы SCR
Для контроля эффективности работы системы SCR концентрация NOx в отработавших газах замеряется
до и после нейтрализации ОГ. Измеренные обоими датчиками NOx значения в режиме работы двигателя
под нагрузкой регистрируются и сравниваются с номинальными значениями, заложенными в блоке
управления двигателя. При слишком большом отклонении фактических значений от номинальных
эффективность работы системы SCR оценивается как недостаточная. При недостаточно эффективной
работе системы SCR загорается лампа Check Engine K83, а на дисплее комбинации приборов отображается
предупреждение о сбое в работе системы SCR. Кроме того, сохраняется запись в регистраторе событий
блока управления двигателя.
Последствия отсутствия сигнала
При отсутствии сигнала сохраняется запись в регистраторе событий блока управления двигателя.
Включается лампа Check Engine K83 (контрольная лампа OBD), а на дисплее комбинации приборов
отображается предупреждение AdBlue® о сбое в работе системы SCR.
15
Система подачи восстановителя
Восстановитель — жидкость AdBlue®
Необходимый для восстановления оксидов азота
Используемый в системе SCR в качестве
аммиак хранится в автомобиле не в чистом виде,
восстановителя жидкий реагент имеет единое
а в виде водного раствора мочевины.
для всей автомобильной отрасли наименование
Аммиак в чистом виде при попадании на кожу
Diesel Exhaust Fluid AdBlue®. Он представляет
или слизистые оболочки вызывает их раздражение
собой исключительно чистый и прозрачный
и, кроме того, имеет неприятный запах.
32,5-процентный раствор мочевины в воде.
Реагент синтезируется химическим способом.
Точка замерзания жидкости AdBlue®
35
25
Концентрация мочевины в водном растворе
AdBlue® составляет 32,5 %. При этом соотношении
15
восстановитель имеет наиболее низкую точку
5
замерзания -11 °C. Отклонение от этого
соотношения, как в сторону большего количества
-5
мочевины, так и в сторону большего количества
-11
-15
воды, вызывает рост температуры замерзания
0
10
20
30
40
50
60
70
жидкости AdBlue®.
Концентрация мочевины, %
s582_032
Свойства жидкости AdBlue®
Указания по обращению
с жидкостью AdBlue®
- При температурах ниже -11 °C жидкость
AdBlue® замерзает.
- Допускается использование только жидкости
- При высоких температурах происходит
AdBlue®, соответствующей одобренным
старение жидкости AdBlue®. Оно выражается
техническим условиям производителя,
в выделении из раствора аммиака
из оригинальных ёмкостей.
и сопровождается появлением неприятного
- Повторное использование слитой жидкости
запаха.
AdBlue® запрещается, чтобы исключить сбои
- Загрязнение жидкости AdBlue® посторонними
в работе вследствие загрязнений.
веществами и бактериями может сделать
её непригодной к использованию.
- При вытекании и последующем высыхании
(кристаллизации) мочевины образуются белые
пятна. Эти пятна удаляются с помощью воды
и щётки (по возможности сразу же).
- Жидкость AdBlue® обладает высокой
проникающей способностью.
Электрические компоненты и разъёмы
необходимо защищать от проникновения
жидкости AdBlue®.
16
Заливка восстановителя из заправочной колонки AdBlue®
Бак восстановителя на Touareg 2019 можно
заправлять с помощью пистолетов европейской
сети заправочных станций AdBlue® для грузовых
автомобилей. Поскольку такие колонки обладают
очень высокой скоростью потока, воздух из бака
восстановителя при заправке также должен
выходить очень быстро.
При заправке бака восстановителя из заправочной
ёмкости воздух, напротив, может выходить
медленнее. Результатом таких разных скоростей
заправки может быть разный заправочный объём
бака восстановителя.
s582_031
Вид заправки
Скорость заправки
Заправочная колонка AdBlue® для грузовых автомобилей
Макс. 40 л/мин
Заправочная колонка AdBlue® для легковых автомобилей
3,5-10,0 л/мин
Заправочная ёмкость AdBlue®
Прим. 3 л/мин
Заправка восстановителя в бак допускается исключительно из специально предназначенных
для этого ёмкостей и систем заправки. Этим обеспечивается правильная скорость заправки
и предотвращается переполнение бака. Кроме того, при этом в баке остаётся достаточно
свободного пространства для расширения восстановителя.
17
Система подачи восстановителя
Система подачи
Бак восстановителя изготовлен из пластмассы и находится на модели Touareg под днищем автомобиля
сзади справа. Автомобиль может оснащаться одним из двух вариантов бака с разной ёмкостью: 12 или 24 л.
По своему устройству оба бака практически одинаковы. Различие между ними заключается лишь в том,
что в варианте с ёмкостью 12 л на каналах наполнения и вентиляции устанавливается пластмассовая
накладка. Вследствие этого в баке остаётся больше воздуха по сравнению с вариантом 24 л. В результате
максимальный объём заправки уменьшается до 12 л.
Устройство
Пробка заливной горловины
Компенсационная
Заливная горловина
полость
Вентиляционный
трубопровод
Заливная
трубка
Компенсационная
полость
Обратная заслонка
Канал
вентиляции
Канал
наполнения
Нагревательный
элемент бака
восстановителя Z102
Успокоитель
Бак восстановителя ёмкостью
12 л с пластмассовой
накладкой
Насос восстановителя V437
На рисунке показан бак восстановителя ёмкостью 24 л.
s582_026
18
В модуле подачи системы дозирования
восстановителя GX19 находятся датчики
и исполнительные устройства системы подачи
восстановителя. Модуль подачи приварен
к баку восстановителя.
s582_026a
Модуль подачи системы дозирования
Штуцер для слива
восстановителя GX19
восстановителя в нижней части бака
Пробка заливной горловины
В пробке заливной горловины имеется мембрана. Она обеспечивает вентиляцию бака восстановителя
в обоих направлениях.
Обратная заслонка
На нижнем конце заливной горловины находится подпружиненная обратная заслонка. Она предотвращает
обратный выход восстановителя в конце заправки, который был бы возможен при заправке от колонки
с высокой скоростью потока.
Компенсационная полость
На случай, если при заправке с высокой скоростью восстановитель начнёт подниматься
по вентиляционному трубопроводу, в этом трубопроводе предусмотрена компенсационная полость
для приёма и успокоения восстановителя.
Успокоитель
Успокоитель служит для уменьшения шумов плеска, возникающих при перетекании восстановителя в баке
от стенки к стенке во время движения автомобиля.
Магнитное кольцо для разблокирования заправочного пистолета AdBlue®
для грузовых автомобилей
В концевой трубке заправочного пистолета
Магнитный выключатель
AdBlue® для грузовых автомобилей находится
магнитный выключатель. Этот магнитный
выключатель выполняет функцию
предохранительного клапана, предотвращая
неправильную заправку. Он открывается только
при воздействии снаружи магнитного поля
Магнитное кольцо
определённой направленности. Чтобы сделать
возможной заправку восстановителя из колонок
AdBlue® для грузовых автомобилей, в заливной
горловине бака восстановителя установлено
соответствующее магнитное кольцо. Когда
заправочный пистолет вставляется, это магнитное
Жидкость AdBlue®
s582_048
кольцо открывает магнитный выключатель.
19
Система подачи восстановителя
Модуль подачи системы дозирования восстановителя GX19
В модуль подачи системы дозирования восстановителя GX19 встроены следующие компоненты:
- Фильтр со стороны впуска.
- Насос восстановителя V437.
- Датчик уровня восстановителя G684.
- Нагревательный элемент бака
- Датчик температуры восстановителя G685.
восстановителя Z102.
- Датчик давления в системе дозирования
восстановителя G686.
Устройство
Датчик уровня восстановителя G684
Насос восстановителя V437,
включающий в себя:
- фильтр со стороны впуска;
- датчик давления в системе
Электрический разъём
дозирования
нагревательного
восстановителя G686;
элемента бака
- нагревательный элемент
восстановителя Z102
насоса
восстановителя Z103.
Электрический разъём
Датчик температуры
восстановителя G685
Штуцер трубопровода
восстановителя
s582_027
Модуль подачи восстановителя выполнен как единый узел с баком восстановителя (соединены
сваркой), в случае ремонта заменяется вместе с баком.
20
Насос восстановителя V437
Насос восстановителя V437 представляет собой шестерённый насос с внешним зацеплением.
Он приводится во вращение бесщёточным или электронно-коммутируемым электродвигателем
постоянного тока. Насос подаёт восстановитель по дозирующему трубопроводу к форсунке
восстановителя.
После каждой поездки восстановитель откачивается из дозирующего трубопровода, чтобы предотвратить
его замерзание после остановки двигателя. Для этого после остановки двигателя форсунка восстановителя
открывается и насос восстановителя начинает вращаться в обратном направлении.
Устройство
Ротор
Катушка возбуждения
Фильтр
Предохранительный
Шестерённый насос
клапан
с внешним зацеплением
Выпуск
Впуск
Датчик давления
в системе дозирования
Штуцер трубопровода
восстановителя G686
восстановителя
s582_015
Контроль давления в системе
Насос восстановителя V437 подаёт восстановитель практически с постоянной производительностью из бака
восстановителя к форсунке восстановителя N474. Давление в системе составляет при этом прим. 5 бар.
Необходимое количество впрыскиваемого восстановителя зависит от содержания оксидов азота в ОГ
и регулируется блоком управления двигателя путём изменения длительности и частоты открывания форсунки.
Частота вращения насоса задаётся и регулируется подаваемым на электродвигатель насоса током. Контроль
давления в системе осуществляется с помощью датчика давления в системе дозирования восстановителя G686.
Сигнал датчика поступает в блок управления системы дозирования восстановителя J880, который регулирует
давление в системе, изменяя подаваемый на насос восстановителя V437 электрический ток.
Примеры возможных неисправностей системы:
- Трубопровод восстановителя повреждён
- Отверстия в распылителе форсунки
и негерметичен.
восстановителя засорены.
– Насос заедает.
- Штуцер всасывания модуля подачи
восстановителя засорён.
21
Система подачи восстановителя
Датчик температуры восстановителя G685
В качестве чувствительного элемента в датчике температуры восстановителя G685 используется
терморезистор с отрицательным температурным коэффициентом (NTC). Датчик установлен в корпусе
модуля подачи восстановителя. Датчик температуры восстановителя измеряет температуру восстановителя
в диапазоне от -40 до +80 °C.
Датчик температуры
восстановителя G685
s582_041
Использование сигнала
Блок управления двигателя J623 анализирует сигнал температуры и передаёт запрос на включение
нагревательных элементов в блок управления системы дозирования восстановителя J880, который
и включает нагревательные элементы системы SCR.
Последствия отсутствия сигнала
Загорается лампа Check Engine, и на дисплее комбинации приборов отображается предупреждение AdBlue®
о сбое в работе системы SCR.
22
Датчик уровня восстановителя G684
Датчик уровня восстановителя G684 позволяет регистрировать высоту заполнения бака восстановителя.
Датчик уровня встроен в модуль подачи системы дозирования восстановителя GX19.
Устройство
Чувствительный элемент датчика уровня восстановителя представляет собой вытянутую, вертикально
ориентированную катушку, «напечатанную» на пластмассовой подложке методом химического травления.
Для предотвращения повреждения жидкостью AdBlue® катушка заключена в защитную пластмассовую
оболочку. В нижней части катушки находится электронный блок датчика.
Датчик уровня
восстановителя G684
Проводящие витки
катушки
Электронный блок
датчика
s582_016
23
Система подачи восстановителя
Принцип действия
Датчик уровня восстановителя действует по принципу измерения частоты. Для определения уровня
восстановителя электронный блок датчика возбуждает катушку переменным током. При этом между
витками катушки создаётся переменное электрическое поле, распространяющееся в восстановитель.
Наличие восстановителя приводит к усилению электрического поля, что, в свою очередь, приводит
к изменению сопротивления катушки. Электронный блок датчика регистрирует связанное с этим изменение
напряжения и, исходя из него, рассчитывает высоту уровня восстановителя. Каждое значение высоты
уровня соответствует определённому частотному сигналу. Электронный блок датчика в модуле подачи
направляет сигнал SENT в блок управления системы восстановителя. Блок управления системы
восстановителя выполняет дополнительную обработку этого сигнала и передаёт его в блок управления
двигателя. Блок управления двигателя получает данные об уровне восстановителя и на их основе вычисляет
запас хода.
Катушка
Электрическое поле/
частота сигнала
Электронный блок
датчика
s582_011
Последствия отсутствия сигнала
При отсутствии сигнала в комбинации приборов включается лампа Check Engine и отображается
предупреждение AdBlue® о сбое в работе системы SCR. В регистраторе событий сохраняется запись.
Дополнительную информацию по протоколу сигналов SENT можно найти
в программе самообучения 547 «Двигатель 2,0 л 176 кВт TDI-Biturbo семейства
дизельных двигателей EA288».
24
Система обогрева
Система обогрева восстановителя
Поскольку при низких температурах
Благодаря системе обогрева система SCR может
восстановитель может замёрзнуть, в баке
быть быстро приведена в рабочее состояние
восстановителя и в трубопроводе к форсунке
и при замёрзшем восстановителе и обеспечивать
восстановителя установлено по электрическому
во всех режимах работы двигателя достаточное
нагревательному элементу. Помимо этого,
количество оттаявшего восстановителя.
для обогрева могут также использоваться обмотки
электродвигателя насоса.
Общая схема системы обогрева
Блок управления двигателя J623
Блок управления системы дозирования
восстановителя J880
Датчик наружной
Датчик
Нагревательный
Нагревательный
Нагревательный
температуры G17
температуры
элемент насоса
элемент бака
элемент трубопровода
восстановителя
восстановителя
восстановителя
восстановителя Z104
G685
Z103
Z102
s582_030
Принцип действия
По данным, получаемым от датчика наружной
В рамках системы бортовой диагностики EOBD
температуры G17 и датчика температуры
(European On-Board Diagnostics) предписан
восстановителя G685, блок управления
обязательный контроль системы обогрева, исходя
двигателя J623 определяет потребность в обогреве
из необходимости иметь возможность
восстановителя. На основании этого блок
регистрировать отказы или неисправности
управления двигателя задействует блок управления
в работе компонентов двигателя, влияющих
системы дозирования восстановителя J880, который
на токсичность ОГ. С этой целью блок управления
и подаёт напряжение на нагревательные элементы.
двигателя J623 получает ответный сигнал от блока
управления системы дозирования восстановителя
J880.
25
Система обогрева
Блок управления системы дозирования восстановителя J880
Блок управления системы дозирования
восстановителя J880 подаёт напряжение питания
на нагревательные элементы системы SCR
по командам от блока управления двигателя J623.
В Touareg 2019 этот блок управления установлен
в багажном отсеке сзади справа.
s582_034
Нагревательный элемент бака восстановителя Z102
Нагревательный элемент бака восстановителя Z102
представляет собой терморезистор с положительным
температурным коэффициентом (PTC). Он встроен
в бак восстановителя и нагревает восстановитель
в баке. Для этого блок управления двигателя
при необходимости передаёт соответствующий
сигнал в блок управления системы дозирования
восстановителя, который, в свою очередь, включает
нагревательный элемент бака восстановителя.
s582_050
Нагревательный элемент трубопровода восстановителя Z104
Нагревательный элемент трубопровода
восстановителя Z104 представляет собой проволоку
из нержавеющей стали, намотанную по спирали вокруг
трубопровода восстановителя. Эта проволока
выполняет функции нагревательного резистора
и защищена снаружи гофрированной пластмассовой
трубкой. Нагревательный элемент включается
при необходимости блоком управления двигателя через
Гофрированная
блок управления системы дозирования восстановителя.
пластмассовая трубка
Проволока
Включённый нагревательный элемент подогревает
нагревательного
восстановитель в трубопроводе подачи восстановителя,
элемента
обеспечивая тем самым надёжную работу системы SCR
s582_042
при низких наружных температурах.
Нагревательный элемент насоса восстановителя Z103
Функцию нагревательного элемента насоса
восстановителя Z103 выполняют обмотки
электродвигателя насоса восстановителя.
Обмотки
Для реализации подогрева блок управления системы
электродвигателя
дозирования восстановителя при необходимости
пропускает через обмотки ток, в результате чего
выделяется тепло.
s582_036
26
Контуры подогрева и продолжительность подогрева
Управление нагревательными элементами
По истечении времени работы обогрева
разделено на три контура. Напряжение в контуры
для оттаивания восстановителя может
подогрева подаётся через блок управления
включаться режим обогрева для поддержания
системы дозирования восстановителя J880.
готовности системы. Благодаря этому во всех
Контуры подогрева включаются в зависимости
режимах в системе всегда имеется достаточное
от температуры в баке восстановителя
количество оттаявшего восстановителя.
и температуры наружного воздуха и остаются
включёнными в течение определённого времени.
Нагревательный
Нагревательный элемент
Нагревательный элемент
Нагревательный элемент
элемент
бака восстановителя Z102
трубопровода
бака восстановителя Z103
восстановителя Z104
Температура в баке.
Температура наружного
Температура в баке.
Параметр
включения
Температура наружного
воздуха.
воздуха.
До 18 мин при
Подогрев восстановителя
До 18 мин
Включение
и продолжи-
температурах в баке
не требуется, поскольку
при температурах в баке
тельность
от -7 до -15 °C.
после выключения
от -7 до -15 °C.
обогрева
До 48 мин при -30 °C.
двигателя
До 48 мин при -30 °C.
для оттаивания
восстановитель
после пуска
откачивается
двигателя
из трубопровода.
Включение: 
Чтобы во время работы
Не используется
Включение
и выключение
наружная температура
восстановитель
при режиме обогрева
режима
ниже -3 °C.
в трубопроводе не мог
для поддержания
обогрева
Выключение: 
замёрзнуть, трубопровод
готовности системы.
для поддержа-
начиная с температуры
обогревается начиная
ния готовности
в баке +10 °C.
с температуры наружного
системы
воздуха -3 °C.
27
Концепция индикации AdBlue®
Индикация AdBlue® в комбинации приборов
Индикация AdBlue® имеет вид отображающихся в комбинации приборов указаний для водителя,
заблаговременно предупреждающих его о необходимости дозаправки восстановителя
или информирующих о сбоях в работе системы SCR.
Предупреждение об уровне восстановителя
Предупреждение о сбое в работе системы SCR
Указание
Предупреждение
Долить AdBlue (DEF).
Ошибка: AdBlue (DEF).
Пуск двигателя невозможен
Пуск двигателя невозможен
через 1000 км.
через 1000 км.
Количество для доливки
мин.: 6 л.
s582_018
s582_020
• При слишком низком уровне восстановителя в баке
• При сбое в работе в системе SCR необходимо
необходимо долить в бак жидкость AdBlue®.
обратиться на сервисное предприятие.
Если предупреждения игнорировать, то по истечении указанного запаса хода пуск двигателя становится
невозможным. Тогда после выключения зажигания снова запустить двигатель будет нельзя.
Уровни интенсивности индикации
Для предупреждений о недостаточном уровне восстановителя или о сбое работы системы предусмотрено
несколько уровней интенсивности в зависимости от запаса хода. После определённого пробега
интенсивность визуального и звукового предупреждения повышается. Дополнительно предупреждения
повторяются в комбинации приборов многократно в зависимости от времени и пробега.
Запас хода
Цвет
Повторение предупреждений
Звуковое
предупреждения
предупреждение
От 2400 км
Белый
Предупреждение повторяется и отображается в комбинации
1-кратный гонг
приборов каждые 400 км или каждые 8 часов.
Значение остающегося запаса хода отображается с шагом
в 100 км.
От 1000 км
Жёлтый
Предупреждение повторяется и отображается в комбинации
1-кратный зуммер
приборов каждые 100 км или каждые 4 часа.
Значение остающегося запаса хода отображается с шагом
в 50 км.
От 200 км
Жёлтый
Предупреждение повторяется и отображается в комбинации
1-кратный зуммер
приборов каждые 20 км.
Значение остающегося запаса хода отображается с шагом
в 10 км.
0 км
Красный
Предупреждение: пуск двигателя больше невозможен.
3-кратный зуммер
28
Предупреждения AdBlue® об уровне восстановителя в баке
Предупреждение об уровне: ступень 1
Указание
Первое предупреждение о необходимости
доливки восстановителя отображается, когда
Долить AdBlue (DEF).
остающегося в баке количества жидкости AdBlue®
Запас хода 2400 км.
достаточно для пробега 2400 км. Блок управления
двигателя рассчитывает запас хода на основании
Количество для доливки
мин.: 6 л.
количества остающегося восстановителя в баке
и расхода восстановителя.
s582_017
Предупреждение об уровне: ступень 2
Указание
Когда запас хода уменьшается до 1000 км, интен-
сивность предупреждения увеличивается. С этой
Долить AdBlue (DEF).
целью предупреждение отображается жёлтым цве-
Пуск двигателя невозможен
том и дополняется треугольной пиктограммой
через 1000 км.
с восклицательным знаком — символом аварийной
Количество для доливки
мин.: 6 л.
остановки. Автомобиль может проехать только рас-
стояние, соответствующее отображаемому запасу
хода. Если не будет заправлено достаточное коли-
s582_018
чество восстановителя, то по истечении указанного
запаса хода после выключения двигателя последу-
ющий его запуск станет невозможным.
Предупреждение об уровне: ступень 3
Предупреждение
Если жидкости AdBlue® в баке больше нет,
предупреждающая пиктограмма отображается
Долить AdBlue (DEF).
красным цветом. Повторный запуск двигателя
Пуск двигателя невозможен.
заблокирован, для снятия блокировки необходимо
долить восстановитель.
Количество для доливки
мин.: 8 л.
s582_019
В Touareg 2019 отображение остающегося запаса хода вне диапазона предупреждения
невозможно.
Для снятия предупреждения в комбинации приборов необходимо долить не меньше указанного
минимального количества восстановителя.
Volkswagen Technical Site: http://vwts.ru http://vwts.info
29
Концепция индикации AdBlue®
Предупреждения AdBlue® при сбоях в работе системы SCR
Когда блок управления двигателя регистрирует сбой в работе системы SCR или с помощью датчиков NOx
распознаёт недостаточную эффективность работы, в комбинации приборов отображается предупреждение
о сбое в работе системы SCR.
Сбой в работе:
уровень предупреждения 1
Предупреждение
Если после распознавания сбоя в системе SCR
Ошибка: AdBlue (DEF).
автомобиль проехал 50 км, предупреждение
Пуск двигателя невозможен
отображается жёлтым. В качестве визуального
через 1000 км.
напоминания о сбое в системе дополнительно
отображается пиктограмма гаечного ключа.
Остающийся запас хода составляет 1000 км.
Он уменьшается непосредственно на уже
s582_020
пройденное расстояние. Это происходит
независимо от уровня восстановителя в баке
и его расхода.
Сбой в работе:
уровень предупреждения 2
Предупреждение
Если сбой в работе системы SCR не будет устранён
до истечения указанного пробега, то после
выключения зажигания снова запустить двигатель
Ошибка: AdBlue (DEF).
Пуск двигателя
будет невозможно.
больше невозможен.
s582_021
Блокировку пуска двигателя можно снять с помощью диагностического тестера ещё на 50 км
пробега. Это даёт возможность автомобилю доехать до сервисного предприятия своим ходом.
30
Техническое обслуживание
Возможности самостоятельной заправки
жидкости AdBlue® клиентом
Колонка для заправки AdBlue®
В Touareg 2019 залить восстановитель в бак
можно на соответствующей заправочной колонке
(см. стр. 17).
s582_031
Заправочная бутыль
Ёмкость заправочной бутыли — 1,89 л
(соответствует половине галлона).
s582_022
Заправочная канистра
Ёмкость заправочной канистры — 5 л.
Для заправки требуется соответствующий
подающий шланг.
s582_044
31
Техническое обслуживание
Оборудование и специнструмент
Обозначение
Инструмент
Применение
Стенд для заправки AdBlue® 
Передвижным заправочным стендом
VAS 6960
VAS 6960 можно пользоваться
на сервисном предприятии
без подключения к электрической
сети. Жидкость AdBlue® заливается
в бак восстановителя автомобиля
из бака стенда ёмкостью 60 литров
с помощью пистолета с сенсорным
управлением. При достижении
максимально допустимого
количества восстановителя стенд
автоматически отключается.
s582_028
Приспособление для заправки
С помощью VAS 6542 можно
AdBlue® VAS 6542
заправлять бак восстановителя
в условиях сервисного предприятия.
Ёмкость канистры VAS 6542/1
составляет 10 литров. 
Максимально допустимый уровень
восстановителя в баке достигнут,
когда в вентиляционном шланге
появляется жидкость или когда
канистра начинает заметно
сжиматься. Обязательно
s582_023
соблюдайте надлежащий перепад
высоты между канистрой и заливной
горловиной.
Подставка V.A.G 1383A/1
Подставка служит для надёжной
установки канистры VAS 6542/1
при заправке с помощью
приспособления VAS 6542.
s582_049
32
Обозначение
Инструмент
Применение
Набор для проверки
Инструменты в наборе для проверки
VAS 6532
служат для проверки количества
подачи восстановителя форсункой
и проверки давления в системе
в рамках Ведомого поиска
неисправностей.
s582_024
Рефрактометр
Рефрактометр служит для проверки
T 10007 A
концентрации мочевины в растворе
AdBlue®.
s582_038
33
Контрольные вопросы
Какой из ответов правильный?
Из приведённых ответов правильными могут быть один или несколько вариантов.
1.
Начиная с какой температуры замерзает AdBlue®?
ˆ A. -1 °C.
ˆ B. -11 °C.
ˆ C. -21 °C.
2.
Каким образом предотвращается замерзание восстановителя в трубопроводе восстановителя?
ˆ A. После выключения двигателя восстановитель откачивается из трубопровода.
ˆ B. После выключения двигателя трубопровод при необходимости обогревается.
ˆ C. В трубопроводе восстановителя предусмотрен дренажный клапан, который после выключения
двигателя открывается, так что восстановитель сливается из трубопровода.
3.
Каким образом в системе SCR определяется уровень восстановителя в баке?
ˆ A. С помощью ультразвукового датчика.
ˆ B. С помощью поплавка с магнитом и шести герконов.
ˆ C. С помощью датчика резонансной частоты.
4.
Как восстановитель подаётся к форсунке восстановителя?
ˆ A. С помощью электромагнитного диафрагменного насоса.
ˆ B. С помощью шестерённого насоса с внешним зацеплением.
ˆ C. С помощью шестерённого насоса с внутренним зацеплением.
34
5.
Как контролируется эффективность работы системы SCR?
ˆ A. Эффективность работы контролируется с помощью датчика перепада давления в режимах
частичной и полной нагрузки. Если измеренное значение слишком сильно отличается
от номинального, в работе системы SCR имеется сбой.
ˆ B. Эффективность работы контролируется с помощью лямбда-зондов в режимах частичной и полной
нагрузки. Если измеренное значение слишком сильно отличается от номинального, в работе
системы SCR имеется сбой.
ˆ C. Эффективность работы контролируется с помощью двух датчиков NOx в режимах частичной
и полной нагрузки. Если измеренное значение слишком сильно отличается от номинального,
в работе системы SCR имеется сбой.
6.
На дисплее комбинации приборов отображается следующая пиктограмма.
Какое значение она имеет?
ˆ A. Необходимо долить восстановитель.
ˆ B. В работе системы SCR имеется сбой. Клиент может запустить двигатель автомобиля и направиться
к ближайшему сервисному предприятию.
ˆ C. Восстановитель замёрз, и в данный момент выполняется его оттаивание.
35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////