Развитие речи у детей в ДОУ. Билеты с ответами для экзамена по педагогике (2020 год)

 

  Главная      Тесты

 

     поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1       

 

 

 

Развитие речи у детей в ДОУ. Билеты с ответами для экзамена по педагогике (2020 год)

 

 

Развитие речи у детей раннего возраста. Билеты

 

 

Билет №1

1.      Речь её формы, функции и значение в жизнедеятельности человека. Особенности развития речи детей раннего возраста и методика работы на занятиях.

Речь – форма общения людей друг с другом с помощью сигналов (слов), обеспечивающая мышление человека. Речь бывает Внешней и внутренней. Внешняя речь состоит из устной и письменной речи. Устная речь состоит из монологической и диалогической речи (монолог и диалог). А внутренняя речь – использование языка вне процесса реальной коммуникации. Функции речи – Коммуникативная (общение обмен информации), Сигнификативная ( состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия. То что отличает человека от животного). Обобщения (связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков)

Речь играет исключительную роль в жизни человека. Она служит основным средством общения людей. Владея речью, человек может сообщить свои мысли, чувства и желания окружающим, поделиться знаниями, опытом, согласовывать действия. В этом заключается коммуникативная функция речи, которая лежит в основе всего вербального развития ребенка. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности поведения.

В качестве второй функции речь выступает как средство мышления. Речь – необходимая основа человеческого мышления, его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез,  сравнение, обобщение) развиваются и совершенствуются по мере того, как ребенок овладевает речью. Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи ребенок не только получает новую информацию, но и усваивает ее.

 Любое расстройство речи отражается на деятельности и поведении человека.

С развитием речи изменяется восприятие ребенка. Речь должна быть ласковой и спокойнойhttps://students-library.com/files/51/1896/osobennosti-razvitija-rechi-detej-rannego-vozrasta_1.jpg

Особенности развития речи в раннем возрасте:

·    Развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов;

·    Формируется активная речь, которая становится средством общения с взрослыми и сверстниками;

·    Формируется регулирующая функция речи, когда ребёнок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования;

·    Появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники;

·    Возникает описательная речь;

·    Ребёнок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого;

·    Речь отражает опыт взаимодействия ребёнка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания;

·    Формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребёнка и помогает усвоить социальный опыт.

Используются 3 метода (наглядные, словесные и практические) Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов,

рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для

закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи.

Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, обобщающая беседа. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, дидактические упражнения, хороводные игры.

2.      Подобрать д/и на развитие речи детей раннего возраста.

"Угадай, кто в корзине"

Задачи. Развивать сообразительность, внимание, желание высказываться по собственной инициативе, пополнять словарь за счет глаголов в единственном и множественном числе; упражнять в звукопроизношении.

Материал. Игрушки (кошка, собака, два ежа), спрятанные в корзине.

Содержание игры

     Воспитатель берет корзину, говорит, что в ней спрятались игрушки, и предлагает угадать, какие. Загадывает загадку:

     Мягкие лапки,

    На лапках - царапки.    На молоко глядит,     "Мяу! Мяу!" - говорит.

     Из корзинки показывается кошачья лапка.

Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.

Ход: Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».

Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

Методические указания. В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.

 

 

Билет №2

1.      Теоретические основы словарной работы в ДОУ.

Словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность обеспечивающее эффективное освоение словарного состава родного языка.

Принципы словарной работы

Единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышлением; Опора на активное и действенное познание окружающего мира;

Связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительной деятельностью детей; Использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности;

Решение всех задач словарной работы во взаимосвязи между собой и с формированием грамматической и фонетической сторон речи, с развитием связной речи;

Семантизация лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определённом контексте, через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование).

Задачи словарной работы: Обогащение, расширение словаря разными частями речи; Активизация словаря, переход слов из пассивного словаря в активный; Уточнение словаря; Замена диалектизмов, местных говоров словами литературного произношения. На протяжении дошкольного детства в разных возрастных группах содержание словарной работы усложняется в нескольких направлениях. Методы и приемы формирования словаря детей дошкольного возраста Первая группа включает методы: а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотр помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии. б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино и видеофильмов, просмотр телепередач. Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения. Особенность словарной работы в дошкольных учреждениях состоит в том, что она проводится в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми, в том числе на занятиях.

 

2.        Подобрать д/и на формирование словаря детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Дидактическая задача. Учить детей различать и называть предметы по характерным признакам. Активизировать словарь: вилка, расческа, ножницы, лента, кукла, мяч; есть, расчесывать, стричь, завязывать, играть, катать (возить); большой - маленький, название цветов (красный, синий и др.), острые, мягкий - твердый, пушистый, узкий - широкий, круглый.

Игровые правила. Отгадать знакомый предмет на ощупь.

Игровые действия. Ощупывание предмета.

Ход игры. Воспитатель показывает детям красивый мешочек.

- Дети посмотрите, какой красивый мешочек. Какого он цвета? Это мешочек не простой, а чудесный. С ним всегда разные чудеса происходят, откуда-то в нем появляются разные предметы. Сейчас мы посмотрим, что там лежит.

Воспитатель достает предметы по одному, а дети их называют. Затем он снова складывает их в мешочек и предлагает поиграть, определить предмет на ощупь.

- Кто хочет первым узнать предмет на ощупь? (Воспитатель вызывает первого ребенка по желанию). Опусти руку в чудесный мешочек, возьми предмет, но не вытаскивай руки из мешочка. Что ты взял?

- Я взял расческу.

- Достань предмет из мешочка, чтобы все видели. Ты,…., правильно угадал. Какого цвета расческа? Для чего она нужна? Что есть у расчески?

Таким образом, воспитатель вызывает всех детей, пока предметы не кончатся.

Чудесному мешочку понравилось с вами играть, и он решил на память подарить вам эти предметы. Воспитатель переводит детей на самостоятельную игру.

Билет №3

1.      Развитие структурных компонентов речи в дошкольном детстве. Задачи, методы и содержание работы по развитию словаря с детьми раннего возраста

Основными структурными компонентами речи являются звуковой состав, словарь и грамматический строй. Изучением звукового состава речи занимается фонетика; словаря – лексикология, а грамматического строя – грамматика. Лексика, грамматика и фонетика входят в единую систему языка.

Словарь, звукопроизношение и грамматический строй взаимосвязаны и взаимообусловлены, но формирование каждого из них имеет свою специфику и свои сроки, что в свою очередь обусловлено физическими и психическими изменениями развития ребенка. звуки закрепляются в период лепета через многократное повторение простых открытых слогов типа па- па- па, да- да- да и т. п. Принято выделять четыре основные задачи: Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а так же новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Закрепление и уточнение словаря. Активизация словаря. Устранение из речи детей нелитературных слов. Основное внимание в словарной работе уделять накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребёнка жизни, активизации разных частей речи, не только существительных, но и глаголов, имён прилагательных, наречий.

Можно выделить две группы методов: методы накопления содержания детской речи ( методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря) и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны. Рассматривание игрушек. Игрушки предоставляют многократные возможности для закрепления представлений, которые дети добыли в жизни опытным путём, и для обусловленных этими представлениями словесных форм. Подобрать д/и на согласование существительных и прилагательных.

 

 

2.      Подобрать д/и на соглосование прилагательных и существительных.

ПОДБЕРИ ПРИЗНАК Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными. Ход игры: взрослый называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает. Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя… Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые… Шарф (какой?) – пушистый, вязанный… Перчатки (какие?) – кожаные, белые... Шляпа (какая?) – черная, большая… Туфли (какие?) – осенние, красивые… Платье (какое?) - новое, нарядное, зеленое… Рубашка (какая?) - белая, праздничная…. Шуба (какая?) - меховая, теплая…

 

Билет №4

1.      Проблема соотношения мышления и речи в трудах представителей отечественной и зарубежной науки.

Значительный вклад в решение проблемы соотношения мышления и речи внес Л.С. Выготский. Выготский рассматривает две основные тенденции в трактовке отношения мысли и слова: 1. их полное отождествление (нечего и изучать), 2. их полное разъединение (чисто внешняя механич. зависимость между ними). Он писал: «Слово так же относится к речи, как и к мышлению. Оно представляет собой живую клеточку, содержащую в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом. Слово – это не ярлык, наклеенный в качестве индивидуального названия на отдельный предмет: оно всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им, обобщенно и, следовательно, выступает как акт мышления. Но слово – это также и средство общения, поэтому оно входит в состав речи. Именно в значении слова завязан узел того единства, которое мы называем речевым мышлением». С точки зрения Л.С. Выготского, первоначально мышление и речь выполняли различные функции и развивались относительно самостоятельно. Анализируя развитие речи и мышления в онтогенезе, Л. С. Выготский приходит к выводу, что «развитие речи и мышления совершается непараллельно и неравномерно», что «мышление и речь имеют генетически совершенно различные корни».  По мнению Пиаже, важнейшей предпосылкой возникновения речи у ребенка является развитие сенсомоторного интеллекта.Развитие сенсомоторного интеллекта проходит несколько стадий. На начальной стадии, стадии сенсомоторной логики, ребенок усваивает логику действий с объектами, которые он воспринимает непосредственно. В дальнейшем ребенок переходит от логики действий к «концептуальной» логике, которая основывается на представлении и на мышлении. Появляется способность мыслить о вещи, которая непосредственно не воспринимается. Именно в этот период и возникает семиотическая (знаковая), символическая функция. Этот период соответствует второму году жизни ребенка. Язык, по мнению Пиаже, появляется на базе семиотической (символической) функции и является ее частным случаем.

Пиаже делает вывод, что мышление предшествует языку, так как язык представляет собой лишь частный случай символической функции, которая формируется к определенному периоду развития ребенка. Таким образом, возникновение речи основывается на определенном когнитивном (интеллектуальном) базисе. Вместе с тем, появившись, речь оказывает огромное влияние на мышление ребенка – речь существенно перестраивает его.Таким образом, генетические корни мышления и речи до определенного периода различны, первоначально эти процессы формируются самостоятельно. С двухлетнего возраста мышление ребенка начинает опосредоваться, наряду с другими средствами и знаками языка. Соотношение мышления и речи на последующих этапах развития ребенка можно рассматривать в различных аспектах.

2.      Подобрать д/и на формирование мышления на занятиях по развитию речи.

«Не покатались»

«Два друга – Олег и Никита взяли лыжи и пошли в лес. Ярко светило солнышко. Журчали ручьи. Кое-где проглядывала первая травка. Когда мальчики пришли в лес, то покататься на лыжах не смогли. Почему?».

 

Билет №5

1.      Предмет, цели, задачи и содержание методики развития речи как учебной дисциплины.

Методика развития речи — педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование речи у детей дошкольного возраста в детском саду.*   Предметом ее изучения является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целе­направленного педагогического воздействия. Она изучает за­кономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной устной речи и навыков ре­чевого общения у детей дошкольного возраста.**

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2018/05/10/1_-_tseli_i_zadachi_distsiplinv.png?itok=zQSutJX9

       Основная задача методики — разрабатывать на научно-педагогической основе наиболее эффективные средства, методы и приемы развития речи, вооружать ими воспитателей детских садов, чтобы они могли с максимальным успехом развивать у детей необходимые речевые умения и способности.
       Основное содержание данного курса — формирование устной речи детей, навыков речевого общения с окружающими.
Методика развития речи, как и другие частные методики, дает ответ на такие основные вопросы:

2.                  1) чему учить (какие речевые умения воспитывать у детей);

3.                  2) как учить (какие методы и приемы следует использовать при формировании детской речи, при каких условиях);

4.                  3) почему именно так учить (какими данными теории и практики обосновываются предлагаемые способы развития речи).
В методической теории отражены объективные особенности обучения детей родному языку, обобщено все лучшее в области методики развития речи, что создавалось в отечественном дошкольном воспитании и существует сейчас. Методикой устанавливается ряд твердых норм при решении тех или иных задач развития речи (например, необходимость специальных приемов обучения рассказыванию, определенная структура занятий по заучиванию стихотворений, разнообразие речевой деятельности детей на литературном утреннике и т. п.). Важно, чтобы эти нормы были достаточно аргументированы, осмыслены каждым педагогом.

2.Подобрать д/и на определение синонимов.

«Скажи, похоже»

Цель: Учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.

Ход игры:

Воспитатель бросает мяч ребенку, называя глагол, ребенок возвращает мяч обратно, называя синоним к глаголу.

Думать - .... (размышлять),

открыть - ..... (отворить),

отыскать - ... (найти),

зябнуть - ... (мерзнуть),

поразить - ... (удивить),

шалить - ... (баловаться),

забавлять - .... (развлекать),

прощать - ...(извинять),

звать - ... (приглашать),

реветь - ... (плакать),

мчаться - ... (нестись),

вертеться - ... (крутиться),

опасаться - ... (бояться),

бросать - .... (кидать).

 

Билет №6

1.      Д/и их значение, и использование для решения задач словарной работы в д/с.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Содержание и методика словарной работы, осуществляемая в форме дидактических игр, в разных возрастных группах имеет свои особенности.

  В младших группах преобладает образовательная деятельность с образными игрушками. Наиболее типичны игры – упражнения с куклой. Они ценны тем, что слово в них связывается с действием. Новое слово может повторяться несколько раз в разных сочетаниях, по-разному изменяясь.

  Средний дошкольный возраст – это качественно новая ступень в развитии ребенка. На этом этапе происходит дальнейшее обогащение словаря, развивается способность к обобщению.

Между тремя и пятью годами наблюдается подъем интереса к слову, что проявляется в многочисленных вопросах (так называемый возраст «почемучек»)

Дети начинают пользоваться более точными наименованиями предметов, более разнообразно определяют предмет за счет уточнения его качеств (яблоко – сочное, вкусное, спелое, гладкое, круглое), дифференцируют понятия (хороший, умный, добрый, ласковый, красивый – раньше все эти качества они называли универсальным словом хороший), используют больше глаголов для наименования однотипных действий (бежит, мчится, несется).

Задача воспитателя состоит в наполнении конкретным содержанием имеющихся у детей слов, уточнении их смысла, активизации в речи. Следует уделять внимание правильному пониманию слов, точному употреблению их по смыслу, расширению активного запаса слов; учить при сравнении предметов выделять и точно обозначать существенные признаки; активизировать слова, обозначающие качества и действия. Важно также обогащать речь детей прилагательными на основе расширения и углубления представлений (лиса – рыжая, хитрая, осторожная)

  В средней группе проводятся те же дидактические игры, что и в младшей, но материал для них подбирают в соответствии с лексическим запасом детей. Увеличивается количество предметов (картинок) и их признаков, которые выделяются в игре. Игры «Угадай, что спрятали», «Посмотри и запомни», «Угадай, что прибавилось», «Чудесный мешочек», «Угадай, что изменилось» могут содержать разные дидактические задачи: закрепление наименований предметов и игрушек; описание их на основе зрительного восприятия и без опоры на наглядность; сравнение по цвету, размеру, форме, назначению; классификация; закрепление грамматических форм слова; употребление слов, обозначающих пространственные отношения

В средней группе проводятся словесные дидактические игры «Узнай по описанию», «Где что растет?», «Кто что делает».

  Таким образом, усложнение словарной работы в средней группе связано, в первую очередь, с расширением и углублением знаний об окружающем мире. В этой группе большое внимание уделяется обогащению словаря словами, которые придают речи ребенка точность и выразительность, помогают выражать впечатления и переживания

  Постепенно педагог начинает предлагать задания на подбор эпитетов, антонимов, синонимических рядов без наглядного материала, в словесных играх «Какое что бывает», «Кто больше слов скажет про куклу, мяч», «Назови ласково», «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи», «Добавь слово».

Таким образом, дидактические игры являются одним из средств формирования словаря детей дошкольного возраста. Методика проведения дидактических игр в разных возрастных группах определяется содержанием словарной работы, а также особенностями овладения детьми различными лексическими единицами.

2.      Подобрать д/и с кубиками Зайцева

«Какие слова начинаются на первый кубик этого слова?»

Выложить из кубиков любое слово. Например, слово корова начинается на КО. Предложите ребятам вспомнить, какие еще слова начинаются с этой грани кубика: козы, кошка, ком, колобок, корь, конь, корыто. Подходящие под условия слова, которые получаются в результате подбора, обязательно фиксируются. Их можно собирать из кубиков, писать указкой по таблице или мелом на доске. Неподходящие -не фиксируются, и это снова самое суровое допустимое наказание.

 

Билет №7

1.      Методика словарной работы в процессе ознакомления детей с явлениями общественной жизни. Роль наблюдений и экскурсий в развитии словаря.

Экскурсии развивают мышление, внимание. Способствует развитию восприятия. У детей расширяется словарь. Большую роль играет и в эстетическом развитии детей.Главная задача – во время экскурсии учить детей планомерному наблюдению, умению последовательно переходить от анализа одной стороны объекта к анализу другой стороны. В процессе наблюдения осуществляется словарная работа с детьми. Воспитатель подбирает слова, которые будет вводить в словарь детей или закреплять. Приемы работы на экскурсии:

1)Сочетание непосредственного восприятия объекта, слова воспитателя и речи самих детей

2) Речевой образец (называние) имеет большое значение. Новые слова должны произносится четко, внятно. Можно интонационно выделять и

3)Можно многократно повторять необходимые слова и словосочетания. Необходимо варьировать методику повторений ( используется буквальное повторение: ( хоровое и индивидуальное), совместное произнесение слов педагогом и детьми. Игровое повторение: «А кто лучше скажет?» Ответы на вопросы: «Как ты думаешь, как надо сказать?”

4)Пояснение смысла слов, его происхождения.

 

2.      Подобрать д/и на формирование притяжательных прилагательных.

Дидактическая игра «Чья? Чьи?»

Перед детьми располагается сюжетная картина, на которой нарисованы члены семьи. Из «волшебной коробочки» логопед достает предметые картинки с изображением одежды, обуви, а дети определяют, чья она.

Инструкция: Посмотри на одежду и ответь на вопрос: «Чья она?»

Образец ответа:

Чья кофта?

– это мамина кофта;

 - это бабушкина кофта;

 - это дедушкина кофта.

 

Билет №8

1.      Теоретические основы технологий развития речи. Особенности усвоения детьми дошкольного возраста звукопроизношения, словообразования и средств интонационной выразительности.

развитие речи следует рассматривать не только с лингвистической стороны (здесь имеется ввиду процесс овладения ребенком навыками фонетическими, лексическими, грамматическими), но и с точки зрения процесса формирования общения детей друг с другом и со взрослыми (где речь идет о коммуникативных умениях), что важно для формирования не только культуры речи, но и культуры общения. высокий уровень развития речи дошкольника включает не только владение литературными нормами и правилами родного языка, но и развитую культуру общения со сверстниками и взрослыми, а кроме этого  знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации; ну и конечно же, умение читать.

Освоение звуков начинается на первом году жизни, когда ребенок овладевает своими речевым и слуховым аппаратами Вначале появляется лепет, не имеющий еще социального значения.

В 10–11 мес. слово начинает служить средством общения и приобретает характер языкового средства. Начинается период фонемного развития речи.

К концу первого года появляются первые слова. С начала второго года жизни начинается дифференциация звуков. Вначале дифференцируются (отделяются) гласные звуки от согласных. Дальнейшая дифференциация идет внутри группы согласных. Противопоставляются сонорные – шумным, глухие – звонким, твердые – мягким и т.д. Далее начинается усвоение социально закрепленных гласных звуков.

Характерной особенностью становления звуков в начальном периоде является неустойчивость артикуляции при их произношении. Даже в одном слове, произнесенном несколько раз подряд, на месте одного звука чередуется несколько звуковых вариантов.

Большинство звуков формируется в правильном виде не сразу, а постепенно, через промежуточные, переходные звуки.

Большое значение имеет изучение смены «звуков-заместителей». Система замены одних звуков другими базируется, главным образом, на артикуляционном родстве звуков, в первую очередь на группировке их по месту образования, реже – по способу образования».

 Овладев произношением звука ш (раньше произносился с), ребенок говорит «шобака», «волоши».

К трем годам ребенок овладевает всей системой звуков языка, с некоторыми исключениями. Труднее ему даются шипящие (ш, ж), сонорные (р, л) и свистящие (с, з) звуки.

В основе звукопроизносительного процесса, как известно, лежат речевое дыхание и деятельность речедвигательного аппарата.

Речь формируется под контролем слуха.

Следовательно, важной предпосылкой овладения чистым звукопроизношением в дошкольном возрасте является соответствующее развитие слухового анализатора и фонематического слуха, дополняемое особой восприимчивостью к звуковой стороне языка, любовью детей к звукам речи, стремлением овладеть ими.

Умение произносить звуки и слова развивается постепенно, в ходе накопления ребенком жизненного опыта.

 

 

2.      Подобрать д/и на формирование понятия единственного и множественного чисел.

Игра «Один –много».

Цель: научить детей образовывать существительные именительного

падежа множественного числа.

Наглядный материал:

предметные картинки –предметы в единственном и множественном числе.

Ход игры: детям демонстрируется  картинка с изображением одного

предмета,  и предлагается найти картинку с изображением этого же предмета, но в большем количестве.

Речевой материал:Воспитатель У меня красный шар. Ребенок  -А у меня красные шары

 

 

 

Билет №9

 

1.      Задачи и содержание работы по воспитанию качеств и навыков правильного и чёткого звука в разных возрастных группах.

Содержание работы строится на основе данных фонетики, орфоэпии, искусства выразительного чтения, при этом необходимо учитывать возрастные особенности речи детей.

Можно выделить следующие задачи:

1. Формирование правильного произношения звуков. Звук речи — минимальная, нечленимая речевая единица. Постановка правильного звукопроизношения тесно связана с выработкой лучшей координации органов артикуляционного аппарата детей совершенствование движений органов артикуляционного аппарата — артикуляционная гимнастика, которая проводится во второй младшей, средней и старшей группах; 2. Выработка дикции. Дикция — внятное, четкое произношение слов и их сочетаний. Работа над дикцией производится в соответствии с «Программой» детского сада начиная со второй младшей группы (в основном в процессе пения и чтения стихотворений), а в старшей группе выработка внятности произношения выдвигается специальной задачей занятий по развитию речи. Для ее решения в старших группах используют специальные методы и приемы обучения.

. Работа над правильным словопроизношением и словесным (фонетическим) ударением. Иногда ребенок четко произносит все звуки и имеет хорошую дикцию, но допускает ошибки в произношении отдельных слов.

Воспитатель должен знать типичные особенности в словопроизношении детей: в младшем возрасте — сокращение слов («весипед» — велосипед), перестановка и пропуск звуков и слогов («чевряк»— червяк, «коричвенный» — коричневый, «бривточка» — бритвочка), добавление звуков («реблята»— ребята, «иржавая» — ржавая, «игруша» — груша). Знание этих особенностей поможет быстрее исправить ошибки словопроизношения детей.

В старшем возрасте нужно обратить внимание на правильность произношения некоторых трудных слов (ошибки детей: «кофий», «морква», «сандали», «какава», «синитарка», «тролебус», «кокей» — хоккей и др.).

Ребенка иногда затрудняет постановка словесного ударения. Ударение — выделение силой голоса из группы слогов одного слога. Ударение в русском языке является средством различения грамматической формы. При формировании грамматического строя детской речи воспитатель должен также следить за правильной постановкой ударений: коса — косу, кони — коней, коням и др.

4. Работа над орфоэпической правильностью речи. Орфоэпия — совокупность правил образцового литературного произношения. В младшем возрасте ребенок усваивает орфоэпические нормы исключительно практически, в силу подражания. Воспитатель должен предоставить детям образцы устной речи. В старших группах эта задача является составной частью обучения родному языку. Внимание детей этого возраста можно привлекать к сознательному усвоению некоторых правил (произношение отчеств, отдельных иноязычных слов: пионер, шоссе, ателье и др.).

5. Формирование темпа речи и качеств голоса. Легко воспринимаемая, приятная речь характеризуется такими качествами: средним темпом, ритмичностью, умеренной силой и средней высотой голоса. Они могут выступать как постоянные, привычные качества, которые определяют в целом индивидуальность речи. В то же время темп речи и качества голоса должны быть достаточно подвижны и гибки, чтобы выражать отдельные состояния и чувства, т. е. нужно уметь говорить и шепотом, и громко, и медленно, и быстро, и т. д.

Ребенок, особенно младшего возраста, склонен к быстрой речи, делает короткие и неуместные паузы. Воспитатель должен учить детей говорить неторопливо, ритмично, останавливаться в конце фразы, заканчивая интонационно мысль.

Начиная со старшей группы эти задачи несколько усложняются. Педагог учит детей использовать качества голоса как средство выразительности не только в свободной речи, но и при передаче чужих мыслей, авторского текста. Для этого, используя специальные упражнения, развивают гибкость детского голоса, учат ребенка говорить тихо и громко, медленно и быстро, высоко и низко (в соответствии с естественной высотой голоса).

Выразительность речи дошкольника является необходимой характеристикой речи как средства общения, в ней проявляется субъективность отношения ребенка к окружающему. Выразительность возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и чувства, отношения. Выразительность является следствием понимания того, о чем говорится.

Очень важная задача — развитие у ребенка самостоятельности, творческой инициативы при чтении наизусть и пересказе.

со старшими, не следует первым подавать руку.

Больше внимания нужно обращать на выработку правильной позы ребенка в момент публичной речи: отвечая на занятия, он должен повернуться к детям лицом, не загораживать собой пособий, о которых идет речь; выступая со стихотворением или рассказом, не делать лишних движений (не раскачиваться, не переминаться с ноги на ногу, ни на что не облокачиваться и т. д.).

Все эти навыки должны быть прочными.

8. Развитие речевого слуха и речевого дыхания. Ведущим анализатором в усвоении звуковой стороны речи является слух. С развитием ребенка постепенно развиваются слуховое внимание, восприятие шумов и звуков речи. У ребенка старшего дошкольного возраста нужно развить и более высокую ступень речевого слуха — фонематическое восприятие, т. е. умение вычленять звуки в слове, определять их порядок и количество.

Речевое дыхание — одна из основ голосообразования и речи (речь представляет собой озвученный выдох). Задача воспитателя — помочь детям преодолеть возрастные недостатки их речевого дыхания, научить правильному диафрагмальному дыханию

 

2.      Провести д/и на звукобуквенный анализ слова

«Найди гласный звук»

Цель: развитие фонематического слуха, учить детей проводить звуковой анализ слова, находить гласные звуки в слове.

Слово Зонт, Дом, Шапка.

 

 

 

Билет №10

1.      Система работы по формированию звуко и слово произношения в разных возрастных группах.

Обуч-ие звукопроизношения ведется в ДОУ в соответствии с этапами работы над звуками выявленными в логопедии. Их 4:

  1. подготовительный;
  2. становление звуков или постановка звука;
  3. уточнение и автоматизация звуков;
  4. этап дифференциации.

1)Предполагается подготовка анатомо-физиологических основ к звукопроизношению и производству речи. Подразумевается подготовка слухового внимания, реч-го и фонематического слуха, реч-го дыхания, пальцевой моторики. Особое внимание следует уделять деят-ти речевого аппарата и органов артикуляции(языка, губ, щек...). Они зависят от их подвижности и гибкости, от координации движений, силы и точности. Развитию моторики речевого аппарата способствуют различные дидактические игры.

2)Этот этап сложен для детей.  Постановка звуков должна нач-ся с легких по артикуляции звуков и заканчиваться более трудными.  При полном отсутствии звука или его неустойчивом произношении достаточно сфокусировать внимание реб-ка на данном звуке. Этот прием наз-ся постановка звука по подражанию или вызывание звука. Внимание фиксируется на звуке благодаря особому выделению звука в слове- интонированию, т.е. более длительному, усиленному.

3)Автоматизация звука это- введение вновь созданной нервной связи, направленной на звукопроизношение. Направленные в более сложные, последовательные структуры речи-слоги, слова, фразы, связную речь. Работа на этом этапе рассматривается как затормаживание старых, неправильных, динамических стереотипов и выработка новых. Работа требует от восп-ля большой осторожности и постепенности. На этом этапе важно сочетать новый материал, со старым. Необходим контроль за детской речью и контрольные упр-ия.

4)В основе этапа лежит форм-ие дифференцировочного торможения. Работа над дифференц-ей смешиваемых звуков нач-ся тогда, когда оба звука могут быть правильно произнесены реб-ом. Для дифферен-ии звуков эффективен прием сравнения 2-х видов артикуляции и установление различай м/у этими звуками. Занятия пров-ся с использованием наглядного и игрового материала.

Младший дош-ый возр.: методы и приемы обуч.:

  1. показ образца для подражания;
  2. показ артикуляции звука;
  3. подражание детьми образцу;
  4. интонирование звука;
  5. повторение звуков и звукосочетаний детьми;
  6. использование разных игровых приемов;
  7. чтение и разучивание худ-ых произ-ий со звукоподражаниями;8использование наглядного материала.

В структуре занятия выделяют 3 части:

1)постановка учебной задачи, дается показ и объяснение артикуляции звука, ведутся упр-ия в произношении изолированного звука, разуч-ся образные песенки.

2)закрепление произношения нужного звука в слогах, слогах и предложениях. Д.И. с игрушками, игры драматиз., произношение нужного звука в разных позициях.

3)хоровое произношение стишков, потешек, рифмованных слов. Произнесение сопровож-ся с изменением силы голоса и темпа речи, испол-ся упр. на форм-ие фонематического восприятия.

Старший дош-ый возр.: Одной из важных задач яв-ся произношение смешиваемых звуков. Обуч-ие продол-ся в форме занятий. В структуре занятия выделяют 4 части:

 

1 дается показ и объяснения артикуляции трудного звука или сравнение 2-х артикуляционных укладов, при дифференц-ии смешиваемых звуков; дается упр. на произношения этих звуков.
2 звук включ-ся в слова и фразы; упр пров-ся с целью закрепления и дифферен-ии трудных звуков.
3 пров-ся упр на произношение нужного звука в связной речи; практикуется пересказ и чтение коротких рассказов и сказок, рассматр-ие по картинкам на предложенную тему.
4 используется хоровое произнесение скороговорок, чистоговорок, рифмованных строк, потешек и песенок; применяются упр с изменением силы голоса, темпа речи, дикции; практик-ся упр на интонационную выразительность речи, на изменение силы голоса, темпа и ритма речи; примен-ся детский фольклор в разных жанрах.

 

2. Провести д/и на определение количества слогов в слове.
Упражнение «Сосчитай правильно»
Цель: учить считать звуки.
Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.
Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

 

 

 

Билет №11

1.      Особенности усвоения детьми грамматического строя речи русского языка и задачи формирования грамматически правильной речи.

Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умения составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложения.

 

 Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом Александром Николаевичем Гвоздевым.  Ребенок усваивает грамматическую систему родного языка уже к трем годам во всех ее наиболее типичных проявлениях  А. Н. Гвоздев наметил основные периоды в формировании грамматического строя русского языка.

Первый период -- период предложений, состоящих из аморфных словкорней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1 г. З мес. до 1 г. 10 мес.).

Второй период период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматически категорий и их внешнего выражения (от 1 г. 10 мес. до 3 лет).

Третий период -- период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от З до лет). В этот период все в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы. Раньше усваивается система окончаний, позже -- система чередований в основах.

В среднем дошкольном возрасте основное внимание обращается на усвоение морфологической стороны речи:

- согласование слов;

- чередование звуков в основах;

- образование сравнительной степени прилагательных.

Детям помогают осваивать способы словообразования существительных суффиксальным способом, глаголов с помощью приставок. А.Н. Гвоздев указывает, что формирование согласования в роде проходит длительный путь развития и усваивается относительно поздно.

В старшем возрасте дети усваивают предложно-падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение большинства имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, наречий, умеют противопоставлять однородные члены предложения, пользуются противительными союзами. Согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, существительные с числительными; изменяют слова по числам, родам, лицам; правильно употребляют предлоги в речи. Но увеличивается количество грамматических ошибок, таких как неправильное образование формы родительного падежа множественного числа существительных; неправильно согласовываются глаголы с существительными, нарушается структура предложений.

Задачи формирования грамматически правильной речи детей дошкольного возраста:

 

1)Обогащение речи дошкольника грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими) на основе активной ориентировочной деятельности в окружающем мире и звучащей речи.

2)Расширение сферы использования грамматических средств языка в различных формах речи (диалог, монолог) и речевого общения (эмоциональное, деловое, познавательное, личностное).

3)Развитие у детей лингвистического отношения к слову, поисковой активности в сфере языка и речи на основе языковых игр.

4)Исправление грамматических ошибок в устной речи детей.

5)Совершенствование синтаксической стороны речи детей; ознакомление их с некоторыми общеупотребительными словосочетаниями; обучение составлению простых и сложных предложений.

6)Предупреждение грамматических ошибок морфологического порядка – тренировка детей (начиная со 2 – ой мл. гр.) в употреблении трудных морфологических категорий.

 

 

2.      Подобрать д/и на формирование умений составлять рассказ по тематическим картинкам.

Образовательные цели. Обеспечение целостного восприятия картины.

Развивающие цели. Повышение речевой активности детей, формирование умения отвечать на вопросы по картине, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Домашние птицы», развитие творческого воображения.

Воспитательные цели. Воспитание любви и бережного отношения ко всему живому.

Предварительная работа. Наблюдение за повадками птиц во время прогулки, рассматривание альбома с картинками из цикла «Домашние и дикие птицы», отгадывание загадок, разучивание подвижной игры «Наседка и цыплята».

Ход занятия

1. Организационный момент. Дидактическая игра «Кто к нам пришел». Воспитатель показывает игрушку (или картинку) с изображением утки, индюка, утки, петуха, гуся и предлагает вспомнить, как они подают голоса.

2. Рассматривание картины и беседа по ней. – А теперь посмотрите на картину. Кого вы видите на ней? Как можно по другому назвать эту курицу? (наседка, клуша) Почему ее так называют? – Ты знаешь, как появляются на свет цыплята? Расскажи. – Курица – это птица или нет? Курица умеет летать? – Курица домашняя птица или дикая? Почему? - Сколько у наседки цыплят? (много) Чем питается курица? – Каких домашних птиц вы еще знаете? – Продолжи: у курицы - цыплята, у утки - …, у индюшки - …, у гусыни - … . - Чем отличаются цыплята от курицы? - А что у них общего? - Курица-мама, детишки-цыплята. Можно сказать, что это птичья семья? - Кого здесь не хватает? – Кто папа? - В какое время года это происходит? Почему вы так считаете? – Где гуляют курица с цыплятами? – Они спокойно гуляют или встревожены? – Чего они испугались? - Как называется такая погода? - Какое небо? (грозовое) – Какого цвета облака? - Дует ли ветер? – Что еще видно на небе? (молния). – Как курица зовет своих цыплят? (ко-ко-ко) – Как пищат цыплята? (пи-пи-пи) – А как кричит папа-петух? (ку-ка-ре-ку!) – Что растет на лугу? – Сколько здесь ромашек? (много).

 

 

 

Билет №12

 

1.      Методика формирования навыков грамматически правильной речи у детей.

Для формирования грамматически правильной речи используют такие методы: дидактические игры и упражнения; рассказы на слово, в котором дети допускают ошибки; рассказывание по картинкам; чтение стихотворений; составление детьми рассказов на группу слов и на тему, предложенную воспитателем.

Самый эффективный метод формирования грамматически правильной речи - дидактические игры. Дидактические игры самые распространенные в работе детских садов, но воспитатели не всегда правильно подбирают определенную игру с нужной целью.

Дидактические упражнения проводят на занятиях по развитию речи продолжительностью 3-5 минут и в повседневной жизни, их можно включать в содержание отдельных дидактических игр.

Одним из методов формирования грамматически правильной речи есть рассказы, составленные воспитателем. Они должны содержать те слова, в которых дети допускают ошибки. Например, дети ошибаются в слове пианино (на пианине, возле пианины). С целью исправления детей в рассказе, в котором нужное слово употребляется во всех родах.

Во всех возрастных группах проводят непродолжительные по времени упражнения на составление предложений с трудными словами. Этому помогают картинки, предметы.

Учитывая особенности формирования синтаксической стороны речи дошкольников, выделяют следующие задачи, которые должны решаться с помощью упражнений: контроль за правильным построением предложения, закрепление умения пользоваться распространенными предложениями с второстепенными и однородными членами, воспитание умения выражать одну и ту же мысль в разной форме.

Работа над синтаксической стороной речи детей -дошкольников окажет влияние на качество их устной речи, облегчит обучение в школе.

 

2.      Подобрать д/и по формированию навыков выделять ударный слог.

«Мой ударный слог» (в кругу с мячом) — назвать свое имя, разделить его на слоги, определить ударный слог.

 

 

 

Билет №13

 

1.      Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений. Задачи и содержание работы по ознакомлению детей с художественной работой.

Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства. одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Е. А. Флерина отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив.

Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

Формирование у детей правильного, полноценного восприятия художественного произведения является одной из задач воспитателя детского сада.

Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада.

Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом:

1. воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

2. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

3. воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения,

4. улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

 

2.      Подобрать д/и на формирование навыков пересказывания литературных произведений.

  «Собери цепочку».

Цель: Активизировать словарь, учить правильно воспринимать содержание сказки, развивать мелкую моторику, внимание, память.

Оборудование: Картинки с изображением сказок, шнурки.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать сказку, из которой они будут собирать цепочку. Затем дети пересказывают собранную сказку.

 

 

 

Билет №14

1.      Методика чтения и рассказывания литературных произведений детской литературы в разных возрастных группах.

В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги.
Начиная с младшей группы детей подводят к различению жанров. Воспитатель сам называет жанр художественной литературы: «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». Рассказав сказку, воспитатель помогает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Петя-петушок, золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая»), назвать повторяющиеся обращения («Козлятушки - ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!», «Терем-теремок, кто в тереме живет?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»). Помогает запомнить этот материал и научиться повторять его с разными интонациями.
Дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна. Причинами могут быть плохая дикция, неумение правильно произносить звуки. Поэтому надо учить детей четко и внятно произносить звуки, повторять слова и словосочетания; создавать условия для того, чтобы новые слова вошли в активный словарь.
о чем рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям.
В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.
Свое отношение к сказкам, рассказам, басням и стихам дети выражают в рисунке, поэтому сюжеты литературных произведений можно предлагать как темы для рисования.
Рекомендуется использовать творческие задания на подбор сравнений, синонимов, антонимов, на подбор рифмы к слову и словосочетанию из художественного произведения, на продолжение авторского рассказа, на придумывание сюжета сказки, на составление творческого рассказа по потешке, загадке, песенке.

 

2.      Подобрать д/и по знакомству детей с буквой.

  • На что похожа эта буква?

А это – буква Д.

Буква Д – как дом на ножках,

А живет в нем Бабка Ёжка.

  • Выкладывание буквы из палочек, из фасоли.
  • Чтение слогов, слов и предложений да, до, ди, ду, дуб, сад, Дима. Дима дома. У дома дуб.
  • Пропечатать букву Д, д тетради.
  • Прослушать песенку с буквой Д.
  1. Игра «Поймай звук».

Закройте глаза, слушайте слова. Если в слове будет звук д, хлопните в ладошки, а если услышите звук дь – поднимите руку: Даша, Дима, дуб, деньги, диван, судок, подушка, дерево, дорога, сиденье, водичка, ведро.

 

 

Билет №15

 

1.      Особенности восприятия и понимания детьми поэтических произведений. Методика ознакомления с поэзией в д/с.

поэзия пробуждает эмоционально-творческое настроение и эстетические чувства у детей.

Существует много видов поэзии - она может быть повествовательной, лирической или драматической.

В повествовательном  стихотворении рассказывается какая-то история.

Лирическое стихотворение передает мысли и чувства поэта.

В драматической поэме есть действующие лица, и она похожа на театральную пьесу.

В детском саду поэтические произведения:

читают детям для восприятия на слух и работы по их содержанию над выразительностью речи

лирические занятия,

учат стихи наизусть,

драматизируют,

инсценируют,

разыгрывают их содержание (игры по сюжетам литературных произведений)

В каждом из этих видов первостепенное место занимает восприятие поэтического произведения. Существуют некоторые особенности:

1.Интерес к содержанию стихотворения

2.Близость стихотворения детским интересам

3. Интерес к художественному изобразительному творчеству

4. Возможность проявить свои творческие способности (принять участие в празднике, конкурсе)

В младшем возрасте для заучивания используются коротенькие потешки и стихи(А. Барто «Игрушки».)

В среднем возрасте заучивание стихов проводится как специальное занятие или как его часть, где ставится задача запомнить произведение. Рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается объем. В средней группе, особенно в начале года, большое место занимают игровые приемы; используется наглядный материал.

В старшем возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А. С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»).

В подготовительной группе даются для заучивания басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Приемы обучения в основном те же, что и в средней группе, но для лучшего воспроизведения уместно помогать детям создать поэтическое настроение, представить в воображении картины природы или обстоятельства, которым посвящены стихи.

 

2.       Подобрать д/и на развитие восприятия развитие речи.

Я буду называть слова, а ты — ловить в них гласные звуки. Как только ты услышишь слово, в котором есть нужный звук, хлопни в ладоши:

[AAA]: мухА, пух, веник, зАбор, доскА.

[ИИИ]: Игла, редИс, усы, зИма, конь.

[УУУ]: гУсь, рысь, бУсы, весы, пастУх.

[ООО]: Осень, весна, кинО, трава, дОм.

[ЭЭЭ]: компот, чай, Эскимо, зима, ухо, Эхо.

 

 

 

Билет №16

 

1.    Особенности и технология формирования речевого общения детей на разных этапах. Художественно – речевая деятельность детей.

 Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику ребенка, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно.  Подготовка детей к овладению устной речью начинается с первой группы раннего возраста.  
Первый этап – подготовительный (с момента рождения до 1 года). В этот период происходит подготовка к овладению речи. У младенца появляются голосовые реакции в виде крика, плача, они способствуют развитию движений отделов речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного).

Второй этап – преддошкольный (от 2 лет до 3 лет), происходит становление активной речи малыша. Ребёнок внимательно смотрит на артикуляцию взрослого, слушает говорящего и пытается повторить услышанные им слова, самостоятельно проговаривает их в искажённом виде. Первые слова или звукосочетания ребёнка одновременно могут означать и предмет, и просьбу, и чувства. Понять малыша можно только в ситуации. Такую речь называют ситуативная. Например, слово КАША обозначает - ВОТ КАША, ДАЙ КАШУ, ГОРЯЧАЯ КАША; БИ – ВОТ МАШИНА, ХОЧУ МАШИНУ, ЕДУ НА МАШИНЕ, НА САНКАХ и т.д.

Третий этап – дошкольный (от 3 до 7 лет). В этот период развивается навык слухового контроля за собственным произношением звуков, т.е. формируется фонематическое восприятие. Увеличивается словарный запас и к 4 – 6 годам он достигает 3000 – 4000. С 3 до 4 лет ребёнок начинает пользоваться простыми предложениями, после 4 лет появляются сложные предложения, а с 5 лет ребёнок свободно использует в своей речи сложносочиненные и сложноподчинённые предложения; высказывания напоминают короткий рассказ, появляется желание пересказать (рассказать) сказку, поделиться своими впечатлениями, т.е. формируется и совершенствуется связная устная речь.

Четвёртый этап – школьный (от 7 до 17 лет). Это этап сознательного усвоения речи. Ребёнок в 7 лет полностью овладевает звуко – буквенным анализом; усваивает грамматические правила построения высказывания. Появляется новый вид речи – письменная речь.

Разумеется, представленные этапы не могут иметь строгих и чётких границ. Каждый из них плавно переходит в следующий.

Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей.

Задачами художественно-речевой деятельности являются:

- воспитание любви и интереса к художественному слову;

- развитие «чувства языка»;

- формирование восприятия произведений художественной литературы и фольклора в единстве содержания и формы;

- воспитание нравственно-эстетического отношения к персонажам литературного произведения;

- формирование эстетических чувств, радости от знакомства с литературным творчеством;

- развитие желания самому создавать сочинения (сказки, рассказы, стихи, загадки);

- развитие умения пользоваться образными выражениями и разговорной речи;

- воспитание эмоционального отклика и умения дать оценку доступным произведениям искусства;

- формирование культуры речевого общения, являющейся частью воспитания культуры речи.

Понятие художественно-речевой деятельности детей многосоставно, оно включает в себя восприятие детьми произведений художественной литературы и фольклора, ознакомление с простейшими литературными терминами, рассказывание, пересказ сказок, чтение наизусть стихотворений, потешек, освоение образной и выразительной речи и на этой основе возникновение начальных форм словесного творчества. Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей, формируемая в детском саду, становится еже более разнообразной, если она находит закрепление и развитие в семье. Использование литературы в домашних условиях – наиболее доступное средство художественного воспитания. Ребенок с удовольствием рассказывает товарищам в детском саду о том, что узнал из книги, прослушанной дома, а то, что он усвоил в детском саду – дома.

2.    Подобрать д/и на формирование речевого общения детей.

«Разложи картинки и составь рассказ»

Цель: поддерживать интерес детей к рассказыванию, вызывать у детей инициативу самостоятельно придумывать небольшой рассказ по двум сюжетным картинкам. Развивать логическое мышление.

Материал: набор сюжетных парных карточек.

Ход игры.

Педагог предлагает ребенку рассмотреть две карточки и составить по ним рассказ. Если ребенок справился с заданием, то воспитатель говорит ему:

– Подумай, что будет, если карточки поменять местами.

Ребенок меняет карточки местами и внимательно рассматривает их. Воспитатель:

– А теперь попробуй придумать новый рассказ с теми же карточками.

 

 

 

 

Билет №17

 

1.      Подготовка к обучению грамоте в системе работы д/с.

дети дошкольного возраста рано начинают проявлять интерес к учению. Даже если в детском саду и в семье детей не учат читать, некоторые из них все же овладевают чтением, узнают отдельные буквы. Обучаясь самостоятельно, дети нередко начинают читать по буквам, а не по слогам. Так называемое побуквенное чтение крайне нежелательно. Оно затрудняет понимание прочитанного, замедляет темп чтения, ведет к ошибкам на письме. В настоящее время «Программа воспитания в детском саду» предусматривает подготовительную работу к усвоению грамоты, не связанную с заучиванием букв алфавита. Ребенок начинает практически пользоваться родным языком с раннего детства, но он не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С началом обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из отдельных слов, слова - из слогов, слоги - из звуков. Звуки при письме обозначаются буквами. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.

Цель речевого развития детей дошкольного возраста — формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи.

2.      Подобрать д/и на определение звуков.

Найди место звука в слове.

Цель. Упражнять детей в нахождении места звука в слове.

 Оборудование. Карточки  со  схемами  расположения места  звука в словах.

 Ход игры. Каждый ребенок получает карточку.  Логопед показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится  в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова слова,  фишку  ставят в третью клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибок.

 

 

 

Билет № 18

 

 

 1.Особенности восприятия у детей дошкольного возраста. Технология работы с картиной в разных возрастных группах.

Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструирова-ния, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок и т. п. Все эти виды активной деятельности ребенка пронизаны игрой, в которой он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес и переживания.

Игра, по определению А. И. Леонтьева, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, то есть такой деятельностью, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития

Восприятие младшего дошкольника (3-4 года) носит предметный характер, т. е. все свойства предмета, например, цвет, форма, вкус, величина и т. д., не отделяют-ся у ребенка от самого предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их не-раздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а ино-гда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например, трава зеленая, лимон кислый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаружи-вать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его спо-собность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном пред-мете.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: наложе-ния, прикладывания предметов друг к дру-гу, измерения и др. В процессе активного познания ребенок знакомится с разновид-ностями свойств: цветом, формой, величи-ной, характеристиками времени, простран-ства, вкуса, запаха, звука, качества поверх-ности. Он учится воспринимать их прояв-ления, осваивает способы обнаружения, назначения, учится различать их оттенки и особенности. За этот период у него форми-руются представления об основных гео-метрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, овале, прямоугольнике и многоугольнике); о семи цветах спектра, белом и черном; о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине); о про-странстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу); о времени (утро, день, вечер, ночь, время года, часы, мину-ты и др.)особые свойства предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.).

В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) ребенок учится различать разно-видности этих свойств, обнаруживать их сочетание в целостных предметах, описы-вать свойства словами, использовать свой-ства предметов в разных видах деятельно-сти. В это время знания о предметах и их свойствах организуются в систему, которая управляет познавательной активностью ребенкав разных сферах окружающей дей-ствительности: искусстве, природе, обще-нии с людьми. Он осваивает приемы вос-приятия более сложных явлений.

Существуют 3 этапа работы с картиной

1.     Вызвать у детей интерес и желание рассмотреть картину, подготовить их к её восприятию (в мл и ср. группе вопросы, загадки, худ. Слово) , (в ст. и подг. Группах вводная беседа, загадки, вопросы детей, ответы которых они находят на картине)

2.     Создать целостное представление по всей картине и установить связи и отношение (мл и ср. гр. Задаются вопросы от внесенного персонажа), (в ст и подгт. Задаются вопросы по содержанию картины)

3.     Обобщить в монологе представление детей об увиденном на картине (во всех возрастных группах используется образец воспитателя или частичный образец, план рассказа и коллективное рассказывание).

           2.Разработать беседу по картине с детьми дошкольного возраста.

Цели:

1. Развивать умение узнавать и называть время года.

2. Учить детей называть основные признаки весны.

3. Учить детей называть весенние месяцы.

4. Учить детей читать картину, понимать ее содержание, выбирать точные слова для ее описания.

5. Воспитывать любовь к природе.

- Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по картине Исаака Ильича Левитана "Март".

- Посмотрите на картину. Что вы видите на ней?

(Выслушиваются ответы детей).

Обобщение ответов детей:

На картине художник изобразил природу. Голубое небо, еще тонкие без листвы осинки. Птицы еще не прилетели, скворечник пустой. Солнце освещает стену дома, березки. В лесу еще лежит снег.

3. Обучение чтению картины.

- Как называется картина И. И. Левитана? (Март).

- О чем эта картина?

(Эта картина о весне, о марте, о весенней погоде, о начале весны).

- Какое настроение вызывает у вас эта картина?

- Правильно. Возникает чувство радости, что начинается весна. А это всегда приятно и радостно!

- Как удалось художнику показать чувство радости?

(Он изобразил много света, яркое, теплое мартовское солнце, голубое небо).

- Левитан запечатлел не весь дом, а только часть его стены, на которую падают прямые лучи весеннего солнца.

- А еще чувствуется, что купаются в золотистых лучах солнца березки и осинки.

- Что еще дает возможность ощутить чувство радости перед наступлением весны?

- Посмотрите, какой снег на картине?

(Снег под лучами солнца потемнел, осел. На дороге он рыжеватый, пропитан водой. Чистый, белый снег лежит на крыше дома, на крыльце, под деревьями. Вокруг деревьев еще лежат сугробы.)

- Кого еще изобразил художник на этой картине? (Лошадку).

- Что делает лошадка?

- А как вы думаете, почему лошадка стоит?

- Лошадка с санями стоит у крыльца. Она спокойно дремлет на теплом мартовском солнышке. Наверное, она ждет своего хозяина. Ей приятно стоять под ласковыми и теплыми лучами весеннего солнца.

 Вам понравилась картина? Чем?

- Картина И. И. Левитана "Март" радостная. Своей картиной художник заставляет нас понять и полюбить красоту родной природы, которая окружает нас и которую мы так часто не замечаем.

 

                                                                                                                       

 

Билет №19

   

   1.Условия обучения грамоте детей с недоразвитием речи.

 Обучение чтению и письму ведется только на правильно произносимых звуках и словах. Опора на правильное произношение нужна для предупреждения затруднений в различении и выделении звуков из речи и в правильном соотнесении их с соответствующими буквами.Каждый звук изучается вначале на уроках произношения, и лишь после того, как достигнуто правильное произношение и различение его, на уроках чтения и письма проходится соответствующая буква.  Порядок прохождения звуков и букв на уроках грамоты иной, чем в массовой школе. Он подчинен доступности различения звуков на слух и усвоению их в произношении. Темп прохождения всех звуков речи и букв более медленный, чем в массовой школе. Он тесно связан с общим уровнем развития речи детей, и в зависимости от этого его продолжительность может колебаться от четырех до одного месяца. Большое вниманий отводится развитию навыка быстро ориентироваться в звукобуквенном составе слова.

        2.Подобрать дидактическую игру направленную на развитие активного словаря.

Игра «Бывает – не бывает»

Цель: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, их частей, местоположении, функциях.

Содержание: Взрослый говорит предложение, содержащее в себе верное или ошибочное суждение. Дети, в случае необходимости, исправляют ошибку.

Речевой материал:

• По теме «Растения»: яблоко соленое; груши растут на деревьях; помидор красный; дуб высокий; морковь круглая; картофель гладкий; тыква тяжелая;

• По теме «Транспорт»: поезд летает по небу; автобус перевозит людей; корабль плавает по воде; у автомобиля есть кузов и кабина; самолет меньше лодки;

• По теме «Посуда»: в кастрюле жарят; а на сковороде – варят; чашка стеклянная; ложка деревянная; вилка железная; стакан резиновый; у чайника есть носик, ручка и ушко;

• По теме: «Животные»: лиса рыжая; волк злой; заяц смелый; еж пушистый; белка толстая; черепаха быстро бегает; волк живет в лесу; поросенок хрюкает; заяц летает; медведь спит в берлоге; волк спит в дупле;

• По теме «Профессии»: летчик летает; портниха варит суп; рабочий работает в школе; доктор лечит больных; милиционер рисует картины; медсестре нужна метла;

• По теме «Мебель»: кровать мягкая; диван железный; у стула есть ножки и сиденье; шкаф нужен, чтобы складывать вещи; табурет нужен, чтобы на нем лежать.

 

 

 

 

Билет №20

 

          1.Характеристика современных методик обучения чтению.

Фонетический метод – это система обучения чтению, которая основана на алфавитном принципе В основе ее – обучение произношению букв и звуков (фонетике), и когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит сначала к слогам, потом к целым словам.

Метод обучения по кубикам Зайцева. Этот метод предполагает обучение чтению на основе складов. Склад –  это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же одна буква. Пользуясь этими складами, ребенок составляет слова.

Обучение по карточкам Домана. В этом методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребенку несколько раз в день показывается определенное количество карточек с четким проговариванием слов. В итоге ребенок воспринимает и прочитывает слово сразу, и учится читать очень быстро и рано.

Методика Монтессори

По системе Монтессори малыши учатся сначала писать буквы с помощью вкладышей и контурных рамок и только затем изучают буквы. Малыш называет звук (повторяет за взрослыми, а затем обводит контур буквы пальчиком. Далее дети учатся складывать слова, фразы, тексты.

           2.Подобрать д/игру на формирование навыков чтения.

От самой маленькой. На листе бумаги изображены слова с разными размерами букв и ребенок должен прочитать слово от самой маленькой буквы до самой большой. Например: ИАсН, ТКуА

 

 

 

 

Билет №21

 

               1.Рассказывание как средство формирования монологической речи у детей.

Монологическая речь- психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. При обучении детей монологической речи важно учитывать то, что тематика рассказов должна быть близка к опыту детей, понятна для их восприятия и должна быть связана с общими задачами воспитателя. Самое главное чтобы ребёнок осовил завязку (начальный момент развития событий),  развития действия (изображение событий после завязки и до кульминации), кульминацию (высшее напряжение действия в художественном произведении), и развязку (момент в развитии действия художественного произведения.

2.Подобрать дидак.игру направленную на форм.монолог. речи.

Игра «Составь сказку про Машу»

Цель: Составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания.

Описание игры: Воспитатель спрашивает: «Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять.) Что с ней могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то.)

 

 

 

 

 

Билет №22

 

                1.Звуковой аналитико- систематический метод обучения чтению.

Он предполагает последовательное неразрывное озвучивание каждой буквы. В начале воодятся гласные и сонорно-согласные. В этот период дети на коротких по составу словах осваивают способ чтения и письма. Согласно принципам звукового аналитико-синтетического метода соблюдается единство  письма и чтения. Это значит что последовательность обучения такова: на уроке чтение дети усваивают букву, а на уроке письма пишут эту букву и слова с ней.

                2.Подобрать дидик.игру на формирование знаний об однокоренных словах.

«Найди родственников»

Цель: развитие у детей представлений о родственных связях слов, овладение навыком подбора родственных слов, уточнение и активизация словарного запаса.

Ход игры.

Разложите картинки. Предложите детям назвать картинки. Затем попросите для каждой картинки найти пару-картинку, которая называется родственным словом. Подберите пары слов по смыслу, например:

Чай-чайник

Лист-листья

Хлеб-хлебница

Снег-снеговик

Море-моряк

Рыба-рыбак

Картинки помогут проверить выполнения задания. Для того, чтобы установить родство слов, необходимо понимать их, уметь объяснять их значение.

Далее можно предложить детям составить предложения по картинкам. Можно придумать предложения как по отдельным картинкам, так и используя пары родственных слов.

 

 

Билет №23

 

1.Беседа как средство развития диалог.речи. Методика проведения бесед.

Беседа – целенаправленный заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определённую тему. Методические приемы при руководстве беседой сводятся к следующему:

Не давать детям удаляться от главной темы.

Неуклонно вести к конечным выводам.

Не прерывать детей без безусловной необходимости. Относить замечания и поправки к концу.

Не требовать полных ответов. Беседа должна вестись естественно и непринужденно. Краткий ответ, раз он логичен и грамматически верен, может быть убедительнее распространенного.

Не злоупотреблять вопросами. Обходиться без них, если возможно достигнуть той же цели путем краткого указания, напоминания.

Побуждать детей к вопросам.

Привлекать к оценке высказываемых мыслей и их словесного изложения всех детей.

Вызывать соревнование в желании высказаться ясно и изысканно...».

2.Составить план беседы с детьми дошк.возраста.

Тема беседы: Моя семья

План беседы: Введение (Организационно-мотивационный момент, здесь мы заинтересовываем детей нашей темой, чтобы они догадались о чем будет наша беседа), Гимнастика

Основная часть: Беседа по теме, активизация словаря, Динамическая пауза,

Заключительная: Итог занятия, (Рефлексия), что узнали нового или что запомнилось.

Цель:  Продолжение формирования представления детей о семье и её членах.

 

 

 

 

Билет №24

 

 

1.Методические руководства работой по развитию речи детей дошк.возраста.

В основе   системы речевой работы должен лежать комплексный подход, направленный на решение   задач, охватывающих разные стороны речевого развития - фонетическую, лексическую, грамматическую, и на их основе - развитие связной речи.

В обучении надо обращать внимание на все стороны речевого развития.

В словарной работе особое внимание надо уделять семантическому аспекту, используя следующие методы и приемы: подбор синонимов и антонимов к изолированным словам и словосочетаниям; замена слова в словосочетании, подбор наиболее точного слова по смыслу; составление предложений со словами синонимического ряда; составление словосочетаний и предложений разного типа со словами разных частей речи; нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках, скороговорках и в литературных произведениях - сказках, стихах, рассказах; рисование на тему многозначного слова и последующее рассказывание о нарисованном; составление рассказов на самостоятельно выбранную тему.

Задания по словарной работе тесно переплетать с задачами по формированию грамматического строя речи. Необходимо с детьми беседовать о том, что такое описание, сюжетный рассказ. Точность словоупотребления формировать в таких упражнениях, когда дети образовывают слова со смысловыми оттенками увеличительности, уменьшительности, ласкательности.

Каждое занятие и все упражнения должны быть направлены на то, чтобы использовать слово, словосочетание, предложение в связном высказывании, а представление о структуре закреплялось в рассказывании по серии сюжетных картин.

Выявление уровня речевого развития нужно проводить по всем сторонам: фонетической, лексической, грамматической во взаимосвязи с развитием монологической речи.

2.Подобрать д/и на развитие речи у детей дошк.возраста.

Продолжи предложения:

  • Мы включили свет, потому что … .
  • Мама вернулась, чтобы взять зонт, потому что … .
  • Дети надели теплую одежду, потому что … .
  • Щенок громко залаял ,потому что … .
  • Алеша выглянул в окно и увидел … .

 

 

 

 

Билет №25

 

                 1.Иновационные формы организации методич. работы по развитию речи в д/с.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ педагога с незначительными изменениями, рассказы бедны и не выразительны, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. ля формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами используются следующие инновационные методы: здоровьесберегающие технологии, (Гимнастика, Ритмика, Стретчинг)  технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) (Кружковые работы, праздник), использование моделирования при составлении рассказов, ИКТ. . Применение инновационных методов и приёмов помогает детям дошкольного возраста развивать основные психические процессы - память, внимание, образное мышление и сокращает время обучения.

                 2.Провести дидак. игру по развитию речи в д/с.

Дидактическая игра «Какой, какое?»

Цель: учить образовывать имена прилагательные от имен существительных.

Материал: мяч.

Сад и яблоко. Яблоневый сад.

Сад и груша. Грушевый сад.

Груша и варенье. Грушевое варенье.

Персик и сок. Персиковый сок.

Гранат и сок. Гранатовый сок.

Яблоко и пирог. Яблочный пирог.

Яблоко и пюре. Яблочное пюре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

////////////////////////////