Устройство. Коробка передач мотоциклов "Ява-250" и "Ява-350"
четырехступенчатая, с
промежуточным валом.
Коробка передач (рис. 48) состоит из шлицевого первичного (ведущего)
вала 6, вторичного
вала 14, промежуточного вала 13 и установленных на них шестерен. Все
шестерни прямозубые.
На левом конце первичного вала установлена муфта сцепления 2. Этот вал
выполнен как
одно целое с ведущей шестерней первой передачи. Через сквозное отверстие
в первичном валу
проходит шток 19 механизма выключения сцепления. В картере левая сторона
первичного вала
установлена на шариковом подшипнике. Правый конец первичного, вала
вращается в бронзовой
втулке вторичного вала 14, выполненного в виде шестерни с хвостовиком,
на шлицах которого
установлена ведущая звездочка 17 задней цепной (главной) передачи.
Вторичный вал, в свою
очередь, установлен в картере на шариковом подшипнике,
запрессованном в гнезде стенки
картера.
На первичном валу находятся кроме упомянутой шестерни, сделанной с ним
заодно, еще
следующие шестерни (считая слева):
1) свободно вращающаяся шестерня 9 второй передачи;
2) шестерня 12 третьей передачи, установленная на шлицах и вращающаяся
совместно с
валом.
Промежуточный вал выполнен заодно с шестерней постоянного зацепления и
установлен на
бронзовых втулках, запрессованных в картере. На промежуточном валу
имеются продольные
шлицы.
На промежуточном валу находятся еще следующие шестерни (считая справа):
1) свободно вращающаяся шестерня 11 третьей передачи;
2) шестерня 10 второй передачи, установленная на шлицах и вращающаяся
совместно с
валом;
3) свободно вращающаяся на левом конце вала шестерня 8 первой передачи.
Пары шестерен 9 и 10, 11 и 12 находятся в
постоянном зацеплении и образуют,
соответственно, каретки второй и третьей передач. При
переключении передач каретки
перемещаются по шлицам вдоль сапов. Включение отдельных передач, т.е.
введение в действие
требуемой пары шестерен, осуществляется при помощи торцевых кулачков,
входящих в окна
шестерен, и шлицевых соединений шестерен-кареток с валами.
В механизме переключения передач имеется фиксирующее устройство,
задерживающее
каретки во включенном положении и предупреждающее их
переход за пределы этого
положения.
Коробки передач имеет два фиксированных нейтральных
положения шестерен. Строго
говоря, шестерни коробки передач имеют одно нейтральное положение, а
кулиса механизма
переключения передач фиксирует это положение два раза: один раз между
первой и второй
передачами, а другой - между третьей и четвертой
передачами. В нейтральном положении
между первой и второй передачами включатся сигнальная
лампочка - указатель основного
нейтрального положения.
Шестерни и валы коробки передач приведены на рис. 49,
а их параметры в
приложении 1.
Рис. 49. Шестерни и валы коробки передач:
1 - регулировочная шайба; 2 - ведомая шестерня первой передачи; 3 –
ведомая шестерня
второй передачи; 4 - ведомая шестерня третьей передачи;
5 - промежуточный вал; 6 -
регулировочная шайба; 7 - первичный вал; 8 – ведущая шестерня второй
передачи; 9 - ведущая
шестерня третьей передачи; 10 – второй вал; 11 - ведущая звездочка
задней цепной передачи;
12 - сальник; 13 - стопорная шайба; 14 - гайка звездочки.
Профилактическое обслуживание. Масло для заправки коробки
передач выбирается в
зависимости от температуры окружающего воздуха: чем выше температура,
тем более вязкое
масло должно быть в коробке передач, и наоборот.
При температуре воздуха в пределах 15-25°С для коробки
передач целесообразно
применять автотракторные масла марок ЛСн-10; АКЗп-10; АЕп-Ю,
а в очень жаркое время
более вязкие масла, например марок МС-20, МК-22.
При минусовой температуре окружающего воздуха применяются
масла с низкой
температурой застывания, например МК-8 с температурой застывания -55°С
или автотракторное
масло марки АКЗп-6, имеющее температуру застывания -40°С. Замена масла
производится в
период обкатки двигателя после пробега мотоцикла 500 км, затем после
1500 км и после 3000
км, последующие после пробега 3000-5000 км.
При замене масла в коробке передач старое масло из нее нужно сливать
после возвращения
из поездки, когда оно еще теплое. Теплое масло быстрее и лучше вытекает
и уносит с собой
больше находящихся в нем частиц металла. Для ускорения выливания масла
из коробки передач
при сливе масла пробка наливного отверстия должна быть вывернута.
Для контроля осадка в слитом масле масло следует
сливать в какую-нибудь емкость.
Например, если обнаружатся крупные (сколотые) частицы металла, это
послужит сигналом о
ненормальной работе коробки передач.
Коробку передач перед заливкой свежего масла необходимо
промыть. Для промывки
коробки передач мотоцикл должен быть установлен на подставку, а
отработанное масло слито.
Для промывки в коробку заливают 1-1,5 л промывочного
масла (жидкого), например
веретенного. После поочередного включения всех передач с выдержкой в
течение 5-10 с на
каждой (при работающем двигателе) масло нужно слить в специальную
емкость, для того чтобы
после отстаивания использовать его вновь.
Чтобы полностью слить промывочное масло, необходимо найти
такое положение
мотоцикла, при котором сливное отверстие находилось бы в низшей точке
полости картера, для
чего под подставку мотоцикла подкладывают какие-нибудь плоские предметы
и поднимают или
опускают заднее колесо. Если при сливании масла мотоцикл
будет наклонен вбок, то
промывочное масло может остаться в коробке, Этого допускать нельзя.
При отсутствии промывочного масла можно использовать масло, заливаемое в
коробку
передач для работы, но предварительно нагретое до
80-90°С. Если масло для промывки
заливается холодное, то, прежде чем сливать его, следует проехать на
мотоцикле 5-10 км так как
промывка неразогретым маслом не дает нужных результатов.
После промывки в коробку передач заливается масло одной из
рекомендованных марок в
зависимости от температуры окружающего воздуха. Уровень залитого масла
должен доходить
до контрольного отверстия в левой крышке картера. Неисправности коробки
передач. Стуки
(треск) при включении передач возникают при неправильно отрегулированном
сцеплении и при
неумелом переключении передач или в результате износа
деталей коробки передач
(выкрашивание и поломка кулачков, шлицев валов и зубьев
шестерен). Исправная коробка
должна работать бесшумно.
Затрудненное включение первой передачи при трогании с места может
происходить по
следующим причинам:
1) неправильно отрегулировано сцепление;
2) велики обороты холостого хода двигателя;
3) повреждена кулиса и собачки механизма переключения;
4) неумелое, грубое включение передачи (включать первую передачу нужно
плавным, но
энергичным движением рычага, а не резкими многократными толчками).
Затрудненное включение и самопроизвольное выключение передач на ходу
мотоцикла (а
также и на месте) происходит при большом износе
механизма переключения, кулачков
шестерен и других деталей коробки передач.
Если включение передач производится с приложением значительных усилий
или имеет
место самопроизвольное выключение передач при нормально
отрегулированном сцеплении,
необходимо разобрать сцепление и пусковой механизм, вынуть и осмотреть
вал переключения
передач и видимую часть кулисы механизма переключения. При отсутствии
следов скалывания
металла на собачках и пазах кулисы необходимо разобрать картер двигателя
для обнаружения и
устранения неисправности. Обычно это бывает либо сильный износ деталей
коробки передач,
либо деформация вала вилок, либо большой осевой люфт
промежуточного или первичного
валов. Изношенные и деформированные детали следует заменить.
Течь масла является одной из распространенных неисправной коробки
передач. Она может
быть в следующих местах:
в плоскости стыка левой крышки и картера из-за повреждения прокладки или
торцовых поверхностей крышки и картера, появившихся в
результате
неаккуратной разборки двигателя. Течь устраняется заменой
прокладки, а
испорченную поверхность крышки или картера следует
восстановить
нитрокраской, эпоксидным или другим клеем с металлическим наполнителем;
в уплотнительных узлах ведущей звездочки задней передачи, штока
механизма
выключения сцепления и вала рычага переключения передач в результате
износа
сальников или при излишнем количестве масла в коробке передач. В этом
случае
течь устраняется установкой нормального уровня масла в коробке передач
или
заменой сальников при их износе или повреждении.