Коробка передач мотоциклов Ява-250, Ява-350

  Главная      Книги - Мотоциклы     Мотоциклы "Ява" моделей 250, 353/04, 354/04, 559/02, 559/07 и 360/00. Руководство

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

Коробка передач мотоциклов Ява-250, Ява-350 
 
 
Устройство.  Коробка передач мотоциклов "Ява-250" и "Ява-350" четырехступенчатая, с
промежуточным валом.
Коробка передач (рис. 48) состоит из шлицевого первичного (ведущего) вала 6, вторичного
вала 14, промежуточного вала 13 и установленных на них шестерен. Все шестерни прямозубые.
 
 
 
 
На левом конце первичного вала установлена муфта сцепления 2. Этот вал выполнен как
одно целое с ведущей шестерней первой передачи. Через сквозное отверстие в первичном валу
проходит шток 19 механизма выключения сцепления. В картере левая сторона первичного вала
установлена на шариковом подшипнике. Правый конец первичного, вала вращается в бронзовой
втулке вторичного вала 14, выполненного в виде шестерни с хвостовиком, на шлицах которого
установлена ведущая звездочка 17 задней цепной (главной) передачи. Вторичный вал, в свою
очередь,   установлен   в   картере   на   шариковом   подшипнике,   запрессованном   в   гнезде   стенки
картера.

  




На первичном валу находятся кроме упомянутой шестерни, сделанной с ним заодно, еще
следующие шестерни (считая слева):
1) свободно вращающаяся шестерня 9 второй передачи;
2) шестерня 12 третьей передачи, установленная на шлицах и вращающаяся совместно с
валом.
 
Промежуточный вал выполнен заодно с шестерней постоянного зацепления и установлен на
бронзовых втулках, запрессованных в картере. На промежуточном валу имеются продольные
шлицы.
На промежуточном валу находятся еще следующие шестерни (считая справа):
1) свободно вращающаяся шестерня 11 третьей передачи;
2) шестерня 10 второй передачи, установленная на шлицах и вращающаяся совместно с
валом;
3) свободно вращающаяся на левом конце вала шестерня 8 первой передачи.
 
Пары   шестерен   9   и   10,   11   и   12   находятся   в   постоянном   зацеплении   и   образуют,
соответственно,   каретки   второй   и   третьей   передач.   При   переключении   передач   каретки
перемещаются по шлицам вдоль сапов. Включение отдельных передач, т.е. введение в действие
требуемой пары шестерен, осуществляется при помощи торцевых кулачков, входящих в окна
шестерен, и шлицевых соединений шестерен-кареток с валами.
В механизме переключения передач имеется  фиксирующее устройство, задерживающее
каретки   во   включенном   положении   и   предупреждающее   их   переход   за   пределы   этого
положения.
Коробки   передач   имеет   два   фиксированных   нейтральных   положения   шестерен.   Строго
говоря, шестерни коробки передач имеют одно нейтральное положение, а кулиса механизма
переключения передач фиксирует это положение два раза: один раз между первой и второй
передачами,   а   другой   -   между   третьей   и   четвертой   передачами.   В   нейтральном   положении
между   первой   и   второй   передачами   включатся   сигнальная   лампочка   -   указатель   основного
нейтрального положения.
Шестерни   и   валы   коробки   передач   приведены   на   рис.   49,   а   их   параметры   в
приложении 1.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

Рис. 48. Разрез коробки передач, механизма переключения передач и пускового
механизма:
1 - педаль переключения передач; 2 - муфта сцепления; 3 - звездочка ведущего барабана; 4
- храповая шестерня: 5, 7 и 26 - регулировочные шайбы; 6 - первичный вал; 8 - шестерня первой
передачи;   9   и   10   -   шестерни   второй   передачи;   11   и   12   -   шестерни   третьей   передачи;   13   -
промежуточный вал; 14 - вторичный вал; 15 - сальник; 16 - фетровый сальник; 17 - ведущая
звездочка задней передачи; 18 - втулка; 19 - шток; 20 - втулка механизма выключения; 21 -
гайка; 22 - стопорная шайба; 23 - рычаг; 24 - ролик; 25 – кулачок механизма автоматического
выключения   сцепления;   27   -   резиновый   сальник;   28   -   винт;   29   -   вал   вилок;   30   -   корпус
электрического указателя нейтрального положения в коробке передач; 31 - контакт; 32 - вилки
механизма переключения: 33 - вал механизма переключения передач; 34 - кулиса механизма
переключения;   35   -   пружина;   36   -   возвратная   пружина   пускового   механизма;   37   –   сектор
пускового механизма; 38 - вал педали переключения передач; 39 – сальник.



 


Рис. 49. Шестерни и валы коробки передач:
1 - регулировочная шайба; 2 - ведомая шестерня первой передачи; 3 – ведомая шестерня
второй   передачи;   4   -   ведомая   шестерня   третьей   передачи;   5   -   промежуточный   вал;   6   -
регулировочная шайба; 7 - первичный вал; 8 – ведущая шестерня второй передачи; 9 - ведущая 
шестерня третьей передачи; 10 – второй вал; 11 - ведущая звездочка задней цепной передачи; 
12 - сальник; 13 - стопорная шайба; 14 - гайка звездочки.





 
Профилактическое обслуживание.  Масло для заправки коробки передач выбирается в
зависимости от температуры окружающего воздуха: чем выше температура, тем более вязкое
масло должно быть в коробке передач, и наоборот.
При   температуре   воздуха   в   пределах   15-25°С   для   коробки   передач   целесообразно
применять  автотракторные  масла  марок   ЛСн-10;   АКЗп-10;  АЕп-Ю,  а   в  очень  жаркое   время
более вязкие масла, например марок МС-20, МК-22.


 


 
При   минусовой   температуре   окружающего   воздуха   применяются   масла   с   низкой
температурой застывания, например МК-8 с температурой застывания -55°С или автотракторное
масло марки АКЗп-6, имеющее температуру застывания -40°С. Замена масла производится в
период обкатки двигателя после пробега мотоцикла 500 км, затем после 1500 км и после 3000
км, последующие после пробега 3000-5000 км.
При замене масла в коробке передач старое масло из нее нужно сливать после возвращения
из поездки, когда оно еще теплое. Теплое масло быстрее и лучше вытекает и уносит с собой
больше находящихся в нем частиц металла. Для ускорения выливания масла из коробки передач
при сливе масла пробка наливного отверстия должна быть вывернута.
Для   контроля   осадка   в   слитом   масле   масло   следует   сливать   в   какую-нибудь   емкость.
Например, если обнаружатся крупные (сколотые) частицы металла, это послужит сигналом о
ненормальной работе коробки передач.
Коробку   передач   перед   заливкой   свежего   масла   необходимо   промыть.   Для   промывки
коробки передач мотоцикл должен быть установлен на подставку, а отработанное масло слито.
Для   промывки   в   коробку   заливают   1-1,5   л   промывочного   масла   (жидкого),   например
веретенного. После поочередного включения всех передач с выдержкой в течение 5-10 с на
каждой (при работающем двигателе) масло нужно слить в специальную емкость, для того чтобы
после отстаивания использовать его вновь.
Чтобы   полностью   слить   промывочное   масло,   необходимо   найти   такое   положение
мотоцикла, при котором сливное отверстие находилось бы в низшей точке полости картера, для
чего под подставку мотоцикла подкладывают какие-нибудь плоские предметы и поднимают или
опускают   заднее   колесо.   Если   при   сливании   масла   мотоцикл   будет   наклонен   вбок,   то
промывочное масло может остаться в коробке, Этого допускать нельзя.
При отсутствии промывочного масла можно использовать масло, заливаемое в коробку
передач   для   работы,   но   предварительно   нагретое   до   80-90°С.   Если   масло   для   промывки
заливается холодное, то, прежде чем сливать его, следует проехать на мотоцикле 5-10 км так как
промывка неразогретым маслом не дает нужных результатов.
После промывки в коробку передач заливается масло одной из рекомендованных марок в
зависимости от температуры окружающего воздуха. Уровень залитого масла должен доходить
до контрольного отверстия в левой крышке картера. Неисправности коробки передач. Стуки
(треск) при включении передач возникают при неправильно отрегулированном сцеплении и при
неумелом   переключении   передач   или   в   результате   износа   деталей   коробки   передач
(выкрашивание   и   поломка   кулачков,   шлицев   валов   и   зубьев   шестерен).   Исправная   коробка
должна работать бесшумно.
Затрудненное включение первой передачи при трогании с места может происходить по
следующим причинам:
1) неправильно отрегулировано сцепление;
2) велики обороты холостого хода двигателя;
3) повреждена кулиса и собачки механизма переключения;
4) неумелое, грубое включение передачи (включать первую передачу нужно плавным, но
энергичным движением рычага, а не резкими многократными толчками).
 
Затрудненное включение и самопроизвольное выключение передач на ходу мотоцикла (а
также   и   на   месте)   происходит   при   большом   износе   механизма   переключения,   кулачков
шестерен и других деталей коробки передач.
Если включение передач производится с приложением значительных усилий или имеет
место   самопроизвольное   выключение   передач   при   нормально   отрегулированном   сцеплении,
необходимо разобрать сцепление и пусковой механизм, вынуть и осмотреть вал переключения
передач и видимую часть кулисы механизма переключения. При отсутствии следов скалывания
металла на собачках и пазах кулисы необходимо разобрать картер двигателя для обнаружения и
устранения неисправности. Обычно это бывает либо сильный износ деталей коробки передач,
либо   деформация   вала   вилок,   либо   большой   осевой   люфт   промежуточного   или   первичного
валов. Изношенные и деформированные детали следует заменить.


 
Течь масла является одной из распространенных неисправной коробки передач. Она может
быть в следующих местах:



в плоскости стыка левой крышки и картера из-за повреждения прокладки или
торцовых   поверхностей   крышки   и   картера,   появившихся   в   результате
неаккуратной   разборки   двигателя.   Течь   устраняется   заменой   прокладки,   а
испорченную   поверхность   крышки   или   картера   следует   восстановить
нитрокраской, эпоксидным или другим клеем с металлическим наполнителем;
в уплотнительных узлах ведущей звездочки задней передачи, штока механизма
выключения сцепления и вала рычага переключения передач в результате износа
сальников или при излишнем количестве масла в коробке передач. В этом случае
течь устраняется установкой нормального уровня масла в коробке передач или
заменой сальников при их износе или повреждении.














 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..