|
|
«Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» (от 2020 года)
ГП - 43
43. Госпрограмма |
«Социально-экономическое |
развитие |
Арктической |
зоны |
Российской Федерации» 43.1. Госпрограмма |
«Социально-экономическое |
развитие |
Арктической |
зоны |
Российской Федерации» (далее – ГП-43, госпрограмма) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. № 366.
Ответственным исполнителем ГП-43 до 26 февраля 2019 года являлся Минэкономразвития России, с 26 февраля 2019 года – Минвостокразвития России, соисполнителем – Минпромторг России, участниками – Минтранс России, МЧС России, Минстрой России, Минприроды России, Минобороны России, Росгидромет, Росприроднадзор, Росгвардия, ФМБА России, ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» и Минэкономразвития России (с 26 февраля 2019 года).
Срок реализации ГП-43: 2015 - 2025 годы.
В 2019 году изменения в ГП-43 вносились дважды1, в том числе в части корректировки целевых индикаторов и показателей ГП-43, мероприятий подпрограмм, приведения объемов финансирования в соответствие с Федеральным законом № 459-ФЗ. Кроме того, в целях приведения ГП-43 в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2019 г. № 78 «О совершенствовании государственного управления в сфере развития Арктической зоны Российской Федерации»2 изменен ответственный исполнитель ГП-43 и участники госпрограммы.
Следует отметить, что постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 371 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» принято без учета выводов, изложенных в заключении Счетной палаты Российской Федерации от 8 апреля 2019 г. № ЗСП-86/13-04 по результатам рассмотрения соответствующего проекта постановления о внесении изменений в ГП-43.
Минвостокразвития России (письмо от 4 июня 2019 г. № АК-07-04/5691 в адрес Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – полномочного представителя Президента Российской Федерации Трутнева Ю.П.), учитывая низкую эффективность ГП-43 по итогам 2018 года (9,2 %, по оценке Минэкономразвития России), предложило разработать новую редакцию ГП-43 во взаимоувязке с разрабатываемым
1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 371 и от 5 июня 2019 г. № 719.
2 В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2019 г. № 78 функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития Арктической зоны Российской Федерации возложены на Минвостокразвития России, в связи с чем с 26 февраля 2019 года ответственным исполнителем в ГП-43, а также подпрограмм «Формирование опорных зон развития и обеспечение их функционирования, создание условий для ускоренного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации» и «Развитие Северного морского пути и обеспечение судоходства в Арктике», определено Минвостокразвития России, участником – Минэкономразвития России.
проектом стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации до 2035 года3.
В соответствии с пунктом 1 поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Трутнева Ю.П. от 11 июня 2019 г. № ЮТ-П16-4796 Минвостокразвития России до 29 ноября 2019 года должно было внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации новую редакцию ГП-43.
Однако новая редакция ГП-34 в 2019 году не была разработана.
При отсутствии соответствующих принятых документов стратегического планирования (стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации до 2035 года) комплексный подход при формировании изменений в ГП-43 не был обеспечен, поскольку ГП-
43 (с учетом внесенных изменений) не направлена на достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определенных в документах стратегического планирования на соответствующий период.
ГП-43 не в полном объеме учитывает положения документов стратегического планирования: Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации от 8 февраля 2013 г. № Пр-232, Стратегии пространственного развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р, Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации от 18 сентября 2008 г. № Пр-1969.
Информация о целях, задачах и значениях целевых показателей (индикаторов) документов стратегического планирования, которые не нашли отражения или отражены не в полной мере в госпрограмме, представлена в следующей таблице.
Цели, задачи и целевые показатели (с указанием значений в случае наличия) основных стратегических документов (указываются по каждому стратегическому документу отдельно) |
Цели, задачи и целевые показатели, предусмотренные государственной программой4 |
1. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом Российской Федерации от 18 сентября 2008 г. № Пр-1969 |
|
1.1. Цель |
|
Приведенная ниже цель носит явно выраженный декларативный характер 1.1.1. В сфере социально-экономического развития - расширение ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации, способной в значительной степени обеспечить потребности России в углеводородных ресурсах, водных биологических ресурсах и других видах стратегического сырья |
- |
1.2. Задачи |
|
3 В соответствии с пунктом 5 перечня поручений Президента Российской Федерации от 27 марта 2019 г. № Пр-528, Правительству Российской Федерации поручено представить до 1 декабря 2019 года проект стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации до 2035 года с учетом завершения действия Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу и стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечение национальной безопасности на период до 2020 года.
4 В случае отсутствия в госпрограмме целей, задач или показателей, предусмотренных стратегическими документами, в указанной графе ставится прочерк.
Цели, задачи и целевые показатели (с указанием значений в случае наличия) основных стратегических документов (указываются по каждому стратегическому документу отдельно) |
Цели, задачи и целевые показатели, предусмотренные государственной программой4 |
1.2.1. «Осуществить геолого-геофизические, гидрографические и картографические работы по подготовке материалов для обоснования внешней границы Арктической зоны Российской Федерации» |
- |
1.2.2. «Обеспечить существенный прирост балансовых запасов полезных ископаемых арктических морских месторождений, в том числе путем реализации государственной программы изучения и освоения континентального шельфа Российской Федерации, а также начало работ по освоению нефтегазовых месторождений в Арктической зоне Российской Федерации» |
В полной мере не учтена. Предусмотрена задача:
Развитие науки, технологий и повышение эффективности использования ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации и континентального шельфа Российской Федерации в Арктике |
1.2.3. «Осуществить разработку и внедрение новых видов техники и технологий для освоения морских месторождений полезных ископаемых и водных биологических ресурсов в арктических условиях, в том числе в покрытых льдом районах, сформировать парк авиационной техники и судов рыбопромыслового флота, а также необходимую обеспечивающую инфраструктуру для работы в условиях Арктики» |
- |
1.2.4. «Оптимизировать экономические механизмы «северного завоза» за счет использования возобновляемых и альтернативных, в том числе местных, источников энергии, реконструкции и модернизации выработавших ресурс энергетических установок, внедрения энергосберегающих материалов и технологий» |
- |
1.2.5. «Сформировать систему контроля за обеспечением безопасности судоходства, управлением транспортными потоками в районах интенсивного движения судов, в том числе за счет реализации комплекса мер по гидрометеорологическому и навигационному обеспечению в Арктической зоне Российской Федерации» |
В полной мере не учтена. Предусмотрена задача:
Обеспечение национального суверенитета Российской Федерации в части обеспечения безопасности внутрироссийских и международных транспортных перевозок в Арктической зоне Российской Федерации (подпрограмма 2) |
1.2.6. «Создать систему комплексной безопасности для защиты территорий, населения и критически важных для национальной безопасности Российской Федерации объектов Арктической зоны Российской Федерации от угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» |
В полной мере не учтена. Предусмотрена задача:
Повышение уровня гидрометеорологической безопасности, защищенности жизненно важных объектов и населения от опасных природных явлений, негативных последствий изменения климата в Арктической зоне Российской Федерации (подпрограмма 2) |
2. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утвержденная Президентом Российской Федерации от 8 февраля 2013 г. № Пр-232 |
|
2.1. Цель |
|
Приведенная ниже цель носит явно выраженный декларативный характер 2.1.1. Реализация национальных интересов, а также достижение главных целей государственной политики Российской Федерации в Арктике путем решения основных задач с учетом стратегических приоритетов, определенных в Основах, обеспечивающих национальную безопасность и устойчивое социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации |
- |
2.2. Показатели |
|
2.2.1. «Увеличение доли Арктической зоны Российской Федерации в валовом внутреннем продукте Российской Федерации и в структуре национального экспорта» |
Доля валового регионального продукта, произведенного в Арктической зоне Российской Федерации, в суммарном валовом региональном продукте субъектов Российской Федерации. Плановые значение показателя после 2015 года не установлены. |
2.2.2. «Рост удельного веса региональной наукоемкой инновационной продукции (и услуг) в общем объеме продаж внутри Российской Федерации и в экспорте» |
Удельный вес наукоемких инновационных товаров, работ (услуг) организаций в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ (услуг) по Арктической зоне Российской Федерации. Плановые значение показателя после 2015 года не установлены. |
2.2.3. «Увеличение темпов роста производительности труда на предприятиях Арктической зоны Российской Федерации» |
- |
2.2.4. «Прирост балансовых запасов полезных ископаемых за счет проведения геологоразведочных работ в Арктической зоне Российской Федерации» |
- |
2.2.5. «Увеличение ожидаемой продолжительности жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих на территории Арктической зоны Российской Федерации» |
- |
2.2.6. «Соотношение объема привлеченных дополнительных финансовых средств (с учетом иностранных инвестиций) на реализацию проектов в Арктической зоне Российской Федерации за счет развития государственно-частного партнерства, интенсификации международного сотрудничества и общего объема ассигнований федерального бюджета на эти цели» |
- |
2.2.7. «Соотношение доходов 10 процентов наиболее обеспеченного и 10 процентов наименее обеспеченного населения Арктической зоны Российской Федерации (региональный децильный коэффициент)» |
- |
2.2.8. «Удельный вес возобновляемых источников воспроизводства ресурсной базы (включая электроэнергию) в общем объеме ресурсной базы (в том числе в энергобалансе и энергопотреблении) Арктической зоны Российской Федерации» |
- |
2.2.9. «Грузооборот по трассам Северного морского пути» |
- |
Цели, задачи и целевые показатели (с указанием значений в случае наличия) основных стратегических документов (указываются по каждому стратегическому документу отдельно) |
Цели, задачи и целевые показатели, предусмотренные государственной программой4 |
2.2.10. «Коэффициент доступности авиаперевозок в Арктической зоне Российской Федерации» |
- |
2.2.11. «Коэффициент естественного прироста населения Арктической зоны Российской Федерации (на 1000 человек)» |
- |
2.2.12. «Доля населения Арктической зоны Российской Федерации, имеющего постоянный доступ к отвечающему санитарно-эпидемиологическим нормам питьевому снабжению, от общей численности населения Арктической зоны Российской Федерации» |
- |
2.2.13. «Доля загрязненных (без очистки) и недостаточно очищенных сточных вод от общего объема сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты» |
- |
2.2.14. «Доля рекультивированных земель от общей площади земель, подвергшихся нарушению, включая земли, подвергшиеся радиоактивному и химическому загрязнению в Арктической зоне Российской Федерации» |
- |
2.2.15. «Численность популяций редких и исчезающих видов животных, занесенных в Красную книгу России, обитающих в Арктической зоне Российской Федерации» |
- |
2.2.16. «Доля населения, использующего сеть «Интернет», от общей численности населения Арктической зоны Российской Федерации» |
- |
2.2.17. «Объем предотвращенного экономического ущерба в результате поисково- спасательной деятельности» |
- |
2.2.18. «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики Арктической зоны Российской Федерации в валовом внутреннем продукте Российской Федерации» |
Удельный вес наукоемких инновационных товаров, работ (услуг) организаций в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ (услуг) по Арктической зоне Российской Федерации. Плановые значение показателя после 2015 года не установлены. |
2.2.19. «Количество экспедиций морских научных исследований, морских ресурсных исследований (живых и неживых ресурсов) в Арктической зоне Российской Федерации» |
- |
2.2.20. «Доля современных образцов вооружения, военной и специальной техники в Арктической зоне Российской Федерации от общего количества вооружения, военной и специальной техники в Арктической зоне Российской Федерации» |
- |
3. Стратегия пространственного развития Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р |
|
3.1. Цель |
|
3.1.1. Обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития Российской Федерации, направленного на сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, ускорение темпов экономического роста и технологического развития, а также на обеспечение национальной безопасности страны |
- |
3.2. Задачи |
|
3.2.1. Ликвидация инфраструктурных ограничений федерального значения и повышение доступности и качества магистральной транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры |
В полной мере не учтена. Предусмотрена задача: Создание условий для развития Северного морского пути в качестве национальной транспортной магистрали Российской Федерации в Арктике и развитие системы гидрометеорологического обеспечения мореплавания в его акватории |
3.3. Показатели |
|
3.3.1. «Межрегиональная дифференциация индекса человеческого развития по отношению к уровню 2017 года» (процентов) |
- |
3.3.2. «Рост транспортной подвижности населения по отношению к уровню 2017 года» (процентов) |
- |
3.3.3. «Рост экспорта услуг от транзитных перевозок по отношению к уровню 2017 года» (процентов) |
- |
Структура и состав ГП-43, системы целей и задач не в полной мере соответствуют требованиям Порядка5 и Методическим указаниям6.
Целью ГП-43 является повышение уровня социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации.
Цель ГП-43 не характеризует состояние экономики и социальной сферы, которое планируется достичь, как это предусмотрено пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»,
5 Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588.
6 Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. № 582.
а характеризует процесс социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации.
Также цель ГП-43 не соответствует свойству конкретности, измеримости и достижимости, установленному пунктом 16 Методических указаний.
Кроме того, ожидаемые результаты реализации госпрограммы указаны в виде процессных характеристик и не содержат описания конкретных завершенных событий (явлений, фактов), позволяющих однозначно оценить результаты ее реализации, что не соответствует пункту 12 Методических указаний.
Приложением № 1 к ГП-43 установлено 24 показателя (индикатора), в том числе 6 показателей (индикаторов) – на уровне госпрограммы, 18 – на уровне подпрограмм.
При этом плановые значения на 2019 год установлены только для 6 показателей (25 % всех показателей), в том числе для 1 показателя – на уровне госпрограммы и 5 – на уровне 2 подпрограмм.
Отмечается, что в ГП-43 не учтены показатели социально-экономического развития, определенные указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 - 606, а также Указом № 2047.
ГП-43 не предусматривает обеспечение значений показателей социального развития территорий Арктической зоны Российской Федерации на уровне не ниже средних значений по Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 перечня поручений Президента Российской Федерации от 27 марта 2019 г. № Пр-528.
Кроме того, в составе показателей (индикаторов) ГП-43 только два показателя включены в Федеральный план статистических работ, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 671-р (далее – ФПСР): «Доля валового регионального продукта, произведенного в Арктической зоне Российской Федерации, в суммарном валовом региональном продукте субъектов Российской Федерации» и «Удельный вес наукоемких инновационных товаров, работ (услуг) организаций в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ (услуг) по Арктической зоне Российской Федерации».
В состав показателей (индикаторов) ГП-43 также не включены показатели социально- экономического развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности, содержащиеся в разделе 2.5 ФПСР.
В соответствии с текстовой частью ГП-43 в составе госпрограмм выделены 14 программ (проектов), часть основных мероприятий которых реализуется в Арктической зоне
7 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Российской Федерации и ориентирована на решение ее проблемных вопросов, а также 9 федеральных целевых программ, в рамках которых осуществляется реализация мероприятий на территориях, относящихся к Арктической зоне Российской Федерации.
Вместе с тем в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2017 г. № 2620-р «О перечне государственных программ Российской Федерации, в том числе являющихся пилотными, в которых формируются разделы и (или) представляется сводная информация по опережающему развитию приоритетных территорий» соответствующий раздел и (или) сводная информация по опережающему развитию Арктической зоны Российской Федерации должны быть сформированы в 29 госпрограммах.
Кроме того, в указанный перечень федеральных целевых программ не включена ФЦП
«Развитие Республики Карелия на период до 2020 года», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2015 г. № 570, в рамках которой реализуются мероприятия в Беломорском, Кемском и Лоухском муниципальных районах Республики Карелия, территории которых включены в состав Арктической зоны Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации».
Привлечение средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации ГП-43, в 2019 году не предусмотрено.
Минвостокразвития России в нарушение пункта 30.1 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, а также пункта 32 Методических указаний, не утвержден детальный план-график реализации ГП-43.
План реализации ГП-43 содержится в Приложении № 5 к ГП-34 и включает 12 контрольных событий на 2019 год. Согласно отчетным данным наступило 11 контрольных событий (все 11 контрольных событий наступили в срок). Не наступило 1 контрольное событие «Представлен ежегодный отчет о деятельности информационно-аналитического центра», при этом причины, по которым оно не наступило, Минвостокразвития России не представлены.
Информация об объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию ГП-43 на 2019 – 2021 годы паспортом ГП-43 и Федеральным законом № 459-ФЗ, представлена в следующей таблице.
Годы |
ГП-43 (паспорт) |
Федеральный закон № 459-ФЗ (с изменениями) |
Отклонение от ГП-43 |
1 |
2 |
3 |
4 = 3 - 2 |
2019 |
5 675,8 |
5 675,8 |
0,0 |
2020 |
5 513,9 |
5 513,9 |
0,0 |
2021 |
4 896,1 |
4 896,1 |
0,0 |
Сведения о финансовом обеспечении ГП-43 за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и юридических лиц представлены в следующей таблице.
(млн. рублей)
Госпрограмма |
Источник финансового обеспечения |
Предусмотрено ГП* |
Фактические расходы |
Отклонение (гр.4 – гр.3) |
% отклонения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
ГП-43 |
Всего |
6 323,0 |
4 982,6 |
-1 340,4 |
-21,2 |
федеральный бюджет |
5 675,8 |
4 777,6 |
-898,2 |
-15,8 |
|
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
государственные внебюджетные фонды Российской Федерации |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
средства юридических лиц |
647,2 |
205,0 |
-442,2 |
-68,3 |
*По данным Сводного годового доклада.
Анализ данных об исполнении расходов за 2019 год за счет всех источников финансирования ГП-43 показал, что реализация мероприятий ГП-43 предусмотрена за счет средств федерального бюджета и средств юридических лиц.
Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов в ГП-43 не предусмотрены. Фактические расходы в 2019 году по указанным источникам ресурсного обеспечения отсутствуют.
Ресурсное обеспечение реализации ГП-43 на 2019 год предусмотрено паспортом госпрограммы в объеме 5 675,8 млн. рублей, что соответствует ассигнованиям, установленным Федеральным законом № 459-ФЗ (в первоначальной редакции).
В результате внесенных изменений общий объем ассигнований, предусмотренных на реализацию ГП-43 не изменился и составил: в соответствии с Федеральным законом № 459- ФЗ (с изменениями) – 5 675,8 млн. рублей, в соответствии со сводной бюджетной росписью на 31 декабря 2019 года – 5 675,8 млн. рублей.
Информация о кассовом исполнении расходов федерального бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета представлена в следующей таблице.
Предусмотрено ГП-43 |
Предусмотрено Федеральным законом № 459-ФЗ (с изменениями) |
Сводная бюджетная роспись (с изменениями) |
Исполнено |
% исполнения сводной бюджетной росписи с изменениями |
|
Расходы по ГП-43, всего |
5 675,8 |
5 675,8 |
5 675,8 |
4 777,6 |
84,2 |
в том числе: |
|||||
Минпромторг России |
550,0 |
550,0 |
550,0 |
550,0 |
100,0 |
в % к итогу |
9,7 |
9,7 |
9,7 |
||
Минстрой России |
60,2 |
60,2 |
60,2 |
60,2 |
100,0 |
в % к итогу |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
||
Минэкономразвития России |
90,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
100,0 |
в % к итогу |
1,6 |
0,9 |
0,9 |
||
Росгидромет |
4 325,6 |
4 325,6 |
4 325,6 |
3 542,7 |
81,9 |
в % к итогу |
76,2 |
76,2 |
76,2 |
||
Росгвардия |
650,0 |
650,0 |
650,0 |
574,8 |
88,4 |
в % к итогу |
11,5 |
11,5 |
11,5 |
||
Минвостокразвития России |
34,0 |
40,0 |
40,0 |
0,0 |
0,0 |
в % к итогу |
34,0 |
0,7 |
0,7 |
0,0 |
В 2019 году исполнение расходов федерального бюджета по ГП-43 осуществляли 6 главных распорядителей бюджетных средств. Основная доля финансового обеспечения реализации мероприятий ГП-43, как и в 2018 году, приходится на Росгидромет 76,2 % показателя сводной бюджетной росписи с изменениями (в 2018 году – 48,9 %).
Причинами отсутствия кассового исполнения расходов федерального бюджета у Минвостокразвития России явились поздние сроки принятия нормативного правового акта об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета автономной некоммерческой организации «Информационно-аналитический центр Государственной комиссии по вопросам развития Арктики» на финансовое обеспечение ее деятельности (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. № 1850), и последующего заключения соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии указанной организации – 28 декабря 2019 г. № 350-10-2019-003.
Неисполненные бюджетные назначения Росгидромета России образовались в рамках основного мероприятия «Проектирование и строительство ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс» из-за невозможности выполнения АО «Адмиралтейские верфи» работ по поставке оборудования длительного цикла изготовления».
Неисполненные бюджетные назначения Росгвардии образовались в рамках основного мероприятия ««Формирование (модернизация) нестационарной системы защиты территории и акватории морских портов» по причине затягивания срока производства судна на воздушной подушке соисполнителем по государственному контракту от 12 ноября 2018 г.
№ 0195400000218000519_327325 (ООО СК «Аэроход»).
Информация о кассовом исполнении расходов федерального бюджета по подпрограммам представлена в следующей таблице.
(млн. рублей)
Госпрограмма/ подпрограммы |
Предусмотрено госпрограммой |
Предусмотрено Федеральным законом № 459-ФЗ (первоначальный) |
Предусмотрено Федеральным законом № 459-ФЗ (с изменениями) |
Отклонение (гр. 4 - гр. 2) |
Сводная бюджетная роспись с изменениями |
Отклонение (гр. 6 - гр. 2) |
Исполнено |
Не исполнено |
% исполнения (гр. 8/гр. 6) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Расходы по ГП-43, всего |
5 675,8 |
5 675,8 |
5 675,8 |
0,0 |
5 675,8 |
0,0 |
4 777,6 |
898,2 |
84,2 |
Подпрограмма 1 «Формирование опорных зон развития и обеспечение их функционирования, создание условий для ускоренного социально- экономического развития Арктической зоны Российской Федерации» |
4 475,8 |
4 475,8 |
4 475,8 |
0,0 |
4 475,8 |
0,0 |
3 652,9 |
822,9 |
81,6 |
Подпрограмма 2 «Развитие Северного морского пути и обеспечение судоходства в Арктике» |
1 200,0 |
1 200,0 |
1 200,0 |
0,0 |
1 200,0 |
0,0 |
1 124,8 |
75,2 |
93,7 |
Подпрограмма 3 «Создание оборудования и технологий нефтегазового и промышленного машиностроения, необходимых для освоения минерально- сырьевых ресурсов Арктической зоны Российской Федерации» |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
Федеральным законом № 459-ФЗ бюджетные ассигнования на реализацию ГП-43 утверждены в объеме 5 675,8 млн. рублей, что соответствует бюджетным ассигнованиям, утвержденным госпрограммой.
Сводной бюджетной росписью с изменениями бюджетные ассигнования по ГП-43 также утверждены в размере 5 675,8 млн. рублей.
Кассовое исполнение расходов составило 5 675,8 млн. рублей, или 84,2 % показателя сводной бюджетной росписи, объем недовыполнения составил 898,2 млн. рублей.
Информация о достижении значений целевых показателей (индикаторов) в 2019 году госпрограммы и подпрограмм представлена в следующей таблице.
Госпрограмма/подпрограммы |
Целевые показатели (индикаторы), (количество)* |
Уровень отклонения федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год (первоначального) к госпрограмме |
Сводная бюджетная роспись с изменениями в % к госпрограмме |
Исполнено в % к |
|||
план |
фактическое выполнение |
% (гр. 3/гр. 2) |
сводной бюджетной росписи с изменениями |
объему, предусмотренному в госпрограмме |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
На уровне госпрограммы |
1 |
1 |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
84,2 |
84,2 |
Подпрограмма 1 «Формирование опорных зон развития и обеспечение их функционирования, создание условий для ускоренного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации» |
4 |
3 |
75,0 |
0,0 |
0,0 |
81,6 |
81,6 |
Подпрограмма 2 «Развитие Северного морского пути и обеспечение судоходства в Арктике» |
1 |
1 |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
93,7 |
93,7 |
Всего |
6 |
5 |
83,3 |
0,0 |
0,0 |
84,2 |
84,2 |
В 2019 году из 24 целевых показателей (индикаторов) плановые значения на 2019 год установлены по 6 показателям (25 % общего количества показателей), фактические значения представлены по всем 6 показателям.
Уровень выполнения показателей (индикаторов) ГП-43 и подпрограмм составил 83,3 % при сохранении общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренного сводной бюджетной росписью, по сравнению с утвержденными в ГП-43.
По мнению Счетной палаты, состав показателей, имеющих установленные плановые значения на 2019 год, не является достаточным для проведения объективной оценки эффективности реализации мероприятий ГП-43, а также степени достижения поставленных целей и ожидаемых результатов.
Анализ достижения целевых показателей (индикаторов) на уровне госпрограммы отражается в следующей таблице.
Показатель (единица измерения) |
ГП |
Фактическое выполнение (млн. рублей) |
% выполнения (гр. 3/гр. 2)/ |
Справочно: фактическое исполнение в году, предшествующем отчетному |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Объем бюджетных ассигнований госпрограммы (млн. рублей) |
5 675,8 |
5 675,8* |
100,0 |
741,9* |
4 777,6** |
93,3 |
691,9** |
||
«Уровень осведомленности граждан Российской Федерации о деятельности государства в Арктике» (проценты) |
15 |
15 |
100,0 |
0,0 |
* Показатель сводной бюджетной росписи.
** Кассовое исполнение:
для показателей, желаемой тенденцией развития которых является снижение значений, – гр. 2/гр. 3. для показателей, желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений, – гр. 3/гр. 2.
Согласно данным Сводного годового отчета из 5 показателей (индикаторов) подпрограмм ГП-43, по которым установлены целевые значения, плановое значение не было достигнуто по одному показателю (20 %), относящемуся к подпрограмме «Формирование опорных зон развития и обеспечение их функционирования, создание условий для ускоренного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации». Так, не достигнуто плановое значение показателя «Количество проведенных общественно значимых мероприятий, в том числе международных, посвященных вопросам развития Арктики (нарастающим итогом)» (план – 2, факт – 1 %), в связи с тем, что инициатива Минэкономразвития России об определении ИТАР-ТАСС единственным исполнителем мероприятия 1.5 ГП-43 «Формирование и реализация государственной информационной политики Российской Федерации в Арктике и продвижение международного сотрудничества» не была поддержана Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации – полномочным представителем Президента Российской Федерации в Дальневосточным
федеральном округе Трутневым Ю.П.
В части основных результатов ГП-43, достигнутых в 2019 году, отмечается следующее.
В рамках подпрограммы 1 «Формирование опорных зон развития и обеспечение их
функционирования, создание условий для ускоренного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации» разработано 15 единиц научно-обоснованных аналитических документов, нормативно-технических документов и рекомендаций по геотехническому мониторингу, изысканиям, проектированию, строительству и эксплуатации зданий и сооружений в опорных зонах развития Арктической зоны Российской Федерации. Результаты выполненных Минстроем России в 2019 году научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ будут использованы при актуализации нормативных технических и методических документов в области проектирования зданий и сооружений на многолетнемерзлых грунтах.
Обеспечено проведение в 2019 году V Международного Арктического форума
«Арктика – территория диалога».
Осуществлены отдельные работы по строительству объекта «Ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс», предназначенного для проведения российских исследований и мониторинга природной среды в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Строительство объекта «Ледостойкая самодвижущаяся платформа
«Северный полюс» является первым этапом достижения такой задачи ГП-43, как развитие науки, технологий и повышение эффективности использования ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации и континентального шельфа Российской Федерации в Арктике.
В рамках подпрограммы 2 «Развитие Северного морского пути и обеспечение судоходства в Арктике» осуществлена частичная реализация мероприятия по линии Росгвардии, направленного на повышение защищенности населения на территории Арктической зоны Российской Федерации.
Также осуществлялось мероприятие по линии Минпромторга России по модернизации и развитию российских мощностей по созданию современного речного флота для внутренних водных путей.
В 2019 году реализация ГП-43 осуществлялась Минэкономразвития России и Минвостокразвития России в соответствии с планом реализации ГП-43, являющимся приложением № 5 к ГП-43.
План реализации ГП-43 включает 12 контрольных событий, срок наступления которых запланирован на 2019 год. При этом контрольные события в течение года распределены неравномерно – 83,3 % контрольных событий приходится на IV квартал 2019 года.
Согласно отчетным данным наступило 11 контрольных событий (все контрольные события наступили в срок). Не наступило 1 контрольное событие «Представлен ежегодный отчет о деятельности информационно-аналитического центра», при этом причины, по которым оно не наступило, Минвостокразвития России не представлены.
По состоянию на начало и на конец 2019 года дебиторская задолженность по ГП- 43 в части Минвостокразвития России отсутствует.
Информация об объемах расходов и уровне ввода объектов в рамках выполнения федеральной адресной инвестиционной программы (далее – ФАИП) на 2019 год представлена в следующей таблице.
Наименование |
Лимиты бюджетных обязательств на реализацию ФАИП в отчетном году (млн. рублей) |
Кассовые расходы по ФАИП за отчетный год (млн. рублей) |
Процент исполнения (%) |
Количество объектов ФАИП, подлежавших вводу в отчетном году |
Количество введенных объектов в отчетном году |
Уровень ввода объектов в отчетном году (%) |
1 |
2 |
3 |
4=3/2*100 |
5 |
6 |
7=6/5*100 |
Всего по госпрограмме, в том числе: |
4 875,6 |
4 092,7 |
83,9 |
0 |
0 |
0 |
Подпрограмма 1 «Формирование опорных зон развития и обеспечение их функционирования, создание условий для ускоренного социально- экономического развития Арктической зоны Российской Федерации» |
4 325,6 |
3 542,7 |
81,9 |
0 |
0 |
0 |
Росгидромет |
4 325,6 |
3 542,7 |
81,9 |
0 |
0 |
0 |
Подпрограмма 1 «Развитие Северного морского пути и обеспечение судоходства в Арктике» |
550,0 |
550,0 |
100,0 |
0 |
0 |
0 |
Минпромторг России |
550,0 |
550,0 |
100,0 |
0 |
0 |
0 |
На реализацию ФАИП предусмотрены лимиты бюджетных обязательств в размере 4 875,6 млн. рублей в рамках двух подпрограмм ГП-43. Кассовое исполнение расходов составило 4 092,7 млн. рублей (82,9 % утвержденных лимитов бюджетных обязательств).
В 2019 году не предусматривался ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, включенных в ФАИП.
По объекту Росгидромета «Проектирование и строительство ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс» в 2019 году выполнены отдельные работы в рамках исполнения государственного контракта, срок ввода в эксплуатацию – 2020 год.
По объекту Минпромторга России «Модернизация и развитие российских мощностей по созданию современного речного флота для внутренних водных путей» в 2019 году подготовка необходимой документации и строительные работы выполнялись за счет средств, поступивших от акционера АО «Корпорация развития Республики Саха (Якутия)» путем выкупа акций. Срок ввода объекта в эксплуатацию – 2021 год.
Основными факторами, повлиявшими на ход реализации основных мероприятий ГП-43 в 2019 году, являются технологический цикл производства оборудования (7 - 9 месяцев), ограниченный (3 - 4 месяца) период навигации в морских портах Арктической зоны Российской Федерации, обстоятельства, возникшие в связи с санкционными ограничениями в отношении АО «Адмиралтейские верфи».
ГП-43 меры государственного регулирования (налогового, таможенного, тарифного, кредитного) не предусмотрены.
Минвостокразвития России как ответственным исполнителем ГП-43 методика оценки эффективности реализации госпрограммы не утверждалась, а в рамках подготовки годового отчета применялась методика оценки эффективности, утвержденная приказом Минэкономразвития России от 10 июля 2018 г. № 359. При этом на основании указанной методики эффективность реализации госпрограммы Минвостокразвития России признана неудовлетворительной.
Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности ГП-43 за 2019 год в соответствии с пунктом 31 Порядка 588 представлен Минэкономразвития России в Правительство Российской Федерации, Минфин России и Минвостокразвития России (письмо от 28 февраля 2020 г. № АК-08-04/2119) в установленный срок.
В то же время указанный годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности ГП-43 подготовлен на основе данных ответственного исполнителя (Минвостокразвития России), соисполнителя (Минпромторг России) и участников госпрограммы (Минстрой России, Росгидромет, Росгвардия). Минэкономразвития России по состоянию на 28 февраля 2020 года информацию не представило.
Кроме того, в соответствии с письмом от 12 марта 2020 г. № 08-13/2677 на запрос информации Счетной палаты Минвостокразвития России сообщило об отсутствии:
материалов и документов в части результатов проведения оценки эффективности мероприятий ГП-43 за 2019 год;
акта, регламентирующего управление реализацией ГП-43;
актов, подтверждающих сдачу и прием в эксплуатацию в 2019 году объектов, строительство которых завершено, актов выполнения работ и иных документов, подтверждающих исполнение обязательств по заключенным государственным контрактам в рамках реализации мероприятий госпрограмм, представленных Минвостокразвития России;
результатов мониторинга реализации ГП-43.
По оценке Минэкономразвития России, степень эффективности реализации ГП-43 в 2019 году составила 93,5 %, что соответствует оценке «Степень эффективности реализации выше среднего», которая определялась на основе 5 показателей: оценка показателей (индикаторов) уровня госпрограммы (100 %), оценка показателей (индикаторов) подпрограмм госпрограммы (90 %), оценка эффективности реализации основных мероприятий госпрограммы (91,7 %), оценка кассового исполнения расходов федерального бюджета (81,3 %) и оценка эффективности деятельности ответственного исполнителя (25 %). По итогам 2018 года степень эффективности реализации ГП-43 в соответствии со
Сводным годовым докладом составляла 9,2 %, что соответствовало оценке «низкая степень эффективности».
– 100 % (высокий уровень), уровень выполнения контрольных точек по плану мониторинга – 91,7 % (высокий уровень), уровень кассового исполнения госпрограммы к сводной бюджетной росписи – 84,2 % (средний уровень), уровень качества управления госпрограммой – 66,7 % (средний уровень). Дебиторская задолженность в части расходов федерального бюджета за 2019 год отсутствует (высокий уровень). В 2019 году ввод объектов ФАИП не предусмотрен.
По итогам 2018 года, по оценке Счетной палаты, степень эффективности ГП-43 в 2018 году соответствовала уровню «Низкий уровень эффективности» (уровень выполнения всех показателей (индикаторов) госпрограммы и входящих в ее состав подпрограмм составлял 14,3 % (низкий уровень), уровень выполнения контрольных событий по детальным планам- графикам – 7,7 % (низкий уровень), уровень кассового исполнения госпрограммы к сводной бюджетной росписи – 93,3 % (средний уровень), уровень управления госпрограммой – 50 % (средний уровень). Дебиторская задолженность в части расходов федерального бюджета за 2018 год отсутствовала. Уровень ввода объектов капитального строительства не рассчитывался.
В настоящее время Минвостокразвития России ведется работа по формированию новой редакции ГП-43, которая разрабатывается в соответствии с протоколом оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. (пункт 2.3) и поручением Правительства Российской Федерации от 15 января 2020 г. № ЮТ-П16-141, и в которой планируются мероприятия по привлечению новых инвестиций, созданию новых рабочих мест, поддержке коренных малочисленных народов.
////////////////////////////