Лабораторные методы изучения твёрдых полезных ископаемых (прикладная геология). Программа дисциплины (2016 год)

 

  Главная      Учебники - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторные методы изучения твёрдых полезных ископаемых (прикладная геология). Программа дисциплины (2016 год)

 

 

Содержание
1. Цели и задачи дисциплины
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
3. Требования к результатам освоения дисциплины
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины
5.1 Содержание разделов и тем дисциплины
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с
обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3 Разделы и темы дисциплин и виды занятий
5.4 Перечень лекционных занятий
6.
Перечень семинарских, практических занятий и лабораторных
работ
6.1. План самостоятельной работы студентов
6.2.
Методические указания по организации самостоятельной
работы студентов
7. Примерная тематика курсовых работ (проектов) (при наличии)
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература;
б) дополнительная литература;
в) программное обеспечение;
г) базы данных, поисково-справочные и информационные системы
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
10. Образовательные технологии
11. Оценочные средства (ОС)
2
1.Цели и задачи дисциплины.
Цель:- обеспечить студентам возможность освоить знания и умения в области
современных методов исследования вещественного состава твердых полезных
ископаемых для решения производственных и научных задач в соответствии со
специализацией;
- выработка понимания взаимосвязи физико-химических параметров минеральных
объектов
с
реальной
геолого-геохимической
обстановкой
процессов
минералообразования;
- ознакомить студентов с комплексом применяемых в лабораторных условиях
микроскопических, химических, физических и элементарно-аналитических методов
изучения структуры, состава и свойств минералов;
- развитие представлений о необходимости
комплексирования методов
минералогических
исследований
для
различных
целей.
Задача: ознакомить студентов с особенностями проявления свойств минералов,
связанных с условиями их образования, составом и структуры;
- обучение студентов выбору рационального комплекса минералогических
исследований;
- освоение студентами методик подготовки препаратов, обслуживания методов
исследования, проведения экспериментов и принципов обработки и интерпретации
полученных лабораторных данных.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Курс «Лабораторные методы изучения твердых полезных ископаемыхª входит в
состав базовой части дисциплин профессионального цикла подготовки специалистов по
направлению «Прикладная геологияª и специализации «Геологическая съемка, поиски и
разведка месторождений полезных ископаемыхª и изучается студентами данной
специальности в течение 8 семестра 4-го курса после прохождения курсов
«Минералогияª, «Петрографияª, «Литологияª, «Основы учения о полезных ископаемыхª,
«Математические методы моделирования в геологииª, «Методы диагностики минераловª,
«Геология месторождений золота и алмазовª, «Геохимические методы поисковª.
Для освоения дисциплины обучающийся должен обладать устойчивыми знаниями
по физике, химии, математике и указанным выше дисциплинам в объёме 5 - 7 семестров.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций
специалистовОПК-6; ПК-1, 2, 12, 14; ПСК-1.5.
ОПК-6 - готовность проводить самостоятельно или в составе группы научный
поиск, реализуя специальные средства и методы получения нового знания;
ПК-1
- готовность использовать теоретические знания при выполнении
производственных, технологических и инженерных исследований в соответствии со
специализацией;
ПК-2- способность выбирать технические средства для решения
общепрофессиональных задач и осуществлять контроль за их применением;
ПК-12 - способность устанавливать взаимосвязи между фактами, явлениями,
событиями и формулировать научные задачи по их обобщению;
ПК-14 - способность планировать и выполнять аналитические, имитационные и
экспериментальные исследования, критически оценивать результаты исследований и
делать выводы;
ПСК-1.5
- способность выбирать виды, способы опробования
(рядового,
геохимического, минералогического, технологического) и методы их анализа для
изучения компонентов природной среды, включая горные породы и полезные
3
ископаемые, при решении вопросов картирования, поисков, разведки, технологии
разработки и переработки минерального сырья.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
теоретические основы методов и распространенные методики изучения твердых
полезных ископаемых;
приборно-аппаратурное обеспечение точных минералогических исследований;
методику выделения минеральных концентратов и сепарации минералов
принципы работы аналитической аппаратуры и возможности современных методов
анализа вещественного состава минералов, горных пород и руд;
способы определения оптических, физических, химических свойств рудных
минералов, методику диагностики рудных и нерудных минералов по совокупности
свойств, петрографические свойства твердых полезных ископаемых.
Уметь:
выбирать рациональный комплекс исследований, применительно к задачам
точной диагностики минеральных фаз, их химического состава и структурного состояния,
оценки условий образования, качества или технологических, экологических свойств
минералов и ассоциирующих с ними образований и веществ;
подготовить исходный материал и провести исследования по выбранным
методикам;
оценить природу эффектов, зафиксированных в эксперименте; находить
справочные данные, позволяющие интерпретировать результаты эксперимента;
выявлять и диагностировать различные минералы простейшими методами
лабораторного исследования;
использовать экспериментальные данные при решении поставленных
поисковых и разведочных задач.
Владеть:
навыками подготовки проб к эксперименту, проведения гранулометрического
анализа, выделения мономинеральных фракций и приготовления препаратов для
исследований;
пониманием принципов работы аналитической аппаратуры и возможности
современных методов анализа вещественного состава минералов, горных пород и руд;
проведения валового и локального анализа химического состава методами
атомно-абсорбционной, оптической эмиссионной, рентгенофлуоресцентной
спектрометрии и ИСП-спектрометрии; расшифровки спектров люминесценции;
основами теории отраженного света;
навыками работы с аппаратурой, используемой при проведении
минераграфических исследований, основами минераграфического метода изучения
рудных минералов и понимать его возможности, основами структурного и
парагенетического анализа руд;
владеть шлихо-геохимическим методом;
владеть первичными способами подготовки проб к лабораторно-
технологическим испытаниям.
4
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Всего
Семестры
часов /
2
зачетных
единиц
Аудиторные занятия (всего)
10
10
В том числе:
-
-
-
-
-
Лекции
2
2
Практические занятия (ПЗ)
8
8
Самостоятельная работа (всего)
94
94
Доклады
30
30
СРС - работа с коллекциями шлифов и полировок
30
30
(микроскопические исследования)
Реферат
32
32
Другие виды самостоятельной работы
4
4
Вид промежуточной аттестации (зачет)
Зач.
Зач.
Общая трудоемкость
часы
108
108
зачетные единицы
3
5. Содержание дисциплины
5.1.Содержание разделов и тем дисциплины
Виды подготовки
Самостоя
Оценоч
Разделы и темы
Всего
тельная
ные
часов
работа
средств
а
Лекции
Практические
КСР,
занятия
СРС
Раздел 1. Теоретическая база и общие положения курса и обзор методов
исследований (темы 1 - 3)
1
Тема 1. Цели, задачи
4
1
3
УО
минералогических исследований.
История развития и роль методов
исследования.
2
Тема 2. Методология
3
1
2
УО;
подготовительных работ, виды
минералогического опробования.
3
Тема 3. Классификация методов
15
1
14
УО
изучения состава твердых ПИ
ПРФ;
ПК
Раздел 2. Микроскопические методы изучения руд (темы 4 - 10)
4
Тема 4. Изучение руд в
ЭК;
проходящем свете.
2
2
УО
Иммерсионный метод и
микроструктурный анализ.
5
5
Тема 5.Изучение руд в
11
8
3
ЭК
отраженном свете
УС
(минераграфия).
6
Тема 6. Растрово- электронная
ПРФ;
микроскопия и электронно-
14
14
УО;
зондовый анализ.
7
Тема 7. Лазерные, ионные,
рентгеновские микроанализаторы
(микрозонды)
3
3
УС
8
Тема 8. Атомно-силовая
3
3
РК;
микроскопия.
ПК
9
Тема 9. Радиографический
2
2
КК
метод.
10
Тема 10. Люминисцентный,
2
2
КК
инфракрасный (ИК-метод) и
ультрафиолетовый (УФ) методы.
Раздел 3.Элементарно-аналитические методы изучения минералов в штуфах, шлифах,
шлихах, протолочках и продуктах обогащения (шламе) (темы 11 - 14)
11
Тема 11. Элементарно-
аналитические методы изучения
13
1
12
ПРФ;
минералов в шлихах,
ЭК
протолочках и продуктах
обогащения (шламе)
12
Тема 12. Шлиховой анализ.
ПРФ;
12
12
ЭК
13
Тема 13. Изучение
УС;
микротвердости минералов.
2
2
ЭК
14
Тема 14. Текстурно-структурный
КК
анализ руд в штуфах, шлифах и
2
2
полировках.
Раздел 4. Химические методы анализа руд (тема 15)
15
Тема 15.Обзор методов
химического анализа:
3
3
РК
элементный анализ, изотопный
анализ, анализ химических
соединений и минеральных фаз.
Раздел 5. Физические методы анализа руд (темы 16 - 21)
16
Тема 16. Пробирный метод и
РК
комплексный термический
4
ЭК;
анализ
4
УО
17
Тема 17. Методы изучения ГЖВ
УС;
(газово-жидких включений в
4
4
РК
минералах)
18
Тема 18. Методы рентгеновской
УС
дифракции
3
3
19
Тема 19. Спектральный анализ.
УС;
Полуколичественный и
5
5
РК
количественный анализ.
20
Тема 20. Методы
2
2
УС;
хроматографических
КК
исследований (газовые,
жидкостные, комплексные)
21
Тема 21. Ультразвуковой метод.
1
1
УС;
КК
Раздел 6. Изотопно-геохронологические и изотопно-геохимические методы (тема 22)
6
22
Тема 22. Изотопно-
РК
геохронологические методы (U-
4
4
ПК
Th-Pb, Rb-Sr, K-Ar, Sm-Nd) и
изотопно-геохимические (S, C, O,
Sr, Pb, H) исследования.
Текущий контроль и итоговая
контро
проверочная контрольная по
4
ль
пробам (ПК) и подготовка к
4
зачету
Всего
108
2
10
92
4
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми
(последующими) дисциплинами
Наименование
№ № разделов и тем данной дисциплины, необходимых для
п/п
обеспечиваемых
изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
(последующих)
дисциплин
Структуры рудных
2
6
полей
и
месторождений
Геология россыпных
2
3
месторождений
Геология
2
5
драгоценных
и
цветных камней
5.3. Разделы и темы дисциплины и виды занятий
Наименование раздела и темы
Виды занятий в часах
п/п
дисциплины
Прак..
Лаб.
Лекц.
Сем.
СРС
Всего
зан.
зан.
1
Раздел 1. Теоретическая база и общие
положения курса и обзор методов
2
1
18
21
исследований (темы 1 - 3)
2
Раздел 2. Микроскопические методы
8
29
37
изучения руд (темы 4 - 10)
3
Раздел 3.Элементарно-аналитические
методы изучения минералов в штуфах,
шлифах, шлихах, протолочках и
1
28
29
продуктах обогащения (шламе) (темы
11 - 14)
4
Раздел 4. Химические методы анализа
3
3
руд (тема 15)
5
Раздел 5. Физические методы анализа
19
19
руд (темы 16 - 21)
6
Раздел 6. Изотопно-
геохронологические и изотопно-
4
4
геохимические методы (тема 22)
Итого:
2
10
92 +4контр.108
5.4. Перечень лекционных занятий
№ раздела и темы
Наименование
Трудоемко
Оценочн
Формиру
п/п
дисциплины (модуля)
используемых
сть
ые
емые
технологий
(часы)
средства
компетен
ции
1
2
3
4
5
6
7
Раздел 1. Тема 1. Цели,
Традиционная лекция
1
УО
ОПК-6;
задачи минералогических
с применением
ПК-12
исследований. История
мультимедийного
развития и роль методов
проектора и
исследования
демонстрационных
минерального вещества в
препаратов и
науках о Земле.
приборов.
Раздел 1. Тема 3.
Традиционная лекция
1
УО
ОПК-6;
Классификация методов
с применением
ПК-12
изучения
мультимедийного
(микроскопические,
проектора и
элементарно-
демонстрационных
аналитические,
препаратов и
химические, физические,
приборов.
изотопно-геохимические).
6. Перечень семинарских, практических занятий, лабораторных работ, план самостоятельной
работы студентов, методические указания по организации самостоятельной работы студентов
6.1. Перечень практических занятий
Трудое
Оцено
Форм.
п/
№ раздела и темы
Наименование практических
мкость
чные
компет
п
дисциплины
работ
(часы)
средст
енции
ва
1
2
3
4
5
6
1
Раздел 1. Тема 2.
Дробление в ступках, истирание в
ПК-2;
Методология
чашках, просеивание и
Пр,
ПК-14;
подготовительных работ,
квартование, упаковка и
Д;
ПСК-
виды минералогического
маркировка (1 проба).
1
ПК
1.5
опробования и значение
их результатов для
практики ГРР.
2
Раздел 1.Тема 5.
Изучение полировок (аншлифов)
ПК-2;
Изучение руд в
под микроскопом с зарисовками
ПК-14;
отраженном свете
схем взаимоотношения минералов
8
ЭК,
ПСК-
(минераграфия)
и кратким описанием состава и
ПК
1.5
стадийности формирования (3
полировки).
3
Раздел 3.Тема 11.
Работа с различными видами
ПК-2;
Элементарный анализ
шлиховых проб (отмучивание,
ПК-14;
(гранулометрический
расситовка, взвешивание,
ПРФ;
ПСК-
анализ, магнитная и
магнитная сепарация, разделение
1
ЭК
1.5
электромагнитная
по монофракциям) (1 шлиховая
сепарация; разделение и
проба).
изучение минералов по
плотности в воздушной
среде и тяжелых
жидкостях).
Итого:
10 час.
6.2. План самостоятельной работы студентов
Тема
Вид
Задание
Рек.
ча
не
СРС
литерат
с
д.
ура
ы
1
Тема 1. Цели, задачи
Составить
Описать основные
2
минералогических
краткий конспект
исторические этапы развития
[1] [2];
8
исследований.
и доклад на 10
мин. методов и роль
[3]
История развития и
минут.
российских ученых.
роль методов
исследования.
2
Тема 2. Методология
Подготовить
Описать методику дробления
[1] [2];
2
подготовительных
доклад с
проб в ступках, истирание в
[3]
работ, виды
презентацией
чашках, просеивание и
минералогического
на 10 мин.
квартование, упаковку и
опробования.
маркировку проб.
3
Тема 3.
Написать реферат
Кратко описать
[1] [2];
1
Классификация
и развернутый
микроскопические,
[3]
4
методов изучения
доклад с
элементарно-аналитические,
состава твердых ПИ
презентацией на
химические, физические,
20 минут.
изотопно-геохимические
методы изучения ПИ.
4
Тема 4. Изучение руд
Составить
Описать назначение, цель
[1] [2];
2
в проходящем свете.
краткий конспект
применения иммерсионного
[5]; [7]
Иммерсионный метод
и доклад на 10
метода и порядок и технику
[8];
и микроструктурный
минут.
выполнения
[16]
анализ.
микроструктурного анализа
(федоровского метода)
5
Тема 5.Изучение руд в
Составить
Описать оптическую схему
[1];[2];
3
отраженном свете
краткий конспект
рудного
[3] [4]
(минераграфия).
и доклад на 10
(минераграфического)
[5]; [6]
минут.
микроскопа.
[7] [8];
[15]
[16];
[17]
6
Тема 6. Растрово-
Написать реферат
Описать назначение и
[23];
1
электронная
и развернутый
привести принципиальные
[29];
4
микроскопия и
доклад с
схемы и фото приборов и
[30]
электронно-зондовый
презентацией на
нового оборудования для
[1] [2];
анализ.
20 минут.
современной электронной
микроскопии.
7
Тема 7. Лазерные,
Составить
Описать назначение и
[1] [2];
4
ионные, рентгеновские
развернутый
привести принципиальные
[22];
микроанализаторы
конспект и доклад
схемы и фото приборов и
[23]
(микрозонды)
с презентацией на
нового оборудования для
[27];
15 минут.
лазерных, ионных и
[29];
рентгеновских микрозондов и
[30]
т.п.
8
Тема 8. Атомно-
Составить
Описать назначение и
[23];
2
силовая микроскопия.
краткий конспект
привести принципиальные
[1] [2];
и доклад на 10
схемы и фото атомно-силовых
минут.
микроскопов.
9
Тема 9.
Составить
Описать назначение и
[25] [2];
2
Радиографический
краткий конспект
привести принципиальные
[1];
метод.
и доклад на 10
схемы и фото нового
[28]
минут.
оборудования для проведения
радиографии
10
Тема 10.
Составить
Описать назначение и
[1] [2];
2
Люминисцентный,
краткий конспект
привести принципиальные
[9]; [10]
инфракрасный (ИК-
и доклад на 10
схемы и фото нового
[12];
метод) и
минут.
оборудования для проведения
[13]
ультрафиолетовый
ИК- и УФ-методов.
[18]
(УФ) методы.
[19]
[21]
9
[24];
[32];
11
Тема 11.
Написать реферат
Описать схемы использования
[1] [2];
7
Элементарно-
и развернутый
гранулометрического анализа,
аналитические методы
доклад с
магнитной и
презентацией на
электромагнитной сепарации;
20 минут.
виды разделения и изучения
минералов по плотности.
12
Тема 12. Шлиховой
Написать реферат
Описать содержание
[41] [1]
1
анализ.
и развернутый
полевого и лабораторного
[2];
4
доклад с
этапов работы со шлихом и
презентацией на
картами шлихования;
20 минут.
раскрыть суть специальных
шлихо-геохимических
исследований
13
Тема 13. Изучение
Составить
Описать назначение и
[5] [6];
3
микротвердости
краткий конспект
привести принципиальные
[40]
минералов.
и доклад на 10
схемы и фото нового
[1] [2];
минут.
оборудования для изучения
микротвердости минералов.
14
Тема 14. Текстурно-
Составить
Охарактеризовать виды
[36] [2];
3
структурный анализ
краткий конспект
текстур и структур руд,
[1]
руд в штуфах, шлифах
и доклад на 10
указывающих на наличие
и полировках.
минут.
стадийности рудообразования.
15
Тема 15.Обзор
Составить
Описать суть и назначение
[39]
3
методов химического
краткий конспект
тетриметрического, ионного,
[1] [2];
анализа: элементный
и доклад на 10
кинетического, фазового,
анализ, изотопный
минут.
электрохимического и
анализ, анализ
«мокрогоª силикатного
химических
анализа.
соединений и
минеральных фаз.
16
Тема 16. Пробирный
Составить
Описать назначение и
[26]
4
метод и комплексный
развернутый
привести принципиальные
[1] [2];
термический анализ
конспект и доклад
схемы и фото нового
с презентацией на
оборудования для проведения
15 минут.
пробирного анализа,
термодилатометрии,
термомагнитометрии,
термоволюметрии,
дифференциальной
сканирующей калориметрии.
17
Тема 17. Методы
Составить
Описать назначение и
[35]
4
изучения ГЖВ (газово-
развернутый
привести принципиальные
[1] [2];
жидких включений в
конспект и доклад
схемы и фото нового
минералах)
с презентацией на
оборудования для изучения
15 минут.
газово-жидких включений
(ГЖВ) в минералах
(охарактеризовать методы
гомогенизации, декрепитации
и криометрии)
18
Тема 18. Методы
Составить
Описать
[28]
3
рентгеновской
развернутый
рентгеноструктурный,
[42]
дифракции
конспект и доклад
рентгено-радиометрический и
с презентацией на
рентгенографический методы,
[1] [2];
15 минут.
их характеристики и
аппаратуру.
10
19
Тема 19.
Составить
Описать химико-
[33]
4
Спектральный анализ.
развернутый
спектральный,
[42] [1]
Полуколичественный
конспект и доклад
микроспектральный,
[2];
[9]
и количественный
с презентацией на
рентгено-спектральный,
[20];
анализ.
15 минут
лазерно-спектральный,
[27]
эмиссионную спектрометрию,
[30]
атомно-абсорбционную
спектроскопию,
флоурисцентную
спектрометрию, их
характеристики и аппаратуру.
20
Тема 20. Методы
Составить
Описать назначение и
[38]
3
хроматографических
краткий конспект
привести принципиальные
[1] [2];
исследований
и доклад на 10
схемы и фото нового
(газовые, жидкостные,
минут.
оборудования для проведения
комплексные)
газовой, жидкостной и
комплексной хроматографии.
21
Тема 21.
Составить
Описать назначение и
[37]; [1]
1
Ультразвуковой метод.
краткий конспект
привести принципиальные
[2];
схемы и фото нового
оборудования для проведения
ультразвуковых исследований
22
Тема 22. Изотопно-
Составить
Описать назначение и
[34];
4
геохронологические
развернутый
привести принципиальные
[31]
методы (U-Th-Pb, Rb-
конспект и доклад
схемы и фото нового
[1] [2];
Sr, K-Ar, Sm-Nd) и
с презентацией на
оборудования для проведения
изотопно-
15 минут
изотопно-геохронологических
геохимические (S, C,
исследований
O, Sr, Pb, H)
исследования.
6.3. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов
К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень
требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников
определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных
источников, систематизировать полученную экономическую информацию, давать оценку
конкретной финансовой ситуации. Формирование такого умения происходит в течение
всего периода обучения через участие студентов в практических занятиях, выполнение
контрольных заданий и тестов, написание рефератов и выпускных квалификационных
работ. При этом самостоятельная работа студентов играет решающую роль в ходе всего
учебного процесса.
1. Лекции. На лекциях излагаются лишь основные, имеющие принципиальное
значение и наиболее трудные для понимания и усвоения теоретические и практические
вопросы.
Теоретические знания, полученные студентами на лекциях и при самостоятельном
изучении курса по литературным источникам, закрепляются при выполнении
практических работ, а также при самотестировании.
2. Практические занятия. При решении практических задач обращается особое
внимание на выработку у студентов умения грамотно выполнять и оформлять
документацию, умения пользоваться научно-технической справочной литературой.
Каждый студент должен подготовиться к защите своего решения, разобравшись с теорией
исследуемого явления.
3. Реферат (ПРФ). Выполняется от руки в объеме 14 - 16 страниц на основании
обобщения и обработки 4-х и более литературных (учебных и журнальных) источников и
11
обязательных новых сведений по мировым ценам, почерпнутых из Интернет-ресурса с
приведением схем, графиков и таблиц, раскрывающих суть заданной темы в свете
последних 3 - 5-ти лет.
4. Краткий конспект (КК). Составляется от руки в объеме 4 - 6 страниц на
основании обобщения и обработки 1 - 2 литературных источников с приведением схем,
графиков и таблиц, раскрывающих суть заданной темы.
5.Развернутый конспект (РК). Составляется от руки в объеме 8 - 10 страниц на
основании обобщения и обработки 2 -3-х литературных источников с приведением схем,
графиков и таблиц, раскрывающих суть заданной темы.
6. Доклад (Д). Составляется по теме ранее написанного реферата, развернутого
или краткого конспекта и по указанию руководителя, соответственно, может быть на 1
час; 45, 30, 20 и 10 минут.
7. Устный опрос (УО). Проводится в конце занятия (лекции, практического
занятия, доклада, презентации и т.п.) с целью установления степени усвоения студентами
прослушанного учебного материала.
8. Изучение шлифов и полировок эталонной коллекции руд (ЭК). На
практических и самостоятельных занятиях (СРС) в аудитории (ауд. 217) студенты
изучают минеральный состав руд под рудным микроскопом. В план подготовки к таким
занятиям входит написание краткого конспекта по требуемой теме (объемом 3 - 5
страниц). Непосредственно для занятий по СРС необходимо у преподавателя или
лаборанта (ауд 218) взять ящик с микроскопом и требуемый препарат (шлиф или
аншлиф). После изучения полировки проводится зарисовка интересных пространственно-
временных взаимоотношений минералов по каждой стадии рудообразования. По итогам
изучения проводится составление краткого описания полировки (шлифа) и контрольный
опрос.
9. Проверочная контрольная работа (ПК). Осуществляется закрепление как
отдельных разделов курса (промежуточная контрольная), так и всего изученного
материала по всем темам курса (итоговая контрольная). Она проводится по специальным
(контрольным) полировкам минералов, находящимся в ауд 218. Для промежуточной
контрольной выдается 1 контрольная полировка, для итоговой (семестровой) - 3
полировки.
10. Текущая работа над учебными материалами включает в себя обработку
конспектов лекций путем систематизации материала, заполнения пропущенных мест,
уточнения схем и выделения главных мыслей основного содержания лекции. Для этого
используются имеющиеся учебно-методические материалы и другая рекомендованная
литература.
11. Устное собеседование (УС). Проводится в начале практического занятия с
целью установления степени подготовки студентами домашнего задания, конспекта или
темы СРС.
12. Презентация (Пр). На основе 6 - 8 слайдов и краткого текста
продемонстрировать суть освещаемого доклада.
При подготовке докладов (устных сообщений) следует помнить:
1. Доклад должен быть на ту тему, которая интересна докладчику.
2. Следует определить ключевую идею доклада и чётко её обозначить перед
слушателями.
3. Выделить основную часть и заключение.
4. Использовать визуальные средства: презентации, схемы, графики, короткие
видеоролики и проч.
5. При подготовки презентации:
-
1 слайд - 1 мысль;
-
минимум текста;
-
крупный шрифт;
12
-
использовать диаграммы и графики вместо таблиц;
-
иллюстрации не должны быть слишком сложными;
-
минимум звуковых и анимационных эффектов.
6. Много примеров - это хорошо. Это основной инструмент по воздействию на
аудиторию.
7. Начать доклад можно с обращения к актуальному событию, небольшой истории,
вопроса, интересного факта или цитаты известного лица.
8. Не стоит перегружать доклад цифрами.
9. Не читать текст доклада с листа или из презентации.
10. Следить за временем.
При написании реферата помните, что существуют стандартные элементы
структуры реферата:
- титульный лист;
- содержание;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список использованных источников (списков литературы);
- приложения.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются цель
работы и задачи, подлежащие решению для её достижения, описываются объект и
предмет исследования, информационная база исследования, а также кратко
характеризуется структура реферата.
Основная часть реферата должна содержать материал, необходимый для достижения
поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. При
необходимости текст основной части делится на разделы и подразделы. Заголовка
«ОСНОВНАЯ ЧАСТЬª в содержании реферата быть не должно. Обязательным для
реферата является логическая связь между разделами и последовательное развитие
основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала,
аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части
реферата ссылок на использованные источники.
В заключение логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел
автор реферата в результате его выполнения. Заключение должно кратко характеризовать
решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.
7. Примерная тематика курсовых работ
Нет курсовых работ
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
Основная
1. Современные методы исследования минералов, горных пород и руд: Учебное
пособие
/ под ред. В. В. Гавриленко. Авторы: Г.П.Богданова, Р.Л. Бродская,
В.В.Гавриленко, И.М.Гайдамако, А.И.Глазов, В.В.Доливо-Добровольский, М.В.Морозов,
В.А. Романов, В.В.Смоленский, С.М.Сухаржевский, Л.И.Третьякова, Ю.М.Чащинов,
В.Ю.Эшкин. - СПб.: Санкт-Петербургский горный институт, 1997. - 137 с., ISBN 5-230-
19598-3.
Дополнительная
2. Гинзбург А.И., Кузьмин В.И., Сидоренко Г.А. Минералогические исследования в
практике геологоразведочных работ. - М.: Недра, 1981.- 237 с.
3.Воробьева С. В. Методы лабораторного исследования вещественного состава руд
и диагностические свойства промышленно ценных рудных минералов в отраженном
свете: Учебное пособие. - Томск: Изд-во ТПУ, 2008. - 164 с.
13
4. Афанасьева Е. Л., Исаенко М. П. Технологическая минераграфия. - М.: Недра,
1988. - 225 с.
5.Методы минералогических исследований: Справочник / под ред. А. И. Гинзбурга.
- М.: Недра, 1985. - 480 с.
6.Юшко С. А. Методы лабораторного исследования руд. - М.: Недра, 1984. - 320 с.
7. Лабораторные методы исследования минералов руд и пород / под ред. В. И.
Смирнова. - М.: Изд-во Московского университета, 1975. - 251 с.
8.Эшкин В.Ю., Сальдау Э.П., Абакумова Н.Б. и др. Лабораторные методы
исследования минералов - Л.: Ленинградский горный институт, 1988.- 111 с.
9.Марфунин А.С. Спектроскопия, люминесценция и радиационные центры в
минералах. - М.: Недра, 1975. - 327 с.
10. Таращан А.Н. Люминесценция минералов. - Киев:Наукова думка,1978. - 296 с.
11. Плюсина И.И. Инфракрасные спектры минералов.- М.: Изд-во МГУ, 1977.- 32
с.
12.Матросов И.И., Чистяков В.К., Погорелов Ю.Л. Исследование
термолюминесценции геологических материалов.- Томск: Изд-во Томского ун-та, 1979. -
114 с.
13.Сальников В.Н. Электрофизические свойства горных пород (учебное пособие).
Томск:ротапринт ТПИ, 1977 - 111 с.
14. Изоитко В. М. Технологическая минералогия и оценка руд. - СПб.: Наука, 1997.
- 577 с.
15.Вахромеев С. А. Руководство по минераграфии. - Иркутск: ИГУ, 1956. - 264 с.
16.Волынский И. С. Определение рудных минералов под микроскопом. - М.:
Недра, 1966. - 349 с.
17.Крейг Д., Воган Д. Рудная микроскопия и рудная петрография. М.: Мир, 1983. -
424 с.
18.Ракчеев А.Д. Термолюминесценция минералов и горных пород и ее значение
для геологии // Изв.ВУЗов. Геология рудных месторождений. - 1962. - № 5. - С.11-22.
19. Вотяков С.Л., Крохалев В.Я., Пуртов В.К., Краснобаев А.А. Люминесцентный
анализ структурного несовершенства кварца. - Екатеринбург : УрО РАН, 1993. - 71 с.
20.Вотяков С.Л., Краснобаев А.А., Крохалев В.Я. Проблемы прикладной
спектроскопии минералов. - Екатеринбург.: УИФ”Наука”, 1993. - 236 с.
21.Кузнецов Г.В., Таращан А.Н. Люминесценция минералов гранитных пегматитов.
- Киев:Наукова думка, 1988. - 180 с.
22.Бокий Г.Б., Порай-Кошиц М.А. Рентгеноструктурный анализ. -М.: МГУ, 1964.
23.Гаранин В.К., Кудрявцева Г.П. Применение электронно-зондовых приборов для
исследования минерального вещества. -М.: Недра, 1984.
24.Горобец Б.С., Гафт М.Л., Подольский А.М. Люминесценция минералов и руд. -
М.: ИПК Мингео СССР, 1989.
25. Ермолаев В.А., Похолков Ю.П. и др. Радиография и радиографические ячейки. -
Томск, 1997. - 224 с.
26. Иванова В.П. и др. Термический анализ минералов в горных породах. -Л.:
Недра, 1974.
27.Ишков Ю.М., Рейф Ф.Г. Лазерно-спектральный анализ включений рудоносных
флюидов в минералах. - Новосибирск: Наука, 1990.
28.Михеев В.И. Рентгенометрический определитель минералов. -М.: Изд-во АН
СССР, 1957.
29.Электронно-зондовый микроанализ. -М.: Мир, 1974.
30.Эмиссионно-спектральный анализ в геохимии. -Новосибирск: Наука, 1976.
31.Ядерно-геохимические методы анализа вещества. -Новосибирск, 1976.
32. Болдырев А.И. Инфракрасные спектры минералов.-М.:Недра, 976.-350 с.
14
33.Марзуванов Н.К. Локальный спектральный анализ минералов. - Алма-
Ата, 1969.
34.Рассказов, Сергей Васильевич. Радиоизотопные методы хронологии
геологических процессов [Текст] : учеб. пособие / С. В. Рассказов, И. С. Чувашова ; рец.:
С. П. Примина, С. И. Дриль ; Иркутский гос. ун-т, Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т
земной коры. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2012. - 300 с. : ил. ; 25 см. - Библиогр. в конце глав.
- ISBN 978-5-9624-0689-3. - 12 экземпляров.
35.Вахромеев С.А. Месторождения полезных ископаемых. М.: Недра, 1979. - 288 с.
- 13 экз.
36.Исаенко М.П. Определитель текстур и структур руд. М.: Недра, 1983. -298 с. -12
экз.
37. Черепецкая Е.Б. Разработка лазерно-ультразвукового метода диагностики
структуры и свойств горных пород на образцах. Автореферат диссертации на соискание
степени доктора технических наук. МГГУ: Москва, 2005. - 47 с.
38.Карасек Ф., Клемент Р. Введение в хромато-масс-спектрометрию: Пер. с англ. -
М.: Мир, 1993. - 237 с.
39.Чернышова Н.Н. Основы аналитической химии и химического анализа (для
геологов): учебное пособие / Н.Н. Чернышова, О.А. Воронова; ТПУ: Томск, 2012. -
308 с.
40.Методы оптического исследования минералов. Справочник./ Р.Н. Соболев. М.:
Недра, 1990. - 288 с.
41. Захарова Е.М. Шлиховой метод поисков полезных ископаемых. Учебное
пособие. Москва: Недра, 1989. 160 с.
42.Гурвич М.Ю. Современные методы исследования минералов, горных пород и
руд. Учебное пособие. М.: МГГУ, 2009. - 143 с.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
Наименование
Обоснование для пользования ПО
Срок действия
программного продукта
(Лицензия, договор, счёт, акт или иное)
1.
2GIS 3.16.
Условия использования по ссылке:
бессрочно
2.
7zip 16.04
Условия использования по ссылке:
бессрочно
3.
AdobeReader DC 2015.020
Условия использования по ссылке:
бессрочно
com/en/legal/licenses-
terms/pdf/PlatformClients_PC_WWEULA-
en_US-20150407_1357.pdf
4.
CorelDRAW Graphics Suite
СУБЛИЦЕНЗИОННЫЙ ДОГОВОР №
бессрочно
X7 Education Lic (5-50)
ЦПП/ - _ЛицДоговор_ / 326 от 23 января
2015 г. CorelLicensenumber: 081571
5.
DreamSpark Premium
Сублицензионный договор №
1 год
Electronic Software Delivery
1451_МОС2957_363 от 11.03.2016 с ЗАО
(1 year) Renewal
"Софтлайн Трейд"; Счет №Tr000078065 от
31.03.2016
15
6.
GIMP 2.8.18
Условия использования по ссылке:
бессрочно
7.
Google Chrome 54.0.2840
Условия использования по ссылке:
бессрочно
cy/eula_text.html
8.
Kaspersky Endpoint Security
Форус Контракт№04-114-16 от
1 год
длябизнеса - Стандартный
14ноября2016г KES Счет №РСЦЗ-000147
Russian Edition. 250-499
и АКТ от23ноября 2016г
Node 1 year Educational
Лиц.№1B08161103014721370444
Renewal License
9.
Microsoft Office
Номер Лицензии Microsoft 41251593
бессрочно
Professional 2003 Win32
Russian Academic OPEN No
Level
10.
OfficeProPlus 2013 RUS
СУБЛИЦЕНЗИОННЫЙ ДОГОВОР №
бессрочно
OLP NL Acdmc
ЦПП/ - _ЛицДоговор_ / 326 от 23 января
2015 г. Номер лицензии: 64690378
11.
Microsoft® Office
Номер Лицензии Microsoft 44235644
бессрочно
Professional Plus 2007
Russian Academic OPEN No
Level
12.
Microsoft Windows XP
Номер Лицензии Microsoft 41251593
бессрочно
Professional Russian
Upgrade Academic OPEN
No Level
13.
Microsoft Windows XP
Номер Лицензии Microsoft 41059241
бессрочно
Professional Russian
Upgrade Academic OPEN
No Level
14.
Microsoft® Office Standart
Номер Лицензии Microsoft60642086
бессрочно
2010
15.
Windows 7 Professional
Номер Лицензии Microsoft 60642086
бессрочно
16.
Microsoft Windows Vista
Номер Лицензии Microsoft 42095516
бессрочно
Business Russian Upgrade
Academic OPEN No Level
17.
Mozila Thunderbird 9.0
Условия использования по ссылке:
бессрочно
18.
Mozilia Firefox 50.0
Условия использования по ссылке:
бессрочно
/firefox/
19.
OpenOffice 4.1.3
Условия использования по ссылке:
бессрочно
ml
20.
Opera 41
Условия использования по ссылке:
бессрочно
16
21.
PDF24Creator 8.0.2
Условия использования по ссылке:
бессрочно
22.
Skype 7.30.0
Условия использования по ссылке:
бессрочно
ru/servicesagreement/
23.
VLC Player 2.2.4
Условия использования по ссылке:
бессрочно
24.
КриптоАРМСтарт
Условия использования по ссылке:
бессрочно
content/uploads/comparison.pdf
г) информационно-справочные и поисковые системы:
Интернет-источники:
• ЭЧЗ «Библиотехª https://isu.bibliotech.ru/
• ЭБС «Ланьª http://e.lanbook.com/
• ЭБС «Руконтª http://rucont.ru
• ЭБС «Айбуксª http://ibooks.ru
Электронная библиотека «Интуит.руª
Электронная библиотека «Академияª
«Электронно-библиотечная система Юрайтª
д) базы данных:
1. База данных по месторождениям Мира (проект P. Laznichka): Data Metallogenica
2.База данных и ГИС-карта ГГМ РАН: «Крупные и суперкрупные месторождения
Мираª. Сайт: http: //earth.jscc.ru.
3. Mineral Resources Data System (MRDS). USGS,
2006://mrdata.usgs/gov/website/MRData-World/viewer.htm.
4. World ore deposits database. Porter GeoConsultancy Pty Ltd, 2006 //
www.portergeo.com.au/database/index.asp.
Библиотеки:
1. Научная библиотека МГУ - www.lib.msm.su
2. Электронная библиотека Московского государственного университета экономики,
статистики и информатики (МГУЭСиИ) - www.ibc.mesi.ru
3. Библиотека Санкт-Петербургского университета - www.unilib.neva.ru
4. Научно-техническая библиотека СибГТУ - www.lib.sibstru.kts.ru
5. Российская Государственная библиотека - www.rsl.ru
6. Государственная публичная научно-техническая библиотека - www.gpntb.ru
7. Библиотека естественных наук РАН - www.ben.irex.ru
8. Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы - www.libfl.ru
9. Библиотека Академии наук - www.spb.org.ru/ban
10. Национальная электронная библиотека - www.nel.ru
11. Библиотека ВНИИОЭНГ - www.vniioeng.mcn.ru
12. Всероссийский институт научной информации по техническим наукам (ВИНИТИ)
- www.fuji,viniti.msk.su
17
13. Российская национальная библиотека, г. Санкт-Петербург - www.nlr.ru
е) информационно-справочные материалы:
1.
. Планета Земля (энциклопедический справочник). Том «Минерагенияª / Б.
А. Блюман, Л. И. Красный и др. СПб.: ВСЕГЕИ, 2008. - 680 с.
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Специализированная 217 аудитория, оснащенная коллекциями руд, плакатами и
картами.
1.Эталонная коллекция (340 шт.) образцов (штуфов) руд с 32 месторождений
России, относящихся к промышленным типам МПИ (ауд. 217, шкафы №3 и №4).
2. Эталонная коллекция полировок (280 шт) и шлифов (ауд.218, шкаф №6).
3. Минераграфические микроскопы МИН-8 (14 шт.) (ауд. 218).
4. Рудный микроскоп «Ерговалª (1 шт.) (ауд. 218).
5. Микротвердометр ПМТ-3М (1 шт.) (ауд 218).
6. Проектор, ноутбук.
10.Образовательные технологии:
В программе определена последовательность изучения учебного материала, а
содержание представлено в виде 6 разделов и 22 тем, отражающих целостность курса и
внутренние связи учебного материала в курсе.
Основными видами самостоятельной работы студентов по курсу дисциплины
являются:
написание рефератов;
составление развернутых и кратких конспектов;
подготовка докладов (на 0,2 и 0,1 часа);
разбор эталонной коллекции полировок и штуфов руд по
22 темам СРС
(аудитория 217, шкафы №3 и 4);
выполнение описания полировок и шлифов под микроскопом и выполнение для
них иллюстративных рисунков и фото;
выполнение контрольных работ (промежуточных и итоговой);
- самостоятельная работа над учебными материалами с использованием конспектов
лекций и рекомендуемой литературы;
- перевод материалов из тематических информационных ресурсов с иностранных
языков;
- подготовка презентации докладов;
- выполнение домашних заданий;
- подготовка к контрольным работам;
консультация и подготовка к зачету.
Текущая СРС направлена на углубление и закрепление знаний, развитие
практических умений, закрепление навыков (приемов) диагностики минералов, а так же
для углубленного изучения физических свойств минералов и методов их исследования;
подготовки к выполнению практических работ, оформлению описаний полировок. Во
внеаудиторное время предполагается также закрепление практических знаний путем
изучения справочных пособий и дополнительной литературы по данному курсу.
11. Оценочные средства (ОС):
18
11.1. Оценочные средства для входного контроля
Входной контроль знаний не проводится.
11.2. Оценочные средства для самоконтроля обучающихся:
11.2.1. Проверочный тест по курсу (демонстрационный вариант)
«Лабораторные методы изучения твердых полезных ископаемыхª, направление - 21.05.02
«Прикладная геологияª, для студентов 4-го курса зочного отделения:
Вопрос 1. Что является предметом курса «Лабораторные методы изучения твердых
полезных ископаемыхª ?
1.Верхняя часть земной коры.
2.Месторождения.
3.Перспективные рудные объекты (рудопроявления) и рудоносные
территории.
4. Рудные тела.
5.Образцы руд (штуфы, шлифы, шлихи, аншлифы).
Вопрос 2. Что является задачей курса?
1.Овладение навыками корректного выбора структурных методов
изучения рудных объектов.
2.Получение навыков по организации ГРР.
3.Изучение вопросов генезиса оруденения.
4.Изучение вещественного состава руд.
5.Составление схем ГРР.
Вопрос 3. Аншлиф это:
1.Полировка.
2. Непокрытый шлиф.
3.Большой шлиф.
4.Непрозрачный шлиф.
Вопрос 4. Виды шлихов;
1.Черный
2. Серый.
3.Белый.
4.Сцементированный.
5.Полированный.
Вопрос 5. Иммерсионный метод выполняется для изучения:
1.Твердости.
2.Плотности.
3.Показателя преломления минералов.
4.Двулучепреломления.
5.Отражательной способности кристаллов.
11. 2.2. Примерный перечень тем рефератов:
1. Классификация методов изучения (микроскопические, элементарно-
аналитические, химические, физические, изотопно-геохимические).
2.Растрово- электронная микроскопия и электронно-зондовый анализ.
3.Элементарный анализ (гранулометрический анализ, магнитная и электромагнитная
сепарация; разделение и изучение минералов по плотности в воздушной среде и тяжелых
жидкостях).
4. Шлиховой анализ. Полевые, лабораторные и специальные (шлихо-геохимические)
исследования шлихов.
11.2.3. Перечень вопросов по темам СРС:
19
1.Содержание, цели и задачи курса
2.Терминология курса
3.История курса
4.Правила обогащения проб и выделения мономинеральных фракций
5.Требования к изготовлению полировок (аншлифов)
6. Изотопно-геохронолигические методы.
7.Методы морфометрического описания кристаллов и зерен.
8.Иммерсионный метод
9.Рентгеновские методы исследования минералов
10. Рентгеноструктурный метод.
11.Атомно-абсорбционный анализ.
12.Термический анализ и его разновидности
13.Пробирный метод. Физические основы метода
14.Методы химического анализа, их достоинства и недостатки.
15.Спектральный метод. Принципиальная схема спектральной установки. Принципы
интерпретации спектральных данных и область применения метода
16.Принципиальная схема рудного (минераграфического) микроскопа
17.Комплексные спектроскопические методы
18.Использование спектроскопических методов в минералогии и геохимии
19.Инфракрасная спектроскопия (ИК-метод)
20.Лазерная спектроскопия
21.Спектроскопия УФ-диапазона
22.Люминесцентные методы
23.Фотолюминесценция
24.Термолюминесценция
24.Методы изучения ГЖВ-включений
26.Нейтронно-активационный анализ
27.Атомно-абсорбциоиная спектрометрия
28.Рентгеноспектральный флуоресцентный анализ
29.Рентгенографический анализ
30. Обзор и сравнение лабораторных методов изучения полезных ископаемых.
31.Ионный микроанализ
32.Планирование лабораторного исследования
33.Геохимическое и минералогическое опробование
20
34.Сепарация минералов и минералогический анализ
35.Количественный минералогический (модальный, статистический) анализ горных пород
и руд под микроскопом
36.Количественный спектральный анализ
37.Гранулометрический анализ горных пород и минералов
38.Оценка формы минеральных зерен в горных породах под микроскопом
39.Измерение микротвердости
40. Комплексирование лабораторных методов изучения твердых полезных ископаемых.
41.Комплексный термический анализ
42.Оптическая спектроскопия минералов
43.Оптическая микроскопия
44.Отражательная способность и двуотражение рудных минералов (арсенопирита, пирита,
галенита, золота и др.), операции по их определению;
45.Внутренние рефлексы рудных минералов, способы их оценки и диагностическое
значение;
46.Способы оценки относительной твердости рудных минералов;
47.Диагностические признаки структуры распада твердых растворов на конкретных
примерах (борнит-халькопирит, сфалерит-халькопирит, магнетит-ильменит и др.);
48.Классификация текстур и структур руд и их значение в реконструкции
рудообразующих процессов.
49.Методы газо-жидкостной хроматографии.
50.Ультразвуковой метод.
11.3. Оценочные средства для промежуточной аттестации.
Материалы для проведения текущего и промежуточного контроля знаний студентов:
Вид контроля
Контролируемые темы (разделы)
Компетенции,
п\п
компоненты которых
контролируются
1.
Реферат
Тема 3; Тема 6; Тема 11; Тема 12.
ОПК-1; ПК-1; ПК-12;
проверочный (ПРФ)
ПК-14
с презентацией
2.
Тест
Разделы № 1 - 6
ПК-1; ПК-12
3.
Доклад с
Тема 2; Тема3.5; Тема 6.5
ОК-1; ПК-12; ПК-13
презентацией
4.
Краткий конспект
Тема 1; Тема 4; Тема 5; Тема 8; Тема 9;
ОПК-1; ПК-1; ПК-12;
(КК)
Тема 10; Тема 13; Тема 14; Тема 15; Тема
ПК-14
20.Тема 21.
5.
Самостоятельная
21
работа с
Разделы № 2 - 6
ОПК-1; ПК-1; ПК-4;
написанием
ПСК-1.5
конспектов и
докладов (СРС).
6.
Работы по
гранулометрии и
Темы: 4; 5; 11; 12.
ОПК-1; ПК-1; ПК-2;
микроскопии с
ПК-12; ПК-14; ПСК-
описанием
1.5
полировок (ЭК)
7.
Развернутый
Тема 7. Тема 16. Тема 17. Тема 18. Тема 19.
ОПК-1; ПК-12; ПК-14
конспект (РК) и
Тема 22.
доклад (Д) с
презентацией (Пр)
8.
Контрольная работа
Разделы № 1 - 6
ОПК-1; ПК-1; ПК-2;
и зачет
ПК-12; ПК-14; ПСК-
1.5
Вопросы к зачету
1.Содержание, цели и задачи курса
2.Терминология курса
3.История курса
4.Правила обогащения проб и выделения мономинеральных фракций
5.Требования к изготовлению полировок (аншлифов)
6.Классификация методов минералогического анализа
7.Методы морфометрического описания кристаллов и зерен.
8.Иммерсионный метод
9.Рентгеновские методы исследования минералов
10. Рентгеноструктурный метод.
11.Атомно-абсорбционный анализ.
12.Термический анализ и его разновидности
13.Пробирный метод. Физические основы метода
14.Методы химического анализа, их достоинства и недостатки.
15.Спектральный метод. Принципиальная схема спектральной установки. Принципы
интерпретации спектральных данных и область применения метода
16.Принципиальная схема рудного (минераграфического) микроскопа
17.Комплексные спектроскопические методы
18.Использование спектроскопических методов в минералогии и геохимии
19.Инфракрасная спектроскопия (ИК-метод)
20.Лазерная спектроскопия
22
21.Спектроскопия УФ-диапазона
22.Люминесцентные методы
23.Фотолюминесценция
24.Термолюминесценция
24.Методы изучения ГЖВ-включений
26.Нейтронно-активационный анализ
27.Атомно-абсорбциоиная спектрометрия
28.Рентгеноспектральный флуоресцентный анализ
29.Рентгенографический анализ
30.Электронно-зондовый микроанализ и растровая электронная микроскопия
31.Ионный микроанализ
32.Планирование лабораторного исследования
33.Геохимическое и минералогическое опробование
34.Сепарация минералов и минералогический анализ
35.Количественный минералогический (модальный, статистический) анализ горных пород
и руд под микроскопом
36.Количественный спектральный анализ
37.Гранулометрический анализ горных пород и минералов
38.Оценка формы минеральных зерен в горных породах под микроскопом
39.Измерение микротвердости
40.Шлиховой анализ (виды фракций, техника и способы обработки шлихов)
41.Комплексный термический анализ
42.Оптическая спектроскопия минералов
43.Оптическая микроскопия
44.Отражательная способность и двуотражение рудных минералов (арсенопирита, пирита,
галенита, золота и др.), операции по их определению;
45.Внутренние рефлексы рудных минералов, способы их оценки и диагностическое
значение;
46.Способы оценки относительной твердости рудных минералов;
47.Диагностические признаки структуры распада твердых растворов на конкретных
примерах (борнит-халькопирит, сфалерит-халькопирит, магнетит-ильменит и др.);
48.Классификация текстур и структур руд и их значение в реконструкции
рудообразующих процессов.
49.Методы газо-жидкостной хроматографии.
50.Ультразвуковой метод.
23
24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////