ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ. Тест (2021 год)

 

  Главная      Тесты

 

     поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1        2          3       4       

 

 

 

ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ. Тест (2021 год)

 

 

 

 

***

Какого числа мир отмечает Международный день терпимости, учрежденный ЮНЕСКО в 1995 г.?

-  16 ноября. (+)
-  1 января;
-  12 июня;
 

 

 

***

 В каком году был разработан и принят Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих, который послужил основой для создания аналогичных документов в органах государственной власти РФ?

-  в 2008 г.;

-  23 декабря 2010 г.; (+)

-  2012 г.
 

 

***

Кем утвержден Типовой кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих?
- Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 26.04.2011 N 79 (ред. от 10.09.2018)  (+)
 

 


 

***

В каком нормативном правовом акте РФ впервые нашел отражение нравственный принцип лояльности?

- в Указе Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «06 утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»; (+)
 

- Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58 «() системе государственной службы Российской Федерации»;

- Законе о государственной гражданской службе.



 

***

Какая структура призвана регулировать моральные коллизии в органе государственной службы?

-  комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов;

-  аттестационная комиссия;

-  комиссия по трудовым спорам.

 

 

 

 

 

***

Каково главное предназначение нравственных принципов государственной и муниципальной службы?

-  создание надлежащего морально-психологического климата в коллективе и повышение эффективности государственной и муниципальной службы;

-  способствование карьерному продвижению государственных и муниципальных служащих;

-  повышение профессионализма государственных и муниципальных служащих.



 

***

Какие из нижеперечисленных принципов относятся к нравственным принципам государственной и муниципальной службы?

-  принцип лояльности;

-  принцип федерализма;

-  принцип гуманизма;

-  принцип равного доступа к государственной и муниципальной службе.



 

***

В каком историческом правовом документе была впервые предпринята попытка обоснования нравственного принципа служения государству?


-  Уставе о службе гражданской (1832 г.).
-  в Домострое (XVI в );
-  Табели о рангах (1722 г.);



 

***

Одной из составляющей нравственного принципа гуманизма является вежливость. Что она означает применительно к государственному и муниципальному служащему?
-  отсутствие стремления к наживе.
-  ответственность за порученное дело;
-  уважительное отношение к окружающим;

 

 

 

Этика профессиональной деятельности (Государственное и муниципальное управление, бакалавр). Тест (2021 год)


 

 

***
В какой зоне кабинета руководителя должен быть расположен журнальный столик:

а. В рабочей

б. Совещательной

в. Неформальной
 

 

***
В какой части рабочего стола рекомендуется держать просмотренные, выправленные и завизированные документы:

а. В левой

б. В правой

в. Это ничем не регламентировано
 

 

***
Из каких элементов состоит мужской деловой костюм-тройка:

а. Пиджака, брюк и туфель

б. Пиджака, галстука и брюк

в. Пиджака, брюк и жилетки
 

 

***
Какому требованию должна отвечать сумочка женщины - государственного служащего:

а. Должна быть по размерам такой, чтобы вместить листы размера А4

б. Должна гармонировать с цветом волос женщины

в. Должна быть изготовлена из дорогих материалов кожи
 

 

***
После какого по счёту телефонного звонка рекомендуется поднимать трубку:

а. После одного-двух

б. После трёх-четырёх

в. Служащий сам решает, когда ему снимать трубку
 

 

***
В течение какого времени государственному служащему можно звонить сослуживцу на домашний телефон:

а. С 8.00 до 21.00

б. С 9.00 до 22.00

в. Время не регламентировано
 

 

***
Что из перечисленного ниже относится к механизмам внедрения норм служебного этикета в деятельность государственного и муниципального служащего:

а. Разработка этических кодексов

б. Проведение научных конференций и семинаров

в. Создание специальных органов, рассматривающих этические проблемы

г. Написание диссертаций и монографий по соответствующей проблематике

 

 

 

 

***

Какие из названных этических категорий выражают наиболее общую моральную оценку?

а) Долг и Совесть

б) Добро и Зло

в) Стыд и Вина
 

 

***
Какое из приведенных определений наиболее точно выражает смысл категории «Долг» в этике?

а) общественное принуждение к выполнению нравственных требований;

б) сознательное и свободное подчинение нравственным требованиям;

в) проявление необходимости, отказ от свободного выбора;

г) осознание необходимости выполнять свои нравственные обязанности

 

***

 

Этическая категория «совесть» обозначает:

а) совокупность общечеловеческих ценностей;

б) индивидуальные ценности и идеалы;

в) осознание личностью своих прав и свобод;

г) способность ориентироваться в моральных принципах и следовать им.
 

 

***
Понятие нравственной свободы означает:

а) своеволие, возможность исполнять любые свои прихоти;

б) добровольный выбор и исполнение морального долга;

в) подчинение принципу «быть как все»;

г) сознательное ограничение, регулирование своих желаний.
 

 

***
Что из приведенного ниже определяет условия свободы нравственного выбора?

а) добровольность выбора (отсутствие внешнего принуждения);

б) наличие реальных альтернатив;

в) осознанность выбора;

г) все перечисленное.
 

 

***
Кому из перечисленных авторов принадлежит обоснование предмета политической этики как сочетания индивидуальной и социальной этики (этики политических институтов и этики политических добродетелей)?

а) В.И.Ленину;

б) М.Веберу;

в) Б.Сутору;

г) Им.Канту.
 

 

***
Верны ли следующие суждения о сущностном значении политической этики?

а) Основным вопросом политической этики является вопрос о правовом государстве и гражданском обществе.

б) Основным вопросом политической этики является вопрос о приоритете целей или средств в политике.

1) верно только А;

2) верно только В;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.
 

 

***
Что из перечисленного относится к проблемам этики на государственной и муниципальной службе?

а) Гарантирование прав и свобод граждан;

б) проблема общественных интересов;

в) проблема конфликтов интересов;

г) формирование политической элиты;

д) регулирование лоббистской деятельности;

е) проблема коррупции и борьбы с ней;

ж) формирование представительной демократии.
 

 

***
Что является объектом изучения этики?

a) Мораль

b) Право

c) Искусство
 

 

***
Какой мыслитель считается основоположником этического знания?

а. Конфуций

б. Сократ

в. Тит Лукреций Кар
 

 

***
В чём заключается смысл такого этического принципа, как гедонизм?

а. В самоотречении, отказе от мирских благ

б. Относительности нравственных категорий

в. Получении наслаждения и избежании страданий
 

 

***
Что считалось главной добродетелью в эпоху Средневековья?

а. Счастье

б. Любовь к Богу

в. Бескорыстие
 

 

***
Этические воззрения какого средневекового учёного легли в основу теории и практики инквизиции?

а. Фомы Аквинского

б. Августина блаженного

в. Пьера Абеляра
 

 

***
Какая задача в плане развития этического знания стояла перед мыслителями нового времени?

а. Подвергнуть мораль серьёзному научному анализу

б. Поддерживать взгляды церкви на мораль и нравственность

в. Заняться поиском новых добродетелей
 

 

***
Какое этическое направление ХХ века представляли такие учения, как позитивизм и прагматизм?

а. Научно-рационалистическое

б. Иррационалистическое

в. Религиозное
 

 

***
Какой мыслитель явился основателем психоаналитической этики?

а. И. Кант

б. З. Фрейд

в. Дж. Дьюи
 

 

***
В каком документы были сформулированы нравственные нормы и нравственные требования к гражданину СССР?

а. в Конституции СССР

б. Кодексе законов о труде

в. Моральном кодексе строителя коммунизма
 

 

***
Какие нижеперечисленные категории относятся к сфере морали?

а. Добро

б. Воспитание

в. Справедливость

г. Время
 

 

***
Что является субъектом административной этики?

а. Нравственное поведение общества

б. Нравственное поведение государственных служащих

 

в. Нравственное поведение государственных служащих, занимающихся процессом управления
 

 

***
Каково главное предназначение нравственных принципов государственной и муниципальной службы?

а. Создание надлежащего морально-психологического климата в коллективе и повышение эффективности государственной и муниципальной службы.

б. Способствование карьерному росту государственных и муниципальных служащих

в. Повышение профессионализма государственных и муниципальных служащих
 

 

***
Какие из перечисленных принципов относятся к нравственным принципам
государственной и муниципальной службы?

а. Принцип лояльности

б. Принцип федерализма

в. Принцип гуманизма

г. Принцип равного доступа к государственной и муниципальной службе
 

 

***
В каком историческом правовом документе была впервые предпринята попытка обоснования нравственного принципа служения государству?

а. в Домострое (XVI в.)

б. Табели о рангах (1722 г.)

в. Уставе о службе гражданской (1832 г.)
 

 

***
Одной из составляющих нравственного принципа гуманизма является вежливость. Что она означает применительно к государственному и муниципальному служащему?

а. Ответственность за порученное дело

б. Уважительное отношение к окружающим

в. Отсутствие стремления к наживе
 

 

***
Какого числа мир отмечает международный день терпимости, учреждённый ЮНЕСКО в 1995 г.?

а. 1 января

б. 12 июня

в. 16 ноября
 

 

***
В каком нормативном правовом акте РФ впервые нашёл отражение нравственный принцип лояльности?

а. в Указе Президента от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»

б. Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58 «о системе государственной службы Российской Федерации»

в. Законе о государственной гражданской службе
 

 

***
В каком году был разработан и принят типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих, который послужил основой для создания аналогичных документов в органах государственной власти РФ?

а. 2008 г.

б. 2010 г.

в. 2012 г.
 

 

***
Какая структура призвана регулировать моральные коллизии в органе государственной службы?

а. Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов

б. Аттестационная комиссия

в. Комиссия по трудовым спорам
 

 

***
Как формулируется золотое правило этикета, применяемое во взаимоотношениях начальника и подчинённых:

а. Человек человеку друг, товарищ и брат

б. Относитесь к окружающим так, как бы вы хотели, чтобы они относились к вам

в. Начальник всегда прав
 

 

***
Какую временную паузу рекомендуется выдержать, чтобы после приветствия перейти к деловой стороне разговора:

а. 1-5 минут

б. 5-10 минут

в. Подобная временная пауза ничем не регламентирована.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Темы рефератов и докладов

1. Нормативные и правые акты Российской Федерации, содержащие нравственные требования к служебному поведению государственных и муниципальных служащих.
2. Требования и условия соблюдения на государственной и муниципальной службе принципа служения государству и обществу.
3. Требования и условия соблюдения на государственной и муниципальной службе принципа законности.
4. Требования и условия соблюдения на государственной и муниципальной службе принципа гуманизма.
5. Требования и условия соблюдения на государственной и муниципальной службе принципа ответственности.
6. Требования и условия соблюдения на государственной и муниципальной службе принципа справедливости.
7. Требования и условия соблюдения на государственной и муниципальной службе принципа лояльности.
8. Требования и условия соблюдения на государственной и муниципальной службе принципа политической нейтральности.
9. Требования и условия соблюдения на государственной и муниципальной службе принципа честности и неподкупности.
10. Рекомендательные этические правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих.
 

 

 

 

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ


АВТОРИТЕТ - 1) общепризнанное значение, влияние лица или организации; 2) лицо, мнение которого имеет определенное значение.

(См.: Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг,

Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2006.)

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЭТИКА - это адаптированные к практическим нуждам государственной и муниципальной службы сведения об основных этических понятиях, закономерностях и тенденциях формирования служебных отношений, о нравственных ценностях, одухотворяюще воздействующих на служащих и их окружение, о моральных требованиях к формам, методу и стилю служебной деятельности в сфере государственного и муниципального управления.

(См.: Административная этика: Учебное пособие / Под общ. ред. В. Л. Романова. М.: Изд-во РАГС, 1999.)

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЭТИКА - вид профессиональной этики; наука о приложении моральных принципов к поведению должностных лиц в организации; адаптированные к практическим нуждам государственной и муниципальной службы, местного самоуправления сведения об основных этических понятиях, закономерностях и тенденциях формирования служебных отношений, о нравственных ценностях, мотивирующих поведение служащих, о моральных требованиях к формам, методам и стилю служебной деятельности в сфере государственного и муниципального управления, а также местного самоуправления.

(См.: Шувалова Н.Н. Этика деловых отношений: Учебно-

практическое пособие. М.: Изд-во РАГС, 2009. C. 247.)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА - вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

 

(См.: Комментарий к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" / Под ред. В.А. Кобзаненко. Председатель ред. совета - Д. А. Медведев. СПб.: Питер, 2008. С. 23.)

ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

(См.: Комментарий к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" / Под ред. В.А. Кобзаненко. Председатель ред. совета - Д. А. Медведев. СПб.: Питер, 2008. С. 75.)

ДЕЛОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ - система поступков индивида, связанная с реализацией его деловых интересов и включающая взаимодействие с партнерами, клиентами, руководителями, подчиненными, коллегами. Деловое поведение реализуется через деловое общение, установление взаимоотношений и принятие решений, способствующих деловому успеху, а также через уважение к собеседнику.

(См.: Сухарев В. А. Быть деловым человеком. Симферополь: Маяк,

1996.)

ДИСКРИМИНАЦИЯ - нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам.

(См.: Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, КноРус, 2011. С. 51.)

ДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВЗЫСКАНИЕ - 1) в трудовом праве мера дисциплинарной ответственности, применяемая работодателем в пределах его компетенции в порядке подчиненности за совершение работником дисциплинарного проступка; 2) установленная государством мера

ответственности за дисциплинарный проступок, совершенный военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, применяемая в целях поддержания воинской дисциплины.

(См.: Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая

энциклопедия. Изд. 6-е, доп. и перераб. / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2008. С. 194.)

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ - определенная трудовая функция соответствующего должностного лица, которую он обязан исполнять в течение рабочего времени в соответствии с заключенным трудовым договором или избранием (назначением) на должность.

(См.: Российская энциклопедия по охране труда. В 3 т. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.)
 


КОДЕКС (от лат. codex - книга) - единый систематизированный законодательный акт, объединяющий правовые нормы, относящиеся к единой отрасли права. Например, гражданский кодекс, уголовный кодекс, кодекс законов о труде, налоговый кодекс, земельный кодекс, водный кодекс, таможенный кодекс, бюджетный кодекс.

(См.: Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг,
Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2006.)
 

 


КОМПЕТЕНЦИЯ - совокупность полномочий (прав и обязанностей) какого-либо органа управления или должностного лица, установленная нормативными и правовыми актами; уровень профессиональных знаний и опыта, круг вопросов, о которых кто-либо хорошо осведомлен.

(См.: Государственная служба: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.К. Егорова, И.Н. Барцица. М.: Изд-во РАГС, 2009. C. 165.)
 

 


КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ (от лат. confidentia -доверие) - сведения, составляющие коммерческую, производственную тайну, не подлежащие широкому оглашению.

(См.: Современный экономический словарь: словарь / Б. А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2006.)
 

 


КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и

правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

(См.: Комментарий к законодательству Российской Федерации о противодействии коррупции / Э.В. Талапина. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 92.)



КОРРЕКТНОСТЬ - это характеристика поведения кого-либо, стремящегося постоянно к своему соответствию чему-либо принятому в качестве положительного
(См.: А.Н. Миронов. Сущностное восприятие слова. Книга вторая. СПб: АЛЕТЕЙЯ, 2004.)



КОРРУПЦИЯ - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
(См.: Комментарий к законодательству Российской Федерации о противодействии коррупции / Э.В. Талапина. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 7.)

 



КОРРУПЦИОННОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ - деяние,
обладающее признаками коррупции, за которое нормативным правовым актом установлена гражданско-правовая, дисциплинарная,
административная или уголовная ответственность.
(См.: Модельный закон «Основы законодательства об
антикоррупционной политике», принят на двадцать втором пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, постановление № 22-15 от 15 ноября 2003 года).



ЛИЧНАЯ ВЫГОДА - в праве выгода, не являющаяся материальной выгодой, выразившаяся в достижении лицом очевидных личных целей, даже если такая выгода не привела к получению материальной выгоды. Не являются личной выгодой повышение по службе и объявление благодарности.

(См.: Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая
энциклопедия. Изд. 6-е, доп. и перераб. / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2008. С. 508.)



ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, - возможность получения государственным или
муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

(См.: Комментарий к законодательству Российской Федерации о противодействии коррупции / Э.В. Талапина. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 92.)



МОРАЛЬ - одна из форм общественного сознания, способ духовного существования личности, один из духовных рычагов развития общества. В сфере морального сознания развивается отношение человека к миру и к самому себе, которое находит выражение в оценке с позиций добра и зла поведения людей, обычаев, характера, убеждений.
(См.: Атеистический словарь / Под общ. ред. М.П. Новикова. М.: Политиздат, 1986.)



МОРАЛЬ - предмет изучения этики, форма общественного сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к достойной жизни, выражающих идеал человечности.
(См.: Шувалова Н.Н. Этика деловых отношений: Учебно-
практическое пособие. М.: Изд-во РАГС, 2009. С. 249.)



МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ - устойчивое эмоционально-нравственное состояние социальной группы (коллектива), выражающее настроение людей, занятых совместной деятельностью, их отношение друг к другу, общественное мнение относительно важнейших материальных и духовных ценностей. Дух коллективизма, схожесть проявляемых эмоций и поступков, чувство нравственного комфорта (защищенности) при общении с коллегами по работе, касаясь тонких струн человеческого взаимодействия, воли и характера, во многом определяют психологическую совместимость разных по своим качествам личностей,

составляют основу высокой нравственности и социального оптимизма персонала организации.

(См.: Управление персоналом: Энциклопедический словарь/ Под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 1998. С. 185.)



НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ - письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, органом местного самоуправления, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений.

(См.: Государственная служба: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.К. Егорова, И.Н. Барцица. М.: Изд-во РАГС, 2009. С. 219.)



НРАВСТВЕННОСТЬ - это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле - в отличие от морали, которая наряду с законом является внешним требованием к поведению индивида.

(См.: Краткая история этики / А.А. Гусейнов, Г.А. Иррлитц. М.: Мысль, 1987.)



НРАВСТВЕННОСТЬ — один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса. Заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством всего общества в целом.

(См.: Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс,1994.С. 309).



ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ - это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, воззрений, чувств, настроений, привычек, традиций, отражающих общественное бытие людей, материальные условия их жизни.
(См.: Диалектический и исторический материализм / Под общ. ред. А.Г. Мысливченко и А.П. Щептулина. М., 1988.)



ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ - форма интеллектуальночувственного отражения и духовного освоения социальной действительности.
(См.: Бабосов Е.М. Социология: Энциклопедический словарь/

Предисл. Г.В. Осипова. М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2009. С. 344.)





ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НАНИМАТЕЛЯ - руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.

(См.: Комментарий к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" / Под ред. В.А. Кобзаненко. Председатель ред. совета - Д.А. Медведев. СПб.: Питер, 2008. С. 17.)





ПОЛНОМОЧИЕ - 1) в гражданско-правовом институте

представительства основанное на доверенности, акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления либо законе субъективное право одного лица (представителя) совершать сделки от имени другого (представляемого), непосредственно создавая, изменяя или прекращая гражданские права и обязанности представляемого; 2) в теории государства и права, науке управления, а также практически во всех отраслях права полномочие рассматривается как составная часть компетенции и статуса органа, должностного лица, лица, выполняющего управленческие функции в организации, а также некоторых иных лиц, реализующих функции, предусмотренные для них законодательством или учредительными документами юридического лица. В этом значении полномочие представляет собой право (и одновременно обязанность) соответствующего субъекта действовать в определенной ситуации способом, предусмотренным законом или иным правовым актом.

(См.: Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая

энциклопедия. Изд. 6-е, доп. и перераб. / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2008. С. 282.)





ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
(См.: Комментарий к законодательству Российской Федерации о противодействии коррупции / Э.В. Талапина. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 7.)




ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ находит свое выражение в двух формах - правонарушении и объективно-противоправном деянии. Общими признаками всех противоправных поступков, соответственно, являются общественная вредность, противоправность и негативные юридические последствия. Противоправность как абстрактная объективная категория не зависит от вины, возраста или вменяемости. Противоправность предполагает нарушение нормы права, которая может быть выражена как в правовом законе, так и в иных источниках права. Виновное причинение вреда, независимо от его запрещения законом, само по себе есть противоправное действие.
(См.: Ковалева Е.Л. Правомерное и противоправное поведение: их соотношение. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Академия МВД России. М., 2002. С. 5.)





ПРОФЕССИОНАЛИЗМ - приобретенный комплекс способностей личности, соответствующий профессиональным требованиям или превосходящий их.
(См.: Государственная служба: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.К. Егорова, И.Н. Барцица. М.: Изд-во РАГС, 2009. С. 293.)




ПРОФИЛАКТИКА - совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка.
(См.: Ожегов С.И.; Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2003. С. 564.)




САМОКОНТРОЛЬ - это процессы, посредством которых человек оказывается в состоянии управлять своим поведением в условиях противоречивого влияния социального окружения или собственных биологических механизмов, в частности при склонности к навязчивым

 

 

влечениям, подверженности импульсивным порывам и сильной зависимости от внешних влияний.

(См.: Психотерапевтическая энциклопедия. / Под ред.

Б. Д. Карвасарского. Изд. 2-е, доп. и перераб. СПб.: Питер, 2002.)

СЛУЖЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ - информация, составляющая служебную тайну, общедоступная информация, а также информация ограниченного распространения, касающаяся деятельности организации.

(См.: Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая

энциклопедия. Изд. 6-е, доп. и перераб. / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2008. С. 258.)

СЛУЖЕБНАЯ ПРОВЕРКА - проведение внутриорганизационных, процедурно регламентированных действий, направленных на выявление фактов и обстоятельств, оформленных в документированном акте, устанавливающем соответствие действий гражданского служащего обязательным для исполнения возложенным на него должностным обязанностям, соблюдению требований служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа, а также служебного контракта.

(См.: Комментарий к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" / под ред. В.А. Кобзаненко. Председатель ред. совета - Д. А. Медведев. СПб.: Питер, 2008. С. 386.)

СЛУЖЕБНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - совокупность поступков и действий должностного лица или группы лиц, осуществляемых в пределах, установленных законом полномочий, в процессе взаимодействия между собой и с внешней средой по поводу выполнения ими своих должностных обязанностей.

(См.: Шувалова Н.Н. Этика деловых отношений: Учебно-

практическое пособие. М.: Изд-во РАГС, 2009. С. 252.)

СЛУЖЕБНЫЙ КОНТРАКТ — соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

 

(См.: Комментарий к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" / под ред. В. А. Кобзаненко. Председатель ред. совета - Д.А. Медведев. СПб.: Питер, 2008. С. 157.)

ЭТИКА - (от др.-греч. этос - нрав, обычай) - философская наука, объектом изучения которой является мораль как особый феномен человеческого бытия, как форма общественного сознания, одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественной жизни, как некое основание, из которого произрастают все остальные проявления культуры, духовной жизни людей; нормативная дисциплина, которая систематизирует и формулирует нравственные требования, стихийно складывающиеся в моральном сознании общества.

(См.: Этика: Учебник для вузов / А.В. Разин. М.: Акад. проект, 2004.)

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - ответственность юридических и физических лиц за соблюдение законов и норм государственного регулирования действий и взаимоотношений.

(См.: Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг,

Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2006.)

 

 

 

 

 

Перечень вопросов для зачета
 

 

. Современные требования этики президентства и парламентской (депутатской) этики. Проблема предупреждения конфликта интересов в парламентской этике.

. Этика политического конфликта и компромисса. «Круглый стол» как основной институт консенсуса и компромисса: технология, принципы и нормы.
 

. Управленческая культура как фактор рационализации и эффективности административного и политического управления.

. Современные требования к этике государственного и муниципального служащего. Общее содержание и элементы культуры управления.

. Культура письменной речи и административный речевой этикет государственного и муниципального служащего.

. Язык и ораторские навыки работников госаппарата.

. Технология общения с массовыми аудиториями и гражданами.

. Проблемы этики в государственном и муниципальном управлении на современном этапе: основные подходы и решения.

13. Этические требования к государственному и муниципальному служащему: основные принципы, нормы, качества.

. Принцип нейтральности и принцип обеспечения государственного интереса как специфические требования к государственному аппарату и его работникам.
 

. Коррупция и бюрократизм как этические проблемы в государственной и муниципальной службе: общие черты и национальные особенности.

. Этика оказания влияния и проблема регулирования лоббистской деятельности.

. Мотивация этического поведения и способы повышения этического уровня служащих государственного аппарата.

. Понятие конфликта интересов на государственной и муниципальной службе и механизмы его урегулирования.

. Разработка и роль этических кодексов государственной и муниципальной службы.

. Служебная этика и служебный этикет на государственной и муниципальной службе.

. Служебная этика государственного и муниципального служащего: пути формирования личностных качеств.

. Государственный и муниципальный служащий как руководитель и лидер: соотношение понятий, типология, методика развития профессиональноважных качеств.



. Культура организации рабочего времени государственного и муниципального служащего.

. Самоменеджмент государственного и муниципального служащего.

. Нравственные характеристики в профессиограмме государственного и муниципального служащего.

 

 

 

. Этика как наука о морали. Предмет, структура, функции этики. Нормативный характер этики.

. Основные этические концепции и их реализация в моральном сознании и моральной практике.

. Структура и функции морали. Отличительные особенности морального и правового регулирования в обществе.

. Основные категории этики и их значение для жизнедеятельности общества и личности.

. Понятия «нравственность», «нравы», их отличие от морали. Структура нравов. Индивидуальные и национальные нравы.

. Проблема соотношения морали и политики: этические аспекты

политической деятельности.

. Этика политических институтов и политических добродетелей как составляющие политической этики. Основные проблемы современной политической этики.



. Этика и экономика: проблема обоснования предмета и сферы действия экономической этики.

. Административная этика как профессиональная этическая система государственной и муниципальной службы: предмет и специфика.

 

 

 

 

 

////////////////////////////