МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ЗИЛ-130

  Главная      Учебники - Двигатели     Автомобильный двигатель ЗИЛ-130 (А. М. Кригер) - 1973 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

 

 

МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ЗИЛ-130

 

 

 КОНСТРУКЦИЯ

В двигателе ЗИЛ-130 применено верхнеклапанное газораспределение с нижним (в блоке) расположением распределительного вала.

Компоновка механизма газораспределения показана на рис. 33.

Распределительный вал 1, размещенный в развале между цилиндрами, имеет пять опор (сталебаббитовые втулки). Он приводится во вращение от коленчатого вала с помощью двух цилиндрических косозубых шестерен. Толкатели 2 через штанги 3 и коромысла 8 приводят в движение клапаны 9- Коромысла клапанов каждого ряда цилиндров установлены на общей оси 6, расположенной на головке 4 блока в стойках 5. Болты 7 крепления стоек оси коромысел являются одновременно и болтами крепления головки блока. В продольном направлении коромысла фиксируются с помощью распорных пружин. Через внутреннее отверстие оси коромысел диаметром 13 мм подводится масло для смазки коромысел.

Распределительный вал кованый, материал — сталь 45.

Опорные шейки вала имеют достаточно большие диаметры (45— 51 мм); твердость поверхности шеек HRC 23—27. Рабочую поверхность кулачков закаливают т. в. ч. до твердости IIRC 48—60. Структура закаленного слоя троостомартенситная.

Средняя опорная шейка является дозирующим элементом в системе смазки коромысел, осуществляющим пульсирующую

 

подачу масла в их оси. На заднем конце распределительного вала нарезана винтовая шестерня привода масляного насоса и распределителя.

Осевое перемещение распределительного вала воспринимается упорным подшипником, состоящим из упорного фланца, дистанционного кольца и торцовых поверхностей передней опорной шейки

и шестерни привода распределительного вала. Упорный фланец стальной закаленный. Твердость рабочей поверхности HRC 48—60. Для ускорения приработки фланец фосфатируют. Толщина фланца 4,8_0,048 мм.

Осевой зазор между упорным фланцем, шестерней и передней опорной шейкой распределительного вала выбран в пределах 0,08—0,21 мм. Этот зазор создается с помощью дистанционного кольца, установленного между шестерней и передней опорной шейкой. Толщина кольца 5,0lo!i2 мм- Для уменьшения износа деталей упорного подшипника в зазор между упорным фланцем и передней опорной шейкой подается смазка под давлением из переднего подшипника распределительного вала.

Распределительный вал в эксплуатации имеет незначительный износ. Обследование двигателей ЗИЛ-130 после длительной эксплуатации показало, что долговечность опорных шеек и кулачков распределительного вала значительно превышает 200 тыс. км. Опорные шейки его после пробега автомобилем более 200 тыс. км имеют средний максимальный износ не более 0,013 мм, впускные и выпускные кулачки — в пределах 0,090—0,094 мм. Из опорных шеек больше всех изнашивается третья. Ее износ примерно на 25% выше среднего износа шеек одного вала. Поскольку подача масла в головки блока осуществляется через эту шейку, вероятность попадания абразивных частиц в ее подшипник значительно больше, чем в подшипники остальных шеек. Масло, находящееся в каналах средней опорной шейки, при вращении вала центрифугируется и твердые абразивные частицы направляются в зазор между шейкой и подшипником.

Условия работы впускных и выпускных кулачков распределительного вала различны. Впускной кулачок поднимает впускной

 

клапан, масса которого составляет 135 г. Выпускной клапан примерно на 35% легче впускного, но на выпускной кулачок действует сила, обусловленная давлением газов в цилиндре в момент начала выпуска. Несмотря на эти различия, износы впускных и выпускных кулачков оказались практически одинаковыми. На износ кулачков влияет уменьшение теплового зазора между торцом клапана и носиком коромысла вследствие износа посадочной фаски седла клапана.

Если этот зазор своевременно не регулировать, то при достаточно больших износах фаски седла он может исчезнуть. В этом случае на кулачок будет действовать постоянная нагрузка от силы предварительной затяжки пружины клапана; толкатель будет работать не только по профилированной части кулачка, но и по затылочной (цилиндрической) его части. При этом нарушаются условия смазки рабочих поверхностей кулачка и толкателя. В результате этого на соприкасающихся поверхностях толкателя и кулачка появляются риски и задиры, а износ указанных поверхностей катастрофически возрастает. Такому износу подвержены главным образом выпускные кулачки, поскольку изнашиваются только седла выпускных клапанов, работающие при высокой температуре и больших нагрузках. На впускных кулачках риски и задиры не появляются, так как рабочие фаски седел впускных клапанов практически не изнашиваются.

 

 

Рис. 33. Компоновка механизма газораспределения двигателя ЗИЛ-130

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..