|
|
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА. Тест (2022 год)
В каждом задании из предложенных вариантов ответа
выбрать один или несколько правильных.
Часть 1 СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА КАК ОТДЕЛЬНЫЕ ОТРАСЛИ ЗНАНИЯ
***
Отраслью дефектологии является:
а) сурдопедагогика;
б) тифлопедагогика;
в) олигофренопедагогика;
г) все ответы верны.
***
Тифлопедагогика занимается проблемами обучения, воспитания и образования детей…
а) с нарушением речи;
б) с нарушением слуха;
в) с нарушением зрения;
г) с нарушением опорно-двигательного аппарата.
***
Сурдопедагогика занимается проблемами обучения, воспитания и образования детей…
а) с нарушением зрения;
б) с нарушением слуха;
в) с нарушением речи;
г) с нарушением интеллектуального развития.
***
Показатель отклонения от нормы -
а) замедление или деградация психического равзития;
б) дисфункциональность организма;
в) поведенческая патология;
г) все ответы верны.
***
Уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним
качественно-количественным показателям, полученным при обследовании
представительной группы людей одного возраста, пола, культуры и т.д. – это…
а) идеальная норма;
б) функциональная норма;
в) статистическая норма;
г) нет правильного ответа.
***
Физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития
ребенка, носит название…
а) аномальность;
б) дефект;
в) задержанное развитие;
г) патология.
***
Что из ниже перечисленного относится к первичному дефекту?
а) немота у глухого ребенка;
б) органическое повреждение центральной нервной системы;
в) недостаточность пространственных ориентировок, недостаточная выразительность
мимики у слепого ребенка;
г) недоразвитие воли, эмоций у умственно отсталого ребенка.
***
Отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития и особенности
психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими
недостатками – это…
а) дефектология;
б) специальное образование;
в) специальная психология;
г) нет правильного ответа.
***
Часть педагогики, определяющаяся как теория и практика особого (специального)
образования лиц с аномалиями в развитии, для которых вследствие врожденных или
приобретенных дефектов невозможно или затруднено образование в обычных
педагогических условиях при помощи общепедагогических методов – это…
а) специальная педагогика;
б) лечебная педагогика;
в) коррекционная педагогика;
г) дефектология.
***
Наука о психофизиологических особенностях развития детей и взрослых с
физическими и психическими недостатками, закономерностях их обучения и
воспитания – это…
а) специальное образование;
б) дефектология;
в) специальная психология;
г) специальная педагогика;
***
Что из ниже перечисленного относится к вторичному дефекту?
а) нарушение слухового восприятия, возникшее в результате повреждения слухового
аппарата;
б) недостатки в овладении звуковым составом слова и расстройство письма у детей
с дефектами речи;
в) интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате органического
повреждения головного мозга;
г) все ответы верны.
***
Сложный дефект -
а) повреждение биологических систем (отделов ЦНС, анализаторов), вызванное
влиянием биологических факторов;
б) сочетание двух и более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих
структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании;
в) недоразвитие высших психических функций;
г) прижизненно формирующиеся функции.
***
Выберите из ниже перечисленных одно из тех условий при котором ребенка относят к
категории аномальных:
а) у него есть значительные отклонения в развитии;
б) физический дефект вызывает отклонения психического развития и ребенок
нуждается в специальных условиях обучения и воспитания;
в) ребенок не выполняет общепризнанных правил;
г) не адаптируется к системе образования.
***
Замещение нарушенных функций за счет привлечения в работу других или более
сохранных – это…
а) декомпенсация;
б) компенсация;
в) коррекция;
г) компенсаторные процессы.
***
Первоначальное формирование утраченной способности к чему-либо называется:
а) коррекция;
б) компенсация;
в) абилитация;
г) реабилитация.
***
Исправление тех или иных недостатков развития называется:
а) коррекция;
б) компенсация;
в) абилитация;
г) реабилитация.
***
Дизонтогения – это…
а) нарушение нормального физического и психического развития;
б) психическое заболевание;
в) исследование соматического статуса ребенка;
г) нормальное физическое и психическое развитие.
***
Основные параметры нарушенного развития описал:
а) В. И. Лубовский;
б) В. В. Лебединский;
в) Л. С. Выготский;
г) С. Я. Рубинштейн
19. Система условий, которые создаются государством для лиц, имеющих специальные
образовательные потребности с целью обеспечения им равных возможностей в
получении образования – это…
а) коррекционно-воспитательная работа;
б) специальное образование;
в) коррекция;
г) социальная реабилитация.
Часть 2.
АНОМАЛИИ РАЗВИТИЯ:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
ЗПР - ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
***
Что является причинами возникновения ЗПР церебрально-органического генеза?
а) наследственность;
б) тяжелые соматические заболевания в раннем;
в) патология родов и заболевания ЦНС в первые месяцы и годы жизни;
г) нет правильного ответа.
***
Чем характеризуется ЗПР церебрально-органического генеза?
а) связано с длительными тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте;
б) это органический инфантилизм;
в) связано с неблагоприятными условиями воспитания;
г) это гармонический психический и психофизический инфантилизм.
***
Чем характеризуется ЗПР психогенного происхождения?
а) связано с длительными тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте;
б) это органический инфантилизм;
в) связано с неблагоприятными условиями воспитания;
г) это гармонический психический и психофизический инфантилизм.
***
Какое утверждение верно для характеристики особенностей внимания у детей с ЗПР?
а) синдром гиперактивности, как фактор дефицита внимания, в основном,
отсутствует;
б) на игре ребенок сосредоточен длительное время;
в) устойчивое выполнение какой-либо деятельности ребенка в 1 классе длится 5-7
минут;
г) нет верного утверждения.
***
Какое утверждение верно для характеристики особенностей памяти у детей с
ЗПР?
а) в процессе обучения память совершенствуется;
б) легко воспроизводит материал используя рациональные способы запоминания;
в) мыслительная активность в процессе воспроизведения на достаточном уровне
развития;
г) нет верного утверждения.
***
Какое утверждение верно для характеристики особенностей эмоционально-волевой
сферы у детей с ЗПР?
а) слабость волевых усилий;
б) частые проявления тревоги и беспокойства;
в) слабость, уязвимость личности, легко подвергаются внушению;
г) все утверждения верны.
***
Для ЗПР характерно:
а) инфантильность;
б) синдром временного отставания развития психики;
в) астения;
г) все ответы верны.
***
Чем характеризуется ЗПР конституционального происхождения?
а) связано с длительными тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте;
б) это органический инфантилизм;
в) связано с неблагоприятными условиями воспитания;
г) это гармонический психический и психофизический инфантилизм.
***
Для ЗПР характерно:
а) инфантильность;
б) астения;
в) синдром временного отставания развития психики;
г) все ответы верны.
***
Чем характеризуется ЗПР соматогенного происхождения?
а) это гармонический психический и психофизический инфантилизм;
б) это органический инфантилизм;
в) связано с длительными тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте;
г) связано с неблагоприятными условиями воспитания.
***
Какое утверждение верно при характеристики особенностей речи у детей с ЗПР?
а) в детстве речь развивается в соответствии с возрастными особенностями;
б) в монологической речи допускается меньше ошибок при построении предложения,
чем в письменной речи;
в) обращенную речь в пределах повседневной тематики и бытового словаря понимают
без затруднения;
г) все утверждения верны.
***
Для детей дошкольного возраста с ЗПР характерна одна из следующих особенностей
игровой деятельности:
а) в сюжетно-ролевой игре отмечается четкое разделение ролей и выполнение
правил;
б) к игре подходят творчески;
в) стереотипный характер игровой деятельности, отсутствие любимых игрушек;
г) нет правильного ответа.
***
Какой тип мышления из ниже перечисленных у детей с ЗПР развит лучше всего?
а) словесно-логическое мышление;
б) наглядно-действенное мышление;
в) наглядно-образное мышление.
***
Какой тип аномального развития лежит в основе дезадаптированного поведения
ребенка?
«Вова Т., 7 лет. Четвертый ребенок в семье. Родители часто бывают в отъезде.
Старшие дети обучаются в интернате. К моменту поступления в школу мальчик не
умел читать, писать, детский сад не посещал. Интеллект в норме».
а) задержка психического развития соматогенного происхождения;
б) ранний детский аутизм;
в) педагогическая запущенность;
г) олигофрения в степени дебильности.
***
Какой тип аномального развития лежит в основе дезадаптированного поведения
ребенка?
«Маша П., 8 лет. Единственный ребенок в семье. Перенесла две операции на сердце.
Работоспособность сохраняется только в первой половине урока».
а) педагогическая запущенность;
б) ЗПР соматогенного происхождения;
в) ЗПР психогенного происхождения;
г) олигофрения в степени дебильности.
НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
***
Дислалия – это…
а) нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной
иннервацией речевого аппарата;
б) нарушение тембра голоса и звукопроизношения, из-за анатомо-физиологических
дефектов речевого аппарата;
в) нарушение произносительной стороны речи, из-за недостаточной иннервации
речевого аппарата.
***
Отсутствие или нарушение голоса – это…
а) афазия;
б) афония;
в) алалия.
***
Полное нарушение процесса чтения – это…
а) дигфомия;
б) дислексия;
в) алексия.
***
Нарушение речи вследствие дефектов восприятия и произношения речи:
а) фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
б) общее недоразвитие речи;
в) органическое поражение речевых центров мозга.
***
Речевой негативизм объясняется:
а) нарушением понимания речи;
б) социальными установками ребенка;
в) дефектом речевого аппарата.
***
Логопедия – это…
а) педагогическая наука о нарушениях развития речи, их преодоления и
предупреждения;
б) психологическая наука о нарушениях развития речи, их преодоления и
предупреждения;
в) медицинская наука о нарушениях развития речи, их преодоления и
предупреждения.
***
Наиболее часто речевая функция страдает:
а) в период до 1 года;
б) в 2 года;
в) в критические периоды;
г) в 5 лет.
***
Нарушение темпо-ритмичной организации речи, обусловленное судорожным состоянием
мышц речевого аппарата – это…
а) брадиламия;
б) тахилалия;
в) заикание.
***
Обучение в логопедическом дошкольном учреждении осуществляется:
а) фронтально (смешанные группы);
б) индивидуально (особая работа с каждым ребенком);
в) дифференцированно (по формам речевого нарушения).
***
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием принимаются в логопедические ДОУ с:
а) 5 лет;
б) 4 лет;
в) 3 лет;
г) 2 лет.
***
Формирование навыков владения речью в общении – это … задача развития
речи.
а) структурная;
б) функциональная;
в) когнитивная.
***
К нарушениям устной речи относят:
а) дисграфию;
б) алексию;
в) дислексию;
г) алалию.
***
Частичная или полная утрата речи, обусловленная локальным поражением головного
мозга, классифицируется как:
а) алалия;
б) афазия;
в) афония;
г) анартрия.
***
К каким нарушениям речи относятся такие расстройства как: дизартрия,
ринолалия, заикание, дисфония, дислалия, брадилалия, тахилалия?
а) фонационные нарушения речи;
б) системные нарушения речи;
в) нарушения письменной речи.
***
К каким нарушениям речи относятся такие расстройства как: афазия, алалия?
а) фонационные нарушения речи;
б) системные нарушения речи;
в) нарушения письменной речи.
***
К каким нарушениям речи относятся такие расстройства как: дислексия,
дисграфия?
а) фонационные нарушения речи;
б) системные нарушения речи;
в) нарушения письменной речи.
НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ
***
Как называется отрасль коррекционной педагогики, занимающаяся проблемами
обучения, воспитания и образования детей с нарушением зрения?
а) тифлопсихология;
б) тифлопедагогика;
в) лечебная педагогика;
г) сурдопедагогика.
***
Термин амблиопия обозначает такие формы расстройств зрения при которых:
а) нет видимого анатомического и рефракционного нарушения;
б) имеется анатомическое нарушение строения глаза;
в) имеется нарушение рефракции.
***
Содержание обучения и воспитания детей с нарушением зрения направлено на:
а) формирование общих ЗУНов;
б) решение специальных задач развития и коррекции;
в) оба ответа верны.
***
Принцип пропедевтической направленности коррекционной работы заключается в:
а) адаптации к трудовой деятельности;
б) адаптации к социальному взаимодействию с людьми;
в) усвоение социально-адаптированных способов ориентации в окружающем мире.
***
Основным направлением в коррекционно-педагогической работе с детьми с
нарушением зрения является:
а) специальные коррекционные занятия;
б) проведение коррекционных упражнений;
в) оба направления используются.
***
Как называется наука о закономерностях психического развития слепых и
слабовидящих?
а) сурдопсихология;
б) тифлопсихология;
в) специальная психология;
г) дефектология.
***
Превентивная направленность коррекционной работы с детьми с нарушением зрения,
состоит в …
а) предотвращении отклонений в психофизиологическом развитии;
б) предупреждение углубления дефекта;
в) ускоренное развитие познавательных процессов;
г) нет правильного ответа.
***
Решение о зачислении ребенка в специальное дошкольное или
общеобразовательное учреждение для слепых и слабовидящих детей принимает:
а) родители или попечители ребенка;
б) педагогический совет школы;
в) специально-созданная для этого медицинская комиссия;
г) психолого-медико-педагогическая комиссия.
НАРУШЕНИЯ СЛУХА
***
Ребенка, который нормально слышит громкую речь, но не слышащего шепотную, можно
назвать:
а) глухим;
б) слабослышащим;
в) нормально слышащим.
***
В большей степени на интеллектуальное развитие ребенка влияет тугоухость,
возникшая в:
а) доречевой период;
б) период формирования речи;
в) влияние не различается.
***
Дети с нарушением слуха:
а) имеют минимальную возможность психического развития;
б) достаточно ограничены в развитии;
в) могут максимально сблизиться по уровню развития с нормально слышащими детьми.
***
Содержание коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с нарушениями
слуха:
а) ограничивается работой по развитию речи;
б) направлено на развитие слухового восприятия и обучения произношению;
в) комплексная обучающая коррекционно-развивающая работа.
***
Комплексная коррекционно-воспитательная работа с детьми с нарушением слуха
заключается в:
а) физическом, трудовом, интеллектуальном развитии;
б) развитие речи и компенсации недостаточности слуха;
в) совершенствование функции вербального взаимодействия.
***
Как называется наука о закономерностях психического развития не слышащих и
слабослышащих?
а) сурдопсихология;
б) тифлопсихология;
в) специальная психология;
г) дефектология.
***
При обучении слабослышащих детей с малыми остатками слуха достаточно
использовать;
а) только слуховой аппарат;
б) слуховой аппарат и чтение с губ;
в) жестовая речь глухих;
г) дактилология, письменная речь и жестовая речь глухих.
***
Верно ли утверждение, что глухие дети не могут воспринимать никаких звуков?
а) да;
б) нет.
***
Могут ли глухие дети воспринимать звуки?
а) нет. Они не слышат никаких звуков;
б) да. Могут слышать только очень громкие звуки низких частот (до 500 гЦ);
в) да. Могут слышать только очень громкие звуки высоких частот (свыше 2000 гЦ);
НАРУШЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
***
Полное отсутствие произвольных движений, обусловленное поражением двигательных
зон головного мозга, называется:
а) центральным порезом;
б) центральным параличом;
в) тотальной адинамией.
***
Драгиалия конечностей – это…
а) гиперкинез;
б) насильственные движения;
в) тремор.
***
Нарушение равновесия и координации движения – это…
а) атаксия;
б) кинестезия;
в) статокинетическое расстройство.
***
Синкинезии – это…
а) автоматические движения нескольких групп мышц, сопровождающие любую
активность и вызванные формированием патологического очага возбуждения в
ассоциативных полях коры лобных долей;
б) судорожные движения конечностей при осуществлении произвольного действия,
вызванные наличием эпифеномена в коре двигательной зоны;
в) непроизвольные дружественные движения, сопровождающие выполнение активных
движений возникающие в следствии чрезмерной иррадиацией возбуждения,
ограничивающей контроль ЦНС.
***
Дизартрия – это…
а) нарушение подвижности артикулярных мышц;
б) нарушение тонуса артикулярных мышц;
в) нарушение произносительной стороны речи.
***
Тотальное поражение головного мозга, прежде всего больших полушарий
характеризует самую тяжелую форму ДЦП. Это…
а) спастическая деплегия;
б) гиперкинетическая форма;
в) двойная гемиплегия.
***
При какой форме ДЦП социальная адаптация возможна до уровня здоровых
детей:
а) гемипаретическая форма;
б) спастическая диплегия;
в) анонически-астотическая форма.
***
. Основной задачей обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного
аппарата является:
а) коррекция дефекта;
б) минимизация вторичных нарушений;
в) социальная адаптация.
***
Основными направлениями работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного
аппарата являются:
а) лечебная и социальная помощь;
б) психолого-педагогическая и логопедическая помощь;
в) комплексная работа с использованием всех перечисленных подходов.
***
При ДЦП наиболее тяжело страдают:
а) кора больших полушарий;
б) мозжечок и двигательные функции;
в) лимбическая система.
***
Меняющийся характер мышечного тонуса называется:
а) гипотония;
б) дистония;
в) ригидность.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ И НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ
***
Уберите НЕсуществующий вид психопатий:
а) дисгармонический психический инфантилизм;
б) конституциональная (ядерная) психопатия;
в) органическая психопатия;
г) соматическая.
***
группа пограничных психических заболеваний, характеризующихся нерезко
выраженными нарушениями психической деятельности, вызванных воздействием
психотравмирующих обстоятельств - это
а) деменция;
б) невроз;
в) психопатия;
г) депривация.
***
Изменение развития личности, имеющее психогенное происхождение и возникающее при
сочетании двух факторов, первый из которых - наличие психотравмирующей ситуации,
второй - ее протяженность во времени - это
а) патологическое формирование личности;
б) невроз;
в) психопатия;
г) депривация.
***
Нарушение поведения в дошкольном возрасте:
а) обратимы;
б) необратимы;
в) обратимость не зависит от возраста, в котором возникают нарушения.
***
Врожденная или приобретенная в раннем возрасте аномалия характера, приводящая к
дисгармоническому формированию личности и нарушению социальной адаптации, от
которой страдает и сам человек, и окружающие его люди:
а) психопатия;
б) депривация;
в) умственная отсталость;
г) аутизм.
***
Критерии психопатии:
а) тотальность;
б) необратимость (относительная);
в) склонность к дезадаптации;
г) все ответы верны.
***
Акцентуация – это
а) результат длительной психотравмирующей ситуации или нарушенного воспитания;
б) чрезмерная выраженность отдельных черт характера;
в) нарушение социальной адаптации;
г) срыв высшей нервной деятельности в результате перенапряжения или сбоя нервных
процессов.
Начальные проявления психических заболеваний
***
Утрата контактов с окружающими, уход от действительности в свой внутренний мир:
а) шизофрения;
б) депривация;
в) аутизм;
г) алалия.
***
Основной дефект при РДА:
а) низкого психологического тонуса;
б) сенсорной и эмоциональной гиперестии;
в) сочетание а и б.
***
Для аутизма характерно сочетание следующих основных симптомов:
а) недостаточность коммуникативного использования речи;
б) отсутствие или недостаточность зрительного контакта;
в) страх изменений в окружающей обстановке («феномен тождества»);
г) все ответы верны.
***
Клинические проявления шизофрении:
а) нарушения мышления;
б) эмоциональное снижение;
в) нарушения волевой сферы;
г) все ответы верны.
***
Хроническое психическое заболевание, проявляющееся в повторяющихся судорожных
припадках и характеризующееся психическими нарушениями:
а) эпилепсия;
б) шизофрения;
в) деменция;
г) психопатия.
Умственная отсталость
***
Выберите НЕправильный ответ. Для деменции характерно:
а) необратимое явление;
б) наступает до 3-х лет;
в) прогрессирующее заболевание нервной системы;
г) стойкое нарушение познавательной деятельности
***
Самая тяжелая степень олигофрении – это…
а) имбецильность;
б) дебильность;
в) дебильность, осложненная нейродинамическими расстройствами;
г) идиотия.
***
Что из ниже перечисленного является причиной умственной отсталости?
а) наследственность;
б) заболевание беременной женщины сифилисом;
в) нарушение белкового и углеводного обмена в организме;
г) все ответы верны.
***
Что из ниже перечисленного НЕ является причиной умственной отсталости?
а) тяжелые инфекционные заболевания матери во время беременности;
б) природовые травмы;
в) несовместимость по резус-фактору;
г) нарушение общения с ребенком.
***
К какой степени умственной отсталости относится следующее описание «…не
обучаемы, нетрудоспособны, но им доступны элементарные навыки самообслуживания.
Могут обладать минимальным запасом житейских сведений. Словарный запас беден
(200-300 слов). Могут выполнять простые трудовые действия»?
а) дебильность;
б) имбецильность;
в) идиотия;
г) деменция.
***
Олигофрения является…
а) прогрессирующим заболеванием;
б) непрогрессирующим заболеванием;
в) функциональным заболеванием;
г) нет правильного ответа.
***
К умственно отсталым детям со сложным дефектом относятся:
а) дети-олигофрены в степени дебильности;
б) дети-олигофрены в степени имбецильности;
в) дети-олигофрены с аутизмом;
г) дети-олигофрены в степени идиотии.
***
К какой степени олигофрении относится следующее описание: «Детям
недоступно осмысление окружающего мира, речевая функция развивается крайне
медленно, или не развивается вообще; трудно и медленно формируются элементарные
навыки самообслуживания, иногда не формируются вообще; не обучаемы…»
а) имбецильность;
б) дебильность;
в) идиотия;
г) дебильность, осложненная нарушением слуха.
***
Самая легкая степень олигофрении – это…
а) идиотия;
б) имбецильность;
в) дебильность;
г) деменция.
***
К умственно отсталым детям относят:
а) дети с нарушением речи;
б) дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
в) дети с ранним детским аутизмом;
г) нет правильного ответа.
***
К какой степени олигофрении относится следующее описание: «…конкретный уровень
мышления, затруднение абстрагирования, затруднение обучения; недостаточно
критичны в отношении своих возможностей; отмечается недоразвитие моторики,
восприятия, внимания, памяти, понятийного, абстрактного мышления».
а) имбецильность;
б) дебильность;
в) деменция;
г) идиотия.
***
Закончите предложение. Основным критерием отграничения умственной отсталости от
сходных состояний является:
а) общая осведомленность ребенка;
б) поведение ребенка во время обследования;
в) решение педагогического совета школы;
г) обучаемость ребенка.
***
Выберите несколько правильных ответов. Речь у умственно отсталых детей
характеризуется:
а) готовность к усвоению речи формируется к 2-м годам;
б) отставанием в развитии речи с младенчества;
в) ограниченное понимание обращенной речи;
г) овладение грамматическим строем речи происходит в дошкольном возрасте.
Часть 3. НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ: ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ, СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЙ
***
Психическое состояние, возникающее в результате ограничения возможностей
удовлетворения каких-либо потребностей организма – это…
а) сегрегация;
б) депривация;
в) интеграция;
г) абилитация.
***
Факторы, действующие на развивающийся плод во внутриутробном развитии – это…
а) наследственные факторы;
б) патогенные факторы;
в) генетические факторы;
г) субъективные факторы.
////////////////////////////