НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВА И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

  Главная      Учебники - Транспорт     

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 


НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВА И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Учёт топлива и смазочных материалов в подразделениях ГПС ведётся как в массовом выражении, так и в объёмном. Планирование расхода ГСМ и учёт поступление ГСМ в подразделения ведётся строго в массовом выражении – в тоннах или килограммах. Расход ГСМ в подразделениях ведётся, как правило, в объёмном выражении – в литрах (за исключением консистентных смазок). Нормы расхода жидкого топлива на пожарные автомобили регламентируются инструкциями, распоряжениями, приказами МЧС России.

Для пожарных автомобилей введены три вида норм расхода жидкого топлива:

  • на передвижение пожарного автомобиля, определяющие расход жидкого топлива для снаряжённого пожарного автомобиля на 100 км пробега;

  • на работу специальных агрегатов в стационарном режиме;

  • на работу двигателя в стационарном режиме без нагрузки.

В настоящее время, в соответствии с приказом МЧС России № 608 от 25.12.2002 г., нормы расхода жидкого топлива и смазочных материалов для пожарных автомобилей определяются приказами МВД РФ № 549 от 20.12.93 г. и № 314 от 25.05.98 г. (для вспомогательных автомобилей).

Нормы расхода жидкого топлива согласно приказу МВД РФ № 549 от 20.12.1993 г. приведены в таблице Приложения 7.

Приведённые в таблице нормы расхода жидкого топлива на 100 км пробега называются линейными или базовыми нормами, поскольку являются основой (базой) для расчёта реального расхода топлива в конкретных условиях эксплуатации. Для учёта всего многообразия условий эксплуатации автомобиля устанавливаются надбавки к линейной норме расхода топлива, а именно:

При работе пожарных автомобилей с прицепами норма расхода топлива на пробег увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепов: бензина – 2 литра, дизельного топлива – 1,3 литра.

При расчёте норм расхода топлива территорию страны делят на четыре района: южный, средний, северный и крайнего севера. В зимнее время эксплуатации пожарного автомобиля нормы увеличиваются: в южных районах – до 5%, в средних – до 10%, в северных – до 15%, а в районах крайнего севера и местностях приравненных к районам крайнего севера – до 20%.

При эксплуатации пожарных автомобилей горных местностях нормы расхода топлива увеличиваются в зависимости от высоты над уровнем моря: от 500 до 1500 метров – на 5%, от 1501 до 2000 метров – на 10%, от 2001 до 3000 метров – на 15%, свыше 3000 метров – на 20%.

При эксплуатации пожарных автомобилей в городах с населением свыше 1 млн. человек нормы расхода топлива на их передвижение (пробег) увеличиваются до 10%.

При пробеге первой тысячи километров пожарными автомобилями, вышедшими из капитального ремонта, и новыми нормы расхода топлива увеличиваются до 10%.

При эксплуатации пожарных автомобилей в тяжёлых дорожных условиях (при следовании на тушение пожаров в полевых и лесных условиях) нормы расхода топлива на их передвижение (пробег) увеличиваются до 20%, а в период сезонной распутицы, снежных и песчаных заносов до 35%.

Нормы расхода топлива снижаются до 15% на движение (пробег) пожарных автомобилей по внегородским дорогам с усовершенствованным покрытием, находящимся в удовлетворительном состоянии.


При необходимости применения нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается по сумме или разности этих надбавок (снижений).

Как видно из самой структуры надбавок, реальная норма расхода топлива не является постоянной величиной, а может меняться даже от выезда к выезду (например, в случае следования на пожар в загородную зону). Поэтому водители обязаны понимать и умело применять методику расчёта реальной нормы расхода топлива на каждый конкретный выезд.

Разберём пример характерной ошибки при таких расчётах:

Пример 1: Имеется автоцистерна АЦ-40(130)63Б, которая эксплуатируется в зимнее время в городе средней полосы с населением свыше 1 млн. человек. Линейная норма расхода топлива для этой машины составляет 41,5 л/100 км. Надбавка за эксплуатацию в таком городе установлена в размере 10% от линейной нормы, т.е. 4,15 л/100 км.35 Надбавка на зимний период эксплуатации составляет тоже 4,15 л/100 км (10% от линейной нормы). Реальный расход топлива с учётом этих двух надбавок составляет 41,5 + 4,15 + 4,15 = 49,8 л/100 км. Эту величину многие водители помнят наизусть, и применяют, почти не задумываясь. Допустим, автомобиль в этот период прошёл капитальный ремонт и снова включился в боевой расчёт. На протяжении первой тысячи километров пробега после капитального ремонта норма расхода топлива увеличивается на 10%. Вот здесь и совершается наиболее распространённая ошибка: водитель берёт привычную норму расхода 49,8 л/100 км, увеличивает её на 10% и получает 49,8 + 4,98 = 54,78 л/100 км. Между тем правильная величина – это 49,8 + 10% от линейной нормы, т.е. 4,15 = 53,95 л/100 км.


Примерный расчёт определения расхода ГСМ:

Пример 2: Определить общий расход жидкого топлива за выезд пожарной автоцистерны АЦ-40(431410)63Б на тушение пожара в пригородном садоводстве. Путь, пройденный пожарной автоцистерной по территории Санкт-Петербурга, составил 12 км, по загородному шоссе – 18 км, по просёлочной дороге – 6 км. Пожарный насос работал от собственной ёмкости автоцистерны и от открытого водоисточника в течение 1 часа 28 минут. Эксплуатация осуществлялась в зимнее время при температуре окружающего воздуха минус 200С. В нерабочее время на пожаре двигатель прогревался в течение 25 минут.

Решение: Формула расчёта в общем виде:

Qобщ. = Qпр. + Qнагр. + Qб,н, , где

Qпр. – расход топлива на пробег;

Qнагр. – расход топлива на работу с насосом;

Qб,н, - расход топлива на работу без нагрузки.

При расчёте Qпр. необходимо сначала определить нормы расхода для каждого из трёх участков пробега:

  • по территории города норма составляет 49,8 л/100 км (методика описана в предыдущем примере);

  • для загородной трассы ("городская" надбавка не применяется, "зимняя" надбавка по-прежнему действует, и действует снижение нормы на 15% от линейной для внегородских дорог) норма составляет: 41,5 – 6,225 + 4,15 = 39,425 л/100 км;

  • для просёлочной дороги при наличии снежных заносов норма расхода увеличивается до 35%, и действует зимняя надбавка: 41,5 + 14,525 + 4,15 = 60,175 л/100 км.

Следовательно, расход топлива на пробег составит:

Расход топлива на привод специального агрегата (насоса) определяется с учётом зимней надбавки вводом относительного коэффициента 1,10. Норма расхода на привод насоса для автоцистерны модели 63Б составляет 0,330 л/мин, время работы – 88 минут, отсюда:

Qнагр. = 0,330 × 1,1 × 88 = 31,944 л.

Расход топлива на стационарную работу без нагрузки составляет (при норме расхода для модели 63Б 0,150 л/мин):

Qнагр. = 0,150 × 25 = 3,750 л.

Общий расход за данный выезд составляет:

Qобщ. = 16,683 + 31,944 + 3,750 = 52,377 л.

Для упрощения расчётов и уменьшения количества арифметических ошибок в эксплуатационных картах удобно пользоваться таблицей покилометровых и поминутных расходов топлива (см. рис. 7.6). При наличии навыков работы с программой Microsoft Excel таблицу можно построить следующим образом:

  1. Предварительная разметка и оцифровка столбцов (десятки километров или минут) и строк (единицы километров и минут) каждой из табличек производится в соответствии с рисунком. Формат этих ячеек – "Общий".

  2. Формат полей B4:K14, B17:K27, B30:K36, B39:K45, N4:W14, N17:W27, N30:W36 – "Числовой" с числом значащих цифр после запятой - 3. Такой же формат для ячеек J28, V28 и J37. Формат ячейки G1 - "Числовой" с числом значащих цифр после запятой - 1.

  3. В ячейку G1 вносится линейная норма расхода топлива (в данном примере 41,5), в ячейку J28 – норма расхода топлива при работе со спецагрегатов (0,330), в ячейку J37 – норма расхода топлива при работе без нагрузки (0,150).

  4. Формула в ячейке J1 =0,1*$G$1, где 0,1 – это коэффициент, учитывающий "городскую" надбавку в размере 10%.

  5. Формула в ячейке K1 =0,1*$G$1, где 0,1 – это коэффициент, учитывающий "зимнюю" надбавку (в данном примере – 10%).


  6. Формула в ячейке L1 =0,15*$G$1, где 0,15 – это коэффициент, учитывающий снижение нормы расхода при движении по внегородским дорогам. (На рисунке 7.6 значения в ячейках G1:L1 не видны, т.к. применён белый цвет шрифта).


  1. В ячейку М1 вносится числовой коэффициент, учитывающий относительную величину "зимней" надбавки (например, 1,10 для регионов с 10-процентной "зимней" надбавкой)

  2. Формула в ячейке B4 =($G$1+$J$1)/100*($A4+B$3). При внесении формулы необходимо правильно расставить служебный знак "$", иначе неизбежны ошибки! После внесения формулы [Enter] необходимо заполнить поле методом автозаполнения ячеек. Для этого ячейка B4 выделяется, захватывается курсором (в нижнем левом углу ячейки появляется чёрный "крестик") и "протаскивается" направо до ячейки К4. Затем выделяется поле B4:К4, захватывается за правый нижний угол (появляется чёрный "крестик") и "протаскивается" вниз до заполнения всего поля B4:К14. При этом происходит автоматический перерасчёт формул в каждой ячейке поля.

  3. Формула в ячейке N4 =($G$1+$J$1+$K$1)/100*($M4+N$3). Автозаполнение поля N4:W4 производится аналогичным образом.

  4. Формула в ячейке В17 =($G$1-$L$1)/100*($A17+B$3).

  5. Формула в ячейке N17 =($G$1+$K$1-$L$1)/100*($M17+N$3).

  6. Формула в ячейке B30 =$J$28*($A30+B$29).

  7. Формула в ячейке N30 =$V$28*($M30+N$29).

  8. Формула в ячейке B39 =$J$37*($A39+B$29).

  9. Такая же таблица на другом листе создаётся следующим образом: Выделяется верхняя левая ячейка таблицы (левее и выше ячейки А1), таблица копируется в буфер обмена, открывается новый лист, выделяется эта же ячейка и производится вставка по командам "Меню" > "Правка" > "Специальная вставка" > "Вставить всё" (обычная вставка из буфера обмена недопустима – будут "утеряны" формулы). Теперь на новом листе можно рассчитать расход для автомобиля другой модели. Для этого достаточно только поменять заголовок (ячейка А1) и значения норм в ячейках G1, J38 и J37. Остальные значения таблицы пересчитаются автоматически.

Пример 3: Определить с помощью таблицы общий расход жидкого топлива за выезд пожарной автоцистерны АЦ-40(431410)63Б на тушение пожара в пригородном садоводстве. Путь, пройденный пожарной автоцистерной по территории Санкт-Петербурга, составил 22 км, по загородному шоссе – 38 км. Пожарный насос работал от собственной ёмкости автоцистерны и от открытого водоисточника в течение 55 минут. Эксплуатация осуществлялась в летнее время. В ходе тушения пожара двигатель работал без нагрузки в течение 10 минут.

Решение (см. рис. 7.6): Q = 10,043 + 13,405 + 18,150 + 1,500 = 43,098 литра. Решение свелось к простому суммированию значений соответствующих ячеек.

Полностью исключить арифметические ошибки можно с помощью специальной программы расчёта расхода топлива. В пожарной охране Санкт-Петербурга разработана такая программа, представляющая собой эксплуатационную карту в электронном виде. Программа очень проста, и позволяет работать в ней даже неквалифицированным пользователям. Пример прользования программой приведён на рис. 7.7 и 7.8.

Работа начинается (см. рис. 7.7 вверху) с выбора автомобиля (раскрывается соответствующая карта), а затем по раскрывающимся спискам вносятся конкретные условия выезда (время года – зима или лето, условия применения – город или пригород, характер выезда – пожар, учения, ТО, учебная езда, прочие работы, обкатка), дата, время выезда и время возвращения. Вручную (т.е. с клавиатуры) заносятся только адрес места выезда и пройденный путь (см. рис. 7.7. внизу). После нажатия кнопки "Запись" программа просит проверить правильность записей, т.е. потом любые изменения становятся невозможными (изменить записи или программу могут только разработчики, владеющие необходимыми паролями).

На третьем шаге (рис. 7.8 вверху) с клавиатуры вносятся данные о времени работы с насосом и без насоса, а также о количестве заправленного топлива. (Поле "При смене караула" заполняется только в ходе ЕТО, при этом на первом шаге в поле "Характер выезда" выбирается значение "ТО".). После нажатия кнопки "Запись" программа рассчитывает среднюю скорость движения и, если она неправдоподобна велика (более 60 км/ч для городских условий), на экране появляется "приглашение" к уточнению времени работы с насосом и без насоса. Эта защита введена для исключения как неумышленных ошибок, так и явных приписок. После записи результатов карта приобретает вид, как на рис. 7.8 внизу.

Программа по мере заполнения эксплуатационных карт постоянно пополняет данными отчёт о расходовании топлива за текущий месяц, поэтому в конце месяца старший водитель получает практически готовый документ, в который нужно внести только данные о расходе масел и смазок.



Внедрение этой программы в одном из подразделений ГПС Санкт-Петербурга в порядке инженерного эксперимента позволило существенно упростить ведение отчётно-учётной документации в подразделении, а также избавиться от ошибок. Дополнительным преимуществом автоматизированного учёта является то, что программа, построенная на базе табличного процессора Excel, очень легко модифицируется при изменении исходных данных (например, в случае получении нового автомобиля, утверждении новых норм расхода топлива или изменения номенклатуры и величин надбавок).


Нормы расхода смазочных материалов на пожарные автомобили установлены приказом МВД РФ № 549 от 20.12.93 г. в зависимости от расхода топлива. На каждые 100 литров израсходованного топлива расход масел и смазочных материалов составляет:

1. Масла моторные для машин с карбюраторными двигателями, л

3,5

2. Масла моторные для машин с дизельными двигателями, л

4,0

3. Трансмиссионные масла для машин с одной ведущей осью, л

0,8

4. Трансмиссионные масла для машин с несколькими ведущими осями, л

1,5

5. Специальные масла, л

0,1

6. Пластичные (консистентные) масла, кг

0,6

7. При капитальном ремонте расходная емкость системы смазки



Примечание: В 2003 году Руководящим документом Минтранса РФ Р3112194-0366-03 утверждены "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте". На основе данного документа разработываются аналогичные ведомственные документы. После утверждения соответствующего ведомственного документа МЧС России взамен приказа МВД РФ № 549 от 20.12.1993 г. ряд положений данного раздела могут устареть или несколько измениться (особенно в части линейных норм расхода топлива, номенклатуры и величин применяемых надбавок).

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..