|
|
Описание и работа электрической схемы токарного станка 16К20
Для
обеспечения высокой надежности в работе и обслуживания
электрооборудования токарного
станка 16К20 специалистами средней квалификации вся релейно
- контакторная аппаратура и другие электроаппараты имеют простую конструкцию и
испытаны многолетней эксплуатацией в различных условиях.
Электроаппаратура (за исключением нескольких аппаратов) смонтирована в
шкафу управления, расположенном с задней стороны станка.
Электрооборудование станка предназначено для подключения к трехфазной
сети переменного тока с глухо заземленным или изолированным нейтральным
проводом.
Основные параметры электрооборудования
Потребляемая мощность, кВт - 11
Напряжение сети, В - 380
Напряжение в цепи управления, В - 110
Напряжение в цепи местного освещения, В - 24
Частота, герц - 50
Рис. 1. Схема электрическая принципиальная станка 16К20
1* - Элементы при силовой цепи напряжением 220В и тропического исполнения могут отсутствовать
2* - Элементы для станков с гидросуппортом
Пуск
электродвигателя главного привода M1 и гидростанции М4 осуществляется нажатием
кнопки S4 (рис. 1), которая замыкает день катушки контактора К1, переводя его
на самопитание. Останов электродвигателя главного привода Ml осуществляется
нажатием кнопки S3.
Управление электродвигателем быстрого перемещения каретки и суппорта М2
осуществляется нажатием толчковой кнопки, встроенной в рукоятку фартука и
воздействующей на конечный выключатель S8.
Пуск и останов электронасоса охлаждения М3 производятся переключателем
S7.
Работа электронасоса сблокирована с электродвигателем главного привода
M1, и включение его возможно только после замыкания контактов пускателя К1.
Для ограничения холостого хода электродвигателя главного привода в схеме имеется реле времени КЗ. В средних (нейтральных) положениях рукояток включения фрикционной муфты главного привода замыкается нормально закрытый контакт конечного выключателя S6 и включается реле времени К3, которое через установленную выдержку времени отключит своим контактом электродвигатель главного привода. Производить перестройку выдержки времени в рабочем состоянии реле категорически запрещается.
Защита электродвигателей главного привода, привода быстрого перемещения каретки и суппорта, электронасоса охлаждения и трансформатора от токов коротких замыканий производится автоматическими выключателями и плавкими предохранителями.
Защита электродвигателей (кроме электродвигателя М2) от длительных перегрузок осуществляется тепловыми реле.
Нулевая защита электросхемы станка, предохраняющая от самопроизвольного включения электропривода при восстановлении подачи электроэнергии после внезапного ее отключения, осуществляется катушками магнитных пускателей.
Рис. 2. Схема электрических соединений токарного станка 16К20
1. а - положение перемычек при подключении электродвигателей
2*. Для станков с гидросуппортом
Рис. 3. Шкаф управления токарно-винторезного станка 16К20
На лицевой стороне шкафа управления имеются следующие органы управления:
На каретке установлена кнопочная станция пуска и
останова электродвигателя главного привода.
В рукоятке фартука встроена
кнопка включения электродвигателя привода быстрых перемещений суппорта.
Необходимо периодически проверять состояние пусковой и релейной аппаратуры. Все детали электроаппаратов должны быть очищены от пыли и грязи. При образовании на контактах нагара последний должен быть удален при помощи бархатного напильника или стеклянной бумаги. Во избежание появления ржавчины поверхность стыка сердечника с якорем пускателя нужно периодически смазывать машинным маслом с последующим обязательным протиранием сухой тряпкой (для предохранения от прилипания якоря к сердечнику).
При
осмотрах релейной аппаратуры особое внимание следует обращать на надежность
замыкания и размыкания контактных мостиков.
Периодичность технических осмотров электродвигателей устанавливается в
зависимости от производственных условий, но не реже одного раза в два месяца.
При технических осмотрах проверяется состояние вводных проводов обмотки
статора, производится очистка двигателей от загрязнения, контролируется
надежность заземления и соединения вала с приводным механизмом. Периодичность
профилактических ремонтов устанавливается в зависимости от производственных
условий, но не реже одного раза в год.
Перед набивкой свежей смазки подшипники должны быть тщательно промыты бензином.
Камеру заполнить смазкой на 2/3 ее объема.
При
профилактических ремонтах должна производиться разборка электродвигателей, очистка
внутренних и наружных поверхностей и замена смазки подшипников. Замену смазки
подшипников при нормальных условиях эксплуатации следует производить через 4000
ч работы, а при работе электродвигателя в пыльной и влажной средах — по мере
необходимости.
Профилактический осмотр автоматических выключателей необходимо производить не
реже одного раза в шесть месяцев, а также после каждого отключения при коротком
замыкании, в том числе и повторном.
При осмотре нужно очистить выключатель от копоти и нагара металла, проверить затяжку винтов, целостность пружин и состояние контактов.
Шарниры механизма выключателя следует периодически (примерно через 2 000—3 000 включений) смазывать приборным вазелиновым маслом. Не следует проводить какую-либо регулировку выключателей в условиях эксплуатации. Она выполнена заводом-изготовителем.
ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ И
ПОЛЕЗНЫЕ КНИГИ
////////////////////////////