СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ
АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ-500
Устройство системы охлаждения
двигателя ЯМЗ-236
Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с
принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.
Основными агрегатами системы охлаждения являются (рис. 26):
радиатор, водяной насос 8, вентилятор 5, термостаты 3 и
дистанционный термометр.
Во время работы двигателя циркуляция жидкости в системе
охлаждения создается центробежным насосом, приводимым в действие
клиновидным ремнем 7 от шкива 6 коленчатого вала.
Система охлаждения работает следующим образом. Водяной насос 1
(рис. 27) забирает жидкость из нижнего бачка 11 радиатора и
нагнетает ее по каналам в крышке распределительных шестерен в
рубашки 2 и 6 соответственно правого и левого рядов цилиндров.
Далее по каналам каждой из водяных рубашек жидкость поднимается
вверх, омывает наружную поверхность гильз цилиндров и, поглощая
тепло, нагревается. Под напором, создаваемым насосом, жидкость
поднимается выше и поступает в водяные рубашки головок цилиндров
по направляющим отверстиям и в первую очередь к наиболее
нагревающимся местам— выпускным клапанам и стаканам форсунок.
Омывая и охлаждая наружные поверхности камер сгорания, выпускных
трубопроводов, направляющих клапанов и стаканов форсунок,
жидкость дополнительно нагревается.
Из головки цилиндров нагретая жидкость выходит по двум каналам в
водосборные трубопроводы 5, имеющиеся на обоих рядах цилиндров
блока. Из водосборных трубопроводов через термостаты нагретая
жидкость по двум дюритовым (прорезиненным) шлангам поступает в
верхний бачок 9 радиатора, из которого она по трубкам 10
опускается в нижний бачок радиатора. Проходя по трубкам
радиатора, горячая жидкость благодаря большой поверхности
охлаждения отдает тепло потоку воздуха, создаваемому
вентилятором 12.
Охлажденная в радиаторе жидкость вновь нагнетается из
нижнего бачка водяным насосом в водяные
рубашки двигателя.
Когда температура охлаждающей жидкости опускается ниже 70° С, а
также в начале прогрева двигателя, когда температура жидкости
еще не достигла 70° С, термостаты автоматически направляют весь
поток жидкости непосредственно к ,водяному насосу по перепускной
трубке 8 мимо радиатора. При такой циркуляции жидкости с
отключенным радиатором двигатель быстро прогревается за счет
тепла, выделяющегося при сгорании топлива. При повышении
температуры жидкости выше 70° С термостаты открываются, и
жидкость из водосборных трубопроводов поступает снова в
радиатор, а оттуда в водяной насос.
|